Мы - славяне
Исследовательская работа по истории
Тема: "Мы славяне"
Работу
выполнила:
Студентка группы ТОУ 1-1
Окорокова А.А.
Проверила:
преподаватель по истории
Асамова И.А.
Москва 2013 г.
Оглавление
Введение
Появление славян
Славянские племена 6-11 веков на территории Восточной Европы
Происхождение названия славян
Быт и обычаи древних славян
Общественно-политический строй
Религия древних славян
Славянские боги
Языческая символика. Обереги
Современные языческие объединения в России
Современные общины
Славянские страны
Заключение
Приложение
Введение
"Славяне", какое знакомое слово, мы слышали его еще
в детстве, в сказках, былинах, мультфильмах, исторических фильмах и даже сейчас
в XXI веке на улице и в
интернете мы слышим о славянах. Почему же спустя столько лет, а точнее веков,
когда столько всего уже пережито, войны, перемирия, бунты, реформы, революции,
крупные открытия, великие изобретения, крах отдельной личности и целых
государств, почему мы стали все чаще слышать о славянах?
Что на самом деле мы знаем о наших предках, о чем мы можем
вспомнить, услышав в очередной раз это слово; какую религию исповедовали, как
жили, чем занимались, что пережили, чего добились и как вообще они появились,
такие знакомые всем нам, но частично забытые и не понятые.
Я хочу разобраться с этими вопросами, узнать новое о наших
предках, понять, почему люди в век развитых инфраструктур, нано технологий и
выполняющей за нас различную работу техники, хотят уйти жить в деревни,
работать в полях, прыгать через костры, поклоняться идолам, производит
старинные наряды и производить различные, многими забытые, обряды.
Ну что ж, давайте отправимся в путешествие по страницам жизни
славян и попробуем ответить на поставленные вопросы, надеюсь, что у нас это
получится.
славянское племя языческий оберег
Появление
славян
Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории
Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на
запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий
Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты. На восток славянские
племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне
двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль
притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. Археологические
данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян
как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II-IV
вв.).
В настоящее время наука не даёт точного ответа, когда и где
возник славянский народ, как и любой другой этнос. Этногенез славянских племён
изучается на стыке археологии и лингвистики с привлечением этноистории соседних
народов. В академической науке существуют несколько направлений и научных школ,
разрабатывающих свои версии выделения славян из индоевропейской общности
племён.
В письменных источниках первое упоминание славян встречается
в византийских документах 6 века. Эти же источники ретроспективно упоминают о
славянских племенах в VI веке. Археологами как однозначно славянские
определяются следующие археологические культуры V-VI веков:
Пражско-корчакская (полоса от верхней Эльбы до среднего
Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы), Пеньковская
(от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая
правобережье и левобережье средней части Днепра), Колочинская (ареал в бассейне
Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область
России).
Киевская археологическая культура II-IV веков большинством
археологов сейчас считается предшественников вышеперечисленных культур.
Что касается ещё более раннего периода в истории славян, то
такой авторитет в исследовании славянской археологии, как академик В.В. Седов,
считал, что к раннеславянским культурам относится культура подклешевых
погребений 400-100 гг. до н.э. в междуречье Одера и Вислы, которая в результате
миграции кельтских племён трансформировалась в пшеворскую (II-IV вв.). Сами
кельты в Польше, по его мнению, ассимилировались со славянами, которых Седов
ассоциировал с венедами. В свою очередь, первым о славянском происхождении
венедов написал готский историк VI в. Иордан.
Во II-III вв. произошла миграция славянских племён пшеворской
культуры из Висло-Одерского региона в междуречье Днестра и Днепра, которое в то
время было заселено сарматскими и позднескифскими племенами. Одновременно
происходит перемещение на юго-восток германских племён гепидов и готов, в
результате чего от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья
складывается полиэтничная черняховская культура с преобладанием славян. В
процессе славянизации местных скифо-сарматов в Приднепровье формируется новый
племенной союз, известный в византийских источниках как анты.
В.В. Седов в своей статье "Анты", считает, что
принадлежность антов к славянскому этносу несомненна - "Прокопий прямо
сообщает, что анты и славяне пользуются общим языком, у них одинаковый быт,
общие обычаи и верования, а некогда и имя было одним и тем же. В сочинении
"Стратегикон" Маврикия, относящемся к концу VI в., описание жизни и
нравов славян и антов дается нерасчлененно. Однако из сведений византийских
историков VI в. видно, что различия между антами и славянами не сводились к
чисто территориальным. Анты неоднократно называются в источниках, наравне с такими
этносами того времени, как гунны, утигуры, мидяне и др. Византийцы по каким-то
признакам различали славян и антов и тогда, когда они служили наемниками войска
империи. Очевидно, анты и славяне были отдельными племенными образованиями,
различия между ними носили этнографический характер, а в языковом отношении не
выходили за рамки диалектной дифференциации. "
По мнению археолога В.В. Седова, пять племенных союзов антов
положили начало славянским племенам - хорватам, сербам, уличам, тиверцам и
полянам.
Славянские
племена 6-11 веков на территории Восточной Европы
ДУЛЕБЫ - племенной союз восточных славян.
Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6
в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп
восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные
союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов
представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с
трупосожжениями.
Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись
нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на
Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а
их земли вошли в состав Киевской Руси.
ВОЛЫНЯНЕ, (велыняне) - восточнославянский союз племен,
заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более
раннее название - бужане.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.:
они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" -
переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил
Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал
с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян
образовалось Владимиро-Волынское княжество.
ВЯТИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне
верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Согласно "Повести временных лет", родоначальником
вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом
Радимом - родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят
подтверждения западнославянского происхождения вятичей.
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей
происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра.
Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное
балтское население. Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI-VIII веках
Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату.
Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве
союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911
г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач.12
в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон.11 - нач.12 вв.
среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время
сохраняли языческие верования.
К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском,
Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.
ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянский племенной союз, занимавший в
6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению
рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу
лука-райковецкой культуры. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им
потому, что они жили в лесах.
Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с
трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6-8 вв. распространились
погребения в курганах, в 8-10 вв. - безурновые захоронения, а в 10-13 вв. -
трупоположения в курганах.
Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном
характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий,
остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов
гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних
животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных
изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование
торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.
Известны по 9-10 в., именно им мстила княгиня Ольга за мужа,
впоследствии чего земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в
г. Вручий (Овруч).
ДРЕГОВИЧИ - племенной союз восточных славян.
Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены.
По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали
территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 - 12 вв. южная граница
их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек
Друть и Березина, западная - в верховьях р. Неман.
При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север (к
реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Летописи говорят о
происхождении дреговичей, наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и
кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых
хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках
В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав
Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества.
КРИВИЧИ - племенной союз восточных славян 6-11 вв. Проживали
на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и
Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе
пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура).
Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и
балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным
пришлым славянским населением.
Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и
полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со
славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.
Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.
"Повесть временных лет" сообщает, что городами
кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи
платили дань варягам "из заморья", а в 862 г. вместе со словенами
ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика. Как и другие славянские племена,
кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на
Византию. В 11-12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское
княжества.
ПОЛОЧАНЕ - славянское племя, часть племенного союза кривичей;
жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое
название.
Центром земли полочан был г. Полоцк. В "Повести
временных лет" полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими
племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.
В сер.10 - нач.11 вв. на территории полочан образовалось
Полоцкое княжество.
ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на
Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным,
так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических
культур. В VI-VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые
соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой,
распространенной на левом берегу Днепра. Сначала, около половины VIII века, платившие
дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из
оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в
наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже
подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром
полянской земли был Киев; другие её населённые пункты - Вышгород, Белгород на
реке Ирпень, Звенигород, Треполь, Василев и прочие.
РАДИМИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавший в
восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути,
связывавшие их с Киевом. Согласно "Повести временных лет",
родоначальником племени был Радим, пришедший "от ляхов", т.е.
польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей
был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные
женские украшения - семилучевые. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому
каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим.
Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей
вошла в Черниговское и Смоленское княжества.
РУСЫ - в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего
в образовании Древнерусского государства.
Опираясь на данные "Повести временных лет", одни
историки полагают, что летописец отождествлял "русов" с племенем
полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика.
Другие считают, что русы - это варяжское племя, "призванное" на
княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя "Русь" Киевской
земле. Третьи доказывают, что автор "Слова о полку Игореве" связывал
происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.
СЕВЕРЯНЕ - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10
вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.
Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными
- радимичи и вятичи.
Археологи соотносят северян с носителями волынцевской
археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму
в 7-9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась
с землями, населенными носителями салтовомаяцкой археологической культуры.
Основным занятием северян было земледелие. В IX веке они
платили дань хазарам, позже (882) были подчинены князем Олегом и их территория
вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили ядро Киевской
Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории
возникло Черниговское княжество.
СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ - племенной союз восточных славян на
территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по
соседству с кривичами.
По свидетельству "Повести временных лет", словене
ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов,
которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Словенские
воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I
Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
ТИВЕРЦЫ - восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в
междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья
Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.
В Тверской летописи под 863 г. находится известие о борьбе
Аскольда и Дира с тиверцами. Под 885 г. многие списки летописи сохранили
известие, что Олег "имел рать с тиверцами и улучами". Под 907 г. в
летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г., в
некоторых списках - известие об их участии в походе Игоря.
УЛИЧИ - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 -
сер. 10 вв.
По сообщению "Повести временных лет", уличи жили в
нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза
был г. Пересечен. В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р.
Тясмин (приток Днепра).
Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей
подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший
дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства
восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на
Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг.10 в. киевский воевода Свенельд три
года держал в осаде г. Пересечен. В сер.10 в. под натиском кочевых племен уличи
отошли на север и были включены в состав Киевской Руси.
В нач.12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли
на север, где смешались с другими славянскими племенами.
Приложение 1: Карта расселения славянских племен
СЛАВЯНЕ - крупнейшая группа европейских народов, объединенная
общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков.
Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты,
словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и
белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).
Происхождение
названия славян
Праславянская форма этнонима реконструируется как *slověninъ. Есть следующие версии происхождения этого слова:
. От "слово"
Славяне - люди, говорящие "словами", то есть
понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались "немцы",
т.е. немые, не могущие говорить по-славянски.
. От kleu - "слывущие"
По этой версии, самоназвание славян восходит к
индоевропейскому корню kleu, основное значение которого "слышать" и
часто встречается в различных употреблениях в значении выражений
"слава" и "известность". Ныне эта точка зрения фактически
не имеет приверженцев; общеславянской является именно огласовка с - о-, в то
время как огласовка с - а - является результатом вторичного сближения со словом
слава с XVI-XVII в.
. От (s) - lau - "народ"
По этой версии название связано с *s-lau-os, что значит
"народ", ср. греч. λᾱός (где отсутствует
индоевропейское подвижное s); сторонниками этой точки зрения были И.Ю. Миккола
и С.Б. Бернштейн.
Быт и обычаи
древних славян
Древние славяне - это оседлый земледельческий народ, который
знал и умел разводить полезные растения, водил домашних животных, промышлял
охотой и рыбной ловлей, знал некоторые мастерства и ремесла.
Древние славяне умели молоть хлебные зёрна и превращать в
муку. Из муки делали тесто и пекли хлеб; из муки же и хмеля варили дрожжи,
брагу и пиво; из волокон льна и конопли пряли нити, из которых ткали полотна и
плели сети, мрежи и невода; кожу животных превращали в усму и приготовляли
черевики; из кожи с шерстью шили кожухи, шубы; из шерсти готовили сукна; из
рыбы варили уху; из меда напиток, прозванный позднее в народе медовухой.
Славянам еще до разделения известны были некоторые металлы и
способы их обработки. Слова: золото, серебро, медь, железо - общеславянские,
равно как: кузнец, ковач, золотарь.
Древнейшие славянские поселки, раскопанные археологами,
относятся к V-IV векам до нашей эры. Добытые во время раскопок находки
позволяют нам восстановить картину жизни людей: их занятия, быт, религиозные
верования и обычаи.
Свои поселения славяне никак не укрепляли и жили в
постройках, слегка углубленных в почву, или в наземных домах, стены и крыша
которых держались на столбах, врытых в землю. На поселениях и в могилах найдены
булавки, фибулы-застежки, кольца. Очень разнообразна обнаруженная керамика -
горшки, миски, кувшины, кубки, амфоры.
Приложение 2: Жилище славян.
Позднее славяне, как и прежде, не укрепляли своих поселков, а
стремились строить их в труднодоступных местах - на болотах или на высоких берегах
рек, озер. Селились они в основном в местах с плодородными почвами. Об их быте
и культуре мы знаем уже гораздо больше, чем о предшественниках. Жили они в
наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или
глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в
наземных постройках - летом. Кроме жилищ найдены также хозяйственные
сооружения, ямы-погреба.
Приложение 3: Поселение славян.
Общественно-политический
строй
Политической основой союзов восточно-славянских племен
являлись институты "военной демократии". Во главе этих союзов стояли
князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину,
профессиональное "воинское братство", в котором князь был
"первым среди равных". Княжеская власть ("вождество") еще
носила потестарный (догосударственный) характер. Она была не столько
привилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью и
авторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль в
управлении играли вече и совет старейшин.
Накануне образования государственности славяне жили соседской
общиной в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право
на расчищенную земля - лядину. На Руси в то время сложилось предклассовое
общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже
шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей у которых
было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь - это члены семей мужей и
холопы, у которых не было право участвовать в войске.
Интеграция территориально-племенных союзов восточных славян
во главе с "городами-государствами" постепенно привела к
возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди
которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене
(с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров
привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как
Древнерусское государство с центром в Киеве.
Приложение 4: Старославянские названия членов
семьи
Религия
древних славян
Древние славяне, как и большинство народов того времени, были
язычниками. Точных сведений о религии славян нет, ввиду отсутствия письменных
религиозных текстов. Поэтому источниками по данному вопросу являются тексты
греческих и арабских путешественников, различный этнографические сведения и
археологические памятники.
У славян имели довольно широкое распространение
тотемистические верования. Характерные тотемные звери славян - лось, медведь и
кабан. С течением времени восхваление животных-предков приняло форму почитания
священного животного того или иного божества. Так, священным животным Перуна
считался кабан, а Велеса - медведь.
Сравнительное языковедение и древнейшие исторические
свидетельства указывают на то, что у славян еще до расселения выработались
некоторые более или менее устойчивые религиозные представления и черты культа.
Славянам присуща была идея богов, высших существ, подающих благо,
"богатство", и идея бесов, злых существ, причиняющих беды и несчастия
людям. Этих богов и бесов славяне ощущали в явлениях окружающей природы и
приписывали их свободной воле все, что совершалось в этой природе. В этом
воззрении, вызывавшем естественное стремление направить волю богов и бесов в
свою пользу, и лежало начало религиозного культа, который состоял у славян в
молениях, обетах и жертвах. Та стадия религиозного развития, на которой
находилось славянство при самом начале своего расселения, прекрасно изображена
византийским писателем VI века - Прокопием. "Славяне, - писал Прокопий, -
признают одного бога - создателя молнии - владыкой всех и приносят ему жертвы.
Не знают рока и совершенно не верят, что он имеет какую-либо власть над людьми;
если кому грозит очевидная смерть, в болезни ли или на войне, он обещает, если
не погибнет, жертву богу и, спасшись, приносить в жертву обещанное и думает,
что этой жертвой купил себе жизнь. Почитают они реки, нимф и некоторые другие
божества, приносят им всяческие жертвы и по этим жертвам гадают". Эти
верования держались долгое время как у восточных, так и западных славян после
расселения и даже после принятия христианства.
Единого общеславянского пантеона божеств так и не было
создано. Последняя попытка создать таковой была предпринята князем Владимиром
Святославовичем сразу после его воцарения на киевском престоле в 980 г. В
созданный им пантеон, так же называемый киевским, вошли шесть божеств. В
основном это были южнославянские божества, причем их подбор не столько отражал
действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям. Во главе
пантеона был поставлен бог Перун, покровитель князей и воинской дружины. Другие
божества - Даждьбог, Стрибог, Хорс, Симаргл и единственное женское божество
пантеона - Макошь. В то же время, один из наиболее уважаемых в народе богов -
Велес, покровитель торговли, богатства и скота, не был включен в официальный
княжеский пантеон, а его идол был расположен на Подоле, у подножия
Старокиевской горы.
Однако данная религиозная реформа не принесла особых плодов и
было принято решение заменить существующую веру новой, византийской. В 988 г.
официальной религией Руси стало христианство. Наступил закат языческой эпохи.
Но отголоски язычества до сих пор сохранились в народной культуре в виде
песенных традиции, поверий, сказок, гаданий и обрядов.
В одном памятнике церковной литературы, дошедшем до нас в
рукописном сборнике XIV века, но по содержанию и языку, несомненно, более
раннего времени, некий "христолюбец" с негодованием говорит о том,
что, несмотря на принятие христианства, многие приносят жертвы не существующим
богам: "иной называет реку богиней и требу творит, иной творит требу на
студенце, ища от него дождя, веруют в Перуна, Велеса, Хорса; огню молятся,
называя его Сварожичем, молятся роду и роженицам и кладут им требу-тризну:
караваи, хлеб, сыры, мед, кур; приносят жертвы бесам, болотам и колодцам,
считают богами солнце, месяц, землю и воду, зверей и гадов, веруют во встречу,
в чох, в птичий грай и другую бесовскую кобь". О почитании источников,
болот и рощ, т.е. божеств, живших в них, говорят литературные памятники с XI
века. Так, митрополит Иоанн упоминает о тех, "еже жруть бесом, и болотом,
и кладезем". Церковный устав Владимира среди проступков, подлежащих
церковному наказанию, перечисляет: "или кто молится под овином, или в рощеньи,
или у воды".
Славянские
боги
Перун - бог грозы, грома и молнии. Происхождение слова
"перун" достоверно не установима. В историко-социологическом плане
возникновение культа Перуна следует относить к общим индоевропейским истокам,
когда обозначились черты военной демократии, появились первые дружины,
вооружённые боевыми топорами.
Велес (Волоса). В летописи Велес характеризуется как
"скотий бог" - покровитель скотоводства, плодовитости и богатства. В
одной словацкой песне Велес употребляется в значении "Пастух": Пасли
овцы велесы при бетлемском шалаше.
На то, что Велес имеет отношение к культу мёртвых указывают
ряд балтийских параллелей (welis - покойник, welci - души умерших). Обратившись
к мифологии балтийских народов, мы узнаём что в древности они почитали Велеса или
Виелону, который пасёт души умерших.
Велес противопоставлялся Перуну. На Киевском капище среди
идолов нет статуи Велеса, зато его статуя стояла на Подоле, торговом районе. В
этом исследователи видят указание на Велеса как бога - покровителя торговли.
Со временем бог скота, богатства, плодородия, торговли
приобретал земледельческие функции. Крестьяне-земледельцы XIX века жертвовали
Волосу последние колосья, оставшиеся на сжатой ниве.
Сварог. В восточнославянской мифологии дух земного огня
именуется Сварожичем, то есть сыном Сварога, бога огня небесного. Культ Сварога
схож с древнегреческим культом Гефеста. Сварог - бог небесного огня и
одновременно податель культурных благ. Сварог по древнему преданию предаётся
покою, предоставляя управление своим детям - Дажьбогу (богу солнца) и
Сварожичу.
Дажьбог. Славяне верили, что Дажьбог живёт далеко на востоке,
где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей колеснице
из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. Дажьбог сопоставляется с
древнегреческим Аполлоном. Есть предположение, что часто употребляемая фраза
"дай бог" служит отражением имени Дажьбога (на древнерусском
"дай" - "дажь"). Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют
Дабог и Даjбог у южных славян и Dac'bog у западных.
Хорс - бог солнечного диска. Хорс был божеством, близким к
Дажьбогу. Встречаются различные варианты написания его имени: Хърсъ, Хъросъ,
Хорсъ. Древний славянин видел в солнце могучего подателя света и тепла, бога,
от которого зависел не только урожай и благосостояние, но и сама жизнь
крестьянина. Имя античного Аполлона в одном из древнерусских переводов передано
как Хорс. Бог солнца Хорс представлялся славянам большим конём, совершающим
свой бег по небу с востока на запад.
Стрибог. Небесным божеством, принадлежащим к числу главнейших
славянских богов, был Стрибог. Стрибога называли отцом богов, дедом ветров.
Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звёздами.
Ярило (Ярила) - бог весеннего плодородия. Первое
представление о культе Ярилы можно составить, если обратиться к лингвистическим
данным. Имя Ярило, как и другие слова с корнем яр - (jar-), связано с
представлением о весеннем плодородии (яровой, ярый - весенний, украинское ярь -
весна), о хлебе (яровой, ярина - ячмень, овёс), о животных (бычок - яровик, ярка).
К женским божествам можно отнести Ладу, Лель и Мокошь.
Женские божества плодородия Лада и Лель. Имена Лады и Лели,
божеств, связанных с плодородием, встречаются в различных письменных памятниках
старины и хорошо известны в славянском фольклоре. Лада почиталась в качестве
покровительницы браков. Лель, по сравнению с Ладой, занимала более скромное
место в верованиях славян. Можно рассматривать её как богиню молодой зелени.
Мокошь - женское божество. Мокошь (Мокъшь, Мокоша, Макошь, Макешь, Мокуша, Макуша)
- единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма рядом с
Перуном, Хорсом, Дажьбогом, Стрибогом, Симарглом. Мокошь была известна не
только у восточных славян, но и у западных и южных славян. Об этом
свидетельствует словенская сказка о колдунье Мокошке. Мокошь связывают с
дождём, грозой, вообще со всякой непогодой. Также предполагается её связь с
прядением, ткачеством. Её считают покровительницей женского рукоделия.
Симаргл (Семаргл) - божество растительности. "Повесть
временных лет" называет в числе идолов капища князя Владимира идол
Симаргла. Упоминания о Симаргле (Сьмарьглъ, Симаргьлъ, Сим-Реглъ, Симъ и Рьглъ,
Симъ и Ерьглъ) очень немногочисленны. Симаргл - божество семян, ростков, корней
растений; охранитель побегов и зелени. Символ "вооружённого добра".
Посредник между верховным божеством неба и землёй, Симаргл имел облик
"собако-птицы" или грифона. Иранское по происхождению божество,
Симаргл перешел в восточнославянскую мифологию из религиозной системы
причерноморских ираноязычных народов.
У восточных славян существовали представления о потустороннем
существовании. По всей территории, на которой обитали славянские племена,
встречаются могильники и курганы с погребениями, наполненными различными
вещами. Все это связано с какими-то представлениями о загробной жизни.
Дохристианское общеславянское слово "рай" ("ирий") означало
прекрасный сад, но он, видимо, был доступен не всем. Существовало слово
"пекло", вероятно, обозначавшее подземный мир, в который попадали
души злых.
Дохристианские верования, касавшиеся отношения умерших к
живым, продолжали существовать очень долго после крещения. В поверьях восточных
славян умершие делились на две категории: одна категория - "чистые"
покойники, умершие естественной смертью (от болезни, старости) т. н. "родители";
другая категория - "нечистые", умершие ("заложные")
неестественной смертью (утопленники, колдуны, погибшие от молнии, опойцы).
Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различным:
"родители" воспринимались как покровители семьи, их почитали, а
"заложных" боялись (за их способность приносить вред) и старались
обезвредить. Почитание "родителей" - семейный (родовой) культ
предков, сохранившийся в качестве пережитков до наших дней. Один из следов
существовавшего когда-то культа предков - фантастический образ Чура, Щура, а
также вера в домового - покровителя семьи, дома. Иным было отношение к
"нечистым" умершим, которые не имели ни малейшего отношения к
семейно-родовому культу. Их просто боялись, при этом боялись не духа мертвеца,
а его самого (способы борьбы с "заложными" - осиновый кол и т.д.).
"Нечистым" умершим приписывали способность наносить вред живым людям,
а также дурное влияние на погоду. Такие "нечистые" умершие назывались
"навье", "навий". Навьи (навь - воплощение смерти) - это враждебные
духи умерших, первоначально - чужеплеменников, чужаков, умерших не в своём
роду-племени, позднее - души иноверцев. Навьи были универсальными вредителями -
всё зло и болезни считались их проделками. Летописцы указывают способ защиты от
навий - не выходить на улицу пока навьи гуляют. Также известен обряд
задабривания навий: их приглашали в баню, оставляли им еду и питьё.
Приложение 5: Сцена языческого ритуала
Языческая
символика. Обереги
Язычество находит выражение в вещественном мире. Человек чувствовал
себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть
механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он
составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами. Славяне-язычники
общались с миром на языке оберегов - предметов, украшений, узоров, которые люди
носили с собой и защищали ими свое жилище.
Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные
с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их
призывали славяне к себе в охранители. Символы земли - засеянное поле (ромб,
разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия
(свастика). Символ воды - хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой
крест (огонь земной), громовный знак (шести - или восьмилучевая звезда). Кроме
этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги,
фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.
Языческие символы славяне размещают на "уязвимых"
участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы,
через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна,
застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от
ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома - в виде конька, под
крышей - в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на
наличниках окон. На фасаде дома славяне изображают небо и ход солнца - утром, в
полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой
знак (круг, разделенный на шесть секторов) - символ Рода или Перуна,
оберегавшим дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти
всегда славяне изображают знак земли или засеянного поля, обозначающий единство
небесного и земного, явного. Мир яви символизируют и изображения птиц,
растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами.
Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей. Чаще всего эти изображения
находятся на наличниках окон, у входа в дом. Изображения оберегающих мир в доме
Лады (богиня веселья, благополучия и согласия в семье; богиня невест) или
Мокоши располагаются также на резных наличниках (они изображаются с поднятыми
вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу
и свет), а также на хозяйственных постройках (они изображаются с опущенными
руками, словно обращаются к матери-сырой земле, дающей урожай).
Славяне старались защитить дом не только снаружи, но и
изнутри, поэтому обереги располагали на матице (здесь помещали только коловрат
- знак рода), над дверьми (самый распространенный оберег - подкова), на печи,
на предметах быта. Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что
нечистая сила могла навредить человеку.
Особую магию и особый смысл у славян имеют обрядовые
полотенца. Узоры на них представляют не что иное, как славянский календарь,
который образно отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные
торжества, свойственные земледельческой культуре. На всех праздниках первым на
полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви; хлеб - земля,
милость; полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого
космического пространства. Во время обручения руки жениха и невесты соединяли,
обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке; с тем же смыслом во время
родов бабка принимала младенца на новое полотенце. Полотенца-обыденники ткали и
расшивали несложным оберёжным орнаментом против мора, для испрашивания дождя и
т.п., причем, чтобы полотенце имело чудодейственную силу, с работой ткачиха
должна была справиться за один световой день. На погребальном полотенце
изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Последний знак
перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся
линий, оставался внутри пустым. Погребальные полотенца и полотенца-обыденники
после совершения обряда отдавали в храм, на поминовение души.
Наиболее тесно с жизнью человека связывают славяне пояс и
воротник. Считается, что именно через воротник в случае смерти душа покидает
тело, поэтому он обязательно оберегается узором. Охранных знаков здесь было
такое множество, что со временем ворот превратился в отдельную наплечную часть
одежды - "ожерелье". Пояс, опоясывая человека, проходит через
пуповину - центр человеческого существа, его жизненное начало, поэтому он также
должен быть покрыт обильной обережной вышивкой.
Наиболее частым оберёговым узором на одежде являются ромбы с
крючками - символами жизни. Кроме ромбов, значение амулетов, несущих огонь,
тепло, жизнь, имели круги и свастики с "усиками", направленными по
ходу солнца. В рукав обязательно вшивалась кумачовая ластовица, так как красный
цвет, по поверью, отражает дурную энергию и защищает здоровье хозяина.
Кроме вышитых и вырезанных узоров, славяне использовали и
заклинательные привески-амулеты. В отдельных погребениях археологи находят
целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках на общей основе. Так, в составе
одного из них имеются две ложки, птица, челюсть хищника и ключ. Ложка - символ
сытости, благосостояния и довольства, ключ - символ богатства и сохранности.
Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от зла, для привлечения удачи на
охоте, увеличения силы и мастерства. С древнейших времен славяне верили, что со
звериными амулетами к ним переходят самые лучшие качества убитого животного.
Привески в виде птиц и животных связаны были с их животными свойствами. Уточка,
например, являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Иногда в
составе наборов привесок-амулетов обнаруживают бубенчики, которые своим звоном
отгоняли злых духов; костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Очень
часто при раскопках обнаруживают зооморфные привески - так называемые
"коньки". Конь - символ добра и счастья; его связь с культом солнца
подчеркивается солярными знаками на фигурках. Привески в виде других животных
распространены мало.
Особо нужно остановиться на ювелирных украшениях славян,
которые также имели сакральное значение. Мужских оберегов сравнительно немного.
Это, как правило, миниатюрное изображение оружия - ножи, мечи, топоры;
маленькие коньки, которые являлись оберегом в пути и служили символом бога
Перуна. Также мужчины носили когти и клыки диких зверей, добытых на охоте.
Считалось, что так охотнику передаётся сила убитого зверя, которая помогает в
охоте, защищает в лесу.
Наибольшая защита требовалась женщине - продолжательнице
рода. Обязательным оберегом у женщин являлись подвески, которые крепились на
цепочках и носились на поясе, как ожерелье или у плеча. Часто они были сделаны
в виде коня или утко-коня, к ним также крепились бубенчики или утиные лапки -
символ Рода как создателя земли. Еще одним обязательным элементом подвесок был
семилучевой гребешок, который означал здоровье и должен был оберегать женщину
от болезней и дурного глаза. Третий элемент подвески - ложечка символизирует сытость,
достаток в доме; четвёртый - ключ означает богатство. Также в подвесках
встречаются маленькие ножи, серьги - символ урожая; изображение Чура -
охранителя домашнего очага. Встречается на подвесках и пестик от ступы - символ
мужского начала, плодовитость. Подвески - бляшки имели самый разнообразный
характер, и могли носиться как женщинами, так и мужчинами в качестве нательного
оберега. Как правило, бляшки имели солярную, земную и зооморфную символику:
солнечный крест, означающий выбор человеком жизненного пути, восьмиконечный
крест - символ Рода, ромбики - знаки земли, изображение птиц, зверей, свастики
- всё это являлось основными узорами орнамента подвесок. Женские подвески
изготавливались из бронзы или иного жёлтого, солнечного металла.
Приложение 6: Коловрат
Приложение 7: Серьги
Приложение 8: Наружный орнамент дома
Современные
языческие объединения в России
Первой религиозной языческой организацией считается
"Нижегородская областная языческая община". Известно, что она
существовала уже в 1992 году. Руководителем являлся Андрей Рыбин. С 1994 года о
судьбе данной общины ничего неизвестно. Но Нижегородская община также не
являлась чисто Славянской религиозной организацией, ибо объединяла вокруг себя
представителей нескольких коренных народов Поволжья. 1993 год стал переломным в
жизни России. Политическая обстановка накалилась до предела и закончилась, как
известно, расстрелом из танков здания Верховного Совета России. Несмотря на
это, в 1993 году образовалось сразу несколько общин, сыгравших в последствии
ключевую роль в становлении славянского язычества. В июне 1993 года прошёл
съезд язычников на Купальском празднике в деревне Весенёво (Кировская область)
у известного языческого просветителя Доброслава (Алексея Добровольского). В
последствии такие Купальские съезды стали оказывать заметное влияние на
развитие языческого движения в России. В сентябре 1993 года образовалась
Калужская Славянская Община, сыгравшая ведущую роль в объединении Славянских
общин. О Калужской Славянской Общине можно прочитать в газете
"Комсомольская правда" за 17.05.1996 года. В ноябре 1993 года
образовалась Обнинская (Калужская область) ведическая община, сыгравшая
огромную роль в восстановлении Славянской обрядности. К февралю 1994 года эти
три организации смогли наладить связь между собой, обменяться опытом,
литературой, выяснить свои позиции по основным вопросам.18 февраля 1994 года
произошло важное событие - впервые официально была зарегистрирована Славянская
религиозная организация "Московская Славянская Языческая Община". Таким
образом, 18.02.1994 года можно считать днём официального признания Славянского
вероисповедания властями.
В России в настоящее время существует три крупных объединения
языческих организаций:
. Союз венедов. Председателем Союза венедов с июля 1996 г. является
Евгений Соколов. Центр - С. - Петербург. С марта 1993 г. по июль 1996 г.
председателем Союза венедов был Виктор Безверхий (Остромир), ныне фактически
являющийся идеологом. Союз венедов не религиозная организация. Фактически это
религиозно-политическое историко-культурное общество, чья деятельность не
распространяется дальше С. - Петербурга и окрестностей. Печатный орган Союза
венедов - газета "Родные Просторы" с тиражом до 5 тысяч экземпляров.
Выходит с мая 1990 г.
. Русское Освободительное Движение (РОД). Главным идеологом и
вождём РОДа является Доброслав (Алексей Добровольский). РОД создан 22 июня 1997
г. в деревне Весенёво Шабалинского района Кировской области рядом
представителей политических партий и движений языческой направленности. Основой
для объединения послужила работа Доброслава "Природные корни Русского
Национального Социализма". РОД объединяет множество последователей в
России, но также не является чисто Славянской религиозной организацией. Это
политическое движение, в основу которого положено исконное Славянское
мировоззрение.
. Союз Славянских Общин. Создан 19.07.1997 г. в Калуге, на
Вече представителей Славянских религиозных общин России, главным образом -
общин Вятичей. Председатель ССО - Вадим Казаков. Главная задача Союза -
восстановление Славянского вероисповедания в качестве полноценной религиозной
конфессии. В настоящее время ССО объединяет 8 общин: Калуга, Москва, Обнинск,
Рязань, Рыбинск, Владимир, Калининград, Сергиев Посад. Кандидаты на вступление
в ССО: Смоленск, Орёл, Тамбов. Печатный орган ССО - ежемесячная газета
"Вятич", выходящая тиражом 950 экземпляров. ССО - единственная в
России Славянская религиозная организация.
Кроме того в России существуют независимые общины в городах:
С. - Петербург, Мурманск, Москва, Вологда, Ярославль, Углич, Ульяновск, Нижний
Новгород, Смо-ленск, Коломна, Орёл, Воронеж, Ростов-на-Дону, Новороссийск,
Киров, Озёрск (Челя-бинская обл.), Кемерово, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре,
Ижевск и др.
Славянские (языческие) периодические печатные издания в
России.
Кроме вышеуказанных печатных изданий в России выходят
следующие газеты, использующие Славянскую Языческую идеологию: "Русская
Правда" (Москва), "За Русь" (Новороссийск), "За Русское
Дело" (С. - Петербург).
Журналы: "Мифы и магия индоевропейцев" (Москва),
"Наследие Предков" (Мо-сква), "Русская Правда" (Москва),
"Атака" (Москва), "Волхв" (С. - Петербург).
Дальнейшие пути развития
Своей целью ССО видит дальнейшее укрепление своих рядов и
создание новых общин в городах России. Для восстановления Славянской
религиозной конфессии согласно "Закону о религии" РФ необходимо
объединить общины в 45 субъектах Российской Федерации. Это и является важнейшей
задачей на ближайшие 10 лет. Вместе с тем, руководство ССО выступает за
налаживание международных связей с родственными религиозными организациями. Это
позволит преодолеть информационную блокаду со стороны средств массовой
информации. Блокада со стороны СМИ, равно как и отсутствие средств (Русским
принадлежит лишь 5 % капитала в России), является основной опасностью для
дальнейшего развития ССО. Вступление ССО в международную организацию, такую как
Всемирный Языческий Конгресс, позволит поднять деятельность на качественно
новый уровень. Вместе с тем, в любой организации должен существовать центр.
Всемирный Языческий Конгресс будут составлять совершенно независимые
организации. Информационным центром предлагаю сделать Вильнюс. Это удобно как
географически, так и политически. Все Европейские организации от Британии до
Урала могут собраться в Вильнюсе. Нельзя сбрасывать со счетов и то
обстоятельство, что Литва была последней языческой страной в Европе и это даёт
ей моральное право быть первой.
Современные
общины
Община Родолюбие (Родноверческие общины)
Русско-Славянская Родноверческая Община Родолюбие - одна из
общин, которая входит в содружество Велесов Круг. Община Родолюбие была
основана волхвом Велеславом Черкасовым 24 февраля 1998 года (24 лютеня 4407
года) в Москве. Члены этой общины являются последователями духовного
сообщества, которое не относятся к политическим и коммерческим движениям.
Главной целью является - возрождение духовного наследия предков, развитие
славянской культуры, просветительская и исследовательская деятельность.
Велесов Круг
Велесов Круг - это содружество славянских общин (наряду с
Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ), Славянское Единство
(СлЕд), Круг языческой традиции (КЯТ) и некоторыми другими), которые
придерживаются Родноверия, славяно-языческих традиций.
Плещеево озеро. Синь Камень
Синь Камень на Плещеевом озере, что близ города
Переславля-Залесского, является сакральным, священным местом для
славян-язычников. Находится в Ярославской области возле Александровой горы.
Само озеро - уникальное место. Образовалось оно в результате движения ледника и
является одним из самых старых озёр в России.
Озеро Светлояр
Озеро Светлояр находится в Нижегородском Заволжье, немного
западнее села Владимирское. Глубина озера доходит до 40 метров, а размеры 500
на 300 метров. По последним научным данным это озеро образовалось в результате
падения метеорита.
Схорон Еж Славен
Схорон Еж Славен - одна из самых крупных славянских общин,
объединений. Находится в России, Украине и Беларуси. Буквально можно перевести
как Сохранение (Единение) Всех Славян. Основан в Санкт-Петербурге в 1991 году.
Руководителем является Владимир Голяков, который зовёт себя Владимиром
Богумилом II Голяком - жрецом всех славян.
Славянские
страны
· Белоруссия (белор. Рэспубліка Беларусь,
рус. Республика Беларусь)
· Болгария (болг. Република България)
· Босния и Герцеговина (босн. И хорв. Bosna
i Hercegovina, серб. Босна и Херцеговина)
· Республика Сербская (серб. Република
Српска, Republika Srpska)
· Федерация Боснии и Герцеговины (босн. И хорв. Federacija
Bosne i Hercegovine)
· Македония (макед. Република Македонија)
· Польша (польск. Rzeczpospolita Polska)
· Приднестровская Молдавская Республика (не
признана) (молд. Република Молдовеняскэ Нистрянэ, укр. Придністровська
Молдавська Республіка, рус. Приднестровская Молдавская Республика)
· Россия (рус. Российская Федерация)
· Сербия (серб. Република Србија)
· Словакия (словацк. Slovenská republika)
· Словения (словен. Republika Slovenija)
· Украина (укр. Україна)
· Хорватия (хорв. Republika Hrvatska)
· Чехия (чеш. Česká republika)
· Черногория (черногор. Црна Гора, Crna
Gora)
Заключение
Думаю, мы смогли многое узнать о славянах. По-моему, это был
великий народ, у которого есть чему поучиться; их обряды, культы и образ жизни
можно сравнить с подобными явлениями Древнего Египта, но если в Египте остались
лишь разграбленные пирамиды, полуразрушенные сооружения и памятники, а сама
жизнь в корне изменилась, то славянские мировоззрения активно возрождаются.
Сейчас появляется все больше различных объединений, родовых общин и
своеобразных организаций, посвященных славянской культуре. Сейчас в средствах
массовой информации весьма популярны статьи о язычестве, оберегах и языческих
обрядах. Не каждый задумывается о том, что многие наши праздники появились еще
в язычестве. В наше время существует множество магазинов, интернет сайтов, где
можно приобрести литературу о жизни славян, книги написанные современными
последователями религии, есть книги о нечисти, духах, обрядах и даже о том как
самому стать жрецом, ведуньей или гадалкой. К общему обозрению представлены
различные куклы, обереги, украшения, символы и тотемы, а главное все это
раскупается и активно применяется.
Возможно, через десятки лет мы снова придем к язычеству,
будем жить в лесах, использовать блага природы и полностью изменим свой образ
жизни. Может блага науки, которой активно занимались люди веками, станут не
нужны.
Ну а пока давайте жить, так как сейчас, исповедовать свою
религию, придерживаться своих мировоззрений и довольствоваться тем что есть.
Чаще всего явления регресса отрицательно сказываются на нации.
Приложение
1. Карта расселения славян 1
. Жилище славян 1
3. Поселение славян 1
. Старославянские названия членов семьи 1
5. Сцена языческого ритуала 1
6. Коловрат 1
. Серьги 1
8. Наружный орнамент дома 1