Палех
Палех
Своеобразное
и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы
древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская
миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного
искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе
поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
Рождение
этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом
развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав
мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и
многообразен. Издавна в Палехе изучались и сохранялись традиции древнерусского
искусства.
Самостоятельный
палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он
вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и
строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX
веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском
стиле или в характере московской фрязи.
Несмотря
на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил
изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и
времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов
пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и
бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось
палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями
использовалось в миниатюрной живописи.
Некоторые
иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого
(например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре
иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась
серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет
середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно
располагались вокруг середняка.
Хотя
житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали
получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов
Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в
Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью
письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были
невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских
икон нашли своe яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.
Но
не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке
возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной
иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные
элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени
царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу
человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с
западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и
дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.
Палехские
лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах,
брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами
палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий
мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность;
узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор
остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур
подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы
краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда
золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Сам
Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки,
протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. До революции Палех
входил в состав Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1918 году, с
образованием Иваново-Вознесенской губернии, село Палех вошло в еe состав. В
настоящее время это рабочий посeлок, районный центр Ивановской области.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/