Старообрядческое предпринимательство второй половины XVIII – начала XIX веков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,81 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Старообрядческое предпринимательство второй половины XVIII – начала XIX веков

Содержание

Введение

Глава 1. Условия развития старообрядческого предпринимательства

Глава 2. Старообрядчество:картина мира и хозяйственныйстиль

Глава 3. Участие старообрядцев в развитии промышленности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Старообрядческое предпринимательство второй половины XVIII-начала XIXвеков является уникальным для истории России альтернативной, органической модернизации. В связи с этим частное предпринимательство старообрядцев, развивавшееся во многом вопреки, а не благодаря действиям российских властей, их особая хозяйственная этика и культура требует серьёзного и глубокого осмысления.

Большое влияние на становление частного предпринимательства оказывали вопросы вероисповедания. Церковный раскол XVII в. имел далеко идущие последствия как политического, так и экономического характера. В огромной своей массе приверженцы старины были грамотными, начитанными людьми и принадлежали к торговому классу. Лишенные некоторых общегражданских прав, в частности права поступать на государственную и общественную службу, они обратили всю свою энергию в торгово-промышленную сферу. Преследования властей наложили отпечаток на уклад жизни и деловую практику старообрядцев. Это были люди «трезвого» поведения, сплоченные тяжелыми условиями жизни и помогавшие друг другу во всех начинаниях. Предприимчивость поддерживалась не только морально, но и материально. К середине XVIII в. правительство смягчило свое отношение к ним, и «ревнителям старины» уже не приходилось скрывать своих взглядов.

Глава 1. Условия развития старообрядческого предпринимательства

Внешние условия, в которые были поставлены старообрядцы, оказали существенное воздействие на тип экономического устройства, сформировавшийся в рамках общин и «торгово-промышленных союзов» староверов. В указах и постановлениях оговаривались статус, права собственности, право на свободное передвижение, на заключение сделок, права наследования и передачи имущества, право избираться на общественные должности. Это влияние не было однозначным. Гонения и запрещения вели как к консолидации и поиску новых форм экономического сопротивления, так и к ослаблению экономической активности общин. Законодательное регулирование определяло правовой статус приверженцев старой веры в обществе и положение общины.

Раскольники на время исходят из истории, бегут в непроходимые леса, селятся в Поморье, на Керженце, на Дону, в Стародубье, перемещаются за пределы Отечества - в Польшу, Австрию, Турцию. Этот начальный этап в истории раскола принято называть религиозным, поскольку первые подвижники - протопоп Аввакум, диакон Феодор, дьячок Федосий Васильев, игумен Досифей, старцы и монахи Соловецкого монастыря, а также многие другие - добровольно отказывались от всех житейских благ, от положения в обществе, стойко и мужественно выдерживая испытания и мучения ради спасения в старой вере.

При Петре I впервые признается гражданское бытие старообрядцев через запись их в двойной оклад (1718) и допущение открытого пребывания в селах и городах. В 1722 г. для раскольников и «бородачей» (в терминологии тех лет) устанавливается особое платье. В 1724 г. предписывается «женам раскольничьим и бородачевым носить платья опашни и шапки с рогами старинные же» и сверх того «давать знаки медные, чтоб нашивали на верхнем платье». Предполагалось, что этот медный знак будет показывать, взята ли в очередном году пошлина с раскольника. Известно, что в 1725 г. на Монетном Дворе было даже отпечатано 2600 знаков с надписью «Борода - лишняя тягота, с бороды пошлина взята, 1725 г.».

В политике появляется больше прагматизма. Терпимость оплачивается особыми сборами за бороду, за немецкое платье, за уклонение от причастия. Прагматизм проявляется и в том, что из раскольнического сбора были изъяты Стародубские и Черниговские уезды (близ рубежей) и выговские старообрядцы, приписанные к казенным Олонецким заводам. Если судить по законодательным актам, то в начале XVIII в. происходит прагматическая легализация «бородачей», обусловленная терпимостью и безразличием к религиозным вопросам со стороны Петра I.Но что происходило в действительности, стало ли возможным открыто исповедовать старую веру и наравне с другими подданными вести хозяйственную деятельность? Ответ на этот вопрос будет ясен из знакомства с материалами работы специально учрежденной «Раскольнической конторы», которая просуществовала с 1725 по 1763 г. Контора стала полицейско-административным учреждением, следившим за раскольниками. Она подчинялась Сенату (до 1736 г.) и была светским учреждением. Главная ее задача состояла в сборе подати с «раскольников и бородачей». Гонения же со стороны духовной власти продолжались, поэтому говорить о толерантности и открытой принадлежности к старой вере пока не приходилось. Наблюдалась двойственность политики: административные власти смягчали положение, церковные - усиливали преследования. Сколько же записалось в раскол за этот период? В 1723 г. во всей Сибири записалось 23 человека. На 1737 г. общее число раскольников составляло 48 229 человек, по ревизии 1744 г. - 36 842 человека, т. е. около половины процента от всего населения. Вряд ли такой учёт можно назвать полным.Размер раскольнического сбора до 1724 г. составлял рубль, с женщин без семьи брали половину. С 1724 г. с крестьян взимали по 8 гривен, с купцов и разночинцев - по 1 руб. 20 коп., с женщин в семье - 40 коп., вне семьи - 60 коп. Общий итог сбора по всей стране, кроме Москвы, с 1744 по 1753 г. колебался от 3084 руб. в 1746 г. до 20 011 руб. в 1750 г.

Поставив старообрядцев в предельно сложную даже для физического выживания ситуацию, государство укрепляло их убежденность в своей правоте «перед наступающими силами антихриста», веру в свою избранность. В это время проходил «генетический отбор» наиболее сильных духом людей, шел поиск способов выживания и сохранения общины «избранных». Помимо таких вариантов, как бегство в глухие места России и за границу, начинает осознаваться в качестве наиболее приемлемого и доступного пути для со- хранения общины возможность включения в экономическую жизнь страны. Особенно важен в этом отношении опыт предпринимательской деятельности Выговской пустыни, поскольку уже в начале XVIII в. торговля хлебом в Поволжье и на Севере России получает духовную санкцию.

Глава 2. Старообрядчетво: картина мира и хозяйственный стиль

Духовная и материальная жизнь человека и общества нераздельно связаны друг с другом. Хозяйственный стиль в большинстве случаев выступает проекцией определенной «картины мира», «символического выражения мирочувствия». Особенно это справедливо по отношению к традиционному или средневековому обществу, в котором мировоззрение определялось религиозными ценностями, поскольку большинство людей верили в Бога. В контексте истории российского предпринимательства XVIII- XIX вв. большой интерес представляет осмысление причин исключительной роли старообрядцев в торговле хлебом, лесом, солью, в модернизации первой и наиболее мощной частнокапиталистической отрасли хозяйства - текстильной промышленности.

Вся история старообрядчества тесно связана с сохранением древнерусской религиозной традиции. Известна чеканная формула мятежного протопопа Аввакума: «Держу до смерти, яко же приях; не прелагаю предел вечных; до нас положено: лежи оно так во веки веком». Консерватизм - стержень умонастроения и поведения старообрядцев, элемент их учения. Широко известна огромная заслуга «ревнителей старой веры» в сохранении для будущих поколений коллекций древних икон, книг, системы древнерусских литературных жанров (патерик, мартиролог, духовные стихи), древневизантийского пения по крюкам. Именно старообрядцы и поныне сохраняют традиционную русскую крестьянскую культуру. В то же время необходимость воспроизводства традиции в условиях постоянно изменяющегося окружающего мира приводила к парадоксальному требованию максимальной подвижности и адаптации к новому для сохранения «неподвижного», т. е. традиционного старого.

В целом ориентация на Ветхий Завет привносит в старообрядчество более лояльное и терпимое отношение к торговле и предпринимательству. Богатство может быть праведным, честная торговля узаконена. Культурные нормы старообрядчества создают предпосылки для более рационального отношения к хозяйству. Они не остаются законсервированными, а находятся в постоянном изменении. Эсхатология, учение об антихристе способствуют формированию принципиально нового в культурных нормах. Несмотря на внутреннюю неоднозначность хозяйственной этики, отношение старообрядцев к богатству, труду, смыслу хозяйственной деятельности претерпевает изменения и становится более лояльным прежде всего к торговле. Но в то же время идеалы старообрядчества остаются традицонными, обезличенный капиталистический порядок, свободный от этического регулирования, чужд духу старообрядчества. Богатство не становится самоцелью у старообрядцев. Вместе с тем для их трудовой этики характерны аскетизм, основательность, методичность и бóльшая, чем в официальном православии, ориентация на Ветхий Завет.

«Мирская аскеза». Перенесение в обыденную мирскую жизнь строгой келейной этики аскетического христианства. Это предполагает включение предпринимательской деятельности, повседневных трудов в мир священного. К работе, труду требуется такое же серьезное и ревностное отношение, как к исполнению религиозных обрядов.

Трудолюбие и малое соотношение затрат времени на отдых и труд. Эта социальная норма может быть кратко проиллюстрирована твердой убежденностью старообрядцев в том, что «праздность - училище злых». Бóльшая дисциплинированность и относительно более высокая производительность труда выгодно отличали старообрядцев от остального населения. Помогали эти качества и управленцам. Исследователи старообрядческого предпринимательства в биографиях известных купцов не раз отмечали, что не власть, слава и деньги двигали предпринимателями, не они были целью жизни, а дело, которое те взялись вести

Бережливость. Со стороны потребления было распространено ограничение мирских радостей, господствовала строгая мораль. Отказ от расточительства и необдуманных трат приводили к более низкой предельной склонности к потреблению. Одновременно низкая склонность к потреблению способствовала быстрому накоплению капиталов, необходимых для инвестиций в новые отрасли промышленности, в развитие торговых сетей

Взаимное доверие и дух общины. Для старообрядцев было ха-рактерно осознание собственной избранности, что предполагало бóль- шую степень доверия к своим единоверцам и меньшую - к остальному миру

Богатство не рассматривалось как самоцель, а лишь как средство для сохранения и укрепления общины, для социально- го служения. Эта норма проявлялась в распределении заработанных благ в среде старообрядцев. Нередки были случаи пожертвований, завещаний целого капитала в пользу общины, меценатства.

Таким образом, хозяйственный стиль купцов-старообрядцев проявлялся как в производстве (трудолюбие), так и в потреблении (бережливость) и распределении (служение общине). Картина мира староверов создает предпосылки для более рационального ведения хозяйства. Под воздействием внешних обстоятельств их хозяйственная этика становится более лояльной по отношению к торговле и предпринимательству, если эта деятельность служит коллективным интересам. Аскетизм в потреблении, методичность в дисциплинированность в труде, внимательное отношение к мелочам, способность разбираться в сложных проблемах, взаимопомощь - все это способствует более быстрой адаптации старообрядцев к новым хозяйственным условиям. В то же время у староверов сохраняется традиционное мышление, в рамках которого экономический порядок всегда подчинен моральным и религиозным нормам.

Глава 3. Участие старообрядцев в развитии промышленности

старообрядческий предпринимательство оклад

К 1832 г. наибольшую активность старообрядцы проявляли в производстве бумажных тканей. Не менее 40 заведений по Московской губернии принадлежало купцам и крестьянам из среды староверов. Далее следуют шелковые фабрики, 16 заведений (или 14% от всех фабрик Московской губернии). Кроме текстильной промышленности старообрядцы были задействованы в кожевенном, фарфоровом и воскобойном производстве.

В производстве бумажных тканей купцам-старообрядцам Московской губернии принадлежало 28% всех фабрик, в производстве шелковых изделий - 19%, в шерстяной промышленности - 10%, в кожевен- ной - 10%, в воскобойной - 25%.

Совмещение материалов ревизий с данными о фабрично-заводской промышленности, включавшими фамилии, имена и отчества владельцев мануфактур и фабрик, позволяет определить роль предпринимателей, держащихся старой веры, в различных отраслях индустрии Московской губернии, и особенно в текстильной промышленности.

Ткацкие фабрики. Роль старообрядцев в развитии этой отрасли трудно переоценить. В 1840-1850-х годах более 30 владельцев бумаготкацких фабрик принадлежало к староверию.По всем относительным параметрам пик участия старообрядцев в этой сфере бизнеса приходится на 1867 г., когда на 11 фабриках усилиями 2660 рабочих выпускалось продукции на сумму 1 110 828 руб., что составляло 55,7% от уровня производства Москвы и Московского уезда, а по Московской губернии в целом четко установлено, что староверы контролировали выпуск, по крайней мере, трети грубых и тонких, узорчатых тканей. В дальнейшем доля их участия стала слегка снижаться, достигнув в 1879 г. приблизительно 28% по фабрикам, 20% по количеству занятых работников и 19% по стоимости выпускаемой продукции.

Активность московских старообрядцев в шерстоткацкой промышленности поистине впечатляет. В результате сопоставления вышеприведенных источников (данных о промышленном производстве с указанием владельцев фабрик и заводов и сведений о религиозной принадлежности купечества) можно сделать вывод, чтомосковские староверы контролировали почти половину шерстоткацкой промышленности Москвы и Московского уезда. В 1867 г. эта доля была наивысшей и равнялась 43,8%! Если же учесть место Московской губернии в этой отрасли, то московские старообрядцы владели более чем 35,7% шерстоткацкого производства Российской Империи.

В 1890-е годы экономика России переживает устойчивый подъем. Технический прогресс в большей степени затронул тяжелую промышленность, в частности металлургию. В десятки раз увеличивается производство стали, которая идет на изготовление машин, рельсов для железных дорог, постройку судов; стремительно растет добыча полезных ископаемых. Все шире используются принципиально новые технологии - электрохимия, электрометаллургия, все большее распространение получают двигатели внутреннего сгорания. Акционерная форма собственности постепенно занимает лидирующее положение в промышленности и торговле. Растет участие иностранного капитала. Вырастают новые крупные центры промышленности - Донбасс, Кривой Рог, Баку. Тем не менее в 1890 г. Московская губерния сохраняет лидерство по числу фабрик - 1737, «сумме производства» - 246 129 руб. и числу занятых - 192 909162. Наиболее крупной отраслью остается текстильная промышленность. Хлопчатобумажная промышленность росла более высокими темпами, в ней быстрее происходило укрупнение производства, причем технический прогресс не вызвал уменьшения числа используемых рук. В этом смысле отрасль развивалась экстенсивно. В шерстяной промышленности выработка на 1 рабочего росла увеличивалась быстрее, чем в хлопчатобумажной. При этом в 1880-е годы в отрасли наметилось небольшое сокращение производства.

В 1890 г. 18 фабрик (или 13%) принадлежало старообрядцам, на них вырабатывалось кашемира, мебельной материи, сатина, платков, шарфов и других шерстяных изделий на 5142 тыс. руб. (или около 30%). На этих предприятиях было задействовано 4425 рабочих или 24% от всех занятых в шерстопрядильной отрасли в Московской губернии. Если взять данные, сопоставимые с ранее при- водимыми по Москве и Московскому уезду, то можно зафиксировать следующие параметры на 1890 г.: из 139 фабрик не менее 17 (т. е. 12%) принадлежало старообрядцам, на них вырабатывалось 35% продукции (на 4912 тыс. руб. из 14 159 тыс. руб.), было задействовано 29% рабочей силы (4024 из 14 093 рабочих). Таким образом, по сравнению с 1879 г. (Табл. 6) число фабрик сократилось на 8, число рабочих - на 1509 чел., а «сумма производства» - на 160 тыс. руб. В 1903 г. удалось выявить 12 шерстоткацких фабрик Московской губернии, которые контролировались старообрядцами173. На этих фабриках 2720 рабочих вырабатывали продукции на 3929 тыс. руб., что свидетельствует о дальнейшем снижении участия староверов в данной отрасли.

Старообрядцы в основном преуспели в трудоемких производствах. Средняя выработка на 1 рабочего на предприятиях текстильной промышленности была ниже, чем в среднем по всей промышленности. В текстильной промышленности активное участие старообрядцев сохраняется прежде всего за счет создания и развития крупных предприятий в бумагопрядении и ткачестве. Тем не менее в плане количества отдельных фабрик это явление уже не носит столь массового характера, как в 1860-е годы. Сохранение позиций в данной отрасли одновременно означает относительное снижение общего влияния староверов на российскую экономику, если учитывать стремительный рост, который происходит в добыче полезных ископаемых, металлургии и железнодорожном строительстве.

Заключение

Церковная реформа XVII в. привела к самому сильному и трагичному расколу в русском обществе. Поверхностный взгляд заставляет видеть в насилии со стороны государства неизбежные следствия до- гоняющей модернизации и просвещения.. В период, когда безличные рыночные институты еще не были созданы, именно в среде приверженцев старой веры получает поддержку тот тип организации и управления, который помогает в использовании новых форм предпринимательства и промышленных технологий (прежде всего в текстильной промышленности). Стечение ряда обстоятельств способствует тому, что высокий уровень грамотности, дисциплина, методичность и умение воспроизводить сложный комплекс средневековой православной традиции в богослужении и бытовой жизни (вместе с постоянной внешней угрозой преследования) приводят к тому, что сфера экономики вынужденно становится объектом приложения сверхусилий. Экономическая общность старообрядцев налаживает торговые связи, выдвигает из своей среды наиболее талантливых предпринимателей, дает возможности по кредитованию и страхованию, помогает в вопросах первоначального накопления капитала и информационного обеспечения. Трудолюбие, бережливость и взаимопомощь ведут к быстрому накоплению и умножению богатства. Однако старообрядческий тип ведения дел, хоть и был генетически важен для русского капитализма, не стал доминирующим и не раскрыл себя полностью. Обогащение и эксплуатация наемного труда сочетались с меценатством и благотворительностью. Зарабатывание на долговых операциях развивалось параллельно с системой беспроцентных кредитов для наиболее нуждающихся членов общины.

Экономический стиль купцов-старообрядцев проявлялся в сферах производства (трудолюбие), потребления (бережливость) и распределения (служение общине). Их картина мира создавала пред- посылки для более рационального ведения хозяйства. Отношение заключение старообрядцев к богатству, труду, смыслу хозяйственной деятельности претерпело изменения и, в частности, стало более лояльным применительно к торговле. В то же время идеалы старообрядчества оставались традиционными, ориентированными на репутацию, статус, личные связи. Наряду с неминуемыми послаблениями в мировоззрении купечества сохранялся христианский дух осуждения торговли и процента. Наличие этого духа усиливало ответственность за вынужденные отступления от канона, стимулируя благотворительность и меценатство.

В целом старообрядцы были гораздо более активны в промышленных и торговых делах, чем основное население. Особенно значительно их роль проявилась в организации торговли, в становлении и развитии текстильной промышленности, где староверы контролировали до 50% всей выпускаемой продукции. Значение староверов в традиционных видах бизнеса сохранялось. В некоторых случаях богатые выходцы из их среды участвовали в банковской деятельности, грюндерстве и других, более рискованных предприятиях. Большую роль в развитии феномена старообрядческого предпринимательства сыграла сама община верующих, которая стала экономической общностью и временами работала, как современные фонды, которые концентрируют капиталы, получают информацию, связывают в единую сеть регионы, власть и трудовые ресурсы. В отсутствие верховенства закона и заметной роли государства в сфере экономики именно в рамках общин формировались условия для найма рабочей силы и предоставления кредитных ресурсов для вложений в торговлю и производство. Текстильная промышленность, где роль староверов была заключение ключевой, как раз представляла собой яркий пример такой модернизации, когда в большинстве случаев дело развивалось за счет самофинансирования, без привлечения государства и иностранных капиталов.


Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул, [1916] 2008.

Керов В.В. Старообрядческое предпринимательство: от общего суда к спасению личностной души // Тезисы III научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», 15-17 мая 1997 г. М., 1997.

Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола / пер. c фр. С.С. Толстого; научн. ред. перевода Е. М. Юхименко.М., Знак. 2011.

Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. № 8. 1995.

Стадников А.В. Роль московского старообрядчества в развитии московской текстильной промышленности // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. 1998.

Хохлова Т.А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России. М., 1997.

Похожие работы на - Старообрядческое предпринимательство второй половины XVIII – начала XIX веков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!