№ 03-02-07/1-190).
Итак, при введении системы электронного документооборота и электронной отчетности необходимо: установить в локальном нормативном акте, например в учетной политике, порядок осуществления электронного документооборота: какую отчетность, в каком виде организация предоставляет; заключить договор с уполномоченной организацией (оператором) для приобретения электронной цифровой подписи и установления программного обеспечения; соблюдать формат первичных и отчетных документов; следить за отсутствием технических ошибок; хранить документы, подтверждающие своевременность передачи электронных документов и отчетности, и, возможно, некоторые из них хранить на бумажном носителе [25, с. 10-12].
Электронный документооборот позволяет увеличить скорость передачи данных, потому что по нормативным документам в той же почтовой службе России доставка корреспонденции по стране составляет от 5 до 35 дней - это официальные нормативы Почты России.
Также электронный документооборот позволяет взаимодействовать фактически круглосуточно, что очень важно с учетом большого пространства России и часовых поясов. Кроме того, электронный документооборот позволяет обеспечивать конфиденциальность документов. Есть различные технологии, сертифицированные программные средства, с помощью которых документ может прочитать только отправитель и только получатель - и никто больше. При этом, если используется электронно-цифровая подпись, то, если кто-то внесет в данный документ какие-то исправления, это сразу будет выявлено. С другой стороны, это гарантированная доставка, потому что технологии обеспечивают возможность фактически мгновенно подтвердить, что данный документ доставлен. Это основные моменты для хозяйствующих субъектов.
Если рассматривать государственные органы, то они тоже заинтересованы в этом, потому что это влияет на оперативность и достоверность поступления информации. С другой стороны, ускоряет процесс обработки документов, снижает очереди, в конце концов и позволяет эффективно использовать ресурсы - и человеческие, и технические.
Электронный документооборот, безусловно, имеет свою специфику. Электронный документ - это не бумажный документ. Какие можно выделить специфические области, на которые необходимо обращать внимание при принятии решения о переходе? Во-первых, любая организация должна быть организационно готова к этому процессу. То есть должны быть соответствующие люди, которые этим процессом управляют. Должны быть соответствующие программно-технические средства, которые умеют работать с этими электронными документами.
Очень непростая область - управление сертификатами электронной цифровой подписи. Это новое понятие. Собственноручная подпись всем понятна - ручка и кисть, электронная цифровая подпись несколько отличается. Самое главное - любой сертификат имеет ограниченный срок действия, и за этими процессами надо следить. Год сертификата истекает, необходимо получать новый, необходимо обновить информацию об изменившихся сертификатах партнеров, потому что они становятся недействительными. И за всем этим надо либо следить самому, либо пользоваться услугами компаний, которые делают это за тебя.
Наверное, довольно сложная проблематика - это хранение. Как хранить в папках, шкафах, складах мы все понимаем. Электронное хранение - интуитивно с ним тоже вроде понятно, но есть какие-то риски: сломался диск у сервера и вдруг весь мой архив за пять лет просто перестал существовать. То есть это тоже необходимо организовывать либо заказывать такие услуги у каких-то организаций, которые такие услуги предоставляют, - электронный архив, резервное копирование [19, с. 28-30].
Рассматривая трансформацию современных систем электронного документооборота, необходимо проанализировать использование такого рода информационных ресурсов в государственных структурах. На текущем этапе происходит реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия", целью которой является повышение качества и эффективности государственного управления, сокращение времени вынужденного ожидания предоставляемых услуг для населения и т.д [2].
вертикальное. Документы различного типа (приказы, распоряжения, письма, постановления и т.д.) создаются, проходят согласование в необходимых инстанциях, затем поступают для ознакомления к подчиненным, если это необходимо. Далее следует создание поручений на основании этих документов заинтересованными лицами, обычно из числа руководящего состава, для своих подчиненных сотрудников. Задача анализируется и выполняется. Затем руководитель получает уведомление о завершении исполнения задачи, при этом существует возможность возврата поручения на доработку или утверждения, если оно выполнено корректно;
горизонтальное. Движение документов между ведомствами или подразделениями. Если представитель населения обращается с каким-либо запросом в государственные учреждения, то он в свою очередь предоставляет определенный набор документов. Соответственно, при следующем обращении эти документы предоставлять не нужно, они могут быть запрошены одним ведомством у другого. Также необходимо обращение одного государственного ведомства к другому для решения совместных задач или получения необходимых документов;
внешнее - предоставление информации юридическим или физическим лицам. Этот пункт отличает системы электронного документооборота, используемые в коммерческих организациях, от применяемых в государственных учреждениях;
территориально-распределенное. Каждый субъект Российской Федерации имеет свои государственные учреждения различных видов (образовательные, здравоохранения, культуры и т.д.), все они должны обмениваться между собой информацией, причем их системы электронного документооборота написаны с использованием различного программного обеспечения. Следовательно, при реализации и внедрении такого рода информационных систем следует учесть, что должны существовать определенные правила для документов, передаваемых из одного ведомства в другое, т.е. системы электронного документооборота должны быть взаимоинтегрируемы.
Если рассмотреть возможности различных современных систем электронного документооборота, представленных на рынке программного обеспечения, то можно увидеть, что все они обладают необходимыми для работы возможностями и полезными свойствами, но реализованы на различных платформах и имеют неодинаковую стоимость. Поэтому для каждого предприятия важно сделать правильный выбор оптимальной информационной системы, непосредственно подходящей для определенной организации [24, с. 70-73].
Также стоит отметить, что плюсов внедрения СЭД множество, все и не перечислить, но все-таки попробуем назвать главные из них. Бесспорным является тот факт, что внедрение системы электронного документооборота дает значительный экономический эффект, однако количественная его оценка является сложным процессом, т.к. приходится учитывать множество факторов.
Прямой эффект от внедрения системы позволяет экономить средства, затрачиваемые на расходные материалы, оплату служб почтовой и курьерской доставки, ксерокопирование материалов, уменьшает трудозатраты. Косвенным эффектом являются те преимущества управления, которые значимы для функционирования организации: прозрачность управления, контроль исполнительской дисциплины и т.п.
Итак, внедрение систем электронного документооборота позволяет:
· полностью автоматизировать процесс работы с документами;
· обеспечить организацию работы с удаленными пользователями и группами пользователей;
· обеспечить интеграцию с внешними системами электронной почты;
· наращивать базовые возможности СЭД с помощью модульности и наличия встроенных инструментальных средств;
· обеспечить процесс одновременной работы в системе неограниченного числа пользователей;
· повысить эффективность работы с документами;
· повысить корпоративную культуру работы с документами;
· значительно уменьшить объемы бумажного документооборота;
· значительно сократить время на обработку и пересылку документов, время поиска документов, время согласования и утверждения проектов документов;
· обеспечить все документационные процессы с одновременным использованием электронных и бумажных версий документов;
· упорядочить процесс регистрации всех видов документов;
· обеспечить управление потоками работ (передача документов между исполнителями);
· обеспечить процесс работы с взаимосвязанными документами;
· обеспечить управление документом на протяжении всего жизненного цикла;
· обеспечить прозрачность всех процессов с момента создания документа до момента его сдачи в архив;
· проследить историю создания документа;
· обеспечить четкий процесс согласования и утверждения документов;
· выстроить отлаженную систему поручений;
· обеспечить четкий контроль исполнительской дисциплины;
· производить сортировку документов по любым критериям;
· обеспечить поиск информации по различным атрибутам и полнотекстовый поиск;
· обеспечить автоматизацию сбора и анализа статистических данных о движении документов;
· обеспечить архивное хранение электронных образов документов;
· обеспечить регламентацию прав доступа;
· обеспечить мгновенный доступ к документам;
· уменьшить количественные потери документов;
· увеличить производительность труда;
· сократить затраты на подготовку документов к сдаче в архив и архивное хранение документов;
· придать юридическую силу электронным документам;
· сократить затраты на курьерские и почтовые услуги;
· сократить количество внутренних и внешних курьеров;
· обеспечить ведение информационно-справочной базы.
Минусов гораздо меньше, но они существенные:
· Пробелы в информационной безопасности. Это общая проблема. Рынок наводнен "пиратским" дисками с перекачанными базами данных серьезных государственных структур, имеющих хорошую защиту, что уж говорить о предприятиях мелкого и среднего рынка. Конкуренция - закон бизнеса. Недобросовестному конкуренту получить информацию, размещенную на бумажных носителях, сложнее: документы могут храниться в разных помещениях, шкафах (столах, сейфах), разрозненных папках. С электронными базами данных проще. Современные хакеры посредством удаленного доступа взламывают дорогостоящие программы с высочайшей степенью защиты.
· Резкое увеличение потока документооборота. Как результат - серверы не справляются, падает производительность труда. При наличии бумажного документооборота такой резкий рывок невозможен.
· Увеличение трудозатрат как следствие увеличения документооборота. Работодатель не успевает адекватно реагировать на подобные скачки в принятии решений по кадровым вопросам. Объемы возрастают, тогда как штатный состав остается прежним.
Несмотря на минусы, плюсы внедрения СЭД все же перевешивают [22, с. 15].
2.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ
2.1 Виды документов и системы электронного документооборота
На первый взгляд, работа по составлению документов, их оформлению, учету, по контролю за исполнением представляется достаточно рутинной. Однако история развития документоведения и практики делопроизводства, наблюдения за эволюцией форм документооборота показывают, что среда создания и обращения документированной информации является зеркалом, отражающим важнейшие социальные процессы, жизнь общества и каждого человека во всем их многообразии. Документирование информации, создание отдельных документов, их собраний, массивов - процесс творческий. Он самым тесным образом связан как с развитием научно-технического прогресса, так и с историей управления делами государственными, частными и личными.
Стоит напомнить, что первые навыки и традиции в организации государственного (царского) управления в России формировались вокруг составления документов, фиксирующих те или иные события, решения властных структур [26, с. 5].
Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы. Первая - это документы по общим и административным вопросам, т. е. вопросам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия. Вторая группа - документы по функциям управления. Такие документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.
Организационно - распорядительные документы (ОРД) можно разделить на три группы.
организационные (положения, устав, инструкция, правила). Эти документы определяют правовое положение и основные задачи учреждения, организации, предприятий и их структурных подразделений;
распорядительные (приказ, решение, постановление, распоряжение, указание). Такой документацией оформляется распорядительная деятельность должностных лиц и коллегиальных органов. Распорядительные документы вместе с тем являются средствами передачи письменных указаний подчиненным учреждениям, организациям, предприятиям и конкретным лицам;
справочно-информационные (протокол, докладная и объяснительная записки, справка, акт, письмо).
Оформление всех этих документов унифицировано, но по содержанию они могут быть совершенно разными:
по месту составления: внутренние (документы, составляемые работниками данного предприятия) и внешние (документы, поступающие из других предприятий, организаций и от частных лиц);
по содержанию: простые (посвященные одному вопросу) и сложные (охватывающие несколько вопросов);
по форме: индивидуальные, когда содержание каждого документа имеет свои особенности (например, докладные записки), трафаретные, когда часть документа отпечатана, а часть заполняется при составлении, и типовые, созданные для группы однородных предприятий. Как правило, все типовые и трафаретные документы печатаются типографским способом или на множительных аппаратах;
по срокам исполнения: срочные, требующие исполнения в определенный срок, и несрочные, для которых срок исполнения не установлен;
по происхождению: служебные, затрагивающие интересы предприятия, организации, и личные, касающиеся конкретного лица и являющиеся именными;
по средствам фиксации: письменные, графические, фотокинодокументы и т. д.
по виду оформления: подлинные, копии, выписки, дубликаты;
Подлинник - это подписанный и надлежащим образом оформленный экземпляр документа, составленный в первый раз. Копия- повторное, абсолютно точное воспроизведение подлинника (с пометкой "копия"), засвидетельственное в установленном порядке соответствующим должностным лицом. На копиях служебных документов, требующих особого удостоверения, в обязательном порядке ставятся подпись руководителя и печать.
Иногда для работы требуется не копия с подлинного документа, а выписка из того или иного его раздела. При оформлении выписки обязательно надо указать, из какого документа она сделана. Правильность составления выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью.
Предприятиям и организациям предоставлено право, в случае утери владельцем подлинного документа выдавать ему соответствующий дубликат (с пометкой "дубликат"), имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником [23, с. 24-25].
Новые условия научно-технического прогресса и изменения в экономике, политике, культуре ставят и новые задачи в документальном сохранении истории ХХI века, в информационном обеспечении всех форм деятельности современного общества. Как "чувствует" себя документ в условиях информационного, компьютерного общества, в киберпространстве новых технологий - на этот и другие вопросы пытаются ответить авторы сборника. Постановка некоторых назревших проблем, прежде всего нормативно-правового регулирования электронного документа и его включения в системы обращения документированной информации, находятся в центре внимания специалистов в области информационного права.
Формирование "информационного общества" связано с факторами, которые затрагивают сферу обращения документированной информации. Во-первых, изменяются состав и структура ресурсов документальной информации, способов фиксации деятельности людей. Во-вторых, расширяется документальное поле информационного пространства; имеются в виду, в первую очередь, процессы глобализации всех, и прежде всего экономических отношений, формирования глобальной системы знаний. В-третьих, документооборот обогащается традициями каждой отдельно взятой страны. В-четвертых, человек становится участником не только отношений в пределах территории своего государства, но может активно общаться с различными участниками большого информационного пространства. Информатизация расширяет горизонты деятельности и общения субъектов всех видов и усложняет нормативную основу этого общения.
В этих условиях необходимо обеспечить организационное взаимодействие разных структур общества и государства, скоординировать формы и методы их деятельности посредством документированной информации.
В обиход управленческой деятельности прочно входит электронный документ [26, с. 6-7].
.2 Комплексы документов, образующиеся в деятельности организации
Фондовая природа основывается на принципе происхождения от одного источника (организации, учреждения, лица). При этом физическое или юридическое лицо в деятельности которого образуется документальный фонд называется фондообразователем. В документальный фонд входит вся документированная информация, которая образуется в деятельности фондообразователя, независимо от её ценности, формы представления, типа материального носителя и других внутренних и внешних особенностей.
Документы составляющие фонд организации имеют оперативное значение, однако могут находится как в собственно на стадии оперативного использования, так на стадии оперативного хранения в делопроизводстве структурных подразделений и архиве организации.
Систематизация и количество документов на обеих стадиях не равнозначно: степень упорядоченности в архивной стадии возрастает, количество документов уменьшается, появляются дополнительные возможности поиска и использования информации. Для удобства использования документы в документальном фонде организации объединяются в первичные комплексы, к которым относятся: дело (совокупность документов относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку), сборник (документы нескольких видов и нескольких авторов, с различными хронологическими рамками, объединенные одним вопросом), переписка (группа документов содержащих корреспонденцию) и др.
После отбора наиболее ценных документов организации и передачи их на хранение в архив, документальный фонд превращается в архивный. Таким образом, часть документального фонда, которая имеет историческую, политическую, хозяйственную, научную, социальную или культурную значимость, составляет архивный фонд и подлежит государственному хранению. Существует целый ряд теоретических исследований посвященных анализу понятия "архивный фонд", его сути и природы возникновения.
Архивный фонд - это совокупность архивных документов, генетически связанных между собой, являющихся логическим результатом деятельности организации или лица и свидетельствовать об этой деятельности. В практике работы архивистов, архивный фонд - это одна с основных единиц учета в пределах архива, которая в свою очередь делится на первичные комплексы - единицы хранения (или дела). Противоположную фонду природу имеет понятие "коллекция", которое подчеркивает искусственность объединения документов в комплекс по определенному признаку вне зависимости от связи с конкретной организацией или лицом, деятельность которых отражается в комплексе документов.
Отметим далее, что в деятельности организаций образуются документы, которые имеют различные сроки хранения: постоянный, долговременный (свыше 10 лет) и временный (до 10 лет включительно). Срок хранения документа зависит от того, насколько важна информация, содержащаяся в нем.
Сроки хранения определяются по перечням документов со сроками хранения.
Различают два вида перечней: типовые и ведомственные.
Типовые перечни содержат документы, типичные для всех организаций.
Ведомственные перечни включают документы, отражающие специфические функции организаций определенной отрасли.
Перечни используются в качестве основных нормативных документов при определении сроков хранения и отборе архивных документов для их дальнейшего хранения или уничтожения.
Перечни используются также при составлении номенклатур дел и формирования документов в дела.
Типовые перечни и их применение
В настоящее время действует два типовых перечня:
● Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Росархивом 06.10.2000). Содержит типовые документы, образующиеся при документировании однотипных общих для всех управленческих функций, выполняемых организациями.
● Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182). Включает типовые архивные документы о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности организаций.
Сроки хранения документов, указанные в перечнях, распространяются на все организации независимо от того, поступают их документы на хранение в архивные учреждения или нет.
Постоянный срок хранения применяется теми организациями, документы которых поступают на государственное или муниципальное хранение.
Организации, не являющиеся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, хранят документы постоянного срока хранения по перечням следующим образом [15, с. 8].
Итак, важной функцией службы документационного обеспечения управления (далее - ДОУ) является систематизация и хранение документов. Массив исполненной документации - это своеобразная память организации, обращение к которой дает возможность анализировать работу коллектива, решать спорные вопросы, принимать новые решения. Для текущего и длительного хранения документы комплектуются в дела.
Таким образом, в организациях создаются номенклатуры дел - систематизированный перечень дел (документальных комплексов), а иногда и отдельных документов (например, отчетов, журналов регистрации), заводимых организацией, с указанием сроков хранения, оформленный в установленном порядке.
Основными задачами номенклатуры дел являются:
·обеспечение порядка формирования дел;
·учет всех заводимых в организации дел;
·группировка определенных видов документов в отдельные документальные комплексы;
·систематизация дел по структурным подразделениям (направлениям деятельности) и их индексация;
·установление сроков хранения дел.
Таким образом, именно номенклатура дел является ключевым пособием для организации документов в делопроизводстве любого юридического лица и их передачи в архив для последующего хранения.
Хорошо составленная номенклатура дел дает полную информацию обо всех видах и категориях документов, которые ведутся в данной организации, отражает все правовые, финансовые, производственные и иные направления деятельности организации, ее деловые связи и структуру. Она является важнейшим источником информации о деятельности данной конкретной организации. В этом плане номенклатура дел является более значимым документом для организационного и информационного обеспечения деятельности юридического лица, чем инструкция по делопроизводству, которая лишь организует ведение текущего делопроизводства.
Одновременно, номенклатура является одним из инструментов информационной защиты организации, так как в ней фиксируются вся отраженная в документах информация.
Практика показывает, что наиболее применимы к формированию документальных комплексов (дел) такие принципы как: номинальный, тематический, предметно-вопросный и условно "досье". Дела, сформированные по принципу "досье", как правило, являются переходящими, то есть могут формироваться в течение ряда лет и включаются в номенклатуру за следующий делопроизводственный год под одинаковым индексом.
Зачастую возникают вопросы о включении в номенклатуру дел копий документов, прежде всего распорядительных. Копии документов, в которых затрагиваются (отражаются) вопросы направлений деятельности данного подразделения могут включаться в номенклатуру дел со сроком "до минования надобности" (ДМН). Иногда копия, например, приказа может стать основанием для формирования комплекса документов, отражающих его выполнение.
В этом случае срок хранения определяется в номенклатуре дел по наибольшему сроку хранения документа, вошедшего в состав дела.
В обязательном порядке в номенклатуру дел должны включаться документы, завершенные делопроизводством ликвидированных организаций, чьим правопреемником является организация, и документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации.
Анализ разработки номенклатур дел в различных организациях показывает, что в ряде случаев неполнота состава документов и документальных комплексов, внесенных в номенклатуру дел, связана, прежде всего, с невключением в нее электронных документов, создаваемых во всех подразделениях деятельности организации.
Между тем, непреложным правилом должно являться включение в номенклатуру всей документной информации, создаваемой в организации или полученной ей, независимо от вида носителя. В условиях все возрастающего объема электронного документооборота составители номенклатуры должны обращать особое внимание и получать от руководителей структурных подразделений исчерпывающую информацию о составе и видах документов, создающихся на электронных носителях в данном подразделении.
Это делать необходимо не только для анализа документооборота, но и для решения вопроса об условиях и формате дальнейшего хранения документов, вышедших из текущего документооборота, в том числе передаваемой на архивное хранение. Поэтому в графе "примечание" разрабатываемой номенклатуры дел в обязательном порядке должна быть сделана отметка о том, что документ ведется в электронной форме [8].
.3 Регламентация электронного документооборота организации
Успешное внедрение системы электронного документооборота не всегда является гарантией ее эффективной эксплуатации, поскольку для этого необходимо решить целый ряд вопросов. Прежде всего следует регламентировать электронный документооборот, работу пользователей в системе, электронное взаимодействие сотрудников и пр. Напомним, что регламентация является, по сути, созданием системы локальных нормативных актов, устанавливающих стандарты предприятия в отношении регламентируемого вида деятельности. До внедрения СЭД документооборот в организации регламентирует, как правило, Инструкция по делопроизводству.
Чтобы обеспечить персоналу возможность безболезненно перейти на новую модель работы с документами (современную электронную, а не классическую бумажную), а также максимально быстро и легко в дальнейшем подключать к работе в СЭД новый персонал, желательно регламентировать электронный документооборот.
Упорядоченное и отлаженное подключение к работе в СЭД новых сотрудников особенно актуально в связи с тем, что в тот или иной документоориентированный процесс в любой момент могут быть вовлечены работники, ранее прямого отношения к этим процессам не имевшие. Очевидно, что для получения от них какого-либо заранее предполагаемого результата в локальных нормативных актах должны быть закреплены требования к организации документооборота посредством СЭД, а сам работник должен быть не только ознакомлен с этими актами, но и обязан выполнять прописанные в них требования.
Вообще регламентация любой деятельности, особенно процессно-ориентированной (к которой, в частности, относятся и процедуры документооборота), должна совершенствоваться. И первым шагом в данном направлении является анализ имеющихся регламентирующих документов (либо констатация их отсутствия или длительной неактуальности) и приведение их в должный вид.
Как правило, регламентацией в организации занимаются подразделения, функционально ответственные за процедуры документооборота. Логично, что эти же службы ответственны и за регламентацию электронного документооборота как вида документооборота. Максимально быстро и эффективно справиться с разработкой регламентирующей электронный документооборот документации работникам общего отдела, секретариата или канцелярии позволяет знание процессов управления организацией и документооборота.
Значительный вклад в регламентацию деятельности в целом и в регламентацию процессов электронного документооборота в частности могут оказать и сотрудники службы качества организации - структурного подразделения, ответственного за функционирование системы менеджмента качества (СМК) и сертификацию СМК на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001).
Вне зависимости от размеров организации и объемов ее документооборота рекомендуется разработать:
·Положение о документообороте предприятия (регламентирует классический и электронный документооборот одновременно);
·Регламенты обработки документации в СЭД (решают задачи регулирования отдельных процессов, выступают в качестве инструкций и учебных пособий).
Положение о документообороте предприятия определяет требования как к документообороту организации в целом, так и к документообороту, организуемому посредством СЭД.
При первом подходе производится актуализация уже имеющегося Положения о документообороте путем включения в него разделов, характерных для документооборота электронного, к примеру следующих:
·понятие электронного документа, его действительность;
·электронная цифровая подпись;
·придание документации юридической значимости;
·защита электронного документа;
·подлинность электронного документа;
·оригиналы и копии электронных документов, а также их заверение;
·создание и отправка электронного документа;
·время и место создания и нахождения электронного документа;
·управление информацией и ее носителями.
Таким образом, актуализация нормативного документа проводится добавлением к нему отдельных частей (разделов, глав, приложений). Этот подход также интересен тем, что позволяет осуществлять дальнейшее внесение в документ изменений путем замены устаревших разделов, исключая необходимость полной его переработки.
Альтернативный, но более длительный подход в разработке актуальных документов по регламентации электронного документооборота заключается в том, чтобы провести анализ каждого раздела в положении о документообороте, дополняя либо изменяя его в соответствии с новыми требованиями, появившимися при внедрении в компании СЭД.
С разработкой регламентов (нормативных документов, значительно более точных, чем положения или инструкции) дело обстоит сложнее.
Перед началом разработки регламента следует определить и зафиксировать цели, которые мы ставим перед собой, используя этот документ. Это позволит нам в дальнейшем сохранить возможность контроля за общими требованиями к документу.
Перед началом регламентации электронного документооборота также необходимо составить перечень автоматизированных системой электронного документооборота процессов.
Фактические трудозатраты по подготовке проекта регламента процесса электронного документооборота составляют 3-4 рабочих дня, где первые дни идет сбор сведений о процессе, тогда как в поселение два дня происходит подготовка текста проекта нормативного акта.
Регламентация электронного документа в организации является важной основой для полноценной и качественной работы в СЭД, она также позволяет подготовить компанию к дальнейшему внедрению в ней разнообразных систем управления, основанных на процессном подходе (регулярном управлении, при котором регламентируется значительный объём процессов компании), тем самым высвобождая для ее руководства время на принятие более важных управленческих решений. Это также хорошая подготовка к внедрению системы менеджмента качества (СМК), устанавливающей процессный подход к управлению как основной, что необходимо для создания полноценной системы менеджмента организации вне зависимости от ее размеров и области рынка, в которой она работает[32].
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Электронный документооборот способствует документационному обеспечению управлением производства, организаций, а также процессов проектирования информационных систем (ИС). Однако плохо продуманная система автоматизации документооборота может нанести вред: усложнить (запутать), как правило, неэффективно управляемые бизнес-процессы, отвлечь персонал от выполнения основной работы ради поддержания системы автоматизации документооборота и др.
Нами было определено, что все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы. Первая - это документы по общим и административным вопросам, т. е. вопросам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия. Вторая группа - документы по функциям управления. Такие документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.
Организационно - распорядительные документы (ОРД) можно разделить на три группы.
распорядительные (приказ, решение, постановление, распоряжение, указание). Такой документацией оформляется распорядительная деятельность должностных лиц и коллегиальных органов. Распорядительные документы вместе с тем являются средствами передачи письменных указаний подчиненным учреждениям, организациям, предприятиям и конкретным лицам;
справочно-информационные (протокол, докладная и объяснительная записки, справка, акт, письмо).
Оформление всех этих документов унифицировано, но по содержанию они могут быть совершенно разными.
Чтобы обеспечить персоналу возможность безболезненно перейти на новую модель работы с документами (современную электронную, а не классическую бумажную), а также максимально быстро и легко в дальнейшем подключать к работе в СЭД новый персонал, желательно регламентировать электронный документооборот.
Упорядоченное и отлаженное подключение к работе в СЭД новых сотрудников особенно актуально в связи с тем, что в тот или иной документоориентированный процесс в любой момент могут быть вовлечены работники, ранее прямого отношения к этим процессам не имевшие. Очевидно, что для получения от них какого-либо заранее предполагаемого результата в локальных нормативных актах должны быть закреплены требования к организации документооборота посредством СЭД, а сам работник должен быть не только ознакомлен с этими актами, но и обязан выполнять прописанные в них требования.
Вообще регламентация любой деятельности, особенно процессно-ориентированной (к которой, в частности, относятся и процедуры документооборота), должна совершенствоваться. И первым шагом в данном направлении является анализ имеющихся регламентирующих документов (либо констатация их отсутствия или длительной неактуальности) и приведение их в должный вид.\ Значительный вклад в регламентацию деятельности в целом и в регламентацию процессов электронного документооборота в частности могут оказать и сотрудники службы качества организации - структурного подразделения, ответственного за функционирование системы менеджмента качества (СМК) и сертификацию СМК на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001).
Вне зависимости от размеров организации и объемов ее документооборота рекомендуется разработать:
·Положение о документообороте предприятия (регламентирует классический и электронный документооборот одновременно);
·Регламенты обработки документации в СЭД (решают задачи регулирования отдельных процессов, выступают в качестве инструкций и учебных пособий).
Положение о документообороте предприятия определяет требования как к документообороту организации в целом, так и к документообороту, организуемому посредством СЭД.
Таким образом, регламентация электронного документа в организации является важной основой для полноценной и качественной работы в СЭД, она также позволяет подготовить компанию к дальнейшему внедрению в ней разнообразных систем управления, основанных на процессном подходе (регулярном управлении, при котором регламентируется значительный объём процессов компании), тем самым высвобождая для ее руководства время на принятие более важных управленческих решений. Это также хорошая подготовка к внедрению системы менеджмента качества (СМК), устанавливающей процессный подход к управлению как основной, что необходимо для создания полноценной системы менеджмента организации вне зависимости от ее размеров и области рынка, в которой она работает
Список использованных источников
1.Об электронной подписи [Текст]: федер. закон от 06.04.2011г. № 63-ФЗ // Российская газета, № 75, 08.04.2011
.О федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002-2010 годы): постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 // Российская Бизнес-газета. 2002. № 6
.О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о развитии сотрудничества в области связи и информатизации: постановление Правительства РФ от 19 июня 2000 г. № 462 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2778
.О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области информатизации: постановление Правительства РФ от 14 февраля 1996 г. № 145 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 10. Ст. 959
.ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". - М. : Изд-во стандартов, 2003.
.100 реальных образцов должностных инструкций руководителей, специалистов и других служащих [Текст] / Под ред. Л. В. Сальниковой. - М. : Ось-89, 2008. - 100с.
.Автоматизация документооборота на базе 1С в страховых компаниях [Электронный ресурс].- Режим доступа: // #"justify">8.Альбрехт Б.В. Как разработать номенклатуру дел организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // #"justify">.Аналитики смотрят на российский рынок СЭД с разных позиций. 12 февраля 2013 [Электронный ресурс].- Режим доступа: // #"justify">.Анодина Н. Н. Документооборот в организации [Текст]/ Н. Н. Анодина. - М.: Омега-Л, 2014. - 200с.
.Борискин В. В. Официальное делопроизводство: виды и формы документов [Текст] / В. В. Борискин, Н. Н. Поликарпова. - М. : Омега-Л, 2008. - 290с.
.Документооборот в страховой компании [Текст] //Журнал "Кейс". - 2007. - №10. - С. 19
.Кипенко А.А. Аналитика системы электронного документооборота [Текст] /А.А. Кипенко // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии. - 2010. Т. 8. - № 2. - С. 69
.Князева Т. Рынок электронного документооборота в России, 2008 [Электронный ресурс]: // DSS consulting: услуги ИТ консультирования. - Режим доступа: #"justify">.Кошелева Е.А. Применение перечней документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения [Текст] / Е.А. Кошелев //Секретарь - референт. - 2009. - №4. - С. 8
.Марьюш Янчевски. Электронный документооборот в страховании. 10.02.2010г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: // #"justify">.Мельниченко Д. Инструкция по электронному документообороту. Пишем вместе. 19 мая 2010 [Электронный ресурс].- Режим доступа: // #"justify">.Назаренко А. История и тенденция развития современных СЭД // [Электронный ресурс]: Itpractice.ru - control the future/ Explore the past. - Режим доступа: #"justify">.Переход на электронный документооборот: перспективы, риски, правовые последствия [Текст] // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2011. - № 8. - С. 28
.Смирнова Е. П. Делопроизводство для секретаря: разработка, учет и хранение служебной документации [Текст] / Е. П. Смирнова. - М.: Омега-Л, 2008. - 210с.
.Столяров Ю. Н. Нонэлектронный документ: правомерность термина [Текст] /Ю.Н. Столяров // Науч.-техн. б-ки. - 2012. - № 9. - С. 38-43
.Тарасова М.Е. СЭД: тогда мы идем к вам! [Текст] /М.Е. Тарасова // Секретарь-референт. - №4. - 2010. - С. 15
.Туренко Б.Г., Сапрыкин И. Г. Документационное обеспечение процессов управления предприятием: учеб. пособие. [Текст] /Б.Г. Туренко, И.Г. Сапрыкин. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 290с.
.Уваров С.В. Системы электронного документооборота: развитие и трансформация [Текст] /С.В. Уваров //Управленец. -2012. - №7-8. - С. 70
.Хитрова С.Г. Электронный документооборот в организации [Текст] /С.Г. Хитрова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 19.- С. 10
.Электронный документ и документооборот: Правовые аспекты: Сб. науч. тр./ РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отдел правоведения; РАН. ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права; Отв. ред. - Алферова Е.В., Бачило И.Л. - [Текст] М.,2003. - 300с.
.Янчевский М. Электронный документооборот в страховании. 03.06.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //forINSURER.com
.ERP-система, управление ресурсами предприятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">29.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">31.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">32.Назаренко А. Регламентация электронного документооборота [Текст] / А. Назаренко //Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2011. - №11. - С. 5-8