Проблемы формирования малого бизнеса
Проблемы
формирования малого бизнеса
План
Введение
Глава 1. Характеристика малого
бизнеса
1.1 Сущность и признаки малого
предприятия
.2 Место малого бизнеса в экономике
развитых стран
Глава 2. Малый бизнес в России
.1 История формирования малого
бизнеса в Российской Федерации
.2 Анализ развития малого бизнеса в
России за 2012-2013 г.
Глава 3. Развитие и меры
государственной поддержки малого бизнеса в России сегодня
.1 Проблемы и перспективы
формирования малого бизнеса в Российской федерации
.2 Система государственной поддержки
и регулирования малого бизнеса в Российской федерации
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования темы курсовой работы
заключается в том, что для эффективного функционирования экономики любой страны
необходимо оптимальное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не
уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался
крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации
промышленного производства.
Малый бизнес играет важную роль в экономике
страны:
обеспечивает население рабочими местами;
делает рынок гибким и устойчивым к кризисным
ситуациям;
увеличивает спрос и предложение;
стимулирует увеличение предложения различных
товаров и услуг.
Целью моей курсовой работы является определение
основных проблем формирования малого бизнеса и разработка перспектив его
развития.
Задачи, которые ставились при написании курсовой
работы, состоят в следующем:
определить сущность и признаки малого бизнеса;
сделать анализ работы предприятия малого
бизнеса;
определить проблемы формирования малого бизнеса
и найти пути их решения;
выявить перспективы развития предприятий малого
бизнеса.
Объектом исследования курсовой работы является
малый бизнес, как субъект экономики. А именно: динамика его развития в
2012-2013 годах.
Глава 1. Характеристика малого бизнеса
.1 Суть, понятие и признаки малого предприятия
Малый бизнес - это самостоятельная,
систематическая хозяйственная деятельность малых предприятий любой формы
собственности и граждан-предпринимателей (физических лиц), которую они ведут на
свой риск с целью получения прибыли. Практически это любая деятельность
(производственная, коммерческая, финансовая, страховая и т.п.) указанных
субъектов хозяйствования, направленная на реализацию собственного
экономического интереса.
Малый бизнес состоит из совокупности малых
предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме
собственности, по организационно-правовой форме, по территориальной
принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по
отраслям.
Таблица1.1 Классификация основных видов малых
предприятий
По
форме собственности
|
государственная
собственность
|
|
муниципальная
собственность
|
|
частная
собственность
|
|
собственность
общественных организаций
|
|
иная
форма собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц,
лиц без гражданства)
|
По
организационно-правовой форме
|
хозяйственные
товарищества
|
|
хозяйственные
общества
|
|
производственные
кооперативы
|
|
унитарные
предприятия
|
По
территориальной принадлежности
|
Местные
|
|
Региональные
|
|
Национальные
|
|
международные
|
По
отношении к закону
|
физические
лица
|
|
юридические
лица
|
По
отраслям
|
промышленные
|
|
Торговые
|
|
Транспортные
|
|
малые
предприятия в сфере услуг
|
|
малые
предприятия в сфере финансовых услуг
|
В соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ от
24.07.2007г. « О развитии МСП в Российской Федерации» к малым предприятиям
относятся:
. Юридические лице, доля государственных,
иностранных и субъектов не являющихся субъектами малого бизнес не превышает 25
% от уставного капитала.
. Среднесписочная численность сотрудников
не превышает:
от 100 до 250 человек включительно - для средних
предприятий;
до 100 человек включительно - для малых
предприятий;
до 15 человек - для микропредприятий.
. Выручка от продажи товаров и стоимость активов
за предшествующий год не должна превышать следующие значения на 2013г.:
60 млн. руб. - для микропредприятий;
400 млн. руб. - для малых предприятий;
1000 млн. руб. - для средних предприятий.
Для определения места малого бизнеса в развитых
странах прежде всего необходимо определить список самых развитых стран.
Существует всемирно известный показатель уровня жизни - ИРЧП (индекс развития
человеческого потенциала).
Индекс развития человеческого
потенциала
<#"824658.files/image001.gif">
Диаграмма 1.1 5 развитых стран с
очень высоким ИРЧП, 2012-2013г.
В Японии в конце 90-х годов малый и
средний бизнес в отраслях экономики (кроме добывающей промышленности) составлял
99 %, а число занятых на них людей - 79,2 %. На долю таких фирм выпадало 79 %
годовой выручки в розничной торговле и 62,1 % - в оптовой.
В Великобритании к разряду мелких в
середине 90-х годов относилось почти 96 % общего числа частных компаний, где
трудилось 36 % всех наемных работников. Расширению сферы мелкого бизнеса
способствовали активная денационализация и приватизация, которые к концу 80-х
началу 90-х годов охватили около 1/3 предприятий госсектора, а также массовая
распродажа муниципальных домов и квартир.
В Германии в сфере мелкого и
среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения и 4/5
проходящих производственное обучение. Мелкие и средние предприятия играют
существенную роль на рынке труда: в 80-е - начале 90-х годов 80 % всех новых
мест в промышленности приходилось на предприятия с числом занятых менее 20 чел.
В целом они не уступают крупным предприятиям в организации менеджмента,
подготовке кадров, нововведениях. На малый бизнес приходится значительная часть
открытий и инноваций. При разработке и внедрении нововведений малые фирмы во
многих случаях взаимодействуют с крупными.
Глава 2. Малый бизнес в России
.1 История формирования малого бизнеса в
Российской Федерации
В России малый бизнес - это тот сектор
экономики, который буквально порожден реформами.
Малый бизнес в России возродился лишь в конце
1980-х годов в виде частного предпринимательства с принятием таких законов,
как:
Ø «Об индивидуальной трудовой
деятельности»,
Ø «О кооперации в СССР»,
Ø «О собственности в СССР»,
Ø «О собственности в РСФСР»,
Ø «О предприятиях и
предпринимательской деятельности»,
Ø «Об общих началах
предпринимательства граждан в СССР» и др.
Начало развития малого бизнеса в России началось
с Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по
поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», после выхода которого началась
массовая организация малых предприятий при больших государственных
организациях.
Второй этап связан с начавшейся в 1992 году
приватизацией малых государственных предприятий, на базе которых были
организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной
ответственностью.
На начало реформ пришелся мощный рывок людей в
частное предпринимательство. За 1992 год было создано 190 тысяч малых
предприятий. Процесс их создания сыграл решающую роль в зарождении частного
сектора России, наполнение которого происходило за, в основном, за счет малых
предприятий. В 1995 году 65 % российских частных предприятий были малыми.
января 2008 года вступил в силу новый
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации», который закрепил правовые основы не только существования
и развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, но
также впервые, в истории нашей страны, выделил в составе субъектов малого
предпринимательства микропредприятия в целях обеспечения их усиленной поддержки
со стороны государства и местных органов власти. Также данный закон расширил
круг лиц, которые могут быть признаны субъектами малого и среднего
предпринимательства, установил новые критерии, которым должны соответствовать
эти субъекты.
Второе полугодие 2008 года знаменательно также
появлением и публичным обсуждением стратегических планов
социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.
Подготовлена и одобрена Правительством России Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации, которая ставит целью
достижение к 2020 году высоких количественных и качественных показателей
развития малых предприятий.
Однако серьезным испытанием для российских малых
предприятий стал разразившийся в сентябре 2008 года финансовый кризис. Мировой
и внутренний финансовый кризис, обострившийся в сентябре-октябре 2008 г. вызвал
приостановление кредитования банками малых предприятий, резкий рост ставок по
кредитам, а также породил проблемы с платежами и поставками со стороны
контрагентов. Это крайне отрицательно сказалось на хозяйственной деятельности
малых и средних предприятий (Диаграмма 2.1 Количество малых предприятий за
2007-2013 г.).
Диаграмма 2.1 Количество малых предприятий за
2007-2013 г.
Исходя из Диаграммы 2.1 можно сделать вывод, что
кризис 2008 года сократил малый бизнес в 4,5 раза. Это явление требовало
государственного вмешательства.
В целях преодоления кризисных явлений
Правительством Российской Федерации был оперативно и принят «План действий,
направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях
экономики», подготовленный на основе рекомендаций делового сообщества, в
котором сформирован самостоятельный раздел, относящийся к специальным мерам
поддержки малого предпринимательства.
2.2 Анализ развития малого бизнеса в России за
2012-2013 г.
С 1 января 2010 г. вступили в силу нормы
Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от
реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов
устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с
учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Для оценки развития малого бизнеса в курсовой
работе используются данные по малым предприятиям за период 2012-2013 г. (для
анализа современного состояния рынка).
Для оценки используются следующие показатели:
- Темпы роста количества
зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения;
- Темпы прироста количества
зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения
- увеличение/сокращение
среднесписочной численности занятых на малых предприятиях;
- рост/спад объема оборота малых
предприятий;
- рост/спад инвестиций в основной
капитал на малых предприятиях.
Таблица 2.2 Количество малых предприятий в
Российской федерации в расчете на 100 тыс. чел. населения 2012-2013 г.
Федеральный
округ
|
Количество
малых предприятий на 1 января 2012 г.
|
Количество
малых предприятий на 1 января 2013 г.
|
Темп
роста за период 01.01.2012-01.01.2013
|
Темп
прироста, % 01.01.2012-01.01.2013
|
РФ
|
1
285,4
|
1
395,9
|
1,09
|
8,6
|
Центральный
ФО
|
1
419
|
1
449,2
|
1,02
|
2,1
|
Северо-Западный
ФО
|
1
907,5
|
2
369,8
|
1,2
|
24,2
|
Южный
ФО
|
1
064
|
1
094,7
|
1,03
|
2,9
|
Северо-Кавказский
ФО
|
504,8
|
530,6
|
1,05
|
5,1
|
Приволжский
ФО
|
1
125
|
1
202,7
|
1,07
|
Уральский
ФО
|
1
435,1
|
1
511,0
|
1,05
|
5,3
|
Сибирский
ФО
|
1
272,9
|
1
441,9
|
1,13
|
13,3
|
Дальневосточный
ФО
|
1293,3
|
1
478,7
|
1,14
|
14,3
|
На 1 января 2013 года в Российской Федерации
было зарегистрировано 1 997,0 тыс. малых предприятий (в том числе 1759,0 тыс.
микропредприятий), что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года.
Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 110,5
ед. и составило 1395,9 ед.
Во всех федеральных округах отмечается рост
количества малых предприятий как в абсолютных значениях, так и в пересчете на
100 тыс. жителей. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе
(на 24,2% или 462,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей),
Дальневосточном федеральном округе (на 14,3% или 185,4 малых предприятия на
каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 13,3% или 169,0
малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В Приволжском федеральном округе
число малых предприятий выросло на 6,9% или 77,7 малых предприятий на каждые
100 тыс. жителей, в Уральском федеральном округе - на 5,3% или 75,9 малых
предприятия на каждые 100 тыс. жителей, в Северо-Кавказском федеральном округе
- на 5,1% или 25,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей.
В Южном федеральном округе и Центральном
федеральном округе число малых предприятий выросло в меньшей степени, - на 2,9%
и 2,1% соответственно.
В общем, по России количество малых предприятий
из расчета на 100 тыс. человек населения выросло на 8,6 %, что является
положительной тенденцией.
Также важно отметить количество занятых на малых
предприятиях.
Таблица 2.3 Среднесписочная численность занятых
на малых предприятиях за 2012-2013 г.
Федеральный
округ
|
Средняя
численность работников за 2012 г. тыс. чел.
|
Средняя
численность работников за 2013 г. тыс. чел.
|
Темп
роста за период, п. п. 2012-2013
|
Темп
прироста, % 2012-2013
|
РФ
|
6
362,4
|
6
337,6
|
0,99
|
-0,4
|
Центральный
ФО
|
1
877,2
|
1
920,4
|
1,02
|
2,3
|
Северо-Западный
ФО
|
7
361,3
|
7
167
|
0,97
|
-2,6
|
Южный
ФО
|
5
067,8
|
4
837,1
|
0,95
|
-4,6
|
Северо-Кавказский
ФО
|
1
750,8
|
1
625,5
|
0,93
|
-7,2
|
Приволжский
ФО
|
1
352,8
|
1
370,3
|
1,03
|
1,3
|
Уральский
ФО
|
5
863,3
|
5
739,9
|
0,98
|
-2,1
|
Сибирский
ФО
|
8
226,4
|
8
091,5
|
0,98
|
1,6
|
Дальневосточный
ФО
|
3
054,4
|
3
007,8
|
0,98
|
По итогам 2013 года среднесписочная численность
занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей) в целом по
стране снизилась на 0,4% по сравнению с показателем прошлого года и составила 6
337,6 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей
среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и
составил 8,8%.
Количество занятых на малых предприятиях
уменьшилось в большинстве федеральных округов. Наибольший спад отмечен в
Северо-Кавказском федеральном округе (на 7,2%) и Южном федеральном округе (на
4,6%). При этом доля работников малых предприятий в общей среднесписочной
численности занятых в рассматриваемых округах снизилась на 7,0 п.п. и 5 п.п.
соответственно. В меньшей степени показатель снизился в Северо-Западном
федеральном округе (на 2,6%), Уральском федеральном округе (на 2,1%) и
Дальневосточном федеральном округе (на 1,5%).
Вырос показатель только в Центральном
федеральном округе (на 2,3%), Сибирском федеральном округе (на 1,6%) и
Приволжском федеральном округе (на 1,3%).
Следующий показатель, который будет рассчитан в
курсовой работе - объемы оборота малых предприятий по федеральным округам
Российской федерации за 2012-2013 г.
Таблица 2.4 Объем оборота малых предприятий за
2012-2013 г, тыс. руб.
Федеральный
округ
|
Оборот
малых предприятий, тыс. руб. за 2012г
|
Оборот
малых предприятий, тыс. руб. за 2013г
|
Темп
роста за период, п. п. 2012-2013
|
Темп
прироста, % 2012-2013
|
РФ
|
15
116 297 260,6
|
6
880 027 955
|
0,45
|
-54,5
|
Центральный
ФО
|
5
807 438 936,4
|
2
571 362 078
|
0,44
|
-55,7
|
Северо-Западный
ФО
|
1
761 574 527,4
|
793
339 102
|
0,45
|
-54,9
|
Южный
ФО
|
1
120 969 672,5
|
501
794 732
|
0,46
|
-55,2
|
Северо-Кавказский
ФО
|
301
7 95 596,6
|
12
914 3021
|
0,43
|
-57,2
|
Приволжский
ФО
|
261
907 4891,1
|
1
299 799 180
|
0,50
|
-50,4
|
Уральский
ФО
|
1
429 664 965,7
|
660
622 366
|
0,46
|
-53,8
|
Сибирский
ФО
|
1
506 921 260,3
|
687
531 407
|
0,45
|
-54,4
|
Дальневосточный
ФО
|
568
857 410,7
|
236
436 068
|
0,42
|
-58,4
|
Общий объем оборота малых предприятий в
Российской Федерации за 2013 год составил 6 880 027 955 тыс. рублей, что на
54,5% ниже показателя 2012 года.
Наиболее значительный спад показателя отмечен в
Дальневосточном федеральном округе (на 58,4%). Также очень сильно сократился
оборот в Северо-Кавказском федеральном округе (на 57,2%), Центральном
федеральном округе (на 55,7%), Южном федеральном округе (на 55,2%),
Северо-Западном федеральном округе (на 54,9), Сибирском федеральном округе (на
54,4%) и Уральском федеральном округе (на 53,8%). Менее всего оборот сократился
в Приволжском федеральном округе, хотя тоже составил достаточно большую часть -
50,4%
По моему мнению, настолько резкое сокращение
оборота малых предприятий связно с ужесточением законодательства по поводу их
деятельности, введение сдачи бухгалтерской отчетности, кризис, связанный с
массовым закрытием банков. Малый бизнес - очень хрупкая система и не
выдерживает резких изменений.
И последний, но немаловажный фактор формирования
и развития малого бизнеса инвестиции в основной капитал.
Таблица 2.5 Объем инвестиций в основной капитал
(в части новых и приобретённых по импорту основных средств), тыс. руб.
Федеральный
округ
|
Инвестиции
в основной капитал, млн. руб. за 2012 г.
|
Инвестиции
в основной капитал, млн. руб. за 2013г
|
Темп
роста за период, п. п. 2012-2013
|
Темп
прироста, % 2012-2013
|
РФ
|
521
545,0
|
364
477, 6
|
0,69
|
-30,1
|
146
099,7
|
99
625, 4
|
0,68
|
-31,8
|
Северо-Западный
ФО
|
27
567,5
|
21
585,7
|
0,78
|
-21,7
|
Южный
ФО
|
76
359,6
|
52
405,1
|
0,69
|
-31,4
|
Северо-Кавказский
ФО
|
16
312,3
|
11
155,7
|
0,68
|
-31,6
|
Приволжский
ФО
|
134
778,9
|
93
814,6
|
0,70
|
-30,4
|
Уральский
ФО
|
26
287,6
|
18
410,9
|
0,70
|
-29,9
|
Сибирский
ФО
|
81
773,8
|
57
695,9
|
0,71
|
-29,4
|
Дальневосточный
ФО
|
12
365,6
|
9
784,5
|
0,79
|
-20,9
|
Объем инвестиций в основной капитал на малых
предприятиях в 2013 году в целом по РФ составил 364 477,6 млн. рублей, что на
30,1% ниже показателя 2011 года.
Отрицательная динамика объема инвестиций в
основной капитал на малых предприятиях наблюдается во всех федеральных округах,
наибольший спад отмечен в Центральном федеральном округе (показатель сократился
на 31,8%), в Северо-Кавказском федеральном округе (на 31,6%), в Южном
федеральном округе (на 31,4%) и в Приволжском федеральном округе (на 30,4%). В
остальных федеральных округах показатель сократился на 20-29%, что
характеризует ситуацию в малом бизнесе, как отрицательную.
Судя по данным (Таблиц 2.2, 2.3, 2.4, 2.5) важно
отметить, что за последний год часть малого бизнеса резко сократилась. Частично
это связано с нестабильной ситуацией во всем мире. На данном этапе своего
развития малый бизнес требует к себе большей поддержки со стороны государства,
поскольку является самым уязвимым звеном в экономике Российской Федерации.
Также важно отметить, что основная часть малого
бизнеса занята в секторе «торговля и услуги», (65 %) и в секторе
«строительство» (14%) (Приложение 1). Такое явление дает все шансы на переход
многих предпринимателей в «тень». Ведь большинство потребителей предпочтут
отремонтировать свой телевизор, например, у частного мастера, который не даст
чек, но сделает это значительно дешевле, чем в официально работающей
организации. Это приведет к тому, что качество услуг ухудшится, появится много
недобросовестных предпринимателей. Дальше правительство ужесточит
законодательство, что вызовет очередную волну миграции в теневой сектор
экономики тех предпринимателей, которые пытаются еще заниматься честным
бизнесом.
Глава 3. Развитие и меры государственной
поддержки малого бизнеса в России сегодня
.1 Проблемы и перспективы формирования
Как считают многие общественные деятели малому
бизнесу выгоднее пребывать "в тени". Этому способствует политика
федерального центра, обложившего мелких предпринимателей явно непосильным
единым социальным налогом. Не отстает и региональная власть, упорно стремящаяся
все налоги устанавливать по максимальной ставке. А уж в количестве административных
барьеров, в числе проверяющих и контролирующих тем более недостатка нет.
Изучив много источников, я выделила несколько
проблем, которые возникают на пути формирования, как малых предприятий, так и
малого бизнеса, в общем:
Ø государство и малый бизнес;
Ø недостаточная подготовленность
начинающих предпринимателей;
Ø недолгий период существования
рыночной экономики в стране;
Ø рынок олигополии;
Ø низкий уровень инвестирования в
малый бизнес.
Проблема № 1. Государство и малый бизнес.
На начальном этапе своего формирования малый
предприниматель встречается со многими организационными и финансовыми
проблемами:
изучить рынок и определиться с видом
деятельности,
найти финансовую поддержку,
снять офис,
получить юридический адрес,
свидетельство регистрации юридического лица,
лицензию на деятельность,
зарегистрироваться в ПФР, ФСС,
открыть счет в банке,
нанять работников и др.
Помимо вышеперечисленного, месяц спустя у
предпринимателя возникает обязанность заплатить заработную плату и почти 50% на
социальное страхование и пенсию. Также нужно оплачивать налоги в виде НДС,
налог на прибыль (если ОСН) и налоги с оборота (если УСН).
Несмотря на все выплаты предприниматель обязан
вести и сдавать бухгалтерскую отчетность (с 2013 года) и ежеквартальные отчеты
в ФСС, ПФР и налоговую инспекцию.
После всех процедур времени на основную
деятельность в принципе не хватает.
Для решения проблемы государству необходимо:
отменить сдачу бухгалтерской отчетности;
вместо квартальных отчетов сделать годовые;
предоставлять для малых предприятий налоговые
каникулы (первые 2 года деятельности без оплаты налогов);
Проблема № 2. Недостаточная подготовленность
начинающих предпринимателей
Многие люди, не связанные с бизнесом, ошибочно
предполагают, что заниматься малым бизнесом это легкое дело. Увольняются с
работы и открывают свое общество с ограниченной ответственностью либо
регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. И тут же
сталкиваются с такими проблемами, как: неопытность, отсутствие юридической
подготовки, неготовности самостоятельно нести расходы и, конечно, неготовности
рисковать.
Такой тип проблемы, я думаю, решается
индивидуально. Если человек достаточно подготовлен - бизнес растет и
процветает, если нет - неопытный предприниматель пробует, разоряется и идет в
наемные работники.
Проблема № 3. Недолгий период существования
рыночной экономики в стране
Страна, которой всего 23 года, которая пережила
настолько резкие изменения и переломы, по определению не может быть успешна во
всем. Малый бизнес - очень хрупкий вид деятельности. Он требует устоявшейся
рыночной экономики и опыта страны, в которой работает. Нужно вводить различные
реформы, следить за тем, как под их влиянием меняется ситуация на рынке.
Я считаю, Россия идет по правильному пути
развития. Просто необходимо больше времени.
Проблема № 4. Рынок олигополии.
Эта проблема существует не только в России.
Крупные и гигантские компании захватывают сектор, в котором работаю, и не дают
возможность малому бизнесу работать и развиваться в данном направлении.
Только государство может решить столь серьезную
проблему:
ужесточив законодательство для крупных и
гигантских предприятий;
установив ограничения на объемы продукции;
создав комитет по борьбе с олигополистическими
компаниями.
Проблема № 5. Низкий уровень инвестирования в
малый бизнес.
Инвестирование в малый бизнес - это проблема не
только Российской Федерации, но и мировая. Как обсуждалось во второй главе
курсовой работы, уровень инвестирования за последний год сократился почти в 2
раза, а в отдельных округах и больше. Такое явление связано с мировыми
волнениями, кризисом в Греции, Италии, Испании и других европейских странах.
Бизнес теряет доверие, особенно малый. Национальное рейтинговое агентство в
2011 году наградило Россию 130 место в рейтинге инвестиционной
привлекательности, что снижает объем инвестиций, особенно в малый бизнес.
Чтоб решить данную проблему, необходимо
поддерживать отечественный бизнес и искать инвесторов среди граждан Российской
Федерации и стран СНГ.
Также малому бизнесу необходима государственная
поддержка, на время мирового кризиса.
.2 Система государственной поддержки и
регулирования
Система государственной поддержки и
регулирования малого бизнеса включает в себя:
) формирование инфраструктуры поддержки малого
бизнеса;
) финансовая поддержка;
) имущественная поддержка;
) информационная поддержка;
) консультационная поддержка;
) поддержка в области подготовки,
переподготовки, повышение квалификации кадров;
) поддержка в области инноваций и промышленного
производства;
) поддержка в области ремесленной деятельности;
) поддержка внешнеэкономической деятельности;
) поддержка малых предприятий, осуществляющих
сельскохозяйственную деятельность.
Поддержка не может оказываться в отношении :
Ø кредитных и страховых организаций,
инвестиционных фондов, ломбардов;
Ø деятельности в сфере игорного
бизнеса.
Также финансовая поддержка не предоставляется
малым предприятиям, осуществляющим производство и реализацию подакцизных
товаров, добычу и реализацию полезных ископаемых.
Также к системе государственной поддержки малого
бизнес следует отнести возможность выбрать систему налогообложения:
для индивидуальных предприятий (фиксированный
платеж, если доходы до 300 000руб /год);
УСН (налог с оборота 6%);
УСН (налог 15 % «доходы-расходы»);
патентная система налогообложения;
ОСН (основная с НДС, налог на прибыль и др.).
Система государственной поддержки и
регулирования малого бизнеса
Заключение
Изучив статистические данные могу отметить, что
за последние несколько лет ситуация с малым бизнесом резко ухудшилась. Почти в
2 раза сократился объем оборотов малых предприятий, уменьшилась часть занятого
населения в данном секторе экономики и, самое главное, снизился объем
инвестиций.
Налоговая система и государственная политика в
Российской Федерации являются в данной ситуации только тормозом для развития
малого бизнеса. Несмотря на то, что действует система государственной поддержки
субъектов малого предпринимательства, и из государственного бюджета средств на
эти цели выделяется много (2012 г - 800 млн. долл. США, 2013 - 700 млн. долл.
США), реально до бизнеса доходит крайне малая часть.
Применение упрощенной системы налогообложения
также не может решить проблемы формирования и развития малого бизнеса в стране.
Как следствие, сокращается количество малых предприятий, резко уменьшаются
количество рабочих мест, рынок захватывают крупные компании. Любое малейшее
колебание в экономическом или социальном строе страны резко сокращает объем
инвестиций, чем окончательно рушит малый бизнес.
Я считаю, что только государство может создать
условия для формирования и развития мелких предприятий, снизить уровень
налогообложения, что увеличит число добросовестных налогоплательщиков.
Список литературы:
1. <#"824658.files/image004.gif">