Расчет и оптимизация налоговой нагрузки (на примере ОАО 'Востокэнергомонтаж')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    285,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет и оптимизация налоговой нагрузки (на примере ОАО 'Востокэнергомонтаж')

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА" В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ФГБОУ ВПО "БГУЭП" в г. Усть-Илимске)

Кафедра Экономики и менеджмента

Специальность 080107 Налоги и налогообложение





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине "Прогнозирование и планирование в налогообложении"

Расчет и оптимизация налоговой нагрузки (на примере ОАО "ВОСТОКЭНЕРГОМОНТАЖ")








Усть-Илимск 2014

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы оптимизации налоговой нагрузки

1.1 Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки

1.2 Методы оптимизации налоговой нагрузки

1.2.1 Метод замены отношений

1.2.2 Метод разделения отношений

1.2.3 Метод отсрочки налогового платежа

1.2.4 Метод прямого сокращения объекта налогообложения

1.2.5 Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту

1.2.6 Метод принятия оптимальной учетной политики

1.2.7 Метод применения законодательно установленных льгот и преференций

1.2.8 Метод смены налоговой юрисдикции

1.2.9 Метод оффшора

2. Методики определения налоговой нагрузки

2.1 Методика департамента налоговой политики Министерства финансов РФ

2.2 Методика М.Н. Крейниной

2.3 Методика М.И. Литвина

2.4 Методика Е.А. Кировой

2.5 Методика А. Кадушина и Н. Михайловой

2.6 Методика Т.К. Островенко

2.7 Методика О.Ф. Пасько

2.8 Методика В.Р. Юрченко

3. Расчет налоговой нагрузки на примере

3.1 Краткая характеристика предприятия

3.2 Расчет величины налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж"

Заключение

Список использованных источников

Введение

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики непосредственным образом связано со сложившимся состоянием и эффективностью функционирования налоговой системы. Особенности и факторы процесса налогообложения, их значимость для экономического и социального развития общества объективно выделяют управление налогами и налогообложением в качестве составной и самостоятельной части системы управления, делают налоговое планирование одним из приоритетных направлений совершенствования управления российской экономикой.

Методология и практика налогового планирования на современном этапе приобретают особую важность по следующим обстоятельствам.

Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения объективно требует научного обоснования и применения эффективных форм и методов управления налогами и налогообложением на всех уровнях хозяйствования.

Во-вторых, оптимизация налоговой нагрузки - проблема каждого конкретного предприятия. Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30 - 40 % от дохода. Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий работающих по общей системе налогообложения составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Поэтому в настоящее время многие хозяйствующие субъекты нарушают налоговое законодательство, стремясь разрешить данную проблему. В то же время существует много способов законной минимизации налоговой нагрузки путем планирования налоговых платежей.

В настоящее время понятие налоговая нагрузка также используется при обсуждении таких актуальных вопросов экономики и политики, как оценка результатов мероприятий налоговой реформы; определение налогового потенциала сырьевых отраслей экономики; оценка условий развития малого бизнеса; анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста.

Разработка более совершенной методики оценки налоговой нагрузки является условием принятия адекватных управленческих решений, обеспечивающих развитие экономики, в том числе приоритетных видов деятельности, для преодоления зависимости российской экономики от добычи и вывоза углеводородного сырья.

Решение вышеназванных проблем приобретает особую значимость в связи с дальнейшим развитием и реформированием налоговой системы и определяет актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение существующих методов налоговой оптимизации и анализ существующих методик расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта на примере ОАО "Востокэнергомонтаж". В связи с этим выделяется ряд задач, выполнение которых поможет в достижении поставленной цели:

1)      изучить понятие и определить экономическую сущность налоговой нагрузки;

2)      рассмотреть наиболее известные методы налоговой оптимизации, определить случаи, в которых их целесообразно применять;

3)      провести сравнительный анализ различных методик определения налоговой нагрузки, выявить их достоинства и недостатки;

4)      на примере ОАО "Востокэнергомонтаж" провести расчет налоговой нагрузки и эффективности налогообложения, проанализировать полученные результаты;

)        на основе анализа налоговой нагрузки дать рекомендации по ее снижению.

Объектом данного исследования является показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Востокэнергомонтаж", характеризующие уровень налоговой нагрузки данного предприятия.

оптимизация налоговая нагрузка расчет

Предметом исследования выступают методика и практика оценки налоговой нагрузки.

Основные методы, применяемые в процессе исследования - это сравнительный анализ и классификация.

Теоретическую основу данной работы составили труды ученых, затрагивающие различные аспекты организации расчета налоговой нагрузки и проведения оптимизации. В частности это труды таких авторов как Кожевникова Е.Б., Шальневой Е.Н., Горохова А.А. Также при рассмотрении частных вопросов, касающихся темы данной работы, использовались различные электронные ресурсы.

1. Теоретические основы оптимизации налоговой нагрузки


1.1 Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки


Налоговая нагрузка - это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.

Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.

Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности [12].

Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая нагрузка - это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Расчет налоговой нагрузки имеет важную для организации цель - это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте - одни направления "сворачиваются", другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться.

Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином "налоговое поле", введенным В.С. Занадворовым [6].

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую нагрузку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия расчет налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности позволяет оценить ее перспективность.

Для планирования налогового бремени важно отслеживать изменения налогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот и других предусмотренных законодательством способов уменьшения налогового бремени. Целью является в первую очередь соблюдение баланса интересов государства и организации. То есть организация вправе использовать предусмотренные законодательством способы оптимизации налоговых платежей и тем самым снизить налоговую нагрузку. В этом случае речь идет об оптимизационном налоговом планировании.

Оптимизационное налоговое планирование основано на использовании оптимизационных налоговых схем, то есть способов оформления и представления экономических действий, которые позволяют налогоплательщику применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов. Этот вид налогового планирования является самым распространенным в российской практике. По различным оценкам, от 50 до 80% отечественных предприятий прибегают к тем или иным методам оптимизационного планирования [5, с.119].

1.2 Методы оптимизации налоговой нагрузки


Способы налоговой оптимизации различны по своей природе и в своем большинстве узконаправленны на определенный сегмент налоговых отношений, не затрагивают весь комплекс налоговых проблем.

Среди наиболее популярных методов налоговой минимизации исследователи выделяют:

)        метод замены отношений;

2)      метод разделения отношений;

)        метод отсрочки налогового платежа;

)        метод прямого сокращения объекта налогообложения;

)        метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;

)        метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;

)        метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;

)        метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения;

)        Метод оффшора.

Далее рассмотрим вышеперечисленные методы (схемы) налоговой оптимизации более подробно.

 

1.2.1 Метод замены отношений

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. В силу диспозитивности гражданского права стороны могут заключить любой договор, содержащий любые условия, если он не противоречит общему смыслу гражданского законодательства. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции как в чисто экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения.

На этом и базируется метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Любой гражданско-правовой договор содержит существенные условия, которые позволяют отграничить данный вид договора от другого. Кроме того, для каждого договора характерным является его особый порядок исполнения. В связи с этим, необходимо особо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей) и все существенные условия договора, а не только формальная сторона сделки (например, название договора). То есть замена не должна содержать признаков притворности или фиктивности - в противном случае налоговые органы в силу п.1 ст.45 НК РФ в судебном порядке, а также, применив доктрину "существо над формой", могут провести переквалификацию сделки и применить порядок налогообложения, соответствующий фактическому содержанию операции. Замене подлежит весь договор, и все фактические действия сторон должны свидетельствовать об исполнении именно этого договора.

Проиллюстрировать действие метода замены можно на следующих примерах.

. Замена договора купли-продажи основного средства на договор финансового лизинга

Налоговая оптимизация в данном случае достигается следующим образом. Вместо приобретения основного средства по договору купли-продажи оно приобретается в рамках договора финансового лизинга. Причем основное средство должно учитываться на балансе лизингополучателя. В результате последний имеет право:

) применить повышающий коэффициент 3 к норме амортизации;

) лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения.

При обычной схеме в качестве расходов можно учесть лишь амортизацию.

. Замена договора купли-продажи основного средства на договор аренды

Данная схема в некотором роде производная от первой, но в тоже время может иметь самостоятельное значение. Применять ее возможно, когда стороной по договору выступает физическое лицо. Дело в том, что с 1 января 2002 г. в связи с вступлением в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ возможно включать в расходы и, соответственно, уменьшать прибыль на сумму платежей за аренду имущества у физических лиц. Обусловлено это тем, что в соответствии с п.10 ст.264 НК РФ в расходах учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество [3].

 

1.2.2 Метод разделения отношений

Базируется на методе замены отношений, только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо одна хозяйственная операция разделяется на несколько. Этот метод применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Проиллюстрировать применение метода разделения можно на следующих примерах.

. Разделение операции по реконструкции здания на собственно реконструкцию и капитальный ремонт. Согласно ст.257 НК РФ затраты предприятия по реконструкции объектов амортизируемого имущества увеличивают первоначальную стоимость и учитываются в целях налогообложения через амортизационные отчисления. В тоже время затраты по капитальному ремонту учитываются в целях налогообложения в том отчетном периоде в которой были осуществлены.

Отметим, что термины "реконструкция" и "капитальный ремонт" часто в практике воспринимаются как синонимы, хотя имеют существенное различие. Коротко сформулировать различия ремонта и реконструкции можно следующим образом: ремонт - это восстановление первоначальных характеристик объекта, а модернизация или реконструкция - существенное улучшение первоначальных характеристик объекта или придание объекту новых качеств. Квалификация выполненных работ осуществляется на основании смет, калькуляций, документально подтверждающих и обосновывающих характер выполняемых работ. Как правило, при проведении реконструкции производственных помещений среднего и малого бизнеса (офисов, магазинов и т.д.) помещение приобретает абсолютно иные характеристики. В этом случае полная замена договора реконструкции помещения на договор, предметом которого является капитальный ремонт, невозможна, так как доказать налоговым органам "текущий ремонтный" характер произведенных работ будет очень сложно.

А вот разделение (частичная замена) реконструкции на собственно реконструкцию и капитальный ремонт при соблюдении общих условий отнесения затрат на себестоимость позволит включить часть понесенных расходов в себестоимость.

Со строительной организацией заключаются два самостоятельных договора подряда - на реконструкцию и капитальный ремонт. Необходимо учитывать, что объекты выполняемых работ должны быть различными. Например, на комнаты, переоборудуемые в торговый зал, заключается договор подряда на реконструкцию. На комнаты, которые будут использоваться в качестве кабинетов сотрудников, заключается договор подряда на капитальный ремонт.

Необходимо отметить, что при проведении данной операции существенное значение имеет формальная сторона вопроса, так как налоговые органы при проведении документальной проверки в первую очередь обращают внимание на формулировки документов, отражающих характер проведенных работ. В частности, пристальному анализу подвергаются сметы ремонтных работ и договоры с подрядчиками. Поэтому основное внимание необходимо уделить тому, что все сметные документы и договоры подряда на ремонт не должны содержать ссылок типа "модернизация, реконструкция, переоборудование и т.п.", все работы должные именоваться "ремонт", должны использоваться соответствующие "ремонтные" термины.

. Разделение договора подряда с физическим лицом на договор подряда на выполнение работ и договор купли-продажи материалов. В соответствии с п.1 ч.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения для исчисления единого социального налога является вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг.

При заключении с физическим лицом договора подряда на выполнение работ из материалов исполнителя (ремонт техники, строительные работы и т.д.) целесообразно заключать два договора - договор купли-продажи материалов и договор подряда на выполнение работ из материалов заказчика.

В этом случае базой для исчисления единого социального налога будет являться только сумма вознаграждения по договору подряда (фактически только оплата труда исполнителя) [14].

 


1.2.3 Метод отсрочки налогового платежа

Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Примером применения этого метода является тот случай когда, отсрочка возникновения облагаемого оборота осуществляется путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода

Это очень простой метод отсрочки уплаты налоговых платежей. Основывается на том, что минимальное время прохождения платежей через банки составляет один день, а в среднем около трех дней.

При осуществлении расчетов между партнерами учитываются, как правило, интересы обеих сторон.

Так, перечисление покупателем оплаты по договору (дача поручения банку на перевод денежных средств) в последний день отчетного налогового периода позволит покупателю включить расходы в расчет себестоимости текущего периода, в текущем периоде отнести НДС на расчеты с бюджетом.

В свою очередь продавец, принявший кассовый (по оплате) метод определения выручки в исчисления НДС получит оплату (и отразит облагаемый оборот) в следующем отчетном периоде. Отражение облагаемого оборота в конце отчетного периода позволит продавцу отсрочить уплату налога на добавленную стоимость на один месяц (в соответствии со ст.163 НК РФ налоговый период устанавливается как календарный месяц) [3].

1.2.4 Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Самым радикальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения (один из способов обхода налогов) - воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т.д.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Примером применения данного метода является сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризации. Зачастую в составе облагаемого налогом имущества числятся объекты, никоим образом не участвующие в деятельности предприятия. Это могут быть устаревшие товары, неисправные автотранспортные средства (на которые не начисляется амортизация вследствие отсутствия пробега) и т.д. Проведение инвентаризации позволяет выявить такие объекты, списать имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сократить стоимость налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения [2, с. 194].

Другим примером данного метода является сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем продления нормативного срока строительства

Затраты организации на строительство (монтаж оборудования) учитываются для целей налогообложения налогом на имущество после окончания нормативного срока строительства (монтажа оборудования), определяемого на основании строительных правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на строительство (монтаж оборудования), установленных соответствующими договорами подряда.

Если нормативный срок проведения строительства, работ по монтажу, установленный договором, не истек, капитальные затраты не подлежат включению в налоговую базу по налогу на имущество предприятий. Следует иметь в виду, что срок строительства (монтажа оборудования) может продлеваться в установленном порядке. В этом случае капитальные вложения (затраты) подлежат включению в налоговую базу по окончании установленного договором подряда на строительство (монтаж оборудования) уточненного срока строительства.

На это следует обращать особое внимание при осуществлении капитального строительства. Как правило, нормативные сроки не выдерживаются. В случае затяжки рекомендуем продлить срок строительства через корректировку договора. В противном случае неизбежны финансовые потери [3].

 

1.2.5 Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту

Заключается в передаче объекта налогообложения другому субъекту предпринимательской деятельности, контролируемому налогоплательщиком. Этот метод связан, как правило, с размещением "налогоемких" видов деятельности на других предпринимателей или предприятия, контролируемые налогоплательщиком.

Например, предприниматель на едином налоге, изготавливает кожаные изделия. С целью уменьшения налоговой нагрузки - он частично продает свои изделия через другого частного предпринимателя на едином налоге. При этом первый остается контролируемым предпринимателем-производителем. Данный метод позволяет у производителя изделий уменьшить объем продаж, чтобы не превысить максимально установленный для предпринимателей, находящихся на едином налоге. В противном случае ему придется либо перейти на общую систему налогообложения (что значительно увеличит налоговую нагрузку) либо открыть юридическое лицо [9, с.257].

1.2.6 Метод принятия оптимальной учетной политики

Сумма и порядок уплаты налогов во многом зависят от выбранных налогоплательщиком способов учета и налогообложения. Поэтому следует обратить внимание на учетную политику, которая определяется организацией, как известно, до начала календарного года.

Учетная политика предприятия - один из элементов налоговой оптимизации. Проработка приказа об учетной политике позволит выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения налогообложения.

Примером использования данного метода следует считать установление в приказе об учетной политике в целях налогообложения метода признания дохода в целях налогообложения.

НК РФ предполагает возможность применения 2 методов признания доходов в целях налогообложения - кассовый и по начислению ("по оплате" и "по отгрузке").

Кассовый метод согласно п.1 ст.273 НК РФ имеют право применять организации, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в среднем не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

При установлении метода признания доходов в целях налогообложения следует понимать, что метод начисления и кассовый метод применяются в главе 25 НК РФ лишь в целях исчисления налога на прибыль, для НДС может применяться только один (независимый от налога на прибыль) метод - "по отгрузке" (действует с 01.01.2006 г.).

Прежде чем установить в учетной политике один из этих методов рекомендуется провести сравнительный анализ их применения на данном предприятии.

Другим примером использования метода создания оптимальной учетной политики является создание резерва по сомнительным долгам.

При формировании учетной политики организации следует решить, будут ли создаваться резервы по сомнительным долгам. Создание указанного резерва позволит значительно снизить налоговую нагрузку на предприятие в случае неплатежей контрагентов за поставленную продукцию.

Данный резерв создается в соответствии с п.1 ст.266 НК РФ и предусмотрен только для предприятий, использующих метод начислений при учете доходов.

Согласно п.1 ст.266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком при наличии двух условий:

)        задолженность не погашена в сроки, установленные договором;

2)      задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При появлении такой задолженности предприятие вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Данные резервы носят целевой характер - создаются с целью покрытия убытков по безнадежным долгам [14].

 

1.2.7 Метод применения законодательно установленных льгот и преференций

Основывается на грамотном применении максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством. Данный метод является один из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации.

В соответствии со ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Иначе говоря, налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Можно выделить четыре группы налоговых льгот:

)        предоставляемые отдельным субъектам - освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц, "налоговые каникулы", вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика и т.п.;

2)      предоставляемые по объекту - изъятия, скидки;

)        по ставкам - понижение ставки;

)        по срокам уплаты - более поздние сроки уплаты, налоговый кредит.

При этом необходимо учитывать, что первая группа льгот предоставляется только некоторым субъектам из всего перечня налогоплательщиков. Способ предоставления этих льгот может быть различным, включая изъятие, понижение ставок, установление позднего срока уплаты и др. для этих налогоплательщиков.

Оставшиеся три вида налоговых льгот за исключением случаев, когда они предоставляются отдельным субъектам, распространяются на всех налогоплательщиков на равных условиях. Так, например, все плательщики НДС, реализующие продукты питания, предусмотренные законодательством, будут применять пониженную ставку налога - 10%.

Стоит отметить, что в первую очередь многие льготы позволяют достичь максимального экономического эффекта

Также необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.56 НК РФ использование льгот является правом налогоплательщика. То есть, в тех случаях, когда в силу экономических причин применение льготного механизма не желательно (налоговые механизмы в некоторых случаях достаточно взаимосвязаны и могут оказать существенное влияние на взаимоотношения с партнерами), предприятие вправе не пользоваться льготой.

Немаловажным критерием эффективности оптимизации налогообложения путем применения льгот является принятие во внимание всех, даже самых незначительных льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством [3].

 

1.2.8 Метод смены налоговой юрисдикции

Базируется на принципе налогового федерализма, основывающийся на исключительном праве субъектов Российской Федерации самостоятельно и по своему разумению устанавливать ставки региональных и местных налогов, и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Калининградская область; Закрытые Административные Территориальные Образования: г. Саров, г. Снежинск и др.), установленных федеральным законодательством. В целом в России насчитывается около двадцати различных зон, где предоставляются налоговые льготы на определенных условиях. Например, в Свободной экономической зоне "Алтай" НДС снижен на 15%, налог на прибыль на 11% по сравнению с максимальной ставкой, налог на имущество и местные налоги отменены полностью. Поступления в доходную часть бюджета Алтайского края формируются за счет оплаты всеми предприятиями права получения оффшорных льгот, а также за счет организационных сборов. Наиболее распространены случаи переноса сбытовых функций предприятия в оффшорные зоны (например, Торговый дом ПАЗ до недавнего времени являлся резидентом Калмыкии - одной из зон льготного режима налогообложения), перерегистрации самих предприятий в этих оффшорах: в основном используется малыми и средними торговыми предприятиями (например, большинство нижегородских компаний, занимающихся оптовой продажей алкогольной продукции, зарегистрировано в ЗАТО г. Саров), а также организация самого производственного процесса на территории льготного режима налогообложения (например, в ЗАТО г. Трехгорный московским предпринимателем построен завод по производству полипропиленовых труб). Последний случай наиболее предпочтителен, ибо позволяет избежать проблем, связанных с пертурбациями на политическом уровне и изменениями в законодательстве, ограничивающими льготный порядок налогообложения предприятий, хотя и зарегистрированных в установленном порядке на территории оффшорных зон, но осуществляющих свою основную деятельность за ее пределами, тенденция которых прослеживается в последнее время все более отчетливо [10].

 

1.2.9 Метод оффшора

Оффшор - это государство или иная юридически обособленная территория, привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежных стран посредством установления максимально возможных налоговых льгот.

Метод оффшора рассматривает этот термин шире. Под методом оффшора понимается совокупность методов, использующих в своей основе перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогообложения. Можно выделить несколько способов переноса объекта налогообложения.

. Метод территориального оффшора. Данный метод заключается в переносе объекта налогообложения (отдельных операций, деятельности в целом, имущества и т.д.) на территорию, имеющую более льготный режим налогообложения.

В соответствии с действующим налоговым законодательством иностранные субъекты предпринимательской деятельности, не осуществляющие предпринимательской деятельности или не имеющие имущества на территории Российской Федерации, не являются плательщиками российских налогов.

Таким образом, основным требованием к зарубежным оффшорным компаниям является факт их регистрации вне территории РФ и отсутствие деятельности на территории РФ.

Действующее российское законодательство и законодательства большинства иностранных государств не запрещает гражданам РФ учреждать на территории иностранных государств юридические лица, осуществлять на территории иностранного государства предпринимательскую деятельность, обладать правом собственности на имущество, находящееся на территории иностранного государства.

Теоретически любой гражданин РФ вправе учредить на территории иностранного государства, предоставляющего максимальные налоговые льготы, юридическое лицо, из сделок с российскими партнерами получить необлагаемую налогами прибыль и, практически не уплачивая налогов, распорядиться ею. Причем современные информационные технологии позволяют осуществлять управление компанией, ее банковскими счетами, не выходя из офиса.

. Метод льготного предприятия основывается на том, что льготный режим налогообложения может быть также связан с отдельными категориями налогоплательщиков, использование которых позволяет получить существенную налоговую экономию.

К таким категориям относятся налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и т.п.). Такие предприятия используются в комплексе с основным предприятием, в частности в торговых операциях.

Кроме этого, один из инструментов налоговой оптимизации - применение налоговых льгот, включая использование предприятий, использующих льготы по налогам в схемах оптимизации [3].

В заключение отмечу, что методов и конкретных схем налоговой оптимизации очень много. Схемы налоговой оптимизации меняются с изменением налогового законодательства, судебной практики и появления новых методов противодействия оптимизации со стороны государства. Во многом их использование зависит от особенностей ведения деятельности налогоплательщиком и возможности применения в отношении данного предприятия или индивидуального предпринимателя.

Поэтому при разработке схем налоговой оптимизации следует исходить из общих принципов налоговой оптимизации, конкретных условий и возможностей налогоплательщика (предприятия или индивидуального предпринимателя).

2. Методики определения налоговой нагрузки


2.1 Методика департамента налоговой политики Министерства финансов РФ


В методологии налогового планирования существуют разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определение интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов. Так, департамент налоговой политики Минфина РФ разработал собственную методику, которая является общепринятой. Тяжесть налогового бремени по этой методике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Расчет налоговой нагрузки по данной методике осуществляется по формуле:


где НН - налоговая нагрузка на организацию;

НП - общая сумма всех уплаченных налогов;

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД - внереализационные доходы.

Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик [1].

2.2 Методика М.Н. Крейниной


Согласно методике М.Н. Крейниной, происходит сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - чистая прибыль предприятия. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени, которая показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Основные положения данного подхода следующие:

)        акцизы и НДС не принимаются к рассмотрению как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия.

2)      при оценке налоговой нагрузки по косвенным налогам (НДС и акцизам) нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса.

)        сумму налогов следует соотносить с источниками уплаты.

)        общим знаменателем, к которому приводятся все налоги, является прибыль предприятия.

Предлагается исходить из ситуации, когда предприятия вообще не платят налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной [4, с.486].

Налоговое бремя М.Н. Крейнина предлагает рассчитывать по формуле:


где НН - налоговая нагрузка на организацию;

В - сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов;

Р - расходы на производство реализованной продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов;

ЧП - чистая прибыль, остающаяся в распоряжении субъекта хозяйствования после уплаты налогов.

Однако из приведенной формулы непонятно, что именно включается в состав расходов на производство реализованной продукции (работ, услуг). Если этот показатель базируется на данных бухгалтерского учета, то расходы, не входящие в производственную себестоимость продукции (например, административные и сбытовые расходы), попадут в числитель формулы и таким образом исказят тенденцию влияния налоговых платежей на прибыль предприятия. Если же показатель расходов на производство продукции включает в себя полную сумму издержек, в том числе административные, сбытовые и прочие расходы, то в него попадут также прямые налоги, за исключением налога на прибыль. В результате в расчете показателя налогового бремени будут учитываться только непрямые налоги и налог на прибыль, а это некорректно.

Таким образом, при использовании данной методики следует учитывать, что в показатель расходов на производство продукции должны включаться все расходы, включая административные, сбытовые и прочие, за исключением сумм налоговых платежей.

В этом случае формулу (2) можно представить следующим образом:


где Нобщ - общая сумма налогов.

Стоит отметить, что данная модель явно недооценивает влияние косвенных налогов (НДС, акцизов и таможенных платежей) и предлагает в качестве базы для расчета налогового бремени показатель чистой прибыли, что на практике явно будет приводить к необоснованно завышенному значению величины налоговой нагрузки [4, с.487].

 

2.3 Методика М.И. Литвина


Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М.И. Литвиным; согласно этому подходу понятие налоговая нагрузка включает:

)        количество налоговых платежей;

2)      структуру платежей;

)        механизм взимания налогов.

Согласно методике М.И. Литвина показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:


где сумма (НП + ВД) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении со соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется следующим образом:


где ДС - добавленная стоимость;

В - валовой доход;

МЗ - материальные затраты.

Основное преимущество данной методики в том, что предлагается рассчитывать показатель налоговой нагрузки по формуле изменяя переменные, с помощью которой можно получать значения общей налоговой нагрузки. Формулы могут учитывать ставки налогов, показатели фондоемкости, трудоемкости и материалоемкости производства, а также (после некоторой модернизации) уровень рентабельности производства. Полученные данные можно дополнить анализом изменения спроса на продукцию предприятия в зависимости от изменения цены, что позволит определить степень перелагаемости косвенных налогов на потребителя. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента [11, с.216].

 

2.4 Методика Е.А. Кировой


Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

)        сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

2)      в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

)        сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

)        сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

Согласно данной методике налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:


где АНН - абсолютная налоговая нагрузка;

НП - налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД - недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР (7) или

ВСС = ОТ + НП + ВП + П, (8)

где ВСС - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизация;

ВД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ - оплата труда;

НП - налоговые платежи;

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

П - прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:


где ОНН - относительная налоговая нагрузка.

Достоинства данной методики заключаются в том, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией; на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации. Таким образом, методика, предложенная Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту.

Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот [2, с. 208].

 

2.5 Методика А. Кадушина и Н. Михайловой


Крайне интересная модель расчета величины налоговой нагрузки на предприятия предлагается А. Кадушиным и Н. Михайловой. Налоговое бремя, по их мнению, следует определять по отношению к добавленной стоимости, которая является источником дохода предприятия и, соответственно, источником уплаты налогов. В своей методике они предлагают рассчитывать добавленную стоимость следующим образом:

ДС = В - МЗ, (10) или

ДС = АО + (ФОТ + ВП) + НДС + ПР, (11)

где ДС - добавленная стоимость;

В - выручка от реализации (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

ФОТ - фонд оплаты труда (с учетом НДФЛ);

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

ПР - прибыль организации до налогообложения;

АО - амортизационные отчисления.

Авторы данной методики рассматривают отдельные элементы добавленной стоимости как источники возникновения налоговых обязательств и именно с ними связывают расчет структурных коэффициентов, используемых для расчета налоговой нагрузки, таких как:

)        удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства):


где КВ - удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке; ДС - добавленная стоимость; В - выручка от реализации.

)        доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства):


где КФОТ - доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости;

ФОТ - фонд оплаты труда;

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

ДС - добавленная стоимость.

)        удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства):

4)     


где КАО - удельный вес амортизации в добавленной стоимости; ДС - добавленная стоимость; АО - амортизационные отчисления.

Итак, по расчетам А. Кадушина и Н. Михайловой, предприятие, согласно нынешней системе налогообложения, должно уплачивать следующие налоги:

)        НДС (расчет по ставке 18%):


)        страховые взносы (расчет в 2013 г. по ставке 30,2%):


)        налог на доходы физических лиц:


)        налог на прибыль:


Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страх. взносы + НДФЛ + Нпр (19)

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:


Предложенный способ расчета налоговой нагрузки позволяет оценить налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Но он не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог [7, с.292].

 

2.6 Методика Т.К. Островенко


Автор данной методики все показатели налоговой нагрузки подразделяет на частные и обобщающие, и затем определяет налоговую нагрузку в соотношении суммы налоговых обязательств с различными показателями.

К обобщающим показателям, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта автор относит следующие показатели:

)        налоговая нагрузка на доходы предприятия, которая рассчитывается по формуле:


где ННд - налоговая нагрузка на доходы предприятия;

НЗ - налоговые затраты;

В - выручка от реализации;

)        налоговая нагрузка на финансовые ресурсы предприятия;


где ННфр - налоговая нагрузка на финансовые ресурсы предприятия;

НЗ - налоговые затраты;

ВБсрг - среднегодовая валюта баланса;

)        налоговая нагрузка на собственный капитал;


где ННск - налоговая нагрузка на собственный капитал;

НЗ - налоговые затраты;

СКсрг - среднегодовая сумма собственного капитала;

)        налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения.


где ННп - налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения;

НЗ - налоговые затраты;

П - прибыль до налогообложения.

Наиболее информативными считаются частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта. Они вычисляются по источникам возмещения. Это может быть себестоимость, выручка от реализации, финансовые результаты, чистая прибыль.

В соответствии с вышеизложенным выделяются следующие частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта:

)        налоговая нагрузка на реализацию:


где ННр - налоговая нагрузка на реализацию;

НЗр - налоговые затраты, относимые на счета реализации;

Вр - выручка от реализации;

)        налоговая нагрузка на себестоимость:


где ННс - налоговая нагрузка на себестоимость;

НЗс - налоговые затраты, относимые на себестоимость реализованных товаров, работ, услуг;

С - себестоимость реализованных товаров, работ, услуг;

)        налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения:


где ННфр - налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения:;

НЗфр - налоговые затраты, относимые на счета финансовых результатов;

ФР - положительный финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг;

)        налоговая нагрузка на чистую прибыль:


где ННчп - налоговая нагрузка на чистую прибыль;

НЗчп - налоговые затраты, относимые на чистую прибыль;

ЧП - чистая прибыль экономического субъекта.

К достоинствам методики следует отнести то, что она позволяет с различной степенью детализации и в зависимости от поставленной управленческой задачи, рассчитать налоговую нагрузку. Кроме того методика может применяться хозяйственными субъектами любых отраслей народного хозяйства. При расчетах показателей, используется информация, отражаемая в отчетности экономических субъектов. Это может сокращать процесс расчетов [8].

 

2.7 Методика О.Ф. Пасько


Основные принципы методики О.Ф. Пасько заключаются в следующем:

)        в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть сумма начисленных платежей. Это связано с тем, что определение налоговой нагрузки по сумме уплаченных налогов, как правило, уменьшает действительный уровень налогового бремени;

2)      налог на доходы физических лиц не включается в расчет, поскольку организация выступает лишь налоговым агентом при его уплате;

)        общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи, является добавленная стоимость продукции.

Помимо коэффициентов, определяемых в соответствии со способом А. Кадушкина и Н. Михайловой (это коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в состав структурных коэффициентов вводятся дополнительные коэффициенты:

) удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением взносов во внебюджетные фонды (поскольку они уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости:


где Нсс - сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

ДС - добавленная стоимость.

Для больших организаций основная доля в налогах, относящихся на себестоимость, приходится на земельный налог;

) доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество):


где Нпр - сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

Для больших организаций эти коэффициенты имеют существенное значение при определении налогового бремени, поскольку платежи за пользование природными ресурсами, налог на землю, налог на имущество занимают значительную долю в общей сумме налогов и, как правило, их уплата наиболее затруднительна для организации.

Расчет НДС и страховых взносов производится в соответствии с методикой А. Кадушкина и Н. Михайловой, однако, формула определения налога на прибыль корректируется на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,2  (ДС - НДС - (ОТ + ВП) - А - Нсс - Нпр) (31)

При помощи структурных коэффициентов формулу определения налога на прибыль можно преобразовать следующим образом:

Нпр = 0,2  ДС  (0,847 - Кфот - Као - Кнсс - Кнпр) (32)

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов:

НН = НДС + страх. взносы + Нпр + Нсс + Нпр (33)

Из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС  (0,322 + 0,023Кфот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр  0,2Као) (34).

Таким образом, уточненная методика расчета О. Пасько имеет следующие преимущества:

1)      оценка уровня налогового бремени более объективна в результате включения сумм налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации;

2)      выведенная формула определения налоговой нагрузки позволяет более точно рассчитать сумму налоговых платежей, подлежащих уплате, и значительно снизить погрешность расчетов.

Стоит отметить, что денежные средства, полученные реально от реализации продукции в текущем периоде, как правило, значительно меньше той суммы, которую организация должна получить, если бы ее дебиторы своевременно оплатили поставки продукции. В целях компенсации недополученных денежных средств организации вынуждены привлекать заемные средства в виде кредитов банков или накапливать кредиторскую задолженность.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным ввести еще один показатель налоговой нагрузки - коэффициент денежного изъятия, который определяется по формуле:


где НП - начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета НДФЛ);

ДС - сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ - заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

Заемные денежные средства следует исключать из общей суммы полученных денежных средств, поскольку они привлекаются лишь в целях преодоления недостаточности денежной массы в обращении, а не в результате ведения организацией производственного процесса.

Таким образом, предложенная автором формула расчета позволяет определить удельный вес налогов, подлежащих уплате, в общем объеме полученной денежной массы от реализации продукции (работ, услуг) или имущества [5].

 

2.8 Методика В.Р. Юрченко


В результате проведенного анализа существующих методик В.Р. Юрченко была предложена модифицированная методика определения налоговой нагрузки, учитывающая все уплачиваемые хозяйствующим субъектом налоги, сборы и таможенные пошлины (за исключением НДФЛ). Интегральным показателем, с которым соотносится совокупность налоговых платежей, выступает источник уплаты налогов - та часть совокупной добавленной стоимости, которая используется для уплаты налогов и формирования фондов предприятия.

Данный показатель может быть представлен формулой:


где Н - совокупность всех уплачиваемых предприятием налоговых платежей, включая таможенные пошлины (за исключением НДФЛ);

Ин - источник уплаты налогов, определяемый по формуле:

Ин = В - Мз - Ам - ФОТ + Вд - Вр + НДС (всс) + Ак (всс), (37)

НДС (всс) - налог на добавленную стоимость в части вновь созданной стоимости, определяемый как разница между НДС с реализованной продукции и НДС по приобретенным материальным ресурсам, основным средствам и нематериальным активам;

Ак (всс) - акцизы в части вновь созданной стоимости, определяемые как разница между суммой акцизов с реализованной продукции и суммой акцизов по приобретенным материальным ресурсам.

По величине той части созданной прибыли, которая остается после уплаты налогов, можно судить о возможностях его дальнейшего развития.

Предлагаемая методика расчета имеет следующие преимущества:

)        оценка налоговой нагрузки более объективна в результате отражения доли создаваемой предприятием прибыли и отдаваемой государству в виде налогов и сборов;

2)      по данной методике может быть проведена оценка налоговой нагрузки как на миниуровне так и на мезо - и макроэкономическом уровне;

)        позволяет проводить сравнительную оценку налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различных отраслей (видов деятельности).

Данный показатель может выступать базовым показателем оценки налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта и может успешно применяться для решения вопросов регулирования налоговой нагрузки с целью создания условий для развития производства и роста инвестиционно-инновационной активности предприятий. С этой целью целесообразно дополнить отчетность хозяйствующих субъектов показателем налоговой нагрузки, рассчитываемой по предлагаемой методике [13, с.42].

В конце стоит сказать, что для наибольшей точности расчетов специалистам при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения на конкретном предприятии не стоит ограничиваться одной методикой. Целесообразно использовать две-три методики так, чтобы полученные с их помощью результаты наиболее полно описывали текущую или ретроспективную налоговую ситуацию на предприятии.

3. Расчет налоговой нагрузки на примере


3.1 Краткая характеристика предприятия


Открытое акционерное общество "Востокэнергомонтаж", в дальнейшем именуемое "Общество", действует в соответствии с настоящим уставом, Федеральным законом Российской Федерации "Об акционерных обществах" и иными законодательными актами Российской Федерации.

Общество является открытым акционерным обществом.

Общество создано на неограниченный срок деятельности

Общество создано путем акционирования государственного предприятия треста "Востокэнергомонтаж" и является правопреемником в отношении активов и пассивов треста "Востокэнергомонтаж"

Общество зарегистрировано Постановлением Главы Администрации Куйбышевского района г. Иркутска № 575 от 11 февраля 1993 года.

Настоящая редакция Устава приведена в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации "Об акционерных обществах" от 26.12.95 г. №208-ФЗ с изменениями и дополнениями от 07.08.01 г., и утверждена на общем собрании акционеров Общества 07 мая 2002 года (протокол № 1 от 07.05.2002 г.).

Полное фирменное наименование общества - Открытое акционерное общество "Востокэнергомонтаж".

Сокращенное фирменное наименование общества - ОАО "Востокэнергомонтаж".

Полное фирменное наименование общества на английском языке:

Joint stock company " Vostokenergomontazh "

Место нахождения общества - г. Иркутск

Почтовый адрес общества: 664007, РФ, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий 119А.

Адрес исполнительного органа общества: 664007, РФ, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий 119А.

Целью общества является осуществление хозяйственной деятельности и извлечение прибыли.

Предметом деятельности Общества являются:

.        Выполнение строительно-монтажных работ:

)        монтаж технологического оборудования, в т. ч.:

-       котельных установок и вспомогательного оборудования.

-       теплосилового оборудования, компрессорных машин, насосов и вентиляторов;

-       оборудование атомных электрических станций;

-       подъемно-транспортного оборудования, лифтов;

-       оборудование для очистки газов;

-       оборудование предприятий черной и цветной металлургии;

-       оборудование предприятий химической, нефтеперерабатывающей угольной, целлюлозно-бумажной промышленности;

-       оборудование предприятий промышленности строительных материалов;

-       технологических металлоконструкций и технологических трубопроводов;

2)      возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

3)      работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования;

)        работы по устройству внутренних инженерных сетей;

)        работы по защите конструкций и оборудования;

)        работы по отделке конструкций и оборудования;

)        работы по благоустройству территории;

)        земляные работы;

)        пуско-наладочные работы;

)        контроль качества работ.

2. Выполнение проектных работ:

) строительное конструирование: строительные конструкции, узлы и детали, фундаменты;

) проектирование инженерных сетей и систем;

) разработка специальных разделов проекта: охрана труда, организация строительства, сметы;

) технологическое проектирование;

) экспертиза проектной документации.

. Производство строительных материалов, конструкций и изделий:

) производство строительных материалов;

) производство стальных и алюминиевых строительных конструкций и изделий;

) производство конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона;

) производство товарного бетона и раствора;

) производство деревянных строительных конструкций и изделий;

) производство инвентаря, оснастки, металлоформ и опалубки;

) контроль качества продукции.

. Проведение экспертизы безопасности промышленных производств, оборудования и работ; обследование (диагностика) грузоподьемных кранов, техническое диагностирование объектов котлонадзора; подготовка кадров для потенциально опасных промышленных производств и объектов.

. Монтаж, изготовление и ремонт котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением, подъемных сооружений, объектов газового хозяйства.

. Оказание транспортных услуг.

. Осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными законами.

3.2 Расчет величины налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж"


Для определения величины налогового бремени состояние предприятия можно охарактеризовать с помощью совокупности финансово-хозяйственных показателей, представленных в табл.1.

Таблица 1

Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Востокэнергомонтаж"

Показатели

2012 г.

Выручка от реализованной продукции (без НДС), тыс. руб.

588485

Объем реализации, включая НДС, тыс. руб.

694412

Сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации на производство, тыс. руб. всего

515833

В том числе материальные расходы, тыс. руб.

354243

Амортизационные отчисления, тыс. руб.

116467

Прочие расходы, тыс. руб.

18773

Заработная плата, тыс. руб.

26350

Прибыль, тыс. руб.

76894

Чистая прибыль, тыс. руб.

69515

Численность персонала, чел.

1054

Внереализационные доходы, тыс. руб.

10065

Внереализационные расходы, тыс. руб.

4243


Также для расчета налоговой нагрузки потребуются такие показатели как налоговые издержки предприятия (табл.2).

Таблица 2.

Налоговые издержки ОАО "Востокэнергомонтаж"

Виды налогов

Сумма в 2012 г., тыс. руб.

Включаемые в выручку, в т. ч.:


НДС

34963

Включаемые в расходы, в т. ч.:


Страховые взносы

8959

налог на имущество организаций

3016

земельный налог

2646

транспортный налог

2112

Относимые на чистую прибыль, в т. ч.


налог на прибыль

7379

ВСЕГО

59075


Итак, рассчитаем налоговую нагрузку по методике предложенной Министерством финансов РФ. Для расчета налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж" используем данные из табл.1 и табл.2, на основе которых построим таблицу с основными показателями и их значениями, используемыми при расчете налоговой нагрузки по данной методике (табл.3).

Таблица 3

Основные показатели, используемые при расчете налоговой нагрузки по методике Минфина РФ

Показатель

Значение (тыс. руб)

Выручка от реализации

588485

Внереализационные доходы

10065

НДС с учетом налогового вычета

34963

Налог на имущество

3016

Налог на прибыль

7379

Страховые взносы

8959

НДФЛ

3426

Транспортный налог

2112


Воспользовавшись формулой (1) рассчитаем налоговую нагрузку:


Таким образом, величина налоговой нагрузки, рассчитанная по методике Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ, составила 10 %. Стоит учесть, что рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции произведенной хозяйствующим субъектом и не отражает реальной картины налоговой нагрузки, которую несет налогоплательщик. Поэтому далее произведем расчеты еще по нескольким методикам.

Рассчитаем налоговую нагрузку предприятия по методике предложенной М.Н. Крейниной. Для этого определим ряд показателей, используемых при расчетах, и представим их в виде таблицы (табл.4).

Таблица 4

Основные показатели, используемые при расчете налоговой нагрузки предприятия по методике М.Н. Крейниной

Показатель

Значение (тыс. руб)

Выручка от реализации

588485

Затраты на производство за вычетом косвенных налогов

515833

Фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов

29515


Подставим значения из табл.4 в формулу (2) и рассчитаем величину налоговой нагрузки:


Величина налоговой нагрузки, рассчитанная по методике М.Н. Крейниной, составила 59,4 %. На практике величина налоговой нагрузки, рассчитанная данным способом, будет необоснованно завышенной, т.к. не учитывается влияние косвенных налогов, в качестве базы для расчета налоговой нагрузки используется показатель чистой прибыли.

Далее рассчитаем налоговую нагрузку по методике предложенной Е.А. Кировой. Для расчета налоговой нагрузки нам потребуются данные из табл.5.

Таблица 5

Основные показатели, используемые при расчете налоговой нагрузки по методике Е.А. Кировой

Показатель

Значение (тыс. руб.)

Выручка от реализации

588485

Материальные затраты

354243

Амортизационные отчисления

116467

Прочие расходы

18773

Внереализационные доходы

10065

Внереализационные расходы без учета налоговых платежей

4243

Оплата труда

26350

Отчисления на соц. нужды

8959

Прибыль с учетом налоговых платежей

69515

Налоговые платежи

50116


Для начала, воспользовавшись формулами (7) и (8), рассчитаем величину вновь созданной стоимости:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР - РП= 104824

ВСС = ОТ + НП + ВП + П = 104824

Так как, согласно данной методике налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную, рассчитаем оба эти показателя согласно формулам (6) и (9):


Таким образом, величина относительной налоговой нагрузки, рассчитанная по методике Е.А. Кировой, составила 56,4 %. Отметим, что в данной методике отсутствует возможность прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот, что делает ее не достаточно объективной.

Теперь рассчитаем налоговую нагрузку по методике, предложенной М.И. Литвиным. Для расчета налоговой нагрузки нам потребуются данные, представленные в табл. 6.

Таблица 6

Основные показатели, используемые при расчете налоговой нагрузки по методике М.И. Литвина

Показатель

Значение (тыс. руб.)

Выручка от реализации

588485

НДС

34963

Затраты на реализацию

515833

Фонд оплаты труда

26350

Социальные выплаты и отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний

8959

НДФЛ

3426

Среднегодовая стоимость имущества

137091

Налог на имущество

3016


Далее для расчета величины налоговой нагрузки соотносим налоговые платежи и источники их формирования:


Итак, величина налоговой нагрузки согласно методике М.И. Литвина составила 32 %, это означает, что предприятие в отчетном периоде доля налоговых платежей в источниках их формирования составила 32 %. С помощью данного показателя можно определять оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта. Однако, данную методику не стоит считать достаточно объективной, т.к. она учитывает НДФЛ, платежи по которому не являются налоговой нагрузкой предприятия.

Далее рассчитаем величину налоговой нагрузки на предприятие по методике, предложенной А. Кадушиным и Н. Михайловой. Для этого определим основные показатели, необходимые для расчета и представим их в табл. 7.

Таблица 7

Основные показатели, используемые при расчете налоговой нагрузки по методике А. Кадушина и Н. Михайловой

Показатель

Значение  (тыс. руб.)

Валовая выручка

588485

Материальные затраты

354243

Амортизационные отчисления

116467

Добавленная стоимость с учетом амортизационных отчислений

234242

Затраты на оплату труда с учетом соц. отчислений и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний

35309

Прибыль

76894

НДС

34963


Для начала рассчитаем величину добавленной стоимости по формуле (10):

ДС = 588485 - 354243 = 234242

На основе полученного значения добавленной стоимости рассчитаем структурные коэффициенты:

)        удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства):


2)      доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства):


3)      удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства):


Итак, по расчетам А. Кадушина и Н. Михайловой, предприятие, согласно нынешней системе налогообложения, должно уплачивать следующие налоги:

)        НДС (расчет по ставке 18%):


2)      страховые взносы (расчет в 2013 г. по ставке 30,2%):


)        налог на доходы физических лиц:


)        налог на прибыль:


В заключении рассчитаем величину налоговой нагрузки:

НН = 35839 + 8191,7 + 3523,8 + 9325,4 = 56879,9

Таким образом, налоговая нагрузка составила 56879, 9 тыс. руб. Данная сумма позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи. Теперь рассчитаем налоговую нагрузку предприятия по методике, предложенной Т.К. Островенко. Основные данные для расчета представим в виде таблицы (табл. 8).

Таблица 8. Основные показатели, используемые при расчете налоговой нагрузки предприятия по методике Т.К. Островенко

Показатель

Значение (тыс. руб)

Выручка от реализации

588485

Затраты

515833

Валовая прибыль

76894

Чистая прибыль

69515

Валюта баланса

984355

Численность работников

1054

Итого налоговых обязательств, в т. ч.

59075

НДС с учетом налогового вычета

34963

Налог на имущество

3016

Налог на прибыль

7379

Соц. отчисления и отчисления на страхования от несчастных случаев

8959


Согласно этой методике все показатели налоговой нагрузки подразделяет на частные и обобщающие.

Рассчитаем обобщающие показатели:

)        налоговая нагрузка на доходы предприятия:


)        налоговая нагрузка на финансовые ресурсы предприятия;


)        налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения.


)        налоговая нагрузка на одного работника:


Также рассчитаем частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта: налоговая нагрузка на реализацию:


налоговая нагрузка на себестоимость:


)        налоговая нагрузка на чистую прибыль:


Данная методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку с различной степенью детализации и в зависимости от поставленной управленческой задачи, что позволяет организовать процесс управления на предприятии более рационально.

Таким образом, расчет налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж" по различным методикам не дал единого значения величины налоговой нагрузки. Это объясняется тем, что вышеперечисленные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям: по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени и по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги. Поэтому при расчете величины налоговой нагрузки и принятии управленческих решений на его основе не стоит ограничиваться только одной из методик.

Заключение


В современных условиях налоговое планирование является наиболее актуальным направлением в деятельности финансовых служб предприятий и индивидуальных предпринимателей, так как по средствам него можно значительно снизить расходы по налоговым платежам в бюджет. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов, пеней в пользу государства. Таким образом, налоговое планирование - это эффективное управление собственными финансовыми ресурсами без привлечения заемного капитала за счет оптимизации налогооблагаемой базы с применением законодательно допустимой возможности уменьшения налоговых обязательств. При этом существует множество различных методов налоговой оптимизации, основными из которых являются:

)        метод замены отношений;

2)      метод разделения отношений;

)        метод отсрочки налогового платежа;

)        метод прямого сокращения объекта налогообложения;

)        метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;

)        метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;

)        метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;

)        метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения;

)        метод оффшора.

Стоит отметить, что основным элементом как налоговой оптимизации, так и налогового планирования в целом, является расчет налоговой нагрузки и определение ее оптимального значения. Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности.

Проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия - это один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов.

В настоящее время существует несколько методик расчета величины налоговой нагрузки для предприятия, из которых основными признаются:

1)      Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ;

2)      Методика М.Н. Крейниной;

)        Методика М.И. Литвина;

)        Методика Е.А. Кировой;

)        Методика А. Кадушина и Н. Михайловой;

)        Методика Т.К. Островенко.

Основная идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства и по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Также каждая из методик учитывает влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта. В этом и проявляется практическая ценность каждой методики.

На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Если налоговая нагрузка больше 20%, то у предприятия возникает потребность налогового планирования, а если меньше 20%, то все нормально, если превышает 60%, то нужна смена налоговой юрисдикции или смена деятельности.

Для того чтобы раскрыть цель курсовой работы, мною была рассчитана величина налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж" с использованием вышеперечисленных методик и сделаны соответствующие выводы.

Итак, величина налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж", рассчитанная по методике Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ составила 10 %. Так, как величина налоговой нагрузки меньше 20%, предприятию рекомендованы лишь разовые услуги налоговых консультантов, обеспечение четкого ведения бухгалтерского учета и использование всех установленных законодательством для данного предприятия льгот. Таким образом, необходимо искать другие пути совершенствования деятельности предприятия, не связанные с налоговым планированием и оптимизацией. Например, поиск и внедрение энергосберегающих технологий на имеющемся оборудовании, более продуманная работа с дебиторской задолженностью, поиск более дешевых поставщиков и т.п.

Расчет величины налоговой нагрузки по методике М.Н. Крейниной установил ее значение в размере 59,4 %. Данная величина показывает, во сколько раз сумма уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта. Следует отметить, что величина налоговой нагрузки по данной методике является достаточно высокой. Это объясняется тем, что в качестве базы для расчета принимается показатель чистой прибыли и не учитываются косвенные налоги, что приводит к необоснованному завышению налоговой нагрузки. Поэтому сделать объективные выводы на основе произведенных расчетов не представляется возможным.

Величина налоговой нагрузки предприятия, рассчитанная по методике Е.А. Кировой, составила 56,4 %. Данный показатель также достаточно велик. Однако стоит отметить, что данная методика учитывает все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией (при этом исключая НДФЛ), поэтому величина налоговой нагрузки, рассчитанная по данной методике в достаточной мере объективно отражает тяжесть налогового бремени организации. Так как налоговая нагрузка составила 56,4 %, то предприятию следует провести мероприятия по ее снижению, воспользовавшись одним из методов налоговой оптимизации, например, смена налоговой юрисдикции или смена деятельности.

Величина налоговой нагрузки согласно методике М.И. Литвина составила 32 %.

Расчет величины налоговой нагрузки на предприятие по методике, предложенной А. Кадушиным и Н. Михайловой, определил ее в размере 56879, 9 тыс. руб. Данная сумма позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, т.е.56879, 9/234242 = 0,25 %. Это говорит о том, что организация расходует четверть своей добавленной стоимости на уплату налоговых платежей. Также на основе расчетов можно сделать вывод о том, что основным источником налогового бремени организации является уплата НДС в размере  тыс. руб. Оптимизировать данный налог можно методом замены отношений, например, оформив вместо предоплаты или аванса договор займа.

Методика расчета налоговой нагрузки, предложенная Т.К. Островенко, позволила определить величину налогового бремени на одного работника, т.е. вклад отдельного работника в формирование прибыли предприятия с объема налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Величина данного показателя составила 56 тыс. руб.

Таким образом, рассмотренные методики расчетов имеют различные подходы в определении структуры налоговых платежей, которые включаются в расчеты. Наиболее полную оценку влияния налогового бремени на экономическое состояние ОАО дает методика расчета, предложенная А. Кадушиным и Н. Михайловой, однако она не позволяет реально оценить налоговую нагрузку, поскольку не учитывает всех платежей, производимых ОАО. Однако при определении общей величины налоговой нагрузки следует пользоваться методикой Министерства финансов РФ, т.к. она разрабатывалась государством и является общепринятой.

Список использованных источников


1.         Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23.06.2006 № 391. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс" (дата обращения: 07.01.2014).

2.         Бабленкова И.И., Кирина Л.С. Прогнозирование и планирование в налогобложении: учебник. - М.: Издательство Экономика, 2009. - 351 с.

3.         Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. Изд.3-е, перераб. и доп. - Екб.: Издательство "Налоги и финансовое право", 2009. - 304 с.

4.         Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование: учебное пособие. - Спб.: Питер, 2004. - 634 с.

5.         Горохов А.А. Прогнозирование и планирование в налогообложении: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского Государственного университета, 2008. - 204 с.

6.         Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов: учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - 218 с.

7.         Кожевников Е.Б., Осадчая О.П. Методические аспекты определения налоговой нагрузки на интегрированную бизнес-структуру // Известия АГУ: электронный научный журнал. - 2011. - № 2-2 (70) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia. asu.ru/2011/2-2/econ/05.ru.html (дата обраще-ния: 05.01.2014).

8.         Лавренчук Е.Н. Налоговый анализ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 25 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/uecs-25-252010 (дата обращения: 05.01.2014).

9.         Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: книга: - СПб.: ГроссМедиа, 2009. - 432 с.

10.       Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии // Корпоративный менеджмент: электронный научный журнал. - 2008. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-2/index. shtml (дата обращения: 09.01.2014).

11.       Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 359 с.

12.       Шальнева Н.С. Налоговая нагрузка. Способы ее определения и возможности оптимизации // Международный бухгалтерский учет: электронный научный журнал. - 2011. - № 44 (194).

13.       Юрченко В.Р. Методологические аспекты расчета налоговой нагрузки // Финансы и кредит: научный журнал. - 2007. - № 20 - 79 с.

14.       Специальные методы налоговой оптимизации [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.08.2013. - URL: http://nalog29.ru/optim/12. php (дата обращения: 08.01.2014).

15.       Анализ налоговой нагрузки и эффективности налогообложения [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.011.2013. - URL: http://www.deepfinance.ru/finances-1866-1.html (дата обращения: 07.01.2014).

Похожие работы на - Расчет и оптимизация налоговой нагрузки (на примере ОАО 'Востокэнергомонтаж')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!