Подготовка к новой войне. Военные реформы 1930-х годов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подготовка к новой войне. Военные реформы 1930-х годов














Подготовка к новой войне. Военные реформы 1930-х годов

Военная реформа 1923-1928 годов отвечала задачам трудного послевоенного времени (снижение расходов на содержание армии, проведение военного обучения как можно больших слоёв населения), однако в 1930-е годы стали очевидными её минусы. Боеготовность территориальных частей в целом была гораздо хуже, чем регулярных. Призыв, как правило, осуществлялся на краткосрочные сборы продолжительностью несколько месяцев, что не давало возможности овладеть сложной техникой. Расположение частей в местах их комплектования затрудняло их передислокацию на пути вероятного удара противника.

В 1935 году Политбюро ЦК ВКП(б) санкционировало отход от территориального принципа. В 1937 году на кадр переведено 60 % стрелковых дивизий. По итогам сражения на Халхин-Голе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D1%85%D0%B8%D0%BD-%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B5> боеготовность территориальных частей была окончательно признана неудовлетворительной, и к концу года все они были окончательно расформированы.

Помимо этих мер, в 1934 году был расформирован Реввоенсовет, наркомат военных и военно-морских дел был переформирован в наркомат обороны, штаб Реввоенсовета переименован в Генеральный штаб. В 1939 году призывной возраст снижен с 21 года до 19 лет, начался резкий рост РККА, к июню 1941 года дошедшей до 5,4 млн чел.

Помимо численного роста и отхода от исчерпавшего себя территориально-милиционного принципа, произошло также значительное техническое перевооружение РККА. Опыт Первой мировой войны показал перспективу «новорождённых» танков и военной авиации. Одной из острых проблем царской армии в начальный период войны оказался так называемый «снарядный голод» - значительная нехватка артиллерийских снарядов в связи с сильной недооценкой масштабов боевых действий. Индустриализация СССР позволила также приступить к основанию целых новых родов войск (авиация, бронетанковые войска, химические войска), значительному усилению артиллерии, постепенным переходом к моторизации пехоты. В 1932 году основаны воздушно-десантные войска, заложены базы подводного флота.

В области авиации планами по развитию РККА было намечено форсированное развитие тяжёлых бомбардировщиков; в области артиллерии - переход от конной тяги к моторизованной, развитие зенитных и противотанковых вооружений. В области бронетанковых войск - повышение доли средних и тяжёлых танков.

Уже с 1931 года в войска начали поступать противотанковые и зенитные пушки, за первую пятилетку количество станковых пулемётов увеличилось более чем вдвое. К 1934 году на вооружении стояло более 6 тыс. танков, к 1935 - до 10 тыс., к концу второй пятилетки - до 15 тыс. Количество артиллерии в 1939 году увеличилось по сравнению с 1930 годом в 7 раз, самолётов - в 6,5 раз. Если на конец 1920-х годов 82 % самолётов выполняли лишь разведывательные функции, к концу 1930-х основную массу авиации начали составлять бомбардировщики, штурмовики и истребители.

Помимо анализа опыта Первой мировой и Гражданской войн, руководство ВКП(б) также сделало выводы и из новых вооружённых конфликтов. Опыт боёв на Халхин-Голе лишний раз продемонстрировал эффективность бронетанковых войск, сыгравших главную роль в обходе и окружении японцев. Советско-финская война показала важность снайперов для уничтожения особо важных целей противника, эффективность автоматчиков, необходимость широкой координации совместных действий танков, пехоты и артиллерии.

Определённые дискуссии вызвала судьба кавалерии. Опыт Первой мировой войны с появлением сплошных линий фронта протяжённостью тысячи километров резко снизил роль конницы, ещё более упавшую с последовавшим развитием механизации. Однако, с другой стороны, в Гражданской войне высокомобильные кавалерийские части оказались эффективными.

Во второй половине 1930-х тт. Красная Армия переживала серьёзные перемены. Происходили глубокие изменения в структуре советских Вооружённых Сил. По мере нарастания военной опасности росла численность и техническая оснащённость Рабоче-крестьянской Красной Армии. Если к началу 1930-х гг. по качеству вооружений она находилась на уровне Гражданской войны, то к концу этого десятилетия положение коренным образом изменилось.

а) Превращение СССР в индустриальную державу позволило оснастить армию достаточным количеством современного оружия.

б) До середины 1930-х гг. РККА строилась на основе смешанной системы. Из-за ограниченности финансовых средств и материальных ресурсов наша страна не могла содержать многочисленную кадровую армию.

Если к концу Гражданской войны в армии служили 5 млн. чел., то после военной реформы середины 1920-х гг. в ней осталось около 600 тыс. красноармейцев и командиров. В 1930-е гг. численность военнослужащих медленно росла. Но хорошо обученные кадровые дивизии составляли лишь небольшое ядро армии, а остальные дивизии являлись территориальными, т.е. комплектовались из граждан, призываемых на краткосрочную ванную подготовку. Бойцы терчастей основную часть времени работали в народном хозяйстве и раз в несколько лет проходили военные сборы. Естественно, что уровень боевой подготовки терчастей был значительно ниже, чем кадровых. Это показали первые же военные конфликты, в которых им довелось участвовать.

«Наши территориальные дивизии были подготовлены из рук вон плохо, - вспоминал маршал Г.К.Жуков. - Людской материал, на котором они развёртывались до полного состава, был плохо обучен, не имел ни представления о современном бое, ни опыта взаимодействия с артиллерией и танками. По уровню подготовки наши территориальные части не шли ни в какое сравнение с кадровыми».

В условиях приближавшейся войны такое положение не могло быть терпимо. Требовалось перевести всю армию на кадровое положение (завершено в 1939 г: введена всеобщая воинская обязанность).

в) Для эффективного использования новых возможностей следовало также повысить профессиональный уровень командиров Красной Армии.

В 1935 и 1936 гг. на Украине и в Белоруссии прошли грандиозные военные манёвры, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие различных родов войск, впервые в таких масштабах использовались танки, авиация, воздушно-десантные войска. Приглашённые на маневры военные представители европейских стран были поражены размахом учений, чёткостью и слаженностью действий войск. Украинским военным округом командовал Иона Эммануилович Якир (Слайд №12), а Белорусским - Иероним Петрович Уборевич (Слайд №13) Это были активные участники Гражданской войны, успешно командовавшие дивизиями и армиями, а в мирный период ставшие военачальниками крупного масштаба.

г) В 1935 т. учреждаются персональные воинские звания, вводится новая форма и знаки различия. военная реформа красная армия

Открывались новые военные академии:

артиллерийская, военно-инженерная, военно-химическая, электротехническая, а также академия механизации и моторизации. В 1936 г. начала работу Военная академия Генерального штаба РККА, предназначенная для подготовки высшего командного состава.

За 12 предшествующих лет академии подготовили 13 тыс. командиров и других специалистов с высшим военным образованием, а военные школы - 134 700 младших офицеров. В итоге к началу 1937 г. в РККА было 206 тыс. лиц командного и начальствующего состава. Из числа командного, военно-технического и медицинского состава 90% имели законченное военное образование, а среди военно-административного и политического состава уровень образования колебался от 43 до 50%.

Цифры, характеризовавшие образовательный уровень комсостава, были хорошими, но в последующие годы, когда его численность выросла в несколько раз, а на старые кадры обрушились репрессии, эти показатели значительно ухудшились.

Похожие работы на - Подготовка к новой войне. Военные реформы 1930-х годов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!