Лекции
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
1.
Наука культурология.
Культурология – одна из самых молодых
наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в
современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.
Термин «культурология» еще моложе.
Впервые он появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он
означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально-научных
знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие
теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры»,
«Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов
материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения
вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития
технологической и энергетической сторон цивилизации.
Культурология заняла место базисной
дисциплины среди других социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и
объекты исследования, законы функционирования, области применения. В
формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер,
О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин, Ю.Лотман и др.
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях
существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее
постижения.
Культурология имеет свои предметы и
объекты изучения.
Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового и
национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной
культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и
развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении
и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.
Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон
общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных
культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в
современной социально-культурной среде.
2.
Понятие культуры.
Понятие «Культура» – центральное в
культурологии.
В античности (Древние римляне) под
понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор
сохранилось это значение (злаковые культуры и др.).
Древние греки под этим подразумевали
отличие от диких варварских племен.
В Средние Века под понятием «Культура»
подразумевалось стремление к божественному идеалу.
Просветители XVI-XVII
веков имели в виду разумность человеческого общества.
В XVIII веке под
понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм,
определенная степень образованности.
В XIX веке установились 4 основных понимания слова
«Культура»;
1)
уровень общего состояния ума;
2)
уровень интеллектуального развития
целого общества;
3)
совокупность
художественно-творческой деятельности;
Культура – исторически определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими
материальных и духовных ценностях.
Культуру создает человек, являясь
субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через
нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это
происходит через законы преемственности и наследования культуры.
3.
Функции культуры.
Культура – многофункциональная система:
1)
освоение и преобразование
окружающего мира – одна из главных функций;
2)
познавательная;
3)
хранение и передача человеческого
опыта, знаний, культуры, информации;
4)
образовательная;
5)
воспитательная;
6)
коммуникативная (общение);
7)
нормативная (регулятивная);
8)
психологическая разрядка.
4.
Структура культуры.
Структурными единицами культуры являются
материальная и духовная культуры.
Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека,
направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».
К материальной культуре относим здания,
сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство
человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги,
физкультура (спорт), экология и др.
Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности
человека.
Формы духовной культуры:
1)
Одна из ранних – миф –
особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу,
ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой.
В процессе
перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают:
Фетишизм –
поклонение неживой природе.
Анимизм – одухотворение
живой и неживой природы.
Язычество – многобожие.
2)
Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение
окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.
3)
Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и
движения природы, общества и мышления.
4)
Наука – система знаний о закономерностях становления,
формирования, развития природы, общества, человека.
5)
Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.
6)
Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами
и нормами, принятыми в обществ.
5.
Массовая и элитарная культуры.
Массовая (общедоступная) культура – рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам
массовой культуры относятся мелодрамы, боевики, стили ненаучной фантастики,
развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая»
пресса. Оно должно иметь легкий сюжет, действия должны происходить в
экзотической местности.
Элитарная культура – культура для избранных и созданная самими
избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая
музыка, живопись.