Муниципальная служба способна эффективнее разрабатывать природные, экономические, человеческие ресурсы муниципального образования посредством самоорганизации местных коллективов и профессионального управления.
Основными задачами муниципальной службы являются:
обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;
обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;
защита прав и законных интересов муниципального образования.
Более того, с точки зрения задач, муниципальная служба представлена:
) в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;
) в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;
) в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.
Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования.
Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.
Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.
Не менее важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.
Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.
Таким образом, муниципальная служба содержит десять принципов, которые устанавливают закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы, выражают значимость, законность, социальную ценность отношений между служащими. Так же муниципальная служба имеет свои цели, задачи и функции, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Раздел 3. Взаимосвязь, сравнительный характер государственной гражданской службы и муниципальной службы
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) тесно связано друг с другом и обеспечивается посредством:
) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Рассмотрим подробнее эти взаимодействия:
I. Единство основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и к должностям гражданской службы.
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Из этих определений следует, что гражданские и муниципальные служащие, для полного обеспечения реализации своих профессиональных функций осуществляют свою деятельность по квалификационным требованиям, установленные органами государственной и муниципальной службы.
В соответствии со ст.12 Федерального Закона от 27.07.2004 г. (в ред. 02.04.2014 г.) к квалификационным требованиям гражданских служащих относятся:
. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).
В соответствии со ст.9 Федерального Закона от 02.03.2007 г. (в ред. От 04.03.2014 г.) к квалификационным требованиям муниципальных служащих относятся:
. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Единство основных квалификационных требований состоит в том, что для должностей гражданской службы и для должностей муниципальной службы необходимы профессиональные знания и навыки.
II. Единство ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы
Ограничения означают установление в нормативно-правовых актах запретов как материального, так и процедурного порядка. При прохождении различных видов государственной службы РФ устанавливаются ограничения.
К ограничениям гражданских служащих относятся:
. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ);
) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ);
) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
) и др.
. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.
. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
К ограничениям муниципальных служащих относятся:
. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ);
) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (в ред. Федеральных законов от 21.10.2011 N 288-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ);
) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
) и др.
. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
Права и обязанности гражданских и муниципальных служащих регламентируются в соответствии с теми задачами, функциями и полномочиями, которые присуще институтам гражданской и муниципальной службы как самостоятельных видов публичной службы. При гражданской службе идет осуществление государственной власти, при муниципальной службе - местного самоуправления, что является отличительной чертой этих служб.
К обязанностям гражданского служащего относятся:
. Гражданский служащий обязан:
) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
) и др.
.1 Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (часть первая.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ).
. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
К обязанностям муниципального служащего относятся:
. Муниципальный служащий обязан:
) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций (п.3 в ред. Федерального закона от 22.10.2013 N 284-ФЗ);
) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи (п.8 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ);
) и др.
. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Единство требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и гражданских служащих
Характерной чертой для гражданских и муниципальных служащих является общий порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такие требования к процедурам замещения должностей, проведения аттестации, обязанности государственных гражданских и муниципальных служащих поддерживать необходимый уровень квалификации прописаны в Федеральном законе от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно Федеральному Закону N 79-ФЗ, основным правом, которым обладает государственный и муниципальный служащие - это право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Подготовка кадров для гражданских служащих:
. Подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
. Заключение договора о целевом приеме или договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и законодательством субъекта Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
. Координация подготовки кадров для гражданской службы осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.
Федеральный закон о муниципальной службе устанавливает право и обязанность служащих на повышение квалификации, федеральный закон о государственной гражданской службе - на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Данные виды обучения в соответствии со ст.62 ФЗ "О государственной гражданской службе" являются видами дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им государственной или муниципальной службы. Это правило предусмотрено в целях поддержания высокого уровня профессионального мастерства служащих.
В соответствии с законодательством Российской федерации в сфере образования дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования.
Основными задачами повышения профессионального уровня муниципальных служащих являются:
) формирование и поддержание квалифицированного кадрового состава органов местного самоуправления в соответствии с современными требованиями к управленческой деятельности и для достижения целей муниципального управления;
) совершенствование знаний и умений муниципальных служащих в области управления сложными процессами, навыков внедрения в практику службы достижений науки, передовых форм и методов работы, научной организации труда;
) освоение и развитие навыков системных и эффективных действий, обеспечивающих успешное выполнение служебных задач;
) формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности по выполнению служебных функций;
) выработка и постоянное совершенствование практических навыков разработки и применения правовых норм для регулирования общественных отношений и обеспечения законности;
) поддержание у служащих постоянной готовности решительно и умело действовать в чрезвычайных ситуациях, обучение сотрудников приемам и способам обеспечения безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях;
) формирование и развитие профессионально-психологических качеств и навыков;
) и др.
Статьей 62 ФЗ о гражданской службе определено, что вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим.
Таким образом, постоянная профессиональная подготовка и поддержка уровня квалификации и аттестации, является юридически обязательным элементом для гражданских и муниципальных служащих.
IV. Учет стажа муниципальной службы при исчислении гражданской службы и учета стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.
Это означает, что общий стаж профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих присваивается на равных основаниях.
Стаж гражданской службы:
. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения:
) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;
) государственных должностей;
) должностей муниципальной службы;
) выборных должностей в органах местного самоуправления;
) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.
. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Стаж муниципальной службы:
. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
) муниципальных должностях;
) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
Из части 3 ст.25 Федерального Закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ следует, что для муниципальных служащих устанавливается ежемесячная надбавка, ежегодный отпуск и иные гарантии.
V. Соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих
Реализуется законодательным закреплением общих подходов к структуре и исчислению устанавливаемого для них денежного содержания, а также основных и дополнительных мер, направленных на компенсацию принятых обременений и стимулирование профессиональной служебной деятельности.
Общие принципы оплаты труда муниципального служащего:
. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы оплаты труда гражданского служащего:
. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
. К дополнительным выплатам относятся:
) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
) ежемесячное денежное поощрение;
) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения служащих (и для гражданских, и для муниципальных служащих на основе Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013)" О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан, которые находились на государственной службе, условия назначения и размеры пенсий, порядок исчисления стажа государственной службы. Основные условия государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу на должностях государственной службы различных видов, направлены на обеспечение справедливости, обоснованности и учета важнейших факторов служебной деятельности государственных служащих. Государственное пенсионное обеспечение включает следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе муниципальной службе - 65 лет.
Таким образом, государственная гражданская служба и муниципальная служба тесно взаимосвязаны.
Заключение
В заключение можно сказать, что взаимосвязь гражданской и муниципальной службы выражается в следующем:
статья 7 Закона N79-ФЗ и статья 5 Закона №25-ФЗ в качестве общих основ построения гражданской и муниципальной службы называют, по меньшей мере, шесть параметров, посредством которых должна обеспечиваться их взаимосвязь.
) единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы должно означать необходимый учет предусмотренных законодательством требований, которые предъявляются, прежде всего, к уровню профессионального образования, стажу службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для замещения соответствующих должностей в зависимости от их категории и группы.
) единство ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы выражается в законодательном установлении однотипных обременений, которые добровольно принимают на себя гражданские и муниципальные служащие, в целях обеспечения публичных интересов осуществления государственного и муниципального управления.
) единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих проявляется посредством того, что дополнительное профессиональное образование рассматривается неотъемлемым элементом прохождения гражданской и муниципальной службы.
) учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы предполагает зачет в общий стаж профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих на равных основаниях.
) соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих реализуется законодательным закреплением общих подходов к структуре и исчислению устанавливаемого для них денежного содержания, а также основных и дополнительных мер, направленных на компенсацию принятых обременений и стимулирование профессиональной служебной деятельности.
) соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца обеспечивается подтверждением выслуги лет на гражданской и муниципальной службе и начислением пенсионных выплат.
Обеспечение единых основ позволяет перевести в практическую плоскость воплощение возможности формирования высокопрофессионального и социально защищенного корпуса служащих, которые могут, оставаясь в системе публичной службы, изменять уровень и (или) вид службы в зависимости от самых различных обстоятельств, вызываемых насущными потребностями осуществления государственного и муниципального управления.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. От 14.02.2010)"О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31.
. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 04.03.2014 г.)"О муниципальной службе в Российской Федерации"
. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. - М.: Юркнига, 2014.
. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2013.
. Гранкин И.В. Муниципальное право России. - М.: Проспект, 2013.
. Захаров И.В. Муниципальное право. - М.: Проспект, 2013.
. Знаменский Д.Ю. Государственная и муниципальная служба - СПб.: Издательский центр "Интермедия", 2013.
. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба России. - Р-н/Д: Феникс, 2011.
. Малько А.В. Муниципальное право России - М.: Юрайт, 2012.
. Кокотова А.Н. Муниципальное право России - М.: Юрайт, 2013.
. Бондаря Н.С. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2013.
. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2003. N 3.
. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право. М.: Эксмо, 2012.
14. http://cde. osu.ru/demoversion/course142/3_0.html <http://cde.osu.ru/demoversion/course142/3_0.html>
. http://cde. osu.ru/demoversion/course142/3_1.html <http://cde.osu.ru/demoversion/course142/3_1.html>