Социальная фрустрация личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    119,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная фрустрация личности

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации

1.1 Стресс и социальная адаптация как психологический феномены

1.2 Эмоциональное проявление фрустрации личности

Вывод по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации

2.1 Описание эмпирической программы

2.2 Описание результатов исследования

Вывод по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность изучения этой проблемы определяется жизненной необходимостью поиска всех возможных путей выхода из глубокого всестороннего общественного кризиса, отражающегося в массовой психологии как "крушение надежд", ощущение безысходности, снижение веры в завтрашний день. Также актуальность исследования увеличивающимся объемом требований со стороны работодателей к качественной составляющей работы, а, следовательно, и уровню подготовки и опыта специалистов, ее выполняющих. Условия развития большинства экономических систем, производства, существования рынка труда и организации кадровой политики, развитых и развивающихся, в экономическом плане стран, характеризуется высоким напряжением интеллектуальных, психических и соматических ресурсов человека, в ситуации увеличения объемов собственно производства товаров и услуг.

Проблемой стрессоустойчивости личности в условиях трудовой деятельности занимались такие видные ученые как: Г. Селье (основоположник исследований стресса, как явления), И.М. Сеченов и его последователь И.П. Павлов (исследовавшие данный вопрос в приложении к оптимизации условий трудовой деятельности), К.К. Платонов, Е.А. Климов, В. Вундт, У. Джемс, Т. Кокс, К. Маккей, Р. Лазарус. Данной тематики касались в своих работах так же такие видные исследователи, как А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Б.Г. Ананьев и многие другие.

Цель исследования: изучить особенности проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера человека.

Предмет исследования: особенности проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Гипотеза: у людей с низкой степенью стрессоустойчивости социальной адаптации, проявляется пониженный уровень фрустрированности.

Задачи исследования:

1.      Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2.      Разработать эмпирическую программу по проблеме изучения особенностей проявления социальной фрустрации у людей с разной степенью стрессоустойчивости.

.        Реализовать эмпирическую программу по проблеме исследования.

.        Проанализировать результаты, сделать выводы.

Методы и методики: теоретический анализ, тестирование.

.        Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Раге),

2.      Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман).

База исследования: данное исследование проводилось в организации ООО "Веста".

Выборка: в данном исследовании приняло участие 18 человек, в возрасте от 20 до 40 лет.

социальная адаптация фрустрация личность

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации

1.1 Стресс и социальная адаптация как психологический феномены


Термин "стресс" (англ. давление, нажим, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации [3].

Выделяют: физиологический стресс вызывается физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерная физическая нагрузка, повышенная или пониженная температура, перепады атмосферного давления, затруднения дыхания, болевые стимулы, и тому подобное. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Психологический стресс - состояние крайне высокого психологического напряжения.

Каков бы ни был стресс: психологический или физиологический, один вид часто служит источником другого - эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмоциональное состояние [17].

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них - когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепции профессионального стресса, социально-психологические теории стресса и многие другие.

Понятие угрозы является основным в концепции Р. Лазаруса, когда он описывает установленный в эмпирических исследованиях сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в трудных условиях. Так, по его мнению, угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например, в отрицании, преодолении ситуации или принятии ее. Природа защитных механизмов зависит как от ситуационных (характер стимула, его локализация, временные характеристики и т.д.), так и личностных факторов (интеллектуальные возможности субъекта, мотивация, прошлый опыт, предпочтение тех или иных защитных реакций, убеждения, удерживающие от некоторых решений и т.д.).Р. Лазарус, однако, не раскрывает, каким образом осуществляется эта зависимость, каковы критерии возникновения того или иного защитного механизма. Важной чертой его концепции является требование учитывать индивидуальный, неповторимый характер структуры личности каждого человека, которая обусловливает различия между людьми в отношении процессов оценки угрозы и преодоления стресса [16].

Основываясь на теории Р. Лазаруса, можно сделать следующие выводы:

.        Личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта;

2.      Одна и та же личность одно и тоже событие в зависимости от ситуации воспринимать как стрессогенное и наоборот.

Так, когнитивная теория стресса основана на положениях о ведущей роли в его развитии:

·              психического отражения явлений действительности и их субъектной оценке;

·              познавательных процессов преобразования информации с учётом значимости, интенсивности, неопределённости событий;

·              индивидуальных различий реализации этих процессов в оценке субъективной опасности, степени угрозы стимулов.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Впервые понятие "стресс" было введено Гансом Селье, который считается родоначальником теории стрессов, в 1935-1936 гг. Но само слово еще древнее, оно уходит своими корнями в латинский язык, где имеет значение "затягивать". Так, сквозь современный облик проступает древнее значение слова, достаточно точно отражающее то, что испытывает человек, находясь в определенных, часто неблагоприятных условиях. Начиная с Селье, под стрессом понимается неспецифическая реакция организма в ответ на любые действия (чаще - неблагоприятные) и возросшие требования [4].

В момент возникновения стрессовой ситуации в организме происходит ряд психофизиологических изменений, что может привести в ряде случаев к расстройствам физической, психической и социальной составляющих целостности человека. Введением понятий "эустресс" и "дисстресс" Селье дифференцировал понимание стресса.

Эустресс - положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дистресс - эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований и приводящие к патологическим нарушениям. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был - положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он - неотъемлемый компонент существования. Полностью избежать стрессов нельзя, но можно научиться управлять стрессовыми ситуациями.

Ганс Селье определил следующие стадии стресса, как процесса:

.        непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2.      максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

.        нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) [6].

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0>; вид взаимодействия личности с социальной средой [1].

Адаптация <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B7>). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.) [2].

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики) [2].

Среди разнообразия понимания адаптации как социально-психологического процесса можно выделить следующие подходы: адаптация как приспособление, адаптация как удовлетворенность, адаптация как функция развития личности. Первый подход сводит адаптацию к реакции на раздражающее воздействие и рассматривается на уровне упрощенной бихевиористской схемы "стимул - реакция"; второй подход напрямую связывает адаптацию с потребностной сферой человека; третий подход рассматривает адаптацию в структуре внутреннего стремления человека как неотъемлемую функцию. Некоторые авторы, пишущие об адаптации, напрямую соотносят адаптацию с процессом перевода общественных ценностей в ценности личные; другие полагают, что в процессе адаптации человек реализует только те устремления, которые у него уже есть. Есть обобщающий эти взгляды подход, который предполагает в процессе адаптации наличие субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности продуктивно, без внешних и внутренних конфликтов, осуществить профессиональную и жизненную деятельность, удовлетворяя при этом свои "социогенные потребности". В целом в исследованиях по адаптации в настоящее время наметилась интеграционная фаза, стягивающая известные концепции в единую теорию адаптаций [5].

Главная особенность жизненного процесса адаптации у человека состоит в том, что адаптация возникает, как правило, как вынужденный процесс, источник которого находится вне человека. Дестабилизирующие факторы или проблемная социально-психологическая ситуация нарушают социальную устойчивость, вызывают психическое напряжение, поэтому адаптационный процесс традиционно связывают также с потребностями самосохранения, обеспечения основной деятельности, приведения себя к норме общего развития в балансе личностного и общественного [14].

В структуру социальной адаптации входят такие компоненты как субъекты (индивиды, адаптанты), факторы (комплекс условий и обстоятельств - политических, правовых, экономических, социально-исторических, культурных, психологических, медико-биологических) и объекты (фрагменты реальности, имеющие непосредственное отношение к субъекту и процессу адаптации). Динамический аспект адаптационного процесса (адаптогенез) предполагает рассмотрение его пространственно-временных характеристик. При этом предлагаются разделения этапов адаптации по качественным основаниям; например, разделение на такие этапы:

) уравновешивание (как стадию взаимной терпимости индивида и среды);

) псевдоадаптацию (как стадию, сочетающую внешнюю приспособленность к обстановке с внутренне отрицательным отношением к ее требованиям и нормам отношения);

) приноровление (как признание основных ценностей новой ситуации, связанное со взаимными уступками);

) уподобление (как результат психологического переориентирования индивида, выраженный в трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией). Существует и другое разделение, где этапы названы так: ориентировочный (ознакомление со средой), оценочный (интенсивная критическая и отборочная деятельность) и совместимости (преодоление разобщенности вплоть до свободного ориентирования в новой социокультурной среде) [7].

1.2 Эмоциональное проявление фрустрации личности


Фрустра́ция (лат.  <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> frustratio - "обман", "неудача", "тщетное ожидание") - психическое состояние <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая [9].

Фрустрация в психологии - это состояние человека, которое выражается в характерных переживаниях, а также поведении, вызываемое при этом непреодолимыми объективными трудностями, возникшими перед достижением цели или поставленной задачи.

Причинами возникновения фрустрации могут являться:

незаметные для самого человека, но в то же самое время постоянные стрессы <#"883101.files/image001.gif">

Рис. 1 Результаты по методике Холмса и Раге

Проанализировав результаты по методике диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана мы получили:

% -люди с очень низким уровнем фрустрированности. Для таких людей характерно постепенное снижение активности и эффективности деятельности.

% -люди с пониженным уровнем фрустрированности. Для таких людей характерно безразличие к происходящему, вялость, озлобленность.

% -люди с низким уровнем фрустрированности. Такие люди дают социально желательные ответы. Довольствуются тем, что имеют, не проявляют желание что-либо менять на данный момент. Всячески скрывают свою неудовлетворенность чем-либо. См. рис 2.

Рис. 2 Результаты по методике Л.И. Вассермана

Сопоставив результаты по методике 1 и методике 2 мы получили следующие данные.

Можно сказать, что у людей с высокой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется очень низкий уровень фрустрированности (50%). Для таких людей характерна низкая степень стрессовой нагрузки, также присутствует снижение активности и эффективности деятельности. В равной степени проявляются неопределенный уровень фрустрированности (12,5%) - это говорит о том, что для этих людей характерно проявление агрессии, которая имеет различную направленность, и низкий уровень фрустрированности (12,5%) - это говорит о том, что для таких людей характерно скрывать свою неудовлетворенность, прятать за чем-либо. Пониженный уровень фрустрированности проявляется у 25% выборки. Это означает, что эти люди безразличны к происходящему вокруг себя, вяло реагируют на что-либо.

У людей со средней степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется очень низкий уровень фрустрированности (60%). Эти люди предпочитают среднюю степень стрессовой нагрузки. При этом интенсивность деятельности снижается. В равной степени проявляется пониженный (20%) - характеризуется безразличием, нежеланием, озлобленностью, и низкий (20%) уровни фрустрированности - такие люди довольствуются тем, что имеют здесь и сейчас, их устраивает все. Неопределенный уровень фрустрированности не проявляется (0%). Отсутствуют люди, с средней степенью стрессоустойчивости, проявляющие агрессию.

У людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется пониженный уровень фрустрированности (60%). Для этих людей свойственно тратить всю свою энергию на борьбу с негативными эмоциями и состояниями. У таких людей присутствует озлобленность к окружающим, отсутствие активности, безразличие ко всему происходящему. В равной степени проявляется неопределенный уровень фрустрированности (20%) - проявление различных сторон агрессии, и очень низкий уровень фрустрированности (20%) - снижение продуктивности деятельности. Низкий уровень фрустрированности не проявляется. У людей с низкой степенью стрессоустойчивости отсутствует нежелание что-либо изменять в своей жизни, скрывать свою неудовлетворенность чем-либо. (см. таблицу).

Таблица 1

Уровень проявления фрустрированности в подгруппах с разными уровнями стрессоустойчивости.


Пониженный уровень фрустрированности %

Неопреде-ленный уровень фрустри-рован-ности %

Низкий уровень фрустри-рован- ности %

Очень низкий уровень фрустрированности %

Низкий уровень стрессоустойчивости

 60

 20

 0

 20

 Средний уровень стрессоустойчивости

20

0

20

60

Высокий уровень стрессоустойчивости

25

12,5

12,5

50

Таким образом, мы получили, что для людей с низкой степенью стрессоустойчивости характерна высокая степень стрессовой нагрузки. Личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Также у людей с низкой степенью стрессоустойчивости преобладает пониженный уровень фрустрированности.

Следовательно, наша гипотеза о том, что у людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации проявляется пониженный уровень фрустрированности подтверждена. Задачи решены, цель исследования достигнута.

Вывод по главе 2


Таким образом, целью нашего исследования было изучение особенностей проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Мы составили эмпирическую программу по проблеме исследования, в которую вошли 18 респондентов. Они были протестированы такими методиками, как определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, а также экспресс - диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.

Мы выявили различные типы стрессоустойчивости личности (выкая, средняя, низкая).

Большинство исследуемых обладают высокой степенью стрессоустойчивости. В общих чертах, высокая стрессоустойчивость позволяет не так остро реагировать на различного рода оскорбления, провокации на агрессию и т.д. Благодаря такому качеству можно не только добиться своих целей, но и сохранить здоровье. Энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Средняя и низкая степень стрессоустойчивости обладает у исследуемых в равных пропорциях.

В ходе диагностики мы выявили различные уровни проявления фрустрированности личности (очень низкий, пониженный, низкий, неопределенный).

Большинство исследуемых обладает очень низким уровнем фрустрированности. Для них характерно постепенное снижение активности и эффективности деятельности.

Также во время проведения диагностики определения уровня фрустрированности личности у преобладающего типа стрессоустойчивости личности определился пониженный уровень фрустрированности.

Таким образом, наша гипотеза что у людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации проявляется пониженный уровень фрустрированности подтверждена.

Заключение


Проанализировав литературу по теме исследования мы выявили что:

Стресс - совокупность неспецифических адаптационных <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80> (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B7>, а также соответствующее состояние нервной системы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0> организма.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0>; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Фрустрация-это психическое состояние, для которого характерны такие состояния, как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов. Фрустрация возникает по причине невозможности удовлетворения потребностей или несоответствии желаний с имеющимися возможностями. Это явление относят к травмирующим эмоциональным состояниям (или организма <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC> в целом).

Составив эмпирическую программу по проблеме исследования мы провели эксперимент в ходе которого выявили различные типы стрессоустойчивости личности (выкая, средняя, низкая).

Большинство исследуемых обладают высокой степенью стрессоустойчивости. Она позволяет не так остро реагировать на различного рода оскорбления, провокации на агрессию и т.д. Благодаря такому качеству можно не только добиться своих целей, но и сохранить здоровье. Энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

В ходе диагностики мы выявили различные уровни проявления фрустрированности личности (очень низкий, пониженный, низкий, неопределенный).

Большинство исследуемых обладает очень низким уровнем фрустрированности. Для них характерно постепенное снижение активности и эффективности деятельности.

Также во время проведения диагностики определения уровня фрустрированности личности у преобладающего типа стрессоустойчивости личности определился пониженный уровень фрустрированности.

Таким образом, наша гипотеза что у людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации проявляется пониженный уровень фрустрированности подтверждена.

Список литературы


1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. / Г.С. Абрамова - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2003. - 496 с.

. Абульханова К.А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова - 5-е изд., перераб. - М.: Мысль, 2000. - 299 с.

. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / А. Адлер - 3-е изд., перераб. - М.: Институт психотерапии, 2002. - 96с.

. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. / А.Г. Асмолов - 10-е изд., перераб. - М.: Смысл, 2001. - 401 с.

. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. / А.Г. Асмолов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 160 с.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности (в норме и отклонения) / Г.М. Бреслав - 9-е изд., перераб. - М.: Знание, 2006. - 126 с.

7. Булкин В.А. Педагогическая диагностика при управлении тренировочным процессом / В.А. Булкин, Е.Н. Ершова - 11-е изд., перераб. - М.: Знание, 2006. - 337 с.

. Волкова С.Ю. Влияние уровня тревожности на оценку времени. / С.Ю. Волкова - 4-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 200с.

9. Гозмаи Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2004. - 175с.

. Дэвид Ли. Практика группового тренинга / Ли. Дэвид - 9-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 227 с.

11. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов - 4-е изд., перераб. - СПб.: Речь, 2005 г. - 20с.

12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов - 3-е изд., перераб. - СПб.: ВМИИ, 2008. - 212 с.

13. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы / Т.В. Корнилова - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.

. Ли Д. Практика группового тренинга. / Д. Ли - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

15. Носс И.Н. Психодиагностика / И.Н. Носс - 2-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 320 с.

. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека / Н.Н. Обозов - 9-е изд., перераб. - СПб.: Речь, 2002. - 112 с.

. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов - 14-е изд., перераб. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

Приложения

Приложение 1

 

Результаты по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Высокая сопротивляемость стрессу

Низкая сопротивляемость стрессу

Респондент 1



+

Респондент 2

+



Респондент 3


+


Респондент 4

+



Респондент 5



+

Респондент 6

+



Респондент 7

+



Респондент 8


+


Респондент 9

+



Респондент 10


+


Респондент 11


+


Респондент 12



+

Респондент 13


+


Респондент 14



+

Респондент 15

+



Респондент 16

+



Респондент 17

+



Респондент 18



+


Приложение 2

 

Результаты по методике диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.

Неопределенный уровень

Пониженный уровень

Низкий уровень

Очень низкий уровень

Респондент 1


+



Респондент 2


+



Респондент 3


+



Респондент 4


+



Респондент 5


+



Респондент 6

+




Респондент 7


+



Респондент 8


+



Респондент 9




+

Респондент 10




+

Респондент 11




+

Респондент 12

+




Респондент 13

Респондент 14




+

Респондент 15




+

Респондент 16




+

Респондент 17




+

Респондент 18


+



 

Похожие работы на - Социальная фрустрация личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!