Экономическая эффективность сканирования штриховых кодов в логистических системах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    601,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая эффективность сканирования штриховых кодов в логистических системах














Экономическая эффективность сканирования штриховых кодов в логистических системах

ВВЕДЕНИЕ

штрих код транспортный упаковка

Актуальность данной темы заключается в том что Ряд полосок на упаковке почти всех товаров, которые продаются в магазинах, давно не вызывает ни у кого удивления. Черно-белые штрихи - общепринятая в мировой практике система маркировки товаров и продукции, в которой закодированы необходимые сведения о стране-производителе, предприятии-изготовителе и самом изделии. Информация эта настолько важна, что ответственным работникам коммерческих структур - складов, предприятий оптовой и розничной торговли - совершенно необходимо уметь ее читать и использовать эти сведения уже на этапе заключения контрактов и договоров на поставку (продажу) изделий. Это особенно важно в современных условиях, когда появляется все большее число не только конкурирующей между собой продукции, но и подделок.

Для эффективного управления производством, качеством и процессами учета требуется своевременный и точный контроль продукции. Действенным механизмом, позволяющим проследить путь изделия от склада до реализации, является идентификация. Это установление характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность изделия, т. е. его отличия от всех других. В последние годы самое широкое распространение получили технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, предназначенные прежде всего для повышения производительности труда и существенного снижения затрат. В настоящее время известны 15 технологий, а основными можно считать штриховое кодирование, радиочастотную идентификацию (RFID), оптическое распознавание знаков, машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения), голосовой ввод данных. В международной практике производства и торговли наиболее широкое применение получил способ штрихового кодирования изделий.

Цель данной курсовой работы - экономическая эффективность сканирования штриховых кодов в логистических системах и выбор территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд вопросов:

·        историю штрих кода и его основные понятия;

·        Виды штрих-кода;

·        Способы кодирования информации;

·        Технология применения штрихового кода ЕАN-13;

·        Структура номера товара ЕAN - 13;

·        Штриховой код на транспортной упаковке;

·        Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом;

·        Виды считывающих устройств;

·        Эффективность применения технологии автоматической идентификации штриховых товарных кодов;

·        Преимущества применения штрихового кодирования;

·        Рассчитать доли дополнительных затрат;

·        Построить кривую выбора поставщика;

·        И сделать выбор о целесообразности закупок.

1.      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СКАНИРОВАНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

штрих код транспортный упаковка

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. «Вся система движения товаров - это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала, (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления» [1].

Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной, логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (опознать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте.

Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки [2].

1.1   
Немного об истории

Штриховое кодирование изобрел молодой инженер Давид Коллинз. По окончании в 1950-х годах инженерного факультета Массачусетского технологического института он поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с кропотливой, рутинной работой - сортировкой вагонов. Их надо было пересчитать, оперативно выяснить номера, справиться по ним в документации, определить, куда каждый вагон должен проследовать... Процедура длительная, не гарантирующая безошибочности выполнения. Тогда и пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Инженер-изобретатель, чтобы упростить распознавание, предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра.

Испытания подтвердили: сканирующее устройство способно правильно считывать коды даже при скорости движения вагона около 100 км/ч. Однако на этом Коллинз не успокоился. Успех начинания подтолкнул его к дальнейшему совершенствованию системы. В 1968 году он использовал вместо прожекторов, расходовавших много энергии, жестко сфокусированный лазерный луч. Размеры сканирующей установки стали намного меньше, уменьшилась и сама кодовая маркировка, что навело Коллинза на мысль использовать придуманный им штриховой код не только на железной дороге, но и в качестве товарного кода.

Всего примерно за сорок лет эта технология шагнула так далеко, что сегодня удается считывать код с помощью светового пятна диаметром всего в четверть миллиметра. Позволяет считывать в ЭВМ информацию о номере товара практически мгновенно и абсолютно точно - не более одной ошибки на 10 млн. считываний [7.2 <#"820440.files/image001.gif">

Рис.7. Схема идентификации штриховых кодов в складском хозяйстве

3. В торговле (рис. 8.):

·        создание единой системы учета материального потока;

·        автоматизация заказа и инвентаризации товаров;

·        сокращение времени обслуживания покупателей [6].

Рис. 8. Схема идентификации штриховых кодов в торговле

Из выше перечисленного можно сделать краткий вывод: Нанесение штрихового кода не увеличивает ни время, затрачиваемое на производство товара, ни его стоимость.

При работе со штриховыми кодами используется микропроцессорная техника, способная распознать отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе отреагировать на нее в оптимально короткие сроки.

2.      ВЫБОР ТЕРРИТОРИАЛЬНО УДАЛЕННОГО ПОСТАВЩИКА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ (В-14)


Эффективным методом управления материальными потоками является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.

Анализ полной стоимости, означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.

Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Впоследствии этот метод стали использовать в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.

Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т.е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии. Характерными примерами применения метода являются:

выбор между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования;

альтернатива между редкими закупками сырья в больших объемах или частыми закупками, но в меньших объемах;

изменения маршрута доставки груза с целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса.

Задание: На основе анализа полной стоимости принять решение о целесообразности закупки той или иной позиции в городе N.

Принятие решения о закупке товаров у территориально отдаленного поставщика необходимо представить в виде решения предлагаемых ниже четырех задач.

. Рассчитать дополнительные затраты, связанные с доставкой 1 м3 различных по стоимости грузов из города N в г.Хабаровск.

. Рассчитать долю дополнительных затрат по доставке из города N в г.Хабаровск 1 м3 груза в стоимости груза.

. Построить график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости 1 м3 от удельной стоимости груза.

. Пользуясь построенным графиком, определить целесообразность закупки тех или иных позиций ассортимента фирмы М в городе N.

Основные поставщики фирмы М, расположенной в Хабаровске и осуществляющей оптовую торговлю широким ассортиментом продовольственных товаров, также размещены в Хабаровске. Однако многие из товарных групп ассортимента предприятия могут быть закуплены в других городах России, например в городе N или же за рубежом. Естественно, что подобные закупки сопряжены с дополнительными транспортными и иными расходами и будут оправданны лишь при наличии разницы в цене.

Следует отметить, что транспортный тариф - это лишь явно видимая часть дополнительных затрат. Помимо затрат на транспортировку закупка у территориально удаленного поставщика вынуждает покупателя отвлекать финансовые средства в запасы (запасы в пути и страховые запасы), платить за экспедирование, возможно, нести таможен­ные и другие расходы.

. Расчет дополнительных затрат, связанных с доставкой 1 м3 груза из города N в Хабаровск, выполним по значениям закупочной стоимости для условных позиций ассортимента по форме табл. 2.1. При этом примем во внимание следующие условия:

тарифная стоимость транспортировки из города N в Хабаровск одинакова для всех товаров и составляет 450 руб. за 1 м3 груза;

срок доставки грузов из города N составляет 8 дней;

по товарным позициям, доставляемым из города N фирма вынуждена создавать страховые запасы сроком на 6 дней;

затраты на содержание страхового запаса и запаса в пути рассчитываются на основании процентных ставок банковского кредита - 25 % годовых (т. е. 2,08 % в месяц, или 0,07 % в день);

расходы на экспедирование, осуществляемое силами перевозчика, составляют 3 % от стоимости груза;

грузы, поставляемые фирме М хабаровскими поставщиками, пакетированы на поддонах и подлежат механизированной выгрузке. Поставщик из города N поставляет тарно-штучные грузы, которые необходимо выгружать вручную. Разница в стоимости разгрузки в среднем составляет 400 руб./м3 .

. Расчет доли дополнительных затрат по доставке 1 м3 груза из города N в Хабаровск в стоимости этого груза осуществим, разделив суммарные дополнительные расходы на стоимость 1 м3 и умножив полученное частное на 100.

Для расчета «расходы на запасы в пути» (гр. 3 таблицы 2.1) используем формулу:

Сзп = % ст. день*срок доставки груза*закупочную стоимость груза 

Сзп=0,07%*8*1000=5,6 руб. и т.д.               (2.1)

Расходы на страховые запасы (гр.4 таблицы 2.1) рассчитываем:

Ссз= % ст. день*срок страховых запасов*закупочную стоимость груза 

Ссз=0,07%*6 *1000= 4,2 руб. и т.д.              (2.2)

«Всего» (графа. 7 табл. 2.1) рассчитаем как сумму всех дополнительных затрат на доставку груза:

«Всего» = транспортный тариф + расх. на запасы в пути + расх. на страховые запасы + расх. на экспедирование + расходы на ручные операции с грузом                             (2.3)

«Всего» = 450+5,6+4,2+30+400=889,8 руб. и т.д.

 

Закупочная стоимость 1м3 груза руб.

Дополнительные затраты на доставку 1 м3 груза из города N

Доля допол. затрат в стоимости 1м3 груза, %


Транспорт. тариф руб./м3

Расходы на запасы в пути, руб.

Расходы на страх. запасы руб.

Расходы на экспед-е руб.

Расходы на ручные операции с грузом руб./м3

Всего


1

2

3

4

5

6

7

8

1000

450

5,6

4,2

30

400

889,8

88,98

3000

450

16,8

12,6

90

400

969,4

32,31

4000

450

22,4

16,8

120

400

1009,2

25,23

4800

450

26,88

20,16

144

400

1041,04

21,69

5700

450

31,92

23,94

171

400

1076,86

18,89

6900

450

38,64

28,98

207

400

1124,62

16,30

7500

450

42

31,5

225

1148,5

15,31

9000

450

50,4

37,8

270

400

1208,2

13,42


Долю дополнительных затрат по доставке 1 м3 груза (гр.8 таблицы 2.1) из города N в Хабаровск, в стоимости этого груза рассчитаем по формуле:

Доля доп. затрат в стоимости груза = («Всего» / закупочная стоимость 1  груза») *100%

Доля доп. затрат в стоимости груза =(889,8/1000)*100= 88,98 и т.д. (2.4)

Далее построим график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости 1 м3 от удельной стоимости груза на основе данных таблицы 2.1 (графа 1 и 8). По оси ОХ отложим закупочную стоимость, по оси OY- долю дополнительных затрат в стоимости груза.

3.      Кривая выбора поставщика представляет собой график функциональной зависимости. Аргументом здесь является закупочная стоимость 1 м3 груза в городе N, а функцией - выраженное в процентах отношение дополнительных затрат на доставку 1 м3 этого груза из города N в Хабаровск к закупочной стоимости 1 м3 этого груза в городе N.

Рис. 2.1. Кривая выбора поставщика

. После построения графика определим целесообразность закупки тех или иных позиций ассортимента фирмы М в городе N с помощью построенного графика определяем в следующей последовательности:

рассчитать в процентах разницу в ценах хабаровского и территориально удаленного поставщика, приняв цену в городе N за 100 %. Для этого построим таблицу 2.2

отметить на оси абсцисс точку, соответствующую стоимости 1 м3 груза, и возвести из нее перпендикуляр длиной, равной разнице в ценах, выраженной в процентах.

 

Таблица 2.2 Характеристика ассортимента, по которому рассматривается вопрос о поставках от отдаленного поставщика

Наименование товарной группы ассортимента фирмы М

Стоимость 1 м3 груза в городе N, руб

Цена за единицу, руб

Разница в ценах, %

Вывод о целесообразности закупки в городе N



в городе N

в Хабаровске



Конфеты шоколадные в коробках

1200

34,0

35,4

4,1

Нет

Конфеты шоколадные фасованные

1100

50,0

60,5

21

Нет

Пирожные фасованные

9500

17,0

18,0

5,9

Нет

Зефир

1000

45,0

55,0

22.2

Нет

Торты вафельные

8800

100,0

115,0

15

Да

Варенье, джем, повидло, мед

3700

69,0

80,0

16

Нет

Печенье

8400

100,0

115,0

15

Да

1400

55,0

70,0

27,3

Нет

Макаронные изделия

1700

30,0

36,0

20

Да

Замороженные изделия

5500

36,0

55,0

52,8

Нет

Растительное масло

1100

60,0

90,0

50

Да

Чай, кофе

1300

55,0

100,0

81,8

Да

Детское питание и детские товары

9700

30,0

60,0

100

Да

Табачные изделие

2000

20,0

40,0

100

Да

Товары для животных

2800

13,0

17,0

30,8

Нет

Виноградные вина

7000

100,0

140,0

40

Да

Коньяк

8200

160,0

220,0

37.5

Да

Шампанское

5000

70,0

120,0

71,4

Да

Пиво

2500

30,0

40,0

33,3

Безалкогольные напитки

9000

24,0

30,0

25

Да

Сыры

4500

160,0

200,0

25

Да

Консервы рыбные

1500

20,0

28,0

40

Нет

Консервы мясные

1400

35,0

50,0

42,8

Нет

Консервы овощные

9700

25,0

40,0

60

Да

Консервы фруктовые

1600

40,0

70,0

75

Да

Консервы ягодные

1800

45,0

80,0

77,8

Да

Морепродукты

4000

100,0

150,0

50

Да

Специи и соусы

2500

15,0

30,0

100

Да

Хлебобулочные изделия

6600

40,0

60,0

50

Да

Крупа и бобовые

2300

20,0

45,0

125

Да


Разницу в ценах рассчитаем так (см. табл 2.2): Цена конфет шоколадных в коробке в городе N=34 руб, в Хабаровске - 35,4 руб., получаем 34 = 100%, а 35,4 = х % следовательно х = (35,4*100)/34 - 100% = 4,1%.

Таким же образом рассчитываем и оставшиеся товары.

Отмечаем (см. рис. 1) на оси абцисс точку, соответствующую стоимости 1 м3 груза (графа 2 табл. 2.2), и возводим из нее перпендикуляр длиной, равное разнице в ценах, выраженной в процентах (графа5 табл. 2.2).

  Вывод о целесообразности закупок в городе N делают в том случае, если конец перпендикуляра окажется выше кривой выбора поставщика. В противном случае принимаются решения закупать в г. Хабаровск. Результаты анализа внесем в графу 6 табл. 2.2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность данной темы заключается в том что Ряд полосок на упаковке почти всех товаров, которые продаются в магазинах, давно не вызывает ни у кого удивления. Черно-белые штрихи - общепринятая в мировой практике система маркировки товаров и продукции, в которой закодированы необходимые сведения о стране-производителе, предприятии-изготовителе и самом изделии. Информация эта настолько важна, что ответственным работникам коммерческих структур - складов, предприятий оптовой и розничной торговли - совершенно необходимо уметь ее читать и использовать эти сведения уже на этапе заключения контрактов и договоров на поставку (продажу) изделий. Это особенно важно в современных условиях, когда появляется все большее число не только конкурирующей между собой продукции, но и подделок.

Для эффективного управления производством, качеством и процессами учета требуется своевременный и точный контроль продукции. Действенным механизмом, позволяющим проследить путь изделия от склада до реализации, является идентификация. Это установление характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность изделия, т. е. его отличия от всех других. В последние годы самое широкое распространение получили технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, предназначенные, прежде всего для повышения производительности труда и существенного снижения затрат. В настоящее время известны 15 технологий, а основными можно считать штриховое кодирование, радиочастотную идентификацию (RFID), оптическое распознавание знаков, машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения), голосовой ввод данных. В международной практике производства и торговли наиболее широкое применение получил способ штрихового кодирования изделий.

Цель данной курсовой работы - экономическая эффективность сканирования штриховых кодов в логистических системах и выбор территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд вопросов:

·        Историю штрих кода и его основные понятия;

·        Виды штрих-кода;

·        Способы кодирования информации;

·        Технология применения штрихового кода ЕАN-13;

·        Структура номера товара ЕAN - 13;

·        Штриховой код на транспортной упаковке;

·        Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом;

·        Виды считывающих устройств;

·        Эффективность применения технологии автоматической идентификации штриховых товарных кодов;

·        Преимущества применения штрихового кодирования;

·        Рассчитать доли дополнительных затрат;

·        Построить кривую выбора поставцика;

·        И сделать выбор о целесообразности закупок.

Решения покупателя о выборе поставщика можно рассматривать как решения, принимаемые в условиях неопределенности. Как правило, они зависят от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания. Решение о выборе поставщика необходимо рассматривать как звено в цепи прошлых, настоящих и будущих событий, ориентированных на поиск и сохранение хорошего источника, а не как изолированный процесс.

В главе 2 был проведен «Выбор территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости» основана на построении и использовании кривой выбора поставщика. Кривая представляет собой график функциональной зависимости. Имея построенную кривую, можно быстро принимать решения по поводу закупок того или иного товара у удаленного поставщика, а какой следует закупать в городе, где располагается фирма). После принятие всех решений по закупке необходимой номенклатуре товаров, делается общий вывод о целесообразности или нецелесообразности закупки у территориально удаленного поставщика. Расчёт показал что закупку того или иного товара у удаленного поставщика, целесообразно закупать в городе N т.к. из 30 наименований товаров только 12 - целесообразно закупать в городе Хабаровске.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Барчук И.Д. Технология торговых процессов. - М.: Экономика 1979 г.

2.      Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - 228 с.

3.      Гаджинский А.М. Логистика: Учебник.- 11-е изд.- М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 432 с.]

4.      Коммерческая логистика: метод. указания по выполнению курсовой работы / Л.М. Иголкина. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. - 28 с.

5.      Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

.        Скоробогатова Т.Н. Логистика: Учебное пособие: 2-е изд.- Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005.- 116 с.

.        Интернет ресурсы

·   http://belref.ru/9365-shtrihovoe-kodirovanie.html

·        http://bristolgroup.ru/article/what_bar_code.html

Похожие работы на - Экономическая эффективность сканирования штриховых кодов в логистических системах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!