Культура античности
Культура
античности
Платонова Э. Е.
Античностью принято называть
совершенно различные эпохи, нации и страны (3 тыс. до н. э. - 4 в. н. э.),
которые мы объединяем по одному единственному признаку - гармонии, величию и
красоте, которые исходят от творений того времени. При всех несходствах и
изменениях, происшедших за три тысячелетия, было нечто такое, что в своем
реальном воплощении оставалось неизменным, неподвижным и совершенно общим. В
Возрождении античность воспринималась как упование на возврат к стройному
изяществу неглубоких, красивых и выразительных форм. В эпоху Просвещения - как
рационалистическое любование на изящество мелких художественных форм.
Античность всегда воспринималась
как идеал и золотая пора человечества не только потому, что в искусстве и
культуре были созданы множества шедевров, но также и потому, что взгляд
человека на мир, его положение в нем, моральные и нравственные нормы, которыми
человек руководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало. Почти
всегда умы философов искали в той эпохе философский камень. Поэты, художники
других эпох с восхищением обращались в это время, чтобы черпать там образы
величия человека, его красоту и гармонию мира. Античность всегда представляется
как чудо, в котором внутренняя красота человека сочеталась с его внешней
красотой. «Быстро облетающая роза», по словам Гегеля, античность, как
высочайший пьедестал человеческих возможностей, предстает перед нами скорее как
миф, как несбыточная мечта романтика, чем как реальное время и реальная
действительность.
Очень часто жизнь в эпоху
античности виделась потомкам как вечный праздник красоты и искусства, изящества
и утонченности, к идеалам которой человек стремился. Представления о ней
идеализировались и люди других эпох старались подражать во всем своему
воображаемому образцу: в манерах, в образе жизни, в представлениях о Боге, мире
и человеке. Манеры, как правила хорошего тона, говорящие о внутренней
утонченности и гармоничной красоте, многие столетия считались единственной
манерой поведения в обществе, с которой век нынешний беспощадно распрощался.
Это произошло от того, что утратилось понимание и восприятие этого как
искреннего и внутреннего мироощущения. Непосредственная грубость - это то, чему
сегодня отдается предпочтение, как проявлению природных инстинктов, которые
представляются истинной природой человека.
Однако, несмотря на все это,
античность - это почва, в которую уходит глубокими корнями вся европейская
культура. И до сих пор мы сами и наша жизнь пропитана традициями этой культуры.
Представление об этой культуре как сегодня, так и несколько столетий тому
назад, по большей части, однобоко. Она воспринимается как некое райское
состояние человека, наполненное гармонией и геройством.
Наше отношение так сильно разнится
с тем, как представляли ее современники, что у современного человека вызовет
небывалое удивление и непонимание грусть и тревога какого-нибудь античного
философа или драматурга. А между тем, античность - родоначальница драмы. Если
вспомнить произведения философов и историков этого времени, то становится
очевидна великая грусть, охватывающая их, с которой они взирали на окружающую
их действительность, как искали они идеи о величии в прошлом. Платон,
древнегреческий философ, живший в V в. до н.э., обращает свой взгляд к
призрачной Атлантиде в поисках утраченной красоты мира и человеческой души,
справедливости и демократии.
Эпоха античности также пестра, как
лоскутное одеяло. Так почему же о ней сложились представления как о «золотом веке»
человечества - полноте бытия, а между тем самые значительные представители этой
эпохи чрезвычайно трагично воспринимали действительность, жалея о прошлых
временах былого величия и славы?
На этот вопрос легко ответить. Что
первое приходит в голову при слове «античность»? Конечно, искусство. Его
красота и совершенные формы скульптур, грандиозность архитектуры - вот почему
вся эпоха ассоциируется с этой красотой. Из этого складывается представление о
том, что эта красота была присуща всему. Найденные образы человека,
запечатленные в древней поэзии и увековеченные в мраморе, на которых лежит
печать совершенства, блеск всех внутренних нравственных достоинств, - есть лишь
отображение, попытка увековечить и сохранить то былое, что сохранилось в
преданиях. «Одушевленные» мраморные копии несут на себе все черты оригиналов,
тени которых остались где-то в прошлых столетиях и лишь предания сохранили их
подвиги, достойные наивысшего в мире.
А то благородство, которое воспел
слепой Гомер в «Одиссее» и «Илиаде» - источниках нравственности и морали,
считалось присущим всему человечеству. Обобщение так же опасно, как и слепота.
Искажение действительности не дает полного и глубокого представления об
античности. Обманчивые образы становятся манящей неизвестно куда мечтой.
Эфемерность поверхностного представления об античности так велика, что
разрушить это представление у большинства людей чрезвычайно сложно. Наша задача
в этом кратком курсе лекций дать наиболее полное представление об этой
прекрасной и противоречивой эпохе.
Так как же можно охарактеризовать
античность? Наш современник, русский философ Лосев А. Ф. так писал об
античности: « Античный символизм и все его виды и сферы применения, например,
эстетика, теория эстетического воспитания, как равно и вообще философия греков,
искусство, религия, общественная жизнь и т. д., таили под собой некоторый общий
жизненный опыт и некое живое мирочувствие, объясняющее все столь своеобразные
черты всей этой теории, философии, искусства и пр. » .
Жизненный опыт и живое мирочувствие
глубоко уходит корнями в мифологическое представление о мире. Живое
мирочувствие заключается в том, что для человека весь мир разумен и наполнен
смыслом, который, как великая загадка, скрыт в символах. Истоки символического
восприятия мира принято считать исходящими из античности. Но это не так - оно
уходит в мифологическое представление о мире(см. Приложение 1).
Стремление человека понять и
осознать окружающую его природу создало образы невиданных и невидимых существ,
управляющих миром. Эти существа находились во всем, что окружало человека -
именно так человек определил осмысленность существования мира и себя самого на
той первоначальной стадии. Чем больше человек углублялся в понимание смыслов,
окружающих его, тем больше картина мира представлялась ему цельной, созданной
великим и могущественным силой или существом.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru