Обзор мировых производителей карьерных автосамосвалов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обзор мировых производителей карьерных автосамосвалов

Введение

карьерный самосвал грузовой

Карьерные самосвалы относятся к особой группе сверхтяжелых технологических транспортных средств специальной конструкции, которые можно считать наиболее крупными и мощными представителями грузового автомобильного семейства. Они предназначены для эксплуатации вне обычных дорог на твердых каменистых покрытиях железорудных, угольных или иных карьеров и открытых разработок полезных ископаемых, а также на крупных стройках, что предоставляет конструкторам возможность создавать машины с теоретически не ограниченными грузоподъемностью, полной массой и габаритными размерами, оснащенные силовыми агрегатами в тысячи лошадиных сил. На практике используются в основном 2-осные машины с приводом на задние колеса и огромными сварными кузовами ковшового типа, опрокидывающимися назад. Их грузоподъемность обычно выражается в метрических тоннах, но в США и ряде других стран она указывается в так называемых «коротких» тоннах, которые примерно на 10% меньше метрических. Вместимость кузова наиболее точно отражает его геометрическая ёмкость в кубических метрах, измеренная по верхнему уровню бортов, но на практике груз засыпается с горкой, что нашло свое отражение в показателе максимально допустимого объема кузова с «шапкой». Изготовлением карьерных самосвалов сегодня занимаются лишь несколько компаний, входящих в крупные транснациональные корпорации, среди которых наиболее известными являются Caterpillar, Euclid, Komatsu и Terex, а также недавно вышедшая на этот рынок фирма Liebherr и единственный в странах СНГ белорусский завод БелАЗ. Выпускаемые ими машины столь велики и тяжелы, что их перевозят по частям и собирают прямо на месте эксплуатации. Специфические условия эксплуатации таких самосвалов с большими нагрузками в глубоких карьерах с крутыми подъемами и продолжительными спусками, в неблагоприятных климатических условиях и в опасной близости от тяжелых падающих грузов нашли свое отражение в их конструкции. Все агрегаты и узлы карьерных самосвалов размещаются на прочной сварной раме особой формы, изготовленной из высококачественных сталей. В качестве силовых агрегатов применяются рядные или V-образные дизельные двигатели мощностью до 2750 л.с. с числом цилиндров от 6 до 16, оборудованные непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением и электронным управлением. По виду трансмиссии эти машины достаточно четко подразделяются на 2 группы - так называемые механические и электрические. Первые оснащаются автоматическими гидромеханическими коробками передач с числом ступеней 5-8 вперед и 1-3 назад с электронным регулированием, автоматической блокировкой гидротрансформатора и встроенным гидродинамическим тормозом-замедлителем, обеспечивающим безопасное движение на крутых спусках без включения рабочих тормозов. Для достижения наилучшей приспособляемости к дорожным условиям самосвалы грузоподъемностью свыше 100 т обычно снабжаются электрической (электромеханической или дизель-электрической) трансмиссией, состоящей из генератора с приводом от дизельного двигателя, от которого постоянный или переменный ток поступает на тяговые электромоторы, размещенные в блоке с планетарными редукторами в ступицах задних колес (мотор-колеса). Плавность движения по неровным твердым покрытиям обеспечивает подвеска всех колес на гидропневматических амортизационных стойках, представляющих собой массивные телескопические амортизаторы, заполненные рабочей жидкостью (маслом) и инертным газом (азотом или гелием). На ряде машин используется передняя независимая подвеска, а в качестве упругих элементов применяются также обычные рессоры или резиновые опоры. Большинство карьерных самосвалов имеют объединенную гидросистему, включающую механизмы подъема кузова, управления и торможения, оборудованные дополнительным гидропневматическим энергетическим аккумулятором для обеспечения работы всех этих устройств в аварийной ситуации. В качестве рабочих тормозов обычно используются сухие колесные диски, но на наиболее тяжелых машинах сзади устанавливаются многодисковые тормоза в масляной ванне для охлаждения, которые одновременно играют роль гидродинамического замедлителя. На «электрических» самосвалах эту функцию обычно выполняет многорежимный электродинамический тормоз-замедлитель. На всех карьерных самосвалах устанавливаются кабины с двумя защитными системами ROPS (Roll-Over Protective Structure) и FOPS (Falling-Object Protective Structure), обеспечивающими водителю-оператору и сопровождающему полную безопасность в случае опрокидывания машины и падения на кабину тяжелых предметов. В принципе обе системы сводятся к установке пространственной массивной рамы по всему периметру кабин. Помимо этого, кабины оборудуются всем необходимым для создания водителю удобных и комфортных условий для управления тяжелой машиной. К ним относятся регулируемые рулевые колонки и сиденья на мягкой подвеске, электронные устройства и приборы управления и диагностики, климатические системы и воздушные фильтры с вентилятором, создающим внутри избыточное давление, препятствующее проникновению пыли, а также усиленная звукоизоляция, позволяющая снизить уровень внутреннего шума до 74 дБ. К новым техническим решениям в этой области можно отнести применение более эффективного и простого тягового электрооборудования постоянного тока, бортовых компьютеров и комплексных систем электронного управления всеми агрегатами, устройств изменения давления в шинах на ходу, видеокамер наружного наблюдения и новых средств комфорта в кабине, а также принципиально новой схемы установки четырех задних односкатных ведущих колес, внедренной фирмой Liebherr. К карьерным машинам вплотную примыкают многоцелевые внедорожные полноприводные 2- и 3-осные самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой, предназначенные для работы как на твердых покрытиях, так и на бездорожье. Они имеют грузоподъемность 14-37 т, снабжаются дизельными двигателями мощностью до 450 л.с., автоматическими коробками передач, всеми дисковыми тормозами и упрощенной подвеской на резиновых, пневматических или гидропневматических элементах. В их привлекательном внешнем облике нашли свое отражение самые современные направления промышленного дизайна, а кабины по удобству, комфорту и оснащенности сравнимы с салоном легковых автомобилей. Несомненно, самые крупные и мощные в мире самоходные транспортные средства принадлежат именно к группе карьерных самосвалов. По грузоподъемности первое место в категории «механических» машин сегодня принадлежит самосвалу Caterpillar-797 с полезной нагрузкой 327 т и полной массой 558 т, оснащенному 24-цилиндровым дизелем мощностью 3400 л.с. В 2002 г. место абсолютного мирового лидера занял самосвал Liebherr Т282 с электрической трансмиссией, весящий с полной нагрузкой 566,5 т. Он имеет грузоподъемность 364 т или 400 «коротких» тонн и укомплектован 2750-сильным двигателем.

1. Astra (Италия)

карьерный самосвал грузовой

«Астра»: Astra Veicoli Industriali S.p.A., Via Caorsana, 79, 29100 Piacenza, Italy,

Изначальной специализацией фирмы Astra, основанной в 1946 г., были простые строительные самосвалы. Со временем она превратилась в известного в Западной Европе изготовителя грузовых автомобилей, но производство самосвалов по-прежнему занимает в ее программе важное место. Помимо обычных дорожных машин, Astra предлагает несколько моделей внедорожных самосвалов, разработанных собственными силами и оснащенных агрегатами иностранного производства, высокое качество и эксплуатационные данные которых позволяют фирме успешно противостоять конкуренции более крупных компаний. Программу внедорожных самосвалов Astra возглавляет семейство шарнирно-сочлененных машин ADT, выделяющихся привлекательными формами передней клиновидной облицовки и обтекаемой кабины, выполненными в типично итальянском стиле, напоминающим спортивные автомобили. Оно состоит из 3 базовых моделей ADT16 (4х2/4х4), ADT25 и ADT30 (6х6) грузоподъемностью 14-27 т и полной массой 23-47 т, оборудованных кузовами с геометрической ёмкостью 10,0-16,5 м3. На них используются рядные 6-цилиндровые дизельные двигатели Cummins мощностью 137-280 л.с., автоматические коробки передач Allison или ZF, обеспечивающие 8 передач вперед и 3-6 назад, неразрезные мосты New Holland или ZF с двойной главной передачей, колесными редукторами и дифференциалами повышенного трения, полунезависимая подвеска на гидропневматических амортизаторах и дисковые тормоза с гидроприводом. Эти машины способны устойчиво работать на скоростях от 4,4 до 48 км/ч и преодолевать подъемы крутизной до 40%. Для подземных работ фирма предлагает специальный самосвал RD14R. Менее известными являются карьерные самосвалы Astra. Для Италии и ряда стран третьего мира фирма предлагает модели RD28A и RD40 грузоподъемностью 28 и 40 т и кузовами ёмкостью 13,5 и 24,2 м3 соответственно, выполненные по классической для таких машин концепции. Они оснащаются рядным 6-цилиндровым 13,8-литровым дизельным двигателем IVECO 8210, отрегулированным на мощности 304 и 500 л.с. (с турбонаддувом), автоматической 5- или 6-ступенчатой коробкой передач Allison с встроенным гидродинамическим тормозом-замедлителем, двойными главными передачами и колесными редукторами, всеми дисковыми тормозами и подвеской на гидропневматических цилиндрах (передняя - независимая). Их максимальная скорость 51-59 км/ч.

2.Bell (Южно-Африканская Республика)

«Белл»: Bell Equipment, Richards Bay, South Africa

Южноафриканская фирма Bell является монопольным изготовителем внедорожной самосвальной техники на своем континенте, предлагая покупателям обширную гамму достаточно совершенных и качественных 3-осных машин грузоподъемностью 17-37 т с шарнирно-сочлененной рамой. Признанием высокого технического уровня можно считать начало их сбыта в странах Северной и Южной Америки под престижной маркой John Deere. В настоящее время компания Bell приступила к выпуску четвертого поколения своей техники, которое известно как серия D. Начав свою деятельность с изготовления простых колесных тракторов для местного рынка, на их основе компания Bell наладила изготовление целой гаммы внедорожных самосвалов с колесной формулой 6х4 и шарнирно-сочлененной рамой, которые теперь поставляются во многие страны мира. В соответствии с соглашением с американской компанией John Deere с 1999 г. они экспортируются в США и страны Америки. Наибольший успех сопутствовал третьему поколению С, заложившему основы конструкции такой техники, однако к настоящему времени от него в производстве сохранились лишь 2 наиболее ходовые модели В17С и В20С грузоподъемностью 17 и 18 т и полной массой 30,4-32,0 т. Они оборудованы рядным 6-цилиндровым двигателем Mercedes-Benz OM366L (5958 см3) с турбонаддувом, отрегулированным на мощности 168 и 221 л.с. соответственно, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач Allison, передним и средним ведущими мостами Bell с дифференциалами повышенного трения и планетарными колесными редукторами, закрытыми кабинами с системой ROPS и опрокидывающимися назад кузовами ковшового типа с геометрической ёмкостью 8,1-8,5 м3. Передняя полунезависимая подвеска снабжена двумя гидропневматическими стойками, задние колеса установлены на концах двух продольных качающихся балансиров с 4 резиновыми амортизаторами. Все тормоза дисковые с 2-контурным гидроприводом. Особенностью машин Bell является комплексная гидросистема, объединяющая усилитель рулевого механизма, цилиндры поворота и подъема кузова, а также устройства безопасности. Гидродинамический тормоз-замедлитель и кондиционер предлагаются на этих моделях по заказу. В 2001 г. фирма Bell начала выпуск четвертого поколения шарнирно-сочлененных самосвалов серии D с повышенными эксплуатационными качествами, отличающихся новой обтекаемой облицовкой капота, более вместительной, удобной и безопасной откидывающейся кабиной, применением новых силовых агрегатов повышенной экономичности, отвечающих современным экологическим требованиям. Модели B20D, B25D и B30D грузоподъемностью 18-27 т и полной массой 32,6-45,3 т теперь комплектуются 6-цилиндровым дизелем Mercedes-Benz OM906LA (6370 см3) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува, развивающим в разных исполнениях мощность 221-275 л.с., новой автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ZF с встроенным гидродинамическим тормозом-замедлителем и пневматическим приводом механизмов блокировки дифференциалов. Кабина оснащена телескопической рулевой колонкой, автоматической климатической системой, дигитальными приборами и безопасными стеклами. Модели B35D и B40D грузоподъемностью 32,5-37,0 т и полной массой 59,2-65,8 т получили дизель ОМ501LA V6 (11950 см3) мощностью 380 и 413 л.с. соответственно и новую 6-ступенчатую коробку передач Allison с электронным управлением и встроенным тормозом-замедлителем. Угол отклонения передней и задней секций в 45° позволяет сократить радиус поворота самосвалов длиной около 10 м до 3,6 м, а время опрокидывания кузовов ёмкостью до 27,4 м3 на угол 70° составляет 12-13 с. Автосамосвалы Bell приспособлены для стабильной работы в экстремальных температурных условиях на скоростях от 7,4 до 65 км/ч. Для работы в шахтах фирма Bell предлагает низкорамные шарнирно-сочлененные самосвалы 2406С и 2808С (4х4), оборудованные дизельным двигателем ADE-442N V8 мощностью 221-251 л.с. собственного производства и автоматической 6-ступенчатой коробкой ZF. Их максимальная скорость достигает 53 км/ч.

.BelAZ (Республика Беларусь)

ПО «БелАЗ», ул. 40 лет Октября, 4, 222160 г. Жодино, Республика Беларусь, E-mail: root@belaz.minsk.by, info@belaz.ru

Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), созданный в 1958 г. в поселке Жодино близ Минска, со временем превратился в одного из крупнейших в мире изготовителей карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т и тяжелой внедорожной техники. В трудное время после распада СССР и формирования независимой Республики Беларусь, несмотря на огромные производственные и финансовые проблемы, БелАЗ не только не прекращал своей деятельности, но и создавал новые образцы уникальных машин, которые выпускаются на конвейере в кооперации с многочисленными предприятиями России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время завод работает над созданием новых машин повышенной грузоподъемности и принципиально новой техники, находящейся на уровне лучших зарубежных аналогов. Совместно с российскими специалистами проводятся разработки систем электронного управления и диагностики агрегатов, а также контроля давления в шинах. Систематическая борьба за качество и надежность продукции позволили БелАЗу получить в ноябре 2000 г. международный Сертификат на соответствие качества стандарту ISO 9001. Сегодня его машины эксплуатируются более чем в 50 странах мира. Современная программа карьерных самосвалов БелАЗ сформирована из машин, представляющих собой дальнейшие модификации автомобилей, разработанных несколько десятилетий назад, и совершенно новой техники, соответствующей большинству мировых стандартов. Главными задачами предприятия являются не только расширение своей номенклатуры и создание комплексной программы карьерной техники, но и постоянное совершенствование уже освоенных машин, повышение их технического уровня, экономичности, надежности и конкурентоспособности на рынках России, стран СНГ и зарубежных покупателей, а также повышение комфортности работы и безопасности труда водителя, расширение дилерской и сервисной сети. За более чем 40-летнюю историю самосвалы БелАЗ зарекомендовали себя как простые, прочные, производительные и маневренные машины с достаточно высоким ресурсом, которого удалось достичь благодаря применению современных силовых агрегатов и узлов отечественного и зарубежного производства, использованию высокопрочных материалов и современных дизайнерских решений. Большинство самосвалов БелАЗа имеют принципиально одинаковую конструкцию. Их основой является сварная лонжеронная рама коробчатого сечения переменной высоты, изготовленная из высокопрочной низколегированной стали. В ее передней части устанавливаются современные экономичные многоцилиндровые дизельные силовые агрегаты мощностью от 360 до 2500 л.с. с непосредственным впрыском топлива. Машины «легкого класса» грузоподъемностью 30-55 т оснащаются гидромеханической трансмиссией, состоящей из одноступенчатого гидротрансформатора с автоматической блокировкой, 1-ступенчатого согласующего редуктора, планетарной 4-вальной коробки передач с электрогидравлическим включением и гидродинамическим тормозом-замедлителем с электрическим управлением. В зависимости от исполнения трансмиссия имеет 3, 5 или 6 передач вперед и 1-2 назад. Самосвалы оборудованы задними ведущими мостами с 1-ступенчатой конической парой, дифференциалом с 4 сателлитами и планетарными колесными редукторами. На машинах грузоподъемностью более 80 т используется электромеханическая трансмиссия, включающая генератор мощностью 630-1400 кВт, от которого ток подается на тяговые электродвигатели переменного или постоянного тока мощностью 360-640 кВт, встроенные в обе задние ступицы. Подвеска каждой пары колес пневмогидравлическая на двух цилиндрах, заполненных маслом и азотом. Рабочие тормоза барабанные с пневматическим 2-контурным приводом - раздельным на передние и задние колеса. На новых тяжелых машинах - дисковые с гидроприводом и устройством регулировки зазора. Все автомобили оборудованы объединенной гидросистемой, в которую входят усилитель рулевого механизма, привод тормозов и гидроподъемник кузова. Рулевое управление оснащено аварийным приводом от энергетического гидропневматического аккумулятора. Колеса снабжены камерными или бескамерными радиальными шинами с посадочным размером от 25 до 57 дюймов. Грузовые платформы ковшового типа с геометрической ёмкостью от 15 до 92 м3 (с «шапкой» - 18,5-130 м3) выполнены из высокопрочной и износостойкой стали, снабжены телескопическими гидроцилиндрами для заднего опрокидывания, поперечными или продольными ребрами жёсткости, передним защитным козырьком и обогреваются отработавшими газами двигателя. Машины могут оснащаться бортовой системой управления и контроля, которая анализирует работу основных агрегатов и исполнительных органов. Собранные ею данные передаются водителю на приборный щиток, позволяя выбрать наиболее оптимальный режим управления машиной и предупреждая об опасных ситуациях. Специальный «черный ящик» служит на накапливания информации о неисправностях и аварийных случаях. Одно- или 2-местная местная кабина снабжена системой безопасности ROPS, сиденьем водителя на торсионной или пневматической подвеске, регулируемой рулевой колонкой, дополнительным боковым сиденьем, 3-слойным лобовым стеклом, отопителем и стеклоомывателем, соответствует требованиям стандартов по уровню внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запыленности воздуха. По заказу машины комплектуются системами централизованной смазки и автоматического пожаротушения, предпусковым подогревателем, взвешивающим устройством. В кабине могут быть установлены бортовой компьютер, кондиционер, тонированные стекла, радиоприемник и аудиопроигрыватель. Полная масса машин БелАЗ колеблется от 53 до 370 т. Их габаритная длина составляет 7,1-14,6 м, ширина - 4,5-7,8 м, высота -3,9-6,5 м. Максимальная скорость - 40-55 км/ч. Производственную программу БелАЗа возглавляют самосвалы серий 7540 и 7548, являющиеся развитием хорошо известных машин БелАЗ-540 и БелАЗ-548, созданных еще в 60-е гг. По сравнению со своими предшественниками они имеют усиленную ходовую часть, модернизированную трансмиссию, тормоз-замедлитель, кузова увеличенной ширины, бескамерные шины, кабины повышенной комфортности и более современный внешний вид. В 30-тонную серию 7540 входят 7 унифицированных моделей, отличающихся типом двигателя и коробки передач. Прямыми наследниками БелАЗа-540 являются машины 7540В и 7540Е с 360-сильным дизелем ЯМЗ-240М2 и 3-ступенчатой коробкой передач. На модели 75406 установлен 420-сильный вариант этого мотора. Машины 7540А и 75404 оснащены двигателями ЯМЗ-240ПМ2 и ТМЗ-8424 в 420-425 л.с. и 5-ступенчатой коробкой, а на модели 7540D используется немецкий 15,8-литровый дизель Deutz BF8M V8 мощностью 395 л.с. жидкостного охлаждения. Гамму 7548 составляют 42-тонные модели 7548А, 75481, 7548D и 75483, оборудованные соответственно двигателями ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-8401, Deutz BF8M и американским рядным 6-цилиндровым Cummins KTA19C мощностью 500-600 л.с. и 5-ступенчатой трансмиссией. Развитием этой серии стало новое усиленное 45-тонное поколение 7547, состоящее из соответствующих моделей 7547, 75471, 7547D и 75473. Программу «механических» самосвалов замыкает 55-тонное семейство 7555, созданное в 1995 г. Сегодня оно включает 3 машины 7555А, 7555В и 7555Е, отличающиеся установкой 6-ступенчатой коробки передач и 3 типов двигателей - ЯМЗ-845.10, Cummins KTA19C и QSK19 мощностью 730, 700 и 710 л.с. соответственно. Вторую группу самосвалов БелАЗ составляют машины с электрической трансмиссией. Ее возглавляет 80-тонная серия 7549, восходящая к известной модели БелАЗ-549. Теперь в нее входят 2 варианта 75491 и 75492, оборудованные отечественным 1100-сильным дизелем 6ДМ-21АМ или американским Cummins KTA38C в 1020 л.с. с турбонаддувом, которые служат для привода 630-киловаттного генератора, от которого ток поступает на 2 тяговых электромотора ДК-722 мощностью по 360 кВт. Автомобили имеют ёмкость кузова 35 м3, полную массу 154 т и развивают скорость 50 км/ч. Следующая 120-тонная серия 7514 состоит из моделей 7514-10, 75141-10 и 75145 полной массой 215 т, оборудованных силовыми агрегатами 8ДМ-21АМ, 8РАЧ-185М2 и КТА38С мощностью 1200 и 1400 л.с., генератором переменного тока в 800 кВт, указанными выше тяговыми электродвигателям и передней независимой подвеской. Ее развитием стала 130-тонная гамма 7513 с улучшенным дизайном и всеми дисковыми тормозами. В нее входят модели 75131 и 75132 с двигателями мощностью 1500-1620 л.с. и тяговыми электромоторами в 420 кВт. Такие самосвалы предлагаются с 47-кубовыми кузовами, имеют полную массу 205-236 т и достигают скорости 45 км/ч. Развитием БелАЗа-7521, разработанного еще в начале 80-х гг., стали самые крупные в программе машины 75215 и 75216 грузоподъемностью 180-190 т с габаритной длиной около 15 м, оборудованные одним 2300-сильным агрегатом 12ЧН1А V12 рабочим объемом 165,5 л, генератором в 1400 кВт, разными типами тяговых электромоторов мощностью 560-640 кВт, задними дисковыми тормозами и кузовами вместимостью 84-92 м3. На их основе разработан новый более совершенный компактный и низкий самосвал 7530 грузоподъемностью 200-220 т, который предлагается с разными силовыми агрегатами мощностью 2400-2500 л.с. Эта модель стала базой для дальнейшего совершенствования самосвалов БелАЗ в сторону увеличения их полезной нагрузки и повышения технического уровня. На шасси карьерных самосвалов БелАЗ предлагает поливооросительную цистерну 7648 и 2 модели тяжелых ремонтно-эвакуационных машин - 7423 и 7424. К новым перспективным разработкам БелАЗа относятся первые образцы 3-осного 36-тонного самосвала 7528 с шарнирно-сочлененной рамой.

4. Caterpillar (США)

«Катерпиллар»: Caterpillar Inc., 100 N.E. Adams St., Peoria, Illinois 61629 (309) 675-1000, USA

Американская компания Caterpillar, корни которой уходят в середину XIX века, завоевала известность прежде всего своими гусеничными тракторами и бульдозерами, всегда отличавшимися высочайшим качеством, надежностью и долговечностью. Со временем в ее программу вошли экскаваторы, погрузчики, автогрейдеры, скреперы и мощные многоцилиндровые дизельные двигатели, но к созданию карьерных автосамосвалов фирма обратилась лишь в начале 60-х гг. Сегодня корпорация Caterpillar является крупнейшим в мире изготовителем различной дорожно-строительной и горнодобывающей техники. Она выпускается на 58 предприятиях в США и 20 странах мира, на которых занято свыше 72 тыс. человек. В 2001 г. общий объем продаж группы Caterpillar достиг 20,5 млрд. долларов США, на 275 млн. долларов больше, чем год назад. Сохраняя свою приверженность гусеничным машинам, Caterpillar предлагает одну из наиболее обширных программ внедорожных самосвалов со всеми агрегатами собственного изготовления, состоящую из 16 базовых моделей грузоподъемностью от 23 до 327 т, большинство из которых выпускается на заводе в Декатуре. Крупнейшая в мире корпорация Caterpillar по производству дорожно-строительных машин выпускает разнообразную гамму многоцелевых внедорожных и карьерных самосвалов, которые оснащаются дизельными двигателями и гидромеханической трансмиссией собственного производства. Эту программу открывает семейство 3-осных самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 22,7-36,3 т и полной массой 44,4-68,0 т, отличающихся привлекательным внешним видом с массивным покатым капотом, обтекаемой кабиной и широкими передними крыльями. Их основой стала продукция английской компании DJB, включенной в состав компании Caterpillar. К настоящему времени в этой гамме остаются 2 модернизированные модели D350E и D400E Series II грузоподъемностью 32 и 36 т, представляющие собой 5-е поколение самосвалов DJB D350 и D400. Теперь они комплектуются новым 6-цилиндровым дизелем Caterpillar-3196Е мощностью 355 и 405 л.с. К собственным разработкам относятся модели 725, 730, 735 и 740 с полезной нагрузкой 22,7-36,3 т, оборудованные рядными 6-цилиндровыми двигателями мощностью 300-415 л.с. Еще более обширна программа карьерных самосвалов марки Caterpillar, которая состоит из 10 моделей грузоподъемностью от 36 до 327 т. В нее входят в основном проверенные временем и многократно модернизированные машины, предлагающиеся в настоящее время во втором, третьем или четвертом поколениях, а также ряд принципиально новых разработок. На самосвалах устанавливаются собственные V-образные дизельные двигатели с числом цилиндров от 8 до 24, оборудованные турбонаддувом с промежуточным охлаждением и непосредственным впрыском топлива с электронным управлением EUI, повышающими их надежность и экономичность, снижающими содержание вредных примесей в отработавших газах и корректирующими режим работы в зависимости от высоты над уровнем океана. Все машины оборудованы автоматическими 6- или 7-ступенчатыми гидромеханическими коробками с переключением передач под нагрузкой и электронным блоком управления EPTC, сблокированными с неразрезным задним ведущим мостом с полностью разгруженными полуосями и планетарными колесными редукторами. Все агрегаты монтируются на прочной пространственной раме, сваренной из лонжеронов коробчатого сечения, обеспечивающими длительную прочность всей конструкции и высокую сопротивляемость ударным нагрузкам. Для эффективного торможения служат многодисковые тормоза, одновременно играющие роль замедлителей движения на длительных спусках. По заказу они оснащаются автоматическим устройством TCS для регулирования тягово-сцепного усилия и автоматическим управлением тормозом-замедлителем ARC. Большинство машин оборудовано комплексной бортовой электронной системой EMS II управления и диагностики, объединяющей все локальные подсистемы, информация от которой передается водителю на специальный пульт. Подвеска всех колес на гидропневматических стойках, гидроусилитель рулевого механизма комплектуется аварийным приводом насоса от автономного электромотора. Безопасная 2-местная кабина оборудована усиленной шумоизоляцией, сиденьем водителя на пневматической подвеске, регулируемой рулевой колонкой и электронной системой контроля за функционированием основных систем машины. По заказу самосвалы предлагаются с обогревом кузова отработавшими газами и электронным устройством контроля за нагрузкой со световыми индикаторами, расположенными на бортах кузова. Для работы в холодных условиях двигатели оснащаются подогревателем и предпусковой системой смазки. Программу карьерных самосвалов Caterpillar возглавляет 36-тонная модель 769D, прямой наследник первой машины 769В. Этот наиболее быстроходный вариант, развивающий скорость более 75 км/ч, теперь оснащается 18-литровым дизельным двигателем Caterpillar-3408Е V8 с турбонаддувом мощностью 485 л.с., который используется и на следующей 40-тонной модели 771D. Машины 773D и 775D с полезной нагрузкой 53 и 60 т укомплектованы 27-литровым двигателем «3412Е» V12, отрегулированным на мощности 650 и 693 л.с., а 90-тонный самосвал 777D, представляющий 4-е поколение этой популярной серии, оборудован новым 8-цилиндровым силовым агрегатом «3508В» в 938-1000 л.с. На их основе Caterpillar выпускает внедорожные седельные тягачи 768, 772 и 776 для буксировки 1-осных полуприцепов-углевозов грузоподъемностью 100-180 т с донной разгрузкой, а также для работы в качестве ремонтно-эвакуационных машин. Следующие 3 модели 785С, 789С и 793С грузоподъемностью 136, 177 и 218 т соответственно представляют собой 3-е поколение достаточно известных самосвалов, разработанных и модернизировавшихся в 80-90-е гг. Они оснащаются двигателями «3512В» V12 и «3516» V16 рабочим объемом 52 и 69 л соответственно, развивающими 1348-2166 л.с. На базе самосвала 785С предлагается 1290-сильный седельный тягач 784D. Промежуточное положение в последней серии занимает 154-тонная машина 787В с 16-цилиндровым дизелем в 1505 л.с. В 1999 г. Caterpillar представил свой принципиально новый карьерный самосвал «797» с полезной нагрузкой 327 т и полной массой 558 т, который сразу же вывел фирму в мировые лидеры по грузоподъемности среди «механических» 2-осных машин такого вида. Он получил 24-цилиндровый V-образный дизель «3524В» рабочим объемом 103,5 л с турбонаддувом, развивающий мощность 3400 л.с. и весящий 9 т, автоматическую 7-ступенчатую коробку передач, шины с посадочным размером 63 дюйма и кузов с геометрической ёмкостью 220 м3. Максимальная скорость движения машины - 54,3 км/ч.

5.Elphinstone (Австралия)

«Элфинстоун»: Caterpillar Elphinstone Pty. Ltd., Burnie, Tasmania, Australia

Торговая марка Elphinstone принадлежит тяжелым самосвалам, которые выпускает австралийский филиал известной американской корпорации Caterpillar. В отличие от своих прообразов из США в Австралии изготовляются весьма оригинальные исполнения серийных карьерных машин, предназначенные для работы под землей и оснащенные специальными кузовами, которые можно разгружать без опрокидывания их назад. Австралийское отделение компании Caterpillar собирает по лицензии тяжелые самосвалы 69D и 73D, соответствующие американским карьерным машинам 769D и 773D, но переоборудованные для работы в шахтах и тоннелях шириной не менее 5,5 м и высотой минимум 5 м. Наиболее близок своему прообразу 38-тонный самосвал 69D, оснащенный 510-сильным дизелем Caterpillar-3408, 7-ступенчатой коробкой передач и новым кузовом ёмкостью 18,3 м3 с задним опрокидыванием. Отсутствие обычного защитного козырька над кабиной позволило понизить габаритную высоту машины с нагрузкой до 3058 мм, а ее высота с поднятым кузовом составляет 5,7 м. Другой 36-тонный вариант снабжен специальным коробчатым кузовом, жестко укрепленным на раме шасси и оборудованным гидромеханическим выталкивателем груза, что позволяет разгружать его без опрокидывания. В результате при разгрузке габаритную высоту машины определяет лишь расположение кабины. Аналогичный кузов емкостью 32 м3 устанавливается на 600-сильном шасси 73D. Время их опорожнения составляет всего 16 с. Скорость движения таких машин под землей - 9,2-12,4 км/ч, на поверхности она достигает 77 км/ч. В программу входит также специальный низкорамный подземный самосвал AD40 Series II (4х4) грузоподъемностью 40-44 т с шарнирно-сочлененной рамой, оборудованный 490-сильным дизелем Caterpillar и 7-ступенчатой трансмиссией. Он предлагается с обычным опрокидывающимся кузовом или с выталкивателем. Его габаритная высота по кабине составляет 2700 мм.

6.Komatsu (Япония/США)

Основанная в мае 1921 г., небольшая фирма Komatsu по производству горнодобывающего оборудования со временем превратилась в многоотраслевой транснациональный концерн с предприятиями во многих странах мира, где трудятся 42 тыс. человек. Главным направлением его деятельности остается гусеничная дорожно-строительная и горная техника, к которой в начале 50-х гг. присоединились карьерные самосвалы, оборудованные дизельными двигателями с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, выпускавшимися в Японии по лицензии компании Cummins. Наиболее обширная современная гамма тяжелых внедорожных самосвалов Komatsu берет начало от 32-тонной машины HD320 собственной конструкции, которая сразу же вывела фирму на мировой уровень, но наиболее известным и популярным стал самосвал HD1200 c электрической трансмиссией, созданный в середине 70-х гг. Очередной этап расширения компании Komatsu произошел в 1996 г., когда в США было образовано собственное отделение, взявшее в свои руки выпуск сверхтяжелых самосвалов фирмы WABCO. Современная программа тяжелых самосвалов Komatsu включает 18 базовых моделей грузоподъемностью от 25 до 290 т и полной массой 50-500 т. Вся гамма достаточно четко делится на 3 группы. Первая включает семейство 3-осных полноприводных внедорожных машин с шарнирно-сочлененной рамой, две остальные группы составляют карьерные самосвалы японского производства с гидромеханической трансмиссией и с электрической, выпускаемые в США. Программу Komatsu возглавляют шарнирно-сочлененные машины с колесной формулой 6х6, разработанные в 80-е гг. в кооперации с норвежской фирмой Moxy. Сегодня на смену первой серии НА пришла новая гамма НМ, включающая 3 унифицированные базовые модели НМ300-1, НМ350-1 и НМ400-1 грузоподъемностью 27,5-36,5 т с полной массой 50-67 т, оборудованные опрокидывающимися назад кузовами ковшового типа ёмкостью 12,9-16,5 м3 (с «шапкой» - 16,6-22,3 м3). Все они укомплектованы рядными 6-цилиндровыми дизельными двигателями Komatsu мощностью 324-430 л.с. и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением K-ATOMiCS, постоянным приводом на все колеса с блокируемыми дифференциалами повышенного трения и планетарными колесными редукторами, подвеской на гидропневматических и резиновых амортизаторах, дисковыми тормозами с гидроприводом и безопасной 2-местной кабиной, откидывающейся назад. В основе гаммы карьерных самосвалов японского производства грузоподъемностью 20-105 т лежат конструкции 70-80-х гг., неоднократно модернизированные и улучшенные, причем отдельные модели сегодня выпускаются в третьем, пятом и даже шестом поколениях, о чем свидетельствует последняя цифра в их маркировке. Большинство машин оснащаются собственными силовыми агрегатами и узлами, в том числе экономичными 6- или 12-цилиндровыми дизелями с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха наддува и электронным управлением, автоматическими гидромеханическими 6- или 7-ступенчатыми коробками передач, планетарными колесными редукторами, многодисковыми гидродинамическими тормозами-замедлителями, подвеской на гидропневматических стойках, заполненных маслом и азотом (передняя - независимая типа McPherson), механизмом управления с гидроцилиндрами двойного действия, всеми дисковыми тормозами с гидропневматическим приводом, прочной лонжеронной рамой и кузовами, выполненными из высокопрочной стали с сопротивлением растяжению до 130 кг/см2. Самым маленьким карьерным самосвалом Komatsu является 25-тонная модель HD255-5 с 11-литровым мотором мощностью 316 л.с. и 6-ступенчатой трансмиссией. За ней следует обширное унифицированное семейство машин HD325-6, HD405-6, HD465-5 и HD605-5 грузоподъемностью 36-63 т, оснащенных рядными 6-цилиндровыми двигателями повышенной экономичности с рабочим объемом 15,2 и 23,2 л, развивающими мощность 488 и 715 л.с. соответственно, и автоматической 7-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением K-ATOMiCS, гарантирующим безударное переключение и выбор оптимальной ступени при любых условиях работы. В ступицы задних колес вмонтированы многодисковые гидродинамические замедлители, обеспечивающие безопасное движение по затяжным и крутым карьерным спускам. Наиболее совершенными и прогрессивными являются самосвалы HD785-5 и HD985-5 с полезной нагрузкой 91 и 105 т, оборудованные экономичным 30,5-литровым дизелем Komatsu SA12V140 V12 мощностью 1010-1050 л.с. Они относятся к наиболее популярному в мире 100-тонному классу, в котором доля Komatsu составляет 25%, а общее количество выпущенных машин превышает 2000 единиц. Параметры этого двигателя с электронной системой управления признаны наилучшими в своем классе, а продолжительность его эксплуатации между заменами масла, составляющая 500 мото-часов, в 2 раза превышает показатели других изготовителей. Самосвалы имеют пониженное расположение центра тяжести, V-образную грузовую платформу с геометрической ёмкостью 39-45 м3, обогреваемую отработавшими газами, удобную кабину с панорамным остеклением и дисплейными приборами. Их максимальная скорость составляет 65-70 км/ч. Особое положение в программе Komatsu занимают самосвалы HD1200 с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 120-136 т и полной массой 219-237 т. Они комплектуются 37,7-литровым дизелем Cummins V12 мощностью 1160-1310 л.с. и электрической трансмиссией, состоящей из генератора переменного тока в 811 кВт и двух электромоторов мощностью по 343 кВт в ступицах задних колес. 136-тонный вариант HD1200-1D с мотором в 1350 л.с. был создан специально для России, где работает в глубоких карьерах. Теперь ему на смену пришел самосвал HD1500-5 грузоподъемностью 150-164 т, выпускающийся в США. Он оборудован 45-литровым дизелем Komatsu V12 в 1406 л.с. и гидромеханической 7-ступенчатой трансмиссией, снабжен кузовом ёмкостью 54 м3, имеет полную массу около 250 т и развивает скорость 57,5 км/ч. Важным поворотным моментом в истории фирмы стал 1988 г., когда она начала сотрудничество с американской компанией Dresser, незадолго до того выкупившей у фирмы WABCO производство самосвалов Haulpak. В январе 1996 г. она вошла в состав Komatsu как американское отделение Komatsu America International Co., переименованное впоследствии в Komatsu Mining Systems, Inc. Оно предлагает 4 модели 630Е, 730Е, 830Е и 930Е-2 грузоподъемностью 172-290 т, оборудованные дизелями Cummins K1800E или Komatsu SSA/SSDA16V V16 мощностью 1728-2550 л.с. и электрической трансмиссией General Electric с системой управления и диагностики Statex III. По наследству от машин WABCO они получили модернизированные узлы шасси: пространственную А-образную раму из высокопрочной стали с интегрированным бампером и задней трубчатой поперечиной, гидропневматическую подвеску Hydrair, сухие дисковые тормоза Rockwell с гидроприводом (на модели 930Е-2 - в масляной ванне), а также характерный общий стиль. Крупнейший в программе Komatsu самосвал 930Е-2, грузоподъемность которого в США составляет 320 «коротких» тонн, впервые превзошел заветный 300-тонный барьер. Автомобили Komatsu американского производства оборудованы гидродинамическими замедлителями с тормозной мощностью до 5400 л.с., кузовами с геометрической ёмкостью 77-171 м3 (с «шапкой» - 103-211 м3), имеют полную массу 294,5-499,0 т и способны двигаться со скоростями от 49 до 64,5.

7.Moxy (Норвегия)

«Мокси»: Moxy Trucks AS, N-6440 Elnesvagen, Norway

Компания Moxy, принадлежащая японской корпорации Komatsu, является единственным норвежским национальным изготовителем автомобильной техники. С 1972 г. она специализируется на выпуске полноприводных самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, рассчитанных на эксплуатацию в тяжелых дорожных и климатических условиях при окружающей температуре до -50 °С. За 30 лет своего существования небольшая норвежская компания Moxy завоевала авторитет одного из наиболее престижных изготовителей внедорожных шарнирно-сочлененных самосвалов, которых уже выпущено свыше 6 тыс. экземпляров. В 2001-02 гг. она произвела коренную модернизацию всей предыдущей гаммы, и теперь предлагает 4 базовые модели МТ26, МТ31, МТ36 и МТ40 (6х6) грузоподъемностью 23,5-36,3 т и полной массой 45,5-64,1 т, отличающиеся современным дизайном, достаточно комфортной кабиной и оборудованные опрокидывающимися назад кузовами ковшового типа с геометрической ёмкостью 11,4-17,7 м3. Их оригинальной конструктивной особенностью является один неразрезной мост задней тележки, от которого крутящий момент передается на каждую пару боковых колес посредством бортовых шестеренчатых редукторов. Новые машины МТ26 и МТ31 оснащаются рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем Scania DC9 с турбонаддувом мощностью 300 и 340 л.с. соответственно, автоматической коробкой ZF с электронным управлением, обеспечивающей 6 передач вперед и 3 назад. С 2002 г. выпускаются модернизированные модели МТ36 и МТ40В Viking второго поколения Series II, укомплектованные моторами Scania DI12 и DI14 в 400 и 448 л.с., удовлетворяющими калифорнийским требованиям на чистоту отработавших газов. Первая машина получила 6-ступенчатую трансмиссию Komatsu с 2 ступенями заднего хода и автоматической блокировкой гидротрансформатора, модель МТ40В - новую 6-ступенчатую коробку ZF. Автосамосвалы Moxy оборудованы передней независимой подвеской, всеми блокирующимися дифференциалами и дисковыми тормозами, особо прочным кузовом с толщиной пола 14 мм и безопасной откидывающейся назад кабиной с защитной системой ROPS и максимальным уровнем шума 74-75 дБ. Их максимальная скорость - 51-55 км/ч.

8.MZKT (Республика Беларусь)

МЗКТ: Минский завод колесных тягачей, Партизанский пр. 150, 220021 г. Минск, Республика Беларусь

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), бывшее отделение специальной техники МАЗа, выпускает обширную гамму тяжелых многоосных шасси, грузовиков и тягачей двойного назначения, носящих марку «Волат». С прекращением притока крупных военных заказов завод переориентировался на выпуск продукции гражданского назначения, среди которой важное место занимают тяжелые внедорожные полноприводные самосвалы. Основой 4-осных внедорожных самосвалов МЗКТ является 25-тонная бескапотная модель 6515 (8х4) с задними ведущими двускатными колесами и опрокидывающимся назад 12-кубовым кузовом, оснащенная 425-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и 9-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ. При полной массе 36 т автомобиль развивает скорость 75-80 км/ч. Варианты 65155 и 65158 оборудованы моторами ЯМЗ-238Д и Mercedes-Benz в 330-366 л.с. В 1999 г. программу пополнил 20-тонный капотный вариант 652511 (6х6) полной массой 36 т со всеми односкатными 20-дюймовыми колесами и обогреваемым кузовом емкостью 13,2 м3. На нем применяются двигатели ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-7511 или Mercedes-Benz мощностью 330-429 л.с., механические коробки с числом передач от 9 до 16, 1-ступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом, неразрезные мосты на рессорной подвеске. Продолжателем давних традиций завода является семейство машин с колесной формулой 8х8, в котором МЗКТ предлагает 24,5-тонный самосвал 75165 полной массой 47 т. Он комплектуется дизелями ЯМЗ-8424, Mercedes-Benz, Detroit Diesel, Deutz или Caterpillar мощностью 425-544 л.с., механической 9-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ, 16-ступенчатой ZF или автоматической 5-ступенчатой Allison, 2-ступенчатой раздаточной, передней независимой торсионной и задней рессорно-балансирной подвесками, двумя передними управляемыми мостами и системой подкачки всех односкатных 25-дюймовых шин. Его максимальная скорость - 70 км/ч.

9.Terex (США/Великобритания)

«Терекс»: Terex Equipment Ltd., Motherwell, ML1 5RY, Scotland, Division of Terex Corporation, 500 Post Road East, Westport, Connecticut 06880, USA, E-mail: info@terex.ru

Компания Terex появилась в 1968 г. в результате организационных преобразований в американской промышленности, когда по решению антимонопольной комиссии Министерства юстиции США концерн General Motors был вынужден уступить корпорации White принадлежавшие ему американские предприятия Euclid. При этом отделения Euclid в Великобритании и Канаде остались в распоряжении General Motors, но выпускавшимся там карьерным самосвалам и дорожно-строительным машинам присвоили марку Terex. Впоследствии изготовление такой техники развернулось и в США, а к концу ХХ века Terex уже представлял собой одну из крупнейших в мире корпораций, состоящую из четырех десятков производителей строительной и дорожной техники, которая сегодня работает в 120 странах мира. За последние 8 лет ее доход возрос с 314 млн. до 2,5 млрд. долларов США. Одним из основных подразделений концерна Terex Corporation является сектор карьерных и внедорожных строительных самосвалов. Как и в момент образования компании Terex, главным центром их производства остается британское отделение Terex Equipment Ltd. с крупным и современным заводом в шотландском городе Мазеруэлл. Некоторые из самосвалов, выпускавшиеся там еще в 70-е гг., стали основой современной программы, которую дополнили новые более совершенные карьерные и шарнирно-сочлененные машины. Американская корпорации Terex Corporation является одним из трех крупнейших изготовителей внедорожных самосвалов, предлагая покупателям машины 16 базовых моделей грузоподъемностью от 23 до 340 т, которые выпускаются в США, Великобритании, Бразилии, Австралии, Индии, Китае и других странах мира. Она считается одной из наиболее бурно развивающихся компаний в дорожно-строительном секторе, которая особое внимание уделяет повышению качества, эффективности и рентабельности своей продукции. Производственная программа главного британского отделения Terex Equipment Ltd. состоит из двух серий - внедорожные шарнирно-сочлененные и карьерные самосвалы с гидромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 23 до 100 т. Гамма самосвалов Terex с шарнирно-сочлененной рамой состоит из 4 унифицированных базовых машин с полезной нагрузкой 23,0-36,5 т и постоянным приводом на все 6 колес. Все они оснащаются рядными 6-цилиндровыми дизельными двигателями с турбонаддувом и пониженным содержанием вредных примесей в отработавших газах, автоматическими коробками передач ZF Ergopower, обеспечивающими 6 ступеней вперед и 3 назад, системой блокировки всех дифференциалов повышенного трения, дисковыми тормозами, кузовами с геометрической ёмкостью 11-17 м3, безопасными и комфортными кабинами с функциональным постом управления и кондиционером. Модели ТА25 и ТА30 оборудованы моторами Cummins мощностью 264 и 287 л.с. Две другие машины ТА35 и ТА40 комплектуются двигателями Detroit Diesel в 338-380 л.с. с электронным управлением. Они различаются также конструкцией подвески переднего неразрезного ведущего моста. В обоих случаях он смонтирован на дополнительном продольно качающемся подрамнике, но на моделях ТА25/30 основным упругим элементном являются 2 пневматические подушки, а на ТА35/40 - 4 резиновых амортизатора. Задние колеса посредством резиновых опор крепятся на концах продольных балансиров, качающихся вокруг центральной оси, установленной на лонжеронах прочной рамы шасси. Полная масса самосвалов - 43-66 т, рабочая скорость - от 5,2 до 56 км/ч. Вторая гамма представляет собой классические карьерные самосвалы грузоподъемностью 32-91 метрических тонн или 35-100 американских «коротких» тонн. В нее входят модели TR35, TR40, TR45, TR60, TR70 и TR100 полной массой 55,0-159,3 т, оборудованные кузовами ковшового типа ёмкостью 15,3-41,6 м3 (с «шапкой» - 19,4-57,0 м3). Первые 4 машины оснащаются рядными 6-цилиндровыми дизелями повышенной экономичности Cummins с турбонаддувом мощностью 319-620 л.с. Новая 65-тонная модель TR70 оборудована 700-сильным мотором Detroit Diesel/ MTU 12V2000 с электронным управлением, а на машине TR100 используется двигатель Cummins KTA38C V12 в 975 л.с. Все самосвалы оборудованы автоматическими 5- или 6-ступенчатыми коробками передач Allison с 1-2 ступенями заднего хода, электронным управлением АСЕС, системой диагностики и автоматической блокировкой гидротрансформатора; планетарными колесными редукторами, передней независимой и классической задней подвесками на амортизаторах, заполненным маслом и азотом; гидросистемой рулевого управления с аварийным аккумулятором энергии, новой более комфортной и безопасной 2-местной кабиной повышенной обзорности с пневматической подвеской сидений, кондиционером и отопителем. На модели TR35 используются барабанные тормоза с пневмоприводом, все остальные оборудованы дисковыми механизмами с 2-контурным гидроприводом, причем задние многодисковые тормоза играют роль гидродинамического замедлителя. Особо прочные кузова, выполненные из шведской стали Hardox, оснащены полом толщиной 16-19 мм и боковыми стенками в 8-10 мм. Время их опрокидывания - 14 с. Максимальная скорость машин - 48-55 км/ч. Вторую гамму карьерных самосвалов Terex с электрической трансмиссией выпускает американское отделение Unit Rig.

10.Perlini (Италия)

«Перлини»: Perlini Veicoli Industriali, I-37047 San Bonifacio (VR), Italia

В начале 60-х гг. машиностроительная фирма Роберто Перлини приступила к изготовлению целой серии тяжелых строительных и карьерных самосвалов, имевших большой успех в европейских странах. Через 20 лет она выпустила крупнейший в Западной Европе 154-тонный самосвал с 1000-сильным дизелем, а на переломе 80-90-х гг. ее грузовики несколько раз завоевывали первые места в марафоне Париж-Дакар. Острая конкуренция и сокращение объемом крупного строительства заставили Perlini пересмотреть свою программу, но новые крупные заказы конца 90-х гг. позволили ей вновь обрести прежнюю форму. Фирма Perlini является единственным в континентальной Западной Европе изготовителем крупных строительных и карьерных самосвалов собственной конструкции. Эту программу возглавляет 30-тонная машина DP255 с дизельным двигателем мощностью 400 л.с., базирующаяся на прежних разработках Perlini, а основную программу составляют самосвалы DP405, DP605, DP705 и DP905 грузоподъемностью 40-100 т. Все они имеют идентичную общую конструкцию с прочной пространственной рамой из коробчатых стальных лонжеронов, на которой устанавливаются многоцилиндровые дизельные двигатели Detroit Diesel с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 533-1050 л.с., автоматические 6-ступенчатые коробки Allison с электронным управлением и одной или двумя передачами заднего хода, управляемые и ведущие мосты Perlini с планетарными колесными редукторами, а также собственная передняя независимая подвеска на поперечных рычагах. Все машины Perlini оснащаются дисковыми тормозами с 2-контурным гидропневматическим приводом, гидродинамическим тормозом-замедлителем, подвеской на гидропневматических стойках, гидроусилителем рулевого управления с аварийным аккумулятором энергии. На них используются сварные кузова ковшового типа с геометрической ёмкостью от 19,5 до 42,4 м3, у которых толщина пола составляет 20 мм, а боковых стенок - 11 мм. По заказу эти значения могут быть увеличены до 15 и 25 мм. Время их опрокидывания на угол до 55° составляет 12-16 с. На всех самосвалах устанавливается 1-местная кабина с защитной системой ROPS, оснащенная регулируемым сиденьем водителя-оператора на специальной подвеске, телескопической откидной рулевой колонкой и усиленной звукоизоляцией, снижающей уровень внутреннего шума до 79 дБ. Новая 40-тонная модель DP405 комплектуется рядным 6-цилиндровым 14-литровым дизельным двигателем Detroit Diesel S60 мощностью 533 л.с. с электронным управлением DDEC нового поколения. Представителями прежнего семейства Perlini являются практически одинаковые самосвалы DP605 и DP705 с полезной нагрузкой 53 и 65 т, оснащенные 24-литровым дизелем V12 мощностью 750 л.с. В 2001 г. фирма Perlini представила свою новую наиболее совершенную машину DP905 грузоподъемностью 95-100 т, укомплектованную мотором Detroit Diesel/MTU V16 рабочим объемом 31,9 л и мощностью 1050 л.с., оснащенным новой комплексной электронной системой управления и диагностики. Этот самосвал может перевозить до 61 кубометра грузов с скоростью свыше 60 км/ч. По заказу на автомобилях Perlini предлагаются централизованная система смазки шасси, электростартер, кондиционер и радиоприемник. Самосвалы Perlini работают на 5 континентах, а наиболее крупным заказчиком стал Китай, закупивший 2500 машин.

11.Euclid-Hitachi (США)

«Юклид-Хитачи»: Euclid-Hitachi Heavy Equipment, Inc., 22221 St. Clair Avenue, Clevelend, Ohio 44117-2522 USA

Компания Euclid относится к старейшим в мире изготовителям карьерных самосвалов, которые начала выпускать еще в 1933 г. В послевоенное время она разрослась до размеров концерна c предприятиями в США, Великобритании и Канаде, с конвейеров которых сходили тяжелые внедорожные машины с традиционной фирменной бледно зеленой окраской, отличавшиеся особой прочностью и высокими эксплуатационными качествами. Эти успехи не остались незамеченными, и в последующее время Euclid неоднократно становился собственностью крупных монополий, среди которых были автомобильные корпорации General Motors, Daimler-Benz, Volvo и White, причем сеть его зарубежных заводов дала жизнь новой марке Terex. В настоящее время Euclid входит в состав японского промышленного холдинга Hitachi и соответственно называется Euclid-Hitachi. Очередной этап преобразований компании Euclid пришелся на 90-е гг. В конце 1992 г. японская финансово-промышленная корпорация Hitachi выкупила 20% группы VME, созданной концерном Volvo совместно с Euclid. В 1994 г. было образовано совместное отделение Euclid-Hitachi. Через 2 года доля японской стороны была доведена до 60%, а в октябре 1998 г. произошло окончательное присоединение компании Euclid к концерну Hitachi. В результате реорганизации все производство было переведено из США в канадский город Гуэлф, провинция Онтарио, хотя штаб-квартира Euclid осталась в Кливленде. Несмотря на все хитросплетения современного бизнеса, на заводах Euclid никогда не прекращалась работа по созданию новых тяжелых машин, и к настоящему времени Euclid-Hitachi предлагает одну из наиболее обширных в мире программ карьерных самосвалов грузоподъемностью от 36 до 282 т с полной массой 56,9-435,5 т, оборудованных механической или электрической трансмиссиями. Формирование современной гаммы началось еще в 70-е гг. с создания популярного «механического» самосвала R85 и 154-тонной модели R170, впервые получившей электромеханический привод с генератором переменного тока и тяговыми электромоторами в ступицах задних колес. В 80-е гг. началось производство 190-тонного самосвала R190 с такой же трансмиссией. Эти модели заложили основные конструктивные принципы всех современных машин. В первой половине 90-х гг. они входили во второе поколение В, характерными техническими особенностями которого были прочная пространственная несущая рама с трубчатыми поперечинами и качающимся А-образным подрамником заднего моста, планетарные колесные редукторы, 2-контурный гидравлический привод всех дисковых тормозов, подвеска Accu-Trac на гидропневматических стойках Neocon, заполненных гелием и маслом, электронная система контроля и диагностики Contronic, безопасная кабина с защитными системами ROPS и FOPS. В 1999 г. началось внедрение более эффективных и экономичных машин третьего поколения С, получивших новую более комфортную и безопасную кабину с экологически чистым кондиционером и телескопической рулевой колонкой, централизованную смазку шасси и две комплексные электронные системы второго поколения Contronic II и Haultronic II для управления механическими агрегатами и контроля за нагрузкой. Современную программу карьерных самосвалов Euclid-Hitachi возглавляют модели R32С и R36С грузоподъемностью 36-40 т, разработанные принадлежавшей концерну Volvo небольшой фирмой Kockums и выпускающиеся на заводе в польском городе Гливице. Они оборудованы дизелями Volvo в 375-427 л.с., автоматической 5- или 6-ступенчатой коробкой передач Allison и развивают максимальную скорость 57-63 км/ч. К «механической» гамме относятся также самосвалы модельного ряда Euclid R40C, R60C, R65С, R85C, R90C и R130C грузоподъемностью от 42 до 145,5 т, оборудованные дизельными двигателями Cummins или Detroit Diesel с турбонаддувом и электронным управлением мощностью 486-1244 л.с., автоматическими трансмиссиями с 6 передачами вперед и 1-2 назад, задними многодисковыми тормозами в масляной ванне. На них используются грузовые платформы ковшового типа с геометрической ёмкостью 17-53 м3, время опрокидывания которых составляет 10-12 с. Максимальная скорость машин находится в пределах 49-78 км/ч. Гамма тяжелых «электрических» самосвалов Euclid-Hitachi состоит из 6 моделей грузоподъемностью 136-282 т с кузовами ёмкостью 59-148 м3. Базовыми являются машины R150, R170C, R190C, R220С и R260С, на которых используются 12- или 16-цилиндровые V-образные дизели мощностью от 1200 до 2390 л.с. с турбонаддувом и системой электронного управления и диагностики DDEC III, электрогенераторы переменного тока General Electric с 7-режимным электродинамическим замедлителем, тяговые электромоторы в блоке с планетарными редукторами и сухие дисковые тормоза. В 1999 г. фирма начала выпуск одного из крупнейших в мире 2-осных карьерных самосвалов - модели R280AC грузоподъемностью 256 т (в США - 282 т). Ее главной технической особенностью являются более эффективные и простые генератор постоянного тока Siemens и мотор-колеса с электронным управлением. Машина оборудована дизельными двигателями Cummins QSK60L или Detroit Diesel 16V4000 мощностью по 2646 л.с. с рабочим объемом 60,2 и 65,0 л соответственно и всеми дисковыми тормозами в масляной ванне. Длина самосвала 14,2 м, ширина - 8,2 м, высота - 7 м. При полной массе 435,5 т он может перевозить до 150 кубометров груза со скоростью 62 км/ч. К настоящему времени фирма изготовила около 50 тыс. машин. С 1979 года в СССР, Россию и страны СНГ было поставлено более 60 самосвалов марки Euclid, причем пробег некоторых из них превысил 1 млн. км.

12. MoAZ (Республика Беларусь)

«МоАЗ»: Могилевский автомобильный завод, Витебский пр. 31, 212601 г. Могилев, Республика Беларусь

Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), начав свою деятельность осенью 1959 г., очень скоро превратился в единственного в СССР изготовителя 1-осных тягачей для мощной дорожно-строительной и шахтной техники, к которым в 60-е гг. добавились первые в стране полноприводные внедорожные самосвалы. Преодолев трудные времена политических и экономических преобразований, завод продолжает изготовление модернизированных вариантов своих базовых машин. Современная программа Могилевского автозавода МоАЗ включает специальные низкорамные автопоезда для подземных работ с системами нейтрализации отработавших газов и полноприводный внедорожный самосвал. Первый 22-тонный автопоезд состоит из 190-сильного 1-осного тягача МоАЗ-7405 с двойным постом управления для осуществления челночных операций без разворота и самосвальной тележки МоАЗ-9586 с 14-кубовым кузовом. Шахтный шарнирно-сочлененный самосвал МоАЗ-7529 (4х4) полной массой 46 т оборудован 260-сильным мотором ЯМЗ-238БН с 2-ступенчатой системой очистки отработанных газов, гидромеханической 3- или 6-ступенчатой коробкой передач БелАЗ, многодисковыми тормозами с 2-контурным гидропневматическим приводом и упрощенной подвеской переднего моста. Вместимость кузова составляет 11,5-14,0 м3, максимальная скорость движения - 40 км/ч. 23-тонный автосамосвал МоАЗ-75051 (4х4), предназначенный для работы в горнорудных карьерах и на крупных стройках, оснащен дизелем ЯМЗ-238Б в 300 л.с., гидропневматической подвеской и 15,5-кубовым кузовом. По заказу на нем устанавливаются моторы ЯМЗ-8481 или Cummins М11 мощностью 350 л.с. Укороченная база, повышенный дорожный просвет и ведущие колеса с широкопрофильными 25-дюймовыми односкатными шинами позволяют автомобилю работать как на бездорожье, так и в стесненных условиях, преодолевая подъемы крутизной до 12° и развивая максимальную скорость 50 км/ч.

13.Unit Rig (США)

Вскоре после второй мировой войны фирма Unit Rig & Equipment Co. разработала дизель-электрический привод для сверхтяжелых машин, а в 1960 г. выпустила свой первый 35-тонный карьерный самосвал Lectra Haul, оборудованный тяговыми электромоторами постоянного тока, вмонтированными в ступицы задних колес. В начале 70-х гг. она уже предлагала гамму таких машин грузоподъемностью 85-200 т. Бурный рост фирмы Unit Rig привлек к ней внимание крупных изготовителей такой техники, и в 1988 г. ее приобрела компания Terex, которая вскоре превратилась в одну из наиболее крупных в мире монополий по выпуску строительной и дорожной техники. Сегодня завод Unit Rig в штате Оклахома является крупнейшим изготовителем карьерных самосвалов с электрической трансмиссией, которые дополняют программу «механических» машин головного британского отделения Terex. В рамках корпорации Terex Corporation программа «электрических» карьерных самосвалов Unit Rig грузоподъемностью 109-308 т (в США - 120-340 «коротких» тонн) прекрасно сочетается с гаммой машин, оборудованных гидромеханической трансмиссией, которую выпускает отделение Terex в Шотландии. Эта гамма состоит из 6 базовых машин полной массой от 206 до 543 т, оснащенных кузовами с геометрической ёмкостью 43-168 м3 (с «шапкой» - 70-218 м3). Две первые модели МТ3000 и МТ3300 с полезной нагрузкой 109 и 136 т по выбору покупателя комплектуются дизельными двигателями Cummins V12 или Detroit Diesel/ MTU V16 мощностью 1120-1350 л.с. Новые модификации МТ3600В и МТ3700В предлагаются в двух вариантах грузоподъемности 154/170 и 172/ 190 т соответственно, которые оснащаются дизелями Cummins или Detroit Diesel V12, отрегулированными на 3 варианта мощности, находящейся в границах от 1454 до 1875 л.с., а также разными кузовами ёмкостью от 62 до 123 м3. Тяжелую гамму представляют модели МТ4400 и МТ5500 грузоподъемностью 236 и 308 т соответственно (в США - 260 и 340 т). На них используются 16-цилиндровые V-образные двигатели упомянутых выше фирм, развивающие мощность 2500 и 2700 л.с. В остальном принципиальная конструкция всех самосвалов Unit Rig аналогична. Их основой является прочная рама, сваренная из 2 продольных лонжеронов переменного коробчатого сечения из низколегированной стали с 3 трубчатыми поперечинами, на которую сверху опирается кузов, опрокидывающийся назад на угол 45°. Электрическая трансмиссия состоит из генератора General Electric переменного тока с системой контроля Statex III, двух тяговых электромоторов, смонтированных вместе с планетарными редукторами в ступицах задних колес, и электродинамического 3- или 7-режимного тормоза-замедлителя. Все машины оснащены сухими дисковыми тормозами с гидроприводом, подвеской на гидропневматических стойках и усилителем рулевого управления с гидроцилиндрами двойного действия и дополнительным аккумулятором энергии, радиальными шинами размером 51-57 дюймов. Габаритные размеры самосвала МТ5500, одного из самых крупных в мире, составляют 14,8х9,5х7,7 м. Максимальная скорость машин Unit Rig достигает 55 км/ч.

14.Kress (США)

«Кресс»: Kress Corporation, 227, Illinois St., Brimfield, Illinois 61517, USA

Kress Coal Haulers

Основанная в 1958 г. Эдвардом Крессом, компания Kress изготавливает наиболее крупные в мире самоходные внедорожные транспортные средства оригинальной конструкции, оборудованные специальными кузовами с донной разгрузкой, в которых можно перевозить до 330 т угля или иных сыпучих грузов. Несмотря на свои гигантские размеры, они обладают высокой маневренностью и скоростью, а по затратам на один рейс способны заменить 5 обычных самосвалов. С середины 60-х гг. компания Kress специализируется на изготовлении самоходных крупногабаритных подъемно-транспортных машин специального назначения для работы со сверхтяжелыми грузами. Для перевозки угля в крупных угледобывающих карьерах она предлагает 3 модели саморазгружающихся машин СН-181М, СН-200М и СН-300 с полезной нагрузкой 181-330 т, оборудованных колесами с двускатной ошиновкой и несущими кузовами бункерного типа со специальным раздвижным полом для опорожнения. Безопасная кабина размещена в передней части шасси под козырьком кузова. Весь силовой агрегат установлен в едином блоке на заднем подрамнике, что позволило снизить уровень шума на рабочем месте оператора до 70 дБ. Многоцилиндровый дизельный двигатель с двумя турбонагнетателями мощностью 1400-1800 л.с. и гидротрансформатор помещаются над задними колесами. От них крутящий момент через многовальный шестеренчатый редуктор («гитару») передается на планетарную 6-ступенчатую коробку передач, смонтированную в блоке с неразрезным задним мостом. Каждая пара разнесенных передних управляемых колес установлена на вертикальной стойке и может отклоняться на угол до 85° в каждую сторону. Все колесные тормоза дисковые, подвеска - на гидропневматических амортизаторах. Габаритная длина машин Kress составляет 18-22 м, ширина - 6,3-7,0 м, высота 5,4-6,0 м. При полной массе до 480 т они способны развивать скорость 72-80 км/ч. Компания Kress выпускает также 35-тонный карьерный шарнирно-сочлененный самосвал AD86-35 (4х4) с опрокидывающимся назад кузовом.

15.Liebherr (США)

«Либхерр»: Liebherr Mining Equipment Co., 4100 Chestnut Avenue, Newport, Virginia 23607, USA, E-mail: info@lme.liebherr.com

Компания Liebherr является самым молодым изготовителем сверхтяжелых карьерных самосвалов, к производству которых она обратилась лишь в середине 90-х гг. Тем не менее, Liebherr уже может гордиться созданием крупнейшей в мире 2-осной машины с электрической трансмиссией грузоподъемностью 400 т. Долгое время эта немецкая фирма, основанная Гансом Либхерром в 1949 г., являлась престижным изготовителем самоходных кранов, погрузчиков, экскаваторов и бульдозеров. К концу ХХ века она превратилась в транснациональный концерн, на 60 предприятиях которого, разбросанных по разным континентам, работают 19 тыс. человек. С расширением производства гигантских карьерных экскаваторов у него появилась необходимость создания специального транспорта сверхвысокой грузоподъемности для работы с ними. Так родилось семейство принципиально новых в программе Liebherr карьерных самосвалов, изготовлением которых занимается американское отделение Liebherr Mining Equipment Co. Их высокая прочность, надежность и прогрессивная конструкция являются залогом успеха в конкурентной борьбе с более известными и мощными изготовителями такой техники. В 1995 г. на заводе американского отделения транснациональной компании Liebherr, расположившимся на Восточном побережье США, был изготовлен первый 2-осный карьерный самосвал Т262 грузоподъемностью 218 т (в США - 240 «коротких» тонн), заложивший главные конструктивные принципы такой техники. Его основой является сварная А-образная рама из коробчатых профилей переменного сечения с трубчатыми поперечинами, выполненная из прочной никелевой стали. В процессе изготовления все точки сварки контролируются специальной ультразвуковой аппаратурой. В ее передней части устанавливается силовой агрегат, состоящий из 12- или 16-цилиндрового V-образного дизельного двигателя Cummins, Detroit Diesel или MTU с турбонаддувом мощностью 2000-2500 л.с. и генератора General Electric переменного тока, от которого электрический ток подается на 2 тяговых электромотора. Они вмонтированы в ступицы задних колес в блоке с планетарными редукторами, которые установлены внутри заднего моста, представляющего собой прочный полый цилиндр, прикрепленный к раме посредством 3 продольно качающихся рычагов с массивными гидропневматическими цилиндрами подвески. Передние колеса установлены на мощных поперечных рычагах и двух амортизаторах, заполненных маслом и азотом. Самосвал Т262 оснащается передними 1-дисковыми и задними 2-дисковыми тормозами с гидродинамическим замедлителем, гидроусилителем рулевого механизма и 57-дюймовыми шинами. Над силовым агрегатом располагается рабочая площадка с удобной 2-местной герметизированной кабиной с системами безопасности ROPS и FOPS, снабженной тепло- и звукоизоляционными покрытиями. В ней имеются подрессоренные и регулируемые сиденья с ремнями безопасности, откидное рулевое колесо с телескопической колонкой, безопасные стекла, радиоприемник и радиостанция. Грузовая платформа ковшового типа с геометрической ёмкостью 84 м3 (с «шапкой» - 119 м3, для перевозки угля - 220 м3) изготовлена из высокопрочной износостойкой стали и опрокидывается назад на угол 50° в течение 20 с. Толщина стальных листов для пола составляет 16-19 мм, боковых стенок - 10-13 мм. Скорость движения машины полной массой 370 т достигает 51 км/ч. Ее развитием стала «легкая» 180-тонная модель Т252, оборудованная двигателями мощностью 1725-2025 л.с. и кузовами ёмкостью 76,5-107,8 м3. В настоящее время эти самосвалы выпускаются серийно - примерно по 40 экземпляров в год. Строго говоря, на заводе изготовляются только их отдельные модульные элементы, из которых комплектные машины собирают непосредственно на месте эксплуатации. В 2000 г. фирма Liebherr представила революционный самосвал TI272 грузоподъемностью 290-320 т, оборудованный 4 задними колесами с односкатной ошиновкой и одним тормозным диском в каждом, установленными попарно на двух коротких цилиндрических мостах с тяговыми электродвигателями, которые крепятся на раме при помощи продольных рычагов и двух гидропневматических стоек. Такая принципиально новая и оригинальная схема позволила увеличить грузоподъемность машины при использовании усиленного базового шасси, облегчить ее конструкцию и уменьшить тормозные усилия на колесах. Самосвал TI272 комплектуется дизелями мощностью 2700 л.с., генератором Siemens и мотор-колесами постоянного тока, стандартным кузовом ёмкостью 175 м3. При полной массе 442 т он развивает скорость 64 км/ч. В 2002 г. компания Liebherr приступила к изготовлению новой 364-тонной машины Т282 (в США - 400 т), которая стала крупнейшим в мире 2-осным карьерным самосвалом с электрической трансмиссией. Он оборудован силовыми агрегатами в 2700-2750 л.с., электрооборудованием постоянного тока, кузовом ёмкостью 122 м3 (с «шапкой» - 183 м3), опрокидывающимся на угол 47° за 24 с. По своим габаритам машина с колесной базой 6,6 м сопоставима с достаточно солидным 3-этажным домом: ее длина - 14,5 м, ширина - 8,7 м, высота по козырьку кузова - 7,4 м, с поднятым кузовом - около 14 м. Поражают и другие параметры самосвала: 4-метровые колеса с шинами размером 63 дюйма, ёмкость баков для топлива и гидравлической жидкости - 4730 и 2080 л соответственно, производительность гидронасоса механизма подъема кузова составляет 1130 л/мин, а общее тормозное усилие эквивалентно мощности 6030 л.с. При полной массе 566,5 т он способен достичь скорости 64 км/ч. По заказу самосвалы Liebherr оснащаются предпусковым подогревателем двигателя, централизованной смазкой узлов шасси, системой автоматического пожаротушения. К каждой машине придаются специальные самоходные подъемники для ремонтных работ и замены колес. В перспективе фирма Liebherr планирует довести объем производства своих сверхтяжелых машин до 120 единиц в год.

По данным 2009 года (информация от представителей фирмы на выставке в Минске) осталась для производства только одна самая большая модель Т-282.

16.Volvo (Швеция)

«Вольво»: Volvo Construction Equipment Group, S-631 85 Eskilstuna, Sweden

Отделение корпорации Volvo по производству дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment (VCE) ведет свою историю от тракторной фирмы Bolinder-Munktell, которая после присоединения к Volvo была преобразована в Volvo-BM. Ее главной заслугой в автомобильной области следует считать создание в 60-е гг. первого в мире полноприводного внедорожного самосвала с шарнирно-сочлененной рамой, послужившего идейной основой всех машин такого типа. В последующие годы компания Volvo постоянно совершенствовала конструкцию и дизайн своих самосвалов, и сегодня удерживает до 50% их рынка. Первые шарнирно-сочлененные машины, с которыми в 70-е гг. познакомились советские рабочие, носили марку Volvo-BM. Современная программа внедорожных самосвалов Volvo с шарнирно-сочлененной рамой представляет собой уже четвертое поколение D, отличающееся повышенными эксплуатационными качествами и безопасностью, использованием экологически чистых 6-цилиндровых дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и электронным регулированием, автоматических трансмиссий Volvo, бортового компьютера для управления и диагностики, новым более современным внешним видом. Она включает 4 унифицированные модели A25D, A30D, A35D и A40D (6х6) грузоподъемностью 24-37 т и полной массой 45,6-68,3 т, оснащенные опрокидывающимися назад кузовами с геометрической ёмкостью 12,1-16,9 м3 (с «шапкой» - 15,6-22,0 м3). На двух первых машинах используется 9,6-литровый мотор D10, отрегулированный на мощности от 304 до 324 л.с., и планетарная 6-ступенчатая коробка с 2 передачами заднего хода и встроенным гидромеханическим замедлителем. Две более мощные модели комплектуются 12-литровым двигателем D12 в 383-420 л.с., а стандартная трансмиссия дополнена 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Все самосвалы оборудованы неразрезными ведущими мостами, подвешенными на качающихся А-образных подрамниках с резиновыми и гидравлическими амортизаторами, блокировкой всех дифференциалов и отключаемым задним мостом, сухими дисковыми тормозами (на А40D - в масляной ванне) с приводом от 2-контурной гидропневматической системы, рулевым механизмом с гидроцилиндрами двойного действия. Кузова выполнены из закаленной стали Hardox 400, снабжены обогревом отработавшими газами, полом толщиной 14 мм и боковыми стенками в 12 мм. Более просторная, комфортная и эргономичная 2-местная кабина с защитными системами ROPS и FOPS установлена на 3-точечной резиновой подвеске, имеет круговой обзор и широкие двери без порогов. Она оборудована регулируемыми рулевой колонкой и сиденьем водителя на пневмоподвеске с ремнями безопасности, системой фильтрации воздуха с 4-скоростным вентилятором, обеспечивающим внутри избыточное давление, усиленной звукоизоляцией, позволяющей снизить уровень шума до 74 дБ, а также откидным столиком, электрической розеткой, ёмкостью для продуктов или холодильником. Максимальная скорость самосвалов Volvo составляет 52-55км/ч.

Похожие работы на - Обзор мировых производителей карьерных автосамосвалов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!