анализ и обобщение материала.
1. Жизненный путь Сультима (Александра) Бадмаева (1810-1873)
Сультим (Александр) Бадмаев родился в улусе Табтанай Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного округа. Отец его - Засогол Дунсуханов происходил из древнего барун - хуасайского рода, переселившегося из Тугнуйской долины Бурятии в Агинские степи. У Засогола и его супруги Бадмы было четырнадцать детей: семь сыновей и семь дочерей. Старшим был Сультим, который был отдан малолетним в дацанскую школу, где обучался десять лет азам индо-тибетской медицины, встал на путь лекаря. В то время как центры восточной медицины получили популярность такие дацаны, как Агинский, Цугольский и Ацагатский. Используя материалы классического медицинского сочинения "Чжуд-ши", бурятские эмчи создавали популярные лечебники "Дурбэн ундусэн".
Сультим Бадмаев быстро получил призвание как искусный эмчи-лама. Молва о лечебной практике Бадмаева, о "чудодейственном излечении сородичей" получила широкое распространение в Нерчинском округе, в степях Даурии и Аги, вскоре по всему Забайкалью. К нему обращались не только буряты, но и русские. Нерчинское окружное лекарское ведомство 11 июня 1852 года распространило предписание такого содержания: "Беспрепятственно дозволяется лекарю гелун-ламе Сультим Бадмаеву лечить своих сородичей, не касаясь русских". Несмотря на ограничения такого рода, слава о неординарном враче, эмчи-ламе Бадмаеве распространилась по всей Сибири, дошла до столицы Российской империи.
Стали интересоваться личностью врача Сультима Бадмаева и в Сибири, и в центре, Санкт-Петербурге. Во время эпидемии тифа в крае генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский прибег к помощи эмчи-лама Бадмаева, который со своими помощниками сумел локализовать опасную эпидемию, используя лечебные средства тибетской медицины. Врач И. Реман, ознакомившись с методами лечения Бадмаева, стал горячим сторонником изучения основ и принципов тибетской медицины, внедрения ее в медицинскую практику России.
По высочайшему повелению генерал-губернатор Н.Н. Муравьев- Амурский сделал предложение ехать Сультиму Бадмаеву в Санкт-Петербург. В столице он прошел непростые испытания, методы его лечения были проверены самым строгим образом. В 1960 году вышел вердикт, согласно которому Бадмаеву разрешено было лечить больных в военном госпитале. Причем перед ним были поставлены жесткие условия: "По высочайшему повелению Медицинский департамент Военного министерства (своим решением №10182 от 3 октября 1860 года) предлагает Бадмаеву лечить больных, одержимых бугорчаткой во всех степенях развития, и испытать свои средства над больными, одержимым раком в Николаевском военном госпитале под наблюдением врачей". Если эмчи Бадмаев не докажет на практике, что его лечение приносит пользу, то, говорилось в решении, правительство откажет ему в медицинской практике.
Однако жесткие требования не остановили Бадмаева, и он сумел справиться с поставленными задачами, трудясь упорно и самозабвенно. Через год, в 1861 году, выдержал экзамен на звание лекарского помощника и ему присвоили чин с правом носить военный мундир и пользоваться привилегиями военного врача. До приезда в Санкт-Петербург он был избран членом Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. В столице ему присвоили чин коллежского регистратора.
В 1864 году Сультим Бадмаев по его просьбе был направлен в Петербургскую военно-медицинскую Академию для изучения хирургии. В его жизни происходят важные события: он принимает православие, где ему дают имя Александр, вступает в брак с русской женщиной. Начинает вести занятия монгольского языка на восточном факультете Петербургского университета. Вначале вел лекции бесплатно, лишь с 1868 года стал получать оклад лектора.
Главным занятием С. Бадмаева являлась лечебная практика по методу тибетской медицины. В 1860 году в Песках под Петербургом открыл аптеку тибетской медицины, первую в России и Европе. Авторитет Сультима (Александра) был достаточно высоким среди столичной аристократии. Вскоре он вызвал к себе в качестве помощника своего брата Жамсарана.
Сультим - Александр Бадмаев скончался в 1873 году весьма почитаемый населением, медицинской и университетской общественностью. Его богатое медицинское наследие, в том числе и аптека медицинских препаратов перешли в распоряжение Жамсарана. Основным продолжателем его дела стал их племянник Осор, по православию Николай Николаевич Бадмаев, выпускник Императорской Военно-медицинской Академии, в годы массовых репрессий попавший в застенки Гулага.
. Жамсаран (Петр) Бадмаев (1842-1920)
Жамсаран был седьмым сыном Засогола Бадмы, бурята- скотовода средней руки. Его старший сын Александр Александрович Бадмаев открыл в Петербурге аптеку лекарственных трав и занялся частной практикой. Еще перед отъездом в Петербург он ходатайствовал перед губернскими властями, чтобы его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую классическую гимназию, и просьба эта была уважена. Жамсаран закончил гимназию с золотой медалью. Старший брат не случайно выделял Жамсарана из остальных братьев: он считал его наиболее способным. Теперь он просил родителей отпустить Жамсарана в Петербург - ему нужен был помощник, а в дальнейшем и преемник.
Жамсаран имел быстрый, пытливый ум, мгновенную реакцию, к тому же приехал в Петербург молодым, имея гимназическое образование. Он скоро адаптировался в новой среде, поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Жамсаран был чрезвычайно энергичный, общительный юноша, он всюду успевал, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета. И этот заряд неукротимой энергии он пронес через всю свою жизнь.
Он заочно сдал экзамены в Академии и получил право врачевания. Но, имея запас знаний европейской медицины, он решил посвятить себя и медицине тибетской. По примеру брата, он крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра Великого; отчество по имени императора. Крестным отцом его стал наследник - цесаревич, будущий император Александр III, в одном из писем Николаю II есть прямая ссылка на это.
По окончании университета, Петру предложили должность чиновника 8-класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи. Он принял должность. Она была связана с поездками в Китай, Монголию, Тибет, что отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Чжуд-Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета. По словам старшего брата, рукопись представляла собой длинные манускрипты, которые читать следовало не слева направо, а сверху вниз.
В Министерстве иностранных дел он проработал до 1894 года. Деятельность П. Бадмаева в этом Министерстве была тесно связана с внешней политикой России на Дальнем Востоке. Он побывал в Монголии, Китае и Тибете. Ему было присвоено звание действительного статского советника. Кульминационным моментом является представление царю Александру III записки о задачах русской политики на азиатском Востоке. По мнению П Бадмаева, "на китайско-монгольско-тибетском Востоке" назревают крупные перемены, на грани падения Цинская династия. Автор записки предлагал план, реализация которого, по его замыслам, должна привести к установлению русского господства в странах "китайско-монгольско-тибетского Востока". Он подчеркивал огромное значение строящейся Транссибирской железной дороги для укрепления позиций России на Востоке, обращал внимание на открывающуюся в связи с ее строительством историческую перспективу и считал необходимым сооружение железнодорожной ветки от Байкала через Монголию к Ланьчжоу (провинция Ганьсу в Китае). Бадмаев писал, что Ланьчжоу является ключом к Тибету, Монголии, Китаю. Сооружение этой железнодорожной ветки приведет к усилению в этом регионе русского влияния. Идею укрепления позиций царизма путем железнодорожного строительства в Монголии и Китае поддерживал министр финансов С.Ю. Витте.
Пользуясь поддержкой влиятельного графа С.Ю. Витте, в 1891-1897 годах П.А. Бадмаеву удалось получить из казны два миллиона рублей золотом для создания фирмы "Торговый дом Бадмаева ". Эта коммерческая организация занялась основанием крупного скотоводческого хозяйства в Бурятии и Монголии, арендой земель у бурят и монголов, закупкой верблюдов для перевозки грузов и открытием торговых лавок. С 1895 года Бадмаев начал издавать газету "Жизнь на Восточной окраине" на монгольском и русском языках. Эта газета являлась первой бурятской прессой, издававшейся в Забайкалье и пользовавшейся определенной популярностью среди представителей бурятского сообщества. В газете уделялось значительное внимание развитию хозяйства и культуры, торговли и быта бурят, всего населения Забайкалья, освещению вопросов экономики, культуры, торговли народов Монголии, Китая и Тибета.
Из-за нехватки средств и финансовых затруднений фирма П. Бадмаева прекратила свое существование в 1907 году. П. Бадмаев продолжал активно выступать как общественно-политический деятель, участвовал в работе различных общественных организаций. По убеждению он был сторонником монархии. Опубликовал ряд работ по вопросам внешней политики России на Азиатском континенте.
П.А. Бадмаев решительно поддерживал своих сородичей в их борьбе за сохранение за ними "породных земель". В начале 20 века забайкальская администрация пыталась заставить бурят "прекратить кочевой образ жизни и перейти к оседлому занятию земледелием". Буряты всячески противились этому. Стали выбирать уполномоченных в Пекин и Петербург. В Пекине они хлопотали о разрешении переселиться им из забайкальских степей в Монголию. В Петербурге гонцы жаловались на читинских администраторов. П.А. Бадмаев вместе с бурятскими нойонами ходатайствовал перед государем о приостановлении земельной и административной реформ в Забайкалье. Бурят оставили в покое и дали им жить, как они хотели.
. Занятия тибетской медициной
Последнее десятилетие своей жизни П.А. Бадмаев посвятил тибетской медицине.
Традиционный метод диагностики - когда врач осматривает больного, выслушивает, ощупывает, посылает на анализы, на рентген и т.д. Вследствие чего и ставит диагноз. Второй способ, который предпочитает врачебная наука Тибета (не отрицая первого), состоит в методике расспроса больного об его ощущениях после принятия пищи, настроении, наклонностях, а также в применении пульсовой диагностики. И если европейский врач может лишь констатировать, скажем, воспаление аппендицита или увеличение печени, наконец, появление опухоли, то тибетский врач может предсказать появление этой болезни за год, а то и за два, и таким образом предотвратить ее своими советами и лекарствами.
Для опытного же, талантливого врача - тибетолога достаточно взглянуть на больного, чтобы по цвету кожи, выражению глаз, голосу, пульсации поставить диагноз.
Тибетские лекарства отличаются тем, что они не имеют противопоказаний и не вызывают никаких побочных явлений. Они полностью исключают применение химикатов. В их состав входят главным образом травы, произрастающие в Агинской степи, Монголии, Тибете, а также плоды деревьев и минералы.
Назначение этих лекарств состоит не в том, чтобы убить какие - то вредоносные микробы, а в том, чтобы помочь организму самому перебороть их. Лекарствами могут быть и яблоко, и стакан чистой воды. П.А. Бадмаев считал, что лекарством служит само окружающее нас пространство, коль скоро наш организм нуждается в нем.
Он занимался врачебной практикой, переводом на русский язык и изданием работ по тибетской медицине. Он в совершенстве знал классические письменные тибетский и монгольские языки, имел европейское медицинское образование, основательно изучил принципы тибетской медицины. Все это позволило ему перевести с тибетского языка на русский главный трактат тибетской медицины "Чжуд-ши".
Это был первый перевод на русский язык этого объемного классического сочинения. В другой своей работе Бадмаев объектом своего внимания выбирает основные разделы тибетской медицины (патология, терапия, хирургия, фармакология и т.д.), сравнивает их с основными принципами европейской медицины.
Врачебная практика П.А. Бадмаева в Петербурге по тибетской медицине пользовалось большой популярностью. У него лечились представители самых различных сословий, но прежде всего российская интеллигенция, министры и придворные сановники.
Об этом свидетельствуют статья о нем, помещенная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вышедшей в 1891 г.
Учился в Медико-хирургической академии и получил право врачебной практики. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных". Если энциклопедия вышла в 1890-х годах, то составлялась она в 1880-х.
. П. Бадмаев - лекарь императорского двора
По мере того как росла его слава, Бадмаева стали приглашать во дворец, обычно к одной из великих княжен, дочерей царя. Иногда во время посещения доктора появлялся император Николай II, которого Петр Александрович знал еще в юном возрасте. Поэтому считал возможным обращаться к нему с письмами. В частности, он жаловался царю на притеснения бурят при министре внутренних дел Плеве, запретившем им вести кочевой образ жизни. Но он отстоял право бурят кочевать по Агинской степи, хотя Плеве и грозил выслать его в Архангельск. По свидетельству секретаря Бадмаева Е.И. Вишневского, Петр Александрович в ответ на эту угрозу отослал министру письмо, в котором была фраза: "Что касается Архангельска, то я поеду туда лишь вместе с Вами". По отзывам тех, кто лично знал П.А. Бадмаева, он был очень смелый человек.
В 1925 году вышла книжка "За куллисами царизма" с подзаголовком "Архив тибетского врача Бадмаева". Там есть его письмо царю и по поводу взяток и с упреками, в том числе за поражение России в русско-японской войне. Дед всегда был на стороне гонимых. А когда гонимым стал его привилегированный класс в революции 1917 г, он не примкнул к победителям, к большевикам, а остался верен своим монархическим взглядам и, кажется, не скрывал этого, за что и пострадал: его несколько раз арестовывали и сажали в тюрьму. В те лихие времена монархиста, да еще и бывшего генерала, могли и расстрелять. Но каждый раз его выручали пациенты, среди которых были и большевики, члены РСДРП со дня основания партии. Известен случай, когда его из тюрьмы освободила группа вооруженных матросов, пришедших к нему на прием. Ему было трудно смириться с новой властью. И на восьмом десятке лет в характере его жила та же неукротимость, свойственная ему всю жизнь. У него и с прежней, царской властью случались конфликты. В 1916 г. он выгнал из своего дома на Поклонной министра внутренних дел А.Д. Протопопова, хотя знал, что Протопопов может убрать его с помощью секретных агентов под видом скажем, разбойного нападения (Это делалось во все времена.). Но на другой день, по просьбе того же Петра Александровича, Елизавета Федоровна ездила извиняться к Александру Дмитриевичу. При этом Бадмаев сказал так: "Передайте мои извинения моему пациенту. Может снова приехать. Министра я могу ругать, а больного - не вправе..." Протопопов был болен тяжелой наследственной болезнью, от него отказались европейские врачи.
. Общественная роль П. Бадмаева
Наряду с этим П.А. Бадмаев успешно занимался благотворительно-просветительской деятельностью. Учредил на восточном факультете Петербургского университета две стипендии для бурят.
Например, его стипендиантом был Г.Ц. Цыбиков, ставший впоследствии знаменитым ученым и путешественником. П.А. Бадмаев содержал в Петербурге собственную гимназию, где обучались бурятские мальчики. Он обращался с ходатайством об открытии пяти медицинских семилетних школ при дацанах для бурятского населения Восточной Сибири. Ему разрешают открыть две медицинские школы для бурят и одну для калмыков.
Заключение
Итак, перед нами крупная фигура, наделенная талантом и выдающимися способностями. Петр Александрович Бадмаев имел университетское и высшее медицинское образование. Работал чиновником Министерства иностранных дел, лектором университета, вел многолетнюю врачебную практику, переводил и комментировал труды по тибетской медицине (с тибетского и монгольского языков на русский язык). Перу его принадлежат труды по общественно-политическим и торгово-экономическим аспектам, проблемам зарубежного Востока, Монголии, Китая и Тибета. Следовательно, П.А. Бадмаев занимался исследовательской работой, изучением Востока и внес определенный вклад в востоковедческую науку, в тибетологию и монголоведение. Прежде всего, он незаурядный практик и теоретик врачебной науки Тибета (тибетской медицины). П.А. Бадмаев имеет заслуги в защите интересов бурятского народа от засилья царского режима, в просвещении бурят.
Научная биография П.А. Бадмаева еще не написана. Сейчас его доброе имя реабилитировано. Неординарны судьба и личность этого человека, приехавшего в Петербург из глубины бурятских степей и ставшего широко образованным исследователем и врачом. Прежде всего, внимание научной общественности привлекает его разносторонняя деятельность в области тибетской медицины. Специалисты считают, что исследования и рекомендации П.А. Бадмаева по сохранению здоровья в различных экологических условиях, в том числе экстремальных, не имеют себе равных. Его переводы и трактовка "Чжуд-ши", основного руководства по тибетской медицине, были изданы давно, но лишь частично. Бадмаевский перевод третьей книги "Чжуд-ши" вообще не издавался и хранится в архиве его внука, писателя Б.С. Гусева.
Изданная в 1925 г. книга В.П. Семенникова "За кулисами царизма (Архив тибетского врача Бадмаева)" содержит характеристику деятельности П.А. Бадмаева. Он здесь обрисован как политический аферист и чуть ли как не шарлатан. Однако " содержащий в этой работе богатый фактический материал позволяет говорить совершенно объективно об обратном - о колоритной личности, занимавшейся политической, общественной и научной деятельностью, активной врачебной практикой.
П.А. Бадмаев, как ученый востоковед и врач тибетской медицины, а также общественный деятель, должен занять подобающее ему место в истории Бурятии и России.
Литература
1.Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в ХIХ и начале ХХ веков. - Улан-Удэ, 1957
2.Гусев Б. Петр Бадмаев. Крестник императора, целитель, дипломат. - М., 2000
.Кузьмин Ю.В. Тайны доктора П.А. Бадмаева. - Иркутск, 2003
.Лукоянов И.В. Восточная политика России и П.А. Бадмаев // Вопросы истории. - 2001. - №4. - С. 111-126
.Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300 лет Указу Петра I). - Улан-Удэ, 2001
.Семенников В.П. За кулисами царизма (Архив тибетского врача Бадмаева). Л., 1925
.Чимитдоржиев Ш.Б., Михайлов Т.М. Выдающиеся бурятские деятели 18-начало 20 века. Выпуск 1. Улан-Удэ, 1994 г. С. 58-62