страхование аварий на путях водного и сухопутного транспорта.
В составе Народного комиссариата финансов было организовано Главное управление государственного страхования (Госстрах), на местах были созданы городские и сельские страховые органы.
Развитие государственного имущественного страхования в восстановительный период позволило изъять часть денежных знаков, переполнявших каналы обращения, что содействовало стабилизации валюты и финансовому оздоровлению экономики в целом.
Постановлением от 6 июля 1922 г. Госстраху было предоставлено право на проведение добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Государство, становясь собственником страхового фонда, использует его для решения задач экономического и социального развития.
Монополия государства в проведении страхования была закреплена положением о Государственном страховании СССР, утвержденном ЦИК и СНК СССР.18 сентября 1925 г. Исключение из государственной страховой монополии было сделано для:
кооперативных предприятий (они страховали свое имущество в порядке взаимного кооперативного страхования)
наркомата путей сообщения (осуществление страхования багажа пассажиров с взиманием специальных сборов)
наркомата почт и телеграфов (страхование почтовых отправлений)
В период построения фундамента социалистической экономики (1926-1932 гг.) государственное имущественное страхование развивались высокими темпами. Основным видом было обязательное страхование имущества. Одновременно в дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также добровольное страхование домашнего имущества.
В 1928 г. началась массовая коллективизация, задачей которой являлась ликвидация кулачества. Страхование, среди прочих видов государственной деятельности, должно было способствовать истреблению этого класса. Так, определение страховых тарифов строилось в зависимости от доходности страхуемых хозяйств. Финансовые вливания в экономику в этот период времени были очень малы, практически ничтожны, это отразилось и на страховании.
К концу 1929 г. страхованием жизни было охвачено около 500 тыс. человек, указанная цифра, несомненно, очень мала. До 1930 г. договоры личного страхования носили индивидуальный характер, то есть заключались с физическими лицами. Государственное имущественное страхование получило широкое распространение в индивидуальном секторе экономики, прежде всего в сельской местности. К 1929 г. у крестьян было застраховано 97% строений, 89% голов крупного рогатого скота, 81% посевной площади.
В 1930 г. система органов государственного страхования была ликвидирована, все операции по внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию - сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены.
С 1934 г. Постепенно восстановилось добровольное страхование, которое временно было отменено в 1931 г.
В сентябре 1936 г. было введено добровольное индивидуальное страхование жизни на случай смерти и дожития до определенного срока без ограничения страховой суммы. Создаются сети страховых агентов. Теперь успех дела зависел от того, насколько умело страховые работники подойдут к каждому страхователю, помогут человеку убедиться в выгодности и полезности страхового договора.
Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом СССР Закона "Об обязательном окладном страховании" от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования.
Постановлением был расширен круг объектов государственного страхования:
страхование всего государственного жилого фонда
государственного имущества, сданного в аренду
добровольное страхование имущества учреждений, находящихся на местном бюджете
имущества кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций,
домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.
В первые годы Великой Отечественной войны, в связи с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию, был повышен размер страхового обеспечения по обязательному страхованию посевов и животных. Колхозам была предоставлена возможность страховать их дополнительно к обязательному страхованию в пределах стоимости по государственным розничным ценам на соответствующую продукцию.
В годы Великой Отечественной войны появился важный вопрос в страховом деле - наступление страхового случая в период военных действий. Для решения этого вопроса в 1941 г. СНК СССР было принято Постановление «О страховой ответственности органов Госстраха», в котором было установлено, что органы Госстраха не несут страховой ответственности в случаях:
смерти застрахованных или утраты ими трудоспособности
гибели или повреждения застрахованного имущества, происшедших в результате военных действий
Конечно же, количество страховых операций в связи с начавшейся войной значительно уменьшилось.
Денежная реформа 1947 г. способствовала укреплению финансовой системы страны, что естественным образом отразилось на росте экономического значения государственного страхования. Расширялись внешнеторговые связи государства, которые увеличили объем страхования грузов. В 1947 году было создано Управление иностранного страхования СССР - Ингосстрах.
В 1948 г. было отменено Положение о государственном страховании 1928 года и утверждено новое Положение о Госстрахе СССР.
подтверждалась монополия Госстраха на проведение страховых операций
четко оговаривались функции, права и обязанности органов страхования всех уровней, структура средств и порядок их использования
предоставление права заключать договоры, в том числе и на 5 лет, а не только на 10, 15, 20 лет
В 1961 г. первая попытка принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, который был отклонен.
В 1968 г. Введено страхование детей. Срок страхования был связан с дожитием застрахованного ребенка до 18-летнего возраста, и такое страхование носило сберегательный характер. В 1979 г. реформа сельскохозяйственного страхования. В подтверждение государственной монополии страховой деятельности Верховным Советом СССР в 1981 г. был утвержден Указ "О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам"
августа 1984 г. постановление Совета Министров «О мерах по
дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов».
укрепление материальной базы Госстраха
расширение подготовки специалистов в вузах страны
изменение механизма распределения прибыли и формирования фондов
расширялся набор видов страхования. Вводился комбинированный вид страхования - авто-комби
страхование школьников и детей, страхование изделий из драгоценных камней и металлов, коллекций, раритетов, антикварных изделий.
В 1989 г. в стране было введено добровольное страхование имущества
любых государственных предприятий, работающих в условиях хозяйственного расчета и обладающих правом юридического лица.
В СССР объективно стали складываться условия для демонополизации страхового дела.
Демонополизация страхования - это процесс разгосударствления страхового дела, обратный установлению государственной страховой монополии. Выражается этот процесс в создании социально - экономических условий для организации страхового рынка как общей части финансовой инфраструктуры (наряду с коммерческими банками, товарными и фондовыми биржами, пенсионными фондами и др.).
Переход на рыночные отношения и развитие предпринимательской деятельности полностью изменили организацию страхового дела в стране.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени страхование являлось государственной монополией в нашей стране. Несмотря на то, что страховщики стремились совершенствовать свои услуги, привлекать новых клиентов, в вузах велась подготовка специалистов, единая страховая компания была легко управляема, не вставал вопрос о страховом мошенничестве, монополия страхования имела множество недостатков, которые перевешивали ее преимущества. Один из этих недостатков - неспособность гибко реагировать на изменения в экономике. И, конечно же, о какой - либо конкуренции не могло быть и речи, да и перечень страховых услуг был невелик. Страховое дело в стране развивалось хаотично. В нормативной базе стабильности не было. Многие законодательные инициативы в сфере страхования, принятые и активно действовавшие за рубежом, в нашей стране не находили должного отклика.
Низкий экономический уровень жизни населения страны не оставлял людям денег на страховые взносы и не вызывал какой - либо интерес к страховому делу, долгое время не давал гражданам осознания пользы страхования. Госстрах, будучи монополистом, диктовал свои правила, но не все принимали их.
Страховое дело в СССР было централизовано, сконцентрировано в руках государства и использовалось для достижения задач советского правительства.