: Зависимость вероятности (частоты) возникновения событий, состоящих в поражении определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям пожара и взрыва, от числа этих людей. Характеризует масштаб пожаровзрывоопасности.
Требования к опасным производственным объектам, нарушение безопасного состояния которых может инициировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, устанавливает Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ (с изменениями). Под безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Аварией в этом случае признается разрушение сооружений или технических средств, применяемых на опасных производственных объектах, не контролируемый взрыв или выброс опасных веществ.
СТО Газпром 18000.1-002-2014 «Идентификация опасностей и управление рисками» устанавливает, что
при идентификации опасных событий необходимо применить метод «что будет, если» (в соответствии с РД 03-418-01, Приложение 2) и соотнести их к «отказу» имеющихся мер управления или к отсутствию таковых для конкретного проявления опасности. Таким образом определяются наихудшие возможные варианты опасных событий и их последствия.
Анализ риска, то есть получение количественных оценок потенциальной опасности промышленных объектов или различных явлений, включает в себя решение следующих задач:
построение всего множества сценариев возникновения и развития аварий;
оценку частот реализации каждого из сценариев возникновения и развития аварии;
построение полей поражающих факторов, возникающих при различных сценариях развития аварий;
оценку последствий воздействия поражающих факторов аварии на человека или на материальные объекты.
Наиболее потенциально опасным из всех на территории производственной базы УАВР является автозаправочная станция (далее - АЗС).
При прогнозировании масштабов ЧС зоны действия основных поражающих факторов при авариях на взрывопожароопасных объектах в качестве исходных данных принимается следующие варианты:
- наиболее опасный - происходит разрушение единичной емкости с уровнем заполнения 95%.
наиболее вероятный - частичное разрушение единичной емкости (истечение опасного вещества из отверстия или трещины)
Для всех вышеперечисленных видов опасностей расчет зон поражения проводился для следующих условий:
- метеорологические условия - инверсия, скорость ветра - 1 м/с;
направление ветра от очага ЧС в сторону территории объекта;
К числу моделируемых процессов относятся физико-химические явления аварии (взрыв, пожар, и разлитие жидкости).
В качестве поражающих факторов рассматривались:
токсическое поражение людей опасными химическими веществами;
химические ожоги кож, глаз и слизистых оболочек;
- воздушная ударная волна;
тепловое излучение нефтепродуктов, горящих при разлитии.
В качестве зон данных поражающих факторов принимались:
для химической аварии - круг с центром в месте истечения жидкости
для теплового излучения горящих разлитий зона определяется возможностью растекания жидкости. Обычно зоной является круг, размеры которого определяются объемом вещества или зона обвалования.
2. Исходные данные
.1 Краткая характеристика объекта
АЗС расположена по адресу г. Томск, ул. Мостовая, 28а и принадлежит Управлению аварийно-восстановительных работ ООО «Газпром трансгаз Томск».
АЗС расположена на территории промышленной площадки базы УАВР в северо-западной части Ленинского района в зоне производственно-коммунальных объектов на правобережной части г. Томска.
АЗС эксплуатируется с 1995 года, реконструкция произведена в 2009 году. Площадь проездов и занимаемой территории существующего комплекса сооружений АЗС составляет 1908,0 м2.
С запада в 1,5 км от площадки АЗС протекает река Томь, с юго-востока расстояние до ближайшей жилой зоны ориентировочно составляет 0,25 км. С восточной стороны на расстоянии 0,35 км протекает река Малая Киргизка, с севера находится территория завода ЖБК Томской домостроительной компании (ТДСК), с юга - производственно-складские объекты Томского филиала ОАО «Сибирьтелеком». Рельеф местности и большое удаление от водоисточников исключают попадание нефтепродуктов в речные акватории.
В районе размещения площадки АЗС памятники архитектуры, ареалы редких видов флоры и фауны, зоны отдыха, детские учреждения, санаторные зоны отсутствуют. Потенциально опасные объекты, аварии на которых могли бы служить причинами возникновения аварийных ситуаций на объектах планирования, отсутствуют.
АЗС предназначена для заправки бензином и дизельным топливом легкового и грузового транспорта УАВР. Режим работы топливозаправочного пункта круглогодичный, количество заправок - 100 заправок в сутки (режим работы - односменный).
Годовой объем реализации топлива - 1200 т, из них бензин Аи-92 - 300 т и дизельное топливо - 900 т. Завоз топлива на АЗС предусмотрен собственным специально оборудованным автотранспортом, максимальный объем автоцистерны (бензовоза) 6,0 м3.
На площадке АЗС предусмотрены следующие сооружения: операторная, две контейнерные (модульные) автозаправочные станции для приема, хранения и отпуска топлива КАЗС объемом 2х10 м3 каждая, подземный резервуар ЕП-25-2400-900-3 для аварийного слива емкостью 25 м3, резервуар для сточных вод РНГ-10-2 емкостью 10 м3, площадки для слива нефтепродуктов из автотранспортных цистерн и заправки транспортных средств.
В состав технологического оборудования АЗС входят:
резервуар для хранения топлива V=10 м3 (2 шт.);
насосный блок с агрегатами самовсасывающими КМ80-65-140 (1 шт./ 2 шт.);
топливораздаточная колонка (ТРК) «НАРА-28М1С» (2 шт.);
блок управления.
На площадке предусмотрено функциональное зонирование территории с односторонней схемой движения автотранспорта. Въезд-выезд с территории АЗС контролируется оператором и предусмотрен на существующие проезды территории УАВР.
Площадки для слива АЦ и заправляющихся транспортных средств по периметру ограждаются бортовыми камнями, а на въезде-выезде предусматривается отбортовка высотой 150 мм, препятствующая разливу нефтепродуктов за территорию площадки АЗС, и пандусы для безопасного въезда и выезда автотранспорта. На площадках, где возможно разлитие нефтепродуктов, предусмотрено бетонное покрытие с железнением поверхности.
Пульт управления процессом приема, хранения и отпуска топлива установлен в операторной рядом с контейнерной АЗС. Предусмотрен контроль уровня и температуры топлива, сигнализация наличия подтоварной воды, светозвуковая сигнализация максимального и аварийного уровней в резервуарах хранения, контроль загазованности, контроль уровня в сборнике сточных вод и сборнике аварийных проливов.
Система управления предусматривает также:
автоматизированное выполнение функции управления ТРК;
отключение насосов ТРК при поступлении сигнала о пожаре, по месту и по команде из операторной, автоматически при аварийном режиме;
контроль и сигнализацию максимального аварийного уровня в резервуарах хранения топлива АЗС.
2.2 Метеорологические, климатические, геофизические и топографические особенности региона
Территория Томской области является не карстоопасной. Сейсмическая интенсивность составляет 6-7 баллов шкалы МSK-64 магнитоколебаний для средних грунтовых условий с частотой не более 5 и 1% степени сейсмической опасности соответственно в течение 50 лет.
Климат Томской области резко континентальный с холодной продолжительной зимой и коротким жарким летом. Самым теплым месяцем является июль, средняя температура наружного воздуха составляет +18,5°С, с максимальной температурой до +360С, самым холодным - январь, средняя температура наружного воздуха составляет минус 20,6°С, в отдельные периоды температура может понижаться до минус 55 0С. Среднегодовая температура - минус 1,60С. Наибольшее количество осадков выпадает в августе, наименьшее - в феврале, среднегодовое количество осадков - 598 мм. Средняя относительная влажность воздуха 77%.
Преобладающее направление ветра как для холодного периода года (январь), так и для жаркого периода года (июль) - юго-западное, южное. Среднемесячная скорость ветра от 2,9 м/сек до 4,6 м/сек. Среднегодовая скорость ветра - 3,8 - 4,0 м/сек.
Общее количество осадков, выпадаемых в год, в среднем равно 548 мм, максимальное - 769 мм, минимальное - 339 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в августе, наименьшее - в феврале. Высота снегового покрова до 82 см. Нормативная глубина промерзания почвы составляет 220-250 см.
Рельеф участка спокойный, не нарушенный с понижением рельефа к реке. Грунты на площадке представлены суглинками. Уровень грунтовых вод составляет около 1.0 м от поверхности земли.
В весенний паводковый период возможен подъем грунтовых вод.
Сведения о природно-климатических условиях приведены в соответствии с данными Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
План расположения опасного производственного объекта - площадки АЗС приведен на рисунке 1.
План расположения оборудования АЗС приведен на рисунке 2.
3. Технология и аппаратурное оформление блоков
.1 Принципиальная технологическая схема, краткое описание технологического процесса и разбивка на блоки
В данной работе рассматриваются операции по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов (бензина и дизельного топлива) на производственном объекте - площадка автозаправочной станции контейнерного (модульного) типа.
Контейнерная автозаправочная станция (АЗС) с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением насосного блока и топливораздаточных колонок (ТРК) в контейнере для хранения топлива, смонтированном на единой раме и выполненном как единое заводское изделие.
По функциональному назначению АЗС, размещена на территории предприятия и предназначена для заправки транспортных средств этого предприятия, рассматривается как топливозаправочный пункт.
Хранение нефтепродуктов предусмотрено в горизонтальных цилиндрических резервуарах с плоскими днищами, вместимостью V=10 м3.
Прием топлива и заправка легкового и грузового транспорта производятся периодически.
Состав и компоновка оборудования площадки АЗС с учетом характера выполняемых технологических и сливоналивных операций позволяют разбить её на три технологических блока.
Спецификация технических устройств АЗС приведена на рисунке 3.
В общем виде принципиальная технологическая схема АЗС с разбивкой на технологические блоки приведена на рис. 4, 5.
Блок №1. Площадка для слива нефтепродуктов из автотранспортных цистерн (АЦ)
Завоз нефтепродуктов на АЗС производится собственным автотранспортом, максимальный объем автоцистерны (бензовоза) для транспортирования топлива 6,0 м3.
Слив топлива в резервуары из автоцистерн производится при отсутствии других автомобилей на территории топливозаправочного пункта.
По прибытии АЦ с топливом на АЗС она устанавливается на площадке для слива нефтепродуктов в зоне приемного трубопровода насосного блока, фиксируется упорными колодками, заземляется к общему контуру заземления АЗС. Подсоединяются сливные рукава, открываются соответствующие задвижки на линии наполнения резервуара топливом из автоцистерны и производится перекачивание топлива из автоцистерны в выбранный резервуар с помощью насоса, входящего в состав технологической системы АЗС.
Автоцистерны (далее АЦ) оборудованы донным клапаном и штуцером для подсоединения рукава газовой обвязки при сливе топлива. Герметизированный слив топлива из автоцистерны в резервуар для хранения топлива осуществляется по напорному рукаву топливозаправщика (АЦ) через сливную быстроразъемную муфту типа МС1М стационарным насосом, установленным в насосном блоке АЗС.
После опорожнения цистерны перекрывается запорный вентиль трубопровода наполнения, отсоединятся рукав от сливной муфты и заземление топливозаправщика (АЦ).
Отпуск топлива разрешается производить не менее чем через 20 мин после окончания слива топлива для его отстоя.
Резервуары для хранения топлива
Контейнер хранения топлива представляет собой комплекс технологического оборудования (резервуары, ТРК, технологические трубопроводы и т.д.) смонтированного на единой раме.
Контейнер разделен на три зоны - зона резервуаров и два технологических отсека. В первом отсеке размещаются две топливораздаточной колонки, во втором - насосный агрегат для заполнения резервуаров. Технологические отсеки оснащены проемами, предназначенными для входа обслуживающего персонала.
Контейнер оборудован двумя двустенными резервуарами, объемом 10 м3 каждый. Технологический резервуар предназначен для приема, хранения и выдачи топлива. Для поддержания определенных значений давления или вакуума при больших и малых дыханиях, на каждом резервуаре устанавливается дыхательное устройство, состоящее из совмещенного дыхательного клапана с огневым предохранителем и отсекающим вентилем.
Сводные данные по резервуарам хранения и количеству нефтепродуктов, находящихся на АЗС представлены в таблице 1.
Площадка для заправки транспортных средств и топливораздаточная колонка (ТРК)
Для налива нефтепродуктов предусмотрены площадки для заправляющегося автотранспорта возле каждого блока АЗС (поз. №37, 38) с единовременным наливом одного автомобиля.
При подготовке АЗС к заправке нефтепродуктами необходимо:
открыть двери технологического отсека контейнера хранения топлива и зафиксировать их, проветрить отсек в течение не менее 15 минут и убедиться в исправности заземляющего контура, включить электропитание на щите ввода ТРК.
По прибытии транспортного средства на АЗС для заправки нефтепродуктами его устанавливают около одного из заправочных островков, двигатель заправляемого автомобиля выключается и через гибкий раздаточный рукав, оснащенный пистолетом, производится заправка автотранспорта с помощью ТРК. Все топливораздаточные колонки оборудованы ограничителями налива - «полный бак». Управление ТРК осуществляется от пульта дистанционного управления, установленного в операторной.
ТРК «НАРА-28М1С» с электроприводом и дистанционным управлением от пульта, предназначена для измерения объема топлива вязкостью от 0,55 до 40,0 мм2/с при его выдаче в топливные баки транспортных средств. Подача топлива из резервуаров производится насосной установкой топливораздаточной колонки по всасывающему устройству, которое состоит из всасывающей трубы, шарового крана и приемного клапана.
По окончанию заправки конец гибкого рукава с пистолетом укладывается на место в технологический отсек ТРК.
.2 Состав технологических блоков
Состав технологических блоков и техническая характеристика оборудования, включенного в состав блоков, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Техническая характеристика оборудования
Обозначение, наименованиеКол - воКраткая характеристикаСредавысота, длина, диаметр, ммобъем, м3Ррасч., МПаТраб., оСТехнологический блок №1.Автоцистерна1УглеводородыОбъем цистерны - 6000 л; Количество топлива: бензин - 4275 кг; дизельное топливо - 4900 кг-50 ¸ +40Насос КМ80-65-140 (поз. Н1, Н2, Н3)3УглеводородыПроизводительность - 45 м3/час; напор - 15 м, мощность - 3,0 кВт.-60 ¸ +40Технологический блок №2.Резервуар для хранения топлива Р1 КАЗС №371Бензин Аи-92D = 2145; L = 2970объем - 10,0 количество топлива - 7125 кгАтм.-60 ¸ +40Резервуар для хранения топлива Р2 КАЗС №371Дизельное топливоD = 2145; L = 2970объем - 10,0 количество топлива - 8170 кгАтм.-60 ¸ +40Резервуар для хранения топлива Р3 КАЗС №381Дизельное топливоD = 2145; L = 2970объем - 10,0 количество топлива - 8170 кгАтм.-60 ¸ +40Резервуар для хранения топлива Р4 КАЗС №381Дизельное топливоD = 2145; L = 2970объем - 10,0 количество топлива - 8170 кгАтм.-60 ¸ +40Технологический блок №3.Топливораздаточная колонка НАРА-28М1С (поз. ТРК1,2,3,4)4Углеводородыноминальный расход колонки - 50,0 л/мин; длина раздаточного рукава - 6,0 м; мощность - 0,55 кВт-60 ¸ +40
4. Анализ опасности технологических блоков
.1 Характеристика опасных веществ
Характеристика нефтепродуктов, обращающихся на площадке АЗС, приведена в таблице 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1. Характеристика бензина
№ п/пНаименование параметраПараметрИсточник информации1Название веществаБензин автомобильный2Состав, %[16,17]массовая доля ароматических углеводородовне более 5,0массовая доля серыне более 0,053 3.1 3.2 3.3Общие данные плотность при 20oС, кг/м3 температура начала кипения, оС температура конца кипения, оС не менее 725-770[16,17, 19]351904Данные о взрывопожароопасностилегковоспламеняющаяся жидкость[16,17]4.1температура самовоспламенения, oСне ниже 255-3704.2температура вспышки в закрытом тигле, не ниже oСминус 274.3концентрационные пределы взрываемости, % (об.)1,0 - 6,04.4температурные пределы воспламенения паров, oСминус (7 ÷ 36)5Данные о токсической опасностивещество 4 класса опасности[18,21]5.1ПДК в атмосферном воздухе, мг/ м3300/1005.2ПДК в воздухе рабочей зоны, мг/ м35,06Реакционная способностьпри нормальных условиях с воздухом и водой не реагирует[18,19]7Запахспецифический, резкий запах нефтепродуктов[16,17]8Коррозионное воздействиедо 0,1 мм/год[20]9Меры предосторожностиГерметизация оборудования, запрещение применения открытого огня, источников искрообразования; приточно-вытяжная вентиляция. Электрооборудование и освещение должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении, оборудование и трубопроводы заземлены. При сливо-наливных операциях соблюдать требования существующих «Правил защиты от статического электричества». Перед ремонтом и чисткой оборудования необходимо удалить продукт, пропарить, а затем продуть оборудование азотом.[19,22]10Информация о воздействии на людейПары бензина оказывают вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывают раздражение кожных покровов, слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей[21, 22]11Методы перевода вещества в безвредное состояниеМесто пролива засыпается песком с последующим его удалением в специально отведенное место[20,22]12Средства защиты[21,22]12.1аварийные ситуацииФильтрующий промышленный противогаз с коробкой марки «БКФ», спецодежда12.2замкнутые пространствапротивогазы типа ПШ-1, ПШ-2, защитные очки, перчатки, спецодежда в соответствии с утвержденными типовыми отраслевыми нормами13Меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества[21,22]13.1отравлениесвежий воздух, покой, тепло13.2обморочное состояниевдыхание нашатырного спирта, кислородная ингаляция, при резком ослаблении дыхания или его остановке немедленно начать искусственное дыхание
Таблица 2.2. Характеристика дизельного топлива
№ п/пНаименование параметраПараметрИсточник информации1Название веществадизельное топливо[15]2Состав, %летнеезимнее[15] 2.1Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более0,20,32.2Зольность, не более0,012.3Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более40302.4Массовая доля серы, %, не более0,2-0,53 3.1 3.2 3.3 3.4Общие данные молекулярная масса плотность при 20oС, кг/м3 температура начала кипения, оС температура конца кипения, оСлетнеезимнее[15,19] 172,38608451653204Данные о взрывопожароопасностилегковоспламеняющаяся жидкость[15,20] 4.1температура самовоспламенения, oС240-3304.2температура вспышки в закрытом тигле, oС40-6235-404.3концентрационные пределы распространения пламени, % (об.)2,9-8,14.4температурные пределы распространения пламени, oС57-1195Данные о токсической опасностивещество 4 класса опасности[18,21] 5.1ПДК в атмосферном воздухе, мг/ м33006Реакционная способностьпри нормальных условиях с воздухом и водой не реагирует[18,19]7Запахспецифический, резкий[15]8Коррозионное воздействиедо 0,1 мм/год[20]9Меры предосторожностиГерметизация оборудования, запрещение применения открытого огня, источников искрообразования; приточно-вытяжная вентиляция. Электрооборудование и освещение должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении, оборудование и трубопроводы заземлены. При сливо-наливных операциях соблюдать требования существующих «Правил защиты от статического электричества» и ГОСТ 12.1.018. Перед ремонтом и чисткой оборудования необходимо удалить продукт, пропарить, а затем продуть оборудование азотом. Знаки опасности по ГОСТ 12.4.026 №1.1, 1.2, 2.1[19,22]10Информация о воздействии на людейпары дизтоплива оказывают вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывают раздражение кожных покровов, слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей[21, 22]11Методы перевода вещества в безвредное состояниеместо пролива засыпается песком с последующим его удалением в специально отведенное место[20,22]12Средства защитыфильтрующий противогаз с коробкой марки «А», «БКФ», перчатки маслобензостойкие, спецодежда, специальная обувь [21,22]12.1аварийные ситуацииизолирующий защитный костюм КИХ-5 в комплекте с изолирующим противогазом ИП-6 или с дыхательным аппаратом АСВ-2, фильтрующий промышленный противогаз с коробкой марки «БКФ», специальная обувь12.2замкнутые пространствапротивогазы типа ПШ-1, ПШ-2, защитные очки, перчатки, спецодежда в соответствии с утвержденными типовыми отраслевыми нормами13Меры первой помощи пострадавшим от воздействия веществаСвежий воздух, покой, тепло, чистая одежда. При попадании на кожу и слизистые промыть водой, при попадании внутрь обильное питье с добавлением активированного угля.[21,22]
4.2 Анализ известных аварий
Аварии, имевшие место на рассматриваемой площадке АЗС
Аварий и инцидентов на рассматриваемой площадке АЗС зарегистрировано не было.
Аварии с используемыми опасными веществами (нефтепродуктами)
23.06.01 на Воскресенской нефтебазе ОАО «Моснефтепродукт» в результате разгерметизации резервуара истекал бензин. После откачки чистого бензина была собрана временная линия трубопровода для откачки «мертвого остатка». При соударении металлических деталей произошло возгорание остатков бензина в резервуаре.
09.03.03 в ЗАО «Топливно-заправочная компания» (г. Кемерово) на складе нефтепродуктов при перекачке солярки из одного резервуара в другой, вместимостью 75 м3, произошел взрыв паров нефтепродукта с последующим возгоранием и проливом в обвалование. Пожар был ликвидирован, пострадавших нет.
03.06.03 на нефтебазе ОАО «НК «Роснефть» - «Туапсенефтепродукт» при проведении плановой зачистки резервуара объемом 5000 м3 произошло возгорание, вследствие чего 8 чел. получили термические ожоги, из них двое - скончались в больнице.
09.12.03 в ОАО «Хабаровскнефтепродукт» (Управление Приамурского округа) при заполнении автоцистерны зимним дизельным топливом произошел взрыв паров нефтепродукта с последующим возгоранием. Повреждены цистерна с наливным устройством и часть легкой кровли навеса.
.05.05 в резервуарном парке ОАО «НК «Роснефть» - Кабардино-Балкарская топливная кампания» (Прохладненский филиал) при перекачке моторного топлива из резервуара хранения в автоцистерну при его зачистке, произошел взрыв паров бензина на открытой площадке с последующим возгоранием остатков бензина в резервуаре, двое рабочих получили термические ожоги.
.07.05 в ОАО «Объединенное железнодорожное хозяйство» (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан) на складе топлива при подготовке к наливу нефтепродуктов в автоцистерну из заглубленной емкости произошли взрыв и загорание паров бензина. Смертельно травмированы два человека.
Аналогичные аварии произошли 11.10.2005 в ОАО «НК «Роснефть - Кабардино-Балкарская топливная компания» (Муртазовский филиал), а также 04.10.2005 в ОАО «Агро-Нефть». В результате аварий 6 человек получили ожоговые травмы, один из которых в последствии скончался.
Причиной аварий, как и в ряде, ранее происходивших, связанных с чисткой резервуаров, явилась неправильная организация производства работ по выполнению этой операции. Нижний люк резервуара был вскрыт при наличии «мертвого» остатка, что привело к загазованию парами бензина окружающего пространства и взрыву паровоздушной смеси. Кроме того, в нарушение требований промышленной безопасности для удаления «мертвого» остатка персонал предполагал использовать переносной насос с системой резинотканевых шлангов.
В 2005 году произошли аварии с тяжелыми последствиями на объектах нефтепродуктообеспечения (ООО «ТопРесурс», Московская обл., СП «ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», г. Санкт-Петербург) при сливоналивных операциях погибли 9 человек.
Указанные аварии - результат грубых нарушений требований промышленной безопасности. При сливо-наливных операциях не обеспечивалась герметичность сливных приборов, применялись гибкие шланги. Технические устройства, здания, сооружения находились в неудовлетворительном состоянии. Отсутствовала проектная и эксплуатационная документация. Имелись грубые нарушения технологии работ, производственной дисциплины.
05.09.06 в ООО «Ульяновск-терминал» НК «ЮКОС» при наливе дизельного топлива в автоцистерну произошел «хлопок» паров нефтепродукта в горловине автоцистерны и возникло его возгорание. Водитель получил ожоги тела, от которых впоследствии скончался.
13.01.07 в резервуарном парке автомобильных бензинов ООО «РН-Комсомольский НПЗ» при ручном отборе проб через замерный люк на крыше резервуара переносным пробоотборником произошло воспламенение топливно-воздушной смеси внутри резервуара с последующим отрывом крыши и загоранием нефтепродукта, в результате чего пробоотборщик получил термические ожоги лица.
Причинами аварии явились нарушения требований нормативных документов к проведению операций по отбору проб из резервуара: пробоотборщик использовал спецодежду, не соответствующую ГОСТу 12.4.124 ССБТ. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования. Кроме того, использовался самодельный пробоотборник, не имеющий устройства для надежного заземления. Резервуар не был оснащен оборудованием, обеспечивающим безопасность проведения операций по отбору проб.
27.02.07 в ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» авария произошла при наливе в автоцистерну нефтепродукта. В момент поднятия наливной трубы из горловины машины водителем автоцистерны произошел взрыв паровоздушной смеси, источником которого явился накопленный заряд статического электричества синтетической одежды водителя. При этом пострадал водитель бензовоза.
01.06.07 в ОАО «Хабаровскнефтепродукт» на площадке перед участком налива автоцистерны во время остановки порожнего бензовоза произошел взрыв паров бензина с разрушением.
11.07.07 на складе ГСМ ОАО «Содействие» при проведении налива керосина в автоцистерну произошел взрыв, при котором водитель цистерны получил термические ожоги. По результатам расследования одной из причин аварии явилось грубое нарушение технологического процесса налива керосина в автоцистерну, выразившееся в верхнем наливе авиаГСМ в автоцистерну, что противоречит требованиям Правил промышленной
безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов (система налива в топливозаправщик предусматривает только нижнее наполнение).
07.08.07 г. на Шимановской нефтебазе ОАО «Амурнефтепродукт» при откачке мертвого остатка бензина из резервуара в бензовоз произошли взрыв и возгорание паров нефтепродукта с травмированием машиниста. Предположительно источником взрыва явился заряд статического электричества синтетической одежды водителя.
15.10.07 на площадке АЗС ООО «ЛИКОМ» (г. Пермь) при закачивании нефтепродукта в бензовоз переносным насосом типа «Хонда», предназначенным для перекачивания воды и нейтральных сред и укомплектованным электродвигателем не во взрывозащищенном исполнении, произошел пожар. В результате пожара обгорели задние колеса и емкость бензовоза, личные вещи водителя и документы на автомобиль. По результатам инвентаризации выгорело 198 литров бензина Аи-80. Пострадавших нет.
14.12.07 в ЗАО «Чебулинское» (Межрегиональное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу) в помещении операторной топливозаправочного пункта при очистке сырой нефти от механических примесей произошел взрыв с разрушением здания и смертельным травмированием оператора и водителя автоцистерны.
26.12.07 старение металла привело к аварии на Амгинской нефтебазе ОАО «Саханефтегазсбыт». Техническими причинами разрушения резервуара с истекшим сроком эксплуатации стало хрупкое разрушение основного металла стенки, швов соединения стенки с крышей и днищем при сочетании ряда факторов: старение металла резервуара, проявляющееся в охрупчивании металла, низкая температура окружающего воздуха (до минус 42°С), выполнение резервуара из металла Ст3, несоответствующего климатическим условиям района эксплуатации.
Нарушения организации ведения газоопасных работ в 2007 году стали причиной 9 аварий на опасных производственных объектах ООО «РН-Комсомольский НПЗ», ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Хабаровскнефтепродукт», ОАО «Саханефтегазсбыт», ООО «Витимсервис», ОАО «Содействие», ОАО «Амурнефтепродукт», ООО «ЛИКОМ», ЗАО «Чебулинское».
Следует отметить, что основная часть аварий, происшедших по причине нарушения организации проведения газоопасных работ, связаны с выполнением сливоналивных операций.
29.02.08 в ОАО «Ростекресурс» (Московское межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора) при перекачке нефтепродуктов из емкости произошло возгорание шлангов, мотопомпы автоцистерны. Пострадавших нет.
20.08.08 в резервуарном парке Петродворцовой нефтебазы ОАО «Леннефтепродукт» при освобождении резервуара от остатка бензина возник пожар в зоне работ вблизи резервуара. При этом обгорела стена резервуара и получил ожоги оператор.
19.09.08 на нефтебазе Момского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)» Республика Саха (Якутия) в результате образования трещины по сварному шву резервуара объемом 700 м3 произошел аварийный разлив дизельного топлива.
05.01.09 в ООО «Славянский битумный завод» (мини-НПЗ) в резервуарном парке при открытии люка горизонтального резервуара объемом 60 м3 взорвался и воспламенился нефтепродукт, при этом травмированы десять человек, двое из них - со смертельным исходом. Площадь возгорания составила 1000 м2. Пожар ликвидирован через 2 часа.
20.05.09 на нефтебазе ЗАО «Таймырская топливная компания» (Енисейское межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора) при проведении работ по отпуску нефтепродукта произошла разгерметизация участка трубопровода по сварному шву с разливом дизельного топлива (50 м3) и его растеканием по территории нефтебазы.
.06.09 в ООО «Ланта-Петролеум» (Северо-Западное управление Ростехнадзора) на площадке налива автомобильных цистерн нефтебазы при загрузке автоцистерны дизельным топливом произошел взрыв парогазовой фазы нефтепродукта. Повреждены бензовоз и оборудование автоматизированной системы налива АСН-5М
04.05.10 в районе предприятия ПАТО, г. Миасс (Уральское управление Ростехнадзора) во время работ по демонтажу подземной емкости для бензина на автозаправочной станции при ее поднятии произошла разгерметизация и взрыв находящихся внутри паров бензина. В результате взрыва были повреждены стекла в помещении операторской и ближайших строений. Технологическое оборудование разлетелось в разные стороны, и повредило стоящие на заправке автомобили. Пострадавших нет.
Анализ основных причин произошедших аварий
Аварии с пожарами и взрывами, произошедшие на открытых площадках в которых установлено оборудование, перемещающее легковоспламеняющиеся жидкости (к ним относятся бензин и дизельное топливо) и происходит слив-налив автоцистерн, связаны с высокой пожароопасностью технологических процессов с их участием, что обусловлено во многом физико-химическими и пожароопасными свойствами указанных веществ (низкая температура вспышки, возможность пролива и горения жидкой фазы, быстрое образование взрывоопасных газо- и паровоздушных смесей при испарении или разгерметизации).
Статистика аварий, произошедших в резервуарных парках хранения нефтепродуктов и на площадках АЗС, показывает, что возможны следующие причины возникновения и развития аварий:
взрывы в газовом пространстве резервуаров;
пожары в резервуарах и на открытых площадках;
пожары от разлива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
гидродинамическая волна прорыва при мгновенном раскрытии резервуара.
Ориентировочно, за последние 40 лет, зарегистрировано более 320 случаев пожаров и аварий на резервуарах, более 20% из которых связаны с частичным или полным их разрушением. Четвертая часть всех разрушенных резервуаров с нефтепродуктами не сопровождалась пожарами. 21,5% разрушений произошел при проведении гидравлических испытаний резервуаров.
Только в 14% случаев разрушения резервуаров обвалование выполнило свои функции, когда истечение жидкости происходило из частично заполненных резервуаров, разрушившихся от внутреннего взрыва.
Из общего числа случаев разрушения резервуаров 55% происшедших аварий сопровождались растеканием продукта за пределы территории объектов и приводили к катастрофическим последствиям с большим материальным ущербом и гибелью людей.
Особенность гидродинамического растекания - перенос на соседние объекты вместе с горящей жидкостью открытого огня, теплового излучения пламени и других опасных факторов пожара.
Максимально возможный объем разлившихся нефтепродуктов определяется для стационарных объектов хранения (резервуарных парков, АЗС и т.п.), как объем максимальной емкости одного объекта хранения.
При спокойном растекании нефтепродуктов (например, при разгерметизации резервуара вследствие образования коррозионного свища) площадь аварийного разлива определяется, как правило, в пределах территории площадки АЗС, ограниченной отбортовкой (высотой 150 мм), препятствующей разливу нефтепродуктов за пределы АЗС.
На основании статистических данных можно выделить следующие основные причины пожаров:
нарушение правил проведения ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию (23,85%);
искры от электроустановок (14,4%);
проявление атмосферного электричества (9%);
разряды статического электричества (9,5%).
Треть всех пожаров произошла от самовозгорания пирофорных отложений, неосторожного обращения с огнем, поджогов.
4.3 Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийной ситуации
Из приведенных в разделе 5.2.3 данных можно выделить следующие опасные и вредные факторы, которые возможны при эксплуатации на АЗС:
взрыв (хлопок);
пожар разлива;
отравление (интоксикация);
загрязнение окружающей среды.
Можно обоснованно полагать, что в значительной мере указанные опасности будут проявляться совместно.
Таблица 3
Наименование технологического блокаФакторы, способствующие возникновению и развитию аварийной ситуацииВозможные причины аварийных ситуацийТехнологический блок №1. Площадка для слива нефтепродуктов из автотранспортных цистерн (АЦ)1. Наличие ЛВЖ - автомобильного бензина и дизельного топлива (до 5 т) 2. Операции по приёму нефтепродуктов из автотранспортных цистерн. 3. Периодическое ведение процесса проведения операций создает дополнительную опасность аварийной разгерметизации системы. 4. Наличие избыточного давления в трубопроводах и оборудовании. 5. Движение продукта по шлангам и трубопроводам приводит к появлению и накоплению статического электричества. 6. Природные факторы.1. Ошибки и неосторожность персонала при операциях приёма нефтепродуктов из автотранспортных цистерн. 2. Неисправность автотранспортных цистерн, шлангов и трубопроводов. 3. Выход параметров за критические значения. 4. Неисправность системы защиты от статического электричества, прямых попаданий молний и т.д. 5. Причины природного характера. 6. Воздействие опасных факторов аварии на смежных блоках.Технологический блок №2. Резервуары для хранения топлива1. Наличие ЛВЖ - автомобильного бензина и дизельного топлива (до 8 т) 2. Наличие дыхательных клапанов, выброс паров нефтепродуктов от которых направлен в атмосферу. 3. Периодическое ведение процесса и сливоналивных операций. 4. Движение продукта по трубопроводам к резервуарам и от них, приводит к появлению и накоплению статического электричества. 5. Наличие фланцевых соединений на трубопроводах обвязки, возможность пролива продукта через неплотности трубопроводов. 6. Природные факторы.1. Ошибки персонала при сливоналивных операциях, выход параметров за критические значения. 2. Разгерметизация резервуара в результате коррозионного износа. 3. Неисправность дыхательных клапанов. 4. Неисправность системы защиты от статического электричества, прямых попаданий молний и т.д. 5. Нарушение правил безопасности при проведении регламентных работ по техническому обслуживанию или ремонту оборудования резервуара. 6. Причины природного характера. 7. Воздействие опасных факторов аварии на смежных блоках.Технологический блок №3. Площадка для заправки транспортных средств и топливораздаточная колонка (ТРК) 1. Наличие ЛВЖ - автомобильного бензина и дизельного топлива (до 0,5 т) 2. Наличие избыточного давления в линии наполнения от ТРК до бака ТС. 3. Периодическое ведение процесса и операций по заправке транспортных средств. 4. Движение продукта по раздаточным рукавам к баку ТС, приводит к появлению и накоплению статического электричества. 5. Наличие гибких резиновых рукавов и соединений на трубопроводах обвязки, возможность пролива продукта через неплотности. 6. Природные факторы.1. Ошибки персонала при операциях по заправке транспортных средств (ТС). 2. Неисправность ТРК и электрооборудования. 3. Разгерметизация (разрушение) ТРК и раздаточного рукава. 4. Неисправность системы защиты от статического электричества, прямых попаданий молний и т.д. 5. Нарушение правил безопасности при проведении регламентных работ по техническому обслуживанию или ремонту оборудования. 6. Причины природного характера. 7. Воздействие опасных факторов аварии на смежных блоках.
.4 Описание использованных методов анализа и расчета
Для выбранных опасных событий проводилась качественная и количественная оценка возможных последствий.
Рассматривались следующие аварии:
взрывы парогазовых облаков на открытом пространстве;
сгорание перемешанных с воздухом газовых и паровых облаков на открытом пространстве;
пожары проливов;
образование и распространение взрывоопасных облаков.
Расчеты выполнены согласно НПБ 105-03, ГОСТ 12.3.047-98, РД 09-540-03 и Методики «ТОКСИ+».
Оценка количества выбросов опасных веществ
Масса выброса определялась из следующих предпосылок:
а) в выбросе участвует все содержимое разрушаемого аппарата (участка трубопровода) с учетом свойств выбрасываемого вещества и разрушаемого оборудования;
б) происходит одновременно выброс веществ по прямому и обратному потокам к месту разрушения из смежного оборудования в течение времени, необходимого для перекрытия потоков. Продолжительность выброса из трубопроводов определялась временем перекрытия запорной арматуры.
Для оценки характера возможных последствий определялась масса выброса отдельно по парогазовой фазе (ПГФ) и отдельно по жидкой фазе (ЖФ).
Масса вещества, участвующая во взрыве в оборудовании, помещении, принималась равной массе паров стехиометрической концентрации в его свободном объеме.
При определении массы вещества, участвующей в пожаре пролива принималось, что она равна массе выброса ЖФ.
Взрывы газовых и парогазовых облаков в открытом пространстве
Для расчета параметров взрывных волн при детонации облаков парогазовых смесей использовались методики приложений 1 и 2 РД 09-540-03.
Горение (пожар) пролива
Оценка интенсивности теплового излучения, времени горения, высоты пламени пожара пролива и зон поражения персонала проводилась в соответствии с методиками, описанными НПБ 105-03, ГОСТ 12.3.047-98.
Результаты всех расчетов приведены ниже в таблицах 4-6.
4.5 Анализ аварийных ситуаций, условия их возникновения и развития, состояние системы противоаварийной защиты
Опасности на площадке АЗС связаны с возможностью пролива нефтепродуктов в случае разгерметизации оборудования, трубопроводов и рукавов, что может привести к взрыву образовавшегося при этом парогазового облака, к загораниям и пожарам, а также к отравлению персонала парами нефтепродуктов и продуктами горения.
В результате анализа физико-химических свойств автомобильного бензина и дизельного топлива, обращающихся на АЗС, условий ведения технологического процесса и изучения опыта подобных аварий можно констатировать, что для данных объектов основными видами поражающих факторов могут быть травмы и ожоги при взрыве парогазового облака, ожоги при пожаре и отравления персонала парами нефтепродуктов.
Объем пролитого топлива зависит от вида и места разгерметизации и от того, возможно ли остановить истечение и сколько времени нужно для этого. Крайним, экстремальным случаем разгерметизации, является разрушение оборудования с проливом всего его содержимого. Разрушение может произойти в результате неисправности оборудования (повреждения) и / или внешнего воздействия.
Пожар пролива создает тепловую нагрузку, которая может привести к травмированию персонала и повреждению оборудования, особенно того, которое находится непосредственно в очаге горения. После 10 - 15 минут воздействия пламени происходит выгорание прокладок и разгерметизация фланцевых соединений, нарушается целостность конструкций технического устройства. При этом в зависимости от ряда факторов, проявившихся в начальной стадии (характер разрушения устройства, площадь разлива продукта, тепловой режим и т.п.), возможно развитие аварии по эффекту «домино».
Нарушение целостности оборудования может быть следствием механического износа разъемных, уплотнительных и сварных соединений, коррозионного износа металла, ошибочных действий эксплуатационного и ремонтного персонала, умышленного повреждения неизвестными лицами.
Развитие аварийных ситуаций может возникнуть:
при разгерметизации ТРК, резервуаров для хранения топлива и / или трубопроводов (рукавов) их обвязки;
при неисправной работе электрооборудования;
при повышенном трении и вибрации движущихся частей насосного оборудования.
В процессе анализа условий возникновения и развития аварий все события, представляющие угрозу возникновения и развития аварии, можно разделить на 4 группы:
1 группа - случайные неконтролируемые события, связанные с деятельностью соседних производств или объектов (техногенные опасности), с движением транспорта, а также природные опасности, акты саботажа и диверсии;
2 группа - штатные ситуации - перебои в подаче электроэнергии, отказ приборов КИПиА; остановки насосов, не сопровождающиеся разгерметизацией (особенностью этих событий является то, что эти события являются только предпосылками возможных аварий и непосредственной причиной, предшествующей выбросу опасных веществ);
3 группа - опасные отклонения редко контролируемых параметров состояния оборудования и характеристик сырья - механический и коррозионный износ материала оборудования, усталость металла, ошибки ремонтного персонала при ремонте и техническом обслуживании оборудования, изменение состава и свойств топлива (особенностью аварий, вызванных этими событиями является то, что на начальной стадии выброс опасных веществ, как правило, не достигает максимальных величин, происходит только потеря герметичности);
группа - события, приводящие к нарушению нормального технологического процесса и выходу параметров за их критические значения и выбросу опасных веществ из-за отказа средств контроля и регулирования параметров процесса, работы оборудования и / или ошибок персонала.
Реализация событий, относящихся к любой из этих групп, может привести к разрушению оборудования или соединительных коммуникаций и аварийному выбросу взрывопожароопасных веществ. Особенностью аварий, причиной которых являются события 2-ой и 3-ей групп, является то, что они возникают при нормальных значениях параметров процесса.
Специальный анализ условий возникновения аварий для событий 1-ой группы не проводился, т.к. персонал АЗС не в силах повлиять на эти события, а возможные максимальные последствия не отличаются от последствий аварий, вызванных событиями других групп.
Анализ опыта и особенностей аварий на других аналогичных объектах показывает, что, в общем случае, в ходе возникновения и развития любой конкретной аварии можно выделить отдельные стадии:
стадия 1 - события, представляющие прямую угрозу инициирования аварии;
стадия 2 - события, инициирующие аварию;
стадия 3 - развитие аварии;
стадия 4 - события, определяющие последствия воздействия поражающих факторов аварии (отравление и травмирование людей, разрушение сооружений, уничтожение имущества и т.п.).
В зависимости от конкретных обстоятельств и действий (или бездействия) персонала, масштабы возможных последствий от конкретной аварии могут сильно отличаться от максимально возможных. Масштабы возможных аварий в значительной степени определяются существующими на данном объекте системами обеспечения безопасности.
Максимальные масштабы аварий приняты, исходя из следующего:
при сливе, наливе и хранении топлива во всех технологических блоках АЗС возможно разрушение резервуаров автотопливоцистерн, резервуаров для приёма и хранения нефтепродуктов, ТРК, топливных баков ТС и насосного оборудования (объем парогазовых сред при этом принят максимально возможный).
В ниже следующих таблицах приведены результаты анализа опасности возникновения и развития аварий на рассмотренных технологических блоках АЗС.
Анализ состояния системы противоаварийной защиты (ПАЗ)
Систем противоаварийной защиты (ПАЗ) на площадке АЗС УАВР ООО «Газпром трансгаз Томск» не предусмотрено.
Автотранспортные цистерны, в которых перевозится топливо, снабжены дыхательными клапанами и уровнемерами.
Пульт управления процессом приема, хранения и отпуска нефтепродуктов установлен в операторной и поставляется комплектно с АЗС. Предусмотрен контроль уровня и температуры топлива, сигнализация наличия подтоварной воды, светозвуковая сигнализация максимального и аварийного уровней в резервуарах АЗС, контроль уровня в сборнике аварийных проливов и сборнике сточных вод, контроль загазованности на площадке АЗС при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР).
Система управления технологическим процессом предусматривает:
автоматизированное выполнение функции управления ТРК (по месту и из операторной);
отключение насосов ТРК при поступлении сигнала о пожаре и автоматически в аварийном режиме;
контроль и сигнализацию максимального аварийного уровней в резервуарах.
Площадка для АЦ, исключающая розлив по территории ТУАВР, оборудована аварийным резервуаром для приема ЛВЖ при разгерметизации АЦ.
Резервуары для хранения топлива оснащены системами контроля герметичности, дыхательными клапанами с огнепреградителями. 5.6.2 Условия возникновения и развития аварий для оборудования, входящего в технологический блок №1.
Площадка для слива нефтепродуктов из автотранспортных цистерн (АЦ)
№ ппПеречень возможных аварийОпознавательные признаки событияСпособы и средства предупреждения и локализации аварии и ликвидации ее последствий.Причины событияРассматриваемая стадия возникновения и развития аварии (рассматриваемое событие)Последствия событияНаименование оборудования: Автотранспортная цистерна, резервуар для хранения топлива. Тип оборудования: емкостное. Назначение аппаратов - прием, слив, хранение и транспортировка нефтепродуктов. Сценарий возникновения и развития аварий приведен в п. 3.5.1. Вероятность возникновения и развития аварий приведена в таблице №4.1.Смятие резервуара при опорожнении АЦ. Механический и коррозионный износ технических устройств автотранспортных цистерн. Неудовлетворительное состояние технических устройств, трубопроводов и раздаточных рукавов Нарушение правил технического обслуживания и ремонта технических устройств. Действие опасных факторов аварии на смежных блоках. Действие опасных факторов природного характера (ураган, землетрясение и др.).А-1.0. Разгерметизация или разрушение технических устройств автотранспортной цистерны или раздаточного рукаваА-2.1. Образование пролива. А-2.2. Образование взрывоопасного облака. А (Б) - 3.1 Пожар пролива. А (Б) - 3.2 Взрыв (хлопок) облака. Б-4.1. Разгерметизация или разрушения оборудования смежных блоков. Б-4.2. Воздействие теплового излучения на соседние объекты. Б-4.3. Загрязнение окружающей среды продуктами горения.Визуальные признаки пролива; наличие выброса, специфический запах нефтепродукта. Анализ воздушной среды.1. Использование обслуживающим персоналом СИЗОД. 2. Оповещение об аварии. 3. Вызов аварийно-спасательных служб. 4. Прекращение всех видов работ на территории АЗС, не связанных с ликвидацией аварии. 5. При разгерметизации резервуара автотранспортной цистерны и / или раздаточного рукава организовать эвакуацию АЦ с помощью жесткой буксировочной штанги, в случае необходимости опорожнить в резервуар для сбора нефтепродуктов при аварийных розливах. 6. Засыпка места пролива песком с последующим его удалением в специально отведенное место. 7. Вывод из зоны аварии работников сторонних организаций и лиц, не участвующих в ликвидации аварии.2.А-1.0. Разгерметизация или разрушение технических устройств автотранспортной цистерны или раздаточного рукаваА-2.1. Образование пролива. А-2.2. Образование взрывоопасного облака. А (Б) - 3.1 Пожар пролива. А (Б) - 3.2 Взрыв (хлопок) облака. Б-4.1. Разгерметизация или разрушения оборудования смежных блоков. Б-4.2. Воздействие теплового излучения на соседние объекты. Б-4.3. Загрязнение окружающей среды продуктами горения.Визуальные признаки пролива; наличие выброса, специфический запах нефтепродукта. Анализ воздушной среды.1. Использование обслуживающим персоналом СИЗОД. 2. Оповещение об аварии. 3. Вызов аварийно-спасательных служб. 4. Прекращение всех видов работ на территории АЗС, не связанных с ликвидацией аварии. 5. При разгерметизации резервуара автотранспортной цистерны и / или раздаточного рукава организовать эвакуацию АЦ с помощью жесткой буксировочной штанги, в случае необходимости опорожнить в резервуар для сбора нефтепродуктов при аварийных розливах. 6. Засыпка места пролива песком с последующим его удалением в специально отведенное место. 7. Вывод из зоны аварии работников сторонних организаций и лиц, не участвующих в ликвидации аварии. 8. Выставление постов ограждения опасной зоны.3А-2.1. Образование пролива. А-2.2. Образование взрывоопасного облака. А (Б) - 3.1 Пожар пролива. А (Б) - 3.2 Взрыв (хлопок) облака. Б-4.1. Разгерметизация или разрушения оборудования смежных блоков. Б-4.2. Воздействие теплового излучения на соседние объекты. Б-4.3. Загрязнение окружающей среды продуктами горения.Визуальные признаки; шум, грохот, вспышка.1. Использование обслуживающим персоналом СИЗОД. 2. Оповещение об аварии. 3. Вызов аварийно-спасательных служб. 4. Прекращение всех видов работ на прилегающей к АЗС территории, не связанных с ликвидацией аварии. 5. Выставление постов ограждения опасной зоны. 6. Вывод из зоны аварии работников сторонних организаций и лиц, не участвующих в ликвидации аварии. 7. Применение первичных средств пожаротушения.4А (Б) - 3.1 Пожар пролива. А (Б) - 3.2 Взрыв (хлопок) облака. Б-4.1. Разгерметизация или разрушения оборудования смежных блоков. Б-4.2. Воздействие теплового излучения на соседние объекты. Б-4.3. Загрязнение окружающей среды продуктами горения.Отравление и травмирование персонала, находящегося на прилегающей территории. Загрязнение окружающей среды.Визуальные признаки, специфический запах нефтепродукта на прилегающей территории. Анализ воздушной среды.1. Использование обслуживающим персоналом СИЗОД. 2. Оповещение об аварии. 3. Вызов аварийно-спасательных служб. 4. Прекращение всех видов работ на прилегающей к АЗС территории, не связанных с ликвидацией аварии. 5. Выставление постов ограждения опасной зоны. 6. Вывод из зоны аварии работников сторонних организаций и лиц, не участвующих в ликвидации аварии. 7. Применение первичных средств пожаротушения. 8. Оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим.
Условия возникновения и развития аварий для оборудования, входящего в технологический блок №2.
Резервуары для хранения топлива
№ ппПеречень возможных аварийОпознавательные признаки событияСпособы и средства предупреждения и локализации аварии и ликвидации ее последствий.Причины событияРассматриваемая стадия возникновения и развития аварии (рассматриваемое событие)Последствия событияНаименование оборудования: Резервуары для хранения топлива. Тип оборудования: емкостное. Назначение аппаратов - хранение нефтепродуктов. Сценарий возникновения и развития аварий приведен в п. 3.5.2. Вероятность возникновения и развития аварий приведена в таблице №4.1Отказ дыхательных клапанов на резервуарах. Нарушение технологии и правил безопасности при приеме, хранении и заправке ТС топливом. Нарушение правил технического обслуживания и ремонта резервуаров. Механический и коррозионный износ резервуаров. Действие опасных факторов природного характера (низкая температура наружного воздуха, землетрясение и др.)А-1.1. Разгерметизация или разрушение резервуара. А-1.2. Переполнение резервуара.А-2.1. Образование пролива. А-2.2. Образование взрывоопасного облака. А (Б) - 3.1. Пожар пролива. А (Б) - 3.2. Взрыв (хлопок) взрывоопасного облака. Б-4.1. Разгерметизация или разрушения оборудования смежных блоков. Б-4.2. Воздействие теплового излучения на соседние объекты. Б-4.3. Загрязнение окружающей среды продуктами горения.Визуальные признаки пролива; наличие выброса, специфический запах нефтепродукта. Анализ воздушной среды.1. Использование обслуживающим персоналом СИЗОД. 2. Оповещение об аварии. 3. Вызов аварийно-спасательных служб. 4. Прекращение всех видов работ на территории АЗС, не связанных с ликвидацией аварии. 5. Вывод из зоны аварии работников сторонних организаций и лиц, не участвующих в ликвидации аварии. 6. Засыпка места пролива песком с последующим его удалением в специально отведенное место.2.А-1.0. Разгерметизация или разрушение резервуара. А-1.2. Переполнение резервуара.А-2.1. Образование пролива. А-2.2. Образование взрывоопасного облака. А (Б) - 3.1. Пожар пролива. А (Б) - 3.2. Взрыв (хлопок) взрывоопасного облака. Б-4.1. Разгерметизация или разрушения оборудования смежных блоков. Б-4.2. Воздействие теплового излучения на соседние объекты. Б-4.3. Загрязнение окружающей среды продуктами горения.Визуальные признаки; наличие выброса, специфический запах нефтепродукта. Анализ воздушной среды.1. Использование обслуживающим персоналом СИЗОД. 2. Оповещение об аварии. 3. Вызов аварийно-спасательных служб. 4. Прекращение всех видов работ на территории АЗС, не связанных с ликвидацией аварии. 5. Вывод из зоны аварии работников сторонних организаций и лиц, не участвующих в ликвидации аварии. 6. Засыпка места пролива песком с последующим его удалением в специально отведенное место. 3А-2.1. Образование пролива. А-2.2. Образование взрывоопасного облака. А (Б) - 3.1. Пожар пролива.