Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога;
ИП, применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.
Подводя итоги, можно отметить, что упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе при всех ее существующих недостатках в целом способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране.
Несмотря на перечисленные выше недостатки, положительные стороны УСНО значительно облегчают труд налогоплательщиков в области налогового и бухгалтерского учета, что делает упрощенную систему налогообложения привлекательной для субъектов малого бизнеса.
Единый налог на вмененный доход
Система налогообложения в виде ЕНВД - это система налогообложения, в основе которой лежит уплата ЕНВД, заменяющего НДФЛ и другие налоги, и которая регулируется гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Кодекса [1].
В отличие от УСН система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения. Таким образом, ЕНВД действует в отношении определенных видов деятельности и только при условии принятия соответствующего нормативного акта вышеназванными органами. Если индивидуальный предприниматель осуществляет виды деятельности, переведенные в данной местности на ЕНВД, то он обязан применять ЕНВД в отношении этих видов деятельности [13].
Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отличие от УСН система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход имеет принудительный («вмененный») характер. На ЕНВД переводится не налогоплательщик, а вид деятельности.
Единый сельскохозяйственный налог
Сельское хозяйство - одна из приоритетных отраслей народного хозяйства. Государство должно создать все условия для комфортной работы сельхозпроизводителей на рынке. К таким условиям, прежде всего, нужно отнести льготное налогообложение, которое является не обременением компаний, а стимулом к эффективной работе, как ЕСХН [1].
Система налогообложения в виде ЕСХН - это система налогообложения, предназначенная для сельскохозяйственных товаропроизводителей и применяющаяся наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством. Переход на уплату ЕСХН и возврат к общему режиму налогообложения осуществляются индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке [1].
Достоинства и недостатки единого сельскохозяйственного налога. У единого налога на сельскохозяйственных товаропроизводителей существует как ряд достоинств, так и недостатков. В частности, к достоинствам данного налога можно отнести следующие:
замещение совокупности налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество) на один (ЕСХН), вследствие чего облегчается налоговая нагрузка на малые и средние предприятия;
отвлечение из оборота денежных средств, расходуемых на оплату авансовых платежей и налогов, возникает в 2 раз реже;
основные средства, приобретённые в период применения ЕСХН, списываются единовременно с момента их ввода в эксплуатацию;
налог носит регрессивный характер, то есть поощряет эффективное производство;
налог учитывает сезонный характер сельскохозяйственного производства;
налог прост с точки зрения администрирования и при определенных условиях не оставляет возможностей для уклонения от налогообложения; - налог популярен, а следовательно, его использование не носит серьезных политических препятствий;
учитывая, что базой для этого налога является площадь земли в обработке, он обеспечивает создание стимулов для более эффективного перераспределения земли;
нет обязанности выписывать счета-фактуры, вести журнал полученных и выданных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж, по причине освобождения от уплаты НДС;
авансы от покупателей, включены в доход (кассовый метод учета).
Среди недостатков единого налога можно выделить:
учитывая тот факт, что ставку налога устанавливается путем разверстки на баллогектар фактических налоговых поступлений, налог фиксирует сложившийся низкий уровень налоговых поступлений с сельскохозяйственных производителей. Однако этот недостаток не столь существенен, учитывая, что во всем мире поступления с сельского хозяйства имеют невысокий удельный вес в общем объеме налоговых поступлений;
так как базой для этого налога является площадь земли в обработке, он не учитывает специфику индустриального животноводства;
вызывает ухудшение качества бухгалтерского учета в сельском хозяйстве (в случаях, когда деятельность сельскохозяйственного производителя ограничивается сельским хозяйством и переработкой сельскохозяйственной продукции собственного производства) и ухудшение качества статистики по сельскому хозяйству.
обязательным условием при переходе на ЕСХН является доля реализации с/х продукции или улова водных биологических ресурсов не менее 70 % в общей выручки предприятия;
ИП, применяющие ЕСХН, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Причем помимо общих требований, ИП должны соблюдать и отраслевые рекомендации по ведению учета [27].
Предпринимательство отличается многообразием различных форм и правильность их выбора зависит от специфики государства и задач, которые оно решает.
Каждая из четырех вышеперечисленных систем налогообложения имеет свою структуру налоговых платежей и особые сроки их уплаты, условия применения, а также определенные достоинства и недостатки.
Исследование материалов главы позволило выявить некоторые недостатки в законодательной базе в области предпринимательства, более подробное рассмотрение которых будет предложено в 3-ей главе данной работы.
2. Анализ особенностей становления и развития налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.1 Анализ особенностей налогообложения предпринимательской деятельности
Предпринимательской деятельностью вправе заниматься не только юридические лица (организации), но и физические лица (граждане).
Следует обратить внимание на тот факт, что законами установлены определенные ограничения в праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью. Так, гражданам запрещено в индивидуальном порядке осуществлять страховую деятельность (Закон РФ «О страховании»), изготовлять оружие и торговать им (Закон РФ «Об оружии») и другие. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года (СЗ РФ, 1993 г., № 52, ст. 5073) предусмотрено, что «государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы» [20].
Отдельными видами деятельности граждане могут заниматься только после получения специального разрешения - лицензии. На индивидуальных предпринимателей распространяются те же правила, которые установлены для лицензирования деятельности юридических лиц.
Возраст, начиная с которого граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью, законом специально не установлен.
Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица отличают очень простая и короткая процедура регистрации, упрощенная форма учета хозяйственных результатов и, что особенно важно, сниженные налоги по сравнению с юридическими лицами.
Неприятной особенностью этой формы организации предпринимательской деятельности является неограниченная ответственность индивидуального предпринимателя по принятым обязательствам. Эта ответственность распространяется на все его личное имущество, на которое по закону может быть обращено взыскание судом.
Об этой особенности индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица не следует забывать при заключении сделок, особенно на первых порах, когда недостает опыта, а стремление поскорее добиться желаемого результата может превзойти здравый смысл.
Анализ налогообложения предпринимательской деятельности позволяет подвести некоторые итоги.
Для Российской Федерации характерно значительное бремя налогов на прибыль и доходы предпринимателей, что подтверждается высоким удельным весом налогов. Это обусловлено ставками налога, которые превышают допустимый уровень, и широким охватом налоговых объектов.
Налоговая тяжесть предпринимателя усиливается в результате косвенных налогов - НДС, акцизов и таможенных пошлин.
Предприниматель при налогообложении сталкивается со сложностью расчетов, в результате нечетких формулировок в законе, противоречивости отдельных статей, большого количества налоговых льгот.
Права индивидуальных предпринимателей в области налогообложения крайне ограничены, они почти бесправны перед налоговыми органами. Финансовые санкции слишком жесткие и взимаются в бесспорном порядке.
Наблюдается увеличение недополучения бюджетом огромных налоговых сумм, в связи с кризисом неплатежей предприятий и широкими масштабами уклонений [13].
Несовершенство налоговой системы РФ, особенно значительная тяжесть налогового обложения сфер хозяйственной деятельности, сдерживающая экономическое развитие страны, требует ее пересмотра.
Тем не менее, оценивая все преимущества и недостатки индивидуальной предпринимательской деятельности, следует признать ее наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии. В случае успеха индивидуальный предприниматель приобретает необходимые опыт и капитал для перехода в более «тяжелую весовую категорию» корпоративного бизнеса.
.2 Сравнительный анализ развития отечественного и зарубежного опыта налогообложения индивидуальных предпринимателей
Мировая практика налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на применении в отношении данной категории налогоплательщиков различных режимов налогообложения.
режимы, основанные на общеустановленной системе налогообложения, но предусматривающий для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов (условно данные режимы можно обозначить как «особые режимы налогообложения»);
упрощенные режимы налогообложения;
режимы, построенные на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика [26].
Одним из основных налоговых стимулов способствующих развитию малых предприятий является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. То есть увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы.
Пониженные ставки налогообложения для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Великобритании и США. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций [15].
Кроме того, в различных странах субъектам малого предпринимательства предоставляется право на налоговые вычеты, производимые в виде исключения из налоговой базы определенных сумм. К примеру, в Великобритании малое предприятие может уменьшать налогооблагаемый доход на 150% затрат на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно конструкторские работы, далее - НИОКР). Налогоплательщики, еще не получающие прибыли, могут получить у государства кредит в наличной форме, составляющий порядка 24% понесенных издержек [17].
В России к доходам индивидуального предпринимателя, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения, стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц не применяются.
Указанные вычеты применяются только к доходам налогоплательщиков, как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Второй вид режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства является неким промежуточным звеном между первым и третьим. Это так называемые упрощенные режимы налогообложения. Данный вид, так же как и первый, достаточно часто основывается на общеустановленной системе налогообложения, но в соответствии с этим режимом индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов. А самое главное, что данный режим предусматривает комплекс мер, направленных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых данной категорией налогоплательщиков. Причем, упрощение может быть основано и на косвенных методах определения налоговых обязательств налогоплательщика, что делает его схожим с третьим режимом [24].
Упрощенные налоговые режимы для ИП установлены в Венгрии, Мексике, Испании. В Корее ИП могут разделить общий доход бизнеса в качестве подоходного налога на всех членов семьи, при этом размер налога для домохозяйства уменьшается [15].
Упрощенный режим налогообложения находит место и в России. Это так называемая упрощенная система налогообложения (УСН), о которой было подробно рассказано ранее.
Третий вид режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства полностью основывается на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика. Основой применения косвенных методов налогообложения являются различные способы определения размера вмененного дохода. Вмененный доход в данном случае употребляется в широком смысле, то есть как налоговая база, для расчета которой используются косвенные методы, отличные от методов, основанных на общепринятом учете.
Например, косвенные методы могут применяться как налогообложению доходов малого бизнеса, строящееся на установлении определенного размера регулярных выплат в зависимости от стоимости собственного капитала. К примеру, в Боливии, где стоимость капитала используется в качестве критерия для применения к налогоплательщику упрощенного режима, сумма налога, подлежащая уплате, устанавливается в виде фиксированных выплат, размер которых зависит от категории собственного капитала налогоплательщика.
Данная система налогообложения индивидуальных предпринимателей находит своё отражение и в Российской Федерации в виде Единого налога на вмененный доход, о котором говорилось ранее.
Применение режима косвенных методов налогообложения в первую очередь упрощает порядок расчета налоговых обязательств субъектов малого предпринимательства, делает более прозрачным механизм учета доходов и расходов. Замена обязанности по уплате ряда налогов уплатой единого налога на вмененный доход способствует снижению налоговой нагрузки, связанной с возложенной на налогоплательщиков обязанностью уплачивать эти налоги [24].
Отдельную роль следует отвести особым режимам налогообложения индивидуальных предпринимателей. Особый режим налогообложения для поддержки малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице.
Особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства, основанный на общеустановленной системе, в большей степени, чем другие режимы, соответствует принципу нейтральности. Нельзя не отметить преимущества данного режима налогообложения при достижении определенных целей, в рамках какого-либо установленного периода.
Мировой опыт показывает, что использование особых режимов налогообложения, как отражено в таблице, преследует различные цели. Различны и обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению - в странах различаются традиции уплаты налогов, налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций, степень коррумпированности властей [19].
В развитых странах с достаточно давними налоговыми традициями основной целью смягчения налогового режима для малых предприятий является устранение налоговой дискриминации.
Из данных таблицы видно, что большинство стран применяют льготы к деятельности малых предприятий. В разных странах эти льготы различны, в одних ограничиваются уменьшением отчетных периодов, в других применяются льготные ставки по налогообложению, но правительства этих государств объединены особым отношением к малому бизнесу.
Анализ законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных налоговых режимов в странах развитой экономики (Великобритания, Франция, Швеция, США)
. Великобритания
Для начала следует заметить, что в Великобритании нет какого-то единого определения малого предприятия (в частности и индивидуальных предпринимателей). Малые и средние предприятия, как правило, подчиняются тем же правилам расчета и декларирования дохода, как и другие налогоплательщики, хотя и с небольшими исключениями.
В числе таких исключений выделяются менее строгие требования к отчетности. Согласно законодательству Великобритании, если доход предпринимателя составляет менее 15 тысяч фунтов стерлингов, то он обязано всего лишь заполнить простую налоговую декларацию без приведения подробных данных о своей деятельности или активах/обязательствах.
Кроме того, если суммарные обязательства предпринимателя за год составляют менее 500 фунтов стерлингов, то оно не платит по счетам за следующий год (освобождение от авансовых платежей). Он просто платит то, что с него причитается на дату закрытия баланса - это способствует увеличению оборотных средств.
В нормативно-правовую базу Великобритании заложено действие прогрессивных ставок налогообложения. Зависимость величины налогов от суммы прибыли выражена в прямой прогрессии - чем выше доходы, тем выше налоги. Для малых предприятий это, несомненно, весьма благоприятная система.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в Великобритании действуют различные налоговые стимулы для инвесторов в акции малых предприятий [19].
. Швеция
В Швеции отсутствуют какие-либо специальные налоговые режимы для индивидуальных предпринимателей.
Основной принцип базирования налогового законодательства Швеции - это принцип «нейтральности», в соответствии с которым ко всем предпринимателям безотносительно их типа хозяйственной деятельности, размера или места нахождения, применяются одна и та же налоговая база, одни и те же ставки налогообложения и обязательства в плане регистрации, подачи документов, отчетности, платежей и т.п. Попросту говоря, налоговое бремя и общие условия налогообложения будут одинаковыми и для самостоятельно занятого, и для корпорации, занимающихся одинаковым бизнесом.
Тем не менее, и в этом принципе «нейтральности» имеются исключения в форме налоговых льгот, специально предоставляемых для малых предприятий.
Самостоятельно занятые, мелкие торговцы и большинство товариществ с оборотом менее 720 тысяч крон (примерно 80 тысяч долларов США) заполняют упрощенную налоговую декларацию. От них не требуется предоставления полной балансовой ведомости или отчета о прибылях и убытках.
Самостоятельно занятые и мелкие торговцы любого размера не обязаны регистрировать свое дело в государственных органах. Достаточно зарегистрироваться в налоговой инспекции.
ИП с оборотом менее 40 млн. крон (примерно 4.4 млн. долларов США) обязаны выплачивать НДС в течение 42 дней с момента окончания отчетного периода. Если оборот превышает 40 млн., то платить НДС следует в течение 26 дней после окончания отчетного периода [19].
. США
В США отсутствуют какие-то особые налоговые режимы для малых и средних предприятий. Все предприятия, зарегистрированные в данной стране, обязаны вести полный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли на целей налогообложения.
Некоторые мелкие налогоплательщики могут использовать кассовый метод учета, а не учет методом начисления, обычно используемый для декларирования доходов предприятия.
Существует и такое налоговое послабление для ИП как освобождение от налогов на доходы от прироста капитала, то есть налоговые льготы применительно к доходам, полученным физическими лицами от продажи акций определенных «квалифицированных малых предприятий».
По существующему законодательству лица, продающие доли юридических лиц, обязаны включать в налогооблагаемый доход любые доходы, полученные в результате такой продажи. Применительно ко всем такого рода доходам, отдельные лица платят налог по более низким ставкам - 20%, если проданные активы находились в собственности налогоплательщика более 18 месяцев, и 18% в случае владения ими более 5 лет.
Если продается доля «квалифицированного малого предприятия», то налогоплательщик может исключить из налогооблагаемого дохода 50% от суммы, полученной в результате реализации, при условии, что он владел акциями более 5 лет [22].
Общие выводы по результатам проведенного анализа законодательной и иной нормативно-правовой базы специальных налоговых режимов в странах развитой экономики (Великобритания, Швеция, США):
. В развитых зарубежных странах Специальные налоговые режимы для малых предприятий, в частности, упрощенные системы налогообложения являются частью комплексной системы поддержки предпринимательства.
. В развивающихся странах специальные налоговые режимы резко снижают уровень неформального бизнеса и «приучают» предпринимателей к использованию цивилизованных режимов налогообложения.
. Применение специальных налоговых режимов для малых предприятий дает ощутимый экономический эффект в виде привлечения инвестиций в бизнес, создания значительного числа новых предприятий и рабочих мест, вывода бизнеса из тени.
. В зарубежных странах основным критерием, дающим право на использование упрощенных режимов налогообложения, является годовой оборот (выручка). ИП и малые предприятия платят налог на прибыль по фиксированной ставке.
. Специальные налоговые режимы помогают индивидуальным предпринимателям становиться микро-предприятиями, а малым предприятиям - средними. Это способствует развитию предпринимательства и экономическому росту в стране.
. Необходима периодическая оценка эффективности работы налоговой системы и пересмотр критериев, дающих право предприятиям использовать специальные налоговые режимы, с учетом реальной экономической ситуации в каждой стране.
3. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей
.1 Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути их решения
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие.
Основная задача в области налогообложения индивидуальных предпринимателей заключается в разработке системы, создающей стимулы для развития малого предпринимательства и одновременно предусматривающей меры, в максимально возможной степени ограничивающей возможности злоупотреблений с использованием этой системы.
Опыт применения специальных налоговых режимов в РФ показал их несовершенство, наличие многочисленных пробелов в законодательстве. При применении различных систем налогообложения индивидуальных предпринимателей следует акцентировать внимание на следующих проблемах.
.Неоднозначная трактовка понятий.
Среди недостатков существующей налоговой системы выделяется несовершенство законодательной базы, возникшее из-за того, что в России не уделялось должного внимания налоговой науке. В действующих новых главах НК РФ выявляется по мере их применения большое число недостатков, мест, требующих толкования, которые, впрочем, были заметны специалистам сразу, еще до их проверки практикой. В налоговом законодательстве ощущается отсутствие отечественной научной школы. Сказывается, что несколько десятилетий важнейшая отрасль экономической науки - налогообложение - в Российской Федерации не развивалась. В течение всего ХХ века теория налогообложения шла вперед в западных странах, рождая новые концепции, а российские ученые оставались по идеологическим мотивам лишь созерцателями. Не удивительно, что современное налоговое законодательство во многом опирается на западный опыт. Но при этом теряются специфические черты российской экономики, особенности того исторического этапа, на котором она находится [24].
Таким образом, проводя анализ статей главы 26.3 НК РФ (статья 346.27) выяснилось, что некоторые понятия, используемые для целей исчисления ЕНВД, не совсем соответствуют терминологии, применяемой Гражданским Кодексом (ГК) РФ и другими нормативными актами. В частности, розничная торговля признается таковой только в том случае, если расчеты осуществляются за наличные деньги. Однако, определение розничной торговли, которое дается в ст. 492 ГК РФ не устанавливает таких ограничений. Надо отметить, что данное расхождение в понятиях породило массу вопросов, на которые в НК прямых ответов нет.
Таким образом, в дальнейшем необходимо производить корректировку некоторых понятий, применяемых в сфере налогообложения индивидуальных предпринимателей, уточняя их смысловое содержание.
. Проблема налогово-информационного обеспечения малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.
Соответственно встает вопрос о необходимости усиления обеспечения малого предпринимательства информацией, касающейся законодательства в сфере налогов и их применения.
. Трудность оспорить действия налоговой службы и двусмысленность инструкций.
Существуют две основные причины создавшегося положения.
Во-первых, общий низкий уровень знания налогового законодательства бизнесменами, что приводит не только к нарушениям, но и формирует у предпринимателей мнение о невозможности выполнения всех требований налогового законодательства. На данном этапе можно говорит о том, что налоговая система является весьма сложной и запутанной. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бух. учету и налогам. Основная часть предпринимателей не имеет достаточно возможностей, знаний и опыта, чтобы оспаривать действия налоговой службы.
Также можно говорить и о невысоком профессиональном уровне подготовки отдельных государственных служащих налоговых органов, которые не могут дать правильной и полной информации налогоплательщикам об их действиях в той или иной ситуации;
Во-вторых, наличие относительно большого количества подзаконных актов, зачастую регулирующих одну сферу деятельности и действующих одновременно, а иногда и просто взаимоисключающих друг друга. Некоторые работники налоговой службы пользуются этим и трактуют положения подзаконных актов в зависимости от ситуации.
В-третьих, это «закрытость» налоговых служб для предпринимателей. Налоговым комитетам необходимо наладить систему предоставления консультационных услуг для предпринимателей, возможно на платной основе, а также проводить тематические обучающие семинары и т.п. В идеале налоговый инспектор должен стать профессиональным консультантом, помогающим предпринимателю грамотно и без завышения платить причитающиеся налоги [20].
Для преодоления этого препятствия необходимо произвести ряд изменений, в первую очередь - в организации работы налоговой службы, а также создать и расширить инфраструктуру обучения и консультирования.
. Недостатки нормативно-законодательной базы - частые изменения в ней и недоступность внутренних инструкций.
В настоящее время продолжается активное изменение налогового законодательства. Данный недостаток занимает, как и прежде, одно из лидирующих мест в списке проблем, препятствующих деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
Предельно остро данная проблема поставлена в первую очередь для сельскохозяйственных предприятий. В сельской местности по сравнению с городом затруднен доступ к информации, в связи с чем изменения в налоговое законодательство поступают с опозданием, особенно в отдаленные районы. К тому же в селах практически отсутствуют информационно-консалтинговые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе предоставление консультаций в области налогообложения. Все эти факторы, безусловно, затрудняют деятельность сельских предпринимателей, а в ряде случаев становятся серьезным препятствием для открытия или успешного развития своего бизнеса на селе.
Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление.
. Завышение ставки налогов и сборов.
Такой недостаток налоговой системы, как завышение ставки налогов и сборов, свидетельствует о том, что названная проблема продолжает оставаться острой несмотря на снижение налоговых ставок по отдельным налогам.
Более подробного анализа заслуживает распределение налоговой нагрузки в зависимости от вида деятельности индивидуальных предпринимателей. Проведя необходимый анализ, можно сказать, что более трети ИП отчисляет в бюджет от 41 до 60% своего дохода.
Более 41% своей прибыли вынуждены уплачивать в виде налогов ИП, занятые в производственной сфере. Это самая большая доля предпринимателей, уплачивающих столь большие налоги, по сравнению с остальными сферами деятельности, в том числе со сферой торговли и услуг. Складывается парадоксальная ситуация, при которой приоритетный производственный сектор экономики испытывает большую налоговую нагрузку, чем сфера торговли и услуг.
Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства:
Основываясь на результатах исследования, можно заключить, что система государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации требует значительных изменений.
Основные мероприятия должны быть направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:
) несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
) неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
) ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
) организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами.
Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.
Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных [24].
Таким образом, в результате проведенного исследования по проблемам налогообложения предприятий малого бизнеса было выявлено, что несовершенство налоговой системы является одной из основных проблем, препятствующих деятельности индивидуальных предпринимателей.
.2 Рекомендации по совершенствованию налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности
Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.
В этих целях необходимо проводить ревизию действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.
Неточность определения субъектов малого бизнеса вызывает неразбериху их толкования и способствует их теневизации.
Дальнейшее совершенствование индивидуальной предпринимательской деятельности следует проводить по следующим направлениям:
·Необходимо систематизировать и упростить порядок ликвидации субъектов малого предпринимательства, что позволит выявить и снизить число бездействующих предприятий. Автоматически, без дополнительной проверки, ликвидировать предприятия малого бизнеса, не осуществляющих хозяйственную деятельность, не имеющих оборотов в течение последних 3-х лет.
·Необходимо оптимизировать систему лицензирования видов деятельности и других разрешений, а также усовершенствовать процедуры и порядок их выдачи.
·Необходимо установить фиксированные размеры штрафов для субъектов малого бизнеса и внести соответствующие изменения в Кодекс «Об административных правонарушениях».
Действующий Кодекс «Об административных правонарушениях» предусматривает одинаковый размер штрафов, как для ИП, так и для субъектов малого бизнеса и крупных предприятий. Это заведомо стравит в неравные условия ИП, малый и крупный бизнес. Подобный подход противоречит общепринятой в мире законодательной практике.
·Необходимо упростить порядок предоставления земельных участков субъектам малого предпринимательства для вовлечения этих ресурсов в сферу экономической деятельности.
Конструктивное решение этих проблем позволит устранить излишние административные барьеры, тем самым облегчит и сделает максимально простым вход на рынок для всех субъектов малого предпринимательства.
·С учетом ежегодно проводимого анализа результатов деятельности субъектов малого бизнеса, конкретной экономической ситуации в стране необходимо продолжить работу по совершенствованию системы налогового администрирования индивидуальных предпринимателей и оптимизации налоговой отчетности.
·Необходимо законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.
·Освободить вновь созданные предприятия малого бизнеса, в форме юридического лица, не применяющих специальный налоговый режим от корпоративного подоходного налога в первые 3 года на 100%, четвертый год - 75%, пятый год - 50% [19].
Существенным дополнением к вышесказанному, в связи с широчайшим распространением занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью (особенно торгово-закупочной) без государственной регистрации, требуется законодательно ужесточить меры воздействия на нарушителей.
Основная мера наказания сегодня - административный штраф от двух до пяти минимальных оплат труда. Ужесточение мер к нарушителям и упорядочение процессуального механизма их применения будет обеспечивать большое экономическое и морально -воспитательное значение не только для нарушителей, но и для законопослушных налогоплательщиков.
Конечно же, одни карательные меры никогда не дадут желательных результатов.
Должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и третьих лиц.
Практика показывает, что современные режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей предоставляют им возможности для использования различных схем ухода от уплаты налогов.
Заключение
В результате проведенного в курсовой работе анализа можно сделать следующие выводы:
Малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.
Индивидуальная предпринимательская деятельность имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в следующем:
·Упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности.
·Упрощенная форма ведения налогового и бухгалтерского учета.
·Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в трудовой стаж, что дает право на получение пенсии.
Индивидуальному предпринимателю свойственны гибкость, возможность быстрого принятия решений без консультаций с партнерами для решения многих вопросов. Кроме того, имеется сильный стимул вести дела эффективно, так как предприниматель трудится на себя.
Индивидуальному предпринимательству чужда дискриминация по возрастному, половому или этническому признаку. Основной критерий успеха в бизнесе - получение прибыли за счет собственной активности, знаний и навыков.
Важнейшим преимуществом индивидуального предпринимательства является возможность вхождения в бизнес лиц, не имеющих сколько-нибудь значительного начального капитала. Напротив, на поприще индивидуального предпринимательства начинающие бизнесмены зарабатывают свои первые деньги и получают неоценимый опыт, которые служат основой для дальнейшего прорыва в средний и большой бизнес.
Однако недостатки данной формы также значительны. В первую очередь это ограниченность финансовых ресурсов, поскольку предпринимательский капитал лимитирован личными и заемными средствами. Это обстоятельство предопределяет такие негативные моменты, как:
·Ограниченность масштабов бизнеса рамками капитала;
·Слабые перспективы достижения крупномасштабного производства;
·Невозможность осуществления крупных поставок, что может быть причиной низкой конкурентоспособности;
·Индивидуальному предпринимателю необходимо быть специалистом по целому комплексу вопросов - знать финансовое и налоговое законодательство, владеть искусством маркетинга и т.д.
Серьезными препятствиями на пути развития малого предпринимательства являются:
избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих, органов;
негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая консолидация усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Несмотря на существование многих программ помощи малым предприятиям, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. По мнению автора, государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
. Формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;
. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий.
По результатам выявленных проблем предложены следующие рекомендации:
·Необходимо производить совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности. Налоговому законодательству необходимо придать большую четкость, не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм.
·Необходимо проводить ревизию действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.
·Необходимо четкое определение критериев отнесения к субъектам малого бизнеса и исключить дублирование в нормативно-законодательных актах.
·Остро стоит необходимость создания собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
·Необходимости усиления обеспечения малого предпринимательства информацией, касающейся законодательства о налогах и их применения. Следует наладить эффективное информационное обеспечение предпринимателей, расширить инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в том числе организовать доступность для предпринимателей обучающих семинаров, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг и т.п. Также необходимо организовать централизованный выпуск сборников нормативно-законодательных актов для малых предприятий различных сфер деятельности.
·Необходимо производить усиление государственной поддержки индивидуальных предпринимателей;
·Необходимо производить реформирование системы кредитования индивидуальных предпринимателей.
·Необходимо пересмотреть специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (на основе патента и упрощенной декларации) в части увеличения существующего размера объекта налогообложения (дохода за налоговый период) минимум в 2 -3 раза.
·Законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.
·Должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности.
·Налогообложение субъектов малого бизнеса должно максимально учитывать возможность добровольного выбора того или иного режима налогообложения (в случае существования одного или более альтернативных общепринятому режимов налогообложения) или, по крайней мере, выбора ряда параметров налогообложения в рамках обязательной системы.
·Отдельные виды деятельности, носящие разовый, эпизодический характер должны в обязательном порядке регистрироваться единожды только по месту регистрации налогоплательщика.
·Необходимо более дифференцированно определять базовую доходность по видам бытовых услуг, разбив их на более мелкие подгруппы, такие как ремонт и пошив одежды, ремонт обуви и т.д., а к физическому показателю следует относить не количество работников, а среднее количество осуществляемых услуг.
·Отмена обязанности налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в общем режиме при превышении им один раз критериев применения специальных налоговых режимов.
·В законодательстве следует дифференцировать базовую доходность не только по видам деятельности, но и с учетом возможного получения дохода на данной территории по данному бизнесу.
·Следует законодательно закрепить единый подход к схеме определения коэффициента базовой доходности муниципальным образованиям на всей территории Российской Федерации, который учитывал бы экономические условия хозяйствования.
·Необходимо установить соответствие между федеральным и региональным законодательством в области налогообложения индивидуальных предпринимателей.
·Снижение налогового бремени - снижение налоговых ставок.
При написании данной выпускной квалификационной работы:
·Была изучена литература и нормативные документы по налогообложению индивидуальных предпринимателей.
·Определены понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
·Рассмотрены системы налогообложения индивидуальных предпринимателей;
·Изучены меры по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Цель курсовой работы можно считать достигнутой.
Список использованной литературы
1.Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 от 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ по состоянию на 03.12.2011 г.
.Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ по состоянию на 03.05.2012г..
.Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ по состоянию на 06.12.2011 г..
.Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 по состоянию на 01.04.2012 г.
.Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439» по состоянию на 22.12.2011 г.
.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» по состоянию на 06.12.2011 г.
.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н.
.Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
.Приказ Минфина от 22.06.09 № 58н «Об утверждении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и порядка ее заполнения».
.Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. М.Аналитика-Пресс, 2009, - 79 с.
.Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие.-3-е изд.-М.:Академия, 2008. - 320 с.
.Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник.-4-е изд., испр. и доп.-М.:Инфа-М, 2007. - 187 с.
.Никитина С.К. История Российского предпринимательства: учебное пособие. - М.: Экономика, 2009.-303 с.
.Миляков Н.В., Налоги и налогообложение. 5-е изд. серия: «Высшее образование», Изд.: ИНФРА-М. 2009. - 202 с.
.Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения. - Москва: Инфра-М, 2008. - 368 с.
.Кочергов Д.С., Е.Е. Устинова. Упрощенная система налогообложения: сложные вопросы применения: практ. Руководство.- 3-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2007. - 224 с.
.Рюмин С.М. Индивидуальный предприниматель. Как платить налоги? (2-е издание, переработанное) М.: Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2008. - 101 с.
.Тарасов, К.М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений: учебник. - М.: Экономика, 2009. - 320с.
.Юткина Т.Ф. Основы налогообложения. - М.:Инфра-М, 2009. - 176 с.
.Бобоев М.Р., Наумчев Д.В. О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 2007, № 9.
.Букина И.С. Регулирующая функция налоговой системы и налоговые риски: последствия реформы налога на прибыль //Финансовый менеджмент - М., 2008, № 5.
.Есипова М.С. Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения // Налоговый вестник, 2006, № 11.
.Исакина Е.Н. Статья: Системы налогообложения индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и особенности их применения // Налоговый вестник, 2007, № 11.
.Корчагин, А.Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе// Инновации, 2007. - №5.-с.42.
.Паскачев А.Б., Коломиец А.Л. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства. // Налоговый вестник, 2008, № 7.
.Трубников А.А. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2008 году // Бухгалтерский учет, 2008.- № 18.- 67 с.