представлена товарная структура экспорта и импорта Таможенного союза со всеми странами (за 2011 год, в долл. США).
Таблица 5
Наименование товарной отраслиЭкспортИмпортянварь-сентябрьянварь-сентябрьдолл. США%долл. США%Продовольственные товары и сельхоз сырье Минеральные продукты Топливно-энергетические товары Продукция хим. промышленности, каучук Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Текстиль Металлы, изделия из них Машины, оборудование и транспортные средства8271434244 270629724239 264926780804 234455018211 321813375 8188096295 752058345 39907461778 97072420761.93 63.23 61.90 5.48 0.08 1.91 0.18 9.32 2.2732247406818 6625127415 54467838213 6415712373 1178033384 56694536031 30624600721 75091293581 0546846341713.72 2.82 2.32 15.49 0.50 2.41 5.56 7.45 44.87
2.2 Таможенно-тарифное регулирование: сопоставление внутреннего и внешнего таможенного тарифа
Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь - с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.
год стал вторым годом осуществления таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011, осуществлялись на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.
В соответствии со ст. XIV ГАТТ Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри Таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа. В Таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.
В рамах Таможенного союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифов, различные внешнеторговые преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к перемонтировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри Таможенного союза производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ".
Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах Таможенного союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам Таможенного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри Таможенного союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д. Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-участниц Таможенного союза, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.
Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри Таможенного союза. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках Таможенного союза. Большое значение для Таможенного союза имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках Таможенного союза, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост. Функционирование Таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Для Таможенного союза уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные Таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.
Как показывает практика, вне сферы Таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.
2.3 Направления развития торговых отношений ТС со странами СНГ
Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан - 8 стран открыли между собой торговые границы - отменили пошлины на большинство ввозимых и вывозимых товаров.
Свободная торговля - это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в переходе от двухсторонних соглашений к одному многостороннему соглашению. Этот интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений. Принятие договора позволит, безусловно, убрать многие барьеры и сделать новый, качественный шаг в развитии торгово-экономических связей между государствами. Получается, объединить экономики - задача номер один, а после этого и до Евразийского союза не далеко.
Вероятность вступления в Союз других стран СНГ весьма высока. Однако для создания единого экономического пространства, которое по замыслу политиков должно превратиться в аналог Евросоюза на территории СНГ, еще нужно много и долго поработать. И не факт, что данный проект будет реализован. Перспективы расширения Таможенного союза будут зависеть, прежде всего, от успеха реализации этого проекта в России, Беларуси и Казахстане. Вряд ли к нему захочет присоединиться Украина и другие страны СНГ, если Союз не придаст серьезных импульсов к развитию экономик все трех стран. И наоборот, если он будет успешен, возможно расширение. Однако на решение таких вопросов как полноценная межгосударственная интеграция должны уйти не один год, а, может, и не одно десятилетие.
Интеграция на постсоветском пространстве предполагает три стадии: зону свободной торговли в рамках СНГ, подписание соглашения о которой состоялось 18 октября 2011 года, Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, который реализуется с 2008 года, и Единое экономическое пространство: Россия, Белоруссия, Казахстан, договор о формировании которого вступит в силу с 1 января 2012 года. В перспективе - создание Евразийского союза и валютная интеграция.
Угрозы, которые здесь могут возникнуть, связаны с тем, что каждое из государств сохраняют независимость в поиске третьих партнеров, с которыми они могут также заключать соглашения о зоне свободной торговли. Это особенно важно для Украины, потому что главная угроза этому проекту связана с соглашением о зоне свободной торговли с Евросоюзом, которое Украина сейчас готовит. В этом договоре есть специальная статья, которая оговаривает, что если какая-то из сторон заключает соглашение с кем-то из третьих сторон (а Евросоюз - это не просто третья сторона, это треть нашего импорта), то тогда необходимо проводить консультации, и в случае, если раскрытие зоны свободной торговли через одного из участников угрожает интересам кого-то из третьих сторон, могут проводиться по итогам консультаций меры по защите общего рынка. Угроза вполне реальная с учетом того, что не очень хорошо обстоят дела с администрированием правил происхождения товаров.
Однако и Таможенный союз также может стать проблемой для стран СНГ, в него не вошедших.
Решение о вводе Единого экономического пространства на территории трех стран СНГ с 1 января 2012 года подписали в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана: в зону свободного передвижения людей и товаров, о которой 20 лет мечтали многие государства Содружества, в краткосрочной перспективе будут пропускать только «свои» товары, а в долгосрочной - и «своих» люди.
О том, что, например, украинские продукты могут тормозиться у российских границ, которые отныне будут представлять и границы ТС, Киев ранее предупреждали, добавив, что никто не мешает стране войти в Таможенный союз. Тогда, обещают в Москве, и газ будет поставляться в Украину по ценам, равным белорусским. И вообще все будет гораздо проще, по крайней мере, в том, что касается взаимной торговли.
Как известно, основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек.
На первый взгляд, оснований для оптимизма более чем достаточно. С его образованием создается общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и товарооборотом в $900 млрд. Страны-участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР. Эксперты-оптимисты ожидают, что:
товары на местных рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее;
откроются новые возможности для развития бизнеса. Товары можно будет свободно перемещать по территории России, Казахстана, Беларуси;
станут дешевле энергоносители;
во взаимной торговле стран Таможенного союза снизятся издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри Таможенного союза.
Для Украины появление в непосредственной близости единого таможенного пространства уже в ближайшее время приведет к резкому осложнению ведения бизнеса в этих странах. Создание Таможенного союза означает появление на границах Украины, еще одного, наряду с ЕС, торгового гиганта. Спрогнозировать возможные проблемы Украины в связи с этим несложно, достаточно вспомнить, сколько она потеряла от соседства европейского таможенного союза, в связи с сокращением экспорта черной металлургии, химической промышленности в новые страны-члены ЕС (например, прибалтийские страны).
Потери экономики Украины от создания Таможенного союза могут составить десятки миллиардов долларов, поскольку:
усилится конкуренция за рынки стран-участниц, прежде всего, по продукции сельского хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, машиностроению, металлургии. Украина также может потерять часть рынка сбыта. А тот же Казахстан по объемам торговли Украины со странами СНГ занимает почётное 2 место и 5 место среди всех украинских партнеров (товарооборот составляет почти $3,5 млрд.);
возможная денонсация договоров о свободной торговле, приведет к падению украинского экспорта. Едва возникнув, Таможенный союз уже "ударил", например, по украинским производителям и экспортерам алкогольной продукции, теперь требуется новая, «союзная», лицензия;
затруднит торговые отношения Украины с Беларусью и Казахстаном. Ограничения экспорта украинского металла, аграрной продукции, которые прежде были на украинско-российской границе, расширятся теперь и на две другие страны таможенного союза, что угрожает полной потерей этих рынков для украинского бизнеса.
2.4 Выявление проблем торговых отношений ТС
Предприниматели, бизнесмены всех стран добиваются снятия барьеров и препятствий на пути движения своих товаров, особенно на внешние рынки. В нынешнее время требования к уровню открытости национальных экономик значительно возросли. Именно поэтому подписание соглашения по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России стало новым этапом интеграционного процесса с хорошей перспективой и большим потенциалом жизнеспособности. Что же касается проблем, возникающих в связи с ТС, то их можно и нужно решать.
Механизмы разрешения споров и разногласий успешно разрабатываются в рамках Таможенного союза. Разрешению возникающих разногласий способствуют такие процедуры, как консультации и переговоры на высшем политическом уровне, привлечение экспертных групп и т.д. Одним из главных инструментов урегулирования споров является Суд ЕврАзЭС. Он наделен компетенцией по рассмотрению споров между государствами-членами таможенного союза, а также между ними и Комиссией таможенного союза. Суд вправе давать толкование международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, актов, принятых органами таможенного союза. Он также рассматривает дела об оспаривании решений и действий органов таможенного союза и т.д. Достижение консенсуса по многим важным и проблематичным вопросам является безусловным доказательством эффективности данных процедур.
В настоящее время существует много пробелов в законодательстве, которые не могут быть разрешены вплоть до вступления в силу «Закона о таможенном регулировании». Например, статьей 215 ТК ТС не предусмотрена процедура таможенного транзита между складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами (ТС). Данной статьей предусмотрено применение таможенного транзита только между таможенными органами. Однако пунктом 3 указанной статьи установлено, что при перевозке товаров, перемещаемых по территории только одного государства - члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства - члена таможенного союза. Национальное законодательство РФ, а именно, пункт 2 статьи 79 Таможенного кодекса РФ, предусматривает внутренний таможенный транзит между СВХ и ТС. Вместе с тем, в соответствии с письмом ФТС России от 29.06.10 № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28.05.03 № 61-ФЗ», которое не является нормативным правовым актом, положения главы 10 (статьи 79-92) ТК РФ не применяются. Таким образом, проблема применения таможенной процедуры таможенного транзита в настоящее время не урегулирована на законодательном уровне и вызывает много вопросов. И таких примеров много.
Правительствам стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства следует упростить процедуры сертификации товаров, произведенных на территории одной и экспортируемых на территорию другой страны ТС.
Необходимо провести процедуры оптимизации и в большей степени создать условия для активизации сотрудничества между странами Таможенного союза. Кроме того, в рамках функционирования Таможенного союза существует и целый комплекс проблем в налоговой сфере.
Другая проблема заключается в признании даты совершения импорта - в соответствии с установленными нормативно-правовыми условиями дата совершения импорта - это дата пересечения границ. И здесь товаропроизводители говорят о том, что этот пункт необходимо оптимизировать. Например, признать датой совершения импорта дату оприходования на складе, потому что те документы, которые выдаются при пересечении границы, предоставляются транспортным компаниям, а экспортеры не имеют этих документов на руках. Поэтому тут тоже необходимо продумать и в большей степени оптимизировать механизм экспортно-импортных поставок.
Многие товаропроизводители жалуются на то, что с началом работы ТС возросли затраты на администрирование экспортно-импортных операций. То есть при таможенном оформлении поставок имеет место сильнейшая детализация товаров. Все это приводит к выплате дополнительных сумм для таможенного оформления. Таким образом, излишняя детализация приводит к увеличению добавочных листов, и это бьет по карману.
Однако добротная правовая основа - это необходимое, но еще не достаточное условие эффективного регулирования единой таможенной территории и Единого экономического пространства. Для этого важно еще выстроить качественную систему таможенного и других форм государственного контроля над перемещением товаров, которые должны осуществляться единообразно.
Для этого необходимо скорейшее внедрение современных информационных технологий - интегрированной системы внешней и взаимной торговли и электронно-цифровой подписи. Расширение использования электронного обмена информацией в качестве альтернативы письменным документам обеспечит существенное сокращение времени и на проведение таможенных процедур.
2.5 Определить направления развития
С 1 января 2012 г. ратифицируются пакеты соглашений следующей ступени интеграции - единого экономического пространства (ЕЭП), провозглашающие свободу передвижения не только товаров, но также услуг, капитала и рабочей силы. Это может стать объединяющим фактором трех территорий, однако эти соглашения, которые мало обсуждаются бизнесом, могут затронуть его очень серьезно. Дело в том, что при подготовке правовой базы для формирования ЕЭП Россия пыталась предложить все базовые условия организации экономики, соответствующие правилам Всемирной торговой организации (ВТО). И среди ключевых - промышленные и сельскохозяйственные субсидии. Промышленные субсидии могут ограничить применение тарифных льгот. Очень ограничены по срокам применения льготы в особых экономических зонах, свободных складах, которые никак не заработают в России (уже, наверное, не заработают, потому что если до 2012 г. они не будут созданы, в дальнейшем их создание бесперспективно).
Так ка Россия стала членом ВТО, то средневзвешенная ставка таможенной пошлины понизится почти на 1 процентный пункт. По прогнозам Минэкономразвития на 2012 г. она 9,6%, а в случае вступления в ВТО будет менее 9%. По конкретным примерам: ставки ввозных пошлин на подержанные легковые автомобили вернутся на докризисный уровень, снизятся ставки по некоторым видам сельскохозяйственной техники и по многим другим товарам. Таким образом, уровень тарифных барьеров будет существенно снижен.
Однако существенное снижение ввозных пошлин будет компенсироваться тем, что для наиболее чувствительных отраслей экономики, там, где у нас зарождается или уже есть собственное отечественное производство, будут применяться защитные меры. Здесь тоже есть некоторые подвижки. Сегодня государства, входящие в Таможенный союз, по собственному смотрению применяют защитные меры. Россия применяет защитные меры в виде антидемпинговых пошлин, защитных пошлин, например, против ряда украинских товаров, и они действуют только на территории РФ. Соответственно у Белоруссии свои меры, у Казахстана свои. Сейчас сделаны существенные шаги в сторону того, чтобы эти меры стали едиными для всей таможенной территории Таможенного союза. Предлагается 9 мер, стороны должны согласовать их не только между собой, но и с иностранными поставщиками, потому что речь идет об ограничении экспорта из третьих стран. И с 1 октября 2011 г. все функции, связанные с расследованием, предшествующим введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в полной мере перешли к Комиссии Таможенного союза. В итоге эта процедура, и так непростая, еще осложнена тем, что требуется представлять статистические данные для введения таких мер уже по всем трем экономикам. Но, с другой стороны, это означает выход из правовой неопределенности, работу четких правил, понятных для бизнеса: как, в каком порядке, по какой процедуре, у кого нужно требовать защиты того или иного производства.
Российские таможенники в 2012 году планируют еще больше сократить время оформления товаров и отменить для бизнеса обязательную подачу сопроводительных документов, подтверждающих таможенные декларации.
Сегодня на таможенное оформление товаров по регламентам отводится 12,5 часа. Однако в них входят и ночные часы, субботы и воскресенья, и праздничные дни, когда таможенные посты не работают. Поэтому сегодня таможенники "вычищают" лишнее время. На что предприниматели посоветовали просто перейти на круглосуточный график работы по всем направлениям.
Что касается перспектив экономической интеграции в СНГ, очевидно, что приоритетными направлениями экономического сотрудничества являются те сферы экономики, которые объективно склонны к интеграции. Это энергетика, транспорт, связь, торговля, сельское хозяйство. Они изначально обречены на интеграцию. И есть еще ряд сфер, которые тоже очень хорошо бы интегрировать, но где пока не все идет так гладко. Прежде всего, это машиностроение, научно-техническое сотрудничество и инновации.
В области инноваций и новых технологий требуются большие взаимные усилия и по укреплению сотрудничества, и по наращиванию национальной инновационной инфраструктуры. Дело в том, что потенциал стран СНГ в области новейших технологий во многом еще отстает от уровня мировых лидеров. Чтобы ликвидировать или хотя бы сократить это отставание, нужно еще очень многое сделать в сфере инноваций на национальных уровнях, и тут весьма важны объединенные усилия всех стран СНГ. Конечно, при этом возникают различные практические вопросы. Каков будет вклад каждой из сторон? Кому будут принадлежать результаты совместных разработок? Как и где их внедрять? Но все признают, что без интеграции усилий, без сотрудничества здесь не обойтись.
Создание Единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси нужно рассматривать как важный шаг на пути к более глубокой интеграции с Европейским союзом и странами АТР. В ходе международной конференции "Приоритеты и перспективы региональной экономической интеграции с участием России на постсоветском пространстве, в Европейском и Азиатско-Тихоокеанском регионе" было отмечено, что продолжаются переговоры по свободной торговле Таможенного союза (ТС) с рядом европейских стран, не участвующих в еврозоне и ЕС. Одновременно Россия и Украина начали процесс ратификации документов о свободной торговле с теми же европейскими государствами, а также с 8 странами СНГ.
По экспертным оценкам, если все эти страны будут участвовать в ЗСТ, во-первых, объемы взаимной торговли в рамках этой ЗСТ увеличатся минимум на треть. Во-вторых - объем "обмена" производственными капиталовложениями увеличится на 35-40%. Причем в первую очередь будут расти инвестиции в высокотехнологичные проекты, с одной стороны, стран СНГ в развивающихся странах-членах ЗСТ, а с другой - развитых стран-участниц в аналогичные проекты стран Содружества.
Заключение
Всё большее увеличение количества таможенных союзов, расширение и укрепление их позиции на международной арене свидетельствует о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет участникам выступать единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих субъектов. В этом смысле таможенный союз Беларуси, Казахстана и России не является исключением.
Конечно, создание Таможенного союза - это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для укрепления экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трех стран, потому что рынок сбыта каждой из них значительно вырос, ускорился процесс перемещения товаров. Такая динамика станет привлекательной для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать экономическую активность.
К тому же, Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом к созданию к 1 января 2012 года интеграционного объединения более высокого уровня - Единого экономического пространства со свободным перемещением товаров, капитала, рабочей силы, согласованной экономической, денежно-кредитной, валютной политикой и т.д. В современном мире ни одно государство не может создать эффективно функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание Таможенного союза согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов.
Список использованной литературы
1.Рыбалкин В.Е., Международные экономические отношения. Учебник для вузов (под ред. Рыбалкина В.Е.) Изд. 6-е, перераб., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. - 290 с.
2.Таможенный кодекс таможенного союза.
3.http://www.transportal.by/mnenie-professionala/tamozhennyy-soyuz-treh-170111.html
.http://tamkod.ru/3/
.http://www.tsouz.kz/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=65
.http://customsexpert.ru/articles/tamozhenniy-soyuz-i-perspe.htm
.http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14332:--------------lr--12-13-2011-l----r&catid=26:2011-01-24-14-45-21&Itemid=1830&Itemid=
.http://www.tazabek.kg/news:262421/
.http://www.glazev.ru/sodr_evrazes/267/
.http://nsi-press.ru/2011/10/tamozhennyjj-soyuz-sozdaet-zonu-svobodnojj-torgovli-so-stranami-east/
.http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Tamozhennyj-sojuz-prodolzhaet-rabotu-po-sozdaniju-zony-svobodnoj-torgovli-so-stranami-EAST_i_577100.html
.http://www.customsonline.ru/tr.html
.http://expert.ru/ratings/tovarnaya-struktura-torgovli-mezhdu-stranami-tamozhennogo-soyuza-v-yanvareavguste-2011-goda/
.http://www.rg.ru/2011/07/28/glasiev.html
.http://www.customsunion.by/index.html
.http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/custome_union/inform.php
.http://www.tsouz.ru/AboutETS/Pages/default.aspx
.http://www.promweekly.ru/interv-20.php