Информационный
Таблица 1.9 - «Товар»
Содержание поля
|
Наименование поля
|
Формат поля
|
Вид реквизита
|
id_product
|
Код продукта
|
Счетчик
|
Ключевой
|
name
|
Наименование
|
Текстовый
|
Информационный
|
description
|
Описание
|
Текстовый
|
Информационный
|
price
|
Цена
|
Денежный
|
Информационный
|
Информационно-справочный объект «Заказчики». Перечень реквизитов и вид
реквизитов приведен в таблице 1.10.
Таблица 1.10 - «Заказчики»
Содержание поля
|
Наименование поля
|
Формат поля
|
Вид реквизита
|
id_customer
|
Код клиента
|
Счетчик
|
Ключевой
|
full_name
|
ФИО заказчик
|
Текстовый
|
Информационный
|
address
|
Адрес
|
Текстовый
|
Информационный
|
phone_number
|
Телефон
|
Текстовый
|
Информационный
|
Информационно-справочный объект «Поставки». Перечень реквизитов и вид
реквизитов приведен в таблице 1.11.
Таблица 1.11 - «Заказы»
Содержание поля
|
Наименование поля
|
Формат поля
|
Вид реквизита
|
id_order
|
Код заказа
|
Счетчик
|
Ключевой
|
id_customer
|
Код заказчика
|
Числовой
|
Поле-связка
|
id_employee
|
Код сотрудника
|
Числовой
|
Поле-связка
|
id_product
|
Код продукта
|
Числовой
|
Поле-связка
|
amount
|
Количество
|
Числовой
|
Информационный
|
date
|
Дата и время
|
Информационный
|
delivery_address
|
Адрес доставки
|
Текстовый
|
Информационный
|
Оперативно-учетный документ «Сотрудники». Перечень реквизитов и вид
реквизитов приведен в таблице 1.12.
база данные информационный отчет
Таблица 1.12 - «Сотрудники»
Содержание поля
|
Наименование поля
|
Формат поля
|
Вид реквизита
|
id_employee
|
Код сотрудника
|
Счетчик
|
Ключевой
|
full_name
|
ФИО
|
Текстовый
|
Информационный
|
sex
|
Пол
|
Текстовый
|
Информационный
|
birth
|
Год рождения
|
Числовой
|
Информационный
|
address
|
Адрес
|
Текстовый
|
Информационный
|
phone_number
|
Номер телефона
|
Текстовый
|
Информационный
|
Оперативно-учетный документ «Должности». Перечень реквизитов и вид
реквизитов приведен в таблице 1.13.
Таблица 1.13 - «Должности»
Содержание поля
|
Наименование поля
|
Формат поля
|
Вид реквизита
|
id_post
|
Код должности
|
Счетчик
|
Ключевой
|
name
|
Наименование
|
Текстовый
|
Информационный
|
description
|
Описание
|
Текстовый
|
Информационный
|
salary
|
Минимальная зарплата
|
Денежный
|
Информационный
|
Оперативно-учетный документ «Послужные списки». Перечень реквизитов и вид
реквизитов приведен в таблице 1.14.
Таблица 1.14 - «Послужные списки»
Содержание поля
|
Наименование поля
|
Формат поля
|
Вид реквизита
|
id_track_record
|
Код списка
|
Счетчик
|
Ключевой
|
id_post
|
Числовой
|
Поле-связка
|
id_employee
|
Код сотрудника
|
Числовой
|
Поле-связка
|
entry_date
|
Дата приема на работу
|
Дата и время
|
Информационный
|
termination_date
|
Дата увольнения
|
Дата и время
|
Информационный
|
characteristic
|
Характеристика
|
Текстовый
|
Информационный
|
1.5 Алгоритмы реализации отчетов и сервисных процедур
Для реализации отчета «Поставки товара за отчетный период» необходимо
задействовать реквизиты «Код поставщика» информационного объекта «Поставщики»,
«Код поставки» информационного объекта «Поставки», «Дата» информационного
объекта «Поставки», «Наименование» и «Стоимость» информационного объекта
«Товар». Так же необходимо создать запрос, в котором задействованы все
реквизиты информационного объекта «Поставки» и вычисляемое поле «Потраченные
средства». Для вычисления реквизита «Потраченные средства» необходимо умножить
реквизит «Количество» информационного объекта «Поставки» на реквизит «Цена»
информационного объекта «Товар». В реквизите «Дата» информационного объекта
«Поставки» необходимо создать условия отбора для выбора отчетного периода.
Для реализации отчета «Прибыль компании» необходимо задействовать два
запроса. В первом запросе необходимо выбрать необходимую информацию из объектов
«Товар» и «Заказы», и вычислить общую стоймость заказа. Для вычисления данного
реквизита необходимо умножить реквизит «Стоимость» информационного объекта
«Товар» на реквизит «Количество» информационного объекта «Заказы». Второй
запрос строится на основе первого и является перекрестным. В качестве заголовка
столбцов необходимо выбрать реквизит «Дата» информационного объекта «Заказы» и
сгруппировать по месяцам. В качестве заголовка строк необходимо сделать
реквизит «Название», вычисляемый реквизит «Прибыль компании».
2. РЕАЛИЗАЦИЯ
БАЗЫ ДАННЫХ
2.1 Создание структуры таблиц
На основании информации полученной в результате анализа предметной
области были созданы таблицы: Deliveries, Suppliers, Products, Customers, Orders, Employees, Posts, Track_records.
Созданная таблица Deliveries в режиме конструктора имеет следующий вид
(рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Таблица Deliveries (Поставки)
Таблица Suppliers в режиме конструктора представлена
на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Таблица Suppliers (Поставщики)
Таблица Products в режиме конструктора представлена
на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Таблица Products (Товары)
Таблица Customers в режиме конструктора представлена
на рисунке
Рисунок 2.4 - Таблица Customers (Заказчики)
Таблица Orders в режиме конструктора представлена
на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 - Таблица Orders
(Заказы)
Таблица Employees в режиме конструктора представлена
на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 - Таблица Employees (Сотрудники)
Таблица Posts в режиме конструктора представлена
на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 - Таблица Posts
(Должности)
Таблица Track_records в режиме конструктора представлена на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 - Таблица Track_records (Послужные списки)
После создания всех таблиц базы данных, были созданы связи (один ко
многим), которые представлены на Схеме данных (рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 - Схема данных
2.2 Проектирование форм
Разработка форм была реализована в режиме конструктора. Была разработана
главная форма, по средствам которой осуществлялся переход к другим формам. При
создании главной формы использовались элементы: Кнопка, Текст, Вкладка,
Картинка. На главной форме располагаются три вкладки: Информация, Отчеты,
Редактирование и кнопка Выход. При нажатии на кнопку выход программа закроется.
В каждой вкладке расположены кнопки-ссылки к остальным элементам базы данных
(отчеты, формы, запросы). Главная форма представлена на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 - Главная форма
Остальные формы были созданы с помощью мастера форм. Форма «Заказчики»
была создана на основе таблицы Customers и имеют кнопки перехода между записями, а также кнопку удаления записи и
кнопку возвращения на главную форму (рисунок 2.11). Все остальные формы имеют
аналогичный функционал.
Рисунок 2.11 - Фома «Заказчики»
Форма «Поставки» представлена на рисунке 2.12.
Рисунок 2.12 - Форма «Поставки»
Форма «Сотрудники» представлена на рисунке 2.13.
Рисунок 2.13 - Форма «Сотрудники»
Форма «Заказы» представлена на рисунке 2.14.
Рисунок 2.14 - Форма «Заказы»
Форма «Должности» представлена на рисунке 2.15.
Рисунок 2.15 - Форма «Должности»
Форма «Товары» представлена на рисунке 2.16.
Рисунок 2.16 - Форма «Товары»
Форма «Поставщики» представлена на рисунке 2.17.
Рисунок 2.17 - Форма «Поставщики»
Форма «Послужные списки» представлена на рисунке 2.18.
Рисунок 2.18 - Форма «Послужные списки»
После создания и связи всех форм, была осуществлена привязка главной
формы к запуску полученной базы данных (рисунок 2.19).
Рисунок 2.19 - Назначение стартовой формы
2.3 Проектирование отчетов
Отчет - это форматированное представление данных, которое выводится на
экран, в печать или файл. Они позволяют извлечь из базы нужные сведения и
представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие
возможности для обобщения и анализа данных.
Что бы создать отчет, нужно на вкладке «Создать» выбрать каким образом
будет создаваться отчет, а также выбрать источник.
Отчет «Заказчики» выводит полную информацию о заказчиках строительной
компании (рисунок 2.20).
Рисунок 2.20 - Отчет «Заказчики»
Также был реализован сводный отчет о поставках товара за отчетный период
(в данном случае год). При просмотре отчета потребуется ввести год, по которому
в дальнейшем будет выведена информация о поставках и общей сумме затрат
(рисунок 2.21).
Рисунок 2.21 - Отчет «Поставки»
Запрос в режиме конструктора для отчета «Поставки» представлен на рисунке
2.22.
Рисунок 2.22 - Запрос для отчета «Поставки»
Отчет «Заказы» представляет собой аналогичный отчет и представлен на
рисунке 2.23.
Рисунок 2.23 - Отчет «Заказы»
Запрос в режиме конструктора для отчета «Заказы» представлен на рисунке
2.24.
Рисунок 2.24 - Запрос для отчет «Заказы»
Также был создан аналитический отчет «Прибыль компании» который отражает
информацию о прибыли компании в результате продажи разных видов товара (рисунок
2.25).
Рисунок 2.25 - Отчет «Прибыль компании»
Запрос в режиме конструктора для отчета «Прибыль компании» представлен на
рисунке 2.26.
Рисунок 2.26 - Запрос для отчета «Прибыль компании»
Для выдача информации заказчикам компании был создан отчет «Квитанция»,
который представлен на рисунке 2.27.
Рисунок 2.27 - Отчет «Квитанция»
2.4 Реализация сервисных процедур
С помощью запроса можно сделать выборку данных, хранящихся в таблицах.
Наиболее часто используются запросы-выборки, с помощью которых можно
просматривать, анализировать и даже изменять данные исходной или сразу
нескольких таблиц.
Что бы создать запрос, нужно на вкладке «Создание» нажать кнопку
«Конструктор запросов», затем добавить нужные таблицы. Далее создаем нужный
запрос.
Запрос «Заказы за текущий месяц» был создан через меню конструктор. В
качестве источника были выбраны таблица Заказы. SQL - форма запроса имеет следующий вид:
SELECT Orders.id_order, Orders.id_customer,
Orders.id_employee, Orders.id_product, Orders.amount, Orders.date,
Orders.delivery_address
FROM Orders
WHERE (((Month([date]))=Month(Date())));
Запрос «Уволенные сотрудники за текущий год» был создан в конструкоре с
использованием таблицы «Послужные списки». SQL - форма запроса имеет следующий вид:Track_records.id_track_record, Track_records.id_post,
Track_records.id_employee, Track_records.entry_date,
Track_records.termination_date, Track_records.characteristic
FROM Track_records
WHERE (((Year([termination_date]))=Year(Date())));
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над курсовым проектом были подробно изучены
современные технологии баз данных, методы построения приложений баз данных и
систем управления базами данных. В результате анализа была спроектирована и
разработана система управления базой данных по учету и продаже материалов
строительнойкомпании.
С помощью разработанной базы данных имеется возможность ввода данных
посредством форм, и вывода данных в виде выходных документов (отчетов).
Благодаря имеющимся формам можно достаточно легко работать с базой данных и
выполнять различные действия над содержащимися в ней записями.
Созданное приложение для работы с базой данных можно успешно применять
для решения различных задач в рассматриваемой предметной области. В последствие
разработанная база данных может быть расширена и будет покрывать более мелкие
аспекты данной предметной области.
Разработанное приложение для работы с базой данных обладает очень простым
интуитивно понятным интерфейсом, работать с ним сможет даже неподготовленный
пользователь.
Во время выполнения курсовой работы были получены новые сведения по
проектированию и разработке баз данных в СУБД MS Access, а также получены навыки по составлению запросов как
в режиме конструктора, так и на языке SQL.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Виллариал Б.
Программирование Access 2002 в
примерах: Пер. с англ. - М.: «КУДИЦ-ОБРАЗ», 2003. - 496 с.
2
Дж. Грофф, П.
Вайнберг. SQL. Полное руководство: Пер. с англ. -
2-е изд., перераб. и доп. - К.: Издательская группа BHV, 2001. - 816 с., илл.
3
Клайн К. при
участии Клайна Д. и Ханта Бр. SQL. Справочник. 2-е издание / Пер. с англ. - М.:
КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006 - 832 с.
4
Освой
самостоятельно SQL. 10 минут на
урок. 3-е издание/ Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 288
с.: илл.
5
Microsoft.Access.2002.
Шаг за шагом: Практическое пособие / Пер. с англ.- М.: Издательство ЭКОМ, 2002.
- 352 с.: илл.
6
Гринченко, Н.Н.
Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access. Учебное
пособие / Н.Н. Гринченко, Е.В. Гусев, Н.П. Макаров. - Горячая Линия - Телеком,
2004 г. - 240с.
7
Дейт, К. Введение
в системы баз данных / К. Дейт. - М.: Наука, 1994. - 204с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
При запуске приложения БД пользователь будет направлен на главную форму
(рисунок А.1).
Рисунок А.1 - Главная форма
На каждой из вкладок расположены кнопки-ссылки на соответствующие им
формы, отчеты или запросы.
Результаты тестирования запроса «Заказы за текущий месяц представлены на
рисунке А.2.
Рисунок А.2 - Результаты тестирования запроса «Заказы за текущий месяц»
На следующей вкладке формируются отчеты. Отчет по заказчикам представлен
на рисунке А.3.
Рисунок А.3 - Отчет по заказчикам
Квитанция на оплату заказа выглядит следующим образом (рисунок А.4).
Рисунок А.4 - Квитанция на оплату заказа
Отчет о поставках представлен на рисунке А.5.
Рисунок А.5 - Отчет о поставках
Рисунок А.6 - Отчет о заказах
Формы для просмотра и редактирования информации сделаны в едином стиле,
на формах присутствуют элементы управления для переключения между записями
(стрелки влево, вправо), кнопка удаления записи и кнопка возврата на главную
форму (рисунок А.7).
Рисунок А.7 - Форма «Заказы»
Все остальные формы имеют аналогичный интерфейс.
Похожие работы на - Автоматизация предметной области 'Учет и продажа материала строительной компании'
|