преобразования к прежнему положению, но с улучшением статуса данной социальной группы.
Итак, экстремизм есть сложное социальное явление, включающее в себя три основных элемента: экстремистскую идеологию, являющуюся базисом экстремизма; экстремистскую деятельность, являющуюся осуществлением, воплощением в жизнь экстремистской идеологии; экстремистскую организацию, являющуюся формой социальной организации экстремистской деятельности.
Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные. Как феномен экстремизм дуалистичен, в том смысле, что, с одной стороны, вызывает понимание и, порой, сочувствие, а с другой - неприятие и осуждение.
По направленности выделяется экстремизм экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и т.д. Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципа государственного регулирования экономической сферы, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности. Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств.
Религиозный экстремизм проявляется нетерпимостью к представителям иных конфессий, или в жестком противоборстве в рамках одной конфессии. Экологические экстремисты выступают против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственный возможный путь улучшения качества окружающей среды. Целью экстремизма политического является дестабилизация, разрушение существующей политической системы, государственных структур и установление режима "правового" и "левого" толка. В политической практике в чистом виде эти типы экстремизма практически не встречаются.
. Религиозный экстремизм. Социально-экономические, политические, исторические причины появления. Сущность понятия и его составляющие
религиозный экстремизм общество фундаменталистский
Религиозный экстремизм является довольно распространенной разновидность экстремизма, в виду того, что религия как форма общественного сознания отличается высокой консервативностью, устойчивостью, и, одновременно, высокой приспособляемостью к изменяющимся социальным условиям. Данная форма общественного сознания, благодаря своей специфике отражения действительности, переживает социальные системы, революции, реформы, сохраняя в неприкосновенности основы вероучения, но приспосабливая их толкование к новым социально-политическим укладам.
Религиозный экстремизм характеризуется специфической формой и содержанием. Форму религиозного экстремизма представляет экстремистская религиозная идеология, экстремистские религиозные чувства, экстремистское религиозное поведение, экстремистские религиозные организации.
Так, когда традиционная религия принимает экстремистскую форму, мы и можем констатировать возникновение религиозного экстремизма. Экстремистской модификации подвергают традиционную религию обычно лишь определенная часть верующих и священнослужителей, которые образуют радикалистское крыло в традиционной религии, вступающее в сложные отношения с нерадикализировавшейся традиционной частью данной конфессии.
Говоря об экстремистской религиозной идеологии важно отметить отличие ее от нормальной, не радикальной формы не содержанием религиозной догматики и не обрядностью, а специфическими акцентами религиозного сознания, которые актуализируют лишь некоторые стороны религиозной идеологии, переводя на задний план другие ее стороны. К числу таких акцентов, относятся, по нашему мнению: акцентуация отношений с иноверцами и еретиками, актуализация религиозной нетерпимости; формирование образа врага истинной веры; религиозная санкция агрессии против врагов истинной веры; акцентуация социального содержания религии в форме религиозного идеала праведной жизни и праведного общества.
Экстремистская религиозная психология, в свою очередь характеризуется такими основными моментами как:
) сакрализацией жизнедеятельности личности;
) экстремистской извращением эмоциональной сферы; 3) "приземлением религиозного чувства";
) агрессивной эмоциональной напряженностью.
Сакрализация жизнедеятельности индивида означает религиозное сужение сознания, в результате которого религия и религиозное поведение становятся доминантами жизнедеятельности личности.
Экстремистское религиозное поведение, основанное на экстремистской религиозной идеологии и экстремистских религиозных переживаниях, характеризуется следующими особенностями: агрессивная самозащита или защита путем агрессии, "активная религиозная жизненная позиция", нравственная вседозволенность в сочетании с нравственно-религиозным ригоризмом, смещение нравственных ориентиров (или нравственная дезориентация), крайняя жестокость. Главной установкой экстремистского религиозного поведения становится служение Богу посредством агрессивного сопротивления, борьбы с врагами истинной веры.
Для осуществления экстремистской деятельности создается экстремистская религиозная организация на основе единства экстремистской идеологии и экстремистских эмоциональных переживаний. Она может формироваться либо путем отделения части или секты внутри определенной традиционной конфессии, либо как своеобразное новое традиционно-реформаторское религиозное движение. Но при обоих этих способах главной основой экстремистской религиозной организации является декларируемая цель - восстановление истинных основ традиционной религии и переустройство общества в соответствии с этими традиционными религиозными основами. Экстремистская религиозная организация может быть охарактеризована следующими критериями:
) организационным строением или формой,
) главными направлениями деятельности,
) социальным составом.
По своей организационной форме экстремистская религиозная организация в ее наиболее развитом виде обычно строится как тоталитарная секта. Содержание религиозного экстремизма составляют социальные идеалы, выражающие интересы тех социальных групп, которые составляют социальную почву и кадры данной экстремистской формы религии. В социальных идеалах или программе религиозного экстремизма реальные социально-политические интересы определенных социальных групп находят не вполне адекватное, иллюзорное воплощение, ибо основаны они лишь на вере в Бога, а также носят достаточно расплывчатый, неконкретный характер.
Поэтому, они вряд ли могут быть адекватно реализованы через экстремистскую деятельность. Но экстремистская деятельность создает у ее агентов ложное, иллюзорное ощущение реализации своих идеалов и интересов.
В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. При этом важно разграничивать понятия религиозный экстремизм и религиозный фанатизм. Объединяет их стремление к изменению существующего общества. Однако если фанатизм устремлен вперед, к некоему утопическому социальному идеалу, то экстремизм ориентирован, скорее назад, к реставрации прежней социальной системы, против ее радикальных изменений.
Говоря же о историко-политических истоках религиозного экстремизма, необходимо сказать о том, что это явление в большинстве своем заложено в самих религиях. Искаженное толкование священных писаний и других религиозных книг позволяет адептам религиозного экстремизма представлять аргументы в свое оправдание, прежде всего в политической практике.
Например, история развития Римской католической церкви наглядно показывает взаимосвязь отдельных политических элит и религиозных иерархов. В Средние века навязчивая миссионерская деятельность Римской католической церкви была востребована многими политическими режимами. Внутри самой Церкви существовали различные формы экстремистских проявлений: инквизиция, которая наравне с обычным населением затронула и священнослужителей, религиозные войны между католиками и протестантами и пр. В современное время экстремистская деятельность остается одним из механизмов достижения определенных целей со стороны Римской католической церкви. Например, взаимосвязь реакционных режимов в Западной Европе и Латинской Америке с Римской католической церковью посредством организации "Опус Дэи", стремление руководства этой, поставить под свой контроль все сферы церковной деятельности становится чертой политики, проводимой Римской католической церковью.
Вопрос классификации форм религиозного экстремизма является весьма полемичным в настоящее время. В современной литературе не существует общепринятой, достаточно глубоко теоретически проработанной классификации форм религиозного экстремизма. Чаще всего в литературе используется неявная классификация религиозного экстремизма по видам религиозных конфессий, на почве которых формируется религиозный экстремизм. При этом нетрадиционные религиозные движения относят часто к фанатизму, а не к экстремизму. Экстремизм же возникает на почве именно традиционных для данного конкретного общества религиозных конфессий.
Сегодня наиболее яркое выражение под воздействием многочисленных военных конфликтов и террористических актов в наибольшей степени получил - исламский или мусульманский религиозный экстремизм. Само же определение сущности исламского экстремизма представляет теоретическую проблему, до сих пор не получившую однозначного решения в литературе. Первая его особенность - смешанный характер. Например, в ваххабизме как разновидности исламского экстремизма произошло сращивание "на основе идеологии радикального ислама религиозного, этнического и криминального терроризма.
Особый интерес, без сомнения, представляют механизмы вовлечения в религиозную экстремистскую деятельность, как правило, являются как целенаправленное пропагандистское воздействие на отдельных людей и целые социальные группы при попустительстве общественных и государственных институтов, так и разнообразные материальные, социально-политические, культурно-идеологические и личностно-психологические факторы, делающие такое воздействие максимально эффективным.
3. Организационные пути предотвращения религиозного экстремизма
Сегодня абсолютно очевидно, для практической организации борьбы с экстремизмом вообще и религиозным экстремизмом в частности, должны быть разработаны конкретные программы действий, определяющие меры и действия, направленные на борьбу с экстремизмом. эффективная борьба с религиозным экстремизмом предполагает комплекс мер, направленных на устранение социальных причин, порождающих экстремизм. Сами по себе меры насилия и принуждения, репрессий против отдельных экстремистов, как бы они ни были последовательны и жестоки, не приведут к излечению общества от религиозного экстремизма, если останутся в неприкосновенности его глубинные корни. Скорее эти меры приведут лишь к ответной эскалации экстремизма и ситуация войдет в стадию резонанса, чреватого социальным или общецивилизационным катаклизмом.
Эффективная борьба с международным экстремизмом и терроризмом невозможна без объединения усилий мирового сообщества.8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла глобальную антитеррористическую стратегию ООН. Ее лейтмотивом стал тезис о том, что государства-члены ООН решительно осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях и готовы тесно сотрудничать для предотвращения любых действий, направленных на подрыв прав человека, свободы и демократии, а также угрожающих территориальной целостности государств и дестабилизирующих их законные правительства.
Стратегия представляет собой конкретный план действий, призванный объединить усилия государств-членов, системы ООН, а также других международных и региональных организаций в целях совместного противодействия терроризму. В частности, речь идет о таких мерах, как пресечение финансирования терроризма, усиление контроля за передвижением террористов через национальные границы, недопущение попадания в их руки обычных вооружений, а также оружия массового уничтожения и его компонентов.
Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; выявление и пресечение экстремизма; международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.
Тем не менее, на сегодня стоит признать, что пока меры, применяемые Российской Федерацией, не являются достаточно эффективными и не позволяют эффективно и своевременно осуществлять противодействия проявлениям религиозного экстремизма.
Основные же формы борьбы с религиозным экстремизмом, состоят из двух групп:
) меры профилактики религиозного экстремизма;
) меры борьбы с уже существующими проявлениями религиозного экстремизма.
Меры профилактики, должны быть комплексными и могут включать следующее:
) создание и внедрение в педагогический процесс (в школах, прежде всего) специальных курсов или программ, обеспечивающих невосприимчивость молодежи к религиозному экстремизму, содержащих специальное разъяснение и разоблачение сущности, опасности и форм религиозного экстремизма;
) специальную антиэкстремистскую контрпропаганду в СМИ;
) ужесточение контроля государства за деятельностью религиозных объединений, осуществление постоянного мониторинга этой деятельности;
) научное и социологическое исследование причин религиозного экстремизма и разработка научных программ по устранению этих причин;
) проведение научных рекомендаций по устранению причин религиозного экстремизма в жизнь соответствующими органами государства.
Заключение
Итак, на основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что основная роль в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма и устранения его последствий, отводится органам государственной власти при активном взаимодействии с общественными институтами. На наш взгляд в настоящее время ведущую роль в противодействии проявлениям религиозного экстремизма должны сыграть правоохранительные органы в составе комплексной государственной политики.
При этом, если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать религиозно-политическому экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.
Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозно-политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.
При реализации государственной политики, направленной на нейтрализацию отрицательных факторов, воздействующих на духовное развитие общества, необходимо активнее использовать потенциал СМИ традиционных религий, поэтому важно наличие четкой ориентации сотрудничества институтов государственной власти со всеми институционализированными российскими конфессиями, на которых совместно с государством должна быть возложена социальная ответственность за верующих.
Реализация продуманной государственной молодежной политики, доступность и качественность светского и религиозного образования, принятие федеральной программы адаптации мигрантов это также составляющие успешного противодействия религиозному экстремизму, которые смогут значительно ограничить возможности вовлечения граждан России в экстремистскую религиозную деятельность.
Важное значение для преодоления религиозного экстремизма имеет мониторинг его проявлений, а также противодействие использованию средств массовой информации и храмовой аудитории для пропаганды его идей. К сожалению, публичные выступления экстремистского толка, в которых содержатся подчас несколько завуалированные, а в ряде случаев ничем не прикрытые, призывы к ниспровержению конституционного строя в целях создания клерикального государства, к возбуждению вражды и ненависти на почве религии, встречаются нередко, однако должного реагирования правоохранительных органов не происходит.
Неустроенность миллионов людей, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, массовая безработица, достигающая во многих регионах более половины трудоспособного населения, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями острейшего системного мирового кризиса, еще долго будут источником религиозно-политического экстремизма.
Сегодня абсолютно очевиден тот факт, что исследования социально-исторической природы религиозного экстремизма, его конкретной специфики и отдельных форм, мониторинг проявлений религиозного экстремизма среди населения необходим для разработки продуктивной программы профилактики и борьбы с конкретными формами религиозного экстремизма.
Главным же условием преодоления религиозного экстремизма, должно стать, качественное изменение нынешней критической социальной ситуации: сглаживание социального неравенства, которое и лежит в основе всех проявлений радикализма от фанатизма до экстремизма и т.п., подъем уровня жизни населения, создание устойчивой и справедливой социальной системы.
Список использованной литературы
. Авцинова Г.. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. М.: Мысль, 2000
. Амирокова Р. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции "Университетская наука - региону". С: Изд-во СГУ, 2004.
. Арухов З.. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала:. 1999.
. Бердалиев К. Детерминанты религиозного экстремизма в государствах Центральной Азии//"Международное публичное и частное право". М: 2011
. Бондаревский В.П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование.
6. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. 2002. №3 (9).
. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира //Полис. М: 2002. № 1.
. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. М: 2007, № 4.
. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. М: 2002, № 12.
. Кадиева A. Сущность и классификация экстремизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 3. С. 27.
. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. СПб: 2003.
. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. М: 2001. № 42.
13. Никонов К. Проблемы определения экстремизма// Юридический мир. М:2011
. Петухов В.Терроризм как социокультурное явление: учебное пособие к спецкурсу по культурологии для студентов 3-го курса УлГТУ. Ульяновск: 2006. 110 с.
. Плужников Е.Н. Понятие экстремизма в религии и его проявления в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. М: 20 10. - № 1. С. 77 - 84
. Садиков М., Ханбабаев К. Религиозно-политический экстремизм. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2009. 430 с.
. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. 2002, № 5.
. Эдильсултанов У.Основные детерминанты религиозного экстремизма В Чеченской республике. Вектор науки ТГУ. 1(15), 2011.
. Фаликов Б. Виновные по определению// Газета.ру. 2007.
. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния. М.,2000. С. 86 - 87.