Исследование торговой панели г. Краснодара
Содержание
Введение________________________2
Исследования_____________________3
Комплекс
маркетинга________________8
Заключение______________________11
Приложение 1
«Фотографии»__________12
Приложение 2
«Карта»______________18
Приложение 3
«Диаграмма»___________20
Введение
В наши дни существует немало понятий маркетинговой
деятельности. Но в основе понятия “маркетинг” лежит термин “рынок”
(англ. «market»). Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную
деятельность. Маркетинг – это такой вид рыночной деятельности, при
котором производитель использует системный подход и программно-целевой метод
решения хозяйственных проблем. То есть, рынок, его требования и характер
реакции являются основным критерием эффективности деятельности. Основной
принцип производителей, работающих на основе принципов маркетинга, - производить
только то, что требуют рынок, покупатель.
Для того, чтобы производитель точно знал, что
требуется покупателям, производятся маркетинговые исследования. Они позволяют узнать,
где покупателю удобнее всего приобретать продукцию, и какую именно продукцию он
предпочитает.
В разных микрорайонах нашего микрорайона существует
разное «торговое лицо», разная концентрация предприятий разного типа. Например,
в «спальных» районах преобладают продуктовые магазины и магазины с предметами
первой необходимости. Но уже ближе к центру города концентрируются ювелирные
магазины, магазины, предлагающие большой выбор обуви, одежды и т.д.
Мы решили доказать это, проведя маркетинговые исследования
на территории района Гидростроителей, который относится к числу «спальных»
районов. Целью нашей работы является изучение торгового лица этой
территории.
Перед нами стояла задача – исследовать все
негосударственные предприятия на предмет правовой грамотности предпринимателей.
Как мы справились с задачей, судить Вам. Перед вами
наш отчёт.
Исследование
торгового лица
микрорайона
Гидростроителей
Сначала мы представим Вам полный список
исследованных торговых точек. Затем детально рассмотрим их по отдельности.
Таблица 1
Полное название предприятия
|
Время работы
|
Уголок потребителя
|
Сфера деятельности
|
Услуги
|
Реклама
|
ЧП
«Терехова»
|
9:00-19:00
|
1
|
Лекарства
и средства ухода за животными
|
Практикующий
ветеринарный врач
|
Наружная
– вывеска. Брошюра.
|
ЧП
«Теремок»
|
8:00-20:00
|
Отсутствует
|
Игрушки,
подарки
|
Советы
по приобретению нужного товара
|
Наружная
– вывеска, стенд
|
ЧП
«Калашникова И. В.»
|
9:00-20:00
|
Отсутствует
|
Книги,
печатные издания, канцтовары
|
|
Наружная
– вывеска
|
ООО
«Алмакс»
|
9:00-21:00
|
3
|
Продукты
питания, вино-водочные и табачные изделия
|
Советы
по приобретению нужного товара
|
Наружная
– вывеска
|
ООО
«Дюма»
|
9:00-22:00
|
1
|
Аудио-,
видеопродукция, компакт-диски
|
Прослушивание
аудиокассет и компакт- дисков, просмотр видеокассет
|
Отсутствует
|
ЧП
«Татлок»
|
8:00-19:00
|
2
|
Продукты
питания,
|
|
Наружная
– вывеска,
|
ЧП
«Ломакин»
|
8:30-20:00
|
|
Продукты
питания, вино-водочные изделия
|
|
Наружная
– вывеска
|
ООО
«Ромашка»
|
9:00-21:00
|
1
|
Продукты
питания
|
|
Наружная
– вывеска
|
ООО
«Хлеб»
|
8:00-20:00
|
2
|
Хлебопекарные
и молочные изделия
|
|
Отсутствует
|
ЧП
«Автозапчасти»
|
9:00-18:00
|
2
|
Советы
продавца
|
Наружная
– вывеска, указатели
|
ИП
«Продукты»
|
8:00-22:00
|
3
|
Продукты
питания, морепродукты, деликатесы
|
Летнее
кафе при магазине
|
Наружная
– вывеска, стенд
|
ИП
«Идеал», парикмахерская
|
8:00-20:00
|
2
|
|
Маникюр,
педикюр, стрижка, укладка
|
Наружная
– стенд
|
ООО
«Мария»
|
10:00-22:00
|
Отсутствует
|
Продукты
питания
|
|
Наружная
– вывеска
|
ИП
аптека «Юнис»
|
8:00-20:00
|
2
|
Лекарства
и сопутствующие товары
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Imperator»
|
8:00-23:00
|
3
|
Вино-водочные
изделия
|
Советы
продавца-консультанта
|
Наружная
– стенд, афиша
|
ИП
салон-магазин «Подарки»
|
7:00-22:00
|
2
|
Открытки,
цветы, статуэтки, посуда
|
Упаковка
подарков
|
Наружная
– вывеска, указатели
|
ЧП
«Любава»
|
8:00-20:00
|
1
|
Продукты
питания
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Меридиан»
|
8:00-21:00
|
Отсутствует
|
Продукты
питания, хлебобулочные изделия
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Танго»
|
10:00-19:00
|
3
|
Одежда,
обувь, трикотажные изделия
|
Рекомендации
продавца
|
Наружная
– указатели, вывеска. Реклама в местных СМИ
|
ИП
«Лилия»
|
7:00-19:00
|
2
|
Продукты
питания
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Детское питание»
|
9:00-20:00
|
Отсутствует
|
Детские
продукты питания
|
|
Наружная
– стенд, вывеска
|
ИП
«Конфеты»
|
9:00-20:00
|
3
|
Шоколадные
изделия
|
Принимаются
заказы
|
Наружная
– вывеска
|
ИП
«Ткани»
|
8:00-20:00
|
2
|
Рекомендации
продавца
|
Наружная
– вывеска
|
ООО
«Изюминка»
|
8:00-20:00
|
3
|
Кондитерские
изделия
|
Принимаются
заказы на торты
|
Наружная
– стенд, вывеска
|
ИП
«Волшебный сундучок»
|
9:00-20:00
|
1
|
Товары
для детей
|
|
Наружная
– вывеска
|
ИП
«Индиго»
|
9:00-20:00
|
2
|
Джинсовая
одежда
|
Примерка
|
Наружная
– стенд, вывеска
|
ООО
«Солнышко», парикмахерская
|
8:00-20:00
|
1
|
|
Стрижка,
укладка, маникюр
|
Наружная
– стенд, вывеска
|
ИП
«Модная одежда»
|
10:00-20:00
|
2
|
Одежда,
обувь и аксессуары
|
Примерка,
советы продавца
|
Наружная
– вывеска
|
ИП
«Золушка»
|
7:00-20:00
|
2
|
Одежда,
аксессуары
|
|
Наружная
– вывеска
|
ИП
«Нижнее бельё»
|
10:00-20:30
|
2
|
Мужское
и женское нижнее бельё
|
Консультация
продавца
|
Наружная
– вывеска
|
ООО
«24 часа»
|
Круглосуточно
|
2
|
Продукты
питания
|
|
Наружная
– вывеска, стенд
|
ЧП
«Хозяйственные товары»
|
9:00-18:00
|
1
|
Хозяйственные
товары, парфюмерия, косметика
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Товары для детей»
|
8:00-19:00
|
3
|
Детское
питание, одежда, обувь, игрушки, предметы гигиены
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Даша»
|
8:00-20:00
|
2
|
Продукты
питания
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Продукты»
|
9:00-18:00
|
2
|
Молокопродукты
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Ткани»
|
10:00-18:00
|
3
|
Ткани,
швейные принадлежности
|
ЧП
«Аптечный магазин»
|
8:00-20:00
|
1
|
Лекарства
и средства для оказания первой помощи
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Тюль»
|
10:00-20:00
|
2
|
Ткани,
нитки, швейные принадлежности
|
Рекомендации
продавца-консультанта
|
Наружная
– вывеска, стенд
|
ЧП
«Парфюмерия и косметика»
|
9:00-19:00
|
3
|
Косметика,
парфюмерия
|
|
Наружная
– вывеска
|
ЧП
«Слава»
|
9:00-22:00
|
2
|
Продукты
питания, вино-водочные и табачные изделия
|
|
Наружная
– вывеска, стенд
|
ООО
«Лоран»
|
Круглосуточно
|
2
|
Продукты
питания, вино-водочные и табачные изделия
|
|
Наружная
- вывеска
|
ООО
«Люкс Т.О.», парикмахерская
|
8:00-20:00
|
3
|
|
Стрижка,
укладка, окраска волос, маникюр, педикюр,
|
Наружная
– вывеска
|
Как уже видно из таблицы 1, в исследуемом объекте
преобладают продуктовые магазины. Это объясняется тем, что микрорайон относится
к числу «спальных» районов города Краснодара. Населению требуются пищевые
продукты, такие как хлебобулочные продукты, мясомолочные продукты, овощи,
фрукты. А предприниматели располагают свои магазины по всей территории района
для удобства покупателя.
В основной массе исследованных магазинов не замечено
грубых, вопиющих нарушений.
Но в некоторых магазинах такие нарушения есть.
Например, в ЧП «Теремок» очень эффектно и аккуратно оформлена витрина, расставлены
стенды с рекламой, но отсутствует уголок потребителя, бэджи у продавцов,
неаккуратно, но грамотно заполнены ценники товара.
Зато в ООО «Алмакс», где преобладает вино-водочная
продукция, продавцы одеты в фартуки, к которым прикреплены бэджи, сделанные по
всем правилам. Уголок потребителя также оформлен по правилам (фото «Алмакс»).
ЧП «Терехова» расположено в помещении обычной
аптеки, но, в отличие от неё, специализируется не на лечении человека, а на
лечении домашних животных. Здесь очень широк ассортимент – корм, лекарства и
шампуни для собак и кошек, хомяков и попугаев и других домашних животных.
Помимо этого, Терехова Ольга Борисовна является практикующим ветеринарным
врачом. Но уголок потребителя не оформлен надлежащим образом (фото «Аптека»).
ООО «Ромашка», как и многие другие продуктовые
магазины этого района, оформлен достаточно грамотно (фото «Ромашка»), но некоторые
замечания всё-таки есть. Кстати, эти замечания относятся также к следующим магазинам
такого типа и одинаковы для них всех:
1.
Ценники, как правило, заполнены небрежно, кое-где даже с грамматическими
ошибками.
2.
Продавцы обслуживают покупателей без бейджей, в некоторых магазинах даже
нет форменных фартуков.
3.
Уголок потребителя представляет собой несколько сертификатов и лицензий,
наклеенных в самых неприметных местах.
Но к ИП «Продукты» (фото «Продукты»), формально
представляющий тот же тип, что и ООО «Ромашка», эти замечания не относятся.
Уголок потребителя расположен возле входа в магазин и хорошо заметен
покупателю, продавцы предельно вежливы с клиентами.
Также очень удобно расположен уголок потребителя и в ЧП «Татлок» (фото «Татлок»).
Единственное замечание, которое можно предъявить к этому магазину – отсутствие
книги жалоб и предложений.
В ООО «Хлеб» уголок потребителя расположен под потолком, очень высоко, хотя
и оформлен неплохо (фото «Хлеб»). На магазине нет вывески, продавец не одет
надлежащим образом.
Та же самая ситуация наблюдается во многих других
предприятиях этого района. Пример – ЧП «Автозапчасти» (фото «Авто»). Здесь, как
и в ООО «Хлеб», вывеска, стенд, уголок потребителя оформлены хорошо, но
последний завешан продукцией так, что его и не разглядишь. Те же замечания и к
внешнему виду продавца.
Все вышеперечисленные замечания относятся в равной
степени и ко всем остальным исследованным торговым точкам.
При сравнении трёх исследованных парикмахерских - ИП
«Идеал», ООО «Солнышко» и ООО «Люкс Т.О.» – хочется отметить правовую
грамотность владельцев ООО «Люкс Т.О.». ИП «Идеал» и ООО «Солнышко»
представляют собой 2-3 обычные комнаты с парикмахерскими принадлежностями. Но в
ООО «Люкс Т.О.» мастера обслуживают клиентов в чистых фартуках, замечательно
представлен уголок потребителя, есть прейскурант услуг женского и мужского
залов.
В целом, торговое лицо района составляют продуктовые
магазины.
Комплекс маркетинга
За объект исследования комплекса маркетинга мы
решили взять сухарики.
В прошлом этот пищевой продукт был столь же обычным на
столах, как и основной ингредиент – хлеб. Редкая хозяйка не заготавливала их
впрок. Особо умелые повара знали рецепты таких кушаний, к которым в качестве
закуски полагались только сухари. По мере развития хлебобулочной промышленности
появлялось много видов сухариков: сладкие, солёные и так далее.
Но только недавно развитие этого продукта пошло резко
вверх. Заводы начала выпускать сухарики с различными вкусовыми добавками: с
солью, сыром, беконом, салями, петрушкой и так далее. В любом продуктовом
магазине сейчас можно увидеть как минимум несколько видов сухариков,
представленных разными фирмами.
Мы провели опрос среди людей
разного возраста (всего было опрошено 50 человек). Мы узнавали их мнение о
трёх, на наш взгляд, основных фирмах-производителях сухариков. Результаты
изложены в таблице. Диаграмма результатов опроса представлена в Приложении 2.
Таблица 2
Вопросы:
|
«Кириешки»
|
«Три корочки»
|
«Сухарики от тёщи»
|
1.
Какие сухарики Вы предпочитаете?
|
22
|
15
|
13
|
2.
Какие сухарики Вам больше подходят по цене?
|
10
|
23
|
17
|
3.
Какая марка, по-Вашему, больше остальных разрекламирована?
|
34
|
10
|
6
|
4.
Какие сухарики Вы стали бы регулярно употреблять в пищу (как, например,
хлеб)?
|
10
|
28
|
12
|
5.
Какие сухарики больше всего подойдут в качестве закуски?
|
5
|
4
|
6.
Какие сухарики предлагаются в самой эффектной упаковке?
|
16
|
18
|
16
|
Цена избранного нами товара варьируется от 2-2,5
рублей до 6-7 рублей в зависимости от веса, упаковки и производителя. Например,
сухарики «Три корочки» могут быть представлены в упаковке “мини”, которая стоит 3-4 рубля, или в упаковке “макси”, которая
стоит 6-7 рублей.
Но не цена – главная характеристика товара. Как видно
из результатов опроса, многие потребители предпочитаю сухарики «Кириешки». Эти
сухарики имеют много разных сортов, сравнительно недорогие (5-6 рублей) и очень
вкусные. Производители этих сухариков стимулируют их сбыт рекламой на радио
«Европа плюс». Кстати, единственная реклама сухариков, которую мы слышали или
видели в СМИ, это реклама именно сухариков «Кириешки».
По результатам опроса и по результатам дегустации мы
решили, что сухарики «Кириешки» лучше остальных.
Заключение
Целью нашей работы являлось определение торгового
лица территории микрорайона Гидростроителей.
Как видно из карты (Приложение 3 «Карта»), в
микрорайоне больше всего продуктовых магазинов и магазинов, где наряду с продуктами
предлагаются товары, которые могут понадобиться современному человеку в любую
минуту. К этим товарам относятся ручки, бумага, предметы гигиены, батарейки,
лейкопластырь и многие другие товары.
Микрорайон Гидростроителей относится к числу
«спальных» районов. Жители таких районов предпочитают покупать одежду, обувь,
бытовую технику в центре города, где больше специализированных магазинов и
богаче выбор нужного товара. Главное, что нужно человеку каждый день – продукты
питания. И покупатель предпочитает те продуктовые магазины, которые находятся
недалеко от дома. Именно этим объясняется большая концентрация продуктовых
магазинов в микрорайоне Гидростроителей.
Условные обозначения,
нанесённые на карту исследованной территории:
Продукты питания
Товары первой необходимости
Аптеки
Хлебобулочные изделия
Канцелярские товары, книги, периодические печатные издания
Аудио-, видеокассеты, компакт-диски
Автомобильные запасные части
Подарки, игрушки, открытки
Парикмахерские
Одежда, обувь, ткани и аксессуары
Кондитерские изделия, шоколад, конфеты
Жилые дома
Реферат
Данный отчет содержит 20 страниц, две таблицы и четыре
приложения. В число приложений входят фотографии исследованных объектов, карта
микрорайона Гидростроителей, диаграмма и законы, регулирующие правовые аспекты
предпринимательской деятельности.
Ключевые слова, употреблявшиеся в работе:
маркетинг, предпринимательство, рынок, производитель, потребитель, оформление,
реклама, комплекс маркетинга, продукт, товар, информация.
Цель работы - определение торгового лица
территории микрорайона Гидростроителей. Объект исследования - все
коммерческие предприятия. Результат - торговое лицо территории
микрорайона Гидростроителей представлено в основном продуктовыми магазинами.
Уголок потребителя оценивается по
трёхбалльной шкале. Оценка «3» – отлично, соответствует требованиям, «2» – не
вполне соответствует требованиям или плохо оформлен, «1» – не соответствует
требованиям.