Продолжительность рабочего дня на практике устанавливается для обучающихся в возрасте:
от 14 до 16 лет - 4 часа;
от 16 до 18 лет - 36 лет;
старше 18 лет - 40 лет;
. Обучающиеся обязаны не допускать прогулы и опоздания без уважительной причины, а также самовольных уходов в раньше положенного времени;
. При неявке на практику по болезни, обучающийся обязан предъявить справку о временной нетрудоспособности;
. Обучающиеся, опаздывающие и пропустившие практику без уважительных причин, наказываются вплоть до исключения из колледжа;
. Обучающиеся проходят практику под наблюдением руководителя практики от предприятия на рабочем месте работником торговли;
. Обучающимся запрещается оставлять рабочее место без разрешения руководителя или мастера производственного обучения;
. Обучающиеся обязаны выполнять указания мастера п/о, руководителя практики, администрации предприятия;
. Обучающимся запрещается во время работы заниматься посторонними разговорами и принимать пищу на рабочем месте;
. Обучающиеся обязаны являться на практику в чистом и опрятном виде, содержать в чистоте своё рабочее место;
. Обучающиеся до начало работы обязаны:
ознакомиться с ассортиментом , ценами на товар, имеющимся в продаже;
подготовить своё рабочее место к работе;
. Обучающиеся не должны иметь на рабочем месте личные вещи;
. Обучающиеся виновные в умышленной порче, хищении имущества (товара или других материальных ценностей) привлекаются к уголовной ответственности.
Права и обязанности продавца.
Находясь на рабочем месте, продавец обязан культурно обслуживать покупателей, заботиться о сохранности товарно - материальных ценностей. Для этого продавец обязан:
1.Безоговорочно выполнять распоряжения администрации, не вступать с ними ни в какие споры;
2.Приходить на работу без опозданий, согласно установленного графика, в опрятной чистой одежде;
.Приступая к работе продавец обязан подготовить своё рабочее место (пополнить ассортимент товаров, выложить его на витрины, подготовить необходимый инвентарь, проверить исправность оборудования, весоизмерительных приборов);
.В течении рабочего времени следить за чистотой рабочего места (протирать витрины, используя для этого свободное от обслуживания покупателей время);
.Встречать покупателя приветливо, выслушать его внимательно, при разговоре общаться на ВЫ;
.Выяснить, что желает покупатель в вежливой форме: «Что Вы хотели бы купить?», «Какой товар Вас интересует?», «Не могу ли я помочь Вам в выборе товара?»;
.В разговоре с покупателями выяснить какой товар, для какой цели и в какую цену он хочет приобрести;
.При осмотре и выборе товара покупателем, продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным. Раздражительность, резкость и споры с покупателем недопустимы;
.Товары отпускаются только доброкачественные, чистым весом и полной мерой, взвешивать и отмерять товар за прилавком таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций;
.Продавец несёт персональную ответственность за обвес, обсчёт, обмер покупателей, продажу недоброкачественных товаров и другие нарушения правил торговли;
.Если в магазине деньги товар получает продавец, то он ясно и чётко называет покупателю сумму причитающихся с него денег, назвать достоинство предъявленной купюры и до конца расчёта не убирать полученные от покупателя деньги в ящик до полного расчёта с ними;
.Право на труд, на образование, мед.обслуживание, на отдых, право голоса и т.д. предусматривается законодательством РФ.
Личная гигиена продавца.
Это комплекс гигиенических и профилактических мероприятий, правила поведения человека на производстве и в быту, направленных на профилактику профессиональных заболеваний и охрану здоровья торговых работников. Личная гигиена - это прежде всего чистота тела, одежды, обуви.
Правила личной гигиены.
Большое значение в предупреждении пищевых отравлений, распространённых инфекционных и венерических заболеваний имеет соблюдение работниками торговых предприятий правил личной гигиены:
·Приходить на практику в чистой, опрятной одежде, обуви;
·Руки должны быть чистыми (их моют перед началом работы и по мере загрязнения);
·После посещения туалета тщательно моют руки с мылом и ополаскивают 0,2% раствором хлорной извести;
·Ногти должны быть коротко отстрижены, волосы заправлены под колпак;
·Верхняя одежда должна храниться отдельно от санитарной одежды.
Категорически запрещается:
·Выходить за пределы магазина в санитарной одежде;
·Посещать туалетную комнату в санитарной одежде;
·Иметь в карманах санитарной одежды посторонние предметы;
·Закалывать санитарную одежду булавками или другими острыми предметами.
Не допускаются к работе:
·Лица без медицинских книжек и без анализов медицинского осмотра;
·Лица, больные туберкулёзом, желтухой, дизентерией, тифом, холерой, дифтерией, гепатитом, венерическими заболеваниями, гриппом, ангиной, а также с гнойничковыми заболеваниями до полного выздоровления.
Сроки прохождения медицинского осмотра:
Все работники магазинов должны иметь личную медицинскую книжку;
·Баканализ (выявляется бактерионосительство, глистоносительство) только при поступлении на практику;
·Анализ на яйцаглист (1 раз в год);
·Анализ на энтеробиоз (1 раз в год);
·Флюорография (обострение на тербекулез) - 1 раз в год;
·Кровь на реакцию Вассермана - 1 раз в год;
·Кровь на брюшной тиф - 1 раз в год;
·Медицинский осмотр (дермо - вениролог) - 2 раза в год;
·ЛОР - 1 раз в год;
·Стоматолог - 1 раз в год;
·Сантехминимум - 1 раз в два года;
·Результаты анализов заносятся в медицинскую книжку.
Виды инструктажей по технике безопасности. Сроки их проведения.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:
) вводный;
) первичный на рабочем месте;
) повторный;
) внеплановый;
Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам.
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.
Первичный инструктаж
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ:
·со всеми работниками, вновь принятыми в организацию, и переводимыми из одного подразделения в другое;
·с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
·со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации;
·со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.
Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят.
при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.
Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и необходимых случаях - в наряде-допуске.
Повторный инструктаж.
Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, не зависимо от их квалификации, образования и стажа работы не реже чем через 6 месяцев. Его проводят с целью проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышения знаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. По согласованию с соответствующими органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок прохождения повторного инструктажа.
Повторный инструктаж проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж.
Внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
при изменении, технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
по требованию органов надзора;
при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения.
Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (преподаватель, мастер).
Целевой инструктаж.
Целевой инструктаж проводится:
при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.);
Квалификационная характеристика
Продавец продовольственных товаров должен знать:
-ассортимент, характеристику, пищевую ценность продовольственных товаров;
-розничные цены;
-порядок работы магазина;
-правила охраны труда, требования безопасности труда, пожарной безопасности, гигиены труда и санитарии;
-организацию рабочего места продавца;
-правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров;
-знать и соблюдать права покупателей;
-ознакомление с Федеральным Законом «О защите прав потребителя»и др. законодательными и нормативными актами;
-подготовку различных групп продовольственных товаров;
-способы и правила упаковки товаров;
-устройство ККМ, торгово - технологического оборудования, установку, проверку, правила использования;
-правила приёмки товаров по количеству и качеству, их документальное оформление, ознакомление с сертификатами, проверять их качество по органолептическим показателям (по внешнему виду, вкусу и запаху) действия при обнаружении дефектов продаваемых товаров;
-признаки платёжности государственных казначейских билетах их отличительные особенности.
Должен уметь:
-обслуживать покупателей: предлагать, и показывать товары, нарезать, взвешивать, упаковывать, подсчитывать стоимость покупки, производить расчёты с покупателями и вручать покупку;
-консультировать покупателей о свойствах, вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности отдельных видов товаров, предполагать взаимозаменяемые , новые и сопутствующие товары;
-работать на ККМ различных типов;
-подготавливать рабочее место, проверять исправность и установку весов;
-проверять исправность и подготовку к работе ККМ;
-применять упаковочный материал, разрешенный для упаковки данного вида;
-контролировать своевременное пополнение рабочего запаса товаров, соблюдать условия хранения и сроки годности продаваемых товаров;
-получать товары, готовить их к продаже, проверять наименования, количество, состояние упаковки (целостность) и правильность маркировки.
-подсчитывать стоимость покупки, выписывать товарные чеки и оформлять паспорта на товар, имеющий гарантийный срок использования. Упаковывать товар;
-производить расчёты с покупателями;
-подготавливать товар к инвентаризации.
Продавец непродовольственных товаров должен знать:
-ассортимент непродовольственных товаров, розничные цены и формирования их;
-организацию работы магазина;
-правила охраны труда, безопасные приёмы труда, подарную безопасность, гигиену труда и санитарию;
-организацию рабочего места продавца;
-правила продажи товаров;
-Федеральный Закон «О защите прав потребителя»;
-правила подготовки непродовольственных товаров к продаже;
-способы и правила упаковки непродовольственных товаров;
-устройство и правила эксплуатации торгово - технологического оборудования;
-правила приёмки непродовольственных товаров производственное обучение количеству и качеству, их документальное оформление;
-основные требования к качеству товаров, виды брака, правила обмена товаров, гарантийные сроки использования;
-признаки подлинности государственных казначейских билетов Банка России;
-основных поставщиков непродовольственных товаров.
Должен уметь:
-обслуживать покупателей предлагать и показывать товары, примерять, отмеривать, отрезать, демонстрировать в действии;
-подготавливать рабочее место, проверять исправность инструментов, инвентаря, контролировать своевременное пополнение рабочего запаса товаров;
-получать товар, подготавливать его к продаже, проверять количество, комплектность, сортность, соответствие маркировки, распаковывать, осматривать внешний вид изделия, перебирать, протирать, перематывать, собирать, комплектовать, проверят эксплуатационные свойства, подутюживать, оформлять подарочные наборы, размещать и выкладывать товары по группам, видам, оформлять ценники;
-оформлять наприлавочные витрины и внутримагазинные витрины;
-работать на ККМ;
Контролёр - кассир должен знать:
-устройство ККМ, используемых в розничной торговле;
-правила эксплуатации ККМ, оргтехники и торгового оборудования установленных на рабочем месте;
-эффективность использования ККМ нового поколения;
-ассортимент продаваемых товаров,классификацию, основные характеристики и назначение;
-подготовку ККМ к работе (заправка чековой и контрольной ленты, получение ключей, разменной монеты, снятие Z отчёта с гашением на начало и конец рабочего дня);
-запись в книгу кассира - операциониста;
-правила и порядок денежных расчётов с покупателями;
-права и обязанности контролёра - кассира, требования нормативных документов по применению ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением;
-правила закона о защите прав потребителей;
-признаки платёжеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения, выдачи денежных средств и отличительные признаки платёжных средств безналичного расчёта (пластиковых карт и т.д.);
-простейшие неисправности ККМ, их причины и способы устранения;
-окончание работы на ККМ, правила ухода за ККМ;
-правила по охране труда и меры пожарной безопасности, безопасные условия труда при работе;
-обеспечивать безопасность обслуживания покупателей (следить за своевременным ремонтом ККМ, состоянием электропроводок, заземлением и т.д.);
-порядок заполнения кассовых документов (приходные и расходные кассовые ордера), кассовый отчёт.
Должен уметь:
-подготовить ККМ к работе (заправка чековой и контрольной ленты, получение ключей, разменной монеты, снятие Z отчёта с гашением на начало рабочего дня и конец), заполнять книгу кассира - операциониста;
-обслуживать покупателей, соблюдать правила денежных расчётов, этику профессионально - деловых отношений, организовать рабочее место контролёра - кассира;
-работать на ККМ различных типов, подсчитывать денежную выручку, снимать показания счётчика и записывать их в книгу кассира - операциониста, сдавать выручку в главную кассу, устранять простейшие неисправности в работе ККМ;
-оформлять акт о возврате денег покупателям по неиспользованным кассовым чекам и за возвращенный товар;
-заполнять кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера), кассовый отчёт.
ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОДАВЦА И КОНТРОЛЕРА-КАССИРА
. Общие требования безопасности
.1. На основании настоящей типовой инструкции по охране труда (далее - типовая инструкция) разрабатывается инструкция по охране труда для продавца и контролера-кассира с учетом условий их работы в конкретной организации.
.2. На продавца и контролера-кассира могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; нервно-психические перегрузки). При подготовке товаров к продаже и при перекладывании покупок в инвентарные корзины на контролера-кассира могут воздействовать дополнительные факторы: острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары, товаров; физические перегрузки.
.3. Продавец и контролер-кассир извещают своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
.4. Продавцу и контролеру-кассиру следует:
·оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
·перед началом работы надевать чистую форменную одежду, менять ее по мере загрязнения;
·после посещения туалета мыть руки с мылом;
·не принимать пищу на рабочем месте.
. Требования безопасности перед началом работы
.1. Застегнуть одетую форменную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор.
Не закалывать форменную одежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
.2. Перед работой на контрольно-кассовой машине проверить внешним осмотром:
·устойчивость машины на столе, отсутствие внешних повреждений и посторонних предметов вблизи кассовой машины;
·исправность кабеля (шнура) электропитания, вилки, розетки;
·наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом машины и заземляющим проводом). Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления;
·отсутствие загрязнений снаружи и внутри машины;
·исправность и устойчивость подъемно-поворотного стула;
·достаточность освещения рабочей поверхности;
·отсутствие слепящего действия света.
.3. До включения контрольно-кассовой машины в электрическую сеть проверить исправность блокирующих устройств.
.4. Включить контрольно-кассовую машину в электрическую сеть и получением нулевого чека проверить ее работу.
.5. Убедиться в исправной работе устройства вызова охраны (администрации), детектора банкнот, работе аварийного освещения.
.6. Удобно и устойчиво разместить запасы сопутствующих товаров, упаковочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования.
.7. Обо всех обнаруженных неисправностях контрольно-кассовой машины, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
. Требования безопасности во время работы
.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.
.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
.4. Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами.
.5. Содержать рабочее место в чистоте, не хранить в кассовой кабине посторонние предметы, личные вещи.
.6. Во время работы на контрольно-кассовой машине:
·соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя;
·включать машину в электрическую сеть через специальную розетку, которая должна быть заземлена;
·заправку (замену) чековой и контрольной лент, добавление краски в красящий механизм производить только после отключения машины от электрической сети;
·помнить, что у машин с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека под действием пружины происходит выталкивание денежного ящика не менее чем на одну треть его длины;
·при остановке машины по неизвестной причине, застревании чековой ленты, а также при внезапном стопорении (остановка машины при незаконченном рабочем цикле) отключить ее от сети электропитания;
·удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом.
3.7. Отключить контрольно-кассовую машину от электрической сети при пробое электрического тока на корпус машины.
.8. При эксплуатации контрольно-кассовой машины не допускается:
·приступать к работе при отсутствии или неисправности заземления;
·применять предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренный технической характеристикой данной машины, включать машину в электрическую сеть без предохранителя (заменять предохранитель "жучком");
·соприкасаться с токоведущими устройствами, шинами заземления, батареями отопления, водопроводными трубами и т.п.;
·работать на машине при снятой крышке или открытой дверце чекопечатающего механизма.
. Требования безопасности в аварийных ситуациях
.1. В аварийной обстановке оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
.2. Если в процессе работы произошло загрязнение конвейера или полки для корзин узла расчета красками, лаками, жирами или просыпанными порошкообразными веществами (стиральным порошком, мукой, крахмалом и т.п.), работу прекратить и потребовать удаления загрязняющих веществ.
.3. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
. Требования безопасности по окончании работы
.1. Произвести межремонтное обслуживание контрольно-кассовой машины и подготовить ее к следующему рабочему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации данного типа кассовой техники. Отключить контрольно-кассовую машину от электрической сети.
.2. Не производить уборку мусора на рабочем месте непосредственно руками, использовать для этих целей щетки, совки и другие приспособления.
1.1 Построение структуры организации
С 4 июня 2012 года по 28 июня 2012 года я проходила учебную практику в магазине «Добрыня» по адресу ул.Тургенева,17. Моей задачей являлось определить управленческую структуру организации. Я выяснила, что в магазине « Добрыня» линейная структура управления.
Линейная организационная структура относится к простейшему виду бюрократических структур, в ней воплощены принципы централизма и единоначалия. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта. Каждый подчинённый имеет только одного руководителя.
Преимущества:
·Четкое разграничение ответственности и компетенции;
·