Использование АОС 'Транспортная задача'

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    905,57 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование АОС 'Транспортная задача'

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Использование АОС «Транспортная задача»










Санкт-Петербург

Цель работы

Целью данной лабораторной работы является решение математической задачи, которая представлена в виде модели транспортной задачи.

 

Задание


Решить транспортную задачу методом потенциалов, используя АОС.

Согласно УМК условия задания (таблица №1) выбираются студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем каждым студентом индивидуально.

Таблица №1. Условия математической транспортной задачи для ее решения методом потенциалов

Поставщик

Потребители

Запасы

1

2

3

1

15

5

5


25

2

10

5

10


25

3

5

15

5


25

Потребность

30

25

20




Решение


Математическая модель транспортной задачи: F = ∑ ∑ cijxij, (1), при условиях:

∑ xij = ai при i = 1, 2,…, m, (2) и ∑xij = bj при j = 1, 2, …, n, (3).

С целью составления двойственной задачи переменные xij в условии (2) заменим на u1, u2, ui, ..., um, а переменные xij в условия (3) на v1, v2, vj,..., vn.

Поскольку каждая переменная xij входит в условия (2,3) и целевую функцию (1) по одному разу, то двойственную задачу по отношению к прямой транспортной задаче можно сформулировать следующим образом.

Требуется найти не отрицательные числа ui (при i = 1, 2, …, m) и vj (при j = 1, 2, …, n), обращающие в максимум целевую функцию: G = ∑ aiui + ∑ bjvjпри условии:

ui + vj ≤ cij, i = 1, 2, ..., m; j = 1, 2, ..., n (4).

В систему условий (4) будет mxn неравенств. По теории двойственности для оптимальных планов прямой и двойственной задачи для всех i, j должно быть: ui + vj ≤ cij, если xij = 0, ui + vj = cij, если xij ≥ 0,

Эти условия являются необходимыми и достаточными признаками оптимальности плана транспортной задачи.

Числа ui , vj называются потенциалами. Причем число ui называется потенциалом поставщика, а число vj - потенциалом потребителя.

Для упрощения решения математической транспортной задачи воспользуемся программным комплексом «АОС транспортная задача» разработанным студентом Сорокиным Д.Ю.

.По первой теореме двойственности в оптимальном решении значения целевых функций прямой и двойственных задач совпадают: F = G.

Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов в таблице №1 и отображена на рисунке №1.

транспортный задача потенциал поставка

Рисунок №1. Ввод исходных данных задачи в программу «АОС транспортная задача»

Проверим необходимое и достаточное условие разрешимости задачи:

a = 25+25+25= 75

b = 30+25+20= 75

Условие баланса соблюдается. Запасы равны потребностям. Следовательно, модель транспортной задачи является закрытой.

.Решим задачу диагональным методом или методом северо-западного угла

Благодаря программе «АОС транспортная задача» автоматически получен первый опорный план рисунок №2, который является допустимым, так как все грузы из баз вывезены, потребность магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений транспортной задачи.

Рисунок №2. Первый опорный план и проверка целевой функции

3.Подсчитаем число занятых клеток таблицы на рисунке №2.

Количество занятых клеток равно 5, а должно быть m + n - 1 = 5. Следовательно, опорный план является невырожденным.

Значение целевой функции для этого опорного плана равно:

(x) = 700

4.Проверим оптимальность опорного плана путем поиска предварительных потенциаловui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.

Благодаря программе «АОС транспортная задача» найдем предварительные потенциалы.

Результат поиска потенциалов отобразим на рисунке №3.

Рисунок №3. Результат поиска предварительных потенциалов в программе «АОС транспортная задача»

5.Проверим результат поиска предварительных потенциалов путем вычисления невязок.

С помощью программы «АОС транспортная задача» вычислим невязки.


Рисунок №4. Результат вычисления невязок в программе «АОС транспортная задача»

. Согласно полученным результатам на рисунке №4, выходит, что все потенциалы не равны нулю, следовательно,ui + vi>cij,тогда предложенный план не оптимален.

Следовательно, нажимается кнопка «Нет».

. На рисунке №5, программа «АОС транспортная задача» просит ввести «Координаты перевозки, вводимый в базис».

Рисунок №5. Ввод координат перевозки, вводимый в базис

. Произведем ввод «координаты перевозки, вводимый в базис», которые в данном случае будут: A(i) = 3 и B(j)= 1.

Ввод «координат перевозки, вводимый в базис» в программе «АОС транспортная задача» изображен на рисунке №6.

. В следующем окне программа «АОС транспортная задача» построит цикл поставок рисунке №7.

Рисунок №6. Ввод координат перевозки, вводимый в базис

Рисунок №7. Цикл поставок

Рисунок №8. Цикл поставок с удаленными ребрами

. В следующем окне (рисунке №7) программа «АОС транспортная задача» построит цикл поставок.

. Для дальнейшего решения задачи требуется в окне программы «АОС транспортная задача» выделить все ребра, которые не входят в цикл и удалить их.

В результате этих удалений получится цикл рисунок №8.

. Введем знаки для клетокA(2)B(2), А(2)В(3) и А(3)В(3).

В результате ввода знаков для клетокполучается, что значение клеток A(2)B(2) иА(3)В(3) отрицательное, а значение клеток A(2)B(3) и A(3)B(2) положительное, что изображено на рисунке №9.

Рисунок №9. Результате ввода знаков клетокA(2)B(2), А(2)В(3) и А(3)В(3)

. Выберем из клеток A(2)B(2)и А(3)В(3) минимальное количество товара, которое равняется 5, т.е. это значение находящиеся в клетке А(2)В(3).

Введем данное значение в поле «Из клеток помеченных знаком «-» выберите MIN значение».

В результате всех выше описанных действий с программой «АОС транспортная задача» получился новый опорный план, который изображен на рисунке №10.

Рисунок №10. Второй опорный план

Рисунок №11. Второй опорный план и проверка целевой функции

.Подсчитаем число занятых клеток таблицы на рисунке №11.

Количество занятых клеток равно 6, а должно быть m + n - 1 = 6. Следовательно, опорный план является невырожденным.

Значение целевой функции для этого опорного плана равно:

(x) = 625

.Далее итерация повторяется до тех пор, пока все потенциалыне станут равны нулю, следовательно ui + vi≤cij, тогда предложенный план оптимален.

На рисунке №12 можно увидеть результат деятельности программы «АОС транспортная задача», который подтверждает, что изначально предложенный план по доставке и распределения груза оптимален, и поздравление с его получением.

Рисунок №12. Окончательный вариант плана поставок товара предоставленный программой «АОС транспортная задача»

Похожие работы на - Использование АОС 'Транспортная задача'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!