Геральдика цвета
Геральдика
цвета
Символика цвета
тесно сочетается с национальными, политическими, историческими, религиозными и
идеологическими особенностями. Она крайне многообразна и связана с применением
в определенной стране или народа, в какой-либо его партийной или социальной
группе.
Николай
Викторович Серов, Российский институт цвета.
Особое значение
символика цвета приобрела в искусстве западного Средневековья. Когда
разделяются мир человеческий и божественный, между ними посредством символов
устанавливаются своеобразные «мосты». Невидимый мир отпечатывает свои знаки в
доступной взору материи, и в частности, в цвете. Так,
белый означает
мир, благородство, высшую власть;
черный — ночь,
мрак, смерть, печаль;
пурпур — знак
высшего достоинства, силу, могущество и благородство;
красный —
регальный цвет, войну, храбрость, мужество, неустрашимость;
золотой —
богатство, силу, верность, правду (честность), постоянство (пить с золота);
зеленый —
надежду, изобилие, свободу, жизнь (местное значение);
голубой —
величие, красоту, ясность.
Возникшее в
начале XVIII веке масонство разработало собственную символику цвета:
белый —
непорочность, беспристрастие;
серый —
каббалистический цвет мудрости;
черный —
печаль, смерть;
пурпурный —
символ власти, царственности, высоты Духа;
красный — цвет
крови, гнева, мести, войны, возмездия, верности;
розовый —
любовь, вечность жизни;
золотой —
символ чистоты, благородства побуждений;
зеленый —
одоление, победа;
голубой (синий)
— цвет неба, возвышенности устремлений, совершенствования духа.
Как пишет
Ансельм, вся облицовка оружия различалась двумя видами металлов, пятью цветами
и двумя видами меха. Этими двумя металлами были золото и серебро; пятью цветами
были лазурь, красный, черный, зеленый и фиолетовый. В геральдике цвет играет
большую роль из-за применения различных цветов. Так, во-первых, цвет:
значительно
увеличивает количество вариантов различных знаков;
облегчает
возможность их отличия одного от другого;
позволяет создавать
множество сочетаний и перестановок разноцветных фигур, создавая тем самым их
многообразие, расширяя численность не совпадающих по внешнему виду знаков,
эмблем, гербов, делая богаче, разнообразнее их арсенал.
Во-вторых,
с каждым цветом
связано его определенное смысловое, политическое и национальное значение и,
следовательно;
применение
цвета позволяет углублять и расширять качественную гамму различных фигур и
знаков, нюансировать их содержание.
Наконец,
в-третьих,
применение
цвета делает эмблемы и гербы более привлекательными, превращает их в подлинные
произведения искусства и позволяет рассматривать их как таковые, помимо их
чисто геральдического значения, «читать» их в контексте развития искусства в
определенной стране и в определенную эпоху.
Вплоть до
начала XVI века гербы, как родовые, так и государственные или городские,
изображались только в красках (металлах и финифтях). Поэтому воспроизводить
свои гербы на своем имуществе (движимом и недвижимом) могли лишь весьма
состоятельные люди. Обедневшие дворяне, например, в России даже в конце XVIII —
начале XIX века были порой не в состоянии выкупить свои дипломы на герб в
герольдмейстерской конторе.
Объяснялось это
тем, что выполнение заказанных дипломов на пергаменте с применением
натурального листового золота и серебра, органическими невыцветающими красками
профессиональными художниками-геральдистами стоило весьма дорого и исполнялось
исключительно за счет гербовладельца. Несостоятельные гербовладельцы могли
удовольствоваться лишь гравированной копией своего герба, оттиском его на
бумаге, который стоил значительно дешевле.
При этом в
гравюре краски (и металлы) подлинного герба заменялись штриховкой, условным
графическим изображением, присвоенным каждому цвету. Путь к такой замене цвета
штриховкой открыло изобретение книгопечатания. Впервые в Западной Европе
штриховое изображение цвета появилось около 1500 года, но вплоть до середины
XVII века к этому приему прибегали все же крайне неохотно и в сборниках гербов,
даже отпечатанных и оттиснутых с граверных досок, все равно гербы раскрашивали
от руки.
Вследствие
этого чаще применялся другой прием: при печатании давался лишь граверный контур
герба и его фигур, все они не штриховались, а оставались белыми, но их цвет
обозначался просто первой буквой его наименования на соответствующем языке.
Так, черный цвет
во французских
гербах обозначался буквой N (noire),
в немецких
буквой S (schwarz),
в английских —
буквой В (black) и т. д.
Предполагалось,
что затем каждое поле и фигура будут раскрашены и буквы служат лишь для
указания художникам.
Однако это
оказалось настолько неудобным практически, особенно когда гербы попадали в
другую страну, что после Вестфальского мира 1648 года, когда все дела
приводились в Европе в относительный порядок, было принято правило обозначать
цвет в геральдике порядковыми латинскими буквами алфавита, едиными для всех
стран:
А — красный,
В — синий,
С — зеленый,
D — черный,
Е — золотой
(желтый),
F — серебряный
(белый),
G — пурпур.
Штриховка же с
этого времени утверждалась как обязательная, если геральдический цвет не
предполагалось после печатания выполнять красками. Только натуральному цвету не
была присвоена ни определенная буква, ни штриховка, так как в то время, когда
эти правила утверждались (середина XVII в.), натуральный цвет в геральдике еще
вообще не допускался и не признавался.
Лишь позднее, в
конце XVIII — начале XIX века, было принято правило для передачи натурального
цвета графически оставлять поле белым, но, чтобы не путать его с серебряным или
белым, наносить на него так называемую «тень», то есть очень легко и чуть-чуть
штриховать лишь геральдически левый край такого поля или фигуры.
Как
подчеркивает В. В. Похлебкин, цвета в символике и геральдике имеют далеко не
однозначные и не одинаковые, не совпадающие смыслы. В самом деле, символика
цвета тесно связана с национальными, политическими, историческими, религиозными
и иными идеологическими и этнографическими особенностями, а потому крайне
многообразна и тесно связана с применением в определенной стране или у
определенного народа или в какой-либо его партийной или социальной группе.
В
противоположность этому цвет в геральдике (по своему значению, месту и
применению) строго постоянен, стабилен, интернационально канонизирован и не
подлежит интерпретации:
Красный (рубин)
— Право, Сила, Мужество, Любовь, Храбрость.
Синий (сапфир)
— Слава, Честь, Верность, Искренность.
Зеленый
(изумруд) — Свобода, Ликование, Надежда, Здоровье.
Черный (алмаз)
— Постоянство, Скромность, Смерть, Траур, Мир как «покой».
Желтый (золото,
топаз) — Верховенство, Величие, Уважение, Великолепие, Богатство.
Белый (серебро,
жемчуг) — Чистота, Невинность, Мудрость, «Безмятежное состояние души».
Пурпурный
(аметист) — Высокорожденность, Власть, Верховенство, Достоинство, Величие.
В геральдике
существует строго определенное число употребляемых красок, которые
подразделяются на две группы: металлы и эмали (финифти); третья группа — меха —
ныне вышла из употребления (фактически исчезла с конца XIX — начала XX в. и в
современных, новых гербах не применяется).
Металлы —
золото и серебро — в случае, когда требующие их цвет эмблемы приводятся не в
подлиннике, а в репродукции, копии и т. д., могут быть заменены соответственно
желтым или белым цветом, но с обязательной оговоркой, ибо указанные цвета могут
существовать и как таковые, представляя сами себя.
Финифти
включают красный, синий, зеленый, черный и пурпурный цвета. В новейшее время к
ним иногда добавляют оранжевый и коричневый, но эти два цвета, так же как и
натуральные цвета (розовый, стальной), не имеют полного международного
признания.
Три цвета (а
нередко и два) считаются вполне достаточными, чтобы отразить сущность и идейные
принципы любого государства в его национальном флаге. Так что семи классических
красок геральдики с лихвой должно хватать для использования в современных
вещественных символах государственной власти — в государственных гербах и
национальных флагах.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/