Макроэкономическое равновесие и монетарная политика государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    303,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Макроэкономическое равновесие и монетарная политика государства

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что мечтой каждого экономиста считается создание теории, что имела бы на все вопросы точные и конкретные решения. Мечтой любого правительства является экономист, который бы основал эту теорию. К огорчению, проблема макроэкономического равновесия, данного краеугольного камня любой национальной экономики, вплоть до этих времен остается актуальной для мирового хозяйства. Многие эксперты предлагали собственные пути решения. Из числа их были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и другие.

Макроэкономическое равновесие представляет собой загадку, решение которой проявило бы грандиозный эффект на всё наше представление экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, обучились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы познали бы правильный способ экономического процветания и роста. Мы смогли бы улучшить экономики самых бедных государств общества. Мы сумели бы верно распорядиться природными ресурсами и ещё немало проблем осталось бы в прошлом. Однако сейчас ведущие экономисты мира борются над данной проблемой и, как видно, они успели немало сделать за последнее столетие. Соединенные штаты Америки благодаря точной политике государства и Федерального резервного Банка испытывает экономический рост в течении полутора десятка лет. В Англии преодолели кризис середины 80-х гг. и благополучно ведут борьбу с безработицей, ставшей для нее настоящим бичом. В связи с глобализацией мировой экономики и всё наиболее тесной интеграцией национальных хозяйств вопрос о том, как развиваться более эффективно остается открытым.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

.1 Необходимость и сущность макроэкономического равновесия

Макроэкономическое равновесие - это основной вопрос курса макроэкономики. Его результат - это проблема номер 1 в интересах государственной макроэкономической политики. Различаются общее и частное макроэкономическое равновесие. Общее равновесие обозначает такое положение экономики в целом, когда имеет место соответствие (согласованное развитие) абсолютно всех областей экономической системы с учетом интересов общества и его членов, то есть общей соразмерности и пропорциональности между важными параметрами формирования макроэкономики: факторами экономического роста и их применением; производством и потреблением, потреблением и накоплением, спросом на товары и услуги и их предложением; вещественно-материальными и финансовыми потоками.

В отличие от общего (макроэкономического) равновесия, охватывающего экономическую систему в полном, частное (локальное) равновесие ограничивается рамками отдельных сторон и областей народного хозяйства (бюджет, денежное обращение). Общее и частное равновесие относительно независимы. Таким образом, отсутствие частного равновесия в каком-либо звене экономической системы не обозначает, что последняя в целом никак не находится в равновесии. И напротив, отсутствие равновесия в экономической системе никак не исключает отсутствия равновесия в её отдельных звеньях. Однако известная независимость общего и частного равновесия не обозначает, что между ними нет связи и внутреннего единства. Так как состояние макроэкономической системы в целом не может не влиять на деятельность её отдельных частей. В свою очередь, процессы в локальных сферах не могут не оказывать определенное влияние на состояние макроэкономической системы в целом.

Макроэкономическое равновесие имеет возможность рассматриваться как в статике, так и в динамике. При этом статическое экономическое равновесие определяет условия простого воспроизводства, когда балансовая увязка целей и ресурсов, соотношение между различными элементами экономической системы происходят в условиях стационарной экономики. В отличие от этого, динамическое экономическое равновесие подразумевает расширенное воспроизводство, при котором общие размеры экономической системы увеличиваются. Динамическое и статическое равновесие взаимосвязаны, так как последнее выступает в качестве предпосылки и основы динамического равновесия.

В качестве условия общего (макроэкономического) равновесия в экономике возможно выделить: во-первых, соответствие социальных целей и возможностей (материальных, финансовых, трудовых и прочие); во-вторых, полное и эффективное применение абсолютно всех факторов экономического роста; в-третьих, соотношение структуры производства структуре потребления; в-четвертых, рыночное равновесие, сбалансированность общего спроса и предложения в рынках товаров, труда, услуг, технологий и ссудных капиталов, которые обязаны взаимодействовать друг с другом.

Все производственные, рыночные и нерыночные (общественно-политические, социальные, демографические и др.) факторы, влияющие в макроэкономическое равновесие, взаимосвязаны в ходе государственного регулирования экономики. В отсутствии этого невозможно достичь макроэкономического равновесия как в статике, так и в динамике, обеспечить сбалансированность абсолютно всех сфер социального воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления), слаженность между отраслями и рынками, всеми участниками экономической деятельности, направленной на ускорение экономического роста. Помимо сбалансированности и пропорциональности, являющихся важным условием и предпосылкой равновесного состояния макроэкономической системы, экономическое равновесие содержит в себе исторически определенный механизм поддержания и корректировки макроэкономических балансовых соотношений.

Действительное макроэкономическое равновесие всей системы, никак не подверженной стихийным процессам, инфляции, спаду деловой активности и банкротствам, считается идеальным, теоретически желаемым. Такое равновесие характеризуется полной оптимальностью осуществлении экономического поведения и заинтересованностей субъектов в всех структурных элементах, секторах и областях макроэкономики. Однако с целью обеспечивания данного равновесия необходимо соблюдение ряда условий воспроизводства (все физические лица имеют все шансы отыскать на рынке предметы потребления, а предприниматели - факторы производства, весь социальный продукт должен быть реализован). В экономической жизни общества данные требование обычно не соблюдаются. По этой причине есть реальное макроэкономическое равновесие, которое вводится в экономической системе в условиях несовершенной конкурентной борьбы и при внешних факторах воздействия на рынок.

Макроэкономическая модель равновесия дает возможность установить отклонения реальных процессов от идеальных, сформировать систему мер по сбалансированности и оптимизации пропорций воспроизводства. К равновесному состоянию стремятся все без исключения экономические системы. Однако уровень приближения состояния экономики к идеальной макроэкономической модели равновесия находится в зависимости от социально-экономических, общественно-политических и иных объективных и субъективных условий жизни общества.

1.2 Макроэкономическое равновесие в концепциях различных экономических школ

Первое направление, исследующее устройство равновесия экономической системы, связано с традиционной экономической школой. Она зародилась в первых стадиях развития капитализма. В тот момент рынок медленно насыщался, никак не приводя к кризисам перепроизводства. Классики полагали, что рынок способен сам, без участия экономических спадов восстанавливать равновесие. Данная мысль образно была проявлена А. Смитом как закон «невидимой руки», который распределяет ресурсы согласно потребностям общества и спросу, образуя этим самым порядок среди хаоса экономической жизни. Общество защищено от регресса, так как механизм саморегулирования приводит объем выпускаемой продукции к уровню, надлежащему полной занятости. В случае если экономика сама справляется с собственными проблемами, то государственное вмешательство в хозяйственные процессы обязано быть сведено к минимуму, обеспечивающему развитие страны как единого целого.

Классическая модель рассматривается как непростая концепция, состоящая из взаимозависимых подсистем, каждая из которых определяет состояние того или иного рынка. Уже после завершения анализа каждого из рынков формируются условия микроэкономического равновесия и формируются практические рекомендации по его сохранению и поддержанию.

Основой классической модели является модель Ж.Б. Сея, предполагающая равенство совокупного спроса и совокупного предложения (рис. 1.1). Если отложить показатели совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) на осях координат, то можно получить графическую базу для изучения уровня и динамики общественного производства, характеристики совокупного спроса и совокупного предложения, определения условий общего равновесия экономики.

Рис. 1.1. Реальный объем производства

В современных условиях реальный объем производства обычно характеризуют при помощи показателей валового национального продукта, или национального дохода. Однако для оценки состояния и перспектив развития экономики не так важен абсолютный размер валового национального продукта (далее «ВНП»), как темпы его роста. Поэтому по горизонтали откладывают годовые темпы прироста ВНП, или национального дохода . По вертикали ведут отсчет дефлятора ВНП, или годовых темпов прироста цен. Таким образом, полученная система координат дает представление как о количестве материальных благ в обществе, так и о средней цене (уровне цен) этих благ, что в итоге позволяет строить кривые спроса и предложения применительно к национальной экономике в целом.

Совокупный спрос показывает разные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы приобрести при всяком возможном уровне цен.

Совокупное предложение - это уровень наличного реального объема производства при каждом вероятном уровне цен.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения дает точку общего экономического равновесия.

Классический закон Сэя, согласно которому предложение само, автоматически порождает спрос, так как, реализуя собственный товар, продавец превращается далее в покупателя, бесспорно, справедлив, однако только с целью натуральной экономики. В условиях развитого денежного обращения и денежной политики взаимосвязанность между спросом и предложением не имеет такого непосредственного характера, так как блага тут обмениваются не, друг на друга, а на деньги. Нынешние сторонники Сэя полагают, что данный закон станет функционировать и в настоящее время, если учитывать сбережения и инвестиции.

Для того чтобы осуществить равновесие между совокупными спросом и предложением в товарном рынке, достаточно соблюдать условие равенства национального дохода и общих затрат:


Но национальный доход может быть использован его получателями либо для потребления (С), либо для сбережения (S):


В то же время весь объем национальных расходов может быть направлен на потребительские товары (С) и инвестиции (I):


Если подставить полученные таким образом выражения в условие равновесия рынка и исключить общую для обеих частей равенства величину С, то получим:


Последнее равенство представляет собой, так называемую модель I = S (равенство инвестиций и сбережений).

С целью исследования механизма, уравновешивающего сбережения и инвестиции, классики исследуют денежный рынок, в котором предложение представлено сбережениями, спрос - инвестициями, а цена - нормой процента.

Динамика ВНП и кривая совокупного предложения предоставляют также понимание об изменении величины занятости в обществе. При других равных условиях увеличение ВНП связан с увеличением числа рабочих мест и уменьшением безработицы, в таком случае как в периоды депрессии и кризиса безработица стремительно растет. Изменения уровня занятости происходят обычно в том же направлении, что и изменения реального ВНП, хоть и проявляются с некоторым временным отставанием.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. При несоблюдении равновесия в экономике, близкой к полной занятости, к примеру в результате изменения совокупного спроса, вслед за непосредственной реакцией и установлением краткосрочного равновесия продолжается движение к состоянию устойчивого долгосрочного равновесия. Данный переход осуществляется посредством изменение цен и учитывается неоклассиками в модели AS-AD. Неоклассическая точка зрения, то есть точка зрения современных классиков, также состоит в том, что рыночная экономика никак не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Данная точка зрения основана в тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре.

Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравняют спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов.

Проанализируем рынок рабочей силы как один из важнейших ресурсных рынков. Так как экономика функционирует в режиме полной занятости, в таком случае предложение рабочей силы есть вертикальная прямая, отражающая существующие в стране трудовые ресурсы.

Предположим, что случилось сокращение совокупного спроса. В соответствии с этим падают объем производства и спрос на рабочую силу (рис.1.2). Это, в свою очередь, ведет к формированию безработицы и уменьшению цены труда. Наиболее низкая цена труда уменьшает издержки предпринимателей на производство единицы продукции, что дает возможность им: во-первых, снизить цены на товарном рынке (в результате реальная заработная плата останется прежней) и (или), во-вторых, нанять наибольшее число наиболее недорогой рабочей силы и повысить объем производства и объем занятости до прежнего уровня (предполагается, что безработные дадут согласие скорее на наиболее невысокую заработную плату, нежели на её абсолютное отсутствие в условиях безработицы). Подобным способом, объем производства снова достигает прежнего уровня, соответствующего полной занятости, а спад производства и безработица становятся временными явлениями, преодолеваемыми самой рыночной системой.

Рис. 2. Равновесие на рынке труда

где: W - заработная плата;- количество труда (число работников);- предложение труда;- спрос на труд

Аналогичные процессы протекают на рынке товаров и услуг. При сокращении совокупного спроса объем производства падает, но в силу описанного выше процесса понижения затрат на оплату труда предприниматель может без ущерба для себя понизить товарные цены и вновь увеличить объем производства до уровня, соответствующего полной занятости.

На денежном рынке равновесие достигается за счет гибкости процентной ставки, которая балансирует количество накопленных у домохозяйств денег (сбережения) и величину спроса (инвестиции) со стороны предпринимателей (рис. 1.3). Если потребители сокращают спрос на товары и увеличивают сбережения, то при данной процентной ставке появляются нереализованные товары. Производители начинают сокращать производство и снижать цены. Одновременно падает процентная ставка, поскольку спрос на финансовые ресурсы для инвестиций сокращается. В этой ситуации сбережения начинают сокращаться (процентная ставка падает, а низкие цены на товары стимулируют текущее потребление), а инвестиции растут благодаря удешевлению кредита. В результате при новой процентной ставке общее рыночное равновесие восстановится на прежнем уровне объема производства, соответствующем полной занятости.

Рис. 3. Равновесие на денежном рынке

где: S - сбережения;

I - инвестиции;- учетная ставка процента;- объем сбережений и инвестиций

Основной вывод классической теории состоит в том, что в саморегулируемой рыночной экономике вмешательство государства в воспроизводственные процессы может нанести только вред.

Первую неоклассическую модель макроэкономического равновесия на основе принципа максимума полезности построил крупнейший экономист-математик XIX века основатель лозаннской школы Л.Вальрас. В своей работе «Элементы чистой политической экономии» (1874 г.) он формализовал и перевел на строгий математический язык теорию А.Смита о «невидимой руке» рынка свободной (совершенной) конкуренции, при которой отдельный потребитель товара (покупатель) или отдельный товаропроизводитель (продавец) не могут непосредственно влиять на рыночные цены.

Л.Вальрас, как и другие неоклассики, некритически заимствовал некоторые положения французского экономиста Ж.Б.Сэя, усилившего ошибочные элементы теории А.Смита. Сэй утверждал, что уровень доходов всегда достаточен, чтобы купить товары, созданные при полной занятости. Это положение основывается на так называемом законе Сэя, по которому в ходе самого процесса производства создается доход, равный стоимости произведенных товаров, т.е. предложение товаров порождает свой собственный спрос (Σ предложения = Σ cпpoca).

Однако закон Сэя включает принципиальные недостатки, так как отсутствует гарантии, что весь заработок полностью расходуется. Часть дохода может сберегаться, что отрицательно скажется на спросе и потреблении. Ведь часть товаров при этом станет не реализована, производство сократится, возрастет безработица и снизятся доходы. Подобным способом, проблема достижения макроэкономического равновесия зависит от сбережений.

Равенство сбережений и инвестиций, полагают неоклассики, гарантирует денежный рынок. Потребители будут делать сбережения, в случае если им за бережливость будут выплачивать большой процент. При этом чем больше ставка процента, тем больше сбережения. Данный процент станут платить предприниматели-инвесторы, использующие сбереженные средства на развитие производства.

По мнению неоклассиков, в денежном рынке устанавливается равновесный процент, предполагающий равновесную стоимость в деньги. При этом число сбереженных денег будет равно числу инвестированных. Если ведь сбережения будут превосходить инвестиции, то уровень процента уменьшится и установится новое равновесие. Отсюда делается вывод, что изменение уровня процента никак не нарушает действия закона Сэя и при значительных сбережениях.

В случае если общие расходы сократятся, то рыночная экономика, по мнению неоклассиков, может обеспечить необходимый размер производства и полную занятость. Если сбережения будут больше инвестиций, то уменьшение общих расходов на продукцию приведет к снижению цен на нее. При снижении спроса на продукцию конкуренты будут снижать цены на нее, что позволит не имеющим сбережений лицам увеличить покупки товаров. Поэтому сбережения приведут к снижению цен, а не к сокращению производства и занятости. Утверждается также, что снижение спроса на товары ведет к уменьшению спроса на ресурсы, в том числе на рабочую силу. Поскольку это приводит к снижению заработной платы, то все желающие работать по данной ставке заработной платы смогут иметь занятость, т.е. не будет безработицы.

Иначе говоря, с точки зрения неоклассиков, рыночный механизм через гибкие ставки процента, эластичность цен и заработной платы приводит в соответствие расходы и доходы, поддерживает в соответствии с законом Сэя необходимый объем производства, полную занятость и равновесие в макроэкономике. Неоклассическая теория макроэкономического равновесия изображена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. - Неоклассическая модель макроэкономического равновесия

Как видно на классической модели AD - AS, кривая совокупного предложения (AS) представляет собой вертикальную линию («классический отрезок»), определяющую уровень реального объема производства ВНП при полной занятости. Совокупный спрос (AD), определяющий уровень цен, обычно стабилен. Если же он снижается (на графике с AD1 до AD2), то уровень цен быстро снижается (с Р1 до Р2). В результате этого временное превышение предложения (АВ)0 устраняется и восстанавливается полная занятость в точке С. Следовательно, если спрос понизится, то эластичность цен и заработной платы обеспечит функционирование рыночного механизма, поддерживающего равновесный объем производства ВНП и естественный уровень безработицы. Поэтому, считают неоклассики, государственного регулирования макроэкономики не потребуется.

Заслуга Л.Вальраса в развитии теории экономического равновесия заключается, прежде всего, в том, что он обосновал необходимость подхода к анализу экономики как единого макроэкономического целого, связал в единую систему рынки различных товаров. В основе модели общего равновесия Л.Вальраса находится положение о том, что договоры имеют условный характер и их возможно пересмотреть в течение определенного времени ещё до получения товаров и уплаты денег, если спрос превосходит предложение или предложение превосходит спрос. Последнее при постоянном бюджете участников сделок станет стимулировать рост относительных цен, при котором цена одного товара выражается в натуральных единицах иного товара, а превышение предложения над спросом будет вызывать снижение цен.

Взаимодействие относительных цен, спроса и предложения ведет к тому, что изменение спроса сопровождается изменением относительных цен товаров. При этом потребители будут покупать товары по наиболее высокой стоимости, для того чтобы удовлетворить собственный спрос при их низком предложении. Производители не будут реализовать товары по наименьшей стоимости, если спрос ниже предложения, чтобы не потерять прибыли. Аналогичная динамика цен, спроса и предложения наблюдается в рынках, если покупатели стремятся максимизировать полезность с приобретения товаров, а продавцы - уменьшить собственные издержки и максимизировать свои доходы. Исходя из данного, можно дать определение закона Л.Вальраса, в соответствии с которому сумма избыточного спроса и сумма избыточного предложения на всех рассматриваемых рынках совпадают.

Модель общего равновесия Л.Вальраса, основанная на анализе спроса и предложения, включает целую систему уравнений. Среди них ведущая роль принадлежит системе уравнений, характеризующей равновесие двух рынков: производительных услуг и продуктов потребления. На рынке производительных услуг в роли продавцов выступают владельцы факторов производства (земли, труда, капитала, главным образом денежного). Покупателями являются предприниматели, производящие потребительские товары. На рынке продуктов потребления владельцы факторов производства и предприниматели меняются местами. При этом получается, что данные цены обусловлены совокупными значениями спроса и предложения, когда они становятся равными друг другу. Непосредственно данные цены обеспечивают каждому целесообразному члену экономической системы максимум полезности. Значит, согласно модели общего равновесия Л.Вальраса, в ходе заключения контрактов на реализацию и приобретение товаров на рынках устанавливаются подобные относительные цены, при которых все без исключения желаемые товары продаются и покупаются и не возникает избыточного спроса и избыточного предложения. В конечном виде система уравнений Л.Вальраса будет выглядеть следующим образом:

где: P - цены производственных благ;- количество производственных благ;- цены проданных производственных услуг:- данные и потребительские объемы производственных услуг.

Модель общего равновесия Л.Вальраса оказала большое воздействие на развитие экономической науки. Однако она во многом расходится с реальным состоянием буржуазного общества. Достаточно отметить, что в ней допускаются возможности нулевой безработицы, полной загрузки производственного аппарата, отсутствия циклических колебаний производства, не учитывается технический прогресс, накопление капитала. Л.Вальрас, как и его предшественники, не смог объяснить природу цен, двигаясь в замкнутом круге, когда цены зависят от спроса и предложения, а последние - от цен.

Модели Л.Вальраса присуще противоречие с практикой движения денег и цен. Так, по Л.Вальрасу, никаких изменений в спросе и предложении товаров не произойдет, если при наличии равновесия на всех рынках относительные цены останутся прежними, а абсолютные цены на все товары возрастут. При этом он не показывает, что увеличение абсолютных цен приводит к росту спроса на деньги.

Разрешил данное противоречие американский ученый Д. Патинкин в книге «Деньги, процент и цены» (1965 г.). Он ввел в модель Л.Вальраса такой дополнительный компонент, как денежный рынок и реальные кассовые остатки, представляющие собой реальную стоимость денежных сумм, остающихся на руках у продавцов и покупателей.

Д. Патинкин создал такую макроэкономическую модель общего равновесия, которая включала в себя не только рынки товаров, но и денежный рынок с реальными кассовыми остатками. При этом Д. Патинкин исходил из того, что реальная стоимость денежных остатков влияет не только на товарный спрос, но и на денежный спрос. Предположим, что число денег, оставшееся на руках у потребителей и продавцов, в номинальном выражении не поменялось. Однако общий рост цен привел к тому, что их покупательная способность снизилась, а по этой причине спрос на товары на абсолютно всех рынках сократился. Поэтому равновесие будет нарушено, что вызовет избыточное предложение товаров, которое приведет, согласно закону Л.Вальраса, к избыточному спросу на деньги. Последнее не означает, что предложение денег на рынке меньше спроса. В условиях дефицита денег, которых не хватает для приобретения данного количества товаров, абсолютные цены уменьшаться при неизменных относительных ценах. В следствии уменьшения абсолютных цен повысится реальное значение кассовых остатков. Общее равновесие будет восстановлено, что свидетельствует о способности системы к саморегулированию.

Однако необходимо иметь в виду, что общее равновесие экономики осуществляется наиболее эффективно на основе саморегулирования в условиях совершенной конкурентной борьбы. Идеальные условия для общего равновесия существуют в экономике, свободной с монополизма, при стремительном и гибком реагировании цен на изменение спроса и предложения, при переливе капиталов и рабочей силы в результате межотраслевой конкурентной борьбы. Естественно, что при этом не должно быть таких нарушающих общее равновесие экономики явлений, как ошибки в экономической политике и государственном регулировании экономики, общественные и природные потрясения.

В отличие от неоклассиков, Дж.Кейнс исходил из того, что для рыночной макроэкономики характерно неравновесие: она не обеспечивает полной занятости и не располагает механизмом саморегулирования. При этом Дж.Кейнс подверг критике два основополагающих тезиса неоклассической теории равновесия.

Во-вторых, экономика развивается негармонично, нет эластичности соотношения цен и заработной платы, как считают неоклассики. Здесь проявляется несовершенство рынка, связанное с существованием монополистов-производителей. В этих условиях, по мнению Дж. Кейнса, совокупный спрос становится изменчивым, а цены неэластичными, что поддерживает безработицу в течение длительного времени. Поэтому необходимо государственное регулирование совокупного спроса.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия может быть графически изображена на рис. 1.5, где на оси абсцисс (Q) откладывается реальный объем ВНП, а на оси ординат (Р) - уровень цен.

Рис. 1.5. - Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Из рис. 1.5 видно, что согласно кейнсианской теории кривая совокупного предложения горизонтальна (AS). Совокупный же спрос нестабилен, а цены и заработная плата неэластичны в направлении понижения. При этом падение совокупного спроса с (АD1)о (AD2)не оказывает сильного воздействия на уровень цен. Более того, в этих условиях реальный объем производства снижается с (Qf)до (Qu)и может оставаться на данном равновесном уровне неопределенно долго. Следовательно, для кейнсианцев изменчивость совокупного спроса и неэластичность цен в направлении понижения означают, что безработица может увеличиваться и сохраняться в рыночной экономике в течение длительного периода. Отсюда необходима активная макроэкономическая государственная политика регулирования совокупного спроса.

Согласно Дж.Кейнсу, количество произведенных товаров и услуг находится в прямой зависимости от уровня совокупных расходов (или совокупного спроса), то имеется затрат на товары и услуги. Важная часть общих расходов состоит в потреблении, которое совместно со сбережением равно доходу после уплаты налогов (располагаемому доходу). Таким образом, данный доход устанавливает не только лишь потребление, но и сбережения. Кроме того, величина потребления и сбережений находится в зависимости от таких факторов, как размер потребительской задолженности, величина капитала и прочие.

Следующей составной составляющей совокупных расходов являются инвестиции, величина которых зависит от двух факторов: реальной ставки процента и нормы чистой прибыли. На величину расходов на инвестиции влияют расходы на получение, использование и обслуживание основного капитала, изменения в наличии этого капитала, в технологии и другие временные условия.

Таким образом, указанные расходы на потребление и инвестиции, определяющие величину совокупного спроса, нестабильны. Такое побуждает неустойчивость в рыночной макроэкономике.

Чтобы сбалансировать экономику, обеспечить ее равновесие, необходимо, считает Дж.Кейнс, иметь «эффективный спрос». Последний состоит из затрат на потребление и инвестиции. Поддерживать эффективный спрос следует с помощью мультипликатора, связывающего прирост этого спроса с приростом инвестиций. При этом каждая инвестиция превращается в индивидуальный доход, идущий на потребление и сбережение. В результате прирост «эффективного спроса» становится умноженным значением прироста первоначальной инвестиции. Причем мультипликатор находится в прямой зависимости от того, какую часть дохода люди тратят на потребление. Но личное потребление растет вместе с ростом дохода, хотя в меньшей степени, чем доход. Это объясняется психологическим фактором, состоящим в стремлении людей к сбережению. Именно последнее, по мнению Дж.Кейнса, ведет к снижению доли потребления в совокупном доходе.

Считая снижение доли потребления в совокупном доходе явлением естественным, свойственным природе человека, Дж. Кейнс отмечает, что надо поддерживать такой компонент совокупного дохода, как инвестиции. Поддерживать частные инвестиции должно государство путем налоговой, кредитно-денежной политики и государственных расходов. Таким путем недостаток «эффективного спроса» компенсируется дополнительным государственным спросом, что способствует достижению макроэкономического равновесия.

Модель макроэкономического равновесия К. Маркса основывается на адекватной ей теории движения совокупного общественного продукта и капитала. Действующий в макроуровне общественный капитал представляет собой совокупность индивидуальных капиталов в их взаимосвязи и взаимозависимости в процессе кругооборота. Взаимосвязанность кругооборотов и оборотов индивидуальных капиталов образует движение общественного капитала.

В процессе функционирования общественного капитала образуется совокупный общественный продукт (далее «СОП»), который имеет стоимостную и натуральную форму.

По стоимости СОП состоит из трех частей:

1.      c - постоянный капитал (стоимость потребленных средств производства)

2.      v - переменный капитал (воспроизводственный фонд рабочей силы)

3.      m - прибавочная стоимость (прибавочная стоимость, созданная в течение года)

Таким образом, стоимость СОП будет равна


По натуральной форме СОП делится на два основных подразделения: I - производство средств производства, которые используются в производстве и являются капиталом; II - производство предметов потребления, которые идут на потребление и составляют доход.

Процесс общественного воспроизводства, предлагающий макроэкономическое равновесие, означает, во-первых, при каких условиях предприниматели продают все свои товары; во-вторых, как из состава общественного продукта покупают на рынке товары личного потребления рабочие и капиталисты; в-третьих, как из состава общественного продукта находят капиталисты на рынке средства производства, необходимые для возмещения потребленных средств производства; в-четвертых, каким образом общественный продукт не только удовлетворяет личные и производственные потребности, но и дает возможность обеспечить накопление и расширенное воспроизводство.

При выяснении условий воспроизводства общественного капитала К. Маркс применял метод научной абстракции. При этом он отвлекался от целого ряда второстепенных, частных процессов и явлений, влияющих на макроэкономическое равновесие. Среди этих абстракций следующие:

.        воспроизводство осуществляется при «чистом капитализме», т.е. учитываются только отношения двух классов - капиталистов и рабочих;

.        обмен товаров идет по их стоимости;

.        воспроизводство возможно без внешней торговли;

.        органическое строение капитала неизменно;

.        стоимость постоянного капитала целиком переносится на конечный продукт в течение года;

.        норма прибавочной стоимости (т) неизменна и равна 100% и др.

Социальное воспроизводство может осуществляться как в неизменных размерах (простое воспроизводство), так и в увеличивающихся размерах (расширенное воспроизводство). Структура СОП по стоимости и натуральной форме выражается следующим образом:


(Производство средств производства).


(Производство предметов потребления).

При простом воспроизводстве, составляющем исходный момент и основу расширенного воспроизводства, вся прибавочная стоимость потребляется капиталистами в качестве дохода. Процесс реализации СОП в I и II подразделениях осуществляется следующим триединым образом: I , состоящий из средств производства, реализуется внутри I подразделения; I  и II  реализуются путем обмена между I и II подразделениями; II , состоящий из предметов потребления рабочих и капиталистов, реализуется внутри II подразделения. В результате происходит возмещение , , m в обоих подразделениях по натуральной форме и по стоимости. При этом производство возобновляется в прежних размерах.

Таким образом, основным условием равновесия при простом воспроизводстве будет:


В качестве производных условий равновесия выступают следующие:

;


Данные равенства означают, что продукция I подразделения должна быть равна фондам возмещения обоих подразделений, а продукция II подразделения - чистому продукту общества.

При расширенном воспроизводстве часть прибавочной стоимости обоих подразделений направляется на цели накопления, т.е. на увеличение капитала. Он используется при покупке дополнительных средств производства и рабочей силы. Поэтому при расширенном воспроизводстве для обеспечения равновесия необходимо следующее:

;


Отсюда следует, что чистый продукт I подразделения должен превышать фонд возмещения средств производства во II подразделении на стоимость накапливаемых средств производства, необходимых для расширения производства в обоих подразделениях.

Модель общественного воспроизводства К.Маркса характеризует абстрактную теорию реализации, т.е. он передал условия, при которых реализация и равновесие осуществляются. Но в реальности данные условия далеко не всегда исполняются, так как пропорции между разными частями СОП формируются в условиях рыночной стихии и конкурентноспособной борьбы. В нынешних условиях, когда получили развитие международное разделение труда и торговля, при анализе воспроизводства общественного продукта и равновесия сейчас нельзя отвлечься от внешней торговли, экономической роли государства, которое выступает в качестве большого потребителя готовой продукции, регулятора основных макроэкономических пропорций и процессов.

.3 Совокупный спрос и совокупное предложение как факторы макроэкономического равновесия национального хозяйства

Для анализа макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Ведь на реальном рынке встречаются не два контрагента - продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей. Поэтому речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении какого-то конкретного товара, а о совокупном спросе и совокупном предложении в масштабе национального рынка. В этих условиях конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, предложение которых проявляется в стоимостном измерении в виде общей цены. В свою очередь, спрос представляет не как спрос индивидуальных покупателей или групп населения, а в форме совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства.

Следовательно, совокупный спрос (AD) - это модель, представляющая собой сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги ВНП при возможном уровне цен. Он состоит из потребительских расходов (совокупный спрос домохозяйств) - С; инвестиционных расходов (спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей) - i; государственных расходов (спрос на товары и услуги) - GP; из расходов на чистый экспорт (разница между иностранным спросом на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары) - X. Следовательно,


Среди факторов, определяющих AD, следует особо выделить расширение национального дохода (N1), который, в свою очередь, находится в прямой пропорции от предложения денег (MS) и скорости оборота денег (V), то есть MSxV= NI. Поскольку совокупный спрос представляет собой денежный спрос на элементы реального ВНП при соответствующем уровне цен, то AD зависит не только от денежной массы (MS х V) в прямой пропорции, но и в обратной пропорции от уровня цен (Р), то есть AD = MS х V : Р. Как видно, AD зависит от денежного оборота (MS х V). Последний же, в свою очередь, находится в обратной пропорции с динамикой уровня процента, величиной кассовых остатков у потребителей, либерального режима импорта товаров.

Совокупное предложение (AS) есть модель, представляющая собой сумму всех индивидуальных предложений товаров и услуг ВНП, которая может быть предложена при возможном уровне рыночных цен. Вид кривой совокупного предложения зависит от целого ряда факторов: а) уровня удельных издержек при производстве ВНП; приоритетов и «кризисных точек» экономического роста; от предельного уровня производства, ниже которого наступает кризис; б) «естественного» порогового значения, начиная с которого возможности равновесного развития расширяются, от предельного значения роста ВНП, по достижении которого возможности равновесного развития сокращаются, а условия экономического роста возникают; в) изменений в НТП и экономической политике государства и др.

Величина совокупного предложения (AS) может быть приравнена к величине ВНП, то есть:


Или иначе: AS = зарплата + прибыль + рента + процент. Среди факторов, влияющих на AS, выделяются издержки производства (как и в случае отдельных товаров).

Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены как в текущих, так и неизменных ценах. При этом используются индексы, при которых показатели спроса и предложения исчисляются по отношению к базисному или отчетному периоду. Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен обратная, а между совокупным предложением и уровнем цен - прямая.

Рис. 1.6. - Взаимодействие совокупного спроса и предложения, равновесная цена

Рыночный процесс взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения на макроуровне можно изобразить графически в виде двух кривых: совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) (рис. 1.6).

На рис. 1.6 по оси ординат откладывается уровень цен (Р), а по оси абсцисс - количество произведенных товаров на национальном уровне (ВНП). При росте цен кривая предложения товаров (AS) растет вверх, а кривая спроса (AD) идет вниз. Если же цены снижаются, то, наоборот, предложение товаров сокращается, а спрос увеличивается. В определенной точке кривые агрегированного спроса и предложения пересекаются в точке общего равновесного уровня цен (Р0) и равновесного объема выпуска продукции (Q0). В данных условиях денежное выражение ВНП будет равно произведению объема производства на высоту общего уровня цен (ВНП = Q х Р). Чем выше уровень цен, тем (при неизменной величине ВНП) кривая AD будет ниже, a AS - выше. Поэтому кривая AS имеет «восходящий» характер, a AD - «падающий».

Кривая совокупного предложения (AS) зависит от периода времени - краткосрочного или долгосрочного (рис. 1.7 а, б). При краткосрочном периоде времени (обычно в течение года) кривая AS плавно поднимается вверх. Дело в том, что предприятия при росте спроса увеличивают объемы производства и цены, а величина затрат (заработная плата, рента и др.) не меняется. В результате предприятие увеличивает выпуск продукции и прибыли (рис. 1.7 а).

При долгосрочном периоде времени кривая AS будет вертикальна (рис. 1.7 б). Это связано с тем, что заработная плата, реагируя на рост цен, возрастет. Поэтому в долговременном периоде предприятия (даже при повышении спроса) не получают больше прибыли и не увеличивают объем своего производства. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, совокупный спрос оказывает более слабое воздействие на рост реального объема производства. При вертикальной линии AS реальный объем производства определяется лишь уровнем потенциального объема производства. Совокупный спрос изменяет не уровень реального объема ВНП, а уровень цен, что и проявляется в вертикальном положении AS.

Рис. 1.7. - Совокупные предложения при краткосрочных и долгосрочных периодах времени

Рыночный процесс взаимодействия совокупного спроса и предложения, достижения общего экономического равновесия можно проанализировать при помощи модели AD - AS. Это важнейшая составляющая макроэкономической сбалансированности, при которой объем реального ВНП (стоимость ВНП в неизменных ценах) и темпы инфляции обеспечивают равенство между совокупным спросом и предложением.

Рыночный процесс достижения общего экономического равновесия можно видеть на рис. 1.8, где кривые совокупного спроса - AD и предложения - AS, а точка, фиксирующая состояние общего экономического равновесия, - А.

Из рис. 1.8 видно, что равновесие на рынке товаров наступает в точке А, когда AD = AS («крест Кейнса»). Если совокупный спрос AD растет и кривая АD1 смещается вправо в положение AD2, то спрос на товары может превзойти производственные мощности. При этом у предприятия может быть два решения:

а) расширить выпуск продукции;

б) не увеличивать объем производства, а повысить цены и уравнять спрос в точке А1

Рис. 1.8. - Равновесие на товарном рынке

Опыт показывает, что предприятия предпочитают расширить производство, чтобы увеличить сбыт своих товаров и таким путем добиться роста прибыли. Однако увеличение Q обычно приводит к росту издержек производства и уровня цен. В результате более высоким значениям объема производства Q2 и уровня цен Р2 будет соответствовать новая точка равновесия В.

При падении совокупного спроса AD возникает такое положение, когда товаров производится больше, чем имеется потенциальных покупателей. Это соответствует обратному движению кривой AD из AD2 к AD1. При этом у предприятий могут возникнуть два таких же варианта решения, как и при повышении AD:

а) сокращать производство;

б) оставить выпуск продукции без изменения, но понизить цены до точки B1.

Если снижать цены, то сократятся запасы товаров на складах, а также прибыли и потери. Поэтому вначале предприятия стараются сократить объемы производства и продать товары со складов по выгодным ценам. Когда же это становится невыгодным, то предприятия вынуждены снижать цены на товары. Итак, снижение совокупного спроса AD приведет к уменьшению Q и Р. Причем снижение уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнется безработица. Однако при любом случае уменьшение Q и цен приведет к низким размерам ВНП и национального дохода.

Свои особенности имеет равновесие на товарном рынке при изменении совокупного предложения AS. Если AS возросло, то предприятия производят товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате низкого спроса уровень цен падает, а объем продаж товаров увеличивается. Поэтому кривая AS1 смещается вправо до AS2, а новой точкой равновесия вместо А становится D. Она соответствует меньшему значению Р и большей величине Q, что затрудняет определение величины ВНП и национального дохода.

В целом же влияние AD и AS на ВНП и национальный доход таково, что равновесие на рынке товаров достигается редко из-за постоянных колебаний, изменений (флуктуации) AD и AS.

Важным дополнением к рассмотрению модели AD -AS, характеризующей общее экономическое равновесие спроса и предложения на товарном рынке, может быть анализ модели двойного равновесия в макроэкономической модели IS - LM. При совмещении кривой IS, отражающей варианты состояния частичного равновесия на инвестиционном рынке, и кривой LM, отражающей варианты состояния частичного равновесия на денежном (финансовом) рынке, на рис. 1.9 можно описать ситуацию общего экономического равновесия, которое одновременно складывается на рынке товаров и денег («крест Хикса»).

Рис. 1.9. - IS - LM - анализ общего экономического равновесия

На рис. 1.9 на оси абсцисс отложено предложение денег (У), а на оси ординат процентная ставка (г). Точка общего экономического равновесия (Е) означает следующее: а) в ней нет дефицита и излишка денег в обращении; б) все свободные деньги связаны и инвестированы. Вместе с тем в точках А, В, С, D имеет место лишь частичное экономическое равновесие, которое достигается или на товарных рынках, или на денежном (финансовом) рынке. При стабильном уровне цен рост предложения кредитно-денежной массы приведет к понижению уровня процентных ставок и увеличению ВНП. Если цены гибкие, то аналогичное увеличение предложения денежной массы сначала перемещает кривую LM в положение LMi Однако затем из точки Еi вдоль кривой IS начинается обратное движение точки равновесного состояния экономической системы в сторону точки Е.

В результате такой дополнительной денежной инвестиции новое положение экономического равновесия установится на кривой IS между точками Е и Еi.

В мировой экономической литературе прошлого столетия представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему.

При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства.

макроэкономический равновесие монетарный политика

2.      МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

.1 Цели и инструменты государственной монетарной политики

Монетарная политика (денежно-кредитная) представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Основополагающей целью монетарной политики является регулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Монетарная политика заключается в обеспечении устойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении монетарной политики принадлежит Центральному банку.

Осуществляя монетарную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и так далее. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае монетарная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры использовать кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.

М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.

M1 - количество любых денежных знаков на руках у населения и средства в кассах предприятий, учреждений, организаций.

М2 - включает в себя M1 плюс вклады населения до востребования, остатки средств на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.

М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.

М4 - включает, помимо М3, также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.

Данные денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности, то есть легкостью их превращения в наличные деньги. Соответственно когда говорят о потребности в деньгах, то имеют в виду не столько общее их количество, сколько соотношение между разными видами денег и их наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями в трансакционных действиях. Следовательно, главная функция центрального банка - регулирование денежного обращения - предполагает отслеживание не только общего количества, но и пропорций между видами денег.

Однако государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным только в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны.

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

В настоящее время большую роль играют минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Норматив резервных требований представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

. Они служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

. Минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

Другим инструментом кредитно-денежного регулировании является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам, и переучитывает ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования (официальная дисконтная ставка). Она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть изменение учетной ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики. Повышение учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком ценных государственных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

По форме проведения рыночные операции с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран достигает от 82 до 99,6%. По своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

― условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей;

― объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;

― срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

― сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

― способ установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие ― это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, что ведет к ущемлению прав их вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам должно применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Помимо этих основных инструментов, в мировой банковской практике давно известны и широко используются другие инструменты денежно-кредитной политики центральных банков. Речь идет лишь о том, как лучше их применять в конкретных условиях той или иной страны с рыночной или переходной экономикой.

.2 Эффективность монетарной политики государства

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

. Быстрота и гибкость.

Кредитно-денежная политика может быстро меняться: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.

. Изоляция от политического давления.

По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем другие виды политик, и представляется более приемлемой в политическом отношении.

. Монетаризм.

Хотя большинство экономистов считают кредитно-денежную политику действенным инструментом стабилизации, но монетаристы полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности.

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а на инвестиции крута; кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. Влияние политики дешевых денег на чистый национальный продукт усиливается расширением чистого экспорта, которое, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

.3. Влияние монетарной политики на динамику национального производства в зарубежных странах и России

Монетарная политика, являющаяся одним из важнейших блоков государственной экономической политики, играет значимую роль в динамике социально-экономического развития страны. Успешному достижению поставленных перед монетарными властями целей во многом может способствовать адекватность и эффективность используемых при реализации денежно-кредитной политики подходов и инструментов, а также их соответствие текущим и прогнозируемым экономическим условиям.

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции.

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.

Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального Банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального Банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день.

Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление.



где: V - скорость обращения денежной массы;- номинальный объем производства;- величина денежной массы в обращении.

Исходя формулы, было предложено бороться с инфляцией. Если скорость обращения стабильна, тогда желаемого объема производства можно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс более сложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровень процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие "на степень привлекательности хранения на счетах денежных средств", то есть на скорость обращения денег. Величина номинального дохода может быть выражена следующим образом:


где: Y - рост номинального дохода;- темпы инфляции;

у - темпы роста реального объема производства.

Было признано, что современные темпы роста реального объема производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов, вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также их производительности. Денежно-кредитная политика не сможет оказывать серьезного влияния на долговременную тенденцию роста объемов производства, или это влияние будет носить негативный характер, поскольку дестабилизируется денежная система, и создаются препятствия на пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов роста величины номинального дохода будет означать аналогичные изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и восстановления контроля в области ценообразования требует замедления роста денежной массы. Денежно-кредитная политика США основывается на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему (ФРС) установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также был принят "Акт о полной занятости и сбалансированном росте". В нем указывались цели денежно-кредитной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно объявлять величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.

Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются предварительные оценки указанных величин на следующий год.

Данная политика преследует три основные цели: во-первых, ограничение роста цен. Во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое экономическое поведение с намерениями центрального банка. В-третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банка за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.

Нужно отметить, что опыт американских экономистов в области борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных мер, тем более, что данное направление экономической реформы признано приоритетным российским правительством.

В Исландии регулятором денежной массы является Центральный банк Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи Центрального Банка Исландии стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. Центральный банк Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей. Главная цель Центрального банка Исландии - стабилизация цен и удерживание инфляции на низком уровне. Интервенция в иностранную валюту допускается только если с помощью ее удерживается рост инфляции. Из-за высокого уровня инфляции ставка рефинансирования центрального банка беспрерывно росла до января 2009 года, когда она сoставляла 18 % и была одной из самых высоких в мире. После того как Центральный банк Исландии несколько раз уточнял ставку рефинансирования, снижая ее, в мае 2009 года ставка достигла уровня 13 % (уровень сентября 2006 года), а в третьем квартале 2010 года ставка была снижена до 4,5%.

Как известно, в 90-х годах наша страна находилось в тяжелой кризисной ситуации. Создавалось множество коммерческих банков, которые тут же разорялись, инфляция достигала огромных размеров. Поэтому большинство мер, направленных на стабилизацию экономики, имели экстренный характер. Основным направлением денежно-кредитной политики было сдерживание инфляции за счет жесткого регулирования эмиссии.

Так, в 1994 - 1996 годах наиболее эффективным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики - сдерживания инфляции - было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк России исходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов и другие), устанавливал поквартальные предельные величины роста денежной массы, а также целевые показатели объемов международных резервов, предельные величины внутренних активов Центробанка РФ (внутренние активы Центробанка РФ включают кредит расширенному правительству, коммерческим банкам, государствам СНГ и прочие неклассифицированные активы; кредит расширенному правительству определяется как сумма требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному правительству, кредита Центробанка РФ местным органам управления и внебюджетным фондам). Осуществление этой политики в 1994 - 1996 гг. имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 и 1996 годах.

Сейчас ситуация изменилась. Экономика стала несколько стабильней и постепенно выходит из кризиса. Как уже отмечалось ранее Центральным банком РФ ежегодно разрабатываются «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». Рассмотрим один из этих документов.

В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год» в результате проведения денежно-кредитной политики должны быть созданы благоприятные условия для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2006 года, согласованными с Банком России, предполагалось снизить темпы инфляции до 8 - 10% в 2004 году, 6,5 - 8,5% в 2005 году и 5,5 - 7,5% в 2006 году.

Такая траектория инфляции в рамках намеченной на этот период бюджетно-налоговой политики представлялась реальной, и Банк России ставил целью обеспечить указанную динамику инфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики. В то же время Банк России не считал на рассматриваемый период времени возможным отказаться от политики управляемого плавания валютного курса по следующим причинам. Во-первых, в отсутствие законодательно оформленного и эффективно функционирующего стабилизационного фонда Правительства Российской Федерации, достаточно полно аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен на нефть, переход на использование режима плавающего обменного курса может привести к его переоценке. Это может нанести ущерб национальной промышленности. Во-вторых, слишком быстрый переход в условиях относительно высоких цен на нефть от режима управляемого плавания к режиму плавающего обменного курса может привести к резкому изменению относительной привлекательности активов, номинированных в российской и иностранной валюте. Предоставление возможности домашним хозяйствам и предприятиям адаптироваться к изменяющимся показателям стоимости рубля в такой ситуации, по мнению Банка России, необходимо.

По мере создания стабилизационного фонда Банк России считает необходимым последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Сокращение необходимости в проведении интервенций Банка России на валютном рынке позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции. Кроме того, сокращение интервенций на валютном рынке повысит роль процентной политики Банка России. Такая политика будет способствовать стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.

Таким образом, воздействие на уровень инфляции в 2004 году должно было осуществляться Банком России посредством комбинированного использования трех основных инструментов денежно-кредитной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения в соответствии с параметрами денежной программы, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

Несмотря на снижение эффективности использования показателя денежной массы в качестве промежуточной цели для достижения запланированного уровня общей инфляции, динамика и структура денежной массы остаются в соответствии с данной программой важными ориентирами для оценки текущих монетарных условий, инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции.

Посмотрим, как реализовалась данная программа.

В соответствии с условиями разрабатываемого Банком России сценария предусматривалось, что темп прироста валового внутреннего продукта (далее «ВНП) составит 5,2%, среднегодовая цена на нефть сорта "Юралс" - 22 доллара США за баррель, среднегодовой курс рубля к доллару США - 31,3 рубля за доллар США, годовой прирост валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования - 12,8 млрд. долларов США. Указанным условиям соответствовал прирост денежной массы М2 (денежная масса в обращении) за год (25%), который был заложен в основу денежной программы на 2004 год.

Фактически макроэкономическая ситуация развивалась по иному сценарию, который по многим параметрам был близок к 2003 году. В первом полугодии 2004 года по отношению к первому полугодию 2003 года ВВП увеличился на 7,4%, средняя цена на нефть сорта "Юралс" за январь - сентябрь текущего года составила 33,3 доллара США за баррель, средний курс рубля к доллару США за тот же период - 28,9 рубля за доллар США, прирост золотовалютных резервов за девять месяцев 2004 года достиг 18,1 млрд. долларов США. В этих условиях фактический рост денежной массы М2 за девять месяцев текущего года сложился несколько выше предполагаемого. Увеличение денежного агрегата М2 на 01.10.2004 по сравнению с показателем на ту же дату предыдущего года составило 35,4%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевой проблемой макроэкономики является проблема макроэкономического равновесия - обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Эта проблема актуально и по сей день.

В настоящее время в экономической науке имеется большой набор моделей экономического равновесия, характеризующих особенности подхода к данной проблеме в различные исторические периоды. Непреходящая заслуга всех экономистов, развивающих теорию общего равновесия, состоит в четком разграничении абстрактно-равновесного и историко-эволюционного уровней анализа. Это позволяет правильно определить место данной теории в экономической науке. Система уравнений общего равновесия, устанавливая функциональную зависимость между спросом и предложением на всех рынках и выводя из нее равновесные цены, конечно же, не претендует на объяснение экономического развития в его эволюции. Дело скорее в том, что, за исключением технических деталей, совершенствование которых с учетом развития математики будет продолжаться, абстрактно-идеальный анализ условий рыночной конкуренции практически завершен. Это позволяет науке двигаться дальше по пути открытия важнейших закономерностей реальной экономической жизни.

Список литературы

1.      Гальперин В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И. , Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб./ Общая ред..Л.С. .Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Санкт - Петербург, 2007.

2.      Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

.        Овчинников Г.П. Микроэкономика. Макроэкономика. [Текст]. Санкт-Петербург, 2007.

.        Столяров В.И. - Экономика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования - 2-е изд.,стер. - ("Высшее профессиональное образование-Профессиональное обучение") - Изд. «Academia» (Академпресс) 2010.

.        Тарасевич Л.С. - Экономика - Изд. «Высшее образование» 2005.

.        Экономика : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С.Булатова. - 4-е изд., перераб. И доп. - Москва. Экономистъ 2005.

.        Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Под ред. В.Д. Камаева.- 10-е изд.- М.: Гуманитар изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 592с

.        Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА.- 2011.

Похожие работы на - Макроэкономическое равновесие и монетарная политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!