, которые делают возможным и ускоряют процесс реализации учебных задач «новой педагогики».
Многие из опрошенных учеников не хотят более выполнять функцию пассивных субъектов обучения, получая информацию и возможных способов интеграции ее в свою жизнь, навязанных им «свыше». По средствам цифровых технологий современные молодые люди имеют доступ к ошеломляющему потоку информации и новым идеям. В призме этого факта, они скептически воспринимают попытки педагогов преподнести им необходимые знания с помощью только лишь традиционных форм, средств и методов обучения.
Особенно явно это проявляется в тех случаях, когда ученики уже овладели должными навыками для поиска информации «извне» и разочаровываются в содержании и направленности предлагаемой образовательной программой и педагогами информации по заданной теме. В свою очередь, преподаватели не могут дать полную свободу обучающимся в выборе предметных тем и тех знаний, которыми они хотели бы владеть. В таком случае педагоги рискуют оказаться между двух огней: быть слишком директивными, четко следовать поставленным целям в изучении материала и не учитывать мнение учащихся, или оказаться чрезмерно пассивными, неуверенными в правильности своих действий, и пустить на самотек деятельность учеников, дабы пробудить в них интерес к обучению. Чтобы не допустить ни того ни другого, в основу «новой педагогики» и закладывается понятие о «партнерских отношениях» между педагогами и учащимися.
Эффективное партнерство в образовательном процессе базируется на принципах равенства, справедливости, прозрачности, взаимного учета мнений и взаимной выгоды. Преемники предложенной концепции в один голос твердят, что для учеников в значительной степени возрастает важность быть активно вовлеченными в процесс обучения, когда у них есть возможность выносить темы для обсуждения, предлагать информацию и делиться собственным опытом. В свете этого, у преподавателей так же увеличивается уровень заинтересованности в своей профессиональной заинтересованности, растет мотивация и возобновляется желание «научить». Для достижения должного эффекта канадский ученый предлагает свою стратегию взаимных действий участников образовательного процесса:
Действия преподавателей:
- построить доверительные отношения с учениками и коллегами, стать хорошим наставником;
помочь ученикам в нахождении интересующих их тем, удовлетворении образовательных потребностей, достижении предвосхищаемых результатов;
требовать от себя и от учеников постановки целей, производить контроль над ее достижением и использованием полученных знаний в дальнейшем;
Ответная реакция учеников:
- построить доверительные отношения с преподавателями, найти хороших наставников;
найти интересующих их область знаний, проводить исследования, ставить цели и добиваться в своих исследованиях результатов, удовлетворяющих образовательные потребности;
развить умение ставить перед собой цели и задачи, научиться их достигать, понимать, что и для чего было сделано в достижения поставленной цели;
обеспечить высококачественную обратную связь во взаимодействии с учениками и поощрять их деятельность, особенно за попытки самостоятельно справляться с возникшими трудностями;
предрасположить учеников к обучению, поиску новой информации, приобретению знаний и их активному использованию;
быть открытым для взаимодействия с преподавателями, проявлять упорство и настойчивость в своей деятельности для преодоления встречающихся трудностей в ходе исследований;
развивать в себе предрасположенность к получению новой информации, приобретению знаний и их применению на практике;
постоянное изучение возможностей использования современных цифровых технологий в обучении и применение их на практике; их использование для взаимодействия с преподавателями и учащимися за пределами образовательной организации; взаимный обмен опытом в использовании современных технологий.
Зарубежные исследования показывают, что применение передовыми педагогами данной концепции на практике имеет невероятный успех: ученики с радостью устанавливают партнерские отношения с преподавателями, а те в свою очередь охотно идут им навстречу. Что касается российского педагогического сообщества, то методико-психологическая сторона «новой педагогики» так же находит свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 и так или иначе прослеживается в современном образовательном процессе. Однако немаловажным фактора эффективности зарубежного педагогического опыта является использование современных цифровых технологий и Интернет-ресурсов, чем российские преподаватели не стремятся активно оперировать, особенно для взаимодействия с учащимися за пределами образовательной организации.
Решением подобного вопроса (использование Интернет-ресурсов) задается в своей статье Е.В. Иванова. На базе исследований доктора Шейлы Офман она дает характеристику данной формы обучения и перечисляет мотивы использования ее учениками: «получение информации по многим темам, постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам. перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками». Затем она раскрывает возможности использования цифровых технологий в образовательных целях, освещая преимущества для обеих сторон: для учеников - мотивация к обучению, работа в классе в командах, возрастание информационной грамотности; для преподавателей - возможность увеличения профессионального роста и развития, доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках, обмен профессиональной информацией и сотрудничество с людьми всего мира. Затем Е.В. Иванова следует примеру Шейлы Офман и предлагает свою, адаптированную под российскую образовательную систему, программу по планированию и внедрению Интернет проектов как новой формы организации обучения.
Другим примером успешного использования цифровых технологий, но уже для внеклассного взаимодействия с учащимися, является опыт Джесси Стомела, одного из первых преемников «новой педагогики». Его опыт начался с использования социальной сети Twitter. В рамках попытки заинтересовать своих учеников, он взял за правило постоянно общаться с ними в социальных сетях и заметно в этом преуспел. Постепенно Джесси Стомел стал придумывать разнообразные обучающие задания, которые было возможно реализовать и внедрить на базе уже используемых им и его учениками средств общения. Его инициатива получила поддержку и одобрение со стороны учеников, что очень обрадовало самого преподавателя. В дальнейшем он стал основателем «гибридной педагогики» и значительно преуспел во внедрении цифровых технологий в образовательный процесс. Своим опытом и основными преимуществами «гибридной педагогики» американский исследователь охотно делится в своих статьях.
Как видно из приведенных примеров, передовое зарубежное педагогическое сообщество, так или иначе, следует концепции «новой педагогики». И, пока российские педагоги только ищут, они уже находят ответы на вопросы: «Как вызвать у учащихся тягу к знаниям?», «Как вовлечь его в образовательный процесс?», «Как самому не потерять интерес к профессиональной деятельности?». Возможно, вскоре и в нашей стране эта форма взаимодействия получит широкое распространение, повысив эффективность обучения. Ведь, бесспорно, использование цифровых технологий в обучении имеет успех у учеников и делает образовательный процесс по-настоящему современным.
обучение ученик педагогика цифровой
Библиография
1.#"justify">2.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://www.rhsweb.org/intro (дата обращения 13.04.2015)