В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью[5].
Именно поэтому целью моей работы является изучение типов эмпирических исследований.
В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:
дать понятие социологического исследования, рассмотреть основным типы социологических исследований;
выявить особенности подготовки социологического исследования;
рассмотреть основные методы социологических исследований.
1. Понятие и типы социологических исследований
социологический эмпирический управление
Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели - получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практике управленческой деятельности.
Социологические исследования многообразны. Их можно классифицировать по разным критериям. Конкретный тип социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных типа социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
По целям проведения исследования различаются:
разведывательные (пилотажные, зондажные);
описательные;
аналитические
) Разведывательные исследования проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.
) Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления; обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона).
) Аналитическое социологическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые [2].
Социологические исследования также различают:
По месту проведения социологические исследования бывают
полевые и
лабораторные
Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов
Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях
По месту социолога при проведении социологических исследований они бывают
включенными и
невключенными
Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта
Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения
В социологии используются также специальные виды социологических исследований:
) монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов;
) когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.);
) международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели - получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практике управленческой деятельности. Эмпирические социологические исследования классифицируют по целям: разведывательное исследование, описательное и аналитическое исследование. По месту проведения социологические исследования бывают полевые и лабораторные. По месту социолога при проведении социологических исследований бывают включенными и невключенными. Также используются специальные типы социологических исследований (монографическое, когортные и международные, кросскультурные исследования).
2. Подготовка социологического исследования
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
) подготовительный (разработка программы исследования);
) основной (проведение эмпирического исследования);
) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема - это всегда противоречие между знанием (например, о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях) и незнанием (например, путей и средств их реализации) [3]. В связи с этим решение проблемы означает получение нового знания или теоретической модели, которые объясняли бы явление, а также выявление факторов, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Проблема включает следующие компоненты.
) сущность или содержание проблемы (в чем она заключается?);
) организационная. и физическая локализация (где выявлена проблема?);
) владение проблемой (кому известно о проблеме и кого она затрагивает?);
) временные рамки (с какого времени существует данная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? и т.д.).
Социологическое исследование всегда начинается с некоей проблемной ситуации. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:
) установить реальное наличие условий, признаков данной проблемы, прежде всего выяснить, есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;
) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы;
) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа, а потому могут выступать как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета), а также установить достоверность учета и статистики по этому показателю;
) выделить в проблемной ситуации основные и второстепенные компоненты для того, чтобы определить основное направление исследования;
) проанализировать уже имеющиеся решения проблем, которые аналогичны изучаемой.
Обязательным исходным документом любого социологического исследования является программа Обычно она включает в себя следующие разделы:
) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);
) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).
Таким образом, социолог должен:
) определить цели и задачи исследования, то есть те общие и частные результаты, которые он намеревается получить;
) определить предмет и объект исследования.
На этапе теоретической и эмпирической интерпретации понятия исследователь решает три основные задачи:
) выясняет аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;
) проводит анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;
) обеспечивает измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных показателей.
На этом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку с помощью научных терминов, затем эта формулировка раскладывается на операционные составляющие, проводится их факторная интерпретация, то есть определяется система связей формулировки с внешними и внутренними субъективными факторами. Конечной целью на данном этапе является выработка понятий, которые доступны учету и регистрации.
Формирование гипотезы - заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.
На данном этапе необходимо учитывать следующие моменты:
. Гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается.
. Для объяснения фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез; связь между гипотезами должна быть как можно более тесной.
. Из нескольких гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число фактов.
. Нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах.
. При выдвижении гипотез необходимо понимать, что выводы будут иметь вероятностный характер [6].
Таким образом, в любом эмпирическом социологическом исследовании выделяют 3 этапа: подготовительный, основной и завершающий. Социологом должна быть определена проблема исследования, поставлены цели, задачи, определен предмет и объект исследования, сформирована гипотеза исследования - заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования.
К основным методами эмпирических социологических исследований относят: опрос, наблюдение, анализ документов.
Опрос - это метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.
Опрос может быть: индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно); устным и письменным; массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых респондентов); одноразовым и неодноразовым.
Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно. По этой причине опросом на генеральной совокупности чаще используют, например, при переписи населения; выборы и референдумы.
Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть peпpeзентативной.
Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.
Социологическое интервью - это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и фиксации его ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии сжестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется планом в примерным перечнем вопросов, которые следует задать.
Анкетирование - это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.
Метод опроса имеет достоинства:
. Опрос - это экономичный и оперативный метод сбора информации.
. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п.
К недостаткам метода опроса следует отнести:
. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.
. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.
Следующий эмпирический метод, используемый в социологических исследованиях - это наблюдение.
Наблюдение - это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или иной степени сам становится его участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом. Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, а наблюдатель не принимает участия во взаимодействии.
Если опрос обычно связан с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.
Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.
Наблюдение, также как и опрос желательно использовать в сочетании с другими методами [1].
При социологических исследованиях используют такой метод, как анализ документов. В данной группе методов выделяют такие методы: контент-анализ, биографический метод, метод официальных документов.
Контент-анализ предполагает извлечение данных на основе анализа документов - не только письменных, но и визуальных.
Сущность данного метода состоит в следующем. Исследователи, определив интересующие их вопросы, разрабатывают систему категорий, которые характеризуют исследуемые феномены.
Биографический метод (метод личных документов) - это метод исследования, основанный на анализе личных документов: писем, дневников, хроник, мемуаров, автобиографий и т.д.).
Достоинство биографического метода заключается в том, что он обеспечивает правдивость информации. Основной недостаток - субъективность содержащейся в документах информации в тех случаях, когда сведения, сообщаемые авторами, связаны с их интересами.
Метод официальных документов - способ изучения объективной стороны жизни общества, основанный на анализе документов государства, политических партий и общественных организаций.
Достоинства официальных документов как объекта социологического исследования заключаются:
) в минимальной субъективности составителя документа;
) в максимальной объективности информации;
) в более полном, чем в личных документах, охвате действительности;
) в большей, чем в личных документах, точности сведений.
Однако официальные документы имеют и недостатки:
. Они излишне формализованы, единообразны. В результате этого утрачивается информация, которая, по мнению составителя, несущественна, но важна для исследователя.
. Официальные документы могут специально использоваться для дезинформации.
. Цели создания документов чаще всего не совпадают с задачами исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться.
Таким образом, к основным методами эмпирических социологических исследований относят: опрос, наблюдение, анализ документов.
Заключение
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены типы исследования: по месту проведения социологические исследования (полевые и лабораторные), по месту социолога при проведении социологических исследований (включенные и невключенные). Так же используются специальные типы социологических исследований (монографическое, когортные и международные, кросскультурные исследования).
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
) подготовительный (разработка программы исследования);
) основной (проведение эмпирического исследования);
) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
К основным методами эмпирических социологических исследований относят: опрос, наблюдение, анализ документов.
Опрос - это метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.
Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи.
Наблюдение - это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Измерение в социологии - это безэталонный метод познания общественных явлений, средством которого является отношение человека к объекту исследования.
Список использованных источников
1Воронов, Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. - М., 2001
2Кравченко, А.И. Социология. - М.: Просᴨект, 2006.
Касьянов, В.В. Социология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001
Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000
Ядов, В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М., 2002.
Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие / В.А. Ядов, - Москва: ОМЕГА-Л, 2011