Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

"МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

юридический факультет


Реферат

по дисциплине

"Педагогика и психология высшей школы"

на тему

"Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения"



Выполнил: студент 1 курса магистратуры

Корнилова Татьяна Романовна

Проверил: Научный руководитель:

г. к. п. н., Чупахина И.А.



Самара 2015

Содержание

Введение

Раскрытие понятия "инновационная деятельность педагога"

Основные характеристики инновационной деятельности педагога

Заключение

Список литературы

Введение

Современная цивилизация, находясь на информационной стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования.

В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний студентов.

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)"Об образовании в Российской Федерации" было введен такой уровень высшего образования как - бакалавриат, который сократил время обучения студентов на целый год. В связи с этим, перед вузом и преподавателями встала вполне естественная задача о внедрении инноваций в систему обучения данных студентов, чтобы они получили такую же базу знаний как при специалитете. Именно поэтому, я считаю тему инновационной деятельности преподавателя вуза очень актуальной и требующей изучения.

Раскрытие понятия "инновационная деятельность педагога"

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это "проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент". Синонимом инновации является понятие "новшество".

В педагогике понятие "инновационная деятельность" рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности".

М.В. Кларин, например, в понятие "инновация" вкладывает следующий смысл: "Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан".

Учебное пособие под редакцией В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых дает такое определение: "Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития). Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. ".

Вариаций понятий "педагогической инновации" достаточно много. Но безусловно есть одна общая черта, которая и характеризует педагогическую инновацию.

Это прежде всего - любое нововведение в педагогическую деятельность для повышения эффективности работы как преподавателей вуза, так и соответственно улучшение качества обучения студентов.

Основные характеристики инновационной деятельности педагога

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

культурно-эстетическая развитость и образованность;

развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения) .

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Предложения по развитию инновационной деятельности преподавателя вуза

Проанализировав многочисленные интернет ресурсы, отчеты вузов, анкеты, статистику и статьи, я пришла к выводу что, инновационная деятельность у педагогов вызывает затруднения. В связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей филиала в инновационную деятельность свидетельствует, что чаще всего она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:

низкий уровень базовой подготовки студентов;

формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;

отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;

невозможность определить приоритетное направление ("распыление" в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.

Вместе с тем без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов - практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.

Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых результатов в данном направлении деятельности педагогического коллектива.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

По изученному мной материалу, я пришла к такому выводу, что для развития инновационной деятельности педагога необходимо:

) Поддержка государства (это введение нормативных актов, принятие решений о создании дополнительных программ для обучения педагогов (участие ими в конференциях, семинарах, форумах не только внутри своего региона, но и вне его), формулировка предложений для развития инновационной деятельности и т. д).

2) Поддержка самого вуза (предоставление преподавателям: достаточной литературы и дополнительных средств для реализации педагогами своих задумок (карты, макеты, аксессуары для обучающих игр и др.) помощников, консультантов, психологов, методистов и т. д). Также вуз должен давать свободу педагогу для воплощения своих идей и ограничивать только тогда, когда это действительно необходимо.

Чтобы была ясна моя мысль, я хотела бы предоставить очень яркий пример инновационной деятельности педагога в лице персонажа фильма "Общество мертвых поэтов" Джона Китинга. Фильм повествует об истории учителя английского языка и литературы, который вдохновляет своих учеников менять свою жизнь через пробуждение в них интереса к поэзии и литературе. Джон Китинг использует огромное количество методов (инновационных методов), чтобы развить в своих учениках широту мысли и взглядов. У него своя особая манера преподносить материал и свой стиль обучения, который отличается особой яркостью и смелостью.

В связи с этим примером я выделяю еще 3 элемент развития инновационной деятельности педагога:

) Желание самого преподавателя развиваться. Любить свою работу и стремиться улучшить свои преподавательские навыки. И соответственно с этим - желание обучать студентов своему предмету.

педагог инновационный потенциал образование


Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Для развития инновационной деятельности педагога необходимо: поддержка государства, поддержка самого вуза и желание самого преподавателя развиваться.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)"Об образовании в Российской Федерации.

. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу "Среднее профессиональное образование", № 8, 2010, с.16 - 21.

. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": В 2-х книгах / Под ред.В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

. Современный словарь по педагогике / сост.е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

Похожие работы на - Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!