Сказки индейцев Северной Америки: сравнительный анализ
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кубанский Государственный университет»
Факультет истории, социологии и международных отношений
Кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии
ЭССЕ
СКАЗКИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Выполнила: студентка 2 курса
направление 035300.62 Искусства и гуманитарные науки
Шрамова М. С.
Научный руководитель:
к.и.н., доцент Перенижко О.А.
Краснодар, 2014
Феномен сказки является весьма загадочной темой исследования, так как устное народное творчество более других видов искусства подвержено изменениям и искажениям смысла под влиянием меняющихся факторов социокультурной среды. Тем не менее, рассматривая большие комплексы текстов и сравнивая их, мы можем предположить соответствия между, казалось бы, географически отдаленных между собой народов, например, между индейцами Северной Америки и кочевыми племенами, населяющими евразийское пространство. Углубившись в историю заселения Америки эти соответствия становятся отнюдь не случайными, так как, предположительно, именно эти племена двинулись через Берегов пролив в Америку.
Таким образом, сказки и легенды могут восприниматься не только как порождение сознания и фантазии древнего человека, но и как источники древней истории миграции племён.
Для установления соответствия между разными комплексами рассказов применяется метод сравнения мотивов.
В североамериканском комплексе мотивов выделяются следующие наиболее повторяющееся:
·Брошенный выживает и торжествует
Такие предания с различными деталями и вариацией сюжета рассказывают по всей территории Северной Америки, Евразии, хотя в Южной Америке мотив очень плохо представлен. В основном сюжете мотива люди оставляют мальчика, девочку, сестру с братом, девушку или супругов одних в покинутом селении без огня или изгоняют их. Покинутый, стараясь выжить, добывая себе еду, обнаруживает у себя сверхъестественные способности или находит себе сверхъестественных покровителей, помогает своему народу, либо наоборот, наказывает его.
·Подражание
Следующий мотив известен далеко за пределами Америки, что говорит о его архаичности:
·Ныряльщик
Этот мотив является космологическим и рассказывает о сотворении мира у многих народов, в т.ч. известен и у славян (легенда об утке, достающей землю из-под вод мирового океана). В легенде гуронов землю достаёт со дна океана Жаба, у делаваров ныряльщиками выступают черепаха, ондатра, гагара; ныряльщик в виде водоплавающей птицы известен у юкагиров, догриб, нутка, квакиутль и др. У индейцев Северной Америки к западу от континентального водораздела мотив слабо представлен, либо вообще отсутствует.
·Мнимый покойник
Персонаж притворяется мертвым, чтобы осуществить своё тайное желание. Например, супруга оставляет персонажа на месте погребения, ночью он уходит к любовнице. Этот мотив не представлен в Сибири, зато хорошо известен в Центральной и Западной Европе (жена Соломона). Образ широко распространен по всей Северной Америке (племена танайна, тлинкиты, квакиутль и др.) , редко встречается в Южной.
·Фигура на лунном диске
Индейцы северо-западного побережья видели в ней фигуру человека, шедшего за водой (женщина или девочка с ведром), для юкагиров, дакота, индейцев Мексики образ складывался в силуэт кролика или зайца. Зооморфные силуэт известен также у коряков, чукчей, эвенов, эвенков, и даже японских айну, что говорит о распространенности образа среди евразийских и азиатских народов.
·Магическое бегство
Сюжет заключается в том, что убегая некий персонаж бросает позади себя предметы, которые превращаются для преследующих в препятствия. Среди магических предметов часто упоминается гребень, который превращается в густую чащу. Этот мотив распространен у юкагиров, японцев, удэгейцев, в Северной Америке среди племён атна, хайда, квакиутль, оджибве, черноногих и др.
·Нога-мост
Мотив чрезвычайно распространен в Сибири, Северной Америке, но почти не встречается в Южной. Сюжет заключается в том, что персонаж протягивает свою ногу или шею через водную преграду, преследуемые переходят через мост, а преследующий падает в воду, когда персонаж убирает свой мост. В североамериканских версиях этот персонаж обычно Журавль или другая водная птица, тогда как в сибирских версиях зооморфность персонажа в многом утратилась.
·Спор о времени
Очень разнообразный мотив, поскольку имеет отношение к календарю и календарной обрядности.
В споре определяется продолжительность большого периода времени (сколько месяцев в зиме или в году, дней в месяце, часов в тёмном времени суток; должны ли свет и тепло сменять холод и тьму etc.). Например, северные атапаски татлан рассказывают сказку о дикобразе, который хочет зиму длиной в пять месяцев, загибая свои пять пальцев, с ним спорит бобр, который хочет столько зимних месяцев, сколько царапин и трещин у него на хвосте. В ответ дикобраз откусывает себе один палец, говоря о том, что зиме теперь будет предоставлено лишь четыре месяца, бобр пугается и признаёт своё поражение. У алгонкинов меномини существует следующая легенда: медведь хочет вечную ночь, бурундук поровну зимних и летних месяцев, числом равным полоскам у него на теле. Бурундук и медведь спорят, каждый выкрикивая своё мнение, но медведь случайно выкрикивает «День!» и Бурундук выигрывает.
Алтайцы рассказывают такую версию сказки: звери собираются вместе, чтобы установить длину года, медведь предлагает год в сто месяцев, в месяце 100 дней. Все настороженно замолкают, но в конце прибегает ласка, опоздавшая на собрание, которая говорит, что ни один зверь не проживет такой век, в итоге год устанавливают размером в 12 месяцев, в месяце по 30 дней.
Таким образом установив множество соответствий между легендами североамериканских индейцев и сибирскими (иногда даже европейскими) народами, мы можем говорить о неком комплексе прамифов, которые были принесены на территорию Северной Америки в глубокой древности, то есть того периода истории, который не датируется историками, но тем не менее запечатлен в мифологическом сознании людей.
сказка легенда североамериканский мотив
Библиографический список
1.Народы Америки / Народы мира. под общ. Ред Толстого С. П. // под ред. Ефимова В. А., Токарева С. В. - М.: 1959. - 684 с.
2.Березкин, Ю. Е. Мифы заселяют Америку: Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет/ Ю.Е. Березкин. - М.: ОГИ, 2007. - 360 с.