Разработка мобильного приложения информационной поддержки деятельности сервис-инженера
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный
экономический университет» в г. Чебоксары
Факультет гуманитарных и естественно-математических дисциплин
Кафедра информационных систем и математики
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
"РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИС-ИНЖЕНЕРА"
Выполнил: студент Уськин Павел Николаевич, гр 91-09
Руководитель: к.т.н., доцент Шишкин В.С
"Допускается к защите"
Заведующий кафедрой,
канд.техн.наук, доцент _____________________ М.В. Богданов
Чебоксары
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Лидер софт - ВЦ»
.1 Структура организации.
.2 Анализ хозяйственной деятельности организации и ее состояния.
.3 Информационная инфраструктура организации.
Глава 2. Проектирование мобильного приложения информационной поддержки
.1 Функциональный анализ деятельности организации и сервис-инженера.
.2 Реквизитный состав документов
.3 Особенности работы мобильной платформы
.4 Архитектура приложения
.5 Варианты установки и модернизации
Глава 3. Программная реализация и оценка эффективности мобильного приложения
.1 Программная реализация
.2 Тестирование
.3 Экономическая эффективность
.4 Безопасность работы с приложением и безопасность данных
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Введение
Человеческие потребности быть всегда в курсе дел выводят информационные технологии на прямую линию по созданию все новых девайсов и гаджетов. Неудобство эксплуатации компьютеров и ноутбуков обуславливает появление различных мини-компьютеров, смартфонов и коммуникаторов, в основе которых лежит все та же операционная система. Лидирующие позиции на сегодняшний день занимают платформы Android и iPhone. Но эти платформы могут работать полноценно только при одном условии - если была для них осуществлена разработка мобильных приложений
Задание, полученное на дипломную работу - разработать мобильное приложение для платформы Android.- операционная система для коммуникаторов, планшетных компьютеров, цифровых проигрывателей, цифровых фоторамок, наручных часов, нетбуков и смартбуков, основанная на ядре Linux. Основным языком для разработки служит Java, однако существуют библиотеки позволяющие вести разработку на языке программирования 1С.
Целью дипломной работы является разработка приложения для смартфонов под управлением операционной системы Android. Требовалось разработать масштабируемое приложение с поддержкой всех современных устройств на базе 1С для Android. Основной характеристикой разрабатываемого приложения являлось использование сервисов и процессов не зависящих от основного приложения и выполняющих обработку данных в фоновом режиме.
Задачи: изучить и улучшить знания в разработке приложений для мобильных устройств, а также разработать вышеуказанную программу. Ознакомиться с многопоточными приложениями и особенностями платформы. В ходе выполнения работы были рассмотрены и решены следующие задачи:
Были улучшены знания о принципах разработки для мобильных платформ (xml разметка, команды генерации векторной графики, принципы работы приложений, особенности работы с мобильными приложениями, разработка сервисов и фоновых задач). Целевой платформой была платформа Android версии 4.1.2. Целевым языком для разработки - язык программирования 1С;
Актуальность исследования. В настоящее время мобильные технологии широко распространены в повседневной жизни. Практически у каждого человека на земле есть мобильный телефон. Мобильные устройства становятся сложнее и сложнее. Появились такие устройства, как смартфоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры и др.
Эти устройства по характеристикам не уступают вчерашним настольным компьютерам, они представляют собой достаточно сложные программно-аппаратные комплексы, управляемые операционными системами (ОС). До появления смартфонов телефон представлял собой простую систему, со встроенным программным обеспечением (ПО). Тестирование подобного ПО проводилось ручным способом. Дальнейшее ускоренное развитие мобильных технологий приводит к разрыву между сложностью применяемой методологи и тестирования ПО для мобильных устройств и сложностью тестируемого ПО.
На текущий момент, нельзя обойтись простым ручным тестированием по написанным тестовым сценариям.
Требуется применение комплексного подхода, с использованием специальных средств автоматизации тестирования.
Задача повышения эффективности методов тестирования приложений для мобильных устройств является важной с исследовательской точки зрения и срочной с практической точки зрения.
В работе рассматривается определенный класс приложений для мобильных устройств.
Основные ограничения данного класса заключаются в следующем:
.Приложения разрабатываются с использованием принципа отделения программного кода логики работы приложения от программного кода пользовательского интерфейса приложения (например, с использованием технологии Модель
Представление
Контроллер или Модель
Представление).
. Каждое приложение разрабатывается под определенный, узкий круг задач, следовательно, число представлений
(видов) приложения - конечное число порядка 100.
. Для любого приложения существует конечный набор элементов пользовательского интерфейса, который позволяет полностью задать все виды приложения.
Глава 1. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Лидер софт - ВЦ»
.1 Структура организации
Общество с ограниченной ответственностью «Лидер софт - ВЦ» является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по продаже и сопровождению ПП 1С. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.
Обществом с ограниченной ответственностью является коммерческая организация, созданная одним или несколькими лицами, уставной капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вложенных ими вкладов.
Компания ООО «Лидер софт - ВЦ» имеет собственный баланс, обособленное имущество, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном и третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
ООО «Лидер софт - ВЦ» с 2010 года входит в группу компаний «Гарант». До 2010 года ООО «Лидер софт - ВЦ» являлась департаментом технологий 1С группы компаний «Гарант».
Группа компаний «Гарант» начинает свою историю с 1998 года. На момент создания штат компании "Гарант" насчитывал 10 человек.
Компания состояла из двух отделов:
технического отдела, в обязанности которого входят сопровождение пользователей системы ГАРАНТ и разработка базы по законодательству Чувашской Республики,
отдела продаж, сотрудники которого осуществляют поиск потенциальных клиентов, телефонный дозвон и демонстрацию системы ГАРАНТ. На сегодняшний день группа компаний «Гарант» предлагает клиентам целый комплекс информационно-правового обеспечения.
Основные направления деятельности группы компаний «Гарант»:
1)продажа и обслуживание системы «Гарант»;
2)проведение Всероссийских спутниковых онлайн-семинаров;
)услуги правового консалтинга;
)продажа и обслуживание ПП 1С;
)услуги бухгалтерского сопровождения;
)продажа системы электронного документооборота Directum;
)продажа электронной цифровой подписи для участия в торгах;
)клубы бухгалтеров, юристов и кадровиков.
Таблица 1.1.
Общая информация об организации
Название:«Лидер софт - ВЦ»Тип компании:компания, предоставляющая услуги продажи и обслуживанияПредоставляемые услуги:Продажа, внедрение, сопровождение ПП 1СПредоставляемые товары:ПП 1С, методическая литератураАдрес:428018, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 17, стр. 1Телефон/факс:(8352) 43-95-25Количество сотрудников:20Год основания:2001Организационно-правовая форма:Общество с ограниченной ответственностью
На данный момент штат сотрудников организации составляет 20 человек. Организационная структура ООО «Лидер софт - ВЦ» выглядит следующим образом:
Рисунок 1.1. Организационная структура ООО «Лидер софт - ВЦ»
Таблица 1.2.
Функции и обязанности сотрудников ООО «Лидер софт - ВЦ»
ДолжностьФункции и обязанностиДиректор§ Управление организацией; § контроль за деятельностью и взаимодействием структурных подразделений; § ведение переговоров с крупными поставщиками и клиентами.Отдел внедрения§ Проведение переговоров § Внедрение ПП 1С § Техническое обслуживание.Отдел сопровождения§ Работа с клиентами по договорам обслуживания § Разовое обслуживание.Отдел продаж§ Подготовка коммерческий предложений § Поиск потенциальных клиентов § Заключение договоров по продаже ПП § Заключение договоров на сопровождение ПП.Отдел ИТС§ Продажа подписки на информационно-технологическое сопровождение § Обслуживание клиентов по подписке ИТС § Обновление ПП.Учебно-методический отдел§ Работа по обучению персонала § Подготовка студентов и стажеров § Продажа методической литературы.Линия консультаций§ Консультирование клиентов по вопросам работы ПП1.2 Анализ хозяйственной деятельности организации и ее состояния
приложение мобильный данные платформа
Реализация планов предприятия определяется его финансовой устойчивостью и платежными возможностями компании. Для того чтобы знать возможности предприятия развивать свою деятельность необходимо проводить анализ его финансово-имущественного состояния и платежных обязательств. Для этого целесообразно провести анализ бухгалтерского баланса ООО «Лидер софт - ВЦ», его финансовой устойчивости и платежеспособности на современном этапе развития.
Для целей определения рейтинга кредитоспособности используется методика оценки финансового состояния ООО «Лидер софт - ВЦ» (Приложение 1). Методика оценки финансового состояния предприятия основана на проведении экспресс-анализа с использованием рейтинговых значений и применяется в целях классификации по уровню риска. После расчета основных оценочных показателей в каждой из групп, предприятию присваивается категория по каждому из этих показателей на основе сравнения рассчитанных значений с нормативами. Далее, на основании определенных категорий показателей, в соответствии с их весами, рассчитывается сумма баллов по каждой группе.
Заключительным этапом рейтинговой оценки финансового состояния является определение категории предприятия, проводимое на основе рассчитанной суммы баллов по всем группам показателей. В качестве исходных данных в методике используется информация из бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Для характеристики финансового положения предприятия используются различные коэффициенты, расчет которых основан на агрегированных показателях баланса. Основой его расчета являются бухгалтерские балансы Общества за анализируемый период. Данные за 2011, 2012, 2013 гг. представлены в Приложения 1-3.
Рассмотрим состав активов аналитического баланса ООО «Лидер софт - ВЦ» (Табл. 1.3.).
Таблица 1.3.
Актив аналитического баланса ООО «Лидер софт - ВЦ»
Статьи актива баланса2011г.2012г2013г.Темп роста, %1 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (S)2 8885 13333 5891163,12 Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (Ra)370343704059602160,13 Запасы и затраты (Z)535295802454816102,4Всего текущие активы (Аt)93451100197148007158,44 Иммобилизованные средства (F)24572223121861775,8Итого активов (имущество предприятия)(Ва)118 023122 509166 624141,2
Динамика показателей актива аналитического баланса с 2011 по 2013 год отражает следующие основные тенденции финансового положения предприятия. За рассматриваемый период имущество ООО «Лидер софт - ВЦ» и соответственно его обязательства увеличились на 41,2%. Снижение иммобилизованных средств на 75,8% свидетельствует о том, что в ООО «Лидер софт - ВЦ» не наблюдалась инвестиционная активность в основные фонды и нематериальные активы.
За истекший трёхлетний период на 60,1% увеличилась долгосрочная дебиторская задолженность, что свидетельствует о росте кредитных операций компании и расширения на этой основе объема продаж предприятия.
Отмечается значительный прирост денежных средств и краткосрочных финансовых вложений - на 163,1%.
Эти тенденции в формировании имущественного состояния ООО «Лидер софт - ВЦ» отразились и на показателях обязательств компании, которые в агрегированном виде представлены в Табл. 1.4.
Таблица 1.4.
Пассив аналитического баланса ООО «Лидер софт - ВЦ»
Статьи пассива баланса2011г.2012г.2013г.Темп роста, %1 Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (Rp)42967182423262575,92 Краткосрочные кредиты и займы (Кt)1457117978348023,9Всего краткосрочный заёмный капитал (краткосрочные обязательства) (Рt)57538362203610562,73 Долгосрочный заёмный капитал (долгосрочные обязательства) (Kd)49827726448790,14 Собственный капитал (Ес)5550378563126031227,1Итого пассивов (капитал предприятия) (Вр)118 023122 509166 624141,2
Данные таблицы показывают, что ООО «Лидер софт - ВЦ» формирует свои пассивы, наращивая в большей степени собственный капитал, рост которого составил 127,1%. Данный рост произошёл из-за увеличения суммы нераспределенной прибыли на 70530 тыс. руб.
Далее рассмотрим структуру формирования активной и пассивной части аналитического баланса (Табл. 1.5.).
Таблица 1.5.
Структура актива и пассива аналитического баланса ООО «Лидер софт - ВЦ»
Статьи баланса2011г.2012г.2013г.Отклонение 2013г. к 2011г.%1 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (S)2.454.220,2+ 17,752 Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (Ra)31,430,235,8+ 4,43 Запасы и затраты (Z)45,447,432,9- 12,5Всего текущие активы (Аt)79,281,888,8+ 9,64 Иммобилизованные средства (F)20,818,211,2- 9,6Итого активов (имущество предприятия) (Ва)100,0100,0100,0- 1 Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (Rp)36,414,919,6- 16,82 Краткосрочные кредиты и займы (Кt)12,314,72,1- 10,2Всего краткосрочный заёмный капитал (краткосрочные обязательства) (Рt)48,829,621,7- 27,13 Долгосрочный заёмный капитал (долгосрочные обязательства) (Kd)4,26,32,7- 1,54 Собственный капитал (Ес)47,064,175,6+ 28,6Итого пассивов (капитал предприятия) (Вр)100,0100,0100,0-
Таким образом, следует провести анализ финансовой устойчивости ООО «Лидер софт - ВЦ».
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Наиболее ликвидными активами являются оборотные активы (А1),такие, как денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, дебиторская задолженность и отгруженные товары.
К третьей группе (А3) относятся медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершённое производство).
Четвёртая группа (А4)- труднореализуемые активы, к которым относят основные средства, нематериальные активы, незавершённое строительство и долгосрочные финансовые вложения.
Также на четыре группы делятся и обязательства предприятия:
) П1 - наиболее срочные обязательства;
) П2 - среднесрочные обязательства;
) П3 - долгосрочные кредиты банка и займы;
) П4 - собственный капитал, находящийся в распоряжении предприятия постоянно. Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если:
А1≥П1; А2≥ П2; А3≥ П3; А4≤ П4.
Данные анализа ликвидности баланса ООО «Лидер софт - ВЦ» сведены в Табл. 1.6.
Таблица 1.6.
Аналитический баланс ООО «Лидер софт - ВЦ»
ПоказателиГоды201120122013Начало годаКонец годаНачало годаКонец годаНачало годаКонец года1234567Наиболее ликвидные активы (А1)3843288828885133513333589Быстро реализуемые активы (А2)329883703437034370403704059602Медленно реализуемые активы (А3)159415352953529580245802454816Трудно реализуемые активы (А4)215022457224572223122231218617БАЛАНС72274118023118023122509122509166624 Наиболее срочные обязательства (П1)333614296742967182421824232625Краткосрочные пассивы (П2)9007145711457117978179783480Долгосрочные пассивы (П3)1749824982772677264487Постоянные пассивы (П4)3188955503555037856378563126031БАЛАНС72274118023118023122509122509166624
Для определения ликвидности баланса данного предприятия сопоставим итоги приведённых групп по активу и пассиву за 3 анализируемых года:
год: н.г.: А1<П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4;
к.г.: А1<П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4;
год: н.г.: А1<П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4;
к.г.: А1<П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4;
год: н.г.: А1<П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4;
к.г.: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.
Проведя анализ ликвидности бухгалтерского баланса можно сделать вывод о том, что баланс не является абсолютно ликвидным т.к. за анализируемые периоды у предприятия наблюдается нехватка денежных средств для погашения своей кредиторской задолженности и только на конец 2013 года предприятие изыскало необходимое количество денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
Текущую ликвидность = (А1+А2)-(П1+П2) (1)
ТЛ 2011 года: начало года = (3843+32988)-(33361+9007) = 36831-42368 =-5537 тыс.руб.; конец года = (2888+37034)-(42967+14571) = 39922-57538 = -17616 тыс.руб.
ТЛ 2012 года: начало года = 39922-57538 = -17616 тыс.руб.; конец года = 42173-36220 = +5953 тыс.руб.
ТЛ 2013 года: начало года = 42173-36220 = +5953 тыс. руб.; конец года = 93191-36105 = +57086 тыс. руб.
Из полученных результатов видно, что в 2011 году предприятие было неплатёжеспособно, но к концу 2012 года оно восстановило свою платёжеспособность и постепенно увеличивало этот показатель.
Перспективную ликвидность = А3-П3 (2)
ПЛ 2011 года: начало года = 15941 - 17 = +15924 тыс.руб.; конец года = 53529 - 4982 = +48547 тыс.руб.
ПЛ 2012 года: начало года = 53529 - 4982 = +48547 тыс.руб.; конец года = 58024 - 7726 = +50298 тыс.руб.
ПЛ 2013 года: начало года = 58024 - 7726 = +50298 тыс.руб.; конец года = 54816 - 4487 = +50329 тыс.руб.
Произведя расчёт перспективной ликвидности видно, что платёжеспособность предприятия за 3 анализируемых периода постепенно увеличивалась. Это произошло из-за увеличения суммы медленно реализуемых активов.
Для анализа платёжеспособности на ООО «Лидер софт - ВЦ» рассчитываются следующие финансовые коэффициенты платёжеспособности:
Общий показатель платежеспособности
(наиболее ликвидные активы (А1) + 0,5*быстрореализуемые активы (А2) + 0,3*медленнореализуемые активы (А3)) / (наиболее срочные обязательства (П1) + 0,5*краткосрочные пассивы (П2) + 0,3*долгосрочные пассивы (П3))(3)
1)Коэффициент абсолютной ликвидности
(денежные средства + краткосрочные финансовые вложения (А1)) / (текущие обязательства (П1+П2)(4)
2)Коэффициент «критической оценки»
(денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + краткосрочная дебиторская задолженность (А1+А2)) / (текущие обязательства (П1+П2))(5)
3)Коэффициент текущей ликвидности
(оборотные активы (А1+А2+А3)) / (текущие обязательства (П1+П2))(6)
4)Коэффициент маневренности функционирующего капитала
(медленореализуемые активы (А3)) / (оборотные активы - текущие обязательства (А1+А2+А3) - (П1+П2))(7)
5)Доля оборотных средств в активах
(оборотные активы (А1+А2+А3)) / (валюта баланса)(8)
6)Коэффициент обеспеченности собственными средствами
(собственный капитал - внеоборотные активы (П4-А4)) / (оборотные активы (А1+А2+А3))(9)
Данные расчетов коэффициентов платежеспособности приведены в Табл. 1.7.
Таблица 1.7.
Коэффициенты платёжеспособности за анализируемые периоды ООО «Лидер софт - ВЦ»
Показатель2011 год2012 год2013 годНормативное значениеНачало годаКонец годаНачало годаКонец годаНачало годаКонец года12345678Общий показатель платёжеспособности0,660,720,721,391,392,24≥1Коэффициент абсолютной ликвидности0,090,050,050,140,140,93≥0,1-0,2 Коэффициент «критической оценки»0,870,700,701,201,202,60≈1 Коэффициент текущей ликвидности (покрытия)1,251,501,502,802,804,10≥1-2Коэффициент манёвренности функционирующего капитала1,531,491,490,910,910,49Уменьшение показателя - положительный факт Доля оборотных средств в активах0,730,790,790,820,820,89≥0,5Коэффициент обеспеченности собственными средствами0,200,330,330,600,600,73≥0,1
После расчёта коэффициентов видно, что ООО «Лидер софт - ВЦ» работает рентабельно, так как за анализируемые периоды все показатели достигают своего нормативного значения.
Динамика коэффициентов текущей, быстрой и абсолютной ликвидностей ООО «Лидер софт - ВЦ» представлены на Рис. 1.2, 1.3, 1.4.
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) вырос за 3 года с 1,5 до 4,1. За 2013 год коэффициент текущей ликвидности вырос на 1,3. Этот коэффициент позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Нормальным значение этого коэффициента считается от 1 до 2.
Коэффициент быстрой ликвидности вырос за 3 года с 0,7 до 2,6. За 2013 год коэффициент быстрой ликвидности увеличился на 1,4. Этот коэффициент позволяет установить, какие средства могут быть использованы, если срок погашения всех или некоторых текущих обязательств наступит немедленно. Нормальным значение этого коэффициента считается не менее 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности вырос за 3 года с 0,05 до 0,93. За 2013 год коэффициент абсолютной ликвидности вырос на 0,79. Этот коэффициент позволяет установить, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Нормальным значение этого коэффициента считается не менее 0,2.
Источником информации для анализа рентабельности за отчетный и предыдущий периоды служат формы №1 «Бухгалтерский баланс» (приложение 2-4) и №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия, а также мастерство управления инвестициями. Рассчитываются следующие основные показатели рентабельности:
Рентабельность продаж определяется соотношением прибыли (убытка) от продажи работ, услуг к выручке от продаж:
Р1 = (ф.№2, / ф.№2, * 100%)
год - 35421/144482*100 = 24,52%;
год - 41074/188967*100 = 21,74%;
год - 70246/286532*100 = 24,52%.
Рентабельность продаж в 2013 году увеличилась на 2,78% по сравнению с 2012 годом.
Рентабельность продаж по чистой прибыли определяется соотношением чистой прибыли к выручке от продаж:
Р2 = (ф.№2, / ф.№2, * 100%)
год - 23613/144482*100 = 16,34%;
год - 23060/188967*100 = 12,20%;
год - 47468/286532*100 = 16,57%.
Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 4,37%.
Экономическая рентабельность по чистой прибыли определяется соотношением чистой прибыли к имуществу предприятия:
Р3 = (ф.№2/ (ф.№1*0,5)* 100%)
год - 23613/ ((72274+118023)*0,5)*100 = 24,82%;
год - 23060/((118023+122509)*0,5)*100 = 19,17%;
год - 47468/((122509+166624)*0,5)*100 = 32,83%.
Экономическая рентабельность по чистой прибыли в 2012 году снизилась на 5,65%, а в 2013 году увеличилась на 13,66%.
Рентабельность собственного (акционерного) капитала определяется отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала:
Р4 = ((ф.№2, стр.190 / (ф.№1(стр.490 н.г.+стр.490 к.г.)*0,5)* 100%) (17)
год - 23613/ ((31889+55503)*0,5)*100 = 54,04%;
год - 23060/((55503+78563)*0,5)*100 = 34,40%;
год - 47468/((78563+126031)*0,5)*100 = 23,20%.
Рентабельность собственного капитала в 2011 году уменьшилась на 19,64%, а в 2013 году на 11,2%.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Для ее определения необходимо произвести расчет следующих показателей:
1)Производительность труда
ПТ = Выручка от реализации / Среднесписочная численность (18)
2)Фондоотдача - характеризует уровень использования производственных фондов
ФО = Выручка от реализации/Средняя стоимость основных средств (19)
3)Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача). Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала.
К1 = (Выручка от реализации) / (средний за период итог баланса) (20)
) Коэффициент оборачиваемости основных средств. Коэффициент показывает скорость оборота всех внеоборотных средств предприятия.
К2 = (Выручка от реализации) / (Внеоборотные активы ) (21)
) Коэффициент оборачиваемости мобильных средств. Коэффициент показывает скорость оборота всех оборотных средств предприятия.
К3 = (Выручка от реализации) / (Оборотные активы ) (22)
) Коэффициент оборачиваемости материальных запасов (средств). Коэффициент показывает число оборотов запасов и затрат за анализируемый период.
К4 = (Выручка от реализации) / (с.210+с.220) (23)
) Коэффициент оборачиваемости денежных средств. Коэффициент показывает скорость оборачиваемости денежный средств.
К5 = (Выручка от реализации) / (Денежные средства ) (24)
) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставленного организацией.
К6 =(Выручка от реализации) / (Дебиторская задолженность) (25)
) Срок оборачиваемости дебиторской задолженности. Коэффициент показывает средний срок погашения дебиторской задолженности.
К7 = (360 дней) / (К6) (26)
) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставленного организации.
К8=(Выручка от реализации)/(Кредиторская задолженность ) (27)
) Срок оборачиваемости кредиторской задолженности. Коэффициент показывает средний срок погашения кредиторской задолженности.
К9 = (360 дней) / (К8) (28)
) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Коэффициент показывает скорость оборота собственного капитала.
К10 = (Выручка от реализации) / (Капитал и резервы ) (29)
В Табл. 1.8. приведены результаты расчетов показателей деловой активности.
Таблица 1.8.
Показатели деловой активности
Показатели2011 год2012 год2013 год1234Выручка от реализации144182188967286532Прибыль119626140466200866Среднесписочная численность750926985Производительность труда192,24204,07290,90Фондоотдача5,736,508,75Ресурсоотдача1,521,571,98Коэффициент оборачиваемости основных средств5,888,4715,39Коэффициент оборачиваемости мобильных средств1,551,891,94Коэффициент оборачиваемости материальных запасов2,703,265,23Коэффициент оборачиваемости денежных средств50,0336,818,53Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности3,905,104,81Срок оборачиваемости дебиторской задолженности92,3170,5974,84Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности3,3610,368,78Срок оборачиваемости кредиторской задолженности107,1434,7541,00Коэффициент оборачиваемости собственного капитала2,272,412,60
Произведя расчет показателей деловой активности можно сказать о том, что у предприятия увеличился срок оборачиваемости дебиторской задолженности, что может плохо сказаться на финансовом положении организации. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности, наоборот, сократился. Это свидетельствует о том, что у предприятия за анализируемый период появилась реальная возможность к погашению своих обязательств и у предприятия имеются планы работы в будущих периодах.
1.3 Информационная инфраструктура организации
В компании «Лидер софт - ВЦ» используется 14 компьютеров со следующими характеристиками: процессоры Pentium с частотой 3.00 ГГц, оперативная память от 2 до 4 Гб, жесткий диск от 80 до 250 Гб, CD-R/CD-RW дисководы. Компьютеры подключены к многофункциональному устройству, который включает в себя принтер, сканер, ксерокс и факсимильный аппарат.
Так как в организации много подразделений, то для быстрого ведения учета, для быстрого поиска документа, для быстрой передачи необходимой информации в смежные отделы существуют серверы, к которым можно подключится.
Существует также разграничение прав доступа и полный контроль работы с информацией об объекте. Хранение информации в электронном виде имеет надежную защиту от несанкционированного доступа. Для этого каждый пользователь системы получает уникальное имя и пароль, позволяющее однозначно его определить. Полными правами обладает системный инженер.
Вся важная информация для работы подразделений находится на сетевых дисках. У каждого пользователя есть сетевой диск: с его личным каталогом, куда можно помещать рабочую информацию (файлы текстовых документов, электронных таблиц и т.п.). При необходимости групповой работы с файлами документов пользователи обращаются к сетевому администратору для формирования общего для группы сетевого каталога.
У каждого сотрудника есть свой электронный почтовый адрес, по которому можно получать и отправлять почту как из интернета, так и внутри организации.
В компании используется сетевая архитектура типа «звезда». Архитектура сети описывает не только физическое расположение сетевых устройств, но и тип используемых адаптеров и кабелей. Кроме того, сетевая архитектура определяет методы передачи данных по кабелю.
При использовании топологии "звезда", каждый компьютер подключается к сетевому коммуникатору (хабу). Преимуществом этой топологии является ее устойчивость к повреждениям кабеля - при обрыве перестает работать только один из узлов сети и поиск повреждения значительно упрощается. Недостатком такой топологии является низкая надежность, так как выход из строя центрального узла приводит к остановке всей сети, а также обычно большая протяженность кабелей.
На большинстве рабочих станций установлена операционная система Windows 7 Корпоративная N. На сервере установлена операционная система Windows Server® 2008 R2.
На всех компьютерах используется в основном стандартное офисное программное обеспечение: MS Office 2010 (MS Word, Excel, PowerPoint, MS Outlook), WinRAR, Total Commander, Adobe Reader, правовая система «Гарант», система электронного документооборота Directum, антивирусное ПО Kaspersky Anti-Virus, а также программы 1с. (Конфигурации: 1С:Управление производственным предприятием, 1С:Бухгалтерия, 1С:Автоматизация франчайзи, 1С:Гарант:Библиотека, «1С-Битрикс: Корпоративный портал»).
Компания "Лидер софт - ВЦ" предлагает следующие типовые тиражные прикладные решения 1С:
ü"1С:Бухгалтерия 8" (включая базовую версию и специализированные поставки базовой версии "1С:Упрощенка 8" и "1С:Предприниматель 8");
ü"1С: Бухгалтерия 8. КОРП";
ü"Управление торговлей" (включая базовую версию);
ü"1С:Зарплата и Управление Персоналом 8";
ü"1С:Комплексная автоматизация 8";
ü"1С:Консолидация 8" (включая версию ПРОФ);
ü"1С:Платежные документы 8";
ü"1С:Налогоплательщик 8";
ü"1С:Розница 8";
ü"1С:Управление небольшой фирмой 8";
ü"1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8";
ü"1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8";
ü"1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8";
ü"1С:Свод отчетов 8".
Компания также проводит курсы по обучению пользователей:
ü«1С: Бухгалтерия 8: Учет хозяйственных операций»;
ü«1С: Бухгалтерия бюджетных учреждений 8: Ведение бюджетного учета»;
ü«1С: Зарплата и управление персоналом»;
ü«Камин: Расчет заработной платы 3.0».
Глава 2. Проектирование мобильного приложения информационной поддержки
.1 Функциональный анализ деятельности организации и сервис-инженера
Сервис-инженер - это младший специалист компании 1С, как правило это студенты, т.к. график работы гибкий и его можно подстроить под обучение. Для эффективной работы он должен знать персональный компьютер на уровне уверенного пользователя, понимать финансовый и бухгалтерский учет, иметь малейшие навыки работы с программами 1С. Сервис-инженер должен быть готов ко всем изменения в законодательстве, которые имеют отражение в программе 1С. Кроме этого, он должен отслеживать и развитие возможностей программ 1С, так же периодически быть готовым повышать квалификацию.
Работа сервис инженера заключается в обслуживании клиентов заключивших договор сопровождения программ 1С.
Основной задачей работы сервис-инженера является обновление программы 1С у клиентов. За каждым сотрудником закреплена клиентская база, которую необходимо ежемесячно обслуживать. Так же консультирование клиентов по работе с 1С, подключение различных сервисов, оформление документов по факту выезда.
Обязанности сервис-инженера:
·Установка платформ 1С Предприятие и их обновление.
·Установка конфигураций 1С Предприятие и их обновление.
·Обновление в разных режимах(загрузка, объединение).
·Знать номера релизов последних конфигураций.
·Знать ошибки, исправленные в последних релизах.
·Уметь работать с ошибками баз 1С предприятие.
·Устанавливать регламентированную отчетность.
·Уметь подключать внешние печатные формы к документам и в регламентированной отчетности.
·Настройка прав доступа.
·Установка КЛАДР.
·Настройка РИБ.
·Регистрировать DLL файлы.
·Интеграция 1С с другими программами( загрузка, выгрузка данных).
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предприятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. На Рис. 2.1. представлена контекстная диаграмма AS-1S деятельности ООО «Лидер софт - ВЦ».
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах:
·входа - на рисунке 2.1 это Клиенты
·выходы - основной результат процесса - Оказанные услуги ,Прибыль
·управленияЗаконы РФ, Устав организации, и Правила
·механизмов - Материальная база, Помещение, Сотрудники" - это ресурсы, необходимые для процесса функционирования организации.
Получение прибыли - цель коммерческой деятельности. Чтобы добиться этой цели, организация должна оказать услуги клиентам. Они платят деньги в качестве платы за оказываемые услуги.
Законы РФ, Устав организации", Правила - это правила, которыми управляется процесс функционирования организации, как предприятия со своими внутренними правилами, и также обязанного жить" согласно законодательству конкретной страны.
В оказании услуг принимают участие Сотрудники" организации. Чтобы произвести продажу и предоставить качественное обслуживание, следовательно, получить прибыль, в деятельности организации должны участвовать Помещение и Материальная база - обстановка офиса, компьютеры, наличие ПП.
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2.2.).
Весь процесс деятельности «Лидер софт - ВЦ»" разбивается 3 этапа:
) Регистрацию клиента" иллюстрирует деятельность регистрации новых клиентов и оформление их в базе данных;
) Оказание услуги" представляет собой процесс сопровождения, т.е обновление ПП, решение возникших проблем с ПП, помощь в ведении учета;
) Оплата услуг" иллюстрирует деятельность по оказанию оплаты за предоставленные услуги.
Помимо данной методологии можно также использовать DFD. Диаграмма потоков, данных (DFD) - это методология графического структурного анализа, описывающая внешние по отношению к системе источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных, к которым осуществляется доступ. В данной нотации была осуществлена декомпозиция процесса «Регистрация клиентов».
На Рис. 2.3. видно, что «Регистрация клиентов» разбита на 3 процесса. На входе первого процесса («Выбор услуги») расположена внешняя сущность «Клиент», этот же процесс связан с накопителем данных «Прайс-лист», то есть клиент выбирает определённую услугу, при этом он руководствуется прайс-листом, в котором указаны наименование услуги, её цена, продолжительность. Эта информация является потоком данных, входящим в следующий процесс «Запись». Чтобы записать клиента на удобное ему время, необходимо проверить, не занято ли это время другим клиентом, на диаграмме эта информация реализована в виде накопителя данных «Таблица записей клиентов». Результатом данного процесса является выполненная запись, ведущая к следующему процессу «Регистрация клиента», на данном шаге информация о клиенте заносятся в базу данных, выходящей внешней сущностью будут выбранные клиентом услуги.
Для более подробного описания процесса оказания услуги, была построена диаграмма данного процесса заключения договора сопровождения с клиентом. Данная диаграмма представлена на Рис. 2.4.
Заключение договора включает в себя процедуру идентификации личности и организации, то есть при заключении договора необходимо иметь с собой паспорт (удостоверяющий вашу личность документ) и реквизиты организации.
Деятельность сервис инженера осуществляется после внесения предоплаты за установленный в договоре срок сопровождения.
Подготовка к обновлению включает в себя : скачивание нужной версии платформы и релиза конфигурации; перед установкой нам нужно убедиться, что в базах сервера 1С сейчас никто не работает. В завершении подготовительных действий создаем архив базы, для сохранения всех данных на случай возникновения проблем в обновлении, и переходим к процессу установки обновления.
Обновление прикладных программ не редко представляет сложность для пользователей. Процедура эта не простая и ответственная, поэтому многие организации отдают предпочтение специалистам фирмы 1с т.е. сервис инженерам
Конфигурация прикладного решения не может использоваться длительное время в том виде, в котором оно было приобретено, так как изменяются законодательство, методики расчета, формы документов, отчетности и т.д. К тому же, постоянно совершенствуется функционал, который позволяет расширить круг задач решаемых программным обеспечением и сделать его более комфортным для пользователя.
Единственное решение - это регулярное обновление 1С программ, которое позволяет поддерживать их актуальность, тем самым, защищая клиентов от неожиданно возникающих проблем при изменении, например налогового законодательства.
Далее при помощи IDEF3 был декомпозирован процесс «Оплата услуги». IDEF3 показывает причинно-следственные связи между ситуациями и событиями в понятной эксперту форме, используя структурный метод выражения знаний о том, как функционирует система, процесс или предприятие.
Процесс оплаты услуг клиентом в организации показан на рис. 2.6. Сотрудник компании ищет клиента в базе данных, если клиент не найден, то происходит запись клиента в базу: оба действия «Записать ФИО клиента» и «Записать номер телефона» обязательно инициируются, что на диаграмме отражено в виде соединения «и». Далее записывается название услуги и её стоимость, эти же действия сразу выполняются, если в базе данных клиент уже есть, на диаграмме это показано в виде соединения эксклюзивное «или». Затем принимаются деньги от клиента и выписывается чек, на диаграмме использована внешняя ссылка «чек». На этом этапе структурный анализ бизнес-процессов завершается.
Поскольку сервис-инженер работает всегда на выезде, то для поддержки его работы будет полезно создать мобильное приложение на платформе «1С:Предприятие». В случае расхождения начислений заработной платы организацией он сможет обратиться к нашему мобильному приложению и проверить, правильно ли ему начислили заработную плату. В нашем приложении он сможет это сделать с помощью отчетов зарплата за месяц, отчет по посещениям клиентов и отчет обороты по клиентам. Это и будет являться целью данной дипломной работы.
2.2 Реквизитный состав документов
Документ о работе сервис-инженера.
Ведение этого документа является одной из обязанностей сервис-инженера. Исходными данными для расчета заработной платы сервис инженера в организации является данный документ. В нем представляется посещение клиента с детализацией выполненной работы. Документ предназначен для фиксации посещения клиента, является частью отчетности, а так же является незаменимым документом в случае, если вы в отпуске или на больничном, и вас замещает другой сервис-инженер. Чтобы человек, который вас замещает, посетил клиентов закрепленных за вами наиболее плодотворно, необходимо вносить в маршрутный лист как можно больше информации о клиентах. Пример маршрутного листа можно посмотреть в приложении 12
Итак, рассмотрим сам маршрутный лист. Здесь я опишу поля обязательные для заполнения, остальные заполняются в зависимости, выполнено это действие или же нет:
Таблица 2.1.
Реквизитный состав маршрутного листа сервис-инженера
№НаименованиеТип данныхКомментарий1. Данные о заказчикеЗаказчикТекст 100 сим.ОрганизацияКонтактное лицоТекст 100 сим.Имя человека с которым обычно работаемТелефонЧисло 50 сим.Телефон организации либо контактного лицаАдресТекст, Число, 50 симАдрес Клиента2. Сервисные услугиРелиз платформы исходныйЧисло 30 сим.Релиз платформы установленныйЧисло 30 сим.Релиз конфигурации исходныйЧисло 30 сим.Релиз конфигурации установленныйЧисло 30 сим.Релиз установленных форм отчетностиЧисло 30 сим.ИсполнительТекст 50 сим.ФИО сервис- инженераДата исполненияДата 30 сим.Заполняет сервис-инженерНачало работыЧислоОкончание работыЧисло 50 сим.Посещение клиента не должно превышать 1 ч.ПодписьТекст 30 сим.Подпись клиентаДата подписиДатаЗаполняет клиент
Разработанное приложение должно генерировать следующие отчеты:
Зарплата за месяц
В данном отчете будет выводиться значение заработной платы - поле Результат (табличная часть). И должны присутствовать 2 поля: начало периода, конец периода.
Таблица 2.2.
Реквизитный состав отчета «Зарплата за месяц»
№НаименованиеТип данныхКомментарий1.Начало периодаДатаВыбор периода для подсчета начисления з/п2.Конец периодаДата3.РезультатВсего сумма актаЧисло 10 сим.Если было разовое посещение4.Всего сумма в зарплатуЧисло 10 сим.Для подсчета зарплаты5.Всего часыЧисло 10 сим.
По посещениям клиентов
В этом отчете будет выводится значение заработной платы за посещение 1-го клиента в месяце - поле Результат (Табл. часть). Так же должны присутствовать 2 поля: начало периода, конец периода.
Таблица 2.3.
Реквизитный состав отчета «Посещение клиентов»
№НаименованиеТип данныхКомментарий1.Начало периодаЧислоВыбор периода для подсчета начисления з/п2.Конец периодаЧисло3.РезультатТабличный документДля подсчета зарплаты
Обороты по клиентам
В этом отчете будет выводится значение заработной платы за разовые посещения(в основном это клиенты которые не состоят на сопровождении фирмы 1С) - поле Результат(Табл. часть) и 2 поля: начало периода, конец периода.
Таблица 2.4.
Реквизитный состав отчета «Обороты по клиентам»
№НаименованиеТип данныхКомментарий1.Начало периодаЧислоВыбор периода для подсчета начисления з/п2.Конец периодаЧисло3.РезультатТабличный документДля подсчета зарплаты за разовые посещения
Данные которые необходимо сохранять в мобильном приложении для построения отчетов:
·Наименование организации
·Дата посещения
·Выполненные работы
·Время затраченное на выполнение работы
·Зона обслуживания( для разового посещения)
·Вид акта( для разового посещения).
2.3 Особенности работы мобильной платформы
Система программ «1С:Предприятие» позволяет разрабатывать приложения, функционирующие на мобильных устройствах (смартфоны, планшетные компьютеры). Мобильное приложение - прикладное решение, предназначенное для выполнения на мобильной платформе «1С: Предприятие».Мобильная платформа - это специальная версия «1С:Предприятия», предназначенная для исполнения мобильных приложений на мобильных устройствах, которые функционируют под управлением операционных систем iOS (<#"justify">2.4 Архитектура приложения
Архитектура приложения представляется объектами платформы.
·таблицы;
·формы;
·запросы;
·представления;
·отчеты(в виде обработок).
Как мы уже упоминали, платформа «1С:Предприятие 8» предоставляет разработчику прототипы иных прикладных объектов. Именно из этих объектов и должна строиться архитектура информационной системы.
Выработка - прямой показатель уровня продуктивности труда, которую выполнил один работник за промежуток времени труда. Ее мы будем регистрировать в регистре накопления «Выработка» при том, что его записи будут проводиться документами:
«Выработка» этот документ передает данные о посещении клиентов т.е.: дата посещения клиента, наименование организации, зона обслуживания, часы(выполнения работы) и вид акта.
«Установить категорию»,т.к. могут быть доплаты за категорию клиента. Документ заполняется с помощью регистра сведений «Категория» и справочника «Категория».
«Присвоение Сертификата», за сертификат так же могут быть доплаты. Заполнятся соответственно из регистра сведений «Сертификат сотрудника».
Доплата суммой - это доплата клиента наличными за осуществление работ сверх указанных, в договоре сопровождения, часов. Доплату суммой мы будем учитывать в регистре накопления «Доплата суммой», который в свою очередь берет данные о сумме доплаты в документе «Доплата суммой» и справочнике «Доплаты»
Ситуацию контроля посещения клиентов, будем регистрировать в регистре накопления «Посещение клиентов» с соответствующими документами «Выработка», «Установить Категорию», а документы берут данные соответственно из регистров накопления «Категория» и справочников «Выработка», «Контрагенты», «Категория»
Результатом информационной поддержки будет формирование отчета «Отчет зарплата за месяц» и формирование косвенных отчетов «Отчет по посещениям клиентов», «Отчет обороты по клиентам»
·справочники - 4;
·регистры сведений - 2;
·регистры накопления - 3;
·документы - 4;
·отчеты - 3.
Графически архитектура системы представлена на рис. 2.7.
2.5 Варианты установки и модернизации
Существует два варианта установки:
Локально. Для этого нужно скомпилировать мобильное приложение из этой конфигурации, т.е. apk файл, и иметь USB подключение к персональному компьютеру , для переноса на мобильное устройство.
Web сервис. Данный вариант предполагает наличие доступа к компьютеру из мобильного приложения через сеть. Суть заключается в следующем - мы публикуем конфигурацию приложения (это по сути своей web-сервис), мобильное приложение подключается к нему и забирает конфигурацию.
Обновляемая конфигурация(установка с помощью web-сервиса) позволяет нам работать в одном приложении с несколькими разными базами, а точнее - их конфигурациями, а так же обновлять конфигурации через свой сервер. Под нее программировать довольно просто: сконфигурировали - опубликовали в web (в конфигураторе: Конфигурация - Собильное приложение - Публиковать; указываем имя публикации, отличное от имени публикации базы данных для веб доступа, если таковое имеется), затем нажали кнопку «Обновить» на мобильном устройстве. Или поставили галочку «Обновлять мобильные приложения» в конфигурации: тогда при входе пользователя в базу на телефоне(при наличии доступа к серверу конфигураций) или если он находиться в текущий момент в этой конфигурации, то мобильное приложение само обновит конфигурацию. Не нужно ничего компилировать и обновлять вручную. Правда в этом случае мы не сможем обновить мобильную платформу, не скинув ее отдельным файлом.
Фиксированная конфигурация. Это вариант скомпилированной до apk-файла конфигурации. Соответственно, если мы изменили что- то в конфигурации, нам необходимо по новой скомпилировать приложение и отправить всем пользователям этот apk-файл, и все должны переустановить приложение на телефоне. В этом случае обновиться и платформа, и конфигурация. Мой выбор однозначно падает на вариант без компиляции. В этом случае нам достаточно установить на телефон мобильную платформу и добавить в нее новую базу, прописав путь к опубликованной конфигурации.
Глава 3. Программная реализация и оценка эффективности мобильного приложения
.1 Программная реализация
Реализация прикладного решения (в терминах фирмы «1С» - конфигурирование) осуществляется как визуальными, так и языковыми средствами.
Для визуального редактирования объекта конфигурации платформа генерирует специальное окно (мастер) редактирования объекта. Этот мастер позволяет:
·редактировать свойства объекта последовательно;
·редактировать свойства объекта в произвольной последовательности;
·редактировать предопределенные элементы объекта;
·открывать и редактировать формы, связанные с объектом;
·создавать новые подчиненные объекты;
·удалять подчиненные объекты с контролем наличия ссылок;
·искать ссылки;
·запускать визуальные конструкторы объекта и подчиненных объектов.
Редактируемые свойства располагаются на нескольких закладках, каждая из которых содержит набор реквизитов для настройки свойств определенного вида. Состав закладок и набор управляющих элементов переменный для разных объектов.
Окно редактирования объекта позволяет отобразить большинство свойств, но не все. Более тонкая настройка объекта осуществляется с помощью универсального окна редактирования свойств - палитры свойств.
Палитра свойств - это специальное служебное окно, которое позволяет редактировать все существующие свойства объекта. Состав свойств зависит от типа редактируемого объекта.
Встроенный язык платформы «1С:Предприятия 8.» позволяет разработчику описывать собственные алгоритмы функционирования прикладного решения.
Встроенный язык имеет много общих черт с другими языками, однако он не является прямым аналогом какого-либо из универсальных языков программирования. Некоторые особенности:
·предварительная компиляция; перед исполнением модули, содержащие текст на встроенном языке, преобразуются во внутренний код;
·написание кода модуля возможно как на русском, так и на английском языках;
·