Анализ эффективности использования облачных сервисов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,32 Мб
  • Опубликовано:
    2015-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности использования облачных сервисов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тульский филиал







Курсовая работа

по дисциплине

«Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»

на тему:

«Анализ эффективности использования облачных сервисов»










Список определений и сокращений

ПО - программное обеспечение;

ИТ - информационные технологии;

SaaS (англ. software as a service - программное обеспечение как услуга; программное обеспечение по требованию) - Software as a Service [6,с.40];

Аутсорсинг - передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области; [1,с.5];

Холдинг - совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний [10,с.104];

Хостинг - услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения информации на сервере;

Вендор - юридическое или физическое лицо, носитель торговой марки [9];

Кластер серверов - основной компонент платформы, обеспечивающий взаимодействие между пользователями и системой управления базами данных в клиент-серверном варианте работы. Наличие кластера позволяет обеспечить бесперебойную, отказоустойчивую, конкурентную работу большого количества пользователей с крупными информационными базами [11,с.38];

Программное обеспечение как сервис - модель развертывания приложения, которая подразумевает предоставление приложения конечному пользователю как услуги по требованию. Доступ к такому приложению осуществляется посредством сети, а чаще всего посредством Интернет-браузера [5,с.82];

Тонкий клиент - компьютер или программа-клиент в сетях с клиент-серверной или терминальной архитектурой, который переносит все или большую часть задач по обработке информации на сервер [4,с.26];

Введение

Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике - это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу (англ. Pool) конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам - как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру. [6,с.6] <#"792077.files/image001.jpg">

Рисунок 1 Технологии и подходы, лежащие в основе облачных вычислений

Источник:[6,с.10]

Одной из наиболее существенных технологических новаций, лежащих в основе облачных вычислений, являются технологии виртуализации. Эта новация насчитывает уже более 40 лет: впервые виртуализация была предложена в мейнфреймах IBM еще в середине 1960-х годов. Однако после поворота компьютерных технологий от дорогих мейнфреймов в сторону ПК и недорогих серверов, основанных на процессорной архитектуре x86, о виртуализации на долгое время забыли: о ней продолжали помнить лишь те немногие привилегированные пользователи, которые могли позволить себе платить за мощности и возможности мейнфреймов. [6,с.9]

Мейнфрейм (от англ. mainframe) - высокопроизводительный компьютер со значительным объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для организации централизованных хранилищ данных большой ёмкости и выполнения интенсивных вычислительных работ. [12,с.316]

Среди других технологий, послуживших переходом к современным облачным вычислениям, можно назвать сервис- ориентированную архитектуру (англ. Service-Oriented Architecture, SOA), предоставление приложений в режиме услуг (англ. Application Service Provider, ASP), ITIL / ITSM и др. Некоторые из этих концепций заключали в себе вполне конкретные технологические подходы, в то время как другие употреблялись преимущественно в маркетинговых целях (например, ASP).[3,с.221]

Распространение высокоскоростных каналов интернет-связи сделало возможным интенсивный обмен данными с компьютерами, находящимися в облаке. Развитие технологий веб 2.0 позволило выполнять функционально насыщенные веб-приложения непосредственно в окне веб-браузера, не запуская их на локальном компьютере или в локальной сети. Успеху облачных вычислений, в какой-то мере содействовало развитие интернет-сервисов, предоставляющих доступ к своим данным посредством специальных программных интерфейсов (API). Действительно, когда разработчик создает приложение, которое обслуживает удаленных пользователей на основе данных из удаленного источника (например, из Facebook), то логично, что и промежуточный этап - обработка данных - также может осуществляться на удаленной облачной площадке. [6,с.10]

Облачные вычисления вобрали в себя много идей из предшествующих концепций, и потому изначально они носят более разносторонний характер: их можно понимать и как техническую парадигму, и как маркетинговый термин, и как перспективное направление для НИОКР и академических исследований. По сути, в облачные вычисления вложили все те идеи, которые накапливались в отрасли в течение предыдущих полутора десятилетий. [6,с.10]

Этапы развития рынка Cloud Computing по Gartner

Таблица 1

№ п/п

Этап

Продолжительность

Особенности

I

Время первопроходцев

2007-2011 гг.

Облачные вычисления внедряют компании, готовые идти на риски

II

Консолидация рынка

2010-2013 гг.

Консервативные пользователи начинают обращать внимание на облачные вычисления. Растет конкуренция и снижается общее число поставщиков.

III

Массовое распространение

2012-2015 гг.

Облачные вычисления становятся мейнстримом. На рынке доминирует ограниченное число поставщиков.

Источник:[6,c.14]

 

облачный сервис бизнес автоматизация

Согласно модели, предложенной компанией Gartner, развитие облачных вычислений проходит в три этапа (таблица 1). Первый этап (2007-2011) - время первопроходцев и период формирования рынка. Облачные вычисления в этот период развиваются за счет компаний, которых привлекает возможность быстрого выхода на рынок и радикального повышения эффективности разработки. На этом этапе облачные вычисления наиболее эффективны в рамках IT-проектов, предусматривающих возврат инвестиций в перспективе (от 18 до 24 месяцев). [6,с.14]

Основная черта второго этапа (2010-2013) - консолидация рынка. Количество облачных предложений превосходит потребности рынка, борьба за пользователей среди различных облачных вендоров достигает своего пика, что ведет к серии слияний и поглощений. В то же время зрелость облачных предложений повысится и консервативные пользователи начнут всерьез рассматривать возможность использования облачных вычислений. Продолжительность облачных проектов увеличится, и компании будут инициировать проекты, предусматривающие возврат инвестиций в перспективе от 3 до 5 лет. К 2013 г. облачные вычисления станут предпочтительным выбором при разработке простых в архитектурном отношении приложений среди 2000 ведущих глобальных компаний. [3,с.222]

По прогнозам Gartner, к 2015 году ожидается увеличение объема мирового рынка ИТ-аутсорсинга с 313,2 (2011 год) до 367,1 млн. долларов. Максимальные среднегодовые темпы роста прогнозируются в странах юго-восточной Азии и Японии. По рейтингам Everest Group в двадцатку лидеров входят Accenture, ACS Xerox, Atos Origin, Capgemini, Convergys, CSC, AON Hewitt, HP Enterprise Services, IBM, Dell Services, Unisys, Genpact, HCL, Infosys, Satyam Mahindra, Tata Consultancy Services, Wipro и WNS[1]. Одной из существенных мировых тенденций стало увеличение количества сделок со стоимостью контракта 1 млрд. долл. и более. [8,с.106]

На рисунке 2 и 3 представлена структура российского рынка ИТ-аутсорсинга за 2011 год по видам услуг и отраслям. Среди видов услуг преобладают услуги дата-центров, service desk, поддержка ИТ-инфраструктуры, разработка ПО, сетевые и телекоммуникационные услуги. Основными потребителями услуг ИТ-аутсорсинга в России выступают нефтегазовая, финансовая, телекоммуникационная сферы, органы государственной власти, торговля, энергетика и транспорт. [8,с.107]

Рисунок 2

Структура российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2011 году по видам услуг

Источник: [8,с.107]

К 2014 г. также возрастет понимание рисков, связанных с зависимостью от облачных технологий конкретных вендоров, что приведет к всплеску популярности облачных платформ с открытым кодом. [3,с.222]

На российском рынке крупных игроков пока немного ("Техносерв", "Оптима", "Инфосистемы Джет", "Россервис", "Микротест", ЛАНИТ и IBS), более 70% рынка составляют мелкие компании. Средняя цена сделки в 1 полугодии 2011 года составила 20,3 млн. долл. Одним из наиболее динамичных сегментов рынка ИТ-аутсорсинга является сегмент аутсорсинга информационной безопасности. [8,с.107]


2. Основные характеристики и классификация облачных сервисов

Сегодня сложно найти человека, связанного со сферой ИТ и ничего не слышавшего про облачные вычисления. Эта тема одна из самых обсуждаемых в последнее время. Такой ажиотаж объясняется просто: появилось решение, способ, позволяющий существенно сократить расходы на IT-услуги, отказаться от инвестирования в инфраструктуру и расходов, связанных с ее сопровождением и модернизацией, свести время развертывания приложения к минимуму. [3,с.223]

Переход к электронной форме услуг стал достаточно распространенным явлением в мировой практике. По данным исследования «VMware», перевели часть своей ИТ-инфраструктуры в облако 60% малых и средних европейских предприятий, а виртуализацию отдельных элементов ИТ-инфраструктуры выполнили около 73%. Россия по этим показателям значительно отстаёт. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций, Федеральной службы государственной статистики и Высшей школы экономики в 2009 году только 78,3 % российских компаний использовали глобальные информационные сети, при этом среди компаний с численностью до 50 человек этот показатель еще ниже - 68,1%. Наличием веб-сайта (необходимый элемент виртуализации услуг) могут похвалиться в среднем 24,1 % организаций, а среди организаций с численностью до 50 человек - только 13,1 %.[8,с.109]

Термин «облачные» возник из способа представления Интернета как облака на различных диаграммах, иллюстрациях и схемах. Облачные вычисления (Cloud Computing) - это гибкая, экономически эффективная и проверенная технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные вычисления - это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа (по мере необходимости) к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг (сервис-провайдером). На рисунке 4 схематично представлена суть облачных вычислений. [3,с.222]

Облачная модель поддерживает высокую доступность сервисов и описывается пятью основными характеристиками (Essential Characteristics), тремя моделями предоставления услуг (Service Models) и четырьмя моделями развертывания (Deployment Models). [3,с.222]

Рисунок 4. Технология Cloud Computing

Источник:[3,c.223]

Основные характеристики облачных вычислений:

● Универсальный доступ по сети. Услуги доступны потребителям по сети передачи данных вне зависимости от используемого терминального устройства. [3,с.223]

● Объединение ресурсов. Поставщик услуг объединяет ресурсы для обслуживания большого числа потребителей в единый пул для динамического перераспределения мощностей между потребителями в условиях постоянного изменения спроса на мощности; при этом потребители контролируют только основные параметры услуги (например, объем данных, скорость доступа), но фактическое распределение ресурсов, предоставляемых потребителю, осуществляет поставщик (в некоторых случаях потребители все-таки могут управлять некоторыми физическими параметрами перераспределения, например, указывать желаемый центр обработки данных из соображений географической близости).[3,с.224]

● Эластичность. Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса - одна из характеристик успешного бизнеса. Эластичность позволяет быстро нарастить мощность инфраструктуры без необходимости проведения начальных инвестиций в оборудование и ПО. Эластичность связана с масштабируемостью приложений, так как решает задачу моментального изменения количества вычислительных ресурсов, выделяемых для работы информационной системы. [3,с.224]

● Учет потребления. Поставщик услуг автоматически исчисляет потребленные ресурсы и на основе этих данных оценивает объем предоставленных потребителям услуг. Приобретая только необходимый объем ресурсов, можно оптимизировать расходы, связанные с работой информационных систем организации. [3,с.224]

В настоящее время существуют три основные модели расположения приложений:

● Расположение в инфраструктуре заказчика (on premises). Предполагает существенные начальные инвестиции в аппаратные ресурсы, программное обеспечение, сетевую инфраструктуру и персонал. Такая модель - оплата, приобретение, владение - напрямую связана с высокими капитальными затратами, но в то же время она обеспечивает полный контроль за инфраструктурой, аппаратным и программным обеспечением. [3,с.225]

● Расположение у компании-хостера (hosting). Такая модель развертывания приложений, называвшаяся ранее ASP, а затем - «SaaS» или просто «хостинг», получила свое развитие несколько лет назад и является наиболее популярным способом снижения расходов на информационные технологии. Она основана на аренде аппаратной платформы, программного обеспечения, соответствующей инфраструктуры и персонала, выполняющего ее обслуживание. Отличается меньшим контролем за инфраструктурой, аппаратным и программным обеспечением и базируется на оплате фиксированного числа ресурсов, что обычно предполагает оплату даже когда арендуемые ресурсы не используются. [3,с.225]

● Расположение в облаке (cloud). Данная модель появилась совсем недавно. Она предполагает оплату по факту использования арендуемых аппаратных и программных ресурсов, что приводит к существенному снижению начальных расходов и переходу от капитальных инвестиций к операционным расходам. Такая модель отличается практически полным отсутствием контроля за инфраструктурой и аппаратным обеспечением, а при аренде программного обеспечения - и отсутствием контроля за ним. [3,с.225]

Каждая модель расположения приложений имеет свои недостатки и достоинства, но с экономической точки зрения самой важной характеристикой является оплата по факту использования. Таковым является подход к размещению приложений в облаке. Облачные вычисления - это такой подход к предоставлению и потреблению приложений и компьютерных ресурсов, при котором приложения и ресурсы становятся доступны через Интернет в виде сервисов, потребляемых на различных платформах и устройствах. Оплата таких сервисов осуществляется по их фактическому использованию. [3,с.225]

Выделяют следующие модели развертывания облаков:

.Частное облако (Private cloud). Облачная инфраструктура функционирует целиком в целях обслуживания одной организации. Инфраструктура может управляться самой организацией или третьей стороной и существовать как на стороне потребителя (on premise), так и у внешнего провайдера (off premise). [3,с.225]

. Облако сообщества, или общее облако (Community cloud). Облачная инфраструктура используется совместно несколькими организациями и поддерживает ограниченное сообщество, разделяющее общие принципы (например, миссию, требования к безопасности, политике, соответствия регламентам и руководящим документам). Такая облачная инфраструктура может управляться самими организациями или третьей стороной и существовать как на стороне потребителя (on premise), так и у внешнего провайдера (off premise). [3,с.226]

.Публичное облако (Public cloud). Облачная инфраструктура создана в качестве общедоступной или доступной для большой группы потребителей, не связанной общими интересами, но принадлежащих к одной области деятельности. Такая инфраструктура находится во владении организации, продающей соответствующие облачные услуги и предоставляющей облачные сервисы. [2,с.149]

.Гибридное облако (Hybrid cloud). Облачная инфраструктура является сочетанием двух и более облаков (частных, общих или публичных), остающихся уникальными,но объединенными вместе стандартизированными или частными технологиями, обеспечивающими портируемость данных и приложений между такими облаками (например, технологиями пакетной передачи данных для баланса загрузки между облаками). [2,с.149] Под портированием понимают адаптацию некоторой программы или её части, с тем чтобы она работала в другой среде, отличающейся от той среды, под которую она была изначально написана с максимальным сохранением её пользовательских свойств. [13]

Для многих организаций естественным первым шагом в освоении облачных технологий является частное облако. Оно предоставляет все преимущества облачных вычислений - быстроту перестройки, масштабируемость, эффективность - и избавляет от многих потенциальных и реальных угроз безопасности, характерных для публичных облаков. На основе частного облака могут быть реализованы приложения и платформы в виде сервиса и многие другие виды сервисов. Самой быстрорастущей областью применения частных облаков является IaaS. Она предоставляет самые низкоуровневые ресурсы в простой для использования форме, не меняя при этом фундаментальные принципы работы ИТ-службы организации. Такая модель позволяет организации получить востребованные, динамичные и масштабируемые услуги облачных вычислений, но контроль остается в руках ее ИТ-службы. Со временем частное облако начинает использовать публичные облачные ресурсы и приобретает характерные черты гибридного облака. При этом хостинг сервиса разработки приложений осуществляется либо в собственном центре обработки данных организации, либо в выделенной среде вендора облака. [2,с.149]

. Модели и анализ возможностей облачных сервисов, предлагаемых для использования в малом бизнесе

Облачные вычисления и предоставляемые ими сервисы можно сравнить с коммунальными услугами. Так же как в жару или холод меняется потребление воды и электричества, так и потребление сервисов, предоставляемых облачными платформами, может возрастать или уменьшаться в зависимости от повышения или понижения нагрузок. Очень часто у поставщиков возникает необходимость в предсказании нагрузки в целях предоставления более качественного сервиса. [3,с.226]

К наиболее частым сценариям использования облачных платформ относятся хостинг приложений, хранение данных и проведение вычислений. [3,с.226]

Можно выделить следующие основные сервисы, предоставляемые облачными платформами (рисунок 5).

Рисунок 5. Различные модели «облаков».

Инфраструктура как сервис

Модель предоставления инфраструктуры (аппаратных ресурсов) как сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS) предоставляет возможность аренды таких инфраструктурных ресурсов, как серверы, устройства хранения данных и сетевое оборудование. Управление всей инфраструктурой осуществляется поставщиком сервисов, а потребитель управляет только ОС и установленными приложениями. Такие сервисы обычно оплачиваются по их фактическому использованию и позволяют пользователю увеличивать или уменьшать объем используемой инфраструктуры через специальные порталы, предоставляемые поставщиками сервисов. [3,с.231]

Потребителями здесь являются владельцы приложений, IT-специалисты, подготавливающие образы ОС для их запуска в сервисной инфраструктуре. Облачная платформа предоставляет сервисы для запуска виртуальных машин и сервисы хранения данных. Соглашение о предоставлении сервисов (SLA) обычно распространяется на такие характеристики сервисов, как доступность виртуального сервера, время развертывания образа ОС. В данной сервисной модели могут быть запущены практически любые приложения, установленные на стандартные образы ОС. Оплата инфраструктуры как сервиса обычно производится исходя из объема использованных ресурсов. [3,с.231]

Покупатель облачных сервисов должен внимательно изучить все условия SLA, чтобы знать, кто, что и когда делает, а также что, кто, за что и как отвечает в случае облачного отказа. SLA - соглашение об уровне обслуживания (англ. Service level agreement) каждого пользователя облака.

Инфраструктура как сервис (IaaS) - наиболее зрелый сегмент облачных вычислений. Именно в сегменте IaaS наиболее последовательно воплощаются классические преимущества облачных вычислений: экономия за счет эффекта масштаба (чем больше пользователей пользуется ресурсом, тем меньше эксплуатационная стоимость в расчете на одного пользователя), эластичность, модель оплаты «по счетчику» и т.д. Amazon Web Services (AWS) - наиболее известное и наиболее успешное предложение класса IaaS.[3,с.231]

Платформа как сервис

Модель предоставления платформы как сервиса (Platform as a Service, PaaS) предоставляет возможность аренды платформы, которая обычно включает операционную систему и прикладные сервисы. [6,с.50]

Платформа как сервис облегчает разработку, тестирование, развертывание и сопровождение приложений без необходимости инвестиций в инфраструктуру и программную среду. Платформа как сервис также включает и инфраструктуру как сервис. Примером платформы как сервис может служить Windows Azure компании Microsoft. [3,с.229]

Здесь потребителями являются сами компании, разработавшие приложения. Платформа обеспечивает среду для выполнения приложений, сервисы по хранению данных и ряд дополнительных сервисов, например интеграционные или коммуникационные. Соглашение о предоставлении сервисов (SLA) обычно распространяется на такие характеристики сервисов, как доступность среды выполнения приложений и ее производительность. Возможности настройки приложений под нужды потребителей практически не ограничены. [3,с.229]

Ограничением может послужить лишь функциональность сервисов, предоставляемых на уровне платформы. Для того чтобы воспользоваться возможностями облачной платформы, необходимо значительно модернизировать или вообще написать заново существующие приложения. [3,с.229]

Оплата облачной платформы рассчитывается исходя из объема использованных вычислительных ресурсов, таких как:

• время работы приложения;

• объем данных и количество операций с данными (транзакций);

• сетевой трафик.

Первым значимым предложением в сфере PaaS-решений стала система Google App Engine, представленная в апреле 2008 г. C тех пор количество различных PaaS-решений резко возросло, и сегодня разработчики обладают беспрецедентной свободой выбора облачных решений. Существует Engine Yard и Heroku для любителей Ruby, PHP Fog для специалистов по PHP, Stackato для программистов на Perl, Cloudbees для Java-разработчиков и т. д. Также существует несколько PaaS-проектов от крупных вендоров, стремящихся одновременно охватить несколько популярных технологий разработки, таких как Windows Azure от Microsoft (.Net, Java, PHP, Ruby), OpenShift от Red Hat (Java, Ruby, PHP, Python) и Cloud Foundry от VMware (Java, Ruby, Node.js). Существуют также десятки менее известных систем, число которых с течением времени только увеличивается. [6,с.50]

Программное обеспечение как сервис

Модель предоставления программного обеспечения как сервиса (Software as a Service, SaaS) обеспечивает возможность аренды приложений. Программное обеспечение как сервис включает платформу как сервис и инфраструктуру как сервис. Примерами приложения как сервиса являются Business Productivity Online Suite компании Microsoft, Google Docs, а также различные системы автоматизации бизнеса класса CRM, ERP. [3,с.227]

На сегодняшний день это наиболее распространенная модель предоставления облачных сервисов. Модель предоставления программного обеспечения, как сервиса является моделью обеспечения доступа к приложениям через Интернет с оплатой по факту их использования. Организации могут реализовывать подобную модель предоставления сервиса из частных облаков, используя внутренние сетевые каналы, дополнительно защищенные и не связанные с Интернетом. [3,с.227]

Потребителями данного типа сервисов являются конечные пользователи, которые работают с приложениями, предоставляемыми в облаке. Соглашение о предоставлении сервисов (SLA) обычно распространяется на такие характеристики сервисов, как их доступность (uptime) и производительность. Возможности настройки приложений под нужды потребителей минимальны или вообще отсутствуют, их уровень диктуется требованиями рынка или возможностями поставщиков таких приложений. Оплата конечного сервиса, как правило, производится ежемесячно и рассчитывается на основе количества пользователей приложения. [3,с.227]

Решения класса SaaS - разновидность облачных услуг, появившаяся существенно раньше, чем сам термин «облачные вычисления». Из всех облачных решений только SaaS-приложения непосредственно доступны конечному пользователю, и этим они принципиально отличаются от решений класса IaaS и PaaS, которые направлены не на пользователей, а на разработчиков и владельцев IT-систем. [6,с.40]системы занимают устойчивые позиции в сфере корпоративных решений класса CRM и ERP. Поскольку SaaS-решением можно начать пользоваться сразу после оплаты, сроки внедрения таких систем сокращаются до предела по сравнению с традиционными аналогами, что особенно выгодно в условиях быстро растущего малого и среднего бизнеса. [3,с.228]

Особое место на российском рынке SaaS занимают отечественные решения, созданные в оглядке на потребности российского бизнеса. Такие системы лишь отчасти можно считать заменой ПО - в сущности, они решают такие задачи, которые ранее никем решены не были. Ниже рассмотрено несколько примеров практического использования отечественных SaaS-решений в российском бизнесе. [6,с.76]

Если в области корпоративных коммуникаций на российском рынке используются в целом те же решения, что и на Западе, то в сфере автоматизации бизнеса специфика российского бизнеса проявляется более ощутимо. Присутствие Salesforce.com - признанного мирового лидера в области CRM - на российском рынке ограниченно, что создало возможности для появления здесь нескольких независимых малых поставщиков, предлагающих аналогичные решения, оптимизированные для российских пользователей: Asoft CRM, qCRM, On-crm и др. Кроме того, в России довольно популярны системы с открытым кодом SugarCRM и ее форк vTiger CRM. [3,с.228]

Существенный интерес представляют решения для автоматизации бизнеса, изначально созданные для удовлетворения специфических потребностей российских пользователей. Таковы, например, онлайн-сервисы от «СКБ Контур», системы «Мое дело», «Мойсклад» и др. Если использование электронной почты по модели SaaS позволяет сэкономить на заработной плате системного администратора, то перечисленные сервисы позволяют малым компаниям экономить на зарплате бухгалтера и сотрудников, занимающихся учетом. Хотя эти системы и не могут конкурировать в полной мере с тяжеловесным бухгалтерским ПО, они позволяют решать большую часть повседневных задач, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели, а также оказывают существенное подспорье бухгалтерам, работающим по совместительству. [6,с.44]

Общая черта популярных отечественных SaaS-решений - их направленность на удовлетворение потребностей малого бизнеса: подавляющее большинство их пользователей составляют компании с числом сотрудников 10-20 человек. [6,с.44]

По словам Петра Диденко, директора по стратегическому развитию «СКБ Контур», коммерчески выигрышные программные продукты должны быть связаны с решением распространенных, но никем не решенных задач: «Чем сложнее проблема, тем больше в ней денег», - считает Петр Диденко. В своих SaaS-продуктах - «Контур-Экстерн», «Эльба» и других - «СКБ Контур» старается следовать именно этому пути, автоматизируя рутинные задачи, которые год от года отнимают десятки и сотни часов времени у десятков тысяч российских компаний. [6,с.79]

Вероятно, в будущем эта беспроигрышная стратегия будет подхвачена новыми поставщиками, и разнообразие предложений на рынке SaaS-сервисов, ориентированных на нужды российских пользователей, будет возрастать. При этом в основном выигрыше будут малые и средние компании, которые с точки зрения разработчиков более платежеспособны, чем индивидуальные предприниматели. [6,с.80]

Таким образом, среди достоинств облачных вычислений обычно выделяют следующие:

• снижение требований к вычислительной мощности персональных компьютеров (непременным условием является только наличие доступа в Интернет);

• отказоустойчивость;

• безопасность;

• высокую скорость обработки данных;

• снижение затрат на аппаратное и программное обеспечение, обслуживание и электроэнергию и другие экономические факторы. [2,с.149]

Однако наряду с такими оптимистичными прогнозами, рынок облачных услуг сталкивается и со многими сложностями и болезнями роста. Во-первых, это сложности самого процесса перехода от используемых программных средств к облачной модели. Изначальное облачное внедрение приложений, с точки зрения затрат, является наиболее выгодным вариантом, однако этот вариант встречается достаточно редко, так как чаще всего компании уже используют какие-либо программные продукты в своей деятельности, а значит требуется либо перевод этих приложений в облако либо разработка облачных приложений по традиционным моделям, что требует значительных затрат на этапе разработки и усовершенствования программного обеспечения. [8,с.108]

Во-вторых, следует отметить, что расчеты выгодности использования облаков, на основании методики, предложенной исследователями из Беркли, показали максимальную экономическую эффективность облачных приложений при их неравномерной или низкой загрузке. При достаточно высокой и равномерной загрузке (около 60-70 %) более выгодным является вариант использования собственного центра обработки данных. [8,с.108]

Некоторые из перечисленных достоинств не очевидны, а некоторые вообще проблематичны. В первую очередь проблематичным достоинством представляется безопасность. Понятно, что конфиденциальность должна обеспечиваться по всей цепочке, включая провайдера облачного решения, потребителя услуги и связывающие их коммуникации. [2,с.150]

Проблема защиты информации достаточно актуальна во всем мире не только для облачных, но и для всех технологий распределенных вычислений, таких как кластерные вычисления, RPC, DCE, ORB CORBA, P2P и гридтехнологии. Аналитики информационного рынка выделяют следующие проблемы и сдерживающие факторы в этой области:

) несовершенство управления идентификацией контроля доступа;

) слабость и отсутствие стандартов для облачных вычислений, в том числе и стандартов безопасности;

) скрытность провайдеров и непрозрачность облачных технологий с технической и юридической точек зрения;

) отсутствие защиты при возможности доступа к облачному сервису с любого компьютера;

) низкая квалификация ИТ-сотрудников;

) невозможность сохранить данные внутри страны или организовать их территориальную привязку по желанию клиента из-за перемещения виртуальных машин. [8,с.108]

Аналитики информационного рынка рассматривают угрозы информационной безопасности, связанные с распространением услуг мобильного банкинга и управления счетами, доступностью средств связи (смартфоны, коммуникаторы, планшеты) и персональных данных, накоплением электронных ресурсов, широким использованием облачных вычислений, стремлением российских компаний сохранить коммерческую тайну и нежеланием приглашать соответствующих специалистов и необходимостью доработки и настройки универсальных «коробочных» решений. [8,с.111]

Проведенные исследования показывают, что основными потребителями услуг информационной безопасности в России являются субъекты крупного, среднего и малого бизнеса.

Наиболее сложным для поставщиков услуг информационной безопасности (ИБ) является сегмент среднего и малого бизнеса. Основными специфическими особенностями его являются:

● непредсказуемость спроса, что связано с отсутствием системного подхода к ИБ и реакцией на уже произошедшие инциденты;

● недостаток денежных средств и квалифицированных кадров для внедрения аппаратных средств обеспечения (ИБ);

● малочисленность и несовершенство готовых технических решений для субъектов малого и среднего бизнеса. [8,с.111]

Все механизмы для уменьшения рисков ИБ сводятся к ликвидации рисков утечки информации путем сокращения не декларированных возможностей или их отслеживания:

● предотвращение рисков утечки информации на стадии разработки включает распределенный цикл разработки программного продукта и сканирование программного кода;

● сертификация программных продуктов - недостатком данного метода является длительность и высокая стоимость процесса сертификации (особенно если версии программного продукта часто обновляются в связи, например, с изменением законодательства);

● информационный аудит - имеет смысл проводить только после проведения адаптации программного продукта к потребностям клиента, т. е. является кратковременной мерой, к тому же обладает теми же недостатками, что и сертификация. [8,с.112]

Задача провайдера заключается в обеспечении физической и программной неприкосновенности данных. С целью реализации отмеченной задачи облачные центры обработки данных проектируются с ориентацией на самые современные стандарты безопасности, включая шифрование, антивирусную защиту и защиту от хакерских атак. [2,с.150]

Массовое распространение средств связи порождает риски утечки коммерческой и личной информации и соответственно, необходимость разработки методов для снижения вероятности наступления данных угроз. Наименее защищенным оказывается сегмент малого и среднего бизнеса в силу своей неоднородности и низкого запаса финансовой устойчивости. Многообразие и усложнение используемых технологий и программных средств, требует наличия квалифицированных специалистов, нехватка которых остро ощущается в настоящее время. Данное требование может быть выполнено как путем привлечения специализированных организаций (ИТ-аутсорсинг, как более дешевый вариант для малого бизнеса), так и с помощью найма или «выращивания» собственных специалистов, что более актуально для крупных корпоративных пользователей и государственных структур. [8,с.113]

Очевидно, что перед началом проектов, связанных с выносом тех или иных ИТ-сервисов в облака, заказчикам следует оценить возможные риски, провести тщательную инвентаризацию приложений, зафиксировать критически важные из них для деятельности организации и только затем принимать решение о том, как выстраивать ее облачное ИТ-будущее. При этом альтернативный интернет-провайдер, находящийся в «горячем резерве», альтернативный провайдер облачного решения, прозрачное поддержание архивных копий данных, страхование, жесткие условия ответственности в отношениях с провайдером представляют собой необходимые, но далеко не достаточные элементы «облачной» безопасности. Они обеспечиваются современной архитектурой баз данных, системами резервного копирования, алгоритмами проверки целостности данных и другими индустриальными решениями. [2,с.150]

Оценивая достоинства облачных технологий, следует отметить одно из главных заблуждений, которое заключается в том, что «облако» обеспечит экономию затрат на ИТ. Хотя в действительности экономия возможна, она не является обязательным атрибутом облака. Внедрение облачной технологии во многих случаях может потребовать внушительных инвестиций. Специалисты подчеркивают, что основной выигрыш от облачных технологий заключается в возможности более эффективно распределять ресурсы. Другими словами, главным стимулом к внедрению облачной технологии должна быть не экономия, а возможность быстрой адаптации и динамической масштабируемости, позволяющих повысить скорость внедрения новых сервисов. [2,с.150]

Сегодня облачные сервисы находятся еще в стадии становления. «Разношерстная» команда больших и мелких провайдеров готова предоставлять множество не менее «разношерстных» облачных сервисов: от полнофункциональных приложений до сервисов хранения данных и фильтрации спама. Если организации потребуется несколько видов таких услуг, то, скорее всего, каждую из них придется подключить отдельно, и возможно, у разных провайдеров. Крупных провайдеров, агрегаторов и интеграторов облачных сервисов пока немного. [2,с.151]

Облачные вычисления - это новый подход к ИТ-архитектуре, при котором информационные технологии становятся доступными для организаций в необходимом объеме и в нужное время. Это ускоряет время вывода товаров на рынок, снимает традиционные входные барьеры и позволяет использовать новые коммерческие возможности. Прямой эффект от применения облачных вычислений заключается в усилении конкуренции. Оно оказывает огромное влияние на структуру рынка во многих секторах экономики. [2,с.151]

. Анализ стоимости владения локального решения по автоматизации деятельности бухгалтериии аналогичного облачного решения

В предыдущем разделе (раздел 3) курсовой работы были рассмотрены основные возможности, принципы работы, недостатки и преимущества работы систем в «облаке».

Как указывалось выше, наиболее известный экономический аргумент, в пользу облачных вычислений - это экономия средств на приобретении дополнительного оборудования и программного обеспечения.

Для того, чтобы согласиться либо опровергнуть данный аргумент необходимо провести анализ стоимости владения локального решения по автоматизации деятельности бухгалтерии (количество работников 7 человек) и аналогичного облачного решения (на примере решений «1С» [19]).

В качестве наиболее подходящего решения для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта в коммерческих организациях рассматривается новая версия популярной программы "1С: Бухгалтерия 8 КОРП". Версия КОРП программы "1С:Бухгалтерия 8" обладает наиболее широким функционалом. В данной версии предусмотрен сквозной учет в разрезе подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс. По каждому обособленному подразделению ведется учет доходов и расходов, а также фактической прибыли.

Она создана на современной технологической платформе "1С: Предприятие 8".

Итак, рассчитаем стоимость локального решения по автоматизации деятельности бухгалтерии на 7 человек, на сайте компании 1С.(рисунок 6) [20].

Рисунок 6 Расчёт стоимости локального решения для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта[20]

Версия программы "1С: Бухгалтерия 8" КОРП на 7 рабочих мест обошлась бы в 51.200 рублей. [20]

Это не всё, существует ещё ряд расходов, рассмотрим их. Средняя заработная плата программиста и/или системного администратора, который будет внедрять систему, настраивать программное обеспечение под организацию, устанавливать обновления, поддерживать работоспособность оборудования и т.д., - около 20 000 рублей в месяц. К этой сумме необходимо добавить отчисления с фонда заработной платы, амортизацию оборудования, аренду, оплату Интернета. Получается около 30 т. руб. в месяц (360 т. руб/год;). Здесь не учтена: стоимость самих серверов, расходов на их модернизацию, мелкий (порой не очень) ремонт.

Итого около 1.080 т. руб./3года.

Далее, рассмотрим аналогичное «облачное» решение (рисунок 7) у официального партнёра сети "1С: Аренда ПО"42облака <#"792077.files/image007.jpg">

Рисунок 7 Расчёт стоимости «облачного» решения для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта[22]

Таким образом, аренда программы "1С: Бухгалтерия 8" КОРП в среднем обойдётся в 1017 рублей на 1 рабочее место за месяц. Никаких дополнительных затрат, как при приобретении локального решения не потребуется - только интернет и средненький ПК. Возможно, при необходимости дополнительно понадобится арендовать дополнительную базу данных и решить вопросы безопасности. Это ещё максимум 30-40т. руб./год. В год на 7 рабочих мест (10% скидка) в 85т. рублей.

Итого около 270-390т. руб./ 3 года.[22]

В итоге проведённого анализа получается, что за 3 года аренды ПО "1С: Бухгалтерия 8" КОРП будет затрачено практически в 3 раза меньше денежных средств, нежели приобретение и обслуживание аналогичного локального решения. Выражаясь в процентах это на 270% дешевле.

Довольно серьёзная экономия. Думаю, что для предприятий малого и среднего бизнеса это существенная экономия. Также, считаю, что сэкономленные средства можно пустить на ликвидацию «минусов» облачных технологий, например таких, как возможные сбои в работе Интернет, путём заключения договора с «резервным» провайдером Интернет услуг.

Также, считаю, что для среднего и малого бизнеса вряд ли есть необходимость в приобретении/аренде ПО такого высокого уровня. Существуют более простые и доступные конфигурации программы 1С, которые можно настроить под каждого конкретного работника. Поэтому, для фирмы, только вышедшей на рынок, нуждающейся в автоматизации деятельности бухгалтерии целесообразней, экономичней и проще всё же выбрать облачный сервис.

Практическая часть

Постановка задачи

В теоретической части работы были рассмотрены принципы работы, основные характеристики облачных вычислений, модели развертывания облаков, достоинства и недостатки использования облачных сервисов. Далее, необходимо практически реализовать работу в «облаке», для того, чтобы прийти к обоснованному выводу в пользу либо против использования облачных сервисов, предлагаемых малому и среднему бизнесу.

Целью данной части курсовой работы является определение целесообразности использования облачных сервисов предлагаемых для малого и среднего бизнеса (до 50 сотрудников) и анализ их эффективности. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

● реализовать совместную работу сотрудников предприятия (4 человека) в облаке на базе решения для малого и среднего бизнеса TeamLab;[14]

● проанализировать исследуемый программный продукт на предмет его применимости в управлении бизнесом.

Специфических требований к системе для работы в «облаке» нет. Необходимо убедиться, что на компьютере установлена платформа Microsoft.Net3.5 SP1; Поддерживаемая операционнная система: Windows Server 2003, Windows Server 2008, Windows 7, Windows Vista, Windows XP; Процессор: 1500 МГц Pentium или эквивалентный (Минимум); 2 ГГц Pentium или эквивалентный (Рекомендуется); Оперативная память: 512 Мб (Минимум); 1024 Мб (Рекомендуется); Жесткий диск: 100 Мб свободного пространства (Минимум); 1 Гб (Рекомендуется); Браузер: IE7-9, Mozilla Firefox 3.5+, Safari 3+, Google Chrome 7+, Opera 10+[15]

Для реализации работы в TeamLab Office используется: платформа Microsoft.Net3.5 SP1; OC Windows 7; Процессор: Intel(r) Core(TM) i-3 2310M CPU@ 2.10 GHz 2.10 GHz; Оперативная память: 3Гб; Браузер: Google Chrome 10; Интернет, максимально доступная скорость: 100 Мбит/с.

Для некоммерческих организаций или образовательных учреждений есть возможность использовать SaaS-версию TeamLab бесплатно, для этого необходимо разместить один из баннеров (рисунок 8) TeamLab на главной странице собственного сайта.

Рисунок 8 Рекламный баннер компании TeamLab[14]

Однако, для реализации работы в TeamLab Office используется 45-дневный бесплатный пробный период сервиса для коммерческого использования. [16] Выбор основывается на том, что используя пробный период, компания TeamLab не ставит никаких ограничений и предоставляет доступ ко всем функциям, что поможет наиболее объективно оценить данный программный продукт на предмет его применимости в управлении бизнесом.

Немного о компании. TeamLab - это облачный офис для управления документами и совместной работы онлайн. Данный облачный сервис создан для малого и среднего бизнеса. Модель развертывания: SaaS / Сервер / OS. Хостинг порталов TeamLab, осуществляется на серверах Amazon (AWS) - одной из самых надежных платформ для хостинга облачных сервисов. Amazon гарантирует 99,9% времени стабильности сервера и обеспечивает автоматическое резервное копирование данных. Кроме того, возможно самостоятельно осуществить резервное копирование и скачать bak файл непосредственно на свой компьютер. [17]

Сегодня более 500 000 пользователей управляют более чем 128 000 проектами с помощью TeamLab. [18]

Одним из способов избежать лишних затрат для компании является её переход в онлайн. Вместо, того, чтобы снимать офис для штата сотрудников, работающих за компьютером, есть возможность делать то же самое и у себя дома, путём организации некого виртуального офиса, где можно хранить документы, общаться, решать текущие вопросы и прочее.

Достаточно сложно наладить сплоченную работу людей, которые не видят и не общаются физически друг с другом, но заняты общим делом. Конечно, есть сервисы по организации корпоративной почты в облаке, автоматическому учету рабочего времени и отслеживанию активности участников, но все они «заточены» под свой узкий круг задач и не смогут решить всех возникающих проблем.

Описание решения задачи

Начать работу с TeamLab удаётся за несколько минут. Процесс регистрации достаточно прост и не сложнее, чем в социальной сети, также, есть возможность анонимной регистрации, т.к. данные не проверяются. Модель развертывания: SaaS / Сервер / OS. Данный онлайн сервис можно сравнить с Google Docs. Пользование без ограничений по времени, числу пользователей и проектов. За 5 минут создан свой виртуальный офис из четырёх сотрудников.

Оформление сайта, переключение между функциями, опять же, напоминают страничку в социальной сети - нет необходимости обладать какими - либо специальными знаниями, чтобы разобраться что, где и для чего нужно (приложение 1). Кроме того постоянно всплывают подсказки и действует онлайн - поддержка. Структура меню и навигация аналогичны во всех разделах TeamLab, поэтому сложно запутаться, как при использовании нескольких приложений от разных производителей. Всё происходит в окне браузера.

Предоставлен следующий набор инструментов:

● онлайн-редакторы документов (приложения);

● инструменты для управления документами;

● модуль управления проектами;

● CRM-систему (управление взаимоотношениями с клиентами);

● возможности совместной работы;

● календарь;

● агрегатор электронной почты;

● список участников команды.

Всё очень удобно и функционально. Считаю, что идея сделать максимально эффективными и удобными управление проектами и совместное общение онлайн у разработчиков удалась. У меня создалось впечатление владения собственной мини социальной сети с достаточно большим и функциональным набором функций. Попытаемся на практике, протестировать некоторые аспекты, описанные в теоретической части работы против облачных вычислений.

Рассмотрим поведение системы при отключении сети Интернет. Как и следовало ожидать - полная остановка и сообщение «связь прервана». Если, например, при работе с документом связь с Интернет неожиданно прервана - есть вероятность потерять информацию - это, конечно минус. Однако, если произошёл незначительный по времени сбой, то можно просто не закрывать окно браузера (приложение 2) и как только связь появится можно будет спокойно продолжать работу, не потеряв при этом никакой информации. Если иметь Интернет-провайдера в «резерве», то о данной проблеме можно совсем забыть.

Рассмотрим систему с точки зрения безопасности.

● TeamLab не применяет cookie-файлы для сбора персональной информации с компьютера, которая не была изначально послана в качестве cookie-файла;

● Предоставленная информация хранится на частном сервере, к которому нельзя подключиться через Интернет. Это ограничивает возможность какого-либо злоумышленного использования Персональной Информации;

● Учетная запись защищена паролем, что обеспечивает безопасный доступ к порталу TeamLab и персональной информации, сохраненной на сайте. Изменять свой пароль может только сам пользователь;

● Ascensio System SIA имеет внутреннюю систему безопасности, которая шифрует пароли пользователей, чтобы защитить их от разглашения или возможности постороннего доступа. Ни сотрудники компании Ascensio System SIA, ни ее подрядчики не могут получить доступ к паролю. TeamLab никогда не просит сообщать пароль по электронной почте, телефону или какими-либо иными несанкционированными способами. TeamLab никогда не отправляет пароли на почтовый ящик и не дает администраторам права изменять пароли пользователей;

● Право осуществлять резервное копирование данных портала есть лишь у владельца портала. Таким образом, предотвращается любая возможность утечки персональных данных;

● Хостинг порталов TeamLab осуществляется на серверах Amazon (AWS) - одной из самых надежных платформ для хостинга облачных сервисов. Amazon гарантирует 99,99999% времени стабильности сервера и обеспечивает автоматическое резервное копирование данных. Кроме того вы можете самостоятельно осуществить резервное копирование и скачать bak файл непосредственно на свой компьютер.

Кроме того, администратор портала может внести свою «лепту» для безопасности своих данных и бизнеса:

● Настроить доверенные почтовые домены. Это позволяет указать почтовые серверы, которые могут использоваться для самостоятельной регистрации пользователей в TeamLab. Чаще всего эта настройка используется при наличии корпоративного почтового домена.

● Для приглашения новых пользователей в портал существует и рекомендуется использовать уникальную пригласительную ссылку, доступную в разделе “Настройки”.

● Для того, чтобы максимально обезопасить себя от кражи паролей, используйте настройки допустимой сложности паролей пользователей портала (приложение 3).

Здесь конечно сложно подтвердить либо опровергнуть все указанные на сайте TeamLab [17] меры безопасности не обладая специфическими знаниями. Решениям TeamLab доверяют такие крупные компании, как «siemens», «coca-cola», «hp», «Газпромбанк» и многие другие и это о многом говорит. Однако, попытаемся всё же проверить некоторые аспекты безопасности. Можно сказать точно, что в процессе реализации работы в «облаке» на базе TeamLab ни я, ни сотрудники предприятия не разу не получили на почту каких - либо данных для входа. Также, несмотря на то, что мной было разрешено сохранять пароль, данные автозаполнения форм для входа на портал - эффекта от этого мало. Немаловажно то, что всегда есть возможность лишний раз перестраховаться и создать резервную копию всей документации на личном компьютере или носителе (приложение 4) .


Анализ результатов практической работы и выводы

Итак, реализована совместная работа сотрудников предприятия (4 человека) в облаке на базе решения для малого и среднего бизнеса TeamLab. Достаточно универсальный облачный офис, хорошо подойдёт людям, уделяющим особое внимание командному духу, методам ведения блогов, форумов, опросов, закладок и событий. Хороший инструментарий для документов. Существенных аспектов против программного обеспечения как услуги (SaaS) не обнаружено, достаточно приемлемая цена; постоянные обновления; поддержка; надёжно хранимая информация, как на сервере, так и при необходимости на ПК или носителе информации; быстродействие системы.

Рассматриваемый объект позволяет управлять документами, проектами, командой и взаимоотношениями с клиентами в едином онлайн пространстве.

Для выполнения разных задач не надо переключаться между приложениями. Множество функций TeamLab дополняются огромными возможностями индивидуальной настройки. Система организует каждый этап работы, позволяя повысить производительность и оптимизировать усилия для достижения успеха. Абсолютно стабильная, быстрая работа, никаких зависаний и т.д. Так как эта инфраструктура расположена в сети, или в "облаке", она доступна практически где угодно: на любом компьютере, планшете, смартфоне или другом устройстве, имеющем подключение к Интернету.

Очевидно, что за облачными решениями будущее. Многие службы, которые используются нами ежедневно, являются частью облака - от веб-службы электронной почты до мобильных банковских операций и интернет-хранилищ фотографий. Мне кажется нельзя категорически отрицать и скептически относиться ко всему новому, в данном случае к облачным вычислениям, необходимо обязательно самому опробовать, изучить суть предмета и только потом делать вывод для себя по методам организации своего бизнеса. Сегодня лежащий в кармане смартфон функциональнее компьютера десятилетней давности. Как говорилось выше, облачные технологии существуют довольно давно, сегодня, небезосновательно на рынке стали популярны решения по автоматизации бизнеса и немалое число людей стремящихся идти в ногу со временем, желающих развивать свой бизнес подхватили и оценили этот тренд. Вопрос остаётся за временем и осознанием человеком всех достоинств облачных вычислений.

Заключение

Сегодня сложно найти человека, связанного с информационными технологиями, ничего не слышавшего про облачные вычисления. Ещё сложнее представить какую-либо компанию занимающуюся бизнесом, хоть сколько, желающую развиваться и при этом не имеющую нужды в работе с ПК и сетью Интернет.

В курсовой работе рассмотрена и проанализирована технология облачных вычислений, организация их использования в деятельности малого предприятия (количество работников до 50 человек). Облачные вычисления, относительно новая технология, являющаяся интересной перспективой развития прикладных информационных бизнес-систем. Рассмотрена основная характеристика и выполнена классификация облачных сервисов; модели предоставления услуг, модели развёртывания и выполнен анализ возможностей облачных сервисов, предлагаемых для использования в малом бизнесе; проведён анализ стоимости владения локального решения по автоматизации деятельности бухгалтерии и аналогичного облачного решения.

В практической части работы, группой из 4 человек (сотрудников предприятия) реализована работа в «облаке» на базе решения TeamLab Office. Были проверены и проанализированы аспекты, наиболее часто выступающие против «облачных» сервисов.

Облачные технологии - это возможность для бизнеса не создавать собственную IT-инфраструктуру, а арендовать ее у крупного телекоммуникационного оператора, тем самым сэкономив время и деньги, а также получив дополнительные гарантии надежности.

В чем же преимущества модели работы в облаке:

Отсутствие затрат на установку и внедрение. Регистрация и онлайн - сервис готов к работе.

Отсутствие затрат на поддержку и сопровождение. Все данные находятся «в облаке» поставщика услуги, поддержка пользователей также находится на его стороне.

Гибкая модель помесячной оплаты сервиса, есть возможность изменять необходимое вам количество лицензий/сотрудников при следующем отчетном периоде.

Надежная защита данных. Безопасность является приоритетом для поставщика услуги, и ваши данные гарантировано будут защищены лучше, чем при развороте системы на собственных серверах.

SaaS-продукты ориентированы на массового пользователя, что значит они, как правило, просты и удобны в использовании. Учет пожеланий огромного числа клиентов позволяет поставщику развивать сервисы в правильном направлении, востребованном рынком.

Перечисленные выше стороны рассматриваемого объекта, делает SaaS-продукты особенно удобными для автоматизации бизнес-процессов в компаниях сегмента малого и среднего бизнеса.

«Коробочные» продукты программного обеспечения работают на компьютерах вашей компании и если с компьютером или программой что-то происходит, нужно приглашать специалиста. Можно держать специалиста в штате, чтобы быстро решать проблемы - но это дополнительные расходы на персонал.система, напротив, работает на сервере разработчика, который уже собрал мощную команду поддержки. Если что-то случается с программой, её моментально возвращают к жизни, а данные не потеряются.

Для SaaS-системы неважно, где вы работаете: доступ к SaaS организован через Интернет, с любого компьютера, по паролю. И неважно, сколько у вас офисов, рабочих мест и компьютеров - если есть Интернет, любой из них в любой момент подключается и полноценно работает. Некоторые SaaS-системы работают на мобильных устройствах.

За классические «коробочные» программы нужно сразу платить большие деньги и периодически доплачивать за обновления, поддержку и устранение неполадок. При этом неважно, кто и как пользуется программой - затраты на поддержку для всех одинаковы. Сегодня большинству компаний предлагают перевести своё локальное ПО в облако.- это небольшие ежемесячные платежи за нужные вам мощности и функционал, и в эти платежи уже включена поддержка и обновления. Стоимость SaaS-решения складывается из требований к системе: небольшие команды со скромными запросами платят гораздо меньше, чем компании из сотен человек с огромными запросами по вычислительной мощности.

В SaaS-модели оплачивается не продукт, а время работы. Как только компания чувствует, что ее больше не устраивает текущее SaaS-решение, она без труда находит нового поставщика и не ждёт полной амортизации старой программы. SaaS-разработчики знают об этом, поэтому конкурируют между собой и постоянно улучшают продукты.

Многие службы, используемые каждый день, являются частью облака - от веб-службы электронной почты до мобильных банковских операций и интернет-хранилищ фотографий. Так как эта инфраструктура расположена в сети, или в "облаке", она доступна практически где угодно: на любом компьютере, планшете, смартфоне или другом устройстве, имеющем подключение к Интернету.

Можно достаточно уверенно предсказывать, что развитие отечественных SaaS-решений в ближайшем будущем будет связано прежде всего с автоматизацией деятельности малых организаций. Тому есть несколько оснований: эта область сильно связана со спецификой отечественного законодательства и плохо понятна иностранным компаниям. К тому же создание успешных решений требует непосредственного диалога с пользователями, а востребованные ими функции не всегда легко интегрировать в универсальные продукты, предназначенные для использования сразу во многих странах. И если в области решений для крупного бизнеса, где важность учета местной специфики менее существенна, отечественным поставщикам придется испытывать жесткую конкурентную борьбу с транснациональными гигантами, то на уровне решений для малого бизнеса перспективы отечественных SaaS очень хороши. Сейчас главным врагом отечественных SaaS-поставщиков являются далеко не иностранные компании, а кипы ненужных бумаг, длинные очереди и морально устаревшие подходы к ведению учета, документооборота и организации бизнеса в целом. [6,с.80]

Список использованной литературы

 

.Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика: Монография. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 112 с. - (Научная мысль).

.Дрогобыцкая К.С., Дрогобыцкий И.Н. Архитектурные модели экономических систем: Монография. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 301 с. - (Научная книга).

.Варфоломеева А.О., Коряковский А.В., Романов В.П. Информационные системы предприятий: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 283 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

.Америди Ю.В., Гамов И.А., Дик В.В. и др. Банковские операции в интернет: учебное пособие. - М.:Изд.центр ЕАОИ.2009. - 120с.

.Виснадул Б.Д., Лупин С.А., Сидоров С.В., Чумаченко П.Ю. Основы компьютерных сетей: учеб. пособие / под ред. Л.Г. Гагариной. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2012. - 272с.: ил. - (Профессиональное образование).

. Облачные сервисы. Взгляд из России. Под ред. Е. Гребнева. - М.: Cnews, 2011. - 282 с.

.Независимый международный деловой журнал «EXRUS.eu»№67, август 2010.- 68с.

8. Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона», №2,2012. Н. В. Берёза Современные тенденции развития мирового и российского рынка информационных услуг / Ссылка на online-статью: URL: <#"792077.files/image009.jpg">

Приложение 2


Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5


 

Приложение 6


 

Приложение 7


 

Приложение 8


Похожие работы на - Анализ эффективности использования облачных сервисов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!