Изучение смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников
Введение
Общеизвестно, насколько важным для
ребенка является начало процесса обучения, формирующего первую установку
внимания по отношению к определенной работе. Именно успешность этих первых
шагов часто оказывает очень сильное влияние на формирование последующих
школьных успехов. Поэтому одним из важнейших условий школьной адаптации ребенка
является овладение письменной речью.
В письменных работах учащихся
начального звена, страдающих дисграфией, часто встречаются специфические
ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера, например: пропуски букв
и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов в
слова, перестановки букв или слогов, смешение букв или элементов букв и т.д.
Некоторые учителя
считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами
учеников: неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме,
небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок лежат
более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и
лексико-грамматической сторон речи, несформированность зрительно-моторных
координаций и пространственно-временных представлений, несформированность
слухоречевой памяти и сложного единства, включающего в себя представления об
акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образах слов.
Письмо является
сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так
и невербальные формы. А.Н. Корнев, Р.И.Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Садовникова,
Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. указывают на то,
что, его расстройство
носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система,
целостный психический процесс.
Исследования Р.Е.
Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой и др.
показали, что около 25% учащихся массовой школы страдают нарушениями письма и
чтения при обучении в начальных классах.
Несмотря на разработанность
проблемы в вопросах форм дисграфии и методах ее коррекции, в практике чаще
всего встречается смешанная дисграфия. В структуру смешанной дисграфии входят
такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза,
акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и
оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны.
Учитывая все вышеизложенное, легко
определяется основная задача учителя - логопеда: своевременное выявление,
предупреждение и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их
перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие
этапы обучения.
В связи с этим одной из актуальных задач
логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции смешанной дисграфии.
Выбор темы выпускной
квалификационной работы обусловлен существованием в
настоящее время большого количества учащихся младших классов, у которых
существует проблема дисграфии.
Актуальность данной
работы связана с тем, что в общеобразовательной школе у некоторых детей
младшего школьного возраста, письмо имеет специфические особенности, отличающие
процесс письма от письма других детей и значительно затрудняющие овладение
грамотой.
В основу исследования была положена гипотеза о
том, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших
школьников можно достичь при условии использования системы специфических
приемов логопедической работы:
использования дидактических
материалов с учетом ведущей модальности у ребенка;
учета элементов форм дисграфии;
разработки и реализации
индивидуальных программ сопровождения ребенка.
В этих случаях нарушения письменной речи могут
быть устранены полностью или сокращены дисграфические ошибки.
Цель ВКР - изучение
такого специфического нарушения как смешанной дисграфии и системы
логопедической работы по ее устранению у младших школьников.
Для реализации этой
цели были поставлены следующие задачи:
- изучить
психологическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную
литературу по теме исследования;
- изучить способы и
пути преодоления дисграфии;
- разработать и
осуществить экспериментальное исследование по выявлению и преодолению сложных
нарушений процесса письма у младших школьников;
- определить
эффективность разработанной системы коррекционно-логопедического воздействия,
проанализировав и оценив ход и результаты исследования.
Объектом исследования являются проявления
смешанной дисграфии у учащихся 2 класса.
Предметом исследования служит система коррекции
смешанной дисграфии у младших школьников.
В процессе работы были использованы следующие
методы:
теоретический (анализ психолого-педагогической и
специальной литературы по проблеме);
организационный (сравнительный,
комплексный);
- эмпирический
(наблюдение, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент,
биографические методы);
интерпретационный
(выявление детей с нарушениями устной и письменной речи; соотношение ошибок,
выбор в соответствии с ними методов и приемов коррекции).
Методологической базой и
теоретической основой данной работы являются работы по проблеме нарушений
письменной речи А.Н.Корнева, Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотековой, А.В.Ястребовой, Е.В.Мазановой.
Практическая значимость - материалы исследования
могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ, гимназий, а также
родителями, поскольку коррекционно-развивающая работа дала положительную
динамику в устранении смешанной дисграфии у младших школьников.
База исследования: МБОУ Парабельская гимназия,
2Б класс. Сроки проведения: 2012-2013 учебный год.
Данная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении сформулирован научно-понятийный
аппарат, поставлена цель ВКР, определены объект и предмет исследования, а также
методы, использованные в процессе работы, обозначена гипотеза; раскрыта
теоретическая и практическая значимость данной работы.
Первая глава характеризует аспекты формирования
письма в норме и при патологии; раскрывает историю изучения нарушений
письменной речи, этиологию и симптоматику дисграфии.
Вторая глава посвящена характеристике диагностик
и методик обследования процесса письма и преодоления дисграфии.
Третья глава описывает полный завершенный
педагогический эксперимент, проведенный на базе МБОУ Парабельская гимназия,
срок проведения - учебный год.
В заключении сделано обобщение по теме
исследования и выводы по проведенному эксперименту.
Общий объем ВКР - 112 страниц,
включая приложения.
Библиографический список составляет
50 источников.
В приложение отражено:
содержание рабочей программы
«Коррекция письменной речи у
обучающихся вторых классов»;
результаты диагностики учащихся 2
класса до проведения коррекционной работы;
результаты диагностики учащихся 2
класса после проведения коррекционной работы;
сравнение результатов до и после
проведения коррекционной работы;
логопедическое занятие на тему
«Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2
ряда»;
письменные работы учащихся 2Б класса МБОУ
Парабельская гимназия.
Глава
1. Теоретические основы изучения процесса письма в норме и при его нарушении
.1 История
изучения нарушений письменной речи
Нарушения чтения и письма как самостоятельную
патологию речевой деятельности отмечали в своих работах Куссмауль (1877) и
Беркан (1881). Работы, специально посвященные данному нарушению у детей,
впервые опубликовали в 1896 году английские врачи-окулисты Керр и Морган. В
работах последнего отмечалось, что нарушения чтения и письма могут быть
изолированным нарушением, а не только компонентом, сопутствующим умственной
отсталости. Морган наблюдал и описал затруднения в чтении и письме у 14-летнего
мальчика. В других отношениях этот мальчик был полноценным. В 1900 году
Гиншельвуд описал еще несколько таких случаев у детей. Он назвал эти
затруднения при чтении и письме алексией и аграфией. В дальнейшем различными
авторами был описан ряд подобных расстройств у детей. [22]
Таким образом, в первой половине 20 века в литературе
утверждается
новое направление - рассматривать патологию
чтения и письма как изолированное нарушение, наблюдающееся при локальных
поражениях мозга. Сторонники данного направления утверждали, что в основе
патологии чтения и письма у детей лежит неполноценность оптического восприятия,
нарушенными оказываются зрительные образы слов и отдельных букв. В литературе
утвердилось обозначение данного недостатка, как «врожденная словесная слепота».
Защищали это положение Морган, Варбург, Раншбург.
Проблема дислексий и дисграфий у детей долгое
время существовала, как проблема оптического или оптико-пространственного
дефекта. Многие авторы отмечали дислексии и дисграфии при различных формах
афазий, которые рассматривались в основном как потеря оптико-моторных образов,
нарушение ассоциации между образом слова и его оптическим изображением или
соответствующими движениями, поскольку письменная речь по существу понималась
как оптико-моторный процесс.
Постепенно понимание природы процессов чтения и
письма и механизмов дислексии и дисграфии менялось. Значительный вклад в
изучение дисграфии внес известный невропатолог К.Н. Монахов, который связал
дисграфию с общим характером речевого расстройства. По его мнению, дисграфию
можно рассматривать как результат афатического расстройства сенсорного
характера, а не только как потерю оптико-моторных образов.
Иллинг выделяет ряд процессов, которые
нарушаются при патологии чтения и письма: овладение оптическим единством буквы
и акустическим единством звука; соотнесение звука с буквой; синтез букв в
слово; способность расчленять слова на оптические и акустические элементы;
определение ударения, мелодии слова, гласных слова; понимание прочитанного.
Другой ученый Ортон называет главным затруднением при обучении чтению и письму
неспособность к составлению слов из букв. Он отмечает, что алексии и аграфии
встречаются у неправильно обученных детей, у скрытых левшей, у тех детей,
которые медленно делают выбор предпочтительной руки, у детей с заметными
моторными недостатками, а также с дефектами слуха и зрения. Автор приходит к
выводу, что не всегда только моторные затруднения определяют алексию и аграфию,
для приобретения правильного навыка чтения и письма сенсорные факторы также
играют большую роль.[22]
Из ранних работ отечественных авторов большую
значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. Анализируя
наблюдения над детьми с нарушениями чтения, Р.А. Ткачев затруднения в чтении и
письме объясняет плохой ассоциативной связью между зрительными и слуховыми
образами букв при достаточно сохранном интеллекте. Эта связь образуется с
трудом и является непрочной. Указанное расстройство, по мнению автора,
обусловлено влиянием наследственных факторов. С.С. Мнухин в работе «О
врожденной алексии и аграфии» указывает, что затруднения во время чтения и
письма встречаются при самых различных состояниях и являются следствием
частичного недоразвития функции целостного структурообразования. Такие дети
плохо заучивают стихи, слабо воспроизводят ритм, а также затрудняются в
названиидней недели, месяцев, букв алфавита и т.д.
Постепенно взгляд на дислексию и дисграфию как
изолированное нарушение меняется, уступая место иному направлению, в котором
подчеркивается связь дислексии и дисграфии с дефектами устной речи и слуха
(Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). М.Е. Хватцев рассматривал
дислексию и дисграфию как прямое отражение недостатков произношения. Наличие
дислексии и дисграфии после устранения дефектов звукопроизношения он объяснял
большей стойкостью старых зрительных стереотипов звука, представленных в виде
буквы.
Р.Е. Левина недостатки чтения и письма у детей
считала результатом фонематического недоразвития.
В последующих работах Р.Е. Левиной, а также Н.А.
Никашиной, Л.Ф. Спировой нарушения чтения и письма рассматриваются как результат
недос- таточной подготовленности ранних ступеней языкового развития к переходу
на последующие его ступени, т.е. как результат общего недоразвития речи. В
настоящее время при всем многообразии подходов к проблеме нарушений чтения и
письма можно выделить несколько основных направлений (А.Н. Корнев): концепция
«минимальной мозговой дисфункции», концепция «задержки психического развития» и
концепция «специфические расстройства обучения» («learning disability»).[46]
1.2 Характеристика
процесса письма в норме
Рукописная речь -
веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие
устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека
простого искусства письма.
"Письменная речь -
есть более высокое качество личности, чем даже самая совершенная
"каллиграфия
<#"788115.files/image001.gif">
- исследование звукопроизношения
- исследование фонематических
процессов
- исследование слоговой структуры
- исследование словарного запаса
- исследование грамматического строя
- исследование связной речи
- запись названий картинок
- слуховой диктант
Приложение
2
Результаты диагностики учащихся 2 класса после
проведения коррекционно-развивающей работы
1 - исследование звукопроизношения
- исследование фонематических процессов
- исследование слоговой структуры
- исследование словарного запаса
- исследование грамматического строя
6 - исследование связной речи
1 - списывание прописного текста
- запись названий картинок
3 - слуховой диктант
Приложение
3
Сравнение результатов диагностик до и после
проведения коррекционной работы
1 - исследование звукопроизношения
- исследование фонематических процессов
- исследование слоговой структуры
- исследование словарного запаса
- исследование грамматического строя
6 - исследование связной речи
1 - списывание прописного текста
- запись названий картинок
3 - слуховой диктант
Приложение
4
Программа «Коррекция нарушения письменной речи у
обучающихся вторых классов»
Тема
|
Цели
и задачи
|
Наименование
форм работ
|
Развитие
пространственных представлений
|
Определение
схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве;
пространственных взаимоотношений предметов и объектов.
|
Корректурная
правка. Определение схем тела своего и соседа Игры: Запомни - повтори,
Разложи предметы, Прогулка в парк, Где меня найти? В каком кармане деньги?
Семья на прогулке. Звери в зоопарке - зрительный диктант. Упражнение
последовательность числового ряда. Пол, нос, потолок. Клеточный диктант.
|
Ориентация
во времени
|
Уточнить
понятия детей об основных единицах времени, о периодах человеческого
возраста; наблюдение и определение временной последовательности действий и
событий, расширение и активизация лексического запаса.
|
Трен.
Упр: Заполни таблицу «Режим дня школьника». Назови 5 дней подряд без дат и
дней недели. Ленивый и прилежный - вставь пропущенные слова в тексте:
сегодня, завтра, вчера - Ночь и День. Когда это бывает. Игры: Разложи месяцы
по сезонам. Подбери предмет, характерный для времени года.
|
Возраст
и роли в семье
|
Познакомить
детей с родственными связями в семье.
|
Трен.
упр: Сопоставь понятия: дед - отец - сын-брат, бабушка - мать - дочь-сестра.
Кто кому кем приходится? Составь рассказ о своей семье - схему, кем ты
приходишься каждому члену семьи?
|
Дифференциация
понятий звук-буква
|
Учить
дифференцировать понятия «звук»-«буква».
|
Упражнения:
найди и зачеркни заданную букву среди ряда других букв, напиши 1-2-3 звука,
буквы. Напиши буквы, не дающие звука; буквы, состоящие из двух звуков; слово,
начинающееся с буквы у,и,а. Подбери соответствующую схему к слову.
|
Гласные
звуки и буквы
|
Уточнить
и закрепить правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха и
восприятия, звукового анализа и синтеза.
|
Трен.
упр: Придумать и записать слова с заданным звуком в заданном местоположении
Запиши только те слова , в которых заданный звук находится на заданном месте.
Назови окружающие предметы с заданным звуком на конце. Графическая запись
слов с выделением гласных - согласных букв в слогах. Корректурная правка.
|
Гласные
2 ряда
|
Уточнение
и закрепление знаний о гласных 2 ряда. Дифференциация понятий звук - буква.
|
Упр.:
выделить голосом начальную гласную, показать букву, записать ее в тетрадь.
Назвать картинки, выделить голосом гласные второго ряда, записать
соответствующие буквы. Артикуляционные упражнения, развитие мелкой моторики,
развитие пространственных представлений. Выделить буквы, наложенные друг на
друга.
|
Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда
|
Обобщить
знания детей об артикуляции и образовании гласных 1 и 2 ряда. Учить детей
слышать и выделять гласные 1 и 2 ряда. Учить различать гласные 1 и 2 ряда
устно и на письме. Развивать зрительную и слуховую память, внимание
|
Конструирование
букв, письмо под диктовку. Работа со слоговыми таблицами. Упр.: исправь
ошибки в словах, подставь нужную букву, разложи картинки под соответствующими
буквами, составить слова по схеме.
|
Согласные
звуки и буквы
|
Знакомство
с признаками согласных звуков. Развитие фонематического восприятия и слуха.
Тренировка в звуковом анализе и синтезе.
|
Упр.:
если услышишь согласный - хлопни; отгадай, какие звуки принадлежат какому
времени года. Работа с речемыслительным тренажером. Составление предложений
по картинке. Игра: собери предложение. Работа со звуковыми схемами слов.
Гимнастика.
|
Звукобуквенный
состав слова
|
Закрепить
знания о звуках и буквах, упражнять в звукобуквенном анализе слогов и слов,
продолжить упражнение в делении слов на слоги, упражнять в определении
позиции звука в слове; развивать фонематические восприятие и слух; развивать
артикуляционный аппарат и пальчиковую моторику, логическое мышление и память.
|
Упр.:
выделение первого звука в слове, определение количества и места звуков в
слове, соотношение между буквами и звуками в слове, буква-смыслоразличитель.
|
Работа
с двусложными словами
|
Практическое
усвоение слогового состава слова и, как отдельно взятую часть, - слог.
Учиться слышать, понимать последовательность и количество слогов в слове,
приобретение навыков правильного деления слов на слоги с учетом стечения
согласных в словах.
|
Работа
с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое
проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова,
словосочетания, предложения.
|
Работа
с трехсложными словами
|
Практическое
усвоение слогового состава слова и, как отдельно взятую часть, - слог.
Учиться слышать, понимать последовательность и количество слогов в слове,
приобретение навыков правильного деления слов на слоги с учетом стечения
согласных в словах.
|
Работа
с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое
проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова,
словосочетания, предложения.
|
Работа
с четырехсложными словами
|
Практическое
усвоение слогового состава слова и, как отдельно взятую часть, - слог.
Учиться слышать, понимать последовательность и количество слогов в слове,
приобретение навыков правильного деления слов на слоги с учетом стечения
согласных в словах.
|
Работа
с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое
проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова,
словосочетания, предложения.
|
Закрепление
материала
|
Работа
с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое
проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова, словосочетания,
предложения.
|
Обозначение
мягкости согласных гласными буквами 2 ряда
|
Учиться
слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ
обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда.
Практическое усвоение понятий твердые и мягкие согласные.
|
Выписать
гласные после мягких согласных; сравнить пару слов (по смыслу, по звучанию
первого согласного, по написанию гласной); списать слова, подчеркивая
гласные; рассмотри картинки, скажи, в каких словах первый согласный звучит
твердо, а в каких - мягко; назвать пропущенные слоги; найти ошибки в словах,
словосочетаниях.
|
Обозначение
мягкости согласных буквой мягкий знак
|
Учиться
слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ
обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Учиться
писать букву Ь в конце слова. Практическое усвоение понятий твердые и мягкие
согласные.
|
Упр.:
догадайся, из каких слов убежал мягкий знак; прочитай и сравни пары слов;
списать слова, подчеркнуть мягкие согласные зеленой ручкой, объяснить, как
обозначена мягкость согласных в словах; изменить слова по образцу; прочитай
предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
|
Буква
мягкий знак в середине слова
|
Учиться
слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ
обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Учиться
писать букву Ь в середине слова. Практическое усвоение понятий твердые и
мягкие согласные.
|
Упр.:
спрячь мягкий знак в середину слова, добавив слог; назови картинки, изменяя
слова по образцу; какая буква пропущена в словах; сравни пары слов; спиши
слова, проговаривая каждый слог; найди ошибки в словах.
|
Разделительный
Ь
|
Научиться
слышать и различать звуковые сочетания без разделительного мягкого знака и
включающие в себя разделительный мягкий знак.
|
Упр.:
прочитай пары слогов, какие из слогов легче произносить; прочитай слоги,
вставляя мягкий знак между согласной и гласной; измени слова по образцу;
спиши слова, вставляя где надо мягкий знак; ответь на вопросы, используя
данные в скобках слова; измени словосочетания по образцу, напиши их парами.
|
Дифференциация
б - п
|
Совершенствование
зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных
связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные
согласные «б-п» устно и на письме.
|
Упр.:
назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и
сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя
пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы;
разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к
данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.
|
Дифференциация
з - с
|
Совершенствование
зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных
связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные
согласные «з-с» устно и на письме.
|
Упр.:
назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и
сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя
пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы;
разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к
данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.
|
Дифференциация
в -ф
|
Совершенствование
зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных
связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные
согласные «в-ф» устно и на письме.
|
Упр.:
назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и
сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя
пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы;
разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к
данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.
|
Дифференциация
г - к
|
Совершенствование
зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных
связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные
«г-к» устно и на письме.
|
Упр.:
назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и
сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя
пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы;
разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к
данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.
|
Дифференциация
д - т
|
Совершенствование
зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных связей,
орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные
«д-т» устно и на письме.
|
Упр.:
назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и
сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя
пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы;
разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к
данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.
|
Дифференциация
ж - ш
|
Совершенствование
зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных
связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные
согласные «ж-ш» устно и на письме.
|
Упр.:
назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и
сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя
пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы;
разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к
данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.
|
Закрепление
материала
|
Закрепить
знания детей о парных согласных, умение различать их устно и на письме.
|
Прочитай
текст, выпиши выделенные слова по слогам; из слов каждой строчки составь и
напиши предложение; прочитай текст, используя данные картинки; найди ошибки в
тексте.
|
Зрительная
дифференциация на материале букв а - о
|
Уточнение
и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное
восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать
зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие
зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по
оптическим признакам буквы «а-о». учить соотносить звуки а-о с буквами для
обозначения на письме.
|
Упр.:
найти в таблице сходные по начертанию буквы; сравнение букв, сходных по
начертанию; сравнение элементов и целых букв «а-о»; ощупывать, вырезать,
лепить из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе буквы «а-о»;
дифференциация букв «а-о» в словах; «Занимательные модели»; работа со
словами-паронимами; отгадай кроссворд; записать ударный слог каждого слова,
выделить в этих слогах буквы а-о; прочитать слоги, составить из них слова;
прочитать слова с опорой на схематическое изображение букв.
|
Зрительная
дифференциация на материале букв и - у
|
Уточнение
и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное
восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать
зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие
зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по
оптическим признакам буквы «и-у». Учить соотносить звуки и-у с буквами для
обозначения на письме.
|
Упр.:
рассмотреть элементы, составить буквы; сравнение букв по начертанию;
послушайте звуки, слоги, слова и поднимите соответствующую букву и или у;
разложить картинки в соответствии с развитием сюжета; отгадать загадки,
назвать букву занятия, которую нужно написать в слове; разгадать кроссворд;
составление слов из букв; вставить пропущенные буквы и прочитать слова;
отгадать ребусы, записать слова-отгадки; прочитать слоги, зашифрованные с
помощью символов;
|
Зрительная
дифференциация на материале букв б - д
|
Уточнение
и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное
восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать
зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие
зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по
оптическим признакам буквы «б-д». Учить соотносить звуки б-д с буквами б-д
для обозначения на письме.
|
Упр.:
собрать из данных элементов буквы занятия; работа со стилизованными
изображениями букв; чтение слоговой таблицы; дописать буквы по образцу;
отгадать, элементы каких букв пропущены в слогах; отгадать слова и записать
их, обвести «хвостики» у букв занятия; отгадать кроссворд; прочитать слова,
вставить пропущенные буквы б или д; вставить буквы б-д в слова, указать
значение слов; прочитать предложения и закончить их с помощью картинок.
|
Зрительная
дифференциация на материале букв п - т
|
Уточнение
и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное
восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать
зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие
зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по
оптическим признакам буквы «п-т». Учить соотносить звуки п-т с буквами п-т
для обозначения на письме.
|
Упр.;
построить буквы п-т из элементов под диктовку; написать буквы п-т различным
шрифтом; сравнить буквы п-т элементами; соотнесение графемы с артикулемой;
игра «Волшебный ластик»; собрать имена детей из букв; игра «Расколдуй слова»;
распределить слова в три столбика (п, т, п-т); вставить буквы, прочитать и
объяснить значение всех слов; подобрать пары слов, отличающиеся друг от друга
только одной буквой; составить словосочетания из слов, данных на карточках;
|
Зрительная
дифференциация на материале букв в - д
|
Уточнение
и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное
восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать
зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие
зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по
оптическим признакам буквы «в-д». учить соотносить звуки в-д с буквами в-д
для обозначения на письме.
|
Игры:
Окошко в домике. Отгадывание загадок «Дятел», «Воробей», выделение первого
звука, соотнесение с буквой, письмо «в - д» в воздухе, выделение элементов,
входящих в состав буквы, выделение сходств - различий; придумай слова с
буквой «в - д» в начале, середине, конце слова. Складывание букв «в - д» из
проволочных элементов, выкладывание из ниток на бархатной бумаге, лепка из
пластилина, письмо в лотке с манной крупой. Вставь пропущенные буквы «в - д»
в словах. Корректурная правка: в - зачеркиваем, д - подчеркиваем. Отгадывание
ребусов, выделение в словах- отгадках «в - д »
|
Ударение
|
Практическое владение постановкой ударения в односложных,
двусложных и трехсложных словах, отработка точной артикуляции гласных,
деление слов на слоги, практическая работа со схемами слов, подготовка
речевой базы к усвоению грамматических понятий (ударный звук, ударный слог,
безударные гласные в корне слова),доказательство значимости ударения в
повседневной жизни, работа над звукобуквенным анализом и синтезом слов,
развитие фонематического слуха, объема памяти и внимания.
|
Послушайте
и повторите, как сделала я; послушайте слова, назовите слог, который звучит
громче; поставить ударение в словах, назвать ударный гласный; игра «Спасение
волшебной страны слов»; поставить ударение в словах, начертить слоговую
схему; найти подходящую схему для слов; составить слова из слогов.
|
Развитие
процессов словообразования
|
Познакомить
детей с частями слова, со способами словообразования.
|
Упр.:
Найти родственные слова и сложное слово, составленное из двух корней (устно).
Найди в тексте и выпиши в тетрадь сложные слова, выдели корни. Назвать
противоположные действия; с помощью приставки вырази начало и конец действия,
запиши в 2 столбика; спиши словосочетания, подобрав к слову - действию
соответствующую приставку (в -, из -, под -, за -, у -, пере -, на -, рас -,
с -). Вставь пропущенное слово, подходящее по смыслу; выпиши в 2 столбика
слова с приставками по -, под -; образуй с помощью суффиксов от данных
слов слова со значением очень маленький или очень большой (кулак - кулачок -
кулачище, нос - носик - носище, т.д). Составь словосочетания из слов:
оглянулся, огляделся (кругом, назад); раскинул, раскидал (игрушки, руки) т.д.
|
Развитие
навыков связного высказывания
|
Развитие
навыков связного высказывания; формирование умения отвечать на вопросы;
развитие контроля за ходом своей деятельности; развитие слухового внимания,
памяти, мышления.
|
Последовательный
пересказ с опорой на план; творческий рассказ по обозначенному началу.
|
Приложение
5
Логопедическое занятие с учащимися 2 класса
Тема: Обозначение мягкости согласных гласными
буквами 2 ряда.
Цели, задачи: Учиться слышать и различать
твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ обозначения мягкости
согласных на письме с помощью гласных 2 ряда. Практическое усвоение понятий
твердые и мягкие согласные.
Оборудование: Звуковые карточки, пособие «Домик
гласных звуков», куклы Тим и Том, перфокарты, музыкальное сопровождение «Музыка
с мамой».
Ход занятия:
. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие
снова пришли Звуковички. У них очень хорошее, солнечное настроение. Давайте и
мы с вами улыбнемся нашим гостям и друг другу!
. Повторение пройденного материала
Давайте вспомним, на какие две большие группы
делятся все звуки русского языка? (гласные и согласные).
Посмотрите на костюмчики Звуковичков, кто может
объяснить, почему у одних Звуковичков костюмчики синие, у других - зеленые, а у
третьих - красные? ( Подвести детей к обобщению, что красным цветом обозначены
гласные звуки, синим - твердые согласные, зеленым - мягкие согласные).
Посмотрите, Звуковички принесли вам карточки,
давай прочитаем, что на них написано? (Дети читают: П-ПЬ, М-МЬ и т.д. Анализ
артикуляции звуков: с помощью чего мы произносим звуки П-ПЬ? Когда губы
напрягаются сильнее?).
Игра с мячом «Подбери пару и не ошибись».
Звуковички, Том и Тим очень любят играть с
мячом. Поиграем с ними?
Я бросаю мяч и называю слог с твердым согласным,
а вы возвращаете мяч обратно мне и называете мягкую пару:
ПА-ПЯ, ЛО-ЛЁ, ТЫ-ТИ, ВУ-ВЮ, ДЭ-ДЕ, БУ-БЮ.
А теперь наоборот, я называю слог с мягким
согласным, а вы - с твердым:
МИ-МЫ, КЮ-КУ, ЗЁ-ЗО, СЯ-СА, ФЭ-ФЕ.
Молодцы! Ни разу не ошиблись!
- Ребята, волшебники Тим и Том, хоть
и братья, совсем не похожи друг на друга.Тим такой же мягкий как первый звук
его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест
ТЬ - тефтели, но никогда не пьёт Т - томатный сок, не любит М - молоко, но с
удовольствием ест МЬ - мёд, рисует только КЬ - кисточкой и никогда не берёт в
руки К -карандаш.
Брат Тима, Том, наоборот очень
твердый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит Т -
томатный сок, и не ест ТЬ - тянучки, носит П - пальто и никогда не надевает ПЬ
- пиджак, не берет в руки МЬ - мяч, любит пускать М - мыльные пузыри. Как
называются согласные звуки, которые любит Том? (твёрдые согласные). Как
называются согласные звуки, которые любит Тим? (мягкие согласные).
Давайте поиграем с согласными
звуками. Покажите фишками, как звучит звук М (П, Т, С): твердо или мягко?
Звуки: МЬ, С, П, ТЬ, СЬ, Т, М, ПЬ;
Слоги: ТА, ТО, МИ, СЕ, ПО, СУ, МЮ,
ПЯ;
Слова: ЛЮК, ПОЛ, МЕЛ, СОК, ПИР, ЛАК.
. Физминутка
Хорошо потрудились, давайте немножко
отдохнем! ( Выполнение движений «Червячки» - «Музыка с мамой»).
. Знакомство с новой темой
На доске написаны слова: ПИЛА, МЫЛО,
ДАР, МЯСО, КИСТЬ, ЛЕПИТ, ВЕСНА, ЛЁД, ПЮРЕ.
Задание: Уберите слова, где первый
согласный звучит твердо. Поясните, какие буквы смягчают первый звук в
оставшихся словах. (На доску выписываются буквы: Я, Ё, Ю, Е, И и Ь).
Посмотрите внимательно на домик
гласных и скажите, где находятся эти гласные: в первом или во втором ряду?
Сделайте вывод, какая работа у
гласных 2-го ряда? (смягчать согласные). Действительно, работа у гласных 2-го
ряда очень важная. Если мы неправильно напишем одну букву, изменится значение
слова. (Сравниваются написание и значение слов мал-мял, лук-люк, мыл-мил,
нос-нёс, вол-вёл). И это необходимо нам знать, чтобы сохранять русский язык,
уважительно относиться к его законам.
. Массаж
Звуковички, Тим и Том подготовили
для вас письменные задания. Но, прежде чем мы их начнем выполнять, нам надо
размять наши пальчики. (Массаж Су-Джок).
. Тренировочные упражнения
для закрепления
А) Выпишите только те слоги, в
которых согласный звук звучит мягко. Слоги для анализа: мо, мё, лу, лю, пе, пэ,
си, сы, да, дя.
Дополните эти слоги до слов (устно).
Б) Работа с перфокартами (вставить
буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Е-Э, И-Ы в слова.): л-па, м-ч, л-сь, л-д, м-л, п-ла, с-р,
м-ска.
В) Работа с предложениями:
Вставить пропущенные буквы а-я: Мы
вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т к-шу. Юр-
был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-та, у Вити кот-та.
. Итог занятия. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Давайте вспомним, какие гласные на письме обозначают мягкость согласных звуков?
Звуковички, Тим и Том благодарят вас
за занятие и просят нарисовать в тетрадках свое настроение. До свидания!