У менеджера в среднем от 130 до 150 активных кредитов в портфеле, ежемесячно выдают от 5 до 15 кредитов. В волгоградском филиале по данным 2014 года - 43 менеджера и 6 руководителей групп.
Финансирование осуществляется зарубежными банками под 8,0% годовых.
Таблица 2.7 Годовые затраты на кредитный портфель (в портфеле 149 активных кредитов) ООО МФО «Каспийский капитал»
Основные показатели затратКоличество выданных кредитоввпервыеповторногодСумма бонусов4950156040975Основная зарплата15000180000Премия руководителю отделаЕСН с основной зарплаты и премииИтогоНакладные расходыВсегоОбслуживание долга, 8,0%
В активном портфеле кредитов на 13 000 000 рублей.
При выдаче кредита взимается комиссионный сбор до 4,0%.
000000 * 0,04 = 520 000 руб.
Таким образом, зарплата менеджеров, доля премии руководителя отдела и накладные расходы на менеджера сразу покрываются комиссионным сбором.
Стоимость кредита для предпринимателей - 40% годовых:
* 0,40 = 5 200 000 руб.
Невозврат кредитов составляет менее 2%:
000000 * 0,02 = 260 000 руб.
Валовая прибыль только по одному менеджеру составляет:
(5 200 000 + 520000) - 1435610,0 - 260 000 = 4284130 руб.
Рентабельность продаж составляет: 4284130/ 13000000 = 33,0%
По пессимистическому прогнозу ежегодная валовая прибыль только по волгоградскому отделению составляет: 180,6 млн. руб.
Понятно, что снижать % ставки по кредитам ООО МФО «Каспийский Капитал» невыгодно.
При снижении процентной ставки на 5 %, микрофинансовая организация получит снижение невозврата кредитов только на 1 % или на 130 000 рублей.
Валовая прибыль при этом снизится на 650 000 рублей. Проще штрафовать менеджеров и лишать их бонусов.
Однако результаты 2012 года показали, что в деятельности ООО МФО «Каспийский Капитал» по микрокредитованию населения наблюдается снижение объемов кредитования, повысился процент невозврата кредитов с 1,7 до 2,0%.
Поэтому микрофинансовой организации ООО МФО «Каспийский Капитал» необходимо пересмотреть организацию кредитования населения и наметить пути ее совершенствования.
.3 Анализ состояния кредитных операций ООО МФО «Каспийский Капитал»
Основной регион работы анализируемой организации - Волгоградская область. Поэтому большинство клиентов приходится на город Волгоград.
Сейчас количество клиентов по этому городу составляет свыше 7 тысяч. В целом, общее количество клиентов компании составляет более 12 тысяч.Ежемесячно ООО МФО «Каспийский Капитал»выдает свыше 5-6 млн. микрозаймов.
Динамика роста активных клиентов ООО МФО «Каспийский Капитал» по Волгоградскому региону представлена в таблице 2.8 на основе анализа данных мониторинга объемов продаж.
Таблица 2.8 Динамика роста активных клиентов и кредитного портфеля ООО МФО «Каспийский капитал»
ПоказателиГод2010г.2011г.2012г.2013г.2014г.Количество активных клиентов, чел.34794907609557576658Сумма выданных займов, тыс. руб.162774,6254097295889308964360899% просрочки0,760,821,061,511,30
Данные таблицы 2.8 показывают, что процент просрочки кредитов ниже средних значений по кредитным организациям.
Средняя сумма кредита по годам имеет незначительную тенденцию к росту и колеблется в пределах 15 тысяч рублей на одного клиента.
Наибольшее количество кредитов, выданных ООО МФО «Каспийский Капитал» в 2014 году приходится на диапазон 10-15 тыс. руб. (23% от количества выданных кредитов).
Эффективность организации кредитования определена не только возвратностью выданных займов, но и повторяемостью, т.е. числом клиентов ООО МФО «Каспийский Капитал», которые пришли брать займ во второй и последующий раз.
По данным мониторинга ежемесячных объемов продаж (Приложение 4) была проведена выборка таких клиентов и сгруппирована по годам.
Таблица 2.9 Динамика повторных займов за 2010-2014 г.г.
ПоказателиГод2010г.2011г.2012г.2013г.2014г.Количество активных клиентов, чел.34794907609557576658Абсолютный прирост, чел.-+1428+1188-338+901Повторный кредит, чел.-1217134224521614% повтора-24,822,0242,624,24
Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция - каждый пятый клиент возвращается кредитоваться снова в ООО МФО «Каспийский Капитал».
Как видно из рисунка 2.4, кредиты оформляют чаще женщины (58,5% от общего объема кредитов). Поэтому и процент невозврата у них больше.
Таблица 2.10 Общая сумма выданных кредитов и доля невозврата по половому признаку в ООО МФО «Каспийский капитал»
ГодОбщая сумма выданных кредитовОбщая сумма невозвратаСумма невозврата, жен2012295889,0135171838062013308964,02155611185582014360899,0205950117391
Возможно одной из причин того что кредиты чаще берут женщины является то что в России принято что мужчина работает, а женщина берет на себя организационные моменты, возможно поэтому, даже если приходят оформляться супружеские пары, муж предпочитает, чтобы жена оформила кредит на себя. Зачастую причина лишь в том, что мужчине просто не хочется заполнять документы, подписывать, отвечать на вопросы. Одной из причин, несомненно, является и то что женщин все таки у нас встране больше.
Основная масса заемщиков расположилась в группе от 21 до 40 лет (71,8 % от общего числа заемщиков). Это объясняется тем, что именно в этом возрасте заемщик готов отвечать по своим обязательствам. К этим годам у заемщика уже имеется постоянная работа и соответствующая зарплата, что позволяет ему без каких-либо проблем взять кредит.
Молодежь является одной из самых перспективных групп населения для потенциального охвата потребительским кредитованием: она обладает высокой социальной мобильностью, в том числе и с точки зрения увеличения уровня дохода, уверенно смотрит в будущее и, конечно, имеет большое количество материальных потребностей, текущее удовлетворение которых возможно за счет будущих доходов.
В связи с ограничением по возрасту для выдачи кредита удельный вес кредитов, предоставленных пенсионерам, составляет 10,3% от общего количества кредитов. При этом кредиты пенсионерам выдаются на короткий срок и на небольшие суммы и процент не возврата среди пенсионеров минимален. В остальных возрастных группах процент не возврата кредитов примерно одинаков.
Кредитное поведение заемщиков во многом определяется их социально-профессиональными характеристиками.
Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: кредиты как вид услуги все же не выполняют свою первоначальную задачу по улучшению качества жизни тех, кто действительно в этом нуждается и не имеет средств сразу приобрести желаемое.
Кредитное поведение заемщиков во многом определяется их социально-профессиональными характеристиками.
Таблица 2.11 Структура использования кредитов в зависимости от должностного уровня, %
Высшее руководствоРуководители среднего звенаСпециалистыСтажерыИспользуют кредиты41,729,817,711,1Не используют кредиты58,366,0%77,988,9Не ответили0,04,24,40,0
Более высокая должность предполагает соответствующий доход, с одной стороны, определенные запросы на качество жизни - с другой. Получается, что чем выше должностной статус человека, тем чаще ему требуются дополнительные затраты, которые он не может позволить себе сиюминутно (хотя имеет возможность откладывать сбережения и сделать покупку позже), а потому возникает необходимость обратиться за кредитом.
Профессиональная сфера деятельности работающих респондентов не оказывает существенного влияния на их кредитную активность, однако по результатам исследования можно сделать вывод, что наименее активными заемщиками выступают работники науки, сферы услуг и юристы, а наиболее активными - работники сферы строительства, продаж, экономисты и менеджеры.
Возврат кредита имеет для организации не меньшее значение, чем его выдача, так как означает возобновляемость ресурсов. Интересно, что профессиональные характеристики заемщиков практически не оказывают влияния на процесс возврата кредита. Так, «трудным почти всегда» возврат кредита не является ни для кого. В целом соотношение оценок «чаще трудно» и «чаще нетрудно» возвращать кредит одинаково среди занятых и незанятых респондентов.
Среди заемщиков из высшего руководства 65% опрошенных ответили, что выплачивать кредит им «чаще трудно» и 1/3 - «чаще нетрудно», а среди руководителей среднего звена ситуация обратная. Возможно, трудности в выплате кредитов у руководителей высшего звена связаны с их высокими запросами по отношению к уровню жизни, в том числе на отдых. Так, они чаще других клиентов банка предпочитают отдыхать за границей, проводить время в кафе, ресторанах, выезжать за город, что означает существенные дополнительные расходы, которые могут затруднять выплаты по кредитам.
В профессиональных сферах занятости чаще всего трудности при возврате кредитов испытывают работники сфер продаж, науки, легче всего выплачивать их строителям и логистам. Независимо от социально-профессиональных характеристик заемщики отдают предпочтение потребительским кредитам и кредитам на неотложные нужды в рублях.
Таким образом, можно сделать вывод, что основную долю клиентов, не возвращающих кредит составляют женщины. Что касается возрастной категории, то тут нет четкой зависимости, однако самыми добросовестными плательщиками являются пенсионеры. Если рассматривать социальный статус, то из приведенной нами статистики видно, что трудности с не возвратом довольно часто возникают у руководителей высшего звена, т.е. у людей с достаточно высокой заработной платой. Помимо того, что это связано с их высокими запросами к уровню жизни, отчасти причина в том, что они просто забывают вовремя внести ежемесячный платеж, поскольку эта сумма для них незначительна.
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности использования кредитных операций коммерческого банка
.1 Использование информационных технологий при кредитовании
С учетом высказанных предложений по совершенствованию работы ООО МФО «Каспийский Капитал» с клиентами и повышению эффективности кредитных операций целесообразно повысить информационную прозрачность организации и использовать Интернет-сайт для максимального удовлетворения информационных запросов клиентов касательно продуктов и тарифов ООО МФО «Каспийский Капитал».
Рассматривая средства частных клиентов как важнейший источник финансирования операций, учитывая ожидаемые в перспективе высокие темпы роста рынка кредитования физических лиц, а также рост требований частных клиентов к стандартам качества и технологиям, главной задачей по работе с частными клиентами организации считает повышение качества сервиса, в том числе за счет увеличения скорости обслуживания клиента, развития альтернативных каналов продаж услуг и совершенствования технологий обслуживания. В дальнейшем, получит развитие и предоставление услуг с использованием мобильной связи и терминалов самообслуживания, также будет реализован проект «Электронная касса», позволяющий клиентам получить дистанционный доступ к услугам ООО МФО «Каспийский Капитал» через Интернет. Организация рассчитывает на то, что реализация указанных задач позволит сохранить и упрочить позиции на рынке кредитования частных лиц.
Сквозь призму развития широкого внедрения цифровой подписи и электронного документооборота необходимо выстраивать усилия по организации электронного вексельного обращения. Перспективы развития электронного вексельного обращения лежат в основе организации и обращения электронных наличных - денег.
Если это сделать в электронном виде и с электронной подписью, то появится электронный вексель. Вексель - это те же деньги, ими можно расплачиваться как наличностью, и если лицо, подписавшее его, вызывает безусловное доверие, то он будет охотно приниматься вместо традиционных денег. Вексель имеет то преимущество, что лицо, выпустившее его (или давшее поручительство по нему, или индоссировавшее его), обязано либо заплатить (независимо от обстоятельств, даже подложная передаточная подпись на векселе не освобождает от этой обязанности), либо объявить себя банкротом. Промежуточное решение невозможно. Рынок ценных бумаг эволюционирует в сторону электронного вида. В настоящее время законодательство практически всех стран мира допускает существование ценных бумаг в электронном виде. И даже более того, в мировой практике значительная часть ценных бумаг именно в таком виде и существует: акции, которыми торгуют на мировых биржах, все чаще и чаще представляют собой не что иное, как просто запись в компьютерной базе данных. Сегодня развитие Интернет представляет собой идеальную среду для оборота таких электронных ценностей: здесь имеются хорошо зарекомендовавшие себя и доступные криптографические технологии, позволяющие сделать такой оборот надежным, конфиденциальным и защищенным от фальсификации. Имеются коммуникации, позволяющие перебрасывать эти ценности в любую точку мира и обмениваться ими. Имеется среда со сформированным предложением товаров и услуг, где можно обменять эти электронные ценности на товары, услуги, информацию. Среда, где эти электронные ценности с легкостью превращаются в оборотное средство, то есть в деньги. Как бы там ни было, альтернативные платежные технологии будут уверенно отвоевывать себе место под солнцем.
В развитии электронного вексельного обращения скрыт потенциал экономического развития государства, так как развитие рынка электронных ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок электронных ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой -перемещает эти капиталы на другие рынки, тем самым способствуя их развитию.
Система вексельного обращения является компенсаторным механизмом (демпфером), который необходим каждому государству, желающему своего эффективного развития.
Тенденции технологического развития общества позволяют предположить неизбежность перехода к электронному обращению платежных обязательств. И здесь возникает противоречие между существующей системой денежного обращения, монопольно контролируемой кредитной сферой, и скрытой пружиной демократического развития общества, которая обязательно распрямится и сила которой таится в снижении транзакций самого обращения платежных обязательств. Непросто любой системе, в том числе и мировой, двинуться в сторону демократии, произвести хотя бы частичный отказ от монополии кредитной деятельности в сфере контроля денежного обращения и отдать часть на самоорганизацию общественных сил, выступив своего рода детонатором скрытых «атомных» сил общества. Лучше, когда такие реакции контролируются, поэтому самой кредитной системе необходимо создавать упреждающие инновационные технологии в реорганизации своей сферы. В России уже существовали неудачные попытки против «монополии» внедрения электронного вексельного обращения через бездокументарную форму, инициированную ФКЦБ РФ. Сегодня это взяло на себя Министерство экономического развития и торговли России, которое видит огромные перспективы и уже разрабатывает систему электронного вексельного обращения. Думается, что во второй раз банковской системе придется идти на компромиссы, так как очевидно, что запретительными и тормозящими технологиями можно только отдалить приход электронного денежного и вексельного обращения и, тем самым, в будущем потерять значительный сегмент этого контроля.
Преимущества электронного вексельного обращения состоят в следующем:
─ организация электронного вексельного обращения позволит реализовать эффективное обслуживание финансового оборота;
─ механизмы внедрения дематериализации и реинжиниринга технологий обращения эффективны и безинерционны;
─ развитие электронных технологий формирует среду для оборота и ускоряет отказ от бумажных и безналичных платежей;
─ смещение монополии государства в финансовом обороте реализует демократические и прогрессивные пути развития общества.
Результаты по внедрению системы электронного вексельного обращения могут появиться только на основе научно - организованного управляемого и планируемого процесса. Возможно применение опыта стран Европейского Союза - членов ВТО, где эффективно работают перспективные направления экономики, например, ФРГ - около 30% оборота платежных обязательств занимает вексельное, Франция, где эффективно применяется дематерилизация ценных бумаг.
Другая проблема, непосредственно возникающая при расширении использования компьютерных технологий в деятельности ООО МФО «Каспийский Капитал» - проблема защиты информации на компьютерных носителях. В настоящее время существует большое количество организационных и технических средств, предназначенных для защиты от информационных атак. Организационные средства связаны с разработкой и внедрением на предприятиях нормативно-правовых документов, определяющих требования к информационной безопасности АИС. Примерами таких документов являются политика и концепция обеспечения информационной безопасности, должностные инструкции по работе персонала с АИС и т. д. Технические же средства защиты АИС реализуются при помощи соответствующих программных, аппаратных или программно-аппаратных комплексов.
На сегодняшний день можно выделить следующие основные виды технических средств защиты: криптографическая защита информации; разграничение доступа пользователей к ресурсам АИС; межсетевое экранирование; анализ защищённости АИС; обнаружение атак; антивирусная защита; контентный анализ; защита от спама.
Средства криптографической защиты информации (СКЗИ) представляют собой средства вычислительной техники, осуществляющие криптографическое преобразование информации с целью обеспечить её конфиденциальность и контроль целостности. Защита информации может осуществляться в процессе её передачи по каналам связи или в процессе хранения и обработки на узлах АИС. Для решения этих задач используются различные типы СКЗИ, описание которых приводится ниже.
Средства разграничения доступа предназначены для защиты от несанкционированного доступа к информационным ресурсам системы. Разграничение доступа реализуется средствами защиты на основе процедур идентификации, аутентификации и авторизации пользователей, претендующих на получение доступа к информационным ресурсам АИС.
На этапе собственной идентификации пользователь предоставляет свой идентификатор, в качестве которого, как правило, используется регистрационное имя учётной записи пользователя АИС. Далее проводится проверка, что этот идентификатор действительно принадлежит пользователю, претендующему на получение доступа к информации АИС. Для этого выполняется процедура аутентификации, в процессе которой пользователь должен предоставить аутентификационный параметр, при помощи которого подтверждается принадлежность идентификатора пользователю. В качестве параметров аутентификации могут использоваться сетевые адреса, пароли, симметричные секретные ключи, цифровые сертификаты, биометрические данные (отпечатки пальцев, голосовая информация) и т. д. Необходимо отметить, что процедуры идентификации и аутентификации пользователей в большинстве случаев проводятся одновременно, т. е. пользователь сразу предъявляет идентификационные и аутентификационные параметры доступа.
В случае успешного завершения двух упомянутых процедур проводится авторизация пользователя, в процессе которой определяется спектр информационных ресурсов, с которыми он может работать, а также операции, которые могут быть выполнены с этими информационными ресурсами АИС. Присвоение пользователям идентификационных и аутентификационных параметров, а также определение их прав доступа осуществляется на этапе регистрации пользователей в АИС.
Межсетевые экраны (МЭ) реализуют методы контроля за информацией, поступающей в АИС и (или) выходящей из неё, и обеспечения защиты АИС при помощи фильтрации информации на основе критериев, заданных администратором. Процедура фильтрации включает в себя анализ заголовков каждого пакета, проходящего через МЭ, и передачу его дальше по маршруту следования только в случае, если он удовлетворяет заданным правилам фильтрации. При помощи фильтрования МЭ позволяют обеспечить защиту от сетевых атак путём удаления из информационного потока тех пакетов данных, которые представляют потенциальную опасность для АИС.
Средства анализа защищённости выделены в представленной выше классификации в обособленную группу, поскольку предназначены для выявления уязвимостей в программно-аппаратном обеспечении АИС. Системы анализа защищённости являются превентивным средством защиты, которое позволяет выявлять уязвимости при помощи анализа исходных текстов ПО АИС, анализа исполняемого кода ПО АИС или анализа настроек программно-аппаратного обеспечения АИС.
Средства антивирусной защиты предназначены для обнаружения и удаления вредоносного ПО, присутствующего в АИС. К таким вредоносным программам относятся компьютерные вирусы, а также ПО типа «троянский конь», spyware и adware.
Средства защиты от спама обеспечивают выявление и фильтрацию не запрошенных почтовых сообщений рекламного характера. В ряде случаев для рассылки спама применяется вредоносное программное обеспечение: оно внедряется на хосты АИС и использует адресные книги, которые хранятся в почтовых клиентах пользователей. Наличие спама в АИС может привести к одному из следующих негативных последствий:
нарушению работоспособности почтовой системы вследствие большого потока входящих сообщений. При этом может быть нарушена доступность как всего почтового сервера, так и отдельных почтовых ящиков (они будут переполнены). В результате пользователи АИС не смогут отправлять или получать сообщения при помощи почтовой системы организации;
реализации так называемых phishing-атак, в результате которых пользователю присылается почтовое сообщение от чужого имени с предложением выполнить определённые действия. В таком сообщении пользователя могут попросить запустить определённую программу, ввести своё регистрационное имя и пароль или выполнить какие-либо другие действия, которые способны помочь злоумышленнику успешно провести атаку на информационные ресурсы АИС. Примером атаки этого типа является посылка пользователю сообщения от имени известного банка, в котором содержится запрос о необходимости смены пароля доступа к ресурсам web-сайта организации. В случае если пользователь обратится по интернет-адресу, указанному в таком почтовом сообщении, то он будет перенаправлен на сайт злоумышленника, представляющий собой копию реального сайта организации. В результате такой атаки вся парольная информация, введённая пользователем на ложном сайте, будет автоматически передана нарушителю;
─ снижению производительности труда персонала из-за необходимости ежедневно просматривать и вручную удалять спамерские сообщения из почтовых ящиков.
Средства контентного анализа предназначены для мониторинга сетевого трафика с целью выявить нарушения политики безопасности. В настоящее время можно выделить два основных вида средств контентного анализа, аудит почтовых сообщений и мониторинг Интернет-трафика.
Системы аудита почтовых сообщений предполагают сбор информации об SMTP-сообщениях, циркулирующих в АИС, и её последующий анализ с целью выявить несанкционированные почтовые сообщения, нарушающие требования безопасности, заданные администратором. Так, например, системы этого типа позволяют выявлять и блокировать возможные каналы утечки конфиденциальной информации через почтовую систему. Системы мониторинга Интернет-трафика предназначены для контроля доступа пользователей к ресурсам сети Интернет. Средства защиты данного типа позволяют заблокировать доступ пользователей к запрещённым Интернет-ресурсам, а также выявить попытку передачи конфиденциальной информации по протоколу HTTP. Системы мониторинга устанавливаются таким образом, чтобы через них проходил весь сетевой трафик, передаваемый в Интернет.
Системы обнаружения атак представляют собой специализированные программные или программно-аппаратные комплексы, задача которых обнаружить информационные атаки на ресурсы АИС. Атаки выявляются при помощи сбора и анализа данных о событиях, регистрируемых в системе. Желательно, чтобы подобный комплекс обнаружения атак включал в себя следующие компоненты:
модули-датчики (сенсоры), предназначенные для сбора необходимой информации о функционировании АИС;
- модуль выявления атак, выполняющий анализ данных, собранных датчиками, с целью обнаружения информационных атак;
- модуль реагирования на обнаруженные атаки;
модуль хранения данных, в котором содержится вся конфигурационная информация, а также результаты работы средств обнаружения атак;
модуль управления компонентами средств обнаружения атак.
Обеспечить информационную безопасность можно только при комплексном подходе. Комплексный подход к защите от информационных атак предусматривает согласованное применение правовых, организационных и программно-технических мер, перекрывающих в совокупности все основные каналы реализации вирусных и прочих угроз. В соответствии с этим подходом в организации должен быть реализован следующий комплекс мер:
- выявление и устранение уязвимостей, на основе которых реализуются угрозы. Это позволит исключить причины возможного возникновения информационных атак;
- своевременное обнаружение и блокирование информационных атак;
- выявление и ликвидацию последствий атак.
Данный класс мер защиты направлен на то, чтобы свести к минимуму ущерб, нанесённый в результате реализации угроз безопасности.
Важно понимать, что эффективная реализация вышеперечисленных мер на предприятии возможна только при условии наличия нормативно-методического, технологического и кадрового обеспечения информационной безопасности.
Нормативно-методическое обеспечение информационной безопасности предполагает создание сбалансированной правовой базы в области защиты от угроз. Для этого в компании должен быть разработан комплекс внутренних нормативных документов и процедур, обеспечивающих процесс эксплуатации системы информационной безопасности. Состав таких документов во многом зависит от размеров самой организации, уровня сложности АИС, количества объектов защиты и т. д.
В рамках кадрового обеспечения информационной безопасности в компании должно быть организовано обучение сотрудников противодействию информационным атакам. В процессе обучения должны рассматриваться как теоретические, так и практические аспекты информационной защиты. При этом программа обучения может составляться в зависимости от должностных обязанностей сотрудника, а также с учётом того, к каким информационным ресурсам он имеет доступ.
Так же для развития деятельности ООО МФО «Каспийский Капитал» можно предложить основные направления совершенствования кредитования физических лиц. (таблица 3.1)
Таблица 3.1 Основные направления совершенствования кредитования ООО МФО «Каспийский Капитал»
МероприятиеОжидаемый эффектУвеличение сумм нецелевых кредитов до 60000руб.Рост клиентов порядка 7% - увеличение доходов банка - 60*0,234 = 14,04 тыс. руб.Новые кредитные продукты для специальных групп населения (врачи, учителя и пр.) на льготных условияхРост клиентов порядка 12,5% - увеличение доходов банка - 1350*0,19 = 256,5 тыс. руб.Выпуск новых револьверных карт до 30 тыс.шт. с лимитом до 40 тыс. руб.Наличие средств в обороте, с задолженностью по каратам до 700 тыс. руб., т.е. гарантированное получение дохода порядка 700*0,19 = 133 тыс. руб.
Экономическая эффективность данного мероприятия составит 403,54 тыс. руб.
Приоритетными направлениями деятельности ООО МФО «Каспийский Капитал» является предоставление кредитов и финансовых услуг физическим лицам. ООО МФО «Каспийский Капитал» оперативно реагирует на изменения, которые происходят на российском рынке банковских услуг, предлагая клиентам и партнерам оптимальные условия кредитования и сотрудничества.
В целом, стратегия деятельности микрофинансовая организация направлена на достижение оптимального соотношения между ликвидностью, доходностью и рисками. В своей деятельности организация придерживается соблюдения всех пруденциальных норм, установленных Банком России Активными игроками на рынке потребительского кредитования помимо эмитента, являются
ООО МФО «Каспийский Капитал» для дальнейшего развития необходимо направить внимание на повышение суммы кредитования, выпуска кредитных карт, что связано с высокими темпами роста данных банковских услуг.
.2 Рекомендации по оптимизации работы с проблемными кредитами
Проблемные кредиты - один из важных индикаторов успешности любой организации. Большое их количество говорит о том, что программы кредитования не сбалансированы в отношении риска/доходности либо что эффективная ставка, включающая в себя необходимость покрытия убытков от невозвратов, велика. Возникает замкнутый круг: чем выше ставка, тем хуже возврат, чем хуже возврат, тем выше надо поднимать ставку, чтобы покрыть убытки.
При этом полное отсутствие просрочки вовсе не та цель, к которой стремится организация, поскольку такая ситуация может возникнуть, если организация либо перестает работать с рыночным, массовым клиентом; либо за счет жестких требований к заемщикам не получает максимально возможной прибыли; либо, что тоже бывает, скрывает информацию.
При выходе на массовый кредитный рынок, при разработке ритейловых программ кредитования организации очень важно правильно учесть и просчитать все риски, а также сразу разработать алгоритм работы с проблемными кредитами. Как показывает опыт, именно четкий алгоритм и слаженные действия сразу после возникновения просрочки дают максимальный процент возврата. Правовые методы урегулирования просрочки зависят от оснований ее возникновения. Такие основания можно разделить на три группы:
техническая просрочка;
несчастный случай: смерть, утрата заемщиком трудоспособности, утрата обеспечения кредита;
ухудшение финансового положения заемщика (потеря работы, снижение доходов, иные долговые обязательства и т.п.).
Техническая просрочка возникает, как правило, из-за невнимательности заемщика: отправки денег не по тем реквизитам, неточного расчета платежа, незначительного пропуска срока оплаты в связи с командировками, отпуском и т.п. Такие просрочки, несмотря на их незначительный размер, наносят ущерб организации, поскольку снижают его показатели отчетности и влекут необходимость увеличения резервирования по соответствующим кредитам.
Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать, и человеческий фактор здесь является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критике за то, что ввергли организацию в сложную ситуацию. Более того, как показывает опыт, очень часто проблемные кредиты, даже после того, как они выявлены, оказываются в действительности хуже, чем думали сотрудники кредитного подразделения. В результате теряется драгоценное время. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство организации, зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.
Во избежание этого организации необходимо периодически делать объективные обзоры кредитов силами отдела внутреннего контроля с целью выявления упущенных или скрытых сотрудниками кредитного отдела признаков проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют не замеченные до того проблемные кредиты. Тем не менее, первым «выявителем» проблемных кредитов должна быть служба внутреннего контроля организации. В некоторых банках даже применяют санкции к кредитным работникам, если проблемы с кредитами заметят не они. Однако чтобы проблемных кредитов было как можно меньше, работу по предотвращению проблемной ситуации необходимо вести уже на стадии принятия решения о выдаче кредита с участием работников службы внутреннего контроля.
Но даже в случае, когда кредит выдавался заемщику, который соответствовал всем параметрам кредитоспособности, необходимо постоянно отслеживать ситуацию, ибо его финансовое состояние может измениться, о чем будут свидетельствовать следующие тревожные сигналы.
Тревожными сигналами нефинансового характера являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно если кредитный договор содержит условие, требующее представления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиента о причине задержек сами являются признаками проблемности кредита. Например, если клиент обвиняет в задержках своих аудиторов, значит, существуют разногласия между ним и аудиторами о том, как следует отразить ту или иную статью в балансе или как следует использовать те или иные методы учета. Если из-за этого компания поменяет аудиторов на более «гибких», то это также будет являться признаком надвигающихся (или уже существующих) проблем.
Другими тревожными признаками указанного рода могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия. В худшем случае такое нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты, в лучшем - например, желанием защититься от конкурентов. Но сотрудники организации должны уметь понять, когда клиент злоупотребляет своим правом не разглашать определенную информацию, тщательно оценить ситуацию и решить, стоит ли настаивать на получении той или иной информации.
Разумеется, любые нарушения условий кредитного договора должны быть тщательно расследованы. Особенно существенными являются нарушения запретительных оговорок, ограничивающих объемы дополнительных заемных средств.
Финансовые признаки проблемности кредита могут обнаружиться при анализе финансовой отчетности. Они могут проявиться, в частности, и через модификацию кредитов, взятых заемщиков. Например, если сезонные краткосрочные кредиты постоянно возобновляются и в результате становятся «вечнозелеными». Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении лимитов овердрафтов могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Причины всех подобных фактов должны быть расследованы.
Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми по характеру, они должны насторожить сотрудников кредитного подразделения организации. Ранее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку соответствующих мероприятий. Каких-то универсальных мер здесь не существует и все зависит от характера конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности в этой связи возникают более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие конкурентоспособность.
Когда сотрудник организации замечает ухудшающий кредит, он обязан:
проанализировать проблемы заемщика;
проконсультироваться с сотрудниками, занимающимися с проблемными кредитами, и с руководством;
рекомендовать перевести кредит в более низкую классификационную группу и прекратить отражать проценты за кредит в доходах организации;
собрать информацию о том, где еще организация может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, обеспечение;
изучить возможность поучения обеспечения (если его не было);
Сбор информации чрезвычайно важен. В идеале наилучшем источником информации является сам заемщик. Но обычно за информацией следует обращаться и к другим источникам - к другим организациям, к поставщикам и к основным покупателям продукции заемщика. Сбор и трактовка этой информации должны помочь выявить эти проблемы и степень их сложности. После этого можно переходить к определению следующих шагов и выработке плана.
На первом этапе выработки плана необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые организации считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного подразделения, ведущий данный кредит, потому что он лучше других знает заемщика или потому, что если он привел к возникновению такой ситуации, то сам и должен выручать организацию. Другие организации создают на такие случаи самостоятельные подразделения, которым поручена работа с проблемными активами.
Дополнительные ресурсы и опыт помогают улучшить обслуживание заемщиком кредита. Очень часто такие подразделения называют управлениями кредитного и рыночного риска. Обычно организации стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. Организации стараются защитить свои активы и могут влиять на решение руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же могут либо потребовать не вмешиваться их дела, либо приветствовать конструктивный совет.
Но совет - это только рекомендация, которую организация дает клиенту. Вмешиваться в процесс принятия решения клиентом организации не должен.
Универсальных правил спасения кредита не существует, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:
разработка программы изменения структуры задолженности;
получение дополнительной документации и гарантий;
удержание дополнительного обеспечения;
продажа обеспечения;
продажа прочих активов;
обращение к гарантам;
организация совместного общества и вложения капитала;
разработка программ сокращения расходов;
продажа компании третьей стороне;
замена руководства компании;
назначение управляющих и консультантов для работы с компанией от имени организации;
реорганизация компании (вне судебных процедур);
организация финансовой помощи со стороны другого финансового института;
получение правительственных гарантий с получением средств из бюджета для обслуживания долга;
принятие юридических мер (официальное обращение к гаранту, продажа залога, если кредит находится на последней стадии ухудшения);
оформление документов о банкротстве.
В случае если кредит становится проблемным, можно предложить следующие основные шаги, которые описаны зарубежными экспертами по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств организации в случае возникновения проблемной ситуации:
. Всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов организации получить полное возмещение своих средств.
. Крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию.
. Отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора.
. Кредитные инспектора должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для организации и наличия всех необходимых документов должен быть разработан предварительный план действий.
. Оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проблемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и размеры депозитов).
. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые декларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.
. Сотрудники организации должны оценить качество, компетентность и честность руководства фирмы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.
. Нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (например, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.
Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и организации, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у организации подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.
Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки организации по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не организация, что, в свою очередь, экономит средства организации и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.
Основной задачей микрокредитования является оценка риска, другими словами, выплатят ли малоимущие, свой заем вовремя. Кредитный скоринг является еще одним новым способом оценки кредитного риска. Он устанавливает исторические связи между кредитным поведением и количественными характеристиками, подразумевая, что данные связи сохранятся в будущем, а затем, на основе характеристик претендентов на получение займа, предсказывает будущий риск. Скоринг, в действительности, снижает просрочки и, тем самым, сокращает затраты времени на сбор просроченной задолженности, положительно влияя на эффективность, охват и самоокупаемость.
Для некоторых кредитных организаций, которые уже достигли значительных масштабов, располагают серьезной структурой управления и адекватной электронной базой данных, скоринг в действительности может повысить эффективность и, тем самым, помочь как в достижении более широкого охвата малообеспеченного населения, так и в повышении организационной самоокупаемости.
Любой метод предсказания будущего риска на основе текущих характеристик с использованием информации о прошлых связях между риском и этими характеристиками называется скорингом.
Слабость скоринга состоит в его новизне; очень немногие микрокредитные организации успели его протестировать. Использование базы данных с тем, чтобы помочь кредитным сотрудникам оценить риск, противоречит основным инновациям, являющимся определяющими в микрофинансировании. Чтобы системные изменения, которые представляет собой статистический скоринг, были приняты, необходим долгий период обучения и совершенствования, а также постоянная демонстрация точности прогнозов. Даже после того как микрокредитные организации возьмут на вооружение скоринг, они должны избегать чрезмерной зависимости от него.
Скоринг в микрокредитовании имеет ограниченное применение, поскольку он требует наличия электронной базы данных, где регистрируется платежное поведение по большому количеству прошлых займов, а также все характеристики клиента и кредитного договора. Кроме того, эти данные должны быть достаточно точными. Некоторые микрокредиторы накопили достаточные данные в ходе управления своим обычным портфелем. Однако многие не имеют электронных баз данных, не записывают достаточно информации по каждому займу или не ведут записи точных данных. Статистический скоринг игнорирует все, за исключением количественных характеристик, в то время как субъективный скоринг базируется в основном на качественных характеристиках.
Субъективный скоринг обращает внимание на то, что игнорирует статистический скоринг, а статистический скоринг может выявить взаимосвязи, которые слишком многочисленны, слишком сложны, слишком незаметны для субъективного скоринга. Оба подхода к скорингу основаны на предпосылке, что будущее будет таким, как прошлое, и что характеристики связаны с риском. Конечно, эти допущения могут полностью не оправдываться, но они достаточно достоверны, что и определяет полезность скоринга.
Скоринг - будь то статистический или субъективный - доказывает, что даже незначительное знание прошлого лучше, чем полное его отсутствие. Субъективный скоринг, поскольку им пользуются люди мыслящие и способные отслеживать тенденции и объединять данные из многих источников, может оперативно и гибко отреагировать в том случае, если тенденции начинают противоречить прошлому. Статистический скоринг более последователен и отражает больше тенденций, даже скрытых, но он может предсказать только то, что уже имело место много раз.
Многие микрокредитные организации оценивают потенциальных клиентов на основе просрочек в предыдущем займе. Скоринг аналогичен рейтингу, но его гораздо легче применять, и он более точен. То есть рейтинг полезен, а скоринг еще полезнее по трем причинам.
Во-первых, скоринг рассматривает риск как вероятность, а рейтинг же просто оценивает риски.
Во-вторых, скоринг учитывает связи между риском и широким кругом характеристик (включая просрочки), а рейтинг не учитывает ничего, кроме просрочек. Таким образом, в то время как рейтинг не приемлем для новых займов (поскольку нет сведений о просрочках), скоринг практически одинаково полезен как для новых, так и для повторных займов.
В-третьих, скоринг использует базу исторических данных и статистические методы для оптимальной увязки риска с другими характеристиками. В отличие от него, рейтинг связывает риск с просрочками на основе суждений и опыта руководителей, разработавших систему. Безусловно, определенный простейший анализ базы данных может усовершенствовать систему рейтинга, но удивительно, что подобный анализ редко проводится. В то же время, исторический тест точности прогнозов является стандартным для скоринга, но практически не применяется для рейтинга. Но скоринг способен на большее, чем просто подтверждать то, что уже известно, он присваивает связям числовые значения.
Прежде чем начать применение скоринга, организация должна сначала одобрить претендента в соответствии с традиционной процедурой кредитной оценки. Затем, с учетом характеристик одобренного займа, скоринг дает прогноз уровня риска. Кредитный комитет принимает решение после получения прогноза в соответствии с политикой, предусмотренной для четырех классов риска: рисковые, обычные, граничные и отличные.
Скоринг имеет дело только с количественными характеристиками, исключая качественные. То есть скоринг не может заменить ни один из элементов традиционного анализа, он просто является еще одним этапом в конце традиционного процесса, непосредственно перед выдачей займа. Он начинается в момент подачи клиентом письменной заявки. Перед посещением рабочего места кредитным сотрудником заявка проверяется на соответствие основным критериям получения займа, например, не менее одного года опыта ведения бизнеса.
Если заявка соответствует этим требованиям, кредитный сотрудник посещает рабочее место, и после проведения анализа принимает решение о том, стоит ли передавать заявку в кредитный комитет. Заявки, которые дошли до этой стадии, затем вводятся в компьютер. Система производит вычисления и распечатывает скоринговый отчет совместно с документами, которые обычно представляются на рассмотрение кредитного комитета.
Среди преимуществ скоринга - снижение потерь по займам, усиление лояльности, экономия времени на сбор просроченной задолженности и культивирование навыков открытого количественного анализа в помощь руководителям.
Стратегической целью ООО МФО «Каспийский Капитал» является сохранение и укрепление лидирующих позиций на рынке кредитной розницы за счет диверсификации продуктовой линейки и активного развития розничного направления бизнеса на территории России.
В связи с этим, организации необходимо:
расширять и постоянно совершенствовать спектр предлагаемых клиентам продуктов и услуг, которые бы отвечали рыночным тенденциям;
расширять и диверсифицировать каналы дистрибуции кредитных продуктов и услуг через собственную и партнерскую сети, поддерживать долгосрочные отношения с партнерами;
непрерывно совершенствовать системы риск-менеджмента;
модифицировать и совершенствовать методы работы с просроченной задолженностью для повышения качества кредитного портфеля;
повышать операционную эффективность;
снижать операционные расходы;
развивать маркетинговую деятельность, повышать и поддерживать узнаваемость и доступность бренда ООО МФО «Каспийский Капитал» для различных целевых аудиторий на всех сегментах рынка, на которых представлена организация;
постоянно совершенствовать эффективность функционирования и управления;
повышать инвестиционную привлекательность компании;
привлекать к работе высокопрофессиональных специалистов для успешной реализации стратегии организации.
Однако лучше не допускать вообще такой ситуации, когда появляется проблемный кредит и образуется убыток, применяя в своей практике различные способы предотвращения появления проблемных кредитов.
ООО МФО «Каспийский Капитал», как современный коммерческая организация шагает в ногу со временем, проводя гибкую кредитную политику, отвечающую последним требованиям отечественного кредитного рынка. Однако выявленные в ходе анализа проблемы (риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов) заставляют задуматься о будущем кредитной политике организации. Рекомендации, предложенные в данной главе, предотвратят негативные последствия этих проблем и, тем самым, усовершенствуют существующую кредитную деятельность ООО МФО «Каспийский Капитал».
Заключение
В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня доходности кредитных операций, снижения риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций
Особенность современной системы кредитования состоит в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Центральный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов.
Кредитные операции - основа банковского бизнеса, поскольку являются главной статьей доходов банка. Но эти операции связаны с риском невозврата ссуды (кредитным риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому кредитные операции должны являться главным объектом внимания банков. Кредитная политика банка должна обязательно учитывать возможность кредитных рисков, предварять их появление и грамотно управлять ими, то есть сводить к минимуму возможные негативные последствия кредитных операций. Таким образом, основной целью банка является нахождение «золотой середины», т.е. оптимального соотношения между степенью риска и доходностью по кредитным операциям при помощи грамотного управления кредитным процессом, что реализуется посредством разработки практических мероприятий по привлечению новых клиентов и анализа их кредитоспособности.
Согласно поставленных целей и задач в выпускной квалификационной работе мною был произведен анализ кредитных операций ООО МФО «Каспийский Капитал» и их влияния на формирование доходов и расходов, развитие активных и пассивных операций.
Я считаю что, для перспективного развития организации кредитных операций необходимо придерживаться следующих особенностей:
ориентация на экономические (качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса о предоставлении ссуд, а в конечном итоге - на потребности социально-экономического развития общества, что все в большей степени будет являться единым критерием для всех банковских учреждений страны:
.Продукты становятся однотипными во всей стране. И как следствие этого, значительно возросла конкуренция как между банками и другими кредитными институтами, так и банков друг с другом. Усиление конкуренции приводит к сокращению прибыли банков. Чтобы укрепиться на традиционных рынках и завоевать новые, банки вынуждены постоянно либерализировать свою кредитную политику, что отражается в увеличении рисков, которые они должны брать на себя. Возрастание совокупных кредитных рисков со своей стороны также оказывать негативное влияние на размер банковской прибыли.
.Для преодоления неуверенности и сокращения рисков банки должны прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне- и краткосрочных маркетинговых стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых технологий для автоматизации банковский сделок.
.Появлением в стране банковских учреждений негосударственного типа - коммерческих банков, положено начало иной модели организации кредитного дела, отличительная черта которой - организация кредитного дела в рамках и на базе привлеченных банками в формедепозитов ресурсов. Тем самым в принципе исключается возможность неограниченного предоставления кредитов, как это практиковалось государственными специализированными банками, в том числе и набезвозмездной основе, для покрытия финансовых прорывов и бесхозяйственности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была исследована деятельность ООО МФО «Каспийский Капитал» по организации микрокредитования индивидуальных предпринимателей в Волгоградском филиале. Анализ показал, что ООО МФО «Каспийский Капитал» - небанковская кредитная организация, которая осуществляет свою деятельность на рынке микрофинансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, как закрытое акционерное общество.
Наибольшее количество кредитов, выданных ООО МФО «Каспийский Капитал» в 2014 году приходится на диапазон 10-15 тыс. руб.
Так же мною было выявлено, что эффективность организации кредитования определена не только возвратностью выданных займов, но и повторяемостью, т.е. числом клиентов ООО МФО «Каспийский Капитал», которые пришли брать займ во второй и последующий раз. Анализ статистического материала показал, что наблюдается устойчивая тенденция - каждый пятый клиент возвращается кредитоваться снова в ООО МФО «Каспийский Капитал».
Система кредитования населения в исследуемой организации в первую очередь направлена на кредитование сферы услуг, что отрицательно сказывается на развитии реального сектора предпринимательства, а с другой стороны, сужает рынок потенциальных клиентов для микрофинансовой организации. Поэтому я считаю ,что необходимо расширить круг потенциальных клиентов за счет кредитования других секторов экономики, при этом можно снизить риски невозврата кредитов за счет обеспечения исполнения обязательств.
Исходя из конъюнктуры рынка кредитования на начало 2015 года конкуренция на рынке кредитования населения будет в дальнейшем обостряться. В результате чего доля рынка в данном сегменте для ООО МФО «Каспийский Капитал» может снизиться с 15% до 11%. Задекларированная ставка по кредиту на 2015 год в 40% против 30% в 2013 и 2014 годах уже отпугнула от анализируемой организации кредитозаемщиков, как новых, так и старых.
По итогам исследования можно сделать следующие основные выводы:
. От правильности выбора метода работы с проблемными кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самой организации.
. Растущие проблемные кредиты заставляют ООО МФО «Каспийский Капитал» все больше уделять внимание рынку кредитования физических лиц. Этот сегмент кредитования сориентирован на короткие сроки погашения кредитов и рассчитан, в основном, на разовое кредитование клиентов для совершения покупок. Несмотря на низкий уровень просрочки по кредиту и привлекательность такого бизнеса, он пока не сможет заменить в масштабах банковской системы корпоративное кредитование. Препятствием здесь является экономическое ограничение роста потребительского кредитования.
. Ни отдельные банки, ни система в целом не обладает достаточным количеством опытных и подготовленных специалистов в области проблемных кредитов. И экономическая теория, и практика показывает, что эффективность управления большим объемом финансовых сделок в банках возрастет при наличии групп специалистов. Отсутствие специалистов по управлению неработающими кредитами в большинстве российских банков указывает на неоптимальную стратегию по управлению неработающими кредитами. В то же самое время малое количество квалифицированных специалистов и невиданный объем неработающих кредитов, возникший вследствие кризиса, способствовали появлению специализированных фирм для работы с этой категорией кредитов.
. Проанализировав деятельность ООО МФО «Каспийский Капитал» мною было предложено ряд мероприятий для сохранения и укрепления лидирующих позиций на рынке банковской розницы, сокращения просроченной задолженности, а именно:
расширять и постоянно совершенствовать спектр предлагаемых клиентам продуктов и услуг, которые бы отвечали рыночным тенденциям;
непрерывно совершенствовать системы риск-менеджмента;
модифицировать и совершенствовать методы работы с просроченной задолженностью для повышения качества кредитного портфеля.
. Основным направлением в работе банков с проблемными кредитами является реструктуризация. Преимущества реструктуризационных инструментов очевидны для всех. Для заемщиков, которым позволяют в максимально щадящем режиме пережить трудные времена и сохранить положительную кредитную историю. Для банков, решающих проблему собственной ликвидности и сохранения качественной клиентской базы. Для коллекторов, обеспечивающих себе высокую норму положительно урегулированных дел при более низких издержках на классическое взыскание. Но, несмотря на перечисленное, следует понимать, что конечную эффективность предлагаемого и принимаемого комплекса мер покажет только лишь среднесрочная практика его использования.
. Ситуация кризиса привела к признанию коллекторских агентств теми банками, которые раньше полностью игнорировали важную роль коллекторов в возвращении плохих долгов. Более того, для многих из них коллекторские агентства стали неотъемлемой частью банковского бизнес-процесса, которая никуда не исчезнет и после кризиса.
. В кредитной политике должно быть четко определено, что банк должен делать с проблемными кредитами, необходимо акцентировать внимание на следующей предпосылке - проблемные кредиты являются неотъемлемой составляющей банковского бизнеса. Это предполагает, что в любом кредитном учреждении должна быть выстроена целостная система работы с проблемными кредитами. Соответствующие подразделения банка должны осуществлять постоянный мониторинг заемщиков, анализировать их финансово-экономическое состояние, выявлять признаки неблагополучия, а в случае обнаружения проблемного займа применять меры по предотвращению убытков.
Решения выявленных проблем:
. Для предотвращения появления проблемных кредитов необходимо уже на стадии принятия решения о выдаче кредита вести работу посредством улучшения внутреннего скоринга.
. Банкам необходимо делать объективные обзоры кредитов силами отделов внутреннего контроля, с целью выявления упущенных или скрытых сотрудниками кредитного отдела признаков проблемности кредитов.
. Привлекать к работе высокопрофессиональных специалистов для успешной реализации стратегии банка.
. Проведение реструктуризации крупных ссуд и клиентов с приемлемым уровнем сохранившейся платежеспособностью.
. Развитие взаимодействия служб банка и коллекторских компаний.
Одной из главных задач банковской системы России на несколько лет вперед является ограничение роста проблемных кредитов и доведение их до уровня, обеспечивающего устойчивое и безопасное развитие банков.
Список литературы
1.Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон от 02.12.1990 № 395-1/О банках и банковской деятельности// -ЗАО «КонсультантПлюс» - версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск. (CD- ROM)
2.Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон от 27.06.2002 / О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) // - ЗАО «КонсультантПлюс» - версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск. (CD- ROM).
.Российская Федерация. Центральный банк РФ. Положение от 26.03.2004 № 254-П / Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности// - ЗАО «КонсультантПлюс» - версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).
.Российская Федерация. Центральный банк РФ. Инструкция от 16.01.2004 № 110-И / Об обязательных нормативах банков// - ЗАО «КонсультантПлюс» - версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск. (CD- ROM)
.Российская Федерация. Центральный банк РФ. Письмо от 27.07.2000 №139-Т/О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций// - ЗАО «КонсультантПлюс»- версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).
.Российская Федерация. Центральный банк РФ. Письмо от 23.06.2004 № 70-Т / О типичных банковских рисках // - ЗАО «КонсультантПлюс» - версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск. (CD- ROM).
.Российская федерация. Центральный банк РФ. Письмо от 24.05.2005 № 76-Т / Об организации управления операционным риском в кредитных организациях// - ЗАО «КонсультантПлюс»- версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск. (CD- ROM)
.Российская Федерация. Центральный банк РФ. Письмо от 07.05.2008 № 15-1-3-16/2271 /Об оценке кредитных рисков в банковской группе // - ЗАО «КонсультантПлюс» - версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).
.Российская Федерация. Центральный банк РФ. Указание от 30.04.2008 № 2005-У / Об оценке экономического положения банков// - ЗАО «КонсультантПлюс» - версия 3000.03.99 1999-2008 КонсультантПлюс. - 1 электрон. опт. диск. (CD- ROM)
.Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31 августа 1998 г. № 54-П (с изм. и доп. от 12 декабря 2014 г.) /
.Положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г. № 254-П (с изм. и доп. от ред. от 25.11.2014.)
.Балабанов А.И. Банки и банковское дело: учебник для вузов [Текст] / А.И. Балабанов. - СПб.: Питер, 2010. - 448 с.
.Банковское дело: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 468 с.
.Банковское дело: учебник / В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая, Н.Г. Александрова и др.; под. ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой.. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 364 с.
.Банковское дело: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 648 с.
.Белоглазова Г.Н. Банковское дело: учебник для вузов [Текст]/ Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 592 с.
.Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки [Текст]/ М.П. Владимирова, А.И. Козлов. - М.: КноРус, 2010. - 285 с.
.Денежное обращение и банки: учеб. пособ. / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г. В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 386 с.
.Деньги. Кредит. Банки.: учеб. пособ. / А.В. Борискин, А.А. Тарабцев, А.Б. Тарушкин, Д.А. Томилин. - М.: СпецЛит, 2011. - 644 с.
20.Жуков Е.Ф. <http://www.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=19609>Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник / Е.Ф. Жуков [и др.]; под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 664с.
.Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник [Текст] / Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили. - М.: Юнити, 2010. - 575 с.
.Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент [Текст] / Е.Ф. Жуков. - М.: Юнити, 2012. - 255 с.
.Жуков Е.Ф. <http://www.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=19609>Деньги. Кредит. Банки: учебник / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Н.Д. Эриашвили; под ред. Е.Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 686 с.
.Журавлева Н.В. Кредитование и расчетные операции в России [Текст] / Н.В. Журавлева. - М.: Экзамен, 2010. - 284 с.
.Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: учебное пособие [Текст] / С.Н. Кабушкин. - 4-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2012. - 338 с.
.Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.П. Климович. - М.: ИНФРАМ, 2010. - 436 с.
.Коробова Г.Г. Банковское дело: учебное пособие [Текст] / Г.Г. Коробова - М.: Экономистъ, 2011. - 766 с.
.Красавина Л.Н. Деятельность банков на финансовом рынке. Российская практика и мировой опыт. учебное пособие. / Л.Н. Красавина. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2012. - 364 с.
.Кузнецова В. В. Банковское дело.: учеб. пособие / В. В. Кузнецова, О. И. Ларина. - М.: КНОРУС, 2010. - 268 с.
.Лаврушин О.И. Банковские риски: учебное пособие [Текст] / О.И. Ларврушин, Н.И. Валенцева. - 2-е изд., стер. - М.:КНОРУС, 2010. - 232с.
.Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник [Текст] / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева [ и др.]; под. ред. О.И. Лаврушина. - М.:КНОРУС, 2010-768с.
.Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие [Текст] / О.И Лаврушин - М.: Кнорус, 2012.- 264 с.
.Лаврушин О.И. Банковский менеджмент: учебное пособие [Текст] / О.И. Лаврушин - М.: Кнорус, 2010. - 560 с.
.Морсман Э. Искусство коммерческого кредитования. учебное пособие. / Э. Морсман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 248 с.
.Нешитой А.С. Финансы и кредит. учебник. / А.С. Нешитой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 466 с.
.Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие [Текст]/ Р.Г. Ольхова. - М.:КНОРУС, 2013. - 288 с.
.Русанов Ю.Ю. Теория и практика риск-менеджмента кредитных организаций России [Текст] / Ю.Ю. Русанов. - М.: Экономистъ, 2010. - 189 с.
.Сазыкин Б.В. Управление операционным риском в коммерческом банке [Текст] / Б.В. Сазыкин. - Москва :Вершина, 2010. - 272 с.
.Тавасиев А.В. Банковское дело: управление и технологии [Текст]/ А. В. Тавасиев. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 671 с.
.Томкович Р.Р. Банковские операции: правовое регулирование и практика обслуживания клиентов [Текст] / Р.Р. Томкович. - М.: Амалфея, 2010. - 752 с.
.Фрост С. Настольная книга банковского аналитика. Деньги, риск и профессиональные приемы [Текст]/ С. Фрост - М.: Баланс Бизнес Букс, 2010. - 312 с.
.Челнокова В.А. Банки и банковские операции [Текст]/ В.А. Челнокова. - М.: Высшая школа, 2014. - 291 с.
.Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составляемой по российским и международным стандартам) [Текст] / Г.Н. Щербакова. - Москва: Вершина, 2013. - 464с.
30.Ярочкин В.И. Безопасность банковских систем [Текст]/ В.И. Ярочкин. - М.: Ось-89, 2014. - 416 с.
.Борзунова О.А. Новое в налоговом администрировании кредитных организаций./ О.А. Борзунова// Банковское дело..- 2014 - №7.- С. 50-51
32.Байдин В.Е. Формирование мирового рынка страхования/ В.Е. Байдин// Внешнеэкономический бюллетень.- 2014.- №3.- С. 62-67
.Васин А.С. Повышение эффективности функционирования банка на основе совершенствования процесса обслуживания его клиентов// Финансы и кредит.- 2014.- №7.- С. 27-32
.Верников А.В., Кредитная политика и экономический рост/ А.В. Верников, С. Хорошев//Банковское дело .- 2015.- №1.- С. 22-28
.Глущенко А.В., Заем, кредит, ссуда- категориальный анализ./ А.В.Глущенко, А.П. Слепова// Финансы и кредит.- 2014.- №14.- с.18-22
.Ермаков С.Л. О механизмах функционирования банковских гарантий./ С.Л Ермаков// Финансы и кредит.- 2013.- №13.- С. 17-24
.Едронова В.Н., Классификация банковских кредитов и методов кредитования/ В.Н. Едронова, С.Ю. Хасянова// Финансы и кредит.- 2015.- №1.- С. 2-6
.Едронова В.Н., Современная стратегия и тактика российских кредитных банков с области кредитования/ В.Н. Едронова, С.Ю. Хасянова Финансы и кредит.- 2014.- №3.- С. 2-11
.Емелин А.В., Иванов О.М., Мамута М.В., Маркварт Э. Предоставление и рефинансирование кредитов для малого и среднего бизнеса: текущее состояние, проблемы и пути решения: Аналитический доклад/ А.В. Емелин, О.М. Иванов, М.В. Мамута, Э Маркварт // Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы совместного российско-германского проекта. - 2014 - № 1 - С. 25 - 39
.Ершов М.В., Об ориентирах денежно-кредитной политики./ М.В.Ершов, В.Ф. Лохмачев, В.Ю. Татузов, А.С. Танасова // Банковское дело.- .- 2014 -№ 11.- С. 6-11
41.Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития / В.С. Захаров // Деньги и кредит. - 2014. - №9. С. 35-49.
.Золин П.М. Истоки отечественного банковедения./ П.М. Золин// Финансы и кредит. - 2014.- №13.- С. 48-51
43.Иванов О.М. Совершенствование банковского законодательства./ О.М. Иванов //Банковское дело. .- 2014 - №10 - С 28-30
.Кандаурова Д. Обеспечение кредита/ Д. Кандаурова// Банковское дело. - 2014.- №9.- С. 40-45
.Климанова Л.А. ABL - зарубежная практика и перспективы внедрения в России// Факторинг и торговое финансирование - 2013 - № 10 - С. 12.-15
.Кошкин Д. Страхование кредитных рисков на российском рынке/ Д.Кошкин// Финансы.- 2014.- №12.- С 52
.Луков В. Важное место в области небанковского финансирования реального сектора экономики занимает развитие микрофинансовых организаций / В. Луков // Экономика России: ХХI век - 2012 - № 20 - С. 10-16
.Маевский В. Эволюционная теория и технологический прогресс/ В. Маевский// Вопросы экономики.- 2013.- №11.- С. 4-16
49.Марченко А. Методы борьбы с рисками/ Марченко А. Рынок ценных бумаг - 2013г. - №23. С. - 15-17
50.Морозов А.Г. Бюджетная и кредитно-денежная политика/ А.Г. Морозов //ЭКО. Экономика и организация промышленного производства.-2014.- №7.- С. 2-23
51.Ольшанский А.И. Эффективное управление кредитами - главный источник банковской прибыли/ А.И. Ольшанский //Практика международного бизнеса .-2015.-№1.- С. 42-46
.Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке / А.О. Овчаров// Банковское дело. - 2015. - №1. С. 18-31.
.Ореховский С.А. Страхование в кредитовании/ С.А. Ореховский //Страховае дело.- 2014.- №4 С. 22-24
.Рыкова И.Н. Кредитный потенциал коммерческих банков и методология оценки/ И.Н. Рыкова //Финансы и кредит.- 2014.- №25.- С. 10-21
.Сажина М.А. Банковскую систему России необходимо совершенствовать. / М.А. Сажина //Финансы. -2014.- № 7.-С. 10-13.
.Соломин С.К. кредитные ресурсы банка.//Право и экономика.- 2013.- №12.- С. 52-55
.Суржко А.В. Банковское кредитование и эмиссия ценных бумаг./ А.В. Суржко Финансы и кредит.- 2013.- №12.-С. 22-26
.Тавасиев А.М. О видах кредитной деятельности банка./ А.М.Тавасиев, А.О Филиппов// Банковское дело.- 2014.- №3.- С. 16-21
.Титов А.С. Кредитный договор и его проблематика./ А.С. Титов// Банковское право..- 2014- №5.- С. 4-8
.Урвин В.М. Кредитное качество банковских активов./ Урвин В.М.// Банковское дело.- 2014.- №1.- С. 42-43
61.Чекмарева Е.Н. Некоторые вопросы управления банковскими ставками/ Е.Н. Чекмарева// Деньги и кредит - 2013.- №6. С. 58-60
62.Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
63.Официальный интернет - сайт Сбербанка России
64.Официальный интернет - сайт Кредитов
.Официальный интернет - сайт Центрального банка Российской Федерации
.Рейтинговая методика оценки кредитоспособности Национального Рейтингового Агентства КОФАС - АРБ
.Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий
.Финансовые новости
.Энциклопедия маркетинга