№
|
вариант ответа
|
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
1
|
|
+
|
|
|
|
2
|
|
|
|
+
|
|
3
|
|
|
|
+
|
|
4
|
|
|
|
|
+
|
5
|
|
+
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
+
|
7
|
|
|
|
+
|
|
8
|
|
|
|
+
|
|
9
|
|
|
|
|
+
|
10
|
|
|
|
|
+
|
11
|
|
|
|
|
+
|
12
|
|
|
|
|
+
|
13
|
|
|
|
+
|
|
14
|
|
|
+
|
|
|
15
|
|
|
|
+
|
|
16
|
|
+
|
|
|
|
17
|
|
+
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
+
|
19
|
|
+
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
+
|
21
|
|
|
|
+
|
|
22
|
+
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
+
|
24
|
|
|
|
|
+
|
25
|
|
|
+
|
|
|
У испытуемого диагностируется низкая готовность к риску.
Показатель готовности к риску составляет - 30. Низкая готовность к риску
опосредованно указывает на высокую мотивацию к избеганию неудач.
Психологический
портрет
В ходе проведенного исследования, можно отметить, что у
испытуемого выражен либерально-попустительский стиль руководства - снисходительность
к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля,
либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать
ответственность в принятии решений. Лидерские качества испытуемого развиты на
среднем уровне, что указывает на необходимость их развития.
Наиболее вероятной моделью поведения в конфликте является
принятие позиции сотрудничества (поиск альтернативы решения конфликта,
удовлетворяющей все стороны конфликтной ситуации) и избегания (отсутствие как
стремлений к кооперации, так и тенденций к достижению собственной цели).
Фазы напряжения, резистенции, истощения у испытуемого не
сформированы. Среди складывающихся симптомов можно отметить "загнанность в
клетку" и эмоциональную отстраненность.
Для испытуемого цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им
неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной
из сторон и проигрышем второй.
Низкая готовность к риску опосредованно указывает на высокую
мотивацию к избеганию неудач.
Анализ
продуктов деятельности
Графическая методика "Несуществующее животное"
относится к числу прожективных. За основу нами взята интерпретационная версия
М.З. Дукаревич и П.В. Яньшина (Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии.
Методы исследования личности. - СПб, 2004.).
Процедура теста довольно проста: надо придумать и нарисовать
несуществующее животное и дать ему несуществующее имя.
Методика направлена на осознание участником своих тревожащих
состояний, негативных переживаний, а так же позитивных желаний, своих ресурсов
и способов достижения желаний. Изображение животного компенсирует внутреннее
сопротивление посредством задействованного в методике механизма идентификации с
нейтральным персонажем.
Данная методика не несет диагностической функции, по этому
данные рисунка не интерпретируются для участника. Нарисованный рисунок
используется в качестве проявленного, вынесенного во вне материала для
дальнейшей работы по осознанию своих переживаний. Но психологу, работающему с
данной методикой необходимо знать особенности деталей рисунка, что бы
распознавать состояние человека и выбрать правильный способ работы с данным
состоянием.
Цель использования методики: Осознание и отреагирование
негативных эмоциональных переживаний. Рекомендуется проводить с детьми с
младшего подросткового возраста с повышенным уровнем тревожности. Оптимальный
возраст: подростковый, но методика эффективна и со старшеклассниками, и со
взрослыми людьми, не испытывающими сопротивления к данному виду психологической
работы.
Лист бумаги кладется перед ребенком. Инструкция: Придумай и
нарисуй несуществующее животное, которого на самом деле нет, никогда не было и
которого до тебя никто не придумал. Но это животное должно быть злое и
страшное. На этом этапе участник выносит во вне свое эмоциональное напряжение,
может посмотреть со стороны на "животное" в тяжелом, знакомом для
него эмоциональном состоянии.
Далее психолог проводит беседу, в которой дополнительно
получает информацию об особенностях участника.
Как оно называется? Если участник затрудняется придумать
названия, то эта часть опускается.
Где живет?
Чем питается? Указание на использование в пищу заведомо
несъедобных вещей (гвоздей, камней, стекла, металла и т.д.) типично при грубых
нарушениях общения. Скорее всего, при беседе о желаниях животного, участник сам
скажет о желании приобрести друзей или наладить общение. Если сам не скажет, то
психологу стоит обратить на это внимание участника в случае, когда наблюдаются
показатели данной проблемы.
Есть ли у него друзья? Кто?
Есть ли у него враги? Кто?
Посмотри на него. Какие чувства он у тебя вызывает? (если
затрудняется назвать чувства, нужно спросить: "Какой он?" Данный
вопрос очень важен, т.к. позволяет участнику самому осознать, как выглядит существо,
находящееся в данном эмоциональном состоянии.
Есть ли у него какие либо желания? Назови три его желания.
Данный вопрос помогает выяснить, что желает сам участник. Говоря о желаниях
животного он проговаривает свои нереализованные потребности, те свои желания,
из-за отсутствия которых он и испытывает эмоциональные "страдания".
Протоколы беседы с детьми при интерпретации методики
Паша Г. (9 лет) Название животного - Джек.
Где живет? -
"В пустыне; питается птичками, мелкими животными".
Есть ли у него друзья?
"Друзей нет, враги все животные".
Какие у него три желания?
"Побольше еды;
Быть здоровым;
Подкрадываться так. Чтобы не заметили, гипнотизировать жертв,
чтобы сами шли на съедение".
Какие чувства животное вызывает? - "Злой все
время".
Ему нравится быть злым? - "Ну, иногда хочется быть
добрым, тогда ему все еду сами бы приносили".
Это приятно, когда приносят сами еду? - " Да, он тогда
был бы довольный и добрый".
Нарисуй, какой бы был Джек, чтобы ему сами хотели еду носить,
он был бы довольный и добрый. Участник рисует Джека № 2.
Продолжение беседы.
Какие чувства вызывает Джек №2? - "Приятные".
А что в нем изменилось? - " Лицо доброе, язык ядовитый
пропал, есть теперь будет рыбу, травку всякую, толще будет".
А друзья у этого Джека будут? - " Да, он некоторых людей
в друзья возьмет, которые сами добрые. В основном детей. "
А кто враги у него будут? - " Злые люди"
А как он с врагами себя будет вести? - "
"Съест".
А вот как он сам добрый стал, может других злых научит, как
добрее стать? - " Да, он может объяснить им, что так им выгоднее будет.
Еще может им еду, подарки приносить, им понравится и они станут добрее".
То есть, Джек сам знает как он стал добрее и сможет других
научить, да? - "Да может научить таким же способом, каким сам стал
добрее".
Что-нибудь тебе понравилось в сегодняшнем занятии? - "
Да, я сегодня понял, в чем различие добрых и злых. Это же не только животных
касается, но и людей тоже. Понял, что это выгодно, добрым то быть, и приятно.
Злым то тоже быть тяжело".
Тебе второй рисунок полностью нравится, ничего не хочешь еще
изменить? - " Нет, он тут счастлив".
Александра Р. (9 лет) Название животного - "Раба -
кот".
Какие чувства животное вызывает? - "Кажется злым, не
всегда, а когда его потревожат".
Где живет? - "Живет в воде, в океане".
Чем питается? - "Рыбешками, моллюсками".
Есть ли у него друзья? - "Друзья - акулы, есть ли враги
не знаю".
Какие у него три желания?
"Превратиться в доброго;
Не питаться моллюсками;
Наблюдая за поведением девочки, во время беседы об этом
животном наблюдается напряжение в руках, теребит пальцы, грустный взгляд, но с
полуулыбкой, затруднялась дать название животному, определиться (видимо с
"однозначностью"). Когда Саше было предложено рисовать животное более
доброе, Саша улыбнулась, руки и плечи расслабились, стала рисовать.
Рисунок "Рыба - кот №2" более добрый, более добрый
он не хочет питаться своими сородичами моллюсками. Саша говорит, что оно легко
может питаться водорослями.
В обсуждении, что поменялось в животном, отмечает, что у
животного была полуулыбка с зубами, а теперь добрая улыбка, фонарик на голове
превратился в элегантный цветочек, уже нет плавников.
На вопрос " Полностью ли оно довольно?" отвечает:
"Нет" и рисует рисунок №3, где животное меняется, превратившись в
рыбу. Но животное снова не окончательно довольно, т.к. ему одиноко. Саша рисует
рисунок №4 "Рыба - кот" с друзьями. В рисунке использует цвет, до
этого рисовала простым карандашом.
Сама рыба-кот изображена ярко розовым цветом, друзья серым,
коричневым и черным.
Обсуждая, что изменилось Саша отмечает, что существо
чувствует себя хорошо, когда улыбается, на нем элегантные украшения. В этот
момент говорит: "А вы знаете, она только сейчас почувствовала себя
девочкой, она же девочка! Ее такую узнают друзья, они теперь вместе могут
играть".
На вопрос: " Теперь она довольна полностью?"
отвечает: "Друзья акулы на рисунке злые, один из них ест рыб".
А второй друг не ест рыб? - " Он с "Рыба -
кот" плавал много раз за водорослями и ему понравилось. Они могут позвать
с собой и другого. Сейчас нарисую рисунок, где все у них благополучно!"
Рисует окончательный рисунок. В рисунке использует ярко
розовый и красный цвета.
В конце говорит "Спасибо, очень понравилось, все так
понятно стало. А вы знаете я ведь тоже улыбаюсь как то странно, не по доброму,
у меня же все как у этой рыба - кот! У меня все как в этой сказке!
ЛИДА С. (10 лет). Название животного - Тишка.
Где живет? - "В большом городе, питается
животными".
Есть ли у него друзья? - "Друзья не похожие на него,
какие-то существа".
Есть ли у него враги? - " Существа еще страшнее и
сильнее его".
Какие чувства животное вызывает? - "Жалость"
(плачет)
Какие у него три желания?
"Хотел бы измениться и быть добрым;
Хотел бы выглядеть по другому, лучше, чем сейчас;
Хотел бы найти такого же существа как он".
Рисует рисунок "Тишка №2". После вопроса, доволен
ли он, дорисовывает рисунок "Тишка № 3 с другом, подобным ему". Тишка
нарисована ярко желтым цветом, Грудка, ручки, ножки розовые. Друг - оранжевого
цвета, так же с красными вставками на грудке, ручках, ножках. В сравнительной
беседе выделяет изменения:
Более добрый стал;
Убрались все шрамы, изъяны;
Хвостик вверх стал;
Перестал питаться животными, стал питаться фруктами;
Стал более дружелюбным;
Глаза как были добрые, так и остались;
Встал, распахнув руки;
Появился румянец;
Уменьшились рога, уменьшился носик.
Стал яркий интересный;
Теперь то точно видно, что Тишка девочка;
Друг к ней тянется, смотрят друг на друга.
Какие чувства вызывает Тишка сейчас? - "Добрые какие -
то. С такой рядом всем хочется быть, она приятная, яркая какая - то, будто
светится".
Как ты думаешь, в чем смысл нашего занятия? - " Это
существо - мое внутреннее состояние, а мы его тут меняли".
Что-нибудь понравилось тебе? - " Рисовать, и я думаю
лучше надо к людям относиться.
КРИСТИНА Т. (10 лет). Название животного - Ужастик ужасающий.
Где живет? - "Живет в темном лесу, друзей нет. Все его
боятся, врагов по этому тоже нет. Питается всем живым".
Какие чувства животное вызывает? - "Страшно".
Какие у него три желания?
"Хочет завести друзей;
Измениться внешне;
Сменить образ жизни, т.к. он ночью пугает и съедает
всех".
Рисует существо с этими качествами. В беседе объясняет:
Он изменился внешне;
Рога превратились в ушки;
Стали голубые, дружелюбные глаза;
Появился румянец;
Исчезли все вены, вылезшие у него от злости;
Стал питаться соками из земли;
Появилась улыбка;
Изменилось имя. Теперь его зовут "Лапочка".
В чем смысл занятия? - " Меняться могут все, и существа
и люди, нужно только захотеть. У меня сейчас тоже как будто силы есть и желание
поменяться. Просится: "Можно я еще приду к вам? Мне очень понравилось с
вами разговаривать, спокойнее так стало, прямо внутри".
Социальный
заказ
Целевая группа: 50 учащихся школы в возрасте от 16 до 18
лет.
Характеристика целевой группы: подростки как
социальная группа являются разновидностью группы "молодежь". Из этого
следует, что для них присущи все характеристики молодежи, а также свои
специфические черты. Эта группа характеризуется определенным возрастом. С этой
характеристикой тесно связаны и другие особенности молодежи. Курение и молодежь
- очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная.
Результаты исследования могут быть использованы:
в воспитательном процессе средних специальных учебных
заведений;
в учебных курсах и дисциплинах по подготовке педагогов к
работе по пропаганде здорового образа жизни.
С целью проведения исследования вовлеченности молодежи в
употребление ПАВ нами было проведен социологический опрос, подразумевающий
анонимные ответы на предложенные вопросы (Приложение 1). Обобщим ответы
школьников, выделив наиболее часто встречаемых ответы, характерные для
исследуемой выборки в целом.
Современная молодежь в свободное время предпочитает:
Рисунок 1 - Организация досуга современной молодежи
Таким образом, можно отметить, что у большинства молодежи (44%)
досуг не организован, они просто слоняются по улице, 16% занимаются в кружках,
14% подростков занимаются спортом и слушают музыку.
Причинами употребления наркотиков школьники назвали следующие:
Рисунок 2 - мотивация употребления наркотиков
Основными причинами употребления наркотиков подростки указали:
Чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки - 12%
Чтобы избавиться от неприятных переживаний (обиды, страха, чувства
одиночества, давление со стороны взрослых, одноклассников) - 30%
Чтобы снять напряжение при общении с другими людьми - 19%
Это считается престижным - 39%.
Таким образом, угрожающим является тот факт, что подростки считают
употребление наркотиков престижным и средством избавления от неприятных
переживаний.
Рисунок 3 - Распространенность наркомании среди молодежи
В ходе анкетирования также было выявлено, что 58% школьников не
имеют друзей, которые бы пробовали наркотики, у 26% - есть таких знакомых 1-2
человека, у 16% - боле 5 человек. Таким образом, социальное окружение (друзья,
попробовавшие наркотики) могут повлиять на распространение наркомании в близком
окружении.
% школьников отрицательно ответили на вопрос о личном употреблении
наркотиков.
По внешним признакам определить человека в состоянии
наркотического опьянения могут 52% школьников.
Вызывает опасение тот факт, что 18% школьников считают, что
наркотики достать довольно просто, 18% - трудно, но возможно. Таким образом 1/3
школьников знает места приобретения наркотических средств, и тот факт, что в
случае необходимости они могут их там достать.
Рисунок 4 - Доступность наркотических средств
Школьники отметили, что подростки и молодежь, которые употребляют
психоактивные вещества (далее ПАВ), чаще всего получают их от: 4% -
сверстников, 10% - друзей, 42% - знакомых молодых людей в компании, 16% -
знакомых взрослых, 26% - незнакомых людей
Рисунок 4 - Пути приобретения наркотических средств подростками
Психоактивные вещества молодежь чаще всего приобретает в клубах и
на дискотеках - 64%. Наркоманию, как причину заражения СПИДом, назвали 48%
опрошенных.
Достоверным источником информации о противостоянии рискованному
поведению подростки называют родителей (44%), интернет (14%), друзей (10%).
Таким образом, организуя профилактическую работу, необходимо задействовать
семейное окружение школьников.
Рисунок 5 - Достоверность информации о противостоянии рискованному
поведению
Профилактическая работа по предупреждению употребления
психоактивных веществ в учебном заведении проводится в виде бесед (74%). Стоит
отметить, что беседа не всегда эффективный способ доведения важной информации
до подростков. На это указали 52%, отметив, что проводимые беседы не влияют на
отношение к употреблению ПАВ.
Несмотря на то, что 100% школьников отрицательно ответили на
вопрос об употреблении ПАВ, 32% отказались бы анонимно пройти экспресс-тест на
наличие в организме психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), 21%
затруднились ответить на данный вопрос. Эти данные указывают на то, что данный
процент школьников все-таки может употреблять ПАВ эпизодически либо постоянно.
Индивидуальный
отчет о прохождении практики
Практика проходила на базе ГУО "Средняя школа
№____" в период с _______ по ______г.
В ходе работы у меня была возможность получить консультацию у
руководителя практики, который доступно и последовательно отвечали на
поставленные мною вопросы с целью оптимизации дальнейшей деятельности.
В целом, практика прошла успешно, помогла овладеть
методическими аспектами системы профессионально-педагогических умений. Я смогла
закрепить и углубить теоретические знания по различным разделам педагогических
и психологических дисциплин. Знания, умения и навыки, приобретённые мной во
время прохождения практики, очень пригодятся в дальнейшей практической
деятельности.
Результаты практики несколько даже превзошли мои ожидания. Я
рассчитывала, что получу лишь общее представление о деятельности
педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. На самом деле я
приобрела много знаний о работе со школьниками, их родителями и педагогами,
приобрела первоначальные навыки проведения индивидуальных и групповых занятий в
соответствии с запросами, училась общаться с родителями.
Отзыв о работе студента-практиканта
ФИО
Студентки __-го курса факультета__________,
Название института,
проходившей практику на базе ГУО "Средняя школа
№_____"
в период с ____________ по _________________
в качестве педагога-психолога
Практикантка сумела установить дружеские и доброжелательные
отношения с учениками. Коллектив школы оказывал методическую помощь в
разработке уроков, мероприятий. Активно использовала ИКТ, наглядные пособия,
раздаточные материалы.
Работа с документацией велась ею аккуратно, грамотно и
систематически. Диагностическая практика студентки показала, что она проявила
высокую степень самостоятельности при подготовке к проведению диагностики,
хороший уровень самоанализа, знания фактического материала, владение
стандартными методами и приемами диагностического обследования. У нее
сформирован навык добросовестного отношения к работе, который является хорошим
стимулом выбранной ею профессии
За время работы нареканий, замечаний со стороны администрации
не имела. Индивидуальный план, предоставленный в начале практики, был выполнен
в полном объеме. Со школьниками вела себя уважительно. Была дисциплинирована и
отзывчива. В ходе работы с учениками старалась вникать в существующие проблемы.
Инициативна: при решении возникавших вопросов старалась предложить свои методы
работы. В целом рекомендую оценить пройденную практику студентки в 9 баллов.
Директор школы: _________________ / ФИО/
Психолог: _______________ /ФИО/
Приложение 1
Чем Вы предпочитаете заниматься в свое свободное время?
Как Вы считаете, почему молодые люди употребляют наркотики?
Есть ли среди Ваших сверстников те, кто пробовал
наркотические вещества?"
Вопрос №12 Можете ли Вы по внешнему виду определить, что
человек находится в наркотическом опьянении?
Употребляете ли Вы наркотики?
Как Вы считаете, насколько трудно подросткам, наркотики?
По Вашему мнению, подростки и молодежь, которые употребляют
психоактивные вещества (далее ПАВ), чаще всего получают их …
По Вашему мнению, подростки и молодежь, которые употребляют
психоактивные вещества (далее ПАВ), чаще всего получают их …
Если бы Вы узнали, что Ваш друг злоупотребляет ПАВ: табачными
изделиями, наркотическими веществами и спиртными напитками, к кому бы Вы
посоветовали обратиться за помощью?"
Знаете ли Вы причины заражения СПИДом?
С какого возраста, на Ваш взгляд, можно начинать половую
жизнь?
Если бы Вы захотели узнать как противостоять рискованному
поведению, чьей бы информации Вы поверили?
Какие, на Ваш взгляд, необходимо предпринять меры в обществе,
чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния алкоголя, никотина, наркотиков?
Проводится ли в Вашем учебном заведении профилактическая
работа по предупреждению употребления психоактивных веществ?
Как на Вас действует информация о ПАВ, которую Вы получаете
из бесед в школе?
Если бы Вам предложили анонимно пройти экспресс-тест на
наличие в организме психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), дали
бы Вы согласие?