Краткий доклад про Леонардо да Винчи (с иллюстрациями)
Леонардо да Винчи,из всех
известных нам творцов в истории че-
ловечества ,обладал
наиболее всесторонней гениальностью.Он
считал себя,прежде всего
художником,но из его записных кни-
жек и рисунков видно,что
в свое представление об искусстве он
вкладывал многое из
того,что ныне мы называем естествен-
но-научными вопросами.Он
настолько был убежден в могуществе
человеческого зрения как
отличного инструмента для исследова-
ния природа,что видеть и
знать,по его мнению было одним и тем
же.Художники,говорил
он,это лучшие из ученых;они не только
наблюдают природу
лучше,чем другие люди,но думают о том,что
видят и затем
рассказывают остальным о виденным ими в своих
картинах.Нынешнее ученые
предпочитают передавать свои знания
в словах и для этой цели
ими изобретено очень много новых
слов ?во времена
Ренессанса считали,что "хорошая картина цен-
нее тысячи слов".
Собственные рисунки
Леонардо так ясны и полны жизни,что даже
если мы не можем прочесть
его надписи на них,то способны уло-
таль нас не
заинтересовала в нарисованном Леонардо предме-
те,мы найдем,что он
тоже думал о ней.Он первый из лю-
дей,кто,наряду со многим
другим проектировал летательные ап-
параты и сделал точные
зарисовки внутреннего устройства чело-
веческого тела.Его ум,как
ученого можно оценивать также,изу-
чая эскизы,делавшиеся им
в 1504 году для картины,изобразав-
шей большую битву.Главная
цель этого эскиза - показать,что
выражения лиц
людей,также как и морд животных,движимых
сильными переживаниями
имеют нечто общее.В данном случае,ког-
да этим переживанием
является ярость,и человек и лев и лоша-
ди скалят зубы и рычат.Вы
встречаемся здесь с одним из наибо-
лее ранних
психологических исследований,то есть исследований
которые мы считаем очень
современными.
Леонардо так и не
закончил картину битвы.В течение тех же
нескольких лет он писал
свою самую прославленную Мону Ли-
зу.Если мы сравним ее с
более ранними образцами портретной
живописи,то тут же
увидим,что портрет работы Леонардо выгля-
дит более
законченным,объемным.Сама фигура,низкая стена за
гу,как отдельные
объекты.Картина в целом становится более
важной,чем любая из ее
частей.Новая,неизвестная ранее гармо-
ния - одна из целей
живописи расцвета Ренессанса.
В этой картине Леонардо
достиг такой гармонии не только пу-
тем более тщательной
композиции,но и живописными средства-
ми,благодаря которым все
видно как бы сквозь легкую дым-
ку,прикрывающую небольшие
детали,смягчающую очертания,создаю-
щую незаметные переходы
между формами и красками.Таким обра-
зом он многое предоставил
нашему воображению и в этом причи-
на того,что Мона Лиза
поражает нас,глядя на зрителя словно
живая.То же справедливо и
в отношении ланшафта /где Леонардо
показывает нам,как земля
"вырастает" из скал и воды/ и в от-
ношении лица Моны Лизы с
его таинственной улыбкой.О чем ду-
мает Мона Лиза ?
Практически это зависит от того,что думаем
мы сами,глядя на ее
изображение.Может быть сам Леонардо был
немного таким же как она:
люди видели его всегда уравновешен-
ным и дружелюбным,но
никто точно не знал,что у него на уме.