Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни
АННОТАЦИЯ
В данной работе освещена тема «Сестринский процесс в
работе участковых медсестер при язвенной болезни».
Работа состоит из трех
глав и заключения.
Во введении обоснована
актуальность выбора темы, цели и задачи.
В первой главе дается
клиническая характеристика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Во второй главе
рассматривается сестринский процесс, как новый вид деятельности сестринского
персонала и о влиянии сестринского процесса на качество жизни пациентов.
В третьей главе
представлена характеристика обследуемых больных, описываются методы их
исследования и выводы, полученные в результате работы. Также рассматривается
роль медицинских сестер в восстановлении нарушенных потребностей у больных
язвенной болезнью.
В заключении
сформулированы практические рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ
«В
кругу жертв язвенной болезни все чаще оказываются люди молодые, и даже
подростки. Результаты профилактики и лечения этого недуга не удовлетворяют ни
врачей, ни больных. Социальная цена заболевания все еще слишком высока.
Естественно поэтому изучение причин болезни и ее обострений, путей
предупреждения, поиски методов лечения больных относятся к числу актуальных
задач и не только медицинской науки.»
Е.И.Зайцева.
Актуальность темы заключается в том, что среди
заболеваний органов пищеварения язвенная болезнь занимает ведущее место. В
структуре госпитализированных гастроэнтерологических больных, а также часто
пользующихся листком нетрудоспособности, преобладают больные язвенной болезнью.
Это свидетельствует о том, что указанная патология становится не только
медицинской, но и важнейшей социальной проблемой.
Уменьшить число
рецидивов, добиться длительной ремиссии – важнейшая задача клинической
медицины. Согласно данным различных авторов, частота рецидивов заболевания
достигает 40-90%. Это, несомненно, связано также с тем, что диагностике и
рациональному лечению данной патологии в период ремиссии уделяется
недостаточно внимания.
Многие люди не знают
факторов риска язвенной болезни, не могут распознать у себя первые признаки
заболевания, следовательно, не обращаются вовремя за медицинской помощью, не
могут избежать осложнений, не умеют оказать первую помощь при
желудочно-кишечном кровотечении.
Внедрение сестринского
процесса в деятельность медицинских сестер амбулаторно-поликлинических
учреждений диктуется необходимостью повышения уровня обслуживания пациентов,
приведения его в соответствие с современными требованиями.
Язвенная болезнь – самое
частое и распространенное заболевание, с которым сталкиваются участковые врачи
и медицинские сестры нашей поликлиники в повседневной работе.
Язвенная болезнь занимает
не последнее место по обращаемости пациентов в поликлинику.
Язвенная болезнь желудка
и двенадцатиперстной кишки доставляет страдания многим больным, поэтому считаю,
что участковые медсестры под руководством участкового терапевта могут и должны
проводить широкие профилактические мероприятия по предупреждению и снижению
заболеваемости, диспансеризацию и оказывать квалифицированную медицинскую
помощь.
МППУ «Поликлиника №2»
обслуживает население микрорайонов Поповка-Киселевка в количестве 62 830
человек.
Территориально население
поделено на 32 участка, в том числе приписной участок.
Приписной участок, на
котором я работаю, имеет численность населения 1934 человека. Одним из аспектов
моей работы, как участковой медицинской сестры, являются профилактические
мероприятия, целью которых является сохранение и укрепление здоровья населения.
Работа по диспансеризации
– один из видов профилактической работы. Ее цель – оздоровление населения,
снижение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни.
Всего диспансерная группа
составляет 189 человек.
Заболевания органов
пищеварения – 74 человека, в том числе язвенной болезнью – 29 человек. Из этого
следует, что 39% заболеваний среди «Д» группы составляют заболевания системы
пищеварения, и на долю язвенной болезни приходится 39% от заболеваний системы
пищеварения.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ
на участке
№30 поликлиники №2
Структура диспансерных групп участка №30 поликлиники №2.
Структура заболеваемости органов пищеварения участка №30
поликлиники №2.
Учитывая все
вышеизложенное, считаю, что данная проблема имеет большое социальное и
экономическое значение.
Сестринский процесс, как
универсальная технология сестринского дела, может и должен быть использован
участковыми медицинскими сестрами в своей трудовой деятельности для
своевременного выявления и устранения фактического риска язвенной болезни, что
позволит снизить уровень заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а,
значит повысить качество жизни пациентов.
Настоящая работа имеет
своей целью изучить проблемы пациента с язвенной болезнью и определить основные
направления деятельности медицинских сестер в амбулаторных условиях.
Задачи:
-
изучить
современную литературу по язвенной болезни;
-
исследовать
статистические данные по язвенной болезни на участке;
-
обосновать
необходимость профилактики язвенной болезни на амбулаторно-поликлиническом
этапе;
-
выявит проблемы
пациента посредством анкетирования;
-
разработать
рекомендации для участковых медицинских сестер по профилактике язвенной
болезни;
-
разработать для
пациентов памятку по питанию при язвенной болезни.
Работа проводилась на базе МЛПУ
поликлиника №2.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ
ЯЗВЕННОЙ
БОЛЕЗНИ
Профилактика и лечение
болезней в современном обществе представляет собой комплекс
социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья людей путем повышения компенсаторно-адаптационных
способностей организма, устранения причин и условий, вызывающих возникновение
рецидива заболевания. Интерес к проблеме язвенной болезни желудка и
двенадцатиперстной кишки обусловлен не только широким распространением данной
патологии органов пищеварения, но и отсутствием достаточно надежных методов
лечения, сводящих к минимуму возможного рецидива заболевания.
Статистика
свидетельствует, что язвенная болезнь - самое распространенное заболевание
органов пищеварения и среди взрослого населения составляет в среднем 7-10%.
Язвы двенадцатиперстной кишки встречаются в 4 раза чаще, чем язвы желудка.
Среди больных с дуоденальными язвами мужчины значительно преобладают над
женщинами, тогда как среди пациентов с язвами желудка соотношение мужчин и
женщин оказывается примерно одинаковым.
Заболевают в основном
люди трудоспособного возраста.
По данным медицинской
статистики половина взрослого населения страны страдает гастритами и язвенной болезнью.
Ежегодно от осложнений язвенной болезни и неадекватной терапии умирает в России
около 6000 человек.
При неправильном
поведении (курение, злоупотребление алкоголем, пренебрежительное отношение к
режиму питания) язвенная болезнь протекает тяжело, дает осложнения, а иногда
приводит к инвалидности.
Язвенная болезнь –
хронически рецидивное заболевание, склонное к прогрессированию с вовлечением в
патологический процесс других органов системы пищеварения с развитием
осложнений, угрожающих жизни больного.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Общепринятой
классификации язвенной болезни не существует. С точки зрения нозологической
обособленности различают язвенную болезнь и симптоматические гастродуоденальные
язвы, а также язвенную болезнь, ассоциированную и не ассоциированную с НР.
В зависимости от
локализации выделяют:
·
Язвы желудка;
·
Язвы
двенадцатиперстной кишки;
·
Сочетание язвы
желудка и двенадцатиперстной кишки.
По числу язвенных
поражений различают:
·
Одиночные язвы;
·
Множественные
язвы.
В зависимости от размеров
язвенного дефекта:
·
Язвы малых
размеров;
·
Язвы средних
размеров;
·
Большие язвы;
·
Гигантские язвы.
Способствуют развитию
болезни и ее обострению:
1. длительное и часто повторяющееся
нервно-эмоциональное перенапряжение (стресс);
2. генетическая предрасположенность, в
том числе стойкое повышение кислотности желудочного сока конституционного
характера;
3. предъязвенное состояние: наличие
хронического гастрита, дуоденита, функциональных нарушений желудка и
двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа;
4. нарушение режима питания;
5. курение;
6. употребление крепких алкогольных
напитков, некоторых медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин).
За последние 10 лет
произошли революционные изменения во взглядах на природу язвенной болезни. Была
открыта бактерия Helicobacter pylori (Н.Р.), которая в настоящее время
считается возбудителем хронического гастрита и принимает важнейшее участие в
патогенезе язвенной болезни и рака желудка.
Эпидемиологические данные
свидетельствуют о том, что 100% язв двенадцатиперстной кишки и более 80% язв
желудка связаны с присутствием Н.Р.
К местным механизмам
язвообразования относят снижение защитного слизистого барьера, замедление и
нерегулярность эвакуации содержимого желудка.
При этом заболевании
больных часто беспокоят боли в животе, тошнота и рвота. Как правило, язвенная
болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки сопровождается нарушением работы
печени, желчного пузыря и поджелудочной железы, а также нарушением деятельности
толстого кишечника, что выражается учащением или задержкой стула.
Наряду с этим, обострение
язвенной болезни нередко сопровождается похуданием, изжогой, отрыжкой (иногда
тухлым яйцом), чувством распирания и быстрым насыщением сравнительно небольшим
количеством пищи.
К осложнениям язвенной
болезни относятся:
·
кровотечение;
·
перфорация и
пенетрация язвы;
·
развитие
перивисцерита (спаечного процесса);
·
формирование
рубцово-язвенного стеноза привратника;
·
малигнизация
язвы.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ О
СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
В связи с внедрением в
здравоохранении России семейной и страховой медицины, новой концепции развития
здравоохранения, предусматривающей в частности перераспределение части объемов
помощи и дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, первичная
медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению
медицинской помощи. Особая роль сестринского персонала в оказании первичной
медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу заключается в
пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию
медицинской активности населения.
Возрастает роль
сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его
важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика
заболеваний.
Еще Ф.Найтингейл выделяла
одну из сфер ухода – это уход за здоровыми и важнейшей задачей медицинских
сестер являлось «поддержание у человека такого состояния, при которой болезнь
не наступает», то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия
медицинских сестер в профилактике заболеваний и сохранении общественного
здоровья.
В.Хендерсон отмечала, что
«уникальная задача медицинских сестер в процессе ухода за отдельными лицами,
больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к
состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по
укреплению и восстановлению здоровья, которое он мог бы выполнить сам, если бы
имел для этого достаточно сил, воли и знаний».
Следовательно,
медицинская сестра должна хорошо знать и уметь применять сестринский процесс,
как научно-обоснованный метод решения проблем пациента.
Для осуществления
сестринского процесса медицинская сестра должна обладать необходимым уровнем теоретических
знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациентов, выполнять
сестринские манипуляции, используя современные технологии.
Сестринский процесс –
научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами,
ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со
здоровьем.
Сестринский процесс
включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных
проблем (о наличии некоторых из них пациент и не подозревает), помощь в их
решении в пределах сестринской компетенции.
Цель сестринского
процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы,
которые возникли у пациента.
Сестринский процесс
состоит из 5 этапов:
1. сестринское обследование (сбор
информации о пациенте);
2. сестринская диагностика (определение
потребностей);
3. определение целей и планирование
ухода;
4. реализация плана ухода;
5. оценка и коррекция ухода в случае
необходимости.
Все этапы в обязательном порядке регистрируются в
документации к осуществлению сестринского процесса.
I этап – сестринское обследование.
Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того,
чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как
индивидуальность предоставляемой сестринской помощи.
Учитывая реалии российского
практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в
рамках 10 фундаментальных потребностей человека (см. приложение 1).
Любое заболевание, в том
числе язвенная болезнь, приводит к нарушению удовлетворения одной или нескольких
потребностей, что вызывает у пациента ощущение дискомфорта.
Так как конечная цель
работы медицинской сестры – это комфорт ее пациентов, она обязана выяснить,
пользуясь специальной методикой сестринского обследования, нарушение
удовлетворения каких потребностей служит причиной дискомфорта.
Для этого она
расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и
системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному
заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и
родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике
заболевания и уходу за пациентом.
Тщательно проанализировав
всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике.
Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у
пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика
может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются
реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические,
психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные.
В конце второго этапа
медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы,
решение которых наиболее важно в настоящий момент.
На III этапе сестра формирует цели и
составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана
ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в
которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь
по данной сестринской проблеме.
В конце третьего этапа
сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его
семьей и записывает в сестринскую историю болезни.
Четвертый этап –
реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама,
часть работы она поручает другим лицам – младшему медицинскому персоналу,
родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных
мероприятий она принимает на себя.
Сестринские
вмешательства бываю 3 видов:
1. Зависимое вмешательство – выполнение
под наблюдением врача и по назначению врача;
2. Независимое вмешательство – действие
медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в
самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д.
3. Взаимозависимое вмешательство –
сотрудничество с врачами и другими специалистами.
Задача V этапа – определение результативности
сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости.
Оценка осуществляется
сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна
обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось
достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку
в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно
проанализировать все действия сестры.
Таким образом,
сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс,
обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное
внесение корректив в план сестринской помощи.
Сестринский процесс
применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в
профилактической работе.
ГЛАВА 3
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ
ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.
Работа медицинских сестер
на участке заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам
людей в определении и достижении ими физического, умственного и социального
здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. Это
требует от медицинских сестер определенных функций, способствующих укреплению и
сохранению здоровья, а также профилактики его отклонений. Должность медицинской
сестры включает в себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в
период реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические
и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.
Медицинская сестра
привлекает пациента, членов его семьи к самоуходу, помогая ему сохранить
самостоятельность и независимость. Участие медицинской сестры в
профилактической, лечкбно-диагностической и реабилитационной помощи не только в
условиях поликлиники, но и что чрезвычайно важно, на дому у пациентов,
позволяют обеспечивать большую доступность медико-социальной помощи в пределах
своей компетенции.
Язвенная болезнь – это хроническое
заболевание, которое длится месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь.
Чаще улучшение бывает зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь
поражает людей в наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая
временную, а порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная
систематическая работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и
лечении язвенной болезни.
Сестре очень важно знать
психологию пациента, его окружение – родственников, семью, так как медицинская
сестра является гостем в доме пациента и при оказании помощи может возникать
масса этических моментов.
Знание факторов риска
язвенной болезни позволяет проводить профилактику этого заболевания, сократить
частоту обострений. У каждого человека свое представление о здоровье и болезни,
и медицинская сестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью.
Понимание пациентом всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение
его отношения к собственному здоровью может быть целью сестринского
вмешательства в профилактике язвенной болезни.
Для исследования были
взяты пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу язвенной болезни.
Всем пациентам проводилось общеклиническое обследование, которое включало сбор
анамнестических данных и данных физического исследования.
Для изучения «качества
жизни» пациентов было проведено анкетирование с помощью опросника SF-36 общего здоровья и
психологического теста Шмишека. Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни»
разделяют на группы соответственно категориям, формирующим понятие «общее
качество жизни». В большинстве опросников таких категорий пять:
-
общее
субъективное восприятие своего здоровья;
-
психическое
состояние;
-
физическое
состояние;
-
социальное
функционирование;
-
ролевое
функционирование.
Проанализировав полученные результаты, можно
сделать вывод, что у больных язвенной болезнью происходит снижение всех
категорий «качества жизни», причем, в наибольшей степени – психологического
состояния, ролевого функционирования и особенно физического состояния.
1.Из физиологических
проблем у пациентов наиболее часто имеют место:
-
боль (100%);
-
изжога (90%);
-
тошнота (50%);
-
рвота (20%);
-
запор (80%).
2.Из психологических
проблем у пациентов наиболее часто встречаются:
-
дефицит знаний об
особенностях питания и образа жизни при своем заболевании (80%);
-
угнетенность,
апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о заболевании (65%);
-
беспокойство по
поводу исхода заболевания (70%);
-
страх перед
диагностическими исследованиями (50%).
Таким образом, становится очевидным, что показатель
«качества жизни» является объективным критерием в течение язвенного процесса,
позволяющим индивидуализировать лечение и уход.
Чаще всего пациенты не
имеют реального представления о состоянии собственного здоровья, и медицинская
сестра может повлиять на пациента, убедить его вести здоровый образ жизни,
избегать факторов риска, которые могут привести к болезни.
Медицинская сестра уже во
время первой беседы с пациентом должна очертить круг проблем, обсудить и
наметить план дальнейшей работы. Задача медицинской сестры – сделать пациента
активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом
действовать она должна так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты
пациентом.
Медицинская анализирует
все полученные данные о пациенте, при этом учитывая замечания самого пациента
по каждой проблеме, формирует совместно с пациентом его проблемы по факторам
риска язвенной болезни, намечает цели и сестринские вмешательства. Целью
сестринского вмешательства является улучшение самочувствие пациента.
На I этапе сестринского процесса
проводится сестринское обследование пациента. Для организации и осуществления
качественного индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о
пациенте.
При сборе информации
необходимо использовать следующие источники данных:
-
распрос пациента;
-
распрос членов
семьи и окружающих;
-
ознакомление с
амбулаторной картой пациента;
-
физическое
обследование пациента.
Суть этой информации заключается в том, как пациент
удовлетворяет 10 основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода –
создание условий для удовлетворения этих потребностей.
Чаще всего пациенты,
страдающие язвенной болезнью, предъявляют следующие жалобы:
-
боль в животе,
-
тошнота,
-
рвота,
-
изжога,
-
отрыжка,
-
запоры
спастического характера,
-
нарушение сна,
-
повышенная
раздражительность.
Медицинская сестра
выясняет также следующую информацию:
1. Семейный анамнез (генетическая
предрасположенность);
2. Наличие хронических заболеваний (хронический
гастрит, дуоденит);
3. Данные об окружающей среде
(стрессовые ситуации, характер работы пациента);
4. Наличие вредных привычек (курение,
употребление крепких алкогольных напитков);
5. Употребление некоторых
медикаментозных средств (ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);
6. Данные о питании пациента
(неправильное питание).
На втором этапе
сестринского процесса осуществляется постановка сестринских диагнозов. Цель
диагностики – уловить все настоящие и потенциальные отклонения от комфортного
состояния пациента.
Анализируя полученную
информацию о пациенте, медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение
которых нарушено.
У пациента с язвенной
болезнью отмечаются нарушения удовлетворения потребностей:
-
в адекватном
питании;
-
в физиологических
отправлениях;
-
в нормальном сне;
-
в поддержании
личной гигиены;
-
в безопасности.
Затем медицинская сестра определяет проблемы
пациента. Наиболее частыми являются:
-
дефицит знаний об
особенностях питания (злоупотребление соленой, острой пищей, нарушение режима
питания);
-
неправильное
чередование труда и отдыха;
-
чрезмерное
употребление алкоголя;
-
курение (20
сигарет в день);
-
неумение
преодолевать стресс;
-
незнание факторов
риска язвенной болезни;
-
непонимание
необходимости изменить образ жизни;
-
беспокойство по
поводу исхода заболевания;
-
незнание
осложнений язвенной болезни;
-
дефицит знаний о
язвенной болезни;
-
непонимание
необходимости регулярного приема назначенных лекарств.
На III этапе сестра приступает к
планированию сестринской деятельности. Медицинская сестра разрабатывает
индивидуальный план сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с
пациентом ситуации и возможные способы ее исправления, медицинская сестра
должна учитывать очень важный момент: пациент имеет право согласиться или
отказаться от предлагаемого ухода после получения необходимой информации.
Значит, он должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с
ним будут делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и
дать на это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в
сестринском документе.
Сестра решает все
проблемы, которые ставит, и с которыми пациент согласен, в порядке их
значимости, начиная с самых важных и далее по порядку. Для каждой проблемы
устанавливаются цели.
4 этап – реализация
сестринских вмешательств.
На данном этапе
медицинская сестра обучает пациента, постоянно вдохновляет, ободряет и
успокаивает его. По мере того, как выполняются сестринские вмешательства, все
свои действия по решению данной проблемы медицинская сестра записывает в
сестринскую историю болезни.
На пятом этапе
сестринского процесса медицинская сестра оценивает эффективность сестринского
вмешательства и степень достижения поставленной цели и при необходимости
производит корректировку.
В завершении медицинская
сестра сообщает пациенту результат оценки: он должен знать, насколько успешно
справился с поставленной задачей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество работы среднего
медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения
нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно,
следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские
сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления
медицинских услуг.
В этой связи очевидны
преимущества внедрения сестринского процесса в сестринскую практику, так как
сестринский процесс обеспечивает:
-
системный подход
к организации сестринской профилактики заболеваний;
-
индивидуальный
подход и учет всех личностных особенностей пациента;
-
активное участие
пациента и его семьи в планировании и обеспечении профилактики заболеваний;
-
возможность
использования стандартов в профессиональной деятельности медицинской сестры;
-
эффективное
использование времени и ресурсов медицинской сестры, сосредотачиваемых на
основной работе пациента;
-
повышение
компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры;
-
универсальность
метода.
Именно сестринский процесс может обеспечить
дальнейший рост и развитие сестринского дела и позволить улучшить качество
жизни пациентов.
Изучив современную
литературу по язвенной болезни и исследовав статистические данные, можно
сделать вывод, что у пациентов с язвенной болезнью имеется масса
физиологических и психологических проблем.
Именно медицинская сестра
должна помочь человеку в трудной для него ситуации, мобилизовать свою волю,
найти правильный путь в решении проблем, должна дать людям успокоение и
надежду.
Я, как участковая
медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой в своей повседневной работе,
разработала рекомендации для участковых медицинских сестер по организации
сестринского процесса при язвенной болезни и памятку для пациентов по лечебному
питанию (см. приложения 2, 3 , 4).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Справочное пособие «Клиника,
классификация и этиопатогенетические принципы противорецидивного лечения
больных язвенной болезнью», Смоленск, 1997г.
2. Журнал «Сестринское дело», №2,
2000г., стр.32-33
3. Журнал «Сестринское дело», №3,
1999г., стр.30
4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3
5. «Учебно-методическое пособие по основам
сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.
6. Отчет по диспансеризации, участок №30
за 2003 год.
Фундаментальные потребности человека
1. Нормальное дыхание.
2. Адекватное питание и питье.
3. Физиологические отправления.
4. Движение.
5. Сон.
6. Личная гигиена и смена одежды.
7. Поддержание нормальной температуры
тела.
8. Безопасность.
9. Общение.
10. Отдых и труд.
Приложение 2.
Пример планирования сестринской
деятельности.
Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии
вредных факторов
на здоровье пациента.
Цель: пациент узнает факторы риска
заболевания и научится их избегать.
План:
1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для
обсуждения проблемы с пациентом ежедневно.
2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о
необходимости психологической поддержки.
3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном
влиянии алкоголя, никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин,
анальгин).
4.При наличии вредных привычек медицинская сестра
продумает и обсудит с пациентом пути избавления от них (например, посещение
специальных групп).
5.Медицинская сестра порекомендует специальную
литературу по язвенной болезни.
6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и
родственниками о характере питания:
а) принимать пищу 5-6 раз в день,
небольшими порциями, тщательно пережевывая;
б) избегать употребление продуктов,
обладающих выраженным раздражающим действием на слизистую оболочку желудка и
двенадцатиперстной кишки (острая, соленая, жирная);
в) включить в рацион белковые
продукты, продукты, богатые витаминами и минералами, продукты, содержащие
пищевые волокна.
7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость
диспансерного наблюдения: 2 раза в год.
8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком,
адаптированным к факторам риска язвенной болезни.
Приложение 3.
Пример планирования сестринской деятельности
Пациент не знает об осложнениях
язвенной болезни
Цель: пациент продемонстрирует знания об
осложнениях и их последствиях.
План:
1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для
обсуждения проблем с пациентом.
2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках,
свидетельствующих о кровотечении (рвота, падение артериального давления,
холодная и липкая кожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации
(внезапная резкая боль в животе).
3.Медицинская сестра убедит пациента в важности
своевременного обращения к врачу.
4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым
правилам поведения при язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их
соблюдения:
а) правила лекарственной терапии;
б) устранение вредных привычек
(курение, алкоголь).
5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об
опасности самолечения (употребление соды).
Приложение 4.
Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания
Рекомендуется готовить пищу на пару
или варить.
Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки
небольшими порциями, в теплом виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.
Исключить: острое, соленое, консервированное,
копченое, жирное, жареное.
Рекомендуемые продукты
|
Нерекомендуемые продукты
|
Хлеб
пшеничный из муки в/с и 1с вчерашней выпечки, сухари
|
Ржаной
хлеб, свежий, сдоба
|
Мясо
нежирное (на пару, вареное)
|
Жирные
и жилистые сорта мяса (баранина, гусь, утка), в жареном, тушеном виде
|
Рыба
нежирная (окунь, хек, треска, лещ) в вареном и паровом виде
|
Жирная
рыба (осетрина, лососина, семга), соленые, копченые, жареные, тушеные
консервы
|
Яйца
всмятку, паровые яичницы и омлет (2 яйца в день)
|
Жареная
яичница, омлет, яйца вкрутую, сырой яичный белок
|
Молоко
цельное, сливки, однодневный кефир, некислый творог, сметана, неострый сыр
тертый
|
Молочные
продукты с высокой кислотностью, острые, соленые сыры
|
Сливочное
несоленое масло, рафинированное растительное масло
|
Маргарин,
жир, нерафинированное растительное масло
|
Крупы:
манная, рис, гречневая, овсяная. Каши полувязкие, макароны мелкорубленые
отварные
|
Пшено,
перловка, ячмень, бобовые, рассыпчатые каши, цельные макароны
|
Картофель,
морковь, свекла, цветная капуста, сваренные и протертые
|
Белокочанная
капуста, репа, щавель, лук, огурцы соленые, квашеные и маринованные овощи,
грибы
|
Спелые
и сладкие ягоды и фрукты, зефир, кисель
|
Кислые,
неспелые фрукты и ягоды, шоколад, халва, мороженое
|
Некрепкий
чай, кофе с молоком, соки из фруктов и ягод, отварной шиповник
|
Газированные
напитки, квас, черный кофе, соки кислых ягод и фруктов
|
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Аннотация………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие о сущности и
распространенности
язвенной болезни………………………………………………….7
Глава 2. Понятие о сестринском
процессе……………………..10
Глава 3. Сестринский процесс как метод
решения проблем
Заключение……………………………………………………….20
Приложения………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………27