общества.
Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта; полнота и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения.
Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время, по единой методике. Кроме того, должна быть обеспечена сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется явление. Для этого должна быть полная ясность организации и методологии статистического наблюдения, чтобы были понятны характер и причины различий в данных наблюдений, если таковые были вызваны именно организационно-методологическими факторами.
Обследования основного массива и выборки являются примерами массовых наблюдений, когда наблюдением охватывается множество единиц. Примером другого рода обследований является монографическое наблюдение. Оно состоит в подробном описании отдельных единиц совокупности в целях их углубленного изучения, которое не может быть столь детальным при массовом наблюдении. Примерами монографических обследований являются этнографические обследования, когда изучается образ жизни семьи или нескольких семей, и др.
В любом обследовании источником получения первичных данных могут быть непосредственное наблюдение, документы и опрос.
Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков на основе непосредственного осмотра, подсчета и т.д.
Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистических сведений различных документов первичного учета предприятий, учреждении организаций, поэтому этот способ наблюдения часто называют отчетным. Непосредственное наблюдение и документальный способ обеспечивают наибольшую достоверность статистических данных.
При изучении объектов наблюдения, численность и характеристика которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата, по состоянии на которую собираются сведения. При переписях обычно устанавливают время начала и время окончания регистрации данных. Так, последняя Всесоюзная перепись населения проводилась в течение 8 дней - с 12 января по 19 января 1989 г. Время наблюдения приходилось на зимний период и те даты, когда у работающих меньше отпусков, нет государственных праздников или каникул у школьников и студентов.
Программа наблюдения включает признаки, подлежащие регистрации по каждой единице наблюдения. Ее содержание зависит от целей и задач обследования. Поэтому первый принцип составления программы наблюдения: никаких сведений, не относящихся к данному обследованию. Второй принцип: не включать в программу наблюдения те вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно ожидать заведомо неточных результатов.
Программа наблюдения всегда включает опознавательные признаки: вопросы, прямо связанные с целью исследования; контрольные вопросы. Выделение последних весьма условно, так как один и тот же вопрос может выполнять как содержательную, так и контрольную функцию. Опознавательные признаки позволяют идентифицировать единицу совокупности, к которой относятся регистрируемые данные.
Составление программы наблюдения - сложная и ответственная задача. В государственной статистике разработкой программы специальных обследований занимаются специалисты Госкомстата РФ и ИСЭИ при участии представителей Научно-методологического совета и заинтересованных организаций.
Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению. Формуляры наблюдения - бланки, опросные листы, анкеты и т.д., на которых напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем заносятся собираемые сведения. Соответственно в формуляре должно быть предусмотрено место для вопроса и ответа. Обычно в верхней части формуляра или на первой странице располагаются опознавательные признаки, слева - вопросы программы наблюдения, справа место для ответов. Формуляр наблюдения может быть карточным или списанным. В первом случае он предназначен для записи данных только по одной единицы наблюдения, во втором - по нескольким.
Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы все же необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция издается либо в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказках, либо на самом формуляре наблюдения.
Как бы тщательно ни был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материалы наблюдения нуждаются в контроле. Это объясняется массовым характером статистических работ и сложностью их содержания.
Прежде всего проверяется полнота охвата единиц наблюдением. С этой целью производится сверка данных по спискам предприятий и организаций, ЕГРП, пересчитываются заполненные анкеты. При проведении массовых социологических обследований часто кроме основного списка составляется дополнительный список респондентов на тот случай, если респонденты из основного списка почему-либо не могли быть опрошены.
Одновременно на этой стадии проверяется полнота заполнения каждого формуляра наблюдения - формы отчетности, анкеты и т.д.
Всякое статистическое наблюдение ставит задачу получения таких данных, которые точнее отображали бы действительность. Точность и достоверность собираемой статистической информации - важнейшая задача статистического наблюдения.
Отклонения или разности между исчисленными показателями и действительными (истинными) величинами исследуемых явлений нашли отражение в показателях, называемых ошибками или погрешностями. Чтобы предупредить их возникновение или уменьшить их размеры, необходимо в процессе подготовки и проведения наблюдения предусмотреть и осуществить ряд мероприятий. Во-первых, необходимо обеспечить правильный подбор и обучение персонала, на который будут возложены проведение наблюдения, систематический контроль за ходом наблюдения, широкая разъяснительная работа. Во-вторых, следует предусмотреть соответствующие меры во избежание сознательного искажения фактов, приписок и т.д., что является не только нарушением государственной дисциплины, но и прямым преступлением, наносящим вред интересам дела.
В зависимости от характера и степени влияния на конечные результаты наблюдения, а также исходя из причин и источников возникновения неточностей, допускаемых в процессе статистического наблюдения, обычно выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности (представительности) .
Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. Они подразделяются на случайные и систематические и могут быть как при сплошном, так и несплошном наблюдении.
Случайные ошибки - это, как правило, ошибки регистрации, которые могут быть допушены как опрашиваемыми в их ответах, так и регистраторами при заполнении бланков. Например, записывается цифра не в ту графу или вместо возраста 28 лет записывается 38 лет.
Систематические ошибки могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные ошибки получаются в результате того, что опрашиваемый, зная действительное положение дела, сознательно сообщает неправильные данные. Нередки случаи преднамеренного искажения в отчетах сведений об объеме выпущенной продукции, об остатках дефицитного сырья, материалов и т.д. Непреднамеренные ошибки вызываются различными случайными причинами.
Ошибки репрезентативности свойственны несплошному наблюдению. Они возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности недостаточно полно отображает состав всей изучаемой совокупности, хотя регистрация сведений по каждой отобранной для обследования единице была проведена точно. Ошибки репрезентативности могут быть случайными и систематическими.
Случайные ошибки репрезентативности - это отклонения, возникающие при несплошном наблюдении из-за того, что совокупность отобранных единиц наблюдения неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Величина случайной ошибки репрезентативности может быть оценена с помощью соответствующих математических методов. Систематические ошибки репрезентативности - отклонения, возникающие вследствие нарушения принципов случайного отбора единиц изучаемой совокупности. Размеры систематической ошибки репрезентативности не поддаются количественной оценке. Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль собранного материала.
Данные наблюдения считаются принятыми, если они прошли контроль и, если потребовалось, в них внесены исправления. Проверкой собранных данных завершается начальный этап статистического исследования.
Важнейшие задачи статистики в новых условиях хозяйствования - это всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований, экономических и социальных процессов посредством научно обоснованной системы показателей, а также обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства, выявление имеющихся резервов роста эффективности общественного производства
наблюдение достоверность надежность социологический
3. Особенности социологического наблюдения и его применение в социологическом исследовании
Среди иных общественных наук социология отличается тем, что она разработала и применяет приемы, позволяющие дать математическое выражение (в цифрах и процентах) общественным явлениям и процессам. Полученная и обработанная таким способом информация может явиться достоверной основой для теоретического анализа, обобщений, выводов и конкретных рекомендаций.
В ходе социологического исследования выявляются, оцениваются и обобщаются социальные факты, устанавливаются особенности их движения и эволюции. На основании полученной и осмысленной информации формулируются выводы и рекомендации.
Отсюда - важность возможно более точного определения самого понятия социального факта.
Социальным фактом считается событие или тенденция общественного содержания. Таким фактом может быть поведение личности, общественной группы, особенности сознания, интересы, общественные настроения, суждения, взгляды на различные общественные ситуации.
Достоверность получаемых социологией результатов обеспечивается соответствующей организацией проводимого исследования. Как общее правило, каждое исследование включает ряд этапов и приемов.
Подготовительный этап состоит, прежде всего, в разработке целей и программы исследования, в определении конкретных приемов и методов сбора и обработки информации. Уточняется объект исследования.
Оцениваются уже существующие гипотезы, касающиеся особенностей и свойств объекта. Обращается внимание на общую ситуацию и на возможное ее влияние на исследуемый объект. На этом этапе решается вопрос о конкретных методах сбора, обработки и истолкования информации. Определяется объем, сроки, продолжительность этого этапа. Устанавливается бюджет исследования.
Сбор социологической информации представляет собой второй этап. На этом этапе решается вопрос об опрашиваемых группах и о формах проведения опросов (устный, анкетный, телефонный, интервью, беседа). В ряде случаев широко привлекаются данные статистики. Наряду с этими формами источниками информации выступают различного рода документы -юридические акты, постановления, отчеты, доклады, выступления, различного рода документация. Полезную информацию социологи получают из периодической печати, мемуаров, переписки. В каждом случае устанавливается степень достоверности информации.
В некоторых случаях полезным может оказаться так называемый контент анализ, сущность которого состоит в том, что подсчитывается частота употребления тех или иных понятий или терминов в прессе, документах общественных организаций, выступлениях общественных деятелей. На этом основании можно сделать вывод о том, какое внимание уделяется соответствующим проблемам и какое влияние оказывает соответствующий источник на исследуемую общественную группу населения. Наблюдение позволяет социологу регистрировать легко наблюдаемые общественные факты. Наблюдатель может работать извне изучаемой общности, а может применить и способ включенного наблюдения. Однако эти приемы редко дают достоверный результат.
Весьма важным является третий этап, на котором осуществляется анализ, обработки и истолкование полученной информации.
Применяются следующие приемы:
Количественный анализ полученной информации основан на математических способах обработки полученных фактов с целью получения нового знания в цифровых данных. Сюда относятся и статистические приемы, позволяющие установить некоторые взаимосвязи и направления эволюции изучаемых процессов и явлений.
Качественный анализ состоит в выявлении оценочных характеристик общественных фактов, тенденций и взаимосвязей. Здесь применяются такие оценки, как больше, меньше, лучше, хуже и т.д.
. Практическое задание: проблемная ситуация: «Состояние психологического климата в трудовом коллективе». Какие перемены здесь можно наблюдать? Составить 3 карточки наблюдения по данной проблемной ситуации
Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей организации. Для ответа на вопросы необходимо:
Внимательно прочитать варианты ответов, выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению и поставить знак «+» напротив него, если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк
. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
А) большинство из членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные мне люди
Б) в нашем коллективе есть всякие люди
В) меня многое не устраивает
. Вам нравится работать в нашем коллективе?
А) да, меня все устраивает
Б) не знаю, не задумывался над этим
В) меня многое не устраивает
.Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.
А) дружеская
Б) атмосфера взаимного уважения
В) деловая атмосфера
Г) «каждый сам за себя»
Д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера
. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?
А) как можно чаще
Б) 1-2 раза в год
В) я не люблю подобных мероприятий
. Считаете ли вы, что было бы лучше, если бы члены нашего коллектива жили близко друг от друга?
А) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
В) не задумывалась над этим
Г) скорее да, чем нет
Д) нет
. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?__________________________________________
. Если бы Вы вынужден были поменять работу, стремились бы Вы к общению с членами нашего коллектива?
А) да, конечно
Б) затрудняюсь ответить
В) нет
.Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?
А) проведение совместного отдыха
Б) совместное решение производственных проблем
В) совместное решение личных проблем
Г) увеличение зарплаты
. Какие качества членов нашего коллектива привлекают Вас больше всего?
А) профессиональные
Б) личные
В) никакие
. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?
А) я с удовольствием общаюсь со всеми
Б) со всеми понемногу
В) с теми, с кем непосредственно работаю
Г) только с начальством по производственным вопросам
Д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму
Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в наш коллектив?
А) достаточно легко
Б) они долго держаться особняком
В) не знаю, не задумывалась над этим
Могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личностных качеств большинства членов коллектива?
А) да
Б) пожалуй, да
В) не знаю, не задумывалась над этим
Г) пожалуй, нет
Д) нет
Спасибо за участие в анкетировании!
Список использованной литературы
1.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 768 с.
2.Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - 3-е изд., испр. - М.: Омега Л, 2009. - 567 с.
.Филатова О. Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 48 с.