Виды
техногенных чрезвычайных ситуаций
|
Количество
чрезвычайных ситуаций, ед.
|
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Крушения,
аварии на ж/д транспорте
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Авиационные
катастрофы
|
-
|
1
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
Крупные
автомобильные катастрофы
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
3
|
-
|
2
|
-
|
-
|
Аварии
на магистральных трубопроводах, внутрипромысловых нефтепроводах
|
-
|
-
|
2
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Взрывы
(пожары) в жилых домах и зданиях общественного значения
|
5
|
22
|
19
|
20
|
23
|
-
|
-
|
-
|
1
|
Взрывы
имитационного устройства
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Внезапное
крушение производственных зданий, сооружений, пород грунта
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Аварии
на тепловых сетях в холодное время года
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
3
|
6
|
27
|
22
|
22
|
26
|
0
|
1
|
1
|
1
|
. Состояние атмосферного воздуха
Для отражения уровня загрязнения атмосферного
воздуха с учетом суммы загрязняющих веществ и их класса опасности применяется
разработанный в Главной геофизической обсерватории им. А.И. Восейкова
Росгидромета «Индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) в городах».
Важное значение в формировании уровня
загрязнения атмосферы имеют метеоусловия, определяющие перенос и рассеивание
выбросов. Вредные вещества, попадающие в атмосферу от антропогенных источников,
оседают на поверхности почвы, зданий, растений, вымываются атмосферными
осадками, переносятся на значительные расстояния ветром. Все эти процессы
напрямую зависят от температуры воздуха, солнечной радиации, атмосферных
осадков и других метеорологических факторов.
Систематические наблюдения за загрязнением
атмосферного воздуха в г.Томске проводятся Томским центром по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды. В ходе наблюдений оценивается содержание в
воздухе 13 ингредиентов: пыли, сернистого ангидрида, оксида углерода, диоксида
азота, оксида азота, сероводорода, фенола, сажи, хлористого водорода, аммиака,
формальдегида, метилового спирта и бенз(а)пирена.
Наблюдения ведутся в 7,13 и 19 часов местного
времени на 6 постах, расположенных по следующим адресам (рис. 4):
№ 2, пл.Ленина, 18
№ 5, ул. Герцена, 68.9
№ 11, пер. Баранчуковский
№ 12, пос. Светлый
№ 13, ул. Вершинина, 17в
№ 14, уп. Лазо, 5/1
Состояние атмосферного воздуха в Томске в 2012
году ухудшилось, индекс загрязнения атмосферы повысился на 0,8 единицы и
составил 11,0, что связано с перераспределением транспортных потоков
(увеличение нагрузки на пр-т. Ленина, пр-т. Фрунзе, ул. Р.Люксембург) в связи с
работами по строительству развязки на месте пересечения нескольких крупных
транспортных магистралей города, в том числе одной из главных дорог, ведущих к
Особой экономической зоне ТВТ «Томск» (район 4-й Поликлиники). Для сравнения
ИЗА: г. Кемерово - 13,3, г. Новосибирска - 9,8, г. Барнаула - 12,3, г.
Новокузнецка - 22,5, г. Заринска - 12,6.
Рис. 4 - Расположение постов наблюдения Томского
ЦГМС
Основной «вклад» в загрязнение города вносят
следующие вещества: бенз(а)пирен, формальдегид, хлористый водород, фенол,
аммиак, взвешенные вещества (особенно после схода снега).
Специалистами Томской СИГЭКиА (ОГБУ
«Облкомприрода») проводятся наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в
зоне влияния выбросов автотранспорта, предприятий города, а также в зоне отдыха
населения - на детских площадках, в Лагерном саду, в Березовой роще (Каштак), в
городском саду, в парке у Белого озера. Наблюдения велись как методом анализов
проб атмосферного воздуха, так и методом снеговой съемки. Как и в прошлом году,
наиболее нагруженные автомагистрали города имеют очень высокий уровень
загрязнения атмосферного воздуха, на всех детских площадках и в зонах отдыха
населения Томска, где проводились наблюдения, содержание загрязняющих веществ
не превышает ПДК.
Таким образом оценка динамики загрязнения
атмосферного воздуха г. Томска, показала, что основной вклад в загрязнение
атмосферного воздуха города вносят бенз(а)пирен и формальдегид - продукты
неполного сгорания топлива автотранспортных средств (рис. 5). В весенне-летний
период взвешенные вещества.
Рис. 5 - Динамика изменения индекса загрязнения
атмосферы в г. Томске
Исходя из этого основными направлениями
природоохранной деятельности должны быть:
реализация мероприятий по оптимизации
дорожно-транспортной и маршрутной сети;
создание дорожных развязок и систем «зеленая
волна»;
озеленение города, в том числе создание «зеленых
барьеров»;
газификация автотранспорта;
изменение системы уборки дорог в зимний период,
уменьшение количества применения песко-соляной смеси.
. Водоснабжение г. Томска
Подземный водозабор в г. Томске действует с 13
декабря 1973 года. Необходимость в его строительстве была обусловлена сильным
загрязнением Томи в Кемеровской области, в результате чего речная вода в районе
Томска не соответствовала санитарным нормам и не могла использоваться для
питья. Согласно утвержденному в установленном порядке проекту запасов подземных
вод установлены лимиты добычи воды в объемах 260 тыс. м куб. в сутки.
Фактический расход - около 200 тыс. м куб. в сутки.
Вода из скважин проходит водоподготовку и
подается в водопроводную сеть города. С 1990 года все хозяйственно-питьевое
водоснабжение города ведется только из артезианских скважин подземного
водозабора. Привязка города к единственному источнику водоснабжения не
способствует безопасности его жизнеобеспечения. С одной стороны, это угрозы
отключения электроснабжения (ветровал июнь 2007 года), с другой хозяйственное
использование прилегающих к водозабору территорий (наличие населенных пунктов,
отсутствие очистных сооружений и инфраструктуры водоотведения поверхностных
стоков, дальнейшая застройка территории, вырубка лесов, размещение
производственных объектов, применение на сельскохозяйственных землях пестицидов
и ядохимикатов, несанкционированные свалки и плохо организованный сбор и вывоз мусора).
Впервые требования к охране источников
водоснабжения введены Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» в 1991 г. Материалы утверждались органами
санитарно-эпидемиологического надзора. Современные нормативные документы,
регламентирующие порядок хозяйственный деятельности. Санитарные правила
«Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» и Санитарные
нормы и правила «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения», были приняты только в 2001 и 2002 годах соответственно.
Полномочия по утверждению проектов зон
санитарной охраны переданы департаменту постановлением Губернатора Томской
области от 6.07.2010 № 49. Сложность вопроса в том, что скважины Томский
водозабора находятся на территории г. Томска. Томского района, а также
Моряковского и Зоркальцевского сельских поселений в составе Томского района.
Смена водопользователей в течение последних лет:
МУП «Томскводоканал». ОАО «Томские коммунальные системы», МУП «Томский
энергокомплекс», ООО «Томскводоканал» стали причиной того, что проект зон
санитарной охраны водозабора до настоящего времени не утвержден в июле 2012
года Распоряжением Администрации г. Томска создана рабочая группа по разработке
проекта зон санитарной охраны Томского водозабора. Подрядчиком работ является
ОАО «Томскгеомониюринг». Принятие данного документа планируется в июле 2013г.
. Состояние водных объектов. Меры по их охране и
восстановлениюр. Томь.
Наблюдения проводятся в двух створах, выше
города и ниже города Качество поверхностных вод в створах в/г, н/г оценивалось
по 14 ингредиентам, из которых превышение ПДК наблюдалось в створе выше города
по 7 ингредиентам, ниже - по 8 ингредиентам. Значение коэффициента
комплексности загрязненности воды в створах свидетельствует о высокой
комплексности загрязнения воды по нескольким ингредиентам и показателям
качества в течение года.
В 2012 г. в створе выше города наблюдалась
единичная загрязненность азотом аммонийным; неустойчивая загрязненность - ХПК,
азотом нитритным и фенолами, характерная загрязненность - железом общим и
нефтепродуктами, устойчивая - цинком. Уровень загрязненности по ХПК и азоту
аммонийному - низкий, по остальным ингредиентам средний. В створе ниже города
наблюдалась единичная загрязненность азотом аммонийным, неустойчивая
загрязненность ХПК, азотом нитритным, медью, цинком.
Р. Ушайка
Качество поверхностных вод оценивалось по 14
ингредиентам, из которых по 9 ингредиентам наблюдались превышения ПДК. Значение
коэффициента комплексности загрязненности воды свидетельствует о загрязненности
воды по комплексу ингредиентов и показателей качества в течение года. В 2012г.
наблюдалась неустойчивая загрязненность медью; характерная загрязненность
нефтепродуктами. Железом общим, легкоокисляемой органикой (по БПК5), ХПК,
азотом нитритным, фенолами и цинком; устойчивая загрязненность - азотом
аммонийным. Уровень загрязненности по азоту нитритному, меди низкий; по
нефтепродуктам - высокий, по остальным ингредиентам - средний. Наибольшую долю
в общую оценку степени загрязненности вносят нефтепродукты.
В 2012 г. по сравнению с 2011 качество воды не
изменилось.
В г. Томске нормативно очищается 99,12% сточных
вод, поступивших на очистные сооружения.
Работающие - ЗАО «Городские очистные
сооружения», ООО «Энергоснаб ДСП», ФГУП НПО «Микроген» филиал в г. Томске НПО
«Вирион», ООО «Томская карандашная фабрика.
Аварийные - о/с пос. Тимирязево, о/с пос.
Лоскутово (0,88% от общего объема стоков).
Также в 2012 году продолжалась работа по
выявлению и принятию мер по ликвидации несанкционированных сбросов в водные
объекты. В мкр. Солнечный ликвидирован сброс хозяйственных бытовых стоков на
рельеф местности (и далее в озеро) расходом 10,4м куб./час. Масса загрязняющих
веществ при этом составляет 149,9 тонн в год. Ликвидирован сброс из
канализационного коллектора по ул. Войлочной, 8 в реку Ушайка. Расход сброса
1501м куб./час. Масса загрязняющих веществ, попадающая в водный объект 1629.1
тонн в год. Ликвидирован сброс от торгового объекта ООО «ПК Лама» а р. Ушайку
через врезку в ливневую канализацию по ул. Красноармейской. Расход 72м
куб./час. Масса сбрасываемых загрязняющих веществ 849,3 тонн в год. Общий
предотвращенный экологический ущерб наносимый водным объектам при ликвидации
данных трех сбросов составляет 83656,5 тыс. рублей.
В рамках выполнения городской долгосрочной
целевой программы «Развитие инженерной инфраструктуры муниципального
образования «Город Томск» на 2012-2017 годы» (программа №2 «Ликвидация
несанкционированных врезок в систему ливневой канализации и выпусков сточных
вод в водные объекты» на 2012-2014гг.) в 2012 г. проведены
строительно-монтажные работы по следующим объектам: г. Томск. ул. Алтайская. д.
5; ул. Некрасова, д. 2; ул. Обруб, д. 4; ул. Свердлова д. 4, 5, 6, 6/1. 7.
Разработана проектно-сметная документация по
ликвидации несанкционированных врезок в систему ливневой канализации и выпусков
сточных вод в р. Ушайку‚ расположенных по адресам: ул. Алтайская, д. 35а. 35/1;
ул. Сибирская, д. 26 (2. 2а); ул. Украинская, д. 19; ул. Петропавловская, д. 7;
ул. Некрасова, д. 6; пер. Красноармейский. 4, 6.
. Обращение с отходами производства и
потребления
На протяжении шести лет департаментом совместно
с органами прокуратуры ведется работа по актированию несанкционированных свалок
на территории города. Акты проверок с приложением соответствующих документов
являются основанием для подачи прокуратурой исковых заявлений к администрации
г. Томска по понуждению к ликвидации свалок. За этот период следует отменить,
что в основном выявляемые свалки становятся значительно меньшими по объему и
площади, но общее их количество не уменьшается. Это свидетельствует, что в
городе недостаточно развита система сбора и вывоза отходов от различных
объектов, т.е. идет работа по устранению следствий, а не причин их
возникновения. Наличие больших по объему свалок характерно для окраин
Ленинского, Советского и Октябрьского районов.
В 2012 году в результате рейдовых проверок,
проведенных в весенний период года на территории выявлено 115
несанкционированных свалок на площади 7,93га, массой 2224.2 тонн. Все материалы
были переданы в органы прокуратуры и по ним предъявлены исковые требования к
администрации г. Томска по ликвидации данных объектов не санкционированного
размещения отходов.
На 1.12.2013 ликвидировано 89
несанкционированных свалок на площади 6га массой 1380.5 тонн.
Комитетом экологической безопасности
урбанизированных территорий проводится работа по проверке соблюдения порядка
обращения с отходами на территориях садоводческих товариществ. В результате
более 40 СНТ заключены договоры, установлены контейнеры.
В целом, для решения вопроса необходимо
администрации г. Томска внести изменения в нормативно-правовую базу в части
требований:
установления регламента требований по содержанию
территорий в зимний период;
введения требований по селективному сбору
отходов для предприятий и организаций, УК. ТСЖ г. Томска;
разграничить и четко довести до исполнителей
зоны ответственности по содержанию территорий, порядку их уборки, механизмам
контроля и видам наказания за их нарушение.
усилить контроль над вывозкой снега, мусора по
муниципальным контрактам.
В результате подписания соглашения о
частно-муниципальном партнерстве между УМП «Спецавтохозяйство» г. Томска: и ООО
«Альтернативный ресурс» на городском полигоне ТБО у д. Сурово-Сухоречье организован
участок по сортировке и отбору вторичного сырья их общего потока поступающих на
полигон отходов. Вторичное сырье прессуется прессом мощностью 2 тонны в час и
отправляется на вторичную переработку в т. ч. и в соседние регионы.
Из этого взаимовыгодного сотрудничества
достигается положительный результат для всех сторон. УМП «Спецавтохозяйство»
сокращает платежи за размещение отходов (до 200 тыс. в год) в связи с тем, что
данные объемы не подлежат захоронению. В связи с тем, что извлекаемые
компоненты достаточно объемны (ПЭТ-бутылка, стекло, картон и др.), то
недопущение их к захоронению сокращает общие объемы захораниваемых отходов, что
существенно продлевает срок эксплуатации карт для размещения отходов. По
оценкам Администрации г. Томска строительство одной карты обходится в 5-60 млн.
рублей.
В настоящее время специалистами комитета по
заданию руководства Департамента разрабатывается схема создания в деревнях и
поселках расположенных поблизости от областного центра пунктов по накоплению и
сортировки отходов производства и потребления. Данные пункты позволят
существенно сократить объемы отходов, которые подлежат вывозу из населенных
пунктов на объекты захоронения, что существенно скажется на тарифах для
населения.
экологический радиационный
аварийность атмосферный
Заключение
Устойчивое экономическое и социальное развитие
территории невозможно без сохранения жизнеспособной среды обитания. Стратегия
развития Томской области ставит перед экологами конкретные цели. Снижение
экологических рисков здоровью населения, повышение экологического рейтинга
территории, и ее «зеленого имиджа», оценка природного капитала, комплексный
подход к природопользованию, его ориентация на цели устойчивого развития и ряд
других задач направлены не только на улучшение качества среды обитания, но и на
рост экономической успешности территории.
Активная позиция Администрации Томской области в
сфере охраны окружающей среды предопределила тенденции положительного развития
экологической ситуации на территории Томской области. Сокращается поступление
загрязнений в окружающую природную среду на единицу ВРП, увеличивается степень
переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, растут
инвестиции в охрану и рациональное использование водных ресурсов.
Тем не менее, на территории нашей области, как и
в предыдущие годы, существует ряд проблем в сфере охраны окружающей среды:
) аварийное загрязнение окружающей среды;
) высокий уровень экологической опасности в
связи с деятельностью предприятий нефтегазодобывающего комплекса;
) истощение природных ресурсов на локальных
участках территории;
) значительное количество несанкционированных
свалок.
Решение сложившихся проблем возможно только при
интеграции усилий всех заинтересованных сторон, включая органы власти и
местного самоуправления, бизнес и население области.
Список используемой литературы
1. Государственный доклад «О
состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2009 году» 2009г.
М., МПР, 496с.
. Государственный доклад «О
санитарно-эпедемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году»
2009г. М. Роспотребнадзор, 467с.
. Резник В.Я. и др. 2010г. Состояние
атмосферного воздуха. В кн.: Состояние окружающей среды Томской области в 2009
году. ОГУ «Облкомприрода», Томск, Изд-во «Оптимум», сс. с 18 по 23.
. Шелепова Л.И. и др. 2010г. Водные
ресурсы. В кн.: Состояние окружающей среды Томской области в 2009 году. ОГУ
«Облкомприрода», Томск, Изд-во «Оптимум», сс. с 23 по 31.
. Куерт А.Ю. и др. 2010г. Отходы
производства и потребления. В кн.: Состояние окружающей среды Томской области в
2009 году. ОГУ «Облкомприрода», Томск, Изд-во «Оптимум».
. Радиационная обстановка на
территории России и сопредельных государств в 2001 году. 2002г. СПб,
Гидрометиоиздат, 225с.
. Состояние окружающей природной
среды Томской области в 2002 году: обзор. 2002г. ОГУ «Облкомприрода» Адм.
Томской области. Томск, издательство «Дельтаплан», 156с.
. Коняшкин В.А. 2010. Радиационная
обстановка на территории Томской области. В кн.: «Экологический мониторинг:
Состояние окружающей среды в Томской области в 2009году». Томск, издательство
«Оптимум», сс. 88-95.