Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    104,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра административного и муниципального права






Дипломная работа

Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности

Выполнила: студентка 4 курса

заочной формы обучения Г.А Пантюхина

Научный руководитель: профессор кафедры

Савватеев А.И.







Ханты-Мансийск 2014 г.

Содержание

Введение

1. Правовой статус государственного гражданского служащего

.1 Теоретические аспекты государственной службы и государственного гражданского служащего

.2 Проблемы: этики, компетенции государственного служащего

.3 Профессиональная ответственность государственного служащего

. Анализ этики, компетенции и ответственности государственного служащего на примере Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов

.1 Структура Управления

.2 Проблемы: этики деловых взаимоотношений, компетенции, конкуренции, профессиональной ответственности в Управлении

.3 Предложения по урегулированию проблемы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке.

Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.

Морально - нравственная составляющая регламентации деятельности государственного служащего находится в особом положении: с одной стороны она должна быть стержневой основой его личности, на которую "нанизываются" профессиональные качества, с другой эту составляющую сложнее всего формализовать в виде определенного свода нормативных требований, так как личность госслужащего гораздо шире его профессиональных обязанностей и интересов.

В основе любого вида профессиональной деятельности, которую выбирает для себя человек, лежит личностная мотивация. Государственная служба как объект профессиональной мотивации имеет особенные отличия,

поскольку кроме материальных и социально-статусных стимулов содержит еще и общегражданскую компоненту. В идеале именно гражданские качества, включая их морально-этические составляющие должны быть определяющими при отборе кандидатов на государственную службу. Но в действительности так происходит далеко не всегда.

Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности, профессиональной компетенции и других атрибутов правового статуса государственного служащего 1.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы понять проблемы нравственности государственных служащих и определить причины отклонения в профессиональном поведении государственных служащих.

Целью дипломной работы является проведение комплексного анализа поведения государственных служащих, изучение проблемы этики, компетенции и ответственности государственных служащих, получить необходимые знания для урегулирования проблемы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и функции государственного служащего;

- изучить негативные качества государственных служащих по оценке граждан;

- раскрыть основные проблемы этики, ответственности, компетентности государственных служащих;

 - провести анализ этики, компетенции и ответственности государственных служащих на примере Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее Управление);

- выдать рекомендации по урегулированию проблемы.

При написании работы был применен системный подход к рассматриваемым проблемам, с учетом опыта работы в данной отрасли, проводилось изучение нормативно - правовой базы, анализировалось законодательство о государственной службе, использовались общенаучные методы исследования.

Ряд исследований, затрагивающих проблемы нравственности и этики поведения государственных служащих, проведен коллективом кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В ходе написания работы применялись следующие методы:

. Структурно - функциональный метод - способ анализа системы, при котором принимается, что наблюдаемые элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого порядка.

. Социологический метод - система логических, последовательных методологических и организационно - технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные, объективные данные о изучаемом явлении.

. Статистический метод - совокупность взаимосвязанных приемов исследования массовых объектов и явлений с целью получения количественных характеристик и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений.

. Абстрактно-логический метод - логическое построение теории, включающее в себя многообразные приемы и операции такие как: анализ и синтез, дедукция и индукция, восхождение от конкретного к абстрактному, гипотетическое предположение.

. Сравнительный метод - исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификации и типологии явлений.

Структура данной работы состоит из двух глав:

В первой главе дипломной работы, изложены теоретические аспекты государственной службы, рассматривается анализ проблем этики, ответственности и компетенции государственных служащих, а также поставлена оценка о государственных служащих глазами общества.

Во второй главе проведен внутренний анализ, этики, компетенции, конкуренции и ответственности государственных служащих Управления. Также предложены рекомендации по урегулированию возникших проблем в Управлении.

.       
Правовой статус государственного гражданского служащего

.1 Теоретические аспекты государственной службы и государственного гражданского служащего

Государственный служащий в широком понимании - это индивидуальный субъект права, осуществляющий государственные функции не только в государственных органах, но и в других государственных организациях, учреждениях. Если строго следовать положениям Федерального Закона "О системе государственной службы Российской Федерации", (ФЗ № 58 от 27.05.2003) то государственный служащий - это «лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государственного служащего» 1.

В узком понимании государственный служащий - это лицо, занимающее государственную должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Законодательство бывшего СССР не знало нормативного установления понятия "государственный служащий"; не определено оно и в нормативных актах РФ и по сей день. Отсутствие законодательного определения данного понятия само по себе не создает большой правовой проблемы. Во многих странах, имеющих стабильную систему служебного законодательства, также не имеется нормативного определения этого понятия (Франция, Германия, Великобритания и т. д.). Однако и в этих случаях указываются специфические признаки государственного служащего, отличающие его от других категорий "работников" и раскрывающие основное содержание данного понятия. Некоторые федеральные законы вводят понятие служащего (сотрудника); так например, в недавнем прошлом, закон "О федеральных органах налоговой полиции" (от 20.05.1993, утратили силу) определяет, что сотрудником налоговой полиции является лицо, занимающее должность в федеральных органах налоговой полиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Перечень должностей, по которым сотрудникам налоговой полиции присваивались специальные звания, было утверждено Правительством РФ 1.

Понятие "государственный служащий" можно анализировать как минимум в трех аспектах. Во-первых, с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий - это "слуга" государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий - продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.

Во-вторых, с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.

В-третьих, с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий - особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие - должностные лица - несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Каждый государственный служащий должен быть занят выполнением определенных задач, обусловленных занимаемой должностью. В этом смысле государственная должность - это его "рабочее" (служебное) место. Каждая государственная должность включена в штат, который является также одним из основных элементов государственной службы. Штатное расписание состоит из образованных в каждом государственном органе (организации) должностей. Должности образуются в государственных организациях в распорядительном порядке субъектами государственной власти 1.

Служащий может занимать конкретную должность столько времени, сколько ему необходимо (например, в течение всей профессиональной жизни). Он может делать карьеру внутри этой организации, поднимаясь вверх с ростом профессионального стажа, получая различные квалификационные разряды (классные чины, звания и ранги).

Квалификационные разряды - это звания, которые дают его владельцу право занимать ряд соответствующих должностей. Квалификационный разряд неотъемлем от государственного служащего, он связывает его с государством в течение всей профессиональной жизни и служит гарантией стабильности отношений в обществе и государстве. Во многих странах Западной Европы в случае упразднения государственной должности чиновник не может быть уволен, так как его ранг дает ему право занять другую государственную должность. Ранг - защита для государственного служащего от случайностей как административной практики (например, упразднение должности), так и политической жизни (например, смена политического большинства в правительстве или органах местного самоуправления). В этом и заключается отличие ранга (квалификационного разряда) от государственной должности 1.

Итак, понятие "государственный служащий" можно определить следующими признаками.

. Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование.

Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели. А государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим - (устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально - правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.). Государственный служащий является представителем администрации, части государственной бюрократии, без которой не существует ни одно общество. Все действия государственного служащего осуществляются им от имени государства и по его поручению; государство же ведет контроль за деятельностью государственного служащего и в соответствующих случаях применяет к нему меры принуждения. Государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. Федеральный Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не считает деятельность служащих государственных предприятий и учреждений государственной службой. Не является государственной службой, по мнению законодателя, и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих политические государственные должности - государственные должности категории "А".

. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе.

. Государственный служащий занимает оплачиваемую государственную должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Государственные должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке квалификационный разряд (чин, специальное звание, класс, степень, ранг и т. д.) 1.

. Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело,

налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

. Государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия. Такие действия могут быть юридическими фактами и использоваться в качестве доказательств или документов. Эти действия государственных служащих изменяют, образуют либо прекращают различные правоотношения в сфере государственной и общественной жизни.

Многие законодательные акты, регулирующие государственно-служебные отношения, содержат еще один признак государственного: принятие им присяги на верность государству (Российской Федерации). Текст присяги сотрудника таможенного органа определяет ст. 19 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Судебный пристав, который является должностным лицом, состоящим на государственной службе, при вступлении в должность приносит присягу о соблюдении при осуществлении своих полномочий Конституции и законов РФ, честном и добросовестном исполнении обязанностей судебного пристава (п. 2 ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах"). Думается, что этот важнейший признак образует служебное правоотношение.

Однако ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не устанавливает необходимость принятия служащим присяги на верность. Вместо этого в трудовом договоре, заключаемом государственным служащим с государственным органом, содержится обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и федеральных законов в интересах граждан РФ 1.

Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение: Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном порядке федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти). Имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс). Заключивший с государственным органом трудовой договор (принявший присягу на верность Российской Федерации). Осуществляющий от имени государства, предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно - властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально - правовой статус 1.

Морально - нравственная характеристика государственных служащих.

Государственная служба - не только особый вид организации субъекта управления, но и определенная система взаимоотношений государственных служащих по поводу исполнения ими своих обязанностей. Эти взаимоотношения проявляются в различных плоскостях:

·        между государственными служащими и государством;

·        между государственными служащими по линии должностной подчиненности, соподчиненности, координации и т.п.;

·        между государственными служащими различных ветвей власти и гражданским обществом;

·        между отдельными государственными служащими (конкретными должностными лицами) и гражданами и др.

Все эти взаимоотношения обусловлены участием государственных служащих в процессе управления, а сами они представляют собой персонифицированное, личностное выражение носителя субъектных качеств, реализующего функции и полномочия (в пределах своей компетенции) государственного органа.

По своему характеру перечисленные взаимоотношения выходят за рамки узкой регламентации нормами служебного права. Точнее, той области правовых отношений, которая определяет правовую основу служебной деятельности, в том числе в административном, уголовном, и гражданском аспектах, и являют собой особого рода социальные отношения по поводу выполнения государственным служащим своих служебных обязанностей 1.

С этой точки зрения, в качестве социального фактора эффективности системы государственной службы необходимо рассматривать именно морально-нравственные характеристики государственных служащих и этические нормы организации деятельности государственной службы.

Морально-нравственная составляющая регламентации деятельности

государственного служащего находится в особом положении: с одной стороны, она должна быть стержневой основой его личности, на которую "нанизываются" профессиональные качества, с другой стороны, эту составляющую сложнее всего формализовать в виде определенного свода нормативных требований, так как личность госслужащего гораздо шире его профессиональных обязанностей и интересов.

В основе любого вида профессиональной деятельности, которую выбирает для себя человек, лежит личностная мотивация. Государственная служба как объект профессиональной мотивации имеет особенные отличия, поскольку кроме материальных и социально-статусных стимулов содержит еще и общегражданскую компоненту. В идеале именно гражданские качества, включая их морально-этические составляющие, должны быть определяющими при отборе кандидатов на государственную службу. Но в действительности так происходит далеко не всегда 1.

Ряд исследований, затрагивающих проблемы нравственности и этики поведения государственных служащих, проведен коллективом кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 2.

Результаты исследования, осуществленного в сентябре 2011 г. в 17 субъектах РФ (всего опрошено 1202 человека), показывают, что в основе профессиональной мотивации госслужащих население видит (Соц. опрос №1):

Эти социально-статусные стимулы достаточно органичны и лежат в основе многих видов профессиональной мотивации. Но население не менее отчетливо выделяет и другие стимулы профессиональной мотивации

государственных служащих, имеющие более специфическую ориентацию, также можно считать определенной тенденцией к негативной нравственной оценке гражданами профессиональной мотивации госслужащих. При этом, такие основания мотивации кандидатов на государственные должности, как стремление полнее реализовать свои профессиональные качества и желание принести пользу обществу и государству назвали очень немногие участники опроса (Соц. опрос № 2):

Сами государственные служащие, опрос которых проводился в это же время (в исследовании приняли участие 964 работника федеральных и региональных органов власти и управления), определяют мотивы своего поступления на государственную службу противоположным образом (Опрос госслужащих № 1)

Различия в определении мотивации поступления на государственную службу свидетельствуют в первую очередь о том, что:

население сохраняет недоверие к "чистоте" нравственных помыслов государственных служащих, основывая свое мнение на многочисленных фактах проявления ими неэтичных поступков;

государственные служащие, в основной своей массе честно и добросовестно выполняющие свои служебные обязанности, не хотят, чтобы их нравственный образ складывался в значительной мере из негативных качеств.

Судя по субъективным оценкам населения некоторых основных качеств, присущих государственным служащим, в наименьшей степени их характеризует справедливость (1,66 балла, расчет проводился по трехбалльной шкале от "1" - низкая степень проявления - до "3" - высокая степень проявления). Такая оценка не может быть признана удовлетворительной, так как содержит в себе компонент отношения ко всей деятельности государственной службы (справедливость на уровне ниже среднего значения "2"). Но, в то же время, такое качество, как доброжелательность, оценивается несколько выше - 1,87 балла.

Ниже среднего уровня россияне оценивают и такие деловые качества государственных служащих, в основе которых обязательно должно лежать нравственное начало, как уважение к законам (1,88 балла) и ответственность за дело (1,87 балла). Это уже относится к области профессионализма, ведь речь идет о базовых элементах положительной профессиограммы государственного служащего. И если, внешняя оценка не достигает даже среднего уровня, то следует ожидать и соответствующего отношения к профессиональным возможностям всей системы государственной службы, ее авторитету в обществе 1.

Негативные оценки нравственных качеств государственного служащего. Анализ материалов опроса населения осуществленного в сентябре 2011 г. в 17 субъектах РФ (всего опрошено 1202 человека) позволяет выделить три основные группы негативных качеств, наиболее распространенных среди госслужащих. В каждой из них нравственные отклонения в профессиональном поведении государственных служащих имеют свою специфику 1:

. Профессионально - деятельностные отклонения (Группа негативных качеств № 1).

. Профессионально - нравственные отклонения (Группа негативных качеств № 2).

. Профессионально - функциональные отклонения (Группа негативных качеств № 3).

Главная компонента негативных оценок нравственных качеств государственных служащих - это преследование ими целей, не соответствующих интересам, как государственной службы, так и населения, а также проявление пренебрежения к людям, обращающимся в органы государственной власти и управления.

Причины безнравственного поведения государственных служащих можно сгруппировать подобным же образом на основании ответов участников опроса и по их содержательному признаку. Здесь, прежде всего, выделяются две группы: регулятивно - нравственная и культурно - нравственная 1.

К первой группе относятся:

правовая недостаточность регламентации деятельности государственного служащего, в том числе отсутствие нормативных документов по борьбе с коррупцией и бюрократизмом (к этому мнению склонились 49,9% опрошенных);

отсутствие должного контроля со стороны общества (35,6%);

отсутствие должной требовательности вышестоящих органов, руководителей (31,8%).

Вторая группа представлена такими причинами:

падение нравственности в обществе (39,8%);

низкая общая культура государственных служащих (36,7%);

недостаточное воспитание государственных служащих (21,4%).

Кроме этих двух основных групп причин, 34,9% респондентов назвали неудовлетворительное материальное положение госслужащих.

Таким образом, рассматривая возможности устранения или нейтрализации причин безнравственного поведения государственных служащих, среди разрабатываемых мер необходимо особое внимание уделить организации деятельности государственной службы и обеспечению за ней всестороннего внутреннего и внешнего контроля.

Второе по значимости направление, которое можно обозначить как "организационная культура государственной службы", должно обеспечить необходимый уровень требовательности к общим и профессиональным культурным и нравственным качествам государственного служащего.

С целью контроля могут быть использованы специальные административные и общественные комиссии. За их создание высказались более половины (52,1%) участников опроса, против - 27,7% опрошенных, 20,2% не смогли определить свое отношение к ним. Тем не менее, эти данные свидетельствуют о готовности общественного мнения к усилению контроля над деятельностью и профессиональным поведением государственных служащих 1.

В этой связи становится актуальным вопрос о введении определенного нормативного регулятора поведения государственных служащих, основанного на обязательном соблюдении особых этических принципов.

Пока же в государственной службе сохраняется противоречие, основанное на позитивных ожиданиях основной массы государственных служащих действенности нормативных морально-этических регуляторов их деятельности и сдержанных позициях руководителей аппаратов государственных органов власти и управления по этому вопросу. Данное противоречие не выражается в форме конфликта, но само его наличие говорит о том, что в системе государственной службы не задействованы многие социальные факторы повышения ее эффективности. Причины этого в значительной мере связаны с большой инертностью руководства государственных органов.

Было бы методологически неверно просто зафиксировать отношение исследуемых категорий государственных служащих к проблемам нравственности и служебной этики. Существует определенная причинно-следственная зависимость остроты этих проблем от действия ряда объективных и субъективных факторов, в равной мере влияющих как на самих государственных служащих, так и на организационное качество системы государственной службы 1.

Социологические данные показывают, что в наибольшей степени неэтичному поведению государственных служащих способствуют, по их собственному мнению, факторы недостаточной правовой организованности пространства деятельности государственной службы (что можно охарактеризовать как системный недостаток государственной власти). И общее падение нравственности в обществе (что является уже системным недостатком социальной среды, общества в его конкретно - историческом состоянии) 2.

Это подтверждает вывод о том, что государственная служба по своему характеру и назначению является связующим звеном между государством и

гражданским обществом и на нее в равной степени действуют системные противоречия, возникающие как в государстве (системным элементом которого она является), так и в гражданском обществе (с которым она связана по своему происхождению и в которое она интегрирована как социальный институт). А такая причина, как "неудовлетворительные условия жизни", показывает субъективную индивидуальную зависимость государственного служащего от реальных условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения, характерных для всего общества в целом.

Особое положение государственной службы в системе взаимоотношений общества и государства, а также особый общественный статус государственного служащего определяют и особые требования, повышенное внимание к служебно-гражданским качествам этой категории. Это обуславливается двумя основными обстоятельствами.

. Государственный служащий по закону имеет особые обязанности, связанные с его служебным положением и затрагивающие интересы и государства, и его граждан одновременно.

. Сам государственный служащий остается членом общества, непосредственно участвует как частное лицо в процессах формирования структур гражданского общества, т.е. сохраняет свою гражданскую природу, остается гражданином.

Поэтому, в силу отмеченной специфики положения государственного служащего, вопросы нравственности, гражданственности и социальной ответственности государственных служащих, их влияние на эффективность деятельности всей системы государственной службы, несомненно, определяют очень многое во взаимоотношении государства и общества на современном этапе развития 1.

.2 Проблемы: этики, компетенции государственного служащего

Основные понятия профессиональной этики государственных служащих. Профессиональная этика - это система нравственных и моральных этических норм, регулирующих служебное поведение государственных служащих на основе принципов служения народу, обществу и государству, социальной справедливости, равенства, патриотизма, лояльности, незапятнанной чести, достоинства и неподкупности 1.

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека 2.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия.

Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение «долг Человека» 3.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь и

«профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой 1.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - «это служение государству, Отечеству, народу». Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны 2.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Владимира Даля говорится, что честь - «это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству» 1.

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего:

. Принцип гуманизма - это жизненная позиция человека, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и стремление принести большое благо человечеству. Т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких- то иных, пусть и достаточно важных целей 2.

. Принцип оптимизма - это «развитие жизни, идущее по пути совершенствования, и преобладание в мире добра над злом». Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке 3.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть одухотворена высокой идеей.

. Принцип патриотизма - это «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов 1.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий. Грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Анализ проблем этики государственных служащих. Анализ современных проблем этики государственных служащих является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах 2.

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.

Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных, служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Этические принципы и нормы в наиболее общей форме выражены требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами 1.

Опрос, проведенный в октябре 2011 года среди государственных служащих Министерства финансов Российской Федерации, коллективом кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (всего опрошено 2351 человек) показал, что процесс трансформации экономической системы и реформирования государственного управления оказывает глубокое воздействие на характер деятельности государственной службы в целом. В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных служащих были выбраны фундаментальные принципы этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность 1.

Респондентам предлагалось проранжировать основные принципы деятельности госслужащих по степени значимости (1 степень - наиболее важный принцип, 5 степень - наименее важный принцип). Сравнительный анализ результатов опроса госслужащих представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ приоритетности принципов деятельности государственных служащих

№ п/п

Содержание принципа

Степень важности



1

2

3

4

5

1

Соблюдение законности

80%

10%

-

10%

-

2

Защита интересов граждан,  удовлетворение их социальных ожиданий

 -

 40%

 40%

 20%

 -

3

Уважение к человеку,  признание суверенитета  личности

 10%

 20%

 20%

 30%

 20%

4

Недопущение коррупции,  взяточничества, использование  служебного положения

 -

 10%

 20%

 20%

 50%

5

Моральная ответственность  за подготавливаемые и  реализуемые решения

 10%

 20%

 -

 30%

 40% 


Как видно из таблицы, наиболее важным принципом государственные служащие считают соблюдение законности, это отметили 80 % респондентов, при этом две трети респондентов считают, что важнее соблюдать нормативные акты и должностные инструкции, а не законы.

Наряду с законностью одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно- деловых качеств людей и т. д. По данным опроса, 40 % служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Из положений Федерального Закона «О государственной гражданской службе РФ» (№79-ФЗ от 27.07.2004) предусматривающих обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и свободу граждан, вытекает этический принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому человеку. Внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности 1. Именно поэтому вызывает тревогу тот факт, что больше половины опрашиваемых считают, что принцип уважения человека и признания его суверенитета по степени важности стоит на 4 и 5 местах.

Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Однако, по данным исследования, 50 % респондентов считают наименее важным соблюдение принципа недопущения коррупции и использования служебного положения. Именно поэтому этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей.

Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение, и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.

С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела. Данные опроса показывают, что лишь 30 % государственных служащих определяют этот принцип как наиболее важный 1.

Следует отметить, что оцениваемые принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности, как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а, следовательно, и формирование «корпоративной этики» 1.

Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана, прежде всего, с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

Нравственные требования к государственным служащим. Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и заинтересованных лиц.

Само по себе понятие нравственный - это человек согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина 1.

Предъявление требований связано с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству).

Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать, такие качества, определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. 2.

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни.

Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий 1.

. Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству.

. Государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

. Соблюдение этических принципов государственной службы.

. Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой.

. Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы.

. Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды.

. Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах.

. Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами.

. Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми 1.

Проблемы коррупции в государственной службе. Один из самых важных моментов, очень болезненных для российского общества и российской государственности - проблема коррупции во властных структурах, в которую вовлечены:

·        отдельные наделенные особыми властными полномочиями высокопоставленные чиновники;

·        некоторые государственные органы, в основном занимающиеся распределением бюджетных средств или разрешительной деятельностью;

·        достаточно большое количество государственных служащих различного ранга, которые в силу тех или иных объективных и субъективных причин втянуты в коррупционные отношения;

·        государственные чиновники, недавно перешедшие из предпринимательской среды и сохраняющие личные связи с

·        экономическими структурами 1.

Вопрос преодоления коррупционных явлений в государственной службе нельзя ограничивать только рамками соответствия или несоответствия государственного влияния на складывающуюся ситуацию, например посредством принятия жестких законодательных норм в борьбе с коррупцией.

Сегодня представляется более актуальным подвергнуть анализу моральное состояние общества, адекватность восприятия им остроты проблемы коррумпированности власти и осознание общественной значимости этой проблемы, а также гражданской ответственности за ее разрешение всех членов общества - и тех, кто является субъектом управления, и тех, кем управляют 1.

Одно из обще - употребляемых в мировой практике определение коррупции характеризует ее как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды 2. Следует отметить, что коррупция признается как обычное явление в странах с ограниченным уровнем социального и экономического развития и даже имеет свою правовую и административную регламентацию. Но для развитых обществ коррупция в органах государственной власти и управления однозначно представляет собой большую угрозу, так как она непосредственно влияет на общественные ценности и устои государственности. Собственно, по масштабам распространенности коррупции в обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени общественного развития.

Анализируя проблему коррупции, следует также обратить внимание на высокую степень гражданской толерантности населения по рассматриваемому вопросу. По оценкам некоторых исследователей (Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П.), основанных на результатах сравнительного анализа, на момент начала общественной трансформации такая моральная норма, как нетерпимость к фактам дачи или получения взятки в российском обществе оказалась самой низкой из 22 обследуемых стран. Оценки распространенности коррупции в современной России, приводимые различными источниками, политические культуры и социальные изменения.

Международные сравнения показывают, что это явление остается сегодня в числе наиболее опасных для государственного управления и общественной жизни. Исследования проблемы коррупции в органах государственной власти и управления охватывают различные направления:

·        институционально-правовое (достаточность законодательных и нормативных средств и методов противодействия коррупции);

·        организационно-управленческое (функциональность в распределении властных полномочий и контроль за их использованием должностными лицами);

·        аксиологическое (ценностные ориентации государственных служащих);

·        этико-культурное (морально-нравственное состояние социально-профессиональной среды государственной службы) и др.

В социологических исследованиях проведенных учеными кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в качестве составляющей безнравственного поведения государственных служащих рассматривалась и проблема коррупции.

Данные социологического опроса населения дают основание оценить общую картину коррумпированности властей как предельно угрожающую: подавляющее большинство респондентов (85%) так или иначе, попадали в ситуацию, которую можно определить как подстрекательство к взятке. Это, несомненно, влияет и на мнение о готовности государственных служащих оказать за вознаграждение любую, в том числе и незаконную, услугу - почти 70% опрошенных отмечают массовость этого явления в среде чиновников (среди экспертов отмечают значительное распространение коррупции в органах государственной власти свыше 80%).

Однако сами граждане проявляют невысокие морально-волевые качества - для ускорения решения своих вопросов многие считают целесообразным ответить чиновнику "взаимностью", (Российская газета 2006г., № 80) причем колеблющихся в сторону дачи взятки гораздо больше, чем неуверенных в ее целесообразности.

Это подтверждает вывод о слабой моральной и гражданской готовности населения к преодолению в обществе коррупционных поползновений и создает определенную социальную среду для их распространения. Не случайно большинство экспертов отмечают, что самое важное и необходимое условие в борьбе с коррупцией - воздержание населения от собственных предложений взятки, и ответственность при этом в одинаковой степени несут и госслужащие, и граждане. Относительно конкретного содержания угрозы, содержащейся в самом явлении коррупции для общества и государства, мнение экспертов и населения практически совпадает по позиции "усиливается расслоение граждан по уровню доходов", или иными словами: богатые становятся еще богаче, бедные - еще беднее. При этом среди основных причин, толкающих государственных служащих на действия коррупционного характера, значительный вес занимают именно материальные причины.Анализ причин представлен в таблице 2.

Таблица 2

Причины коррупционных действий госслужащих

№ п/п

Причины

Население

Эксперты

1

Необходимость компенсировать недостаточно высокую зарплату

65,7%

76,6%

2

Стремление к созданию резерва денежных и имущественных средств на случай увольнения с государственной службы

 48,3%

 49,6%

3

Желание быть «не хуже» других состоятельных людей (коттедж, машина, престижный досуг)

 45,7%

 56,7%

4

Особенность характера - не упускать возможность извлечения личной выгоды из любых предложений, в том числе незаконных

 40,7%

 43,3%


Возникает парадоксальная ситуация: общество в целом не проявляет достаточной гражданской воли, чтобы успешно бороться с коррупцией в органах власти, государство проявляет явную слабость и ограниченность в средствах контроля и наказания провинившихся чиновников, а сами государственные служащие оказываются в положении выбора - честность или материальное благополучие 1.

Если признать нереальной возможность в ближайшее время значительно улучшить материальное благосостояние всего общества, в том числе и таких его специфических социальных групп, какой являются государственные служащие, а также работники "силовых" ведомств и т.п., (деятельность которых может быть в той или иной степени коррумпирована). То остается только одна возможность - апеллировать к гражданскому самосознанию государственных служащих, принимать все возможные меры для его активизации.

Нравственные и гражданские позиции государственных служащих тем более значимы, что среди основных угроз со стороны коррупции эксперты кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации отметили именно те, которые определяют ее влияние на содержание и направленность процессов государственного и общественного развития. Мнение экспертов представлено в таблице 3 2.

Таблица 3

Основные угрозы со стороны коррупции

№ п/п

Мнение экспертов

%

1

Рост недоверия к государственной власти (характеризует кризисное состояние общественно-политической системы в целом и системы государственного управления в частности)

 87,9

2

Зависимость государственной власти от теневых структур (характеризует степень сращивания элементов государства с элементами квазигражданского и псевдогражданского характера, что может привести к деформации государственности, появлению псевдогосударства)

 74,5 

3

Бесправность гражданина (характеризует практическое прекращение действия норм правового государства, свертывание его целей)

61,0

1 Архипов В. Резервация для чиновничьей власти // эж-ЮРИСТ. - 2004г. - № 20. С. 211 2 Социологический опрос, проведенный сотрудниками РАГС // Интернет сайт #"793673.files/image001.jpg">

Структура управления это система взаимосвязанных элементов.

Основной причиной возникновения конфликтных ситуаций является территориальная отдаленность месторасположения Центрального аппарата от месторасположения Отделов. В связи с чем обязанности Центрального аппарата частично исполняются Отделами. Например: местонахождение Центрального аппарата г. Тюмень, а Отдела водных ресурсов по Ханты Мансийскому автономному округу - Югре г. Ханты-Мансийский, в связи с чем табель учета рабочего времени ведется Начальником Отдела, счета на оплату (например: содержание служебного помещения) собираются Зам. Начальником, и т.д.

Обмен информацией и обобщенная сводка отделов просто необходима Управлению для проведения анализа и мониторинга деятельности государственного органа. Но в Отделах работают специалисты осуществляющие непосредственное исполнение полномочий (Административных регламентов) ставки обеспечивающего и обслуживающего персонала в Отделах отсутствуют и находятся в составе Центрального аппарата.

Руководство должно добиваться, чтобы Отделы работали бесперебойно, продвигая организацию в нужном направлении.

.2 Проблемы: этики деловых взаимоотношений, компетенции, конкуренции, профессиональной ответственности в Управлении

Трудовой коллектив Отделов Управления в основном состоит из сотрудников, возраст которых варьируется от 23 лет до 35 лет, (90% сотрудников) этот фактор особенно влияет на модель взаимоотношений внутри коллектива при выполнении служебных обязанностей сотрудниками.

Большой объем работы и невысокая заработная плата не привлекает высококвалифицированных специалистов, вследствие чего Управление вынуждено привлекать молодых специалистов которые только начинают свою трудовую деятельность.

Для большинства работников Управления, такое понятие как профессиональная этика, включающая в себя нормы поведения государственных служащих, на сегодняшний день не известна. Это обуславливается тем, что отношение к государственной службе у молодых специалистов легкомысленное, поверхностное, некоторые из них только начали, свою трудовую деятельность и первым местом работы стала именно государственная служба в государственном органе.

При поступлении на государственную службу, служащему предъявляют определенные требования, для выполнения служебных обязанностей. Молодой сотрудник, только начавший свою служебную деятельность, сталкивается уже на первых этапах своей профессиональной деятельности с трудностями взаимоотношений в коллективе. Так как каждый человек определенным образом действует в той, или иной, ситуации и имеет свои принципы и модель поведения. На фоне так называемой неопытности и не умении должным образом вести себя в трудовом коллективе у специалистов возникают проблемы связанные с излишними амбициями, непониманием коллег и вышестоящего руководства. Специалист попадает в конфликтные ситуации, приводящие к негативным последствиям.

. Непонимание связанные с осуществлением профессиональной деятельности, конфликт внутри отдела приводит к Личной неприязни конфликтующих в дальнейшем ведет к затруднительному общению между конфликтующими сторонами.

. Также в ходе осуществления профессиональной деятельности имеет место быть непонимание и возникновение конфликтной ситуации между категорией, «начальник - подчиненный», что в свою очередь влечет за собой негативное отношение со стороны начальника, в дальнейшем определенно, в большинстве своих, случав ведущее к дисциплинарным взысканиям и еще хуже принятие решения о проведении служебного расследования.

. Конфликты, возникающий между отделами и Центральным аппаратам при совместном выполнении, подготовки определенной информации, когда нет четкого разграничения обязанностей кто, что должен делать, влечет за собой последствия осложнения взаимоотношений всего Управления.

Общение в трудовом коллективе всего Управления - это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения - это организация совместной деятельности сотрудников, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций и определенного взаимопонимания.

Доверие к государственной службе упало, и не только к государственным служащим, но и к государственным структурам.

Этика государственного служащего, должна охватить нормы человеческих взаимоотношений, не исключая нормативно-правовую базу, выработанную нашим государством. Этика государственного служащего - это не только этические нормы, но и служебные нормы, которые определены нормативно-правовыми документами. Когда этика госслужащего, то есть нормы человеческих взаимоотношений, не исключая государственного долга, будет принята нашим обществом, он не будет поступать так, как думает, а как гласит этика.

Определение границ нарушения этических норм должны четко регламентироваться и регулироваться Законом. Уже идет профессиональная деятельность, профессиональная этика, которая может доказать свою правоту не силой, а убеждением. Этим и должны отличаться государственные служащие.

Этические нормы начинаются с обращения с сослуживцами, с народом, который приходит к ним получать услуги. А госслужащий должен предоставлять услуги народу, как и любая государственная структура. Соблюдение норм зависит от самовоспитания, учебы, и не только в высших учебных заведениях, а начиная со школ, с детских садов.

За последние 10-15 лет госслужащие прошли различное обучение. Но и сегодня государственные служащие живут и работают по давней советской системе, в то время как страна уже живет в рыночной экономике. Государственные служащие, пользуясь рыночной системой, создали бюрократическую систему, работают, преследуя свои личные интересы. Поэтому вокруг них сплошная коррупция.

Главная проблема - достойная оплата труда государственных служащих, отсутствие контроля со стороны государства и, самое главное, у государственного служащего нет моральных и материальных стимулов быть честным и порядочным. Ведь общественность не только не осуждает, но и симпатизирует недобросовестным представителям государственной службы.

Проблемы компетенции в Управлении. Для качественного и эффективного предоставления государственных услуг по наделенным полномочиям необходимы высококвалифицированные специалисты. В связи со сложной спецификой работы, затруднен подбор кадрового состава. На службу принимаются лица, после окончания высших и средних профессиональных учебных заведений, не имеющие опыта работы.

Для большинства сотрудников Управления прохождение государственной службы является первой ступенью на пути к карьере. Наблюдения показывают, что сотрудники, проработавшие в Управлении три или более трех лет, заработавшие определенный стаж и получившие не малый опыт начинают увольняться и переходить на более перспективную и оплачиваемую работу.

В результате чего в Управлении наблюдается нехватка кадров, и руководство Управления объявляет конкурс на замещение вакантных должностей, требования к кандидатам очень высокие, обязательно иметь высшее образование и стаж работы не менее трех лет. Но дело в том, что опытные кадры не желают работать за столь низкую заработную плату. И руководству Управления не остается более, как осуществлять набор без предъявления к стажу, на замещение младших групп должностей тем самым получая не компетентных сотрудников в которых еще предстоит вложить немало средств и усилий, чтобы получить высокопрофессионального специалиста.

Но на этом, проблемы не заканчиваются. Для того чтобы направить специалиста на повышение квалификации или слушание определенных тематических семинаров за счет Управления, необходимо чтобы должность специалиста входила в состав старшей группы должностей. Но, как известно при приеме на работу без предъявления стажа вновь принятому сотруднику присваивается должность «специалист первого разряда», которая входит в младшую группу должностей и специалист не может быть направлен на обучение за счет средств Управления.

В ходе сложившейся ситуации руководством Управления было принято решение обучить персонал своими силами. Начальники отделов Управления подготавливали материалы и проводили тематическое обучение соответственно для своего отдела, с целью повысить уровень знаний сотрудников. По окончанию обучения в Управлении было проведено тестирование с целью, выявить уровень полученных знаний, по результатам которых сформировалась общая картина, 60 процентов специалистов не в полном объеме усвоили материал, таким образом, заменить профессионального преподавателя который качественно и доступно может донести учебный материал невозможно, тем самым значительно повысить уровень знаний специалистов.

Таким образом, проблема компетентных сотрудников в Управлении не решена по сегодняшний день, более опытные сотрудники продолжают увольняться, а принимая новых сотрудников у Управления нет возможности качественно провести обучение, тем самым вновь пришедшие специалисты продолжают обучаться на собственных ошибках.

Проблема конкуренции в Управлении. Конкуренция между сотрудниками должна быть, но она не должна превышать определенных планок. Другими словами, это должна быть дружеская здоровая конкуренция.

Из практики работы в исполнительных государственных органах неоднократно убеждаюсь в неизбежности возникновения многочисленных и разнообразных конфликтных ситуаций. Идеально, когда атмосфера взаимовыручки и дружной командной работы удачно сочетается со здоровой конкуренцией между сотрудниками. Однако от конкуренции совсем недалеко до конфликта и агрессии, к причинам конкуренции можно отнести следующие:

. Тесная взаимосвязь между сотрудниками Управления при выполнении служебных обязанностей. Каждый сотрудник зависит от результатов деятельности других, так как поставленные задачи носят общий характер и выполняются при непосредственном взаимодействии. Когда нарушаются соответствующие обязательства выполнения поставленных задач, появляется реальная почва для взаимных обвинений (конечно же, редко кто признает свою не компетентность, проще обвинить другого).

. Проблема ограниченных ресурсов: дополнительная материальная помощь, стимулирование за замещение свободных штатных вакансий, которые удовлетворили бы сотрудников. Это становится почвой для обвинений руководства в несправедливом распределении ресурсов, взаимных претензий и обид.

. Недостаточно продуманная система материального стимулирования за успешную работу.

Понятно, что в основном оценка специалиста зависит от степени важности выполняемой работы и принимаемых решений, что не соответствует многим сотрудникам и занимаемой должности. Соответственно специалисты возмущены, тем что, его работа не оценивается высоко, хотя он также работает, и выполняет свои обязанности, пусть и ни настолько важные и значимые.

Очень трудно создать такую систему критериев оценки успешности и поощрения, которая удовлетворила бы всех. Одна из наиболее актуальных проблем Управления, которая порождает споры, сплетни, конкуренцию между сотрудниками.

Размер материального вознаграждения, должен определяться квалификацией сотрудника, позволяющий ему выполнять все необходимые функции в рамках своей компетенции, мерой ответственности при выполнении любых обязанностей, и важностью принимаемых решений.

Проблемы профессиональной ответственности в Управлении. Профессиональная ответственность государственного служащего заключается в ответственности служащего за то, что он делает, как он это делает, выполняя свои профессиональные обязанности, каждый государственный служащий наделен определенными полномочиями при выполнении профессиональных обязанностей, соответственно ответственность лежит на государственном служащем только в рамках, возложенных на него полномочий, данные полномочия четко регламентированы должностным регламентом.

В ходе осуществления сотрудниками Управления должностных полномочий при проведении проверок и оформлении результатов проверок специалистами Управления систематически нарушаются сроки предоставления юридическим и физическим лицам государственных услуг, контроль плановой отчетности, также неоднократно наблюдалось неисполнение прямых должностных обязанностей отдельными сотрудниками Управления.

Не надлежащее выполнение сотрудниками Управления своих профессиональных обязанностей, обуславливается большой загруженностью коллектива, постоянно растущих требований к качеству выполнения служебных обязанностей. Не смотря на большую тенденцию увеличения роста водопользователей. Руководство Управления, не берет во внимание колоссальное увеличение нагрузки на человека, а за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работодатель в праве, применять предусмотренные законодательством виды ответственности.

Таким образом, проблема ответственности на сегодняшний день на примере Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов актуальна.

.3 Предложения по урегулированию проблемы

Во-первых - при приеме на работу не рекомендуется брать людей, которые хотят быстро и стремительно сделать свою карьеру. Как правило, такие люди мало заботятся о чувствах своих коллег, что порождает нездоровые отношения в коллективе.

Во-вторых - при переводе сотрудника с одной ступени карьерной лестницы на другую руководство организации должно учитывать не только его профессиональные качества, но и личностные. Если человек не может ладить с людьми, не находит общего языка с коллегами по работе, то его повышение будет вызывать раздражение у остальных членов коллектива, нежелание подчиняться непосредственному руководителю.

А также ряд шагов, предполагающих изменения в политике Управления, могут быть полезными с точки зрения снижения уровня "производственного стресса", в частности:

·        децентрализация или процесс более широкого распределения властных полномочий в Управлении - это снижает ощущение беспомощности и зависимости друг от друга, которые часто служат причиной стресса;

·        изменения в системе поощрений в направлении ее большей справедливости и "понятности" - снижают степень обеспокоенности и тревоги по этому поводу;

·        обогатить рабочие функции сотрудника за счет возможности самому организовывать и планировать свои действия;

·        снижение общего уровня агрессивности и враждебности за счет тактики замещения эмоций или нахождения способов вытеснить негативные эмоции позитивными (обстановка, стиль общения, юмор, общие неформальные мероприятия).

Актуальные предложения:

1. Государственный служащий должен поддерживать ровные, доброжелательные отношения в коллективе, стремиться к сотрудничеству с коллегами. Недопустимы проявления аморальных форм поведения в коллективе, таких, как доносительство, подхалимаж, склоки и др.

. Государственный служащий не должен признавать и поощрять в любых формах протекционизм, клановость, сговор и иные неформальные отношения и решения в кадровых вопросах.

. Государственный служащий должен придерживаться делового этикета, уважать правила официального поведения и традиции коллектива, не подвергать обструкции законные процедуры выработки и реализации решений, участвовать в коллективной работе, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству.

. Государственный служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе. Он имеет право знать, по каким критериям оценивается его профессиональная деятельность.

. Государственный служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других, своевременно принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них личную ответственность.

. Этические комиссии вправе выносить государственным служащим за аморальное поведение общественные порицания, ставить вопрос перед соответствующими государственными службами, структурами об административном наказании их, рекомендовать уволить с работы.

. Задачами этических комиссий является формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих, разрешение различного рода моральных конфликтов. (10)

У руководства страны должна быть политическая воля для изменения ситуации, только так можно исправить положение.

Нужно просто начинать соблюдать предъявляемые моральные требования для государственного служащего.

Требования к государственным служащим должны быть дифференцированы. Чем выше должность, тем выше требования.

Для некоторых категорий государственных служащих нужно законодательно внести ограничения, потому что от их деятельности зависит общественное благополучие страны: нравственное, экономическое.

Нравственным долгом государственного служащего является соблюдение делового этикета, служебной субординации, поддержания ровных, доброжелательных деловых отношений с коллегами по службе, стремление к сотрудничеству. Высказывание своей позиции по служебным вопросам должно исключать повышенную эмоциональность, грубость, бестактность, использование лексики, унижающей человеческое достоинство и дискриминирующей собеседника, подсиживание, провокации в целях дискредитации кого-либо из корыстных побуждений.

Заключение

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.

Самое главное, доверие к государственной службе упало, и не только к государственным служащим, но и к государственным структурам.

Этика государственного служащего, прежде всего, должна охватить нормы человеческих взаимоотношений. Этические нормы начинаются с обращения с сослуживцами, с народом, который приходит к ним получать услуги. А госслужащий должен предоставлять услуги народу, как и любая государственная структура. Соблюдение норм зависит от самовоспитания, учебы, и не только в высших учебных заведениях, а начиная со школ, с детских садов.

В государственной службе проблем больше, чем позитивных дел. Государственная служба коррумпирована, неэффективна и это отражается на состоянии общества в целом. Она требует больших системных изменений и настоящих реформ. И нет уверенности, что это произойдет в ближайшее время.

Главная проблема - достойная оплата труда государственных служащих, отсутствие контроля со стороны государства и, самое главное, у государственного служащего нет моральных и материальных стимулов быть честным и порядочным. Ведь общественность не только не осуждает, но и симпатизирует недобросовестным представителям государственной службы.

У руководства страны должна быть политическая воля для изменения ситуации, только так можно исправить положение.

Нужно предъявлять определенные моральные требования, простые и ясные для государственного служащего. И просто начинать соблюдать их.

Недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата сегодня признана официально.

Значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений. Зачастую они не обладают правовой, социально-экономической, управленческой подготовкой, необходимой для служебной деятельности. Все это обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость проблемы.

Основной путь решения этой задачи - повышение качества профессионального развития и образования государственных служащих всех категорий и групп должностей.

Наиболее острыми проблемами, которые требуют срочного решения и остаются во многом нерешенными в настоящее время являются следующие:

.Организационная нестабильность государственных структур;

.Слабая профессиональная подготовленность, некомпетентность значительной части государственных служащих;

.Значительная коррумпированность государственного аппарата;

.Снижение престижа государственной службы;

.Недостатки в организационном обеспечении занятых вопросами государственной службы.

Актуальные предложения:

1. Государственный служащий должен поддерживать ровные, доброжелательные отношения в коллективе, стремиться к сотрудничеству с коллегами. Недопустимы проявления аморальных форм поведения в коллективе, таких, как доносительство, подхалимаж, склоки и др.

. Государственный служащий не должен признавать и поощрять в любых формах протекционизм, клановость, сговор и иные неформальные отношения и решения в кадровых вопросах.

. Государственный служащий должен придерживаться делового этикета, уважать правила официального поведения и традиции коллектива, не подвергать обструкции законные процедуры выработки и реализации решений, участвовать в коллективной работе, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству.

. Государственный служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе. Он имеет право знать, по каким критериям оценивается его профессиональная деятельность.

. Государственный служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других, своевременно принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них личную ответственность.

. Этические комиссии вправе выносить государственным служащим за аморальное поведение общественные порицания, ставить вопрос перед соответствующими государственными службами, структурами об административном наказании их, рекомендовать уволить с работы.

. Задачами этических комиссий является формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих, разрешение различного рода моральных конфликтов. (10)

У руководства страны должна быть политическая воля для изменения ситуации, только так можно исправить положение.

Нужно просто начинать соблюдать предъявляемые моральные требования для государственного служащего.

Требования к государственным служащим должны быть дифференцированы. Чем выше должность, тем выше требования.

Для некоторых категорий государственных служащих нужно законодательно внести ограничения, потому что от их деятельности зависит общественное благополучие страны: нравственное, экономическое.

Нравственным долгом государственного служащего является соблюдение делового этикета, служебной субординации, поддержания ровных, доброжелательных деловых отношений с коллегами по службе, стремление к сотрудничеству. Высказывание своей позиции по служебным вопросам должно исключать повышенную эмоциональность, грубость, бестактность, использование лексики, унижающей человеческое достоинство и дискриминирующей собеседника, подсиживание, провокации в целях дискредитации кого-либо из корыстных побуждений.

Таким образом, государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.

От того насколько эффективным окажется наш государственный аппарат, насколько взвешенные и продуманные решения будут принимать госслужащие, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Необходимо заново переосмыслить имеющийся отечественный и международный опыт в сфере регулирования государственной службы и сделать соответствующие выводы.

Список использованных источников

1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - С.15.

2.  Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ.

3.      О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16.02. 2005г. № 159 // Российская газета. - 2005г.

.        Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол №21)

.        Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ (постатейный) / Под ред. Ткач А.Н. - М.: Юстицформ, 2004г.

6.  Информационные ресурсы Консультант Плюс.

.    Деркач А.А., Кузьмина Н.В. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: // Российская газета. № 80 - 2006г.

8.      Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ. 2004г.

.        Маркова А.К. // Основы профессионализма М., 2005г.

.        Солодкая М.С. Ответственность субъекта управления: состояние проблемы и перспективы исследования // 2004г.

.        Бельский К.С. Персональная ответственность и дисциплина в государственном управлении //Государство и право, 2000г.

.        Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации // автор Владимир СОКОЛОВ - доктор философских наук, профессор кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС

13.    Зазнобина Н.П. О системе оценки персонала//Деньги и кредит №11, 1999г.

14.    Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития. М.: 2006г.

15.    Коллегиальность и единоначалие как принцип организации и деятельности органов государственной власти в России // Актуальные проблемы развития современного российского общества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2003г.

16.    «Российский налоговый курьер», 2006г. № 16.

.    Социологический опрос, проведенный сотрудниками РАГС // Интернет сайт http://www.garweb.ru; www.vipdisser.com.

18.    Архипов В. Резервация для чиновничьей власти // эж-ЮРИСТ. - 2004г. - № 20.

.        Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее // Гражданин и право. - 2001г.

.        Белюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. - 2003г.

.        Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право.- 2004г.- № 1

.        Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Охотского Е.В., Игнатова В.Г. - Ростов на Дону: Феникс, 2004г.

.        Иванов С. А. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // эж-ЮРИСТ. - № 6, 2006г.

.        Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность // Закон и право.- № 8, 2003.

25.    Козбаненко В.А. Публично - правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное, Гражданин и право. - 2003.

.    Интернет сайт http://www.nestu.ru.

27.    Внутренние документы инспекции.

28.  Колодкин Л.М. профессор, доктор юридических наук, Кодекс профессиональной этики государственных служащих 2003г.

29.    Даль В.И. Толковый словарь живого великого Русского языка 1863-66г.г.

.        Большой толковый социологический словарь 2001г.

.        Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998г.

.        Куракин А.В. Закон и право. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. 2007г.

.        Старилов Ю.Н. Государственныя служба. 2002г.

Похожие работы на - Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!