Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства
Содержание
Введение
.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
.1 Административно-правовой статус беженцев
. Миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства
. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ
.1 Депортация
. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список использованных источников
гражданство беженец миграционный депортация
Введение
Актуальность темы исследования. Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Без гражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное без гражданство - без гражданство с момента рождения. Относительное без гражданство - без гражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.
В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.
Объектом исследования являются иностранные лица и лица без гражданства.
Предметом исследования являются административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.
Цель исследования всесторонне изучить административно-правовой статус иностранных лиц, лиц без гражданства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
изучить основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
рассмотреть административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев;
выявить выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан;
рассмотреть ответственность иностранных граждан.
Научная новизна курсовой работы заключается в комплексном исследовании административно-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства.
1.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства./7/
Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ)./1/
Классификация иностранных граждан:
по сроку пребывания на территории Российской Федерации: постоянно проживающие на территории Российской Федерации - иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел; временно пребывающие на территории Российской Федерации - иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях; следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
по степени подчиненности юрисдикции РФ: граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом; граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом; военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС); члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий; граждане, служащие в международных организациях;
граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями; свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
по целям нахождения на территории Российской Федерации: работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций; корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; преподаватели в учебных заведениях; лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, - трудящиеся эмигранты; лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д./12/
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.
Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин./6/
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства: не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации; не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; не могут участвовать в отправлении правосудия; не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами; не имеют права участвовать в референдуме; на них не распространяется воинская обязанность; не могут быть членами политических общественных объединений; за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания); только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение); могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда); проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений; устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории); по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел; могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации - в течение пяти дней со дня приобретения; при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен./6/
.1 Административно-правовой статус беженцев
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений./14/
Основания и процедура признания лица беженцем:
обращение с ходатайством о признании беженцем;
предварительное рассмотрение ходатайства;
принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
рассмотрение ходатайства по существу;
принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.
. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.
. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.
. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.
. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.
. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.
. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.
. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).
. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.
. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.
. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.
. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
. Выезжать на место жительства в иностранное государство.
. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ./5/
Обязанности лиц, признанных беженцами: соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом; соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации; сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации; сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе; проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе./5/
2.Миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания принимающей стороной, предоставившей жилое помещение, в отдел УФМС непосредственно, либо направляется через отделение почтовой связи с указанием адреса районного подразделения не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Принимающей стороной может выступать:
Гостиница и организация, оказывающая гостиничные услуги (кемпинг, санаторий, дом отдыха и др.) - уведомление должно быть подано в течение суток. Если иностранный гражданин прибыл в выходной день, то в течение суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими рабочими днями).
Гражданин Российской Федерации.
Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Юридическое лицо.
Филиал или представительство юридического лица; высококвалифицированный специалист, имеющий в собственности жилое.
Помещение на территории Российской Федерации в отношении членов своей семьи./4/
Для постановки на миграционный учет иностранного гражданина представляется:
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания установленного образца.
Копии страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, содержащие следующие сведения: фамилия, имя, дата и место рождения, пол, гражданство, государство постоянного проживания, наименование серия, номер и дата выдачи документа.
Отметка о пересечении границы (если проставлена в паспорте).
Для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке - копия визы.
Копия миграционной карты с отметкой о пересечении границы Российской Федерации (в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
Документ, удостоверяющий личность лица, подающего уведомление о прибытии иностранного гражданина.
В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.
Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации./8/
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением с приложением следующих документов: копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, письменное согласие принимающей стороны, копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны./9/
Не подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания./13/
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.
Постановка на миграционный учет является обязанностью принимающей стороны, неисполнение которой влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 18.9 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей./2/
В случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности./13/
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.
При изменении нижеперечисленных сведений об иностранном гражданине, принимающая сторона, обязана в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов./11/
Сведения об иностранном гражданине:
Вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе).
Вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата и место рождения; пол; гражданство (подданство); цель въезда в Российскую Федерацию; профессия; заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации; сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях)./6/
3. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ
Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории России, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы страны; равным образом гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию./1/
Порядок выезда из РФ и въезда в нее (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируется Федеральным законом от 18 июля 1996 г. с изменениями на 24 июня 1999 г. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в РФ и выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве. В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью <#"justify">1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ)
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2013г.)
.Федеральный закон от 15.08.1996 N 114 - ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.05.2012)
.Федеральный закон от 18.07.2006 N 109 - ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
.Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528 - 1 (ред. от 01.03.2012) "О беженцах"
.Федеральный закон от 25.07.2002 N 115 - ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
.Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов.- М., 2009.-250с.
.Агеева Е. А. Юридическая ответственность в государственном управлении: социально-правовой аспект. - Л., 2010. - 284 с.
.Архипова К.Ю. Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства: автореферат дис.канд.юрид.наук: 12.00.14 / К.Ю. Архипова.-Хабаровск, 2012.-23л.
.Административное принуждение и административная ответственность: Сб. норм, актов / Сост. Ю. Н. Старилов. - М., 2010.-814 с.
.Бахрах Д. Я. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 2011-152 с.
.Глущенко П. Административное право. Краткий курс / Глущенко П., Жильский Н., Кайнов В., Куртяк И. - 2 - е изд. - Санкт - Петербург : Питер,
. - 272с.
.Елагин Р. И. Административное право Росси и: учеб. для вузов (направ. и спец. "Юриспруденция") / Елагин Р. И. - Москва : Книжный мир, 2011. - 384с.
.Конин Н. М. Административное право России: учебник / Конин Н. М. - 2 -е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2010. - 448с.
.Микулин А. И. Право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях: монография / Микулин А. И. - Москва: Юрлитинформ, 2011. - 152с.
.Смоленский М. Б. Административное право: учеб. для вузов / Смоленский М. Б., Дригола Э. В. - Москва : КноРус, 2010. - 320с.
.Ткач А. Н. Административное право: курс лекций / Ткач А. Н. - Москва :
Волтерс Клувер, 2010. - 208с.
.Четвериков В. С. Административное право Российской Федерации: учеб.
пособие для вузов / Четвериков В. С. - 6 - е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 415с.