лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».
Правовой статус государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба.
Российское законодательство о государственной службе определяет систему и виды государственной службы. Закон № 58-ФЗ классифицирует государственную службу на три вида, составляющих единую систему: гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Закон № 58-ФЗ могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется гражданская служба субъекта РФ.
Соответствующие законы о государственной службе, служебные контракты и должностные регламенты устанавливают множество обязательств служащего при прохождении государственной службы различных видов.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов определяется в данном контексте установлением для каждого вида государственной службы однотипных или традиционных обязательств для государственного служащего, например: обязательств по правильному, добросовестному и на высоком профессиональном уровне исполнению возложенных на служащих должностных обязанностей; обязательств соблюдения законодательно установленных ограничений и запретов; обязательств соблюдения требований к служебному поведению; обязательств заключения служебного контракта и соблюдения всех его условий; обязательств при проведении аттестации, сдачи квалификационных экзаменов, соблюдения служебного распорядка государственного органа, по дополнительному профессиональному образованию, профессиональной переподготовке или повышению квалификации.
2.Специальное законодательство о таможенной службе в Российской Федерации
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013), правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью, единством целей и задач (непосредственное осуществление таможенного дела) совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов, имеющих общий функциональный и организованный центр - ФТС России, и во взаимоотношениях друг с другом, характеризующихся соподчиненными организационными связями, и в целом составляет органически взаимосвязанную и единую, относительно обособленную группу звеньев таможенных органов. Можно говорить о большей или меньшей степени единства и целостности тех или иных систем (подсистем) государственных органов. Однако совокупность таможенных органов может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело.
Следовательно, рассматривать правовой статус и место в системе таможенных органов Службы контроля соблюдения законодательства необходимо с учетом указанного единства таможенных органов.
Целесообразно отметить, что система таможенного ведомства характеризует принцип иерархического построения, предполагающий отношения жесткой субординации между звеньями ведомства по вертикали. Каждый из элементов таможенной системы в процессе организации управления имеет как бы двойной статус, то есть выступает одновременно и как его субъект, и как объект. Единство и иерархичность таможенной системы, двойной статус ее элементов обусловливает ее общую детерминированность, то есть такую взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного компонента отражается на состоянии и деятельности всей системы.
ФТС России, а через него и нижестоящие таможенные органы с точки зрения управленческих связей подчиняются Минэкономразвития, Правительству и Президенту России. Соподчинение выражается в одновременном подчинении субъектов управления двум и более вышестоящим органам государственной власти. Соподчинение, в отличие от двойного подчинения, применяется по вертикали.
Следует отметить, что, помимо общей таможенной системы, структурными компонентами которой являются отдельные таможенные органы, системными признаками обладает и каждый из составляющих ее органов (своего рода «система внутри системы»). Каждый таможенный орган состоит из целого ряда структурных подразделений: управлений, отделов, групп. Эти структурные подразделения и составляют требуемый набор компонентов (элементов) таможенного органа как системы.
Служба в таможенных органах - это особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
С принятием Федерального закона «О службе в таможенных органах» (1997 г.) и до принятия Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (2002 г.) все должностные лица являлись сотрудниками таможенных органов, которым в установленном законом порядке присваивались специальные звания. Согласно Федеральному закону № 78-ФЗ часть сотрудников перешла на должности федеральной государственной гражданской службы, содержание понятия должностного лица таможенных органов претерпела изменения.
) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания - сотрудники таможенных орган;
) лица, которым присваиваются классные чины. Закон «О службе в таможенных органах» прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими, что создает некую законодательную неопределенность в их правовом статусе.
Таким образом, в настоящее время понятие «должностные лица таможенных органов» является собирательным, включающим в себя две категории служащих, проходящих службу в таможенных органах.
Следует отметить, что Федеральный закон № 78-ФЗ не установил критерии, по которым должно было происходить разделение должностей на категории. В результате перехода части сотрудников таможенных органов на условия государственной гражданской службы сотрудниками остались должностные лица правоохранительного блока таможенных органов РФ (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), а также руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно. Вместе с тем в таможенных органах происходит постепенный перевод руководителей неправоохранительного блока на должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, можно предположить, что в перспективе сотрудниками таможенных органов останутся только сотрудники правоохранительных подразделений. Представляется, что с принятием федерального закона «О правоохранительной службе» понятие «сотрудник таможенного органа» должно приобрести четкую концептуальную основу.
Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.
В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются должности работников таможенных органов. Должностные обязанности работников не связаны с выполнением задач и функций, возложенных на таможенные органы. На должностях работников в таможенных органах работают водители, уборщики, коменданты, кладовщики, лифтеры, сторожа, архивариусы и др.
Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Приказом ГТК России от 28 декабря 1999 г. № 930 утверждена Типовая форма трудового договора с работниками таможенных органов.
Поступление на таможенную службу в качестве сотрудника осуществляется на условиях контракта, который может заключаться на срок от одного года до десяти лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Кроме того, для принимаемых на работу может быть установлен и испытательный срок до 6 месяцев. С государственными гражданскими служащими в настоящее время заключаются бессрочные контракты.
В содержание контракта включаются обязательные (необходимые) и дополнительные условия службы сотрудника.
Граждане при поступлении на службу в таможенные органы, а также сотрудники таможенных органов обязаны ежегодно представлять в налоговые органы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Не принимаются на службу в таможенные органы недееспособные, ограниченно дееспособные, а также лица при наличии у них неснятой или непогашенной судимости. Обязательным условием назначения на должность в таможенном органе является принятие присяги. Правовой статус должностного лица таможенного органа выражен в первую очередь в его правах и обязанностях. К основным правам сотрудника относятся права на:
) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
) посещение с целью исполнения должностных обязанностей организаций любых форм собственности;
) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;
) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;
) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТС;
) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;
) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК.
Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию, целью которой выступает объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности, а также представление к государственной награде РФ. Профессиональное образование, в том числе повышение квалификации, кадров считается насущной необходимостью для достижения как общегосударственных, так и локальных задач.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные рекомендации о повышении сотрудника в должности, о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, о снижении или назначении на другую должность. При этом то или иное решение носит для начальника таможенного органа рекомендательный характер. Он принимает соответствующее решение (о повышении или понижении сотрудника в должности, оставлении его на прежней должности, увольнении и т.д.) не позднее чем через 2 месяца со дня утверждения аттестации. Если сотрудник представляется к государственной награде, в решении аттестационной комиссии на основании его конкретных заслуг указывается, достоин он этого или нет. В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по результатам аттестации, он вправе обжаловать это решение у начальника вышестоящего таможенного органа или в суде. По общему правилу аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
Заключение
По итогам исследования можно сделать выводы:
.Система законодательства о государственной службе состоит: из Конституции РФ, Федеральных законов (регламентируют вопросы о государственной службе, о денежном содержании, о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов), из подзаконных актов (регламентируют вопросы о порядке и условиях выплаты ежемесячной надбавки к пенсии, о предоставлении отпуска т.п.), из локальных ненормативных актов (в них отражены функциональные обязанности по должности, приказы, аналитические данные и т.п.);
.Федеральный закон о государственной гражданской службе в большинстве своем ориентирован на нормы трудового права, с применением терминологии служебного права. Это обособило правое регулирование труда (служебной деятельности) гражданских служащих, которое объективно выдвигает необходимость формирования комплексной отрасли (или подотрасли) на стыке государственного, административного и трудового права;
.Для лиц, занимающих должности в таможенных органах, характерно различие в отдельных аспектах их правового статуса (сверх общих требований к государственным служащим). Такое расхождение проявляется, например, в знаках отличия, сроке испытания при приеме на работу, необходимости принятия присяги, пенсионном обеспечении и др. В частности, для должностных лиц таможенных органов ФТС России устанавливаются квалификационные требования, предполагающие обязательный стаж работы по специальности или нахождения на государственной службе от одного года до десяти лет в зависимости от должности, вида и категории таможенного органа.
Список использованной литературы
1.Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2012 - 484 с.
2.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013)
3.Федеральный Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ
4.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.14 февраля 2010 г.)
5.Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ. (ред. от 28.12.2010) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011)
.Костромина С.В. К вопросу о разграничении полномочий в сфере правового регулирования государственной гражданской службы //Государственная служба. 2009. № 1 (57).
7.Ноздрачев, А.Ф. Административная организация таможенного дела. - М.: МЦФЭР, 2005. - С. 262-313.
8.Прибытко Ю.А. К вопросу о понятии обязанности государственного служащего // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. - М.: Юр-ВАК, 2008. - №1. - С. 62-63.
.Старилов Ю. Н. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 600 с.
10.Управление таможенным делом / В.В. Макрусев и др.. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - С. 120-410.
.Шебураков, И.Б. Методологические аспекты оценки результативности деятельности государственных гражданских служащих. - Вологда: Легия, 2010. - 111 c.