Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры
Медицинские противопоказания при занятиях
физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при
тахикардии и аритмии
Реферат выполнила студентка 1 курса, 7 гр.
очного отделения социально-экономического факультета Ярушина Анна Владимировна
Академия Труда и Социальных Отношений
Кафедра Физической культуры
Москва, 2004.
На основании данных о состоянии здоровья
студенты распределяются на ряд медицинских групп, в том числе на специальную
медицинскую группу (далее спецмедгруппа). В спецмедгруппу попадают лица,
имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера,
требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным
медицинским программам. Невысокий уровень здоровья и низкая двигательная
активность молодежи - проблема, привлекающая внимание многих специалистов. Для
студентов спецмедгруппы за основу физического воспитания целесообразно брать
последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных
физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.
Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами - определение исходного и
необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической
подготовки. Величина физической нагрузки зависит от ряда компонентов: подбора
физических упражнений и их количества, исходных положений, темпа, ритма и
амплитуды выполнения, от продолжительности урока и других факторов.
Составленный комплекс должен обеспечивать равномерное распределение физической
нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и
поддержанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.
Следует осторожно включать в комплекс
упражнения на быстроту, с задержкой жыхания, наклоны и другие упражнения,
требующие значительного напряжения мышц плечевого пояса. Трудность упражнений
наод повышать постепенно, большое значение приобретает правильный подбор
упражнений для различных групп мышц, чередование напряжения и расслабления.
Упражнения должны оказывать равномерное воздействие на все мышечные группы.
Каждое предыдущие должно подготавливать организм к следующему и обеспечивать
чередование работы различных мышечных групп. При выполнении упражнений с набивными
мячами и гантелями наблюдается поочередное максимальное напряжение работающих
мышечных групп, а затем на расслабление, что положительно сказывается на
протекании физиологических процессов в организме. При выполнении упражнений на
снарядах основная нагрузка - на плечевой пояс, что приводит к повышению
внутригрудного давления и затруднению работы сердца. Упражнения, требующие
значительной физической силы, чередуются с упражнениями на расслабление, с
ходьбой в умеренном темпе. Этим достигается ускорение восстановительных
процессов в организме. На занятиях спецмедгруппы используются разнообразные
упражнения, оказывающие всесторонее воздействие на организм. В программу
занятий включаются гимнастические упражнения, элементы легкоатлетических
упражнений, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах.
Общеразвивающие упражнения - основной вид упражнений в спецмедгруппах, они
обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья.
Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков.
С их помощью легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать
на организм. В результате регулярных улучшается деятельность всех систем
организма, усиливается обмен веществ, укрепляется мускулатура, сохраняется правильная
осанка, воспитывается сила, ловкость, выносливость.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться
без предметов, с предметами и на снарядах.
1. Упражнения без предметов
1.1 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
выполняются из самых разнообразных исходных положений. Движения в стороны,
вверх, назад, вперед осуществляются как прямимы руками, так и согнутыми в
локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для
других мышечных групп.
1.2 Упражнения для мышц шеи - наклоны головы
вперед, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.
1.3 Упражнения для мышц ног - различные
движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперед и другие.
После упражнений, направленных на развитие
той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление,
нормализующее мышечный тонус.
К упражнениям без предметов относятся
упражнения в сопротивлении, выполняемые в парах. Они способствуют общемцу
физическому развитию организма, развитию гибкости,.. силы и повижности
суставов.
2. Упражнения спредметами используют для
развития силы, гибкости, координационных способностей. При их выполнении на
организм оказывается дополнительная нагрузка благодаря увеличивающейся
амплитуде движений, усложняется координация, предъявляются повышенные
требования к точночти движений.
2.1 Упражнения с гимнастической палкой
незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанке,
навыков правильной и красивой ходьбы.
2.2 Упражнения с малыми мячами - в основном в
женских группах. Это подбрасывания мяча и его ловля в самых различных
вариантах.
2.3 Упражнения с волейбольными и
баскетбольными мячами особенно широко используются в спецмедгруппах. Это
поднимания мяча руками, движения с мячом в сочетании с наклонами и т.п.
2.4 Упражнения снабивным мячом помогают
избирательно развивать отдельные группы мышц, последовательно увеличивая
нагрузку.
2.5 Упражнения с гантелями эффективны для
укрепления мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног.
3. Упражнения на снарядах занимают большое
место среди других упражнений. Они применяются с целью общего и избирательного
воздействия на определенные мышечные группы, суставы, для облегчения ряда
упражнений.
3.1 Упражнения на гимнастической стенке
служет средством общего и специального воздействия на организм. Они позволяют
содействовать развитию силы, гибкости и выносливости.
3.2 Упражнения на гимнастической скамейке
способствуют разностороннему развитию организма, устранению дефектов осанки.
4. Упражнения спецнаправленности применяются
для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма. К ним относят
упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и
ритмичности дыхания, коррегирующие упражнения.
5. Прикладные упражнения - ходьба, бег,
прыжки, метание и т.п. Цель -совершенствование естественных движений, повышение
уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния всех
систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации
деятельности отдельных органов и систем организма, они способствуют развитию
навыков овладения телом, поддержания правильной осанки, учат ориентации во
времени и пространстве, улучшают ориентацию во времени и пространстве, повышают
двигательную координацию, выносливаость, силу, гибкость, быстроту, ловкость.
6. Спортивные и подвижные игры имеют большое
значение для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на
движущиеся предметы, выносливость, сила, равновесие, точность и др. Во время
проведения игровыхупражнений движения непрерывно меняются, напряжение чередуется
с расслаблением мышц.
В занятиях со спецмедгруппами наибольшее
применение нашли подвижные игры, а также волейбол и баскетбол.
6.1 Подвижные игры широко используются в
основной и заключительной частях занятия, где им отводится 3-7 минут. К таким
играм относят "Третий лишний", "Тяни в круг", "День и
ночь" и др.
6.2 Волейбол приемлем для людей, занимающихся
в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо
обучить занимающихся основным техническим элементам этой игры.
6.3 Баскетбол оказывает большое
физиологическое и эмоциональное воздействие на организм.
На занятиях спецмедгруппы проводят игры по
упрощенным правилам. Игра продолжается не более 3-5 минут по 2-4 периода, между
периодами - отдых.
7. Плавание - прекрасное средство общей физической
подготовки человека, имеющее большое прикладное значение. Оно способствует
развитию выносливости, дыхательной мускулатуры, увеличению жизненной емкости
легких, лучшей адаптации организма к изменинеиям температуры внешней среды.
8. Лыжи - замечательное средствоукрепления
здоровья и закаливания организма. Ходьба на лыжах развивает опорно-двигательный
аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает работоспособность
и выносливость.
Основной задачей занятий со спецмедгруппами
является укрепление здоровья студентов, лечение и профилактика различных
заболеваний. Основная особенность группы - она комплектуется студентами с
различными травмами и заболеваниями, поэтому занятия в этих группах должны
строиться с учетом индивидуальных особенностей и диффиренцированной нагрузкой.
Желательно разделить занимающихся на группы с аналогичными заболеваниями.
Комплекс упражнений при миопии
Миопия (блтзорукость) - нарушение зрения, при
котором рассматриваемый предмет хорошо виден только на близком расстоянии.
Важное место в профилактикемиопии и ее прогруссирования занимают физические
упражнения общеразвивабщего характера в сочетании со специальными упражнениями
для ресничной мышцы, способствующие восстановлению зрения.
Упражнения
1. Исходное положение - сидя. Крепко
зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
2. Исходное положение - сидя. Бычтрое
моргание в теченеи 1-2 мин.
3. Исходное положение - стоя. 1-смотреть
вдаль прямо перед собой; 2- поставить палец руки по средней линии лица на
расстояние 25-30 см. от глаз; 3- перевести взгляд на конец пальца и смотреть на
него 3-5 сек.; 4- опустить руку. Повторить 10-12 раз.