Патопсихологические методы исследования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Патопсихологические методы исследования

Оглавление

1.Первые патопсихологические исследования в школе В.М. Бехтерева: вклад в теорию и практику клинической психологии

2.Категории психического здоровья

3.Порядок проведения патопсихологического исследования

4.Изучение генеза и структуры психосоматических феноменов, их классификация

5.Клинико-психологические формы и психологической помощи. Психологическая коррекция и психологическая терапия

патопсихологический бехтерев психическое здоровье

1.Первые патопсихологические исследования в школе В.М. Бехтерева: вклад в теорию и практику клинической психологии

В конце XIX века психология стала постепенно утрачивать характер умозрительной науки, в ее исследования вносятся методы естествознания. Экспериментальные методы В. Вундта и его учеников проникли в психиатрические клиники - клинику Э. Крепелина (1879), в крупнейшую психиатрическую клинику Франции в Сальпетриере (1890). Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и в психиатрических клиниках России - лаборатория В.М. Бехтерева в Казани (1885), С.С. Корсакова в Москве (1886), затем лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др.

Уже на рубеже нашего века некоторые ученые говорят о возникновении новой отрасли психологической науки. Так, В.М. Бехтерев пишет в 1904 г.: «Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, еще большего в этом отношении можно ожидать в будущем».

Основоположником патопсихологического направления в России является В.М. Бехтерев, организатор широких экспериментально-психологических исследований нарушений психической деятельности.

В 1907 <#"justify">Интервенции в медицинеПсихологические интервенции1. Медикаментозные (фармакотерапия) 2. Хирургические (хирургия) 3. Физические (физиотерапия) 4. Психологические (психотерапия)1. Педагого-психологические (сфера педагогической практики - педагогическая и возрастная психология) 2. Организационно-психологические (сфера организации труда - психология труда и организационная психология) 3. Клинико-психологические (сфера клинической практики - клиническая психология)

Клинико-психологические и психотерапевтические вмешательства. Психологические интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства, то есть психотерапии.

Психотерапевтическое вмешательство или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия - методов.

Термин "психотерапевтическое вмешательство" может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства, целями и задачами психотерапии). Однако функции клинико-психологических вмешательств в клинике не ограничиваются только собственно психотерапией.

С точки зрения Перре и Бауманна клинико-психологические интервенции характеризуются: 1) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой, в качестве которой выступает теоретическая психология; 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями. Рассмотрим подробнее основные характеристики клинико-психологических интервенций в связи с психотерапией.

Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Сходных взглядов в отношении функций или целей клинико-психологических интервенций придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три основных цели психологической интервенции в клинике в соответствии с различными фазами развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация. Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии (и реабилитации), является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину "психотерапия".

Таким образом, понятие "клинико-психологическая интервенция" является более общим по отношению к понятию "психотерапия" ("психотерапевтическая интервенция"). Психологические вмешательства, не являющиеся собственно психотерапевтическими, играют важную роль также в профилактике и реабилитации.

Роль клинико-психологических вмешательств в психопрофилактике, профилактике нервно-психических и психосоматических заболеваний состоит в выявлении контингентов риска и в разработке соответствующих профилактических мероприятий, работе с лицами, имеющими разнообразные трудности и проблемы психологического характера, кризисными личностными и травматическими стрессовыми ситуациями, с лицами, характеризующимися прогностически неблагоприятными личностными особенностями (низкой самооценкой, высоким уровнем тревоги, ригидностью, повышенной чувствительностью к стрессу, низкой фрустрационной толерантностью), повышающими риск возникновения нервно-психических и психосоматических расстройств. Наряду с собственно психопрофилактикой, клинико-психологические вмешательства играют важную роль и в профилактике других соматических заболеваний.

Цели клинико-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Они определяют общую стратегию воздействий и тесно связаны с теоретической ориентацией. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (например, восстановление полноценного личностного функционирования, гармонизацию личности, развитие личностных ресурсов), так и на конкретные более близкие цели (преодоление страха выступления перед аудиторией, тренировку памяти или внимания, развитие определенных коммуникативных навыков). Однако при этом всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия, которые, кроме выбора средств, определяют общую стратегию воздействий.

Похожие работы на - Патопсихологические методы исследования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!