Номер j-ой передачи
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
3,753
|
16,14
|
36,32
|
10,9
|
39,56
|
1,313
|
4,339
|
2
|
2,303
|
9,9
|
59, 19
|
17,9
|
0,88
|
2,9
|
3
|
1,493
|
6,42
|
91,3
|
27,63
|
99,46
|
0,13
|
0,42
|
4
|
1,000
|
4,3
|
136,31
|
41,2
|
148,5
|
0,38
|
1,25
|
3. Коробка
передач
.1 Анализ
конструкции коробки передач автомобиля ВАЗ-2101
Рисунок 3.1 - Коробка передач автомобиля ВАЗ-2101
- нижняя крышка;
- пробка отверстия для проверки уровня масла;
- шестерня II передачи промежуточного вала;
- шестерня III передачи промежуточного вала;
- промежуточный вал (блок шестерен);
- передний подшипник промежуточного вала;
- болт зажимной шайбы;
- зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала;
- шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
- упорная шайба пружины синхронизатора IV передачи первичного
вала;
- первичный вал;
- передняя крышка;
- сальник первичного вала;
- задний подшипник первичного вала;
- картер сцепления;
- картер коробки передач;
- сапун;
- шестерня постоянного зацепления первичного вала;
- игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала;
- зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
- скользящая муфта синхронизатора IV и III передач;
- блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
- пружина синхронизатора III передачи;
- шестерня III передачи вторичного вала;
- шестерня II передачи вторичного вала;
- ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач;
- вторичный вал;
- шестерня I передачи вторичного вала;
- втулка шестерни;
- промежуточный подшипник вторичного вала;
- шестерня заднего хода вторичного вала;
- стержень рычага переключения передач;
- упорная подушка;
- упругая втулка;
- дистанционная втулка;
- запорная втулка;
- наружный чехол рычага переключения передач;
- внутренний чехол рычага переключения передач;
- сферическая шайба шаровой опоры рычага;
- рычаг переключения передач;
- сальник заднего подшипника вторичного вала;
- фланец эластичной муфты карданного вала;
- гайка заднего конца вторичного вала;
- уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты
карданного вала;
- центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала;
- задний подшипник вторичного вала;
- ведущая шестерня привода спидометра;
- привод спидометра;
- задняя крышка коробки передач;
- вилка включения заднего хода;
- шестерня заднего хода промежуточного вала;
- ось промежуточной шестерни заднего хода;
- шестерня I передачи промежуточного вала;
- магнит;
- магнитная пробка
На автомобиле установлена четырехступенчатая коробка передач
с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Коробка передач состоит из первичного 11, вторичного 27 и
промежуточного 5 валов, картера 16 и механизма переключения передач.
Первичный вал 11 изготовлен как одно целое с шестерней 18
постоянного зацепления. Он вращается на двух шариковых подшипниках, передний
запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 14 помещен в
картере коробки передач и уплотняется сальником 13.
Вторичный вал 27 установлен в трех подшипниках. Передний
игольчатый подшипник 19 установлен в расточке первичного вала, средний
подшипник 30 - шариковый, запрессован в гнездо картера 16 коробки передач,
задний подшипник 46, размещенный в гнезде задней крышки 49, уплотняется
сальником 41. На вторичном валу свободно расположены шестерня 28 первой
передачи, шестерня 25 второй передачи, шестерня 24 третьей передачи; они
находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного
вала.
На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на
которых расположена ступица скользящей муфты 21 синхронизатора III и IV передач.
Ступица 26 скользящей муфты синхронизатора I и II передач связана с валом
аналогично. Шестерня 31 заднего хода крепится на валу шпонкой. На задней шейке
вала размещена ведущая шестерня 47 привода спидометра. Фланец 42 эластичной
муфты карданного вала насажен на шлицы вала и фиксируется гайкой 43.
Промежуточный вал 5 изготовлен как одно целое с блоком
шестерен и опирается на два подшипника; передний подшипник 6 - шариковый,
фиксируется на валу шайбой 8 и болтом 7, задний подшипник - роликовый,
цилиндрический. На шлицах вала расположена шестерня 52 заднего хода.
Промежуточная шестерня 51 заднего хода свободно вращается на
оси 53, запрессованной в отверстиях картера коробки передач и его задней крышки
49.
Синхронизаторы всех передач имеют одинаковую конструкцию.
Каждый из них состоит из ступицы 26, муфты 21, блокирующих колец 22 и пружин
23. Ступица жестко связана с вторичным валом. На внешних шлицах ступицы
расположена скользящая муфта. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом
соединяется с венцом синхронизатора шестерни какой-либо передачи переднего хода
и постоянно поджимается в сторону скользящей муфты.
Переключение передач осуществляется при помощи механического
привода, состоящего из трех штоков 16, 17, 18 на которых закреплены
вилки 14, 15, 1, входящие в выточки скользящих муфт синхронизаторов передач
переднего хода. А вилка 1 входит в кольцевую выточку промежуточной шестерни
заднего хода. В нейтральном и включенном положении штоки удерживаются
шариковыми фиксаторами 23, а одновременное включение двух передач
предотвращается замком 19.
Рычаг переключения передач составной, его нижняя часть
соединяется с верхней частью через демпферное устройство (поз.9, 10, 11,12).
Такое соединение позволяет снимать коробку передач с автомобиля без
"лишней" разборки. Рычаг переключения передач своей головкой
помещается в шаровой опоре 4 и поджимается к ней пружиной 7 через сферическую
шайбу 6. Проворачивание рычага предотвращается штифтом, который входит в
отверстие шаровой головки рычага и опоры 4.
.2
Модернизация коробки передач автомобиля ВАЗ-2101
Модернизация коробки передач автомобиля ВАЗ-2101
с установкой коробки передач модели ВАЗ-21065 (рис.3.3). Она
создана на базе четырехступенчатой коробки и отличается по внешнему виду формой
задней крышки, в полости которой на конце ведомого вала размещена пятая
ступень. Введение дополнительной пятой передачи расширило диапазон скоростей
движения автомобиля, за счет чего достигается работа двигателя на наиболее
экономичных режимах, а также улучшаются условия работы двигателя.
Рисунок 3.3 - Коробка передач ВАЗ-21065
1. Первичный вал;
. Передняя крышка коробки передач;
. Сальник первичного вала;
. Пружинная шайба;
. Установочное кольцо подшипника;
. Картер коробки передач;
. Сапун;
. Игольчатый подшипник вторичного вала;
. Упорная шайба пружины синхронизатора;
. Зубчатый венец синхронизатора V передачи;
. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач;
. Стопорное кольцо синхронизатора;
. Блокирующее кольцо синхронизатора;
. Пружина синхронизатора:
. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;
. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи;
. Вторичный вал;
. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи;
. Втулка шестерни I передачи;
. Промежуточный подшипник вторичного вала;
. Стопорная пластина промежуточного подшипника;
. Фланец;
. Защитный чехол;
. Пружина;
. Рычаг переключения передач;
. Стержень рычага переключения передач;
. Упругая подушка демпфера;
. Резиновая втулка демпфера;
. Распорная втулка демпфера;
. Запорная втулка демпфера;
. Манжета;
. Сферическая шайба;
. Шаровая опора рычага;
. Корпус рычага переключения передач;
. Направляющая пластина;
. Фланец эластичной муфты карданной передачи;
. Гайка;
. Уплотнитель центрирующего кольца;
. Центрирующее кольцо;
. Стопорное кольцо:
. Сальник заднего подшипника вторичного вала;
. Защитный подшипник вторичного вала;
. Ведущая шестерня привода спидометра;
. Подшипник блока шестерен;
. Блок шестерен V передачи и заднего хода;
. Ось промежуточной шестерни заднего хода;
. Промежуточная шестерня заднего хода;
. Задний подшипник промежуточного вала;
. Шестерня I передачи промежуточного вала;
. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач;
. Шестерня II передачи промежуточного вала;
. Пробка заливного контрольного отверстия;
. Промежуточный вал;
. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
. Передний подшипник промежуточного вала;
. Зажимная шайба подшипника промежуточного вала;
. Болт зажимной шайбы;
. Шестерня постоянного зацепления первичного вала;
. Задний подшипник первичного вала;
. Стопорное колесо;
. Блокировочная скоба заднего хода;
. Шайбы направляющей пластины;
. Направляющая планка;
. Крышка фиксаторов;
. Пружина фиксаторов;
. Фиксатор;
. Вилка включения V передачи и заднего хода;
. Упорная шайба;
. Стопорное кольцо;
. Вилка переключения III и IV передач;
. Шток вилки включения I и II передач;
. Шток вилки включения III и IV передач;
. Вилка включения I и II передач;
. Шток вилки включения V передачи и заднего хода;
. Блокировочные сухари.
Таблица 3.1 - Карта технического уровня
Наименование
узла
|
Источник
информации
|
Отличительные
функциональные особенности
|
На какой машине
применяется
|
Параметры узла
|
Коробка передач
|
1. Автомобили
Жигули; 2. Устройство и эксплуатация автомобилей Жигули; 3. Устройство,
техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей
|
Улучшение
экономических и динамических характеристик автомобиля
|
ВАЗ-21065
|
Коробка передач
|
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрена конструкция легкового
автомобиля ВАЗ-2101, его основные узлы и агрегаты. Выполнен кинематический
расчет. Проведена модернизация коробки передач путем установки пятиступенчатой
коробки передач, модели автомобиля ВАЗ-21065.
Коробка передач от ВАЗ-21065 делает автомобиль более
динамичным и экономичным.
Список
использованной литературы
1. Вершигора
В.А., Игнатов А.П., Новокшонов К.В., Пятков К.Б. - Автомобили
"Жигули" моделей ВАЗ-2101, - 2102, - 21011: А22 Устройство и ремонт -
Москва: Транспорт, 2008
2. Демиховский
С.Ф., кандидат военных наук, Мелкий В.А., Шестопалов К.С. - Устройство и
эксплуатация автомобилей "Жигули" и "Москвич". - 3-е изд. и
доп. - Москва: ДОСААФ СССР, 1987
. Методические
указания к курсовой работе "Кинематический расчет автомобиля и
трактора" для студентов специальностей "Колесные и гусеничные
транспортные средства" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"
всех форм обучения // составители Мироненко В.И., Шадрунов Е.В. - Харьков: НТУ
"ХПИ", 2010. - 20 с.