Юрий Долгорукий - основатель Москвы
Юрий Долгорукий —
основатель Москвы
Реферат по литературе
ученика 11 “А” класса
Степанова Ивана
г.
Москва, 1996 г.
1. Введение
Летописи и иностранные хроники упоминают более
300 древнерусских городов и крепостей. Среди них Лавреньтьевской летописью под
1147 г. впервые названа Москва.
Москва возникла в пору расцвета Древней Руси,
когда Владимир Мономах направил своего сына Юрия наместником северо-восточного
края, связанного торговыми путями со Смоленском, Новгородом, Полоцком и с
соседней мусульманской Булгарией. Москва как город складывалась в кругу ранее
известных местных центров, таких, как Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир. Москву
Юрий велел укрепить деревянной крепостью — Кремлём. Она стала одним из важных
княжеских центров Владимиро-Суздальской Руси. Во время смут князей новая
крепость была и сборным пунктом их войск, и объектом их взаимных споров.
Образ князя Юрия мы можем представить себе по
немногочисленным художественным и историческим произведениям: романам Д.
Еремина “Кремлёвский холм”, П. Загребельного “Смерть в Киеве”, по историческим
трудам Н. М. Карамзина, А. О. Ишимовой.
2. Образ князя Юрия в художественной и исторической
литературе.
Образ Юрия Долгорукого в Литературе имеет
неоднозначную оценку. Князь Юрий, первый правитель богатого края и основатель
Москвы, явно обнаружил стремление к единодержавию на Руси, пытаясь
распространить свою власть на главные города севера и юга страны — Новгород и
даже Киев. За это он и получил прозвище Долгорукий.
Н. М. Карамзин в своей “Истории государства
российского” описывает его так: “... Георгий (Юрий) властолюбивый, но беспечный,
прозванный Долгоруким, знаменит в нашей Истории гражданским образованием
восточного края древней России, в коем он провёл все цветущие лета своей жизни.
Распространив там Веру Христианскую, сей Князь строил церкви в Суздале,
Владимире, на берегах Нерли..., оживил дикие мёртвые пустыни знамениями человеческой
деятельности; основал новые селения и города... Но Георгий не имел добродетелей
великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни
одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени. Скромные
летописцы наши редко говорят о злых качествах государей, усердно хваля добрые;
но Георгий без сомнения отличался первыми, когда, будучи сыном Князя столь
любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию
клятв и волновал изнурённую внутриннеми несогласиями Россию для выгод своего
честолюбия. Одним словом, народ
Киевский столь ненавидел Долгорукого, что узнав о кончине его, разграбил дворец
и сельский дом Княжеский... Граждане, не хотев, кажется, чтобы и тело Георгиево
лежало вместе с Мономаховым, погребли оное вне города, в Берестовской Обители
Спаса...”
Судя по описанию Карамзина князь Юрий, несмотря
на ряд полезных для государства дел: основание Москвы, хозяйственное укрепление
Суздальского порубежья, постройка церквей и пр., был ничем не лучше многих
других князей: был честолюбив, стремился всеми правдами и неправдами получить
верховную власть в Киеве, не пользовался любовью народа.
Но вот совершенно другое мнение. П.
Загребельный во введении к своему роману “Смерть в Киеве” пишет: “Князь Юрий
Долгорукий известен как основатель Москвы. Уже за одно это он заслуживает
вечной благодарности потомков. Хотя, к сожалению, летописцы, а позднее
феодально-буржуазные историки... не были справедливы в отношении Юрия
Долгорукого и сделали всё для того, чтобы обесславить его.
Факты же свидетельствуют о том, что Долгорукий
был одним из выразителей народного стремления к единству нашей земли, боролся
за это досамой смерти.
Боярство и церковники всячески мешали
Долгорукому в его деятельности, выставляя против него таких послушных им
князей, как Изяслав Киевский. Они не останавливались перед тягчайшими
преступлениями, лишь бы опозорить Долгорукого, не допустить его в Киев...”
Положительное отношение автора к князю Юрий
совершенно очевидно. В таком же ключе изображается Долгорукий и в романе. У
Загребельного Юрий — мудрый правитель, простой, весёлый человек, он запанибрата
обращается со своими людьми и поэтому любим и уважаем ими.
Юрий деятелен: он не сидит без дела в Суздале, он
постоянно в походе где-нибудь в непролазной глуши, куда по выражению главного
героя романа лекаря Дулеба может забраться “либо дурак, либо князь”.
Также в положительном свете изображает Юрия
Долгорукого Д. Еремин в романе “Кремлёвский холм”. Но необходимо отметить, что
Юрий из “Кремлёвского холма” немного отличается от Юрия из “Смерти в Киеве”. В
романе Еремина Долгорукий менее похож на простого человека. Здесь Юрий
действительно Князь. Он строг, но
справедлив. Узнав, что сборщик налогов Федот вопреки княжескому указу прогонял
бродяг с поселения да ещё и требовал с них дань, он очень рассердился — Федот
был снят с почётного места и чуть не поплатился жизнью.
Кроме того Юрий был мудрым политиком. В романе
рассказывается о борьбе Долгорукого с боярами. Рассуждая на эту тему, он
говорит, что в этой борьбе победит только тот князь, который будет сильнее бояр
в экономическом, а не только в военном плане. “Нельзя с боярами сечься, —
говорит Князь, — и язык руки вяжет, и от речей голова летит!”. Юрий считал, что
тот князь который только и знает, что сидеть в стольном городе да наращивать дружину,
в скором времени либо станет марионеткой в руках бояр, либо будет выжит ими.
Долгорукого, как человека гордого, такая перспектива никак не устраивала.
Поэтому Юрий всячески старался укрепить свой удел: строил новые города и
крепости, развивал ремёсла, заселял глухие районы пленёнными в походах
мужиками. Долгорукий любил свой народ, так как понимал, что именно от него и
идёт благосостояние и сила князя и государства. Именно благодаря “строительной
программе” Юрия Долгорукого и была заложена Москва.
3. Обстоятельства образования Москвы.
Обстоятельства образования Москвы очень
подробно описываются в романе Еремина “Кремлёвский холм”. Писатель описывает
события так.
И вот на границе имения Кучки заслышался
весёлый стук топоров, стал расти строительный посёлок. Старый боярин прекрасно
понимал, что новый город скоро разрастётся и влияние князя в этом районе будет
больше чем его, боярина, даже если он и не продаст князю своих земель.
Другими врагами князя на московской территории
были язычники. Несмотря на то, что Русь официально приняла христианство, власть
волхвов была ещё очень сильна, особенно в глуши.
Главари волхвов Клыч и Жом беспрекословно
подчинялись боярину Кучке, так как Кучка всячески поддерживал их влияние на
простой народ. Теперь это влияние пригодилось боярину для его зловещего плана.
И вот по наущению Кучки Клыч и Жом повели свою
оголодавшую “паству” грабить новопостроенный посёлок, а боярин преспокойно
отправился в Суздаль.
Толпа голодных ворвалась в посёлок, стала
убивать всех его жителей, не жалея никого, поджигать здания, разграблять запасы.
Но не успели они закончить своё чёрное дело, как появилась дружина Юрия с ним
самим во главе. Князь ехал узнать, как идёт строительство. Половина мародёров
разбежалась, а главарей князь собственноручно разрубил мечом на глазах у другой
половины. Один из главарей перед смертью назвал имя Кучки как организатора погрома.
Князь в гневе послал своего сына Андрея привести боярина на княжескую расправу...
4. Заключение.
Памятник Юрий Долгорукому стоит в самом центре
Москвы. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на результаты трудов
своих. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всём мире. За свои 850
лет много видела она и трудовых, и ратных подвигов. Ни монгольские, ни
наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить её. Не лучшие времена
переживает сегодня Москва, как и вся Россия, но именно с неё началось возрождение
страны: восстанавливаются храмы, строятся новые жилые кварталы, торговые
центры. Быть москвичом сегодня не только почётно, звание москвича обязывает
принимать активное участие в возрождении России.
5. Используемая литература.
1. П. Загребельный “Смерть в Киеве”;
2. Д. Еремин “Кремлёвский холм”;
3. Н. М. Карамзин “История государства российского”;
4. “Москва. Иллюстрированная история” под ред. Пашуто В. Т.;
5. А. О. Ишимова “История России в рассказах для детей”.