|
I
квартал 2013 г
|
Справочно
I квартал 2012 г.
|
Все
население
|
100
|
100
|
в
том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей до 3500,0
|
2,9
|
3,4
|
3500,1-5000,0
|
5,0
|
5,6
|
5000,1-7000,0
|
8,9
|
9,9
|
7000,1-10000,0
|
14,6
|
15,7
|
10000,1-15000,0
|
21,0
|
21,6
|
15000,1-25000,0
|
24,8
|
24,1
|
25000,1-35000,0
|
11,2
|
10,2
|
свыше
35000,0
|
11,6
|
9,5
|
1)
Предварительные данные.
|
Еще одна из существующих тенденций звучит так:
чем выше образование, тем выше притязания. У тех, кто не получил хотя бы
среднее образование, этот уровень практически в 2 раза ниже, чем у тех, кто
получил диплом. Наконец, что еще следует отметить, у жителей Москвы и
Санкт-Петербурга уровень притязаний в 3 раза выше, чем у жителей малых городов,
деревень и сельских местностей. Сельские жители считают, что для нормального
уровня жизни им необходимо меньше денег, чем горожанам.
Таким образом, видно, что универсального для
всех слоев и социальных групп примерно равного уровня жизни просто не
существует. Для каждой группы населения он свой, и дифференциация между ними
весьма значительна.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что
именно социальная дифференциация оказывает далеко не последнюю роль на
формирование экономической политики страны, и именно она служит основным
показателем нестабильности общественных слоев в различные моменты
экономического развития в стране. На основании социальной дифференциации общества
и складываются основные направления экономической и социальной политики в
отношении увеличения числа бедных и разработки программ по их поддержке.
.2 Причины
социальной дифференциации населения
Одной из наиболее важных причин социальной
напряженности в любой стране выступает разница в уровнях благосостояния
граждан. Эта разница также заметна и отражается на уровне их богатства. Уровень
богатства определяется двумя ключевыми факторами:
) величиной имущества всех видов, которое
находится в собственности отдельных людей;
) величиной текущих доходов индивидуумов.
Люди получают доходы, или же становятся
предпринимателями. Или же они предоставляют находящиеся в их собственности
факторы производства в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту
собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме
формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной
тому:
) разная ценность принадлежащих людям факторов
производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший
доход, чем в форме лопаты);
) разная успешность использования факторов
производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может
получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации,
работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
) разный объем принадлежащих людям факторов
производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных
условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Ключевой группой факторов, влияющих на дифференциацию
доходов, являются существенные различия: в величине денежных выплат из
общественных фондов потребления; в размерах оплаты труда работников, занятых в
общественном производстве; в возможности поступления доходов от
неконтролируемого их перераспределения деятельности, новых форм кооперации; в
объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной семей; в
размерах и составе.
В экономической литературе все чаще поднимаются
вопросы, связанные с наличием "теневой" экономики в системе общественного
производств. Функционирование "теневой" экономики и определенного
круга лиц, которые могут извлечь нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в
общественной системе. В общественном сознании любые высокие доходы будут
расцениваться, как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием
индивидуальной трудовой деятельности. Они также могут быть связаны с
кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами
предприятий.
При рассмотрении этой проблемы следует четко
разграничить нетрудовые доходы на законные и незаконные. Однако их
классификация и оценка является предметом исследования юридической науки. Если
применять оценку нетрудовых доходов, которые были получены на законном
основании как доходов на собственность или же доходов на прошлый труд, мы можем
исключить их из нашего исследования. Сам удельный вес таких доходов может
возрастать и оказывать влияние на дифференциацию слоев населения.
Рыночная система является бесстрастным
механизмом. У неё не существует совести. У неё также отсутствуют моральные
нормы. Личный характер рыночной экономики в некотором роде даже предполагает
высокую степень неравенства доходов. У каждого человека существуют свои личные
физические, интеллектуальные и эстетические способности. Кто-то унаследовал
исключительные способности. Другим же придется тратить жизнь на подсобные
низкооплачиваемые виды деятельности. Кто-то по личностным характеристикам
становится высокооплачиваемым профессионалом спортсменом. Другие возможно
станут великими художниками и музыкантами. Люди существенно отличаются друг от
друга по уровню полученного образования их профессиональной подготовки.
На основании вышеизложенного, можно сделать
вывод о том, что причины дифференциации населения в большинстве своем четко
обозначены и структурированы в контексте экономических наук. Данные причины
следует учитывать в соответствии с действующими на текущий момент времени в
стране экономическими стандартами и проводимой экономической политикой для
поиска наиболее эффективного пути развития.
Глава 2. Уровень и качество жизни
.1 Уровень и качество жизни:
сущность, основные показатели и критерии
Конечной целью при развитии любого общества
является повышение уровня жизни населения.
Уровень жизни выражен экономической категорией и
социальными стандартами. Он характеризует степень удовлетворения физических и
социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни
всегда будут являться: питание и доходы населения, здоровье, домашнее
имущество, жилищные условия, платные услуги, культурный уровень населения,
условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита
наиболее уязвимых слоев населения.
Социальные гарантии представляют собой
существующую систему обязательств общества перед своими членами по
удовлетворению наиболее важных потребностей. Государство, давая гарантии,
предполагает, что общество берет на себя обязательство по созданию внутренних
условий каждому члену общества. Это необходимо для реализации его экономической
активности и получения дохода.
Социальная защита - система мер, осуществляемых
обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения
граждан.
Эти компоненты напрямую связаны с
количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей
уровня жизни.
В процессе воспроизводства необходимо учитывать
взаимные экономические и социальные факторы, такие как питание, образование,
жилище, здоровье, и другие. Решающую роль для общества всегда будет иметь
уровень жизни, а для производства это будет определяться эффективностью труда.
ВВП и национальный доход на душу населения, а
так же производительность общественного труда представляют собой показатели
общеэкономического, а уровень жизни - показатель развития общественных
структур.
Сложившееся понимание критериев уровня жизни
населения акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не только сам по
себе, но также в соотношении с потребностями общества в целом.
Общероссийский анализ уровня жизни, определяется
содержанием потребительской корзины и прожиточным минимумом. Уровень жизни
региона или страны дифференцируется по величине безработицы, средней
продолжительности жизни населения. Дополнительно он разделен на основе
структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов
питания. Также принимается во внимание уровень квалификации работников. Сюда же
относится численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же
уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на
1000 человек, объектов культуры и спорта, наличие школ, жилья и т.д.)
Следует проводить оценку уровня жизни населения
непосредственно взаимосвязи с общеэкономическими показателями. Сюда же следует
отнести показатели, сопутствующие общеэкономическим: потребительский спрос,
доходы населения, цены, торговля, кредиты и госбюджет. Например, доходы,
получаемые населением, являются ключевыми факторами, определяющими основу
уровня жизни.
Необходимо выявлять конкретные компоненты уровня
жизни. Ими будут являться некоторые виды человеческих потребностей.
Удовлетворение данных потребностей будет являться основной частью уровня жизни.
Совокупность экономических элементов уровня жизни охватывает в полном объеме
саму сферу человеческих потребностей.
На их основе происходит формирование системы
показателей уровня жизни. Уровень жизни населения измеряется системой
показателей, характеризующих уровень потребления, здоровье, занятость, жилище,
образование, социальное обеспечение и другие.
Рисунок 1. Система показателей уровня жизни населения.
социальный дифференциация население
От уровня жизни зависит трудовой функционал
работников. Он же выступает рычагом влияния на цену рабочей силы, и её
непосредственную реализацию в труде. Понижение или же наоборот повышение
производительности труда и как следствие качества уровня жизни населения
неизбежно движет экономику вперед или вспять.
Во многих странах для эффективной оценки уровня
жизни используют показатель носящий название благосостояния общества. Он отражает
минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.
Прожиточный минимум представляет собой оценку
стоимости суммарного потребления семьи или человека. Она всегда будет
определяться на основе минимальной потребительской корзины. Эта корзина в свою
очередь дает структуру потребления. Она отражает расходы малоимущих
общественных слоев и включает минимальный набор, являющийся необходимым для
физиологического выживания. Этот набор в совокупности с прожиточным минимумом
зависят от уровня социального и экономического развития страны. Изначально он
был принят на основе принципом распределения. В настоящее время эта
экономическая категория не имеет смысла. На сегодня более 41 миллиона граждан
России (30,5%) находится за чертой бедности.
При существующем уровне производства
правительство не может повысить планку черты бедности. Оно также в состоянии
компенсировать всю разницу между минимальным потребительским бюджетом и
социальным дном.
Потребительский бюджет представляет собой
сбалансированную систему доходов и расходов у среднестатистической семьи. Он
характеризует уровень жизни различных социальных групп.
Самый небольшой потребительский бюджет всегда
формируется на основании традиций потребления. На него влияет изменение рынка
потребительских услуг и товаров. Он представляет собой прожиточный минимум.
Исчисление происходит исходя из средних доходов на душу населения. Он
представляет собой наивысший стандарт прожиточного уровня для населения.
Расчет минимального прожиточного минимума определяется
на основании продовольственной корзины.
Продовольственная корзина представляет собой
набор из продуктов питания одного человека в месяц. Данная корзина рассчитана
на основе норм потребления продовольствия населением. Эти нормы соответствуют
физиологическим потребностям населения.
Анализ норм потребления, состава и качества
потребительской корзины, показывает, что уровень прожиточного минимума не имеет
никакого социального и экономического содержания. Он является исключительно
умозрительным документом, фиксирующий некую отправную точку для произведения
расчетов.
Цена базовой потребительской корзины собственно
и представляет собой минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет, или бюджет
прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным
социально - демографическим группам в целом по Российской Федерации и в
субъектах Российской Федерации.
Уровень прожиточного минимума представляет
собой, как и его бюджет, показатель потребления важнейших материальных благ и
услуг на минимальном уровне. Он, как правило, рассчитывается исходя из
минимальных норм потребления важнейших товаров и услуг, а также продуктов
питания. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен
выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять - 41,2%,
услуги - 14,2%, непродовольственные товары - 38%,
налоги и сборы - 2,6%
Рисунок 2. Показатели бедности.
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность
понятия уровня жизни формируется согласно основным критериям жизнеобеспечения
граждан государства. Данные критерии не являются свойственными только для
отдельно взятой территории, они формируются на основе международных санкций о
правах человека, но при этом адаптируются под требования и возможности
определенного государства и его экономической политики.
.2 Современное состояние и основные
направления повышения уровня и качества жизни населения в России
Сбалансированность рынка труда, а также его
являются одними из ключевых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность
России на международной арене. За их достижение отвечают системы
профессионального образования и социальной защиты, молодежной политики, а также
занятости населения.
Основываясь на современной экономической ситуации
в стране на основании санкций введенных в отношении Российской Федерации,
уровень жизни населения РФ заметно снизился, однако в средствах массовой
коммуникации эта информация отражения не получила.
В настоящее время все чаще затрагиваются вопросы
уровня жизни населения, отличий в качестве жизни разных стран, выбора места
жительства, и др. Россия, с ее пробелами в законодательстве и несовершенным
бытом, значительно уступает иным государствам. Можно сравнить ряд определённых
экономических показателей США и России, приведенных в сводной таблице (См.
Приложение 1).
Из приведенных в приложении 1 данных можно дать
экономическую характеристикам РФ и США, и как можно увидеть Россия занимает по
многим из экономических показателей далеко не ведущие места. Тем не менее в
России существуют и свои положительные черты. Отсутствие огромного количества
преступлений как в США, объясняется ментальной особенностью российского
населения решать правовые вопросы без вмешательства правоохранительных органов.
В плане экономики же Россия сильно проигрывает США. В России очень высокий
коррупционный показатель, однако, Россия всё ещё впереди по запасам нефти,
ресурсов, экологии, а также она лидирует в плане вооруженных сил.
Несмотря на достаточно плачевное экономическое
положение США, следует помнить, что мнение о том, что многие американцы имеют
хороший уровень дохода, ошибочно. Основываясь на данных Бюро переписи населения
США, 13,3 % американцев проживают уже за чертой бедности. Это составляет
порядка 36,4 миллионов человек. В это же время в России в такой же ситуации
находятся 24% населения. Например, штат Миссисипи и столица - город Вашингтон
представлены самым низким уровнем дохода населения. Самыми богатыми и
подходящими для жизни местами являются штаты Нью-Хэмпшир, Мэриленд и
Коннектикут. По данным RINA, средняя продолжительность жизни американцев
имеющих средний уровень жизни, составляет около 80 лет. В России, по данным
Всемирной организации здравоохранения за 2012 год данная продолжительность
жизни составляет около 65 лет. Основой этого являются наиболее благоприятные
условия жизни. К ним будет относиться более качественное и разнообразное
медобслуживание, питание, уверенность в будущем детей, то есть те самые
факторы, позитивно отражаются на психологическом климате общества.
Последние десять лет зарплатоемкость ВВП России
возрастала: с 24,6 % в 2000 году до 36,3 % в 2008 году. В 2014 году, несмотря
на кризис, этот показатель существенно повысился до рекордных 41 %. В прошлом
году, зарплатоемкость ВВП России резко упала на 0,6 %. Россия по внутренней
зарплатоемкости существенно обгоняет многие развитые экономики. Так, на сегодня
показатель зарплатоемкости ВВП России по-прежнему выше, чем показатели Бельгии
(38,1 %), Норвегии (37,5 %), Италии (30,9 %), а также Мальты (38,1 %) и Испании
(37,7 %). Он находится наравне с показателями Нидерландов и Кипра - в обеих
странах зарплатоемкость ВВП составляет также 39,5 %.
В странах с развитой рыночной экономикой затраты
на заработную плату повышаются в соответствии с увеличением производительности
труда. В России же такой зависимости нет. Как поясняет Николаев, Россия тратит
на зарплаты большую часть ВВП, чем тратят развитые страны, однако этот процесс
в нашей стране не сопровождается повышением производительности труда. Суммарная
заработная плата в России росла до 2009 года включительно быстрее, чем ВВП
страны, это означает, что по росту производительности труда темпы были не те,
которые хотелось бы иметь.
Основными группами современных мероприятий, для
повышение устойчивости рынка труда в России, а так же для наиболее четкой
координации и слаженности системы профессионального образования, предлагаются
следующие аспекты:
. Следует провести мониторинг рынка труда. К
нему предлагается привлечь и работодателей. В данном мониторинге должны быть
отражены требования к кадрам, социальные условия жизни работников и их
психологическое состояние. Данные полученные в результате этого мониторинга
должны послужить для сокращения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.
Это должно произойти на основании приведения планов переподготовки и обучения
кадров в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней в
соответствие с потребностями современного рынка труда.
Система подготовки кадров должна поддердиваться
по приоритетным направлениям рынка труда. Работодателей необходимо привлекать к
управлению образовательными учреждениями.
. Необходимо проводить модернизацию учебных
заведений. Следует переходить к клиентоориентированным структурам. Этой же цели
способствует внедрение БОР. Должно происходить обновление
материально-технической базы учебных заведений. Это должно происходить на всех
стадиях включая начальное образование.
. Необходимо непрерывное развитие системы
образования во всех регионах. Необходимо реализовать программы поддержки институционализированных
и неформальных институтов, которые осуществляют свою деятельность в сфере
непрерывного образования. На основании этого следует синхронизировать развитие
образовательных учреждений всех уровней. Стимулирование этого развития должно
происходить на предприятиях России с использованием совершенных инструментов
управления человеческими ресурсами.
. Необходимо создание и реализация комплекса
определенных мер по профессиональной ориентации подростков обучающихся в
общеобразовательных учреждений. На данной стадии также важно привлечение к
данному процессу активных работодателей. Должно происходить финансирование
данной системы и её поддержка, вплоть до кредитования образовательных услуг.
Должно происходить системы трудоустройства для современной молодежи, например,
создание биржей труда. Здесь также необходимо формирование инфраструктуры
развития предпринимательской деятельности.
. Необходимо создать условия для стимулирования
занятости в России. Как региональный аспект, должно происходить также
стимулирование альтернативной занятости, развивающейся в сельской местности.
Необходима разработка современных кадровых программ и проектов по развитию
образовательных учреждений в сельской местности.
. Необходимо осуществлять контроль за
миграционными программами. Это необходимо для привлечения в регионы
трудоспособного населения. Также это поможет решить проблему развития
институтов социокультурной переработки сырья. Важнейшим инструментом
организации миграционных процессов и институтом социокультурной переработки
должна будет выступить система профессионального образования. К ней также можно
отнести систему начального профессионального образования. Однако эта система
сможет лишь за счет расширения контингента обучающихся различных возрастов
стабилизировать свое положение. Нестабильное положение данной системы ухудшится
в связи с сокращением количества выпускников из образовательных учреждений
среднего звена. Дополнительно, региональным аспектом необходимо будет
разработать функциональную систему языковых курсов. Они выступят культурными
институтами помощи мигрантам в освоении языка и преодолении коммуникативных
барьеров.
На сегодняшний день одним из приоритетов
развития для России становится повышение уровня качества жизни населения в
государстве. Без этого невозможно достижение конкурентоспособности России на
международной экономической арене, по причине того, что новые виды деятельности
потребуют дополнительной разработки стандартов качества уровня жизни. В рамках
данного направления необходимо реализовать следующие задачи:
· Увеличить прирост доходов для
населения. Наряду с этим необходимо сокращение показателей бедности. Необходимо
снизить долю населения, имеющую доходы ниже среднего. То станет основой для
дальнейшего сокращения дифференциации населения по объемам доходов.
· Требуется полноценное развитие рынка
труда. Это позволит повысить занятость населения и снизить социальное
напряжение.
· Необходимо создать равные условия
для доступа к социальным благам и услуга, особенно это касается образовательных
услуг. Следует также обеспечить социальную защищенность населения. Необходимо
подготовить систему социальной защиты к увеличению нагрузки от неработающих
слоев населения, представителей старших возрастных групп на население,
находящееся в стадии трудоспособного возраста. На основании этого потребуется
корректировка стратегий развития социальных инфраструктур в регионах.
· Необходимо улучшить жилищные условия
для населения.
· Следует повысить качество работы
коммунальных служб и муниципальных подразделений в регионах.
· Следует также провести мероприятия
организационно-досуговой деятельности для населения и предоставить членам
общества равный доступ к досугово-развлекательным программам.
В качестве первичных мероприятий, которые будут
направлены на улучшение уровня жизни населения и повышение инфраструктурной
обеспеченности, следует обратить внимание на:
· Разработку программ социальной
поддержки и защиты стареющего населения. Следует увеличить число
домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Дополнительно требуется создать
большее количество центров временного пребывания пенсионеров и количества мест
в них. Следует также модернизировать инфраструктуру работы с людьми пожилого
возраста. В модернизацию войдут специализированные программы обучения соответствующей
возрасту и здоровью, предоставления возможностей продолжения труда и пр.
Необходимо также более полно проработать программы социальной помощи
престарелым людям на дому.
· Необходимо реализовывать социальную
помощь непосредственно по адресам. В этой программе должны быть включены
социальная поддержка населения, увеличение их дохода и иные мероприятия.
· Должно происходить развитие
инжинерно-технологических предприятий в стране и регионах (ЖСК, коммунальные
компании и пр.)
· Также следует заниматься жилищным
вопросом населения престарелого возраста и инвалидам. В этот аспект включено
предоставление гражданам субсидий из бюджета для оплаты части процентных ставок
по различного рода займам и кредитам, полученным для строительства или с целью
приобретения жилья. Сюда же будет входить предоставление гражданам субсидий из
бюджета, направленных на оплату части стоимости жилья, приобретаемого с помощью
жилищного займа или кредита.
· Следует оказывать дополнительную
государственную поддержку отдельным категориям граждан в плане улучшения
жилищных условий. Это могут быть работники социальной сферы, или представители
государственных структур.
· Стимулирование предприятий
транспортной сферы к развитию и обновлению парка, повышению качества
обслуживания пассажиров.
Одна из функций государства направлена на
перераспределение национального дохода состоит в том, чтобы максимально снизить
разницу в доходах различных слоев общества и обеспечить более благоприятные
условия материальной жизни для всех членов общества.
Однако чрезмерное вмешательство государства в
процессы перераспределения доходов населения несет риск снижения деловой
активности общества и как следствие падение эффективности хозяйственной
деятельности в некоторых слоях населения. Специализированные программы
социальной поддержки могут увеличить процент социального иждивенчества. На
выравнивание доходов между бедными и богатыми прослойками населения социальная
перераспределительная политика государства практически не оказывает
воздействия.
Для государства предоставляется специфический
выбор между экономической эффективностью и экономическим равенством. Это
вызывает логичную проблему: чрезмерное равенство неизбежно приведет к снижению
среднего уровня жизни населения и качества его жизни. Инициативные и попадают в
положение, при котором им не требуется использовать свои персональные таланты.
Неравенство в доходах населения в существенной
мере возникло в связи с объективным действием рыночного механизма цен, наряду с
природным фактором. Полное искоренение разницы в доходах означало бы полное
разрушение рыночного механизма ценообразования.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что
современное экономической положение населения в стране в достаточной мере
нестабильно. Дифференциация достигает существенных пределов и для ее
преодоления требуется разработка новых социально-экономических программ и
проектов для стабилизации экономической ситуации.
Заключение
На сегодняшний момент на основании финансового
кризиса социально-экономическая дифференциация слоев населения проявляется
достаточно четко. Бедные слои населения становятся еще беднее. Более богатые
группы людей пытаются за счет кризиса увеличить свой капитал.
Россия представляет собой далеко не самую бедную
страну. В России на данном этапе просто отсутствует механизм грамотного
перераспределения доходов среди слоев населения.
В нашей стране у государства на сегодня не имеется
функциональных и реально действующих программ по борьбе с бедностью. Все более
развитые страны активно совершенствуют свои системы поддержки малоимущих. Они
стараются определить границу социальной помощи, за которую она не должна
выходить, чтобы не создавать риска социального иждивенчества. Именно такой путь
развития должен происходить и в России, однако на данный момент времени, все
это является теоретическими рассуждениями.
Библиографический список
1. Антология экономической
классики: В 2 т. М., 2012 г. Т. 1. 599 с.
. Баженова В.С., Иохин В.Я.
Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник/ под ред. Журавлевой Г.
П.//М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011 г. 934 с.
3. Баянова Е. Главный
показатель качества жизни // Парламентская газета № 057(2125) от 24 апреля 2012
г. 92 с.
. Бобков В.Н. Проблемы оценки
уровня жизни населения в современной России.//М.: ВЦУЖ. 2011 г. 400 с.
5. Борисов Е.Ф., Экономическая
теория: учебник.// 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Издательство Проспект,
2011 г. 544 с.
. Гонтмахер Е. Социальные
проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2011 г.
№ 2. 101 с.
7. Жеребин В.М., Романов А.Н.
Уровень жизни населения.// М.: ЮНИТИ ДАНА, 2011 г. 314 с.
8. Левашов В.И. Социальная политика
доходов и заработной платы. // М: Центр экономики и маркетинга, 2011 г. 360 с.
. Маркс К. и Энгельс Ф.
Сочинения // 2-е изд. М., 1987 г. переиздание 2011 г. М. « Эксмо» 303 с.
. Николаев А. Н. Современный
уровень жизни. // М. Полиграф. 2011 г. 429 с.
. Овчарова Л.М. Бедность в
России. Мир в России. // Тверь 2013 г. 402 с.
. Римашевская Н. М. Проблема
борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных
организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему // Под ред. М. А. Можиной.
М., 2010 г. 414 с.
. Смит А. Исследования о
природе и причинах богатства народов. // М. 2011 г. 427 с.
14. Социальное
положение и уровень жизни населения России.// Стат. сб. М.: Росстат. 2014 г.
412 с.
15. Тихонова Н. Е. Социальная
структура российского общества: итог восьми лет реформы // Общественные науки и
современность. М. 2013 г. № 3. 119 с.
. Экономические и социальные
проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. // Под
ред. Жилина И.Ю. Тимофеев Л.М. - М: ФЕНИКС, 2011 г. 168 с.
17. Экономическая
статистика: Учебник. // Под ред.проф. Иванова Ю.Н. 3-е изд. перераб. и доп.
М.:ИНФРА-М, 2012 г. 736 с.
. http://www.poverty.net.ru/
.
http://www.ecsocman.edu.ru/
.
http://www.lawinrussia.ru/node/28290/
.
http://www.moluch.ru/archive/69/11846/
.
http://www.twirpx.com/file/98670/
Приложение 1
Сводный анализ показателей уровня
жизни населения в РФ и США.
Статистика
преступности в России
|
Статистика
преступности в США
|
|
Всего
преступлений:
|
2
952 370
|
11
877 218 (в 3 раза больше чем в России)
|
Примечание:
|
Фактическое
количество совершенных преступлений зачастую более информативный показатель
чем иная официальная статистика.
|
Уровень
компьютерного пиратства:
|
73
% (В 3 раза больше чем в США)
|
20
%
|
Примечание:
|
Уровень
пиратства - это число единиц пиратского программного обеспечения,
установленного в 2007 году, поделенное на общее количество установленного
программного обеспечения.
|
Статистика
экономики в России
|
Статистика
экономики в США
|
|
ВВП:
|
1,746
трлн. долларов
|
13,060
трлн. долларов (в 6 раз больше чем у России)
|
Примечание:
|
Валовый
внутренний продукт (ВВП) это стоимость всех конечных товаров и услуг,
произведенных в стране за год.
|
ВВП
(на душу населения):
|
12
264.03 долларов на душу населения
|
43
680.67 долларов на душу населения (в 3 раза больше чем в России)
|
Примечание:
|
Это
общий ВВП страны, поделенный на численность ее населения. Таким образом,
рассчитывается, сколько продукта производит страна из расчета на одного
человека.
|
ВВП
и ППС:
|
1
408 603 млн. долларов
|
11
628 083 млн. долларов (в 7 раз больше чем у России)
|
Примечание:
|
ППС
- паритет покупательной способности
|
Индекс
человеческого развития:
|
0.795
|
0.944
(на 19 % больше чем в России)
|
Примечание:
|
Индекс
человеческого развития вычисляется ООН.
|
Статистика
образования в России
|
Статистика
образования в США
|
|
Расходы
на образование (% от ВВП):
|
3.8
%
|
5.7
(на 50 % больше чем в России)
|
Примечание:
|
Это
расходы правительства на образование
|
Статистика
энергетики в России
|
Статистика
энергетики в США
|
0.54
|
0.77
(на 43 % больше чем в России)
|
Примечание:
|
Это
отношение цены на премиум бензин в стране и среднего мирового показателя цены
на бензин
|
Запасы
нефти:
|
69
000 млн. баррелей
|
22
450 млн. баррелей (в 3 раза меньше, чем в России)
|
Примечание:
|
Это
общее количество нефти в разведанных нефтяных месторождениях страны.
|
Статистика
экологии в России
|
Статистика
экологии в США
|
|
Выбросы
CO2:
|
1
540 360
|
5
762 050 (в 3 раза больше чем в России)
|
Примечание:
|
Это
общие выбросы CO2 (без учета землепользования). Единица измерения: тысяча
метрических тонн двуокиси углерода
|
Статистика
правительства в России
|
Статистика
правительства в США
|
|
Коррупция:
|
2,3
|
7,2
|
Примечание:
|
Индекс
восприятия коррупции (ИВК) - это уровень коррупции, основанный на экспертных
оценках и опросах общественного мнения. Чем меньше ИВК, тем больше коррупция.
|
|
Статистика
образа жизни в России
|
Статистика
образа жизни в США
|
Уровень
счастья:
|
6
%
|
39
% (в 6 раз больше чем в России)
|
Примечание:
|
Доля
людей, которые ответили на вопрос анкеты: «Принимая во внимание всё, что
происходит в вашей жизни, вы...? Очень счастливы, достаточно счастливы, не
очень счастливы или совсем не счастливы», В расчет принимается только ответ
«очень счастлив».
|
Статистика
вооруженных сил в России
|
Статистика
вооруженных сил в США
|
|
Личный
состав вооруженных сил:
|
1,520,000
|
1,366,000
(на 11 % меньше чем в России)
|
Примечание:
|
Всего
вооруженных сил (2000)
|
Статистика
населения в России
|
Статистика
населения в США
|
|
Уровень
разводов:
|
3,36
на 1000 человек
|
4,95
на 1000 человек (на 47 % больше чем в России)
|
Примечание:
|
Коэффициент
разводов на 1000 человек
|
Население
в 2015 году:
|
136
696
|
325
723 (на 138 % больше чем в России)
|
Примечание:
|
Усредненный
прогноз. В тыс. человек.
|
Статистика
транспорта в России
|
Статистика
транспорта в США
|
|
Автомобили:
|
124
автомобилей на 1000
|
765
автомобилей на 1000 (в 5 раз больше чем в России)
|
Примечание:
|
Количество
автомобилей на 1000 человек
|