Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии

Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего ценит собственную свободу, презирая мнения "насмешливого, безумного света".

Я сам собою жил доныне,

Свободно мчится песнь моя,

Как птица дикая в пустыне,

Как вдаль по озеру ладья.

Но уже тогда поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.

Безумец я! вы правы, правы!

Смешно бессмертье на земли.

Как смел желать я громкой славы,

Когда вы счастливы в пыли?

Здесь слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной, обыденной жизни. Нет. Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальность приобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературная деятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни. Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем не склоняет "гордого чела". Но Лермонтов понимал также, что поэзия может превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугубо личных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от политической борьбы. Эти мысли Лермонтова с особой силой прозвучали в стихотворении "Поэт". Он неожиданно и оригинально сближает два образа — кинжала и поэта. Казалось бы, какая может существовать связь между неодушевленным предметом и человеком, наделенным даром слагать стихи? Однако она есть. Это доказывает история кинжала, рассказанная в первой части стихотворения. Автор вспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и правдой служил "наезднику в горах", не на одной груди оставив страшный след "и не одну прорвав кольчугу". Но после гибели своего хозяина кинжал перестал быть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным "в походной лавке армянина".

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный;

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Смысл истории кинжала в том, что он из страшного оружия превратился в безвредную блестящую игрушку, украшающую ковер. Теперь сравнение кинжала с поэтом принимает понятный и глубокий смысл. Ведь и поэзия может служить забавой, средством увеселения светской знати, если поэт откажется от своего высокого назначения, от своей гуманной миссии.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

В следующих строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Нужность, необходимость поэзии людям подчеркивается здесь выразительными сравнениями: "как чаша для пиров", "как фимиам в часы молитвы", "как божий дух" и, наконец, "как колокол на башне вечевой". Цель поэзии — "воспламенять бойца для битвы". Значит, поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способный вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но "простой и гордый" поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся "блестками и обманом". Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

В стихотворении "Поэт" возникает мотив взаимоотношения поэта и общества, который становится ведущим в стихотворениях "Смерть Поэта" и "Пророк". В "Пророке" Лермонтов рисует идеал, созданный его воображением, а в стихотворении "Смерть Поэта" он воплощает его в образе реально живущего человека — великого Пушкина. В нем счастливо соединились и "свободный, смелый дар", и гордость, и честь, и удивительная способность постижения людей. Именно эти качества Пушкина ненавистны светской черни, "жадною толпой стоящею у трона", которую Лермонтов прямо обвиняет в убийстве великого поэта России. Он клеймит позором этих высокородных негодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: "Свободы, Гения и Славы палачи", "наперсники разврата", "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов". Лермонтов грозит им божьим судом, который "недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед".

Продолжая тему роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение "Пророк", в котором развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает "всеведеньем", которое дает ему право провозглашать людям "любви и правды чистые ученья". Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от "злобы и порока". Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду "могущественным старцам" от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями.

Продолжив лучшие пушкинские традиции в определении роли поэта и поэзии в обществе, Лермонтов оказал огромное влияние на многих великих русских поэтов, которые развили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/



Похожие работы

А.С. Пушкин и М . Ю . Лермонтов о назначении поэта и поэзии
...Пророк» выходит в мир злобы и вражды ( М . Ю . Лермонтов «Пророк»). 8. «Нет, я не Байрон, я другой» - размышление над своим местом среди людей и...
И если в "Пророке" автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в "Арионе" он...
... поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М . Ю . Лермонтова ...
Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М . Ю . Лермонтова и Н. А. Некрасова) Вопрос о том, каким должен быть поэт , какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии , всегда волновал и волнует сторонников искусства для...
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М . Ю . Лермонтова ...
Пушкин всегда много думал о роли поэта в поэзии , о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество...
Творчество великого поэта продолжил М . Ю . Лермонтов . Во всех его стихотворениях чувствуется трудное взаимопонимание общества и творца.
Поэт и общество в произведениях Лермонтова
...о значении поэзии , как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли , как раньше. Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта .
Поэт и общество в лирике М . Ю . Лермонтова
...о значении поэзии , как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли , как раньше. Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта .
В.В.Маяковский о назначении поэта и поэзии
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!
Маяковский нисколько не преувеличивал, говоря о большой роли стихов в жизни народа. Мы знаем, что действенное слово...
Образы моря и паруса в творчестве М . Ю . Лермонтова
...произведений, художественного метода произведений, художественных средств, которые использовал поэт и писатель, тем поэта и поэзии , любви.
И что же говорит нам М . Ю . Лермонтов о "парусе"? Он "ищет", "кинул", "просит", "бежит", то есть все, что...
Благотворительность

Загружая свои работы, Вы помогаете не только студентам, но и людям, которым Ваша помощь действительно нужна. Чем именно это помогает? Читать дальше…..