Период времени
|
Концепция
использования информации
|
Вид
информационных систем
|
Цель
использования
|
1950-1960 гг.
|
Бумажный поток
расчетных документов
|
Информационные
системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских
машинах
|
Повышение
скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета
зарплаты
|
1960-1970 гг.
|
Основная помощь
в подготовке отчетов
|
Управленческие
информационные системы для производственной информации
|
Ускорение
процесса подготовки отчетности
|
1970-1980 гг.
|
Управленческий
контроль реализации (продаж)
|
Системы
поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления
|
Выбор наиболее
рационального решения
|
1980-2000 гг.
|
Информация -
стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество
|
Стратегические
информационные системы. Автоматизированные офисы
|
Выживание и
процветание фирмы
|
В 70-80-х гг. в офисах начали применять разнообразные
компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые расширили область
применения информационных систем. К таким технологиям относятся: текстовая
обработка, настольное издательство, электронная почта и др. Интеграцию этих
технологий в одном офисе называют офисной информационной системой.
Информационную систему начинают широко использоваться в качестве средства
управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия
решений.
-е гг. характеризуются еще и тем, что информационные
технологии начали претендовать на новую роль в организации: компании открыли
для себя, что информационные системы являются стратегическим оружием.
Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию,
помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые
товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных
партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое [5].
1.3
Структура информационной системы
Структуру информационной системы составляет совокупность
отдельных ее частей, называемых «подсистемами».
Подсистема - это часть системы, выделенная по
какому-либо признаку [2,3].
Общую структуру информационной системы можно рассматривать
как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае
говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют
обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может
быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рисунок 2).
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное,
техническое, математическое, программное, организационное
и правовое обеспечение.
Рисунок 2. Типы обеспечивающих подсистем
Информационное
обеспечение
Назначение подсистемы информационного
обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной
информации для принятия управленческих решений [3-5].
Информационное
обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования
информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков,
циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Унифицированные системы документации
создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном
уровнях. Главная цель при этом - обеспечение сопоставимости показателей
различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где
устанавливаются требования:
1. к унифицированным системам
документации;
2. к унифицированным формам
документов различных уровней управления;
. к составу и структуре реквизитов
и показателей;
. к порядку внедрения, ведения и
регистрации унифицированных форм документов.
Однако, несмотря на существование
унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций
постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:
1. чрезвычайно большой объем документов
для ручной обработки;
2. одни и те же показатели часто
дублируются в разных документах;
. работа с большим количеством
документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
. имеются показатели, которые
создаются, но не используются, и др.
Поэтому устранение указанных недостатков
является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.
При создании информационных систем очень
важно учитывать два аспекта: изучение потоков информации, циркулирующих в фирме
и создание баз данных для обслуживания запросов организации.
Схемы информационных
потоков отражают
маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной
информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры
подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Для создания информационного обеспечения
необходимо:
1. ясное понимание целей, задач, функций всей системы
управления организацией;
2. выявление движения информации от момента
возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной
для анализа в виде схем информационных потоков,
. совершенствование системы документооборота;
. наличие и использование системы классификации и
кодирования;
. владение методологией создания концептуальных
информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
. создание массивов информации на машинных носителях,
что требует наличия современного технического обеспечения.
Техническое обеспечение
Техническое обеспечение - комплекс технических
средств, предназначенных для работы информационной системы, а также
соответствующая документация на эти средства и технологические процессы [3-6].
Комплекс технических средств составляют:
1. компьютеры любых моделей;
2. устройства сбора, накопления, обработки, передачи и
вывода информации;
. устройства передачи данных и линий связи;
. оргтехника и устройства автоматического съема
информации;
. эксплуатационные материалы и др.
1. общесистемную, включающую государственные и
отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
2. специализированную, содержащую комплекс методик по
всем этапам разработки технического обеспечения;
. нормативно-справочную, используемую при выполнении
расчетов по техническому обеспечению.
Математическое и программное обеспечение
Математическое и программное обеспечение - совокупность
математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и
задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса
технических средств [3-6].
К средствам математического обеспечения относятся:
1. средства моделирования процессов управления;
2. типовые задачи управления;
. методы математического программирования,
математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят общесистемные
и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся
комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для
решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения
функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом
обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой
совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной
системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие
разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование
реального объекта.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение - совокупность методов и
средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и
между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы [3-6].
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
1. анализ существующей системы управления организацией,
где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
2. подготовку задач к решению на компьютере, включая
техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее
эффективности;
. разработку управленческих решений по составу и
структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение
эффективности системы управления.
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение - совокупность правовых
норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование
информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования
информации [3-6].
Главной целью правового обеспечения является укрепление
законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления
государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные
документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В
правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование
любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование
конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы
включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и
заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной
системы включает:
1. статус информационной системы;
2. права, обязанности и ответственность персонала;
. правовые положения отдельных видов процесса
управления;
. порядок создания и использования информации и др.
1.4
Классификация информационных систем
Информационные системы, как следует из их
названия; предназначены не реагировать на изменение ситуации непосредственно, а
своевременно предоставлять человеку (лицо, принимающее решение) информацию,
достаточную для адекватной реакции на происшедшие события. Информационная система
призвана упростить и облегчить взаимодействие людей в процессе управления [4].
Основой системы управления является
преобразование информации, что дает возможность объединить в единый комплекс
устройств формирования, регистрации, сбора, передачи, обработки, размножения,
представления и хранения информации.
При создании или при классификации
информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным -
математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени
формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также
уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии
решения на основе получаемой информации.
Чем точнее математическое описание задачи,
тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия
человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для
которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые),
неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные (Рисунок
3.) [8].
Структурированная
(формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между
ними.
Неструктурированная (не
формализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и
установить между ними связи.
Рисунок 3. Классификация информационных
систем по признаку структурированности задач
В структурированной задаче удается
выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм
решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят
рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения
структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение
роли человека к нулю.
Информационные системы, используемые для
решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:
1. создающие управленческие отчеты и
ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку,
агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах,
управляющий принимает решение;
2. разрабатывающие возможные
альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из
предложенных альтернатив.
Информационные системы,
создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку
пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее
частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе
должны обеспечивать следующие возможности [8]:
. составление комбинаций данных,
получаемых из различных источников;
. быстрое добавление или исключение
того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при
поиске данных;
. управление данными с
использованием возможностей систем управления базами данных;
. логическую независимость данных
этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного
обеспечения;
. автоматическое отслеживание
потока информации для наполнения баз данных.
Информационные системы, разрабатывающие
альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.
Модельные информационные системы
предоставляют пользователю математические, статические, финансовые и другие
модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию
путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Основными функциями модельной
информационной системы являются:
. возможность работы в среде
типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования
типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;
. достаточно быстрая и адекватная
интерпретация результатов моделирования;
. оперативная подготовка и
корректировка входных параметров и ограничений модели;
. возможность графического
отображения динамики модели;
. возможность объяснения
пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертные информационные системы
обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет
создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка
принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях [9].
Работа первого уровня экспертной поддержки
исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой
часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к
некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому
набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается
информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не
ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен
вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень
генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил
преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Так же информационные системы (ИС)
классифицируются [3,8]:
по степени автоматизации
1. ручные ИС характеризуются
отсутствием современных технических средств переработки информации и
выполнением всех операций человеком
2. автоматические ИС - выполняют все
операции по переработке информации без участия человека. Пример - станки с
числовым программным управлением;
. автоматизированные ИС -
предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и компьютера,
причем основная роль отводится компьютеру (Рисунок 4.).
Рисунок 4. Классификация информационных
систем
по характеру
использования информации ИС классифицируются:
1. информационно-справочные системы
- производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без
преобразования данных;
2. информационно-решающие системы
производят все операции по переработке информации по определенному алгоритму;
. управляющие ИС вырабатывают
информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем
характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных.
. советующие ИС вырабатывают
информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается
немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой
степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
1. ИС организационного управления
предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Их основные
функции: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ;
перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет; управление сбытом
и снабжением и другие задачи.
2. ИС управления технологическими
процессами - предназначены для автоматизации функций производственного
персонала. Подобные ИС широко используются при организации поточных линий,
изготовления микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в
промышленности.
. ИС автоматизированного
проектирования - предназначены для автоматизации функций
инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании
новой техники или технологии. Их основные функции: инженерные расчеты, создание
графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной
документации, моделирование проектируемых объектов (даже моделей одежды,
причесок).
4. Интегрированные ИС предназначены для автоматизации
всех функций фирмы - от проектирования до сбыта продукции. Создание таких
систем весьма затруднительно, так как требуется системный подход с позиций
главной цели, например, получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д.
Понятие об информационно-справочных системах и их
программной реализации
Информационно-справочные системы - это программы-оболочки,
служащие для управления массивами и базами данных. В наш век всеобщей
компьютеризации информационно-справочные системы значительно облегчают труд
человека во всех отраслях народного хозяйства. Области применения
информационно-справочных систем воистину безграничны: это ведение статистики
удоя скота на ферме, составление каталогов книг в библиотеках и произведений
искусства в музеях, сбор данных о наличии рабочих вакансий в данном регионе и
многие другие [3-5].
Для решения различного рода задач на компьютере применяются
различные классы программ. Так, для обработки текстов используются текстовые
редакторы, для обработки изображений - графические редакторы, для хранения и
обработки справочной информации, используются специализированные базы данных -
компьютерные справочные системы.
Информационно-справочные системы предназначены для управления
различными информационными и справочными массивами, в число которых входят и базы
данных. Эти системы организовывают определенный интерфейс пользователя с
функциями обработки информации самой системы.
Именно справочные системы решают все поставленные задачи по
обеспечению потребителей нормативной информацией. Справочные системы имеют
целый ряд уникальных достоинств и возможностей:
1. возможность компактно хранить большие объемы
информации;
2. возможность структурировано отображать хранимую
информацию;
Также необходимо обеспечить для такой системы и функции
постоянного надежного хранения.
1.5
Информационные технологии в образовании
Информационная культура
Культурный уровень современного человека наряду с другими
сторонами может характеризоваться информационной культурой, основа которой
формируется при обучении человека.
По определению одного из ведущих специалистов в области
информатизации Э.П. Семенюка, «информационная культура - это
информационная компонента человеческой культуры» [10].
Критериями информационной культуры можно считать:
. умение адекватно формулировать свою потребность в
информации;
. эффективно осуществлять поиск нужной информации;
. умение перерабатывать информацию и создавать новую;
. умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
. наличие компьютерной грамотности.
Информационная культура - умение целенаправленно
работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи
компьютерную информационную технологию, современные технические средства и
методы [3-6].
Информационная культура в узком смысле - это
уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также
характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем
отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции
развития, степень прогнозирования будущего.
В настоящее время проблема формирования информационной
культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества в
целом у преподавателя появляется дополнительная педагогическая задача по
формированию информационной культуры студентов.
Проектируя медиа-занятия, преподавателю следует в постановке
педагогических задач выделять задачи по формированию у студентов вышеупомянутых
компонентов информационной культуры.
Информационная культура преподавателя
Информационная культура преподавателя рассматривается как
часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих,
как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и
качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии
педагогической деятельности.
В условиях информатизации образования общий комплекс
профессионально важных качеств, необходимых для успешности профессиональной
деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют
уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее [3].
Стремление:
. интерес к современным способам информационного
обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на
информационной основе;
. потребность в постоянном обновлении знаний о
возможностях применения информационных технологий в профессиональной и
общекультурной среде;
. профессиональная мобильность и адаптивность в
информационном обществе.
Личностные качества:
. активность (профессиональная мобильность);
. ответственность при работе с техническими
средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную
безопасность общества и личности;
. согласованность в постановке и последовательном
решении педагогических задач с использованием средств информационных
технологий;
. уверенность в правильности принятия нестандартных
решений.
Позиция:
. отношение к информации, объектам и явлениям в
быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному
потреблению;
. стиль педагогического общения и взаимодействия с
людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне
информационных контактов;
. утверждение нравственности и толерантности в
компьютерной коммуникации.
Применение современных информационных технологий в обучении -
одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового
образовательного процесса. В современных вузах в последние годы компьютерная
техника и другие средства информационных технологий стали все чаще
использоваться при изучении большинства учебных предметов.
Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения
знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных
позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость
восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний [3,6,9].
Информационная технология обучения - это процесс подготовки
и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является
компьютерная техника и программные средства [3].
В информационных технологиях обучения выделяются два
компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к
ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства
(ПС), которые могут быть различного назначения.
Для разработки занятий с компьютерной поддержкой
преподавателю важно знать функциональные возможности и условия применения
каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные
средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный
процесс.
Педагогические цели использования
информационных технологий заключаются в следующем.
1. Развитие личности:
1.1 мышление;
1.2 эстетическое воспитание;
.3 развитие умений экспериментально-исследовательской
деятельности;
.4 формирование информационной культуры.
2. Выполнение социального заказа:
2.1 общая информационная подготовка пользователя (так
называемая «компьютерная грамотность»);
2.2 подготовка специалиста в определенной области.
3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса:
3.1 повышение эффективности и качества обучения;
3.2 обеспечение мотивов познавательной деятельности;
.3 углубление межпредметных связей за счет интеграции
информационной и предметной подготовки.
Методические возможности средств информационных
технологий:
. визуализация знаний;
. индивидуализация, дифференциация обучения;
. возможность проследить процесс развития объекта,
построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные
демонстрации);
. моделирование объектов, процессов и явлений;
. создание и использование информационных баз данных;
. доступ к большому объему информации, представленному
в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
. формирование умений обрабатывать информацию при
работе с компьютерными каталогами и справочниками;
. осуществление самоконтроля;
. осуществление тренировки и самоподготовки;
. усиление мотивации обучения (игры, средства
мультимедиа);
. развитие определенного вида мышления (например,
наглядно-образного);
. формирование культуры учебной деятельности;
. формирование информационной культуры;
. высвобождение учебного времени.
Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование
наряду с компьютерной техникой специализированных программных средств. Под
программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается
некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее
изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной
деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного
процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС) [3].
В настоящее время существует большое количество различных
классификаций и типологий ППС.
По методическому назначению ППС имеют следующие
разновидности:
. компьютерные учебники (занятия);
. программы-тренажеры (репетиторы);
. контролирующие (тестовые оболочки);
. информационно-справочные (энциклопедии);
. имитационные;
. моделирующие;
. демонстрационные (слайд- или видеофильмы);
. учебно-игровые;
. досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты,
стратегии, ролевые, логические, спортивные и др.).
Таким образом, разработанная программа относится к виду
электронных энциклопедий, в которой собрана информация по выбранной тематике.
Разработанная информационная справочная система может применяться в качестве
основного или дополнительного учебного материала преподавателями и обучающимися
для подготовки или проведения занятий по дисциплине «География».
2.
Проектирование и разработка справочной информационной системы «Азиатские
государства»
.1
Объектно-ориентированная среда программирования Delphi
Средством разработки информационной системы является язык
программирования Delphi.является системой программирования очень высокого уровня. Она
берет на себя значительную часть работы по управлению компьютером, что делает
возможным в простых случаях обходиться без особых знаний о деталях его работы,
в отличие от традиционных систем программирования [11].- язык и среда
программирования, относящаяся к классу RAD - (Rapid Application Development -
«Средство быстрой разработки приложений») средств CASE - технологии. Delphi
сделала разработку мощных приложений Windows быстрым процессом, доставляющим
вам удовольствие. Приложения Windows, для создания которых требовалось большое
количество человеческих усилий например в С++, теперь могут быть написаны одним
человеком, использующим Delphi (рисунок 5) [12].
Рисунок 5. Окно среды Delphi
Визуальное программирование как бы добавляет новое измерение
при создании приложений, давая возможность изображать эти объекты на экране
монитора до выполнения самой программы. Без визуального программирования
процесс отображения требует написания фрагмента кода, создающего и настраивающего
объект «по месту». Увидеть закодированные объекты было возможно только в ходе
исполнения программы. При таком подходе достижение того, чтобы объекты
выглядели и вели себя заданным образом, становится утомительным процессом,
который требует неоднократных исправлений программного кода с последующей
прогонкой программы и наблюдения за тем, что в итоге получилось.
Благодаря средствам визуальной разработки можно работать с
объектами, держа их перед глазами и получая результаты практически сразу.
Способность видеть объекты такими, какими они появляются в ходе исполнения
программы, снимает необходимость проведения множества операций вручную, что
характерно для работы в среде не обладающей визуальными средствами - вне
зависимости от того, является она объектно-ориентированной или нет. После того,
как объект помещен в форму среды визуального программирования, все его атрибуты
сразу отображаются в виде кода, который соответствует объекту как единице,
исполняемой в ходе работы программы.