Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

  Оглавление.

Введения…………………………………………………………………..   2

Глава 1. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

1.1. Значение сюжетно-ролевой игры как творческой деятельности детей дошкольного возраста………………………………………..5

1.2. Психолого-педагогические исследования по проблеме руководства сюжетно-ролевыми играми…………………………8

1.3. Характеристика сюжетно-ролевой игры………………………..12

1.4. Своеобразие сюжетно-ролевой игры…………………………...17

1.5. Организация, методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми в старшей группе детского сада…………………………20

1.6. Планирование руководства сюжетно-ролевыми играми………25

Глава 2. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста и руководство воспитателя.

2.1.   Анализ роли воспитателя в организации и руководстве  сюжетно-ролевыми играми детей………………………………………......31

2.2.    Заключение……………………………………………………….34

2.3.    Список используемых источников………………………….….37

2.4. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

  Введение.

Игра - это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Быть может, поэтому непосредственному педагогическому взгляду сюжетно-ролевая игра представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но давайте посмотрим, что такое детская сюжетно-ролевая игра?

Игра — основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми умениями, навыками и знаниями. Только в сюжетно-ролевой игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне сюжетно-ролевой игры нет воспитания личности.

Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют, как игра влияет на развитие ребенка - стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.

Игра - это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка сюжетно-ролевая игра не всегда милая забава, часто - это труд. Преодоление себя. Словом, сюжетно-ролевая игра - это целый мир. И руководство детской сюжетно-ролевой игрой - серьезная проблема для педагогов. Пожалуй, именно здесь от воспитателей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, умение постоянно и беспристрастно вглядываться в каждого ребенка, умение любить.

Руководя  игрой,  воспитатель  воздействует  на  все  стороны  личности  ребенка:  на его  сознание,  чувства,  волю,  поведение,  использует  её в  целях  умственного,  нравственного,  эстетического  и физического  воспитания.  

  Руководствуясь  требованиями  “Программы  воспитания  и  обучения   в  детском  саду”,  педагог  отбирает  и  планирует  программное  содержание,  которое  должно  быть  усвоено  детьми  в  играх,  чётко  определяет  дидактические  и  игровые задачи,  действия  и  правила,  предполагаемый  результат.  Он  как  бы  проектирует  весь  ход  игры,  не  разрушая  её  своеобразия  и  самодеятельного  характера.  Как  доказано  целым  рядом  исследований  психологов  и  педагогов  (  А. П. Усовой,  Д. Б. Элькониным,  Р. Б. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, Т. А. Марковой  и  др.),  усвоение  игровых  способов  деятельности  происходит  под  руководством  взрослых,  при  их  непосредственном  участием.  Одних  знаний  и  впечатлений  недостаточно,  чтобы  дети  могли  самостоятельно  переносить  их  в  игру,  взрослый  первоначально  должен  помочь  ребенку  применить  их  впечатления  и  знания  в  игре.

Повседневно руководя  играми,  воспитатель  изучает каждого  ребенка,  выявляет  объединения  детей,  складывающиеся  игровые  коллективы.  Он  имеет  возможность  оценить  полезность  или  вредность  тех  или  иных  группировок,  сделать  вывод  о  необходимости  определенных  воздействий  на  детей. 

Воспитатель  должен  быть  близким  детям,  желанным  участником  игры.  Используя  содержание  и  правила  игр,  свою  игровую  роль,  он  тактично  направляет  её  ход,  взаимоотношения  играющих,  не  подавляя  их  самодеятельности.

Изучив  теоретический  и  практический  материал  по  данной  теме,  актуальностькоторой  неоспорима, были определены  цели  исследования:  выявить  задачи  и  приемы  руководства  сюжетно-ролевыми  играми,  их  отражение  в  плане работы,  роль  воспитателя  в  организации  и развитии  сюжетно-ролевых  игр.  

Объект  исследования:  сюжетно-ролевые  игры  детей.

Предмет  исследования:  методы  и  приемы  руководства  сюжетно-ролевыми  играми.

Гипотеза  исследования:  состоит  в  том,  что  использование  разнообразных  методов  и  приемов  в  организации  и  развитии  сюжетно-ролевых  игр  детей  старшего  дошкольного  возраста  способствует  обогащению  игр,  формирует  игровые  действия,  умения  и  интересы  детей.

На  основе  этого  были поставлены  задачи:

1.  Изучить  психолого-педагогические  аспекты  проблемы  руководства  развитием  сюжетно-ролевых  игр.

2. Выявить  задачи  и  приёмы  руководства  сюжетно-ролевыми  играми,  их  отражение  в  плане работы воспитателя.

3. Определить  роль  воспитателя  в  организации  и  развитии  сюжетно-ролевых  игр,  в  обогащении  знаний  детей  старшего  дошкольного  возраста,  в  формировании  игровых  умений  и  навыков.

В  работе  использованы  следующие  методы  исследования:

- анализ  психолого-педагогической  и методической  литературы.

- анализ  документации.

- педагогические  эксперименты  (наблюдение,  беседы  с  воспитателем,  детьми.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  руководства  сюжетно-ролевыми играми  детей

дошкольного возраста.

1.1. Значение сюжетно-ролевой игры как творческой деятельности

детей дошкольного возраста.

Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых: философов, социологов, историков культуры ( ГайнцЛибшер, Георг Клаус, К.Г.Юсупов, В.И. Стомин, В.И. Устеменко, Д.Н. Узнадзе и др. ) рассматривается своеобразие игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждение человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования, а для детей она имеет особое значение. Принято называть её “спутником детства”. У детей дошкольного возраста она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В неё вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра выступает как важное средство воспитания.В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра отражение жизни. Здесь все “как будто”, “понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания искренни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому творческая игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в тоже время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие качества.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средствдля выполнения задуманного: прежде чем отправится в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают доброе, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей творческие чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, навевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием и т.п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определятся её место в педагогическом процессе детского сада. В “Программе  воспитание и обучение в детском саду” указано, что игра – важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.

Таким образом, полученные данные показывают, что сюжетно-ролевые игры могут и должны найти определенное место в педагогическом процессе, они могут способствовать не только повышению уровня самостоятельных игр, но и повышению культуры нравственных чувств, накоплению знаний, формированию навыков поведения, социально значимых мотивов, интересов, воспитанию воли.

1.2.  Психолого-педагогические исследования по проблеме руководства

 сюжетно-ролевыми играми.

Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно играет. Однако такой опыт не всегда хороший советчик. Детская сюжетно — ролевая игра - один из сложных педагогических и психологических вопросов. Изучение сюжетно — ролевых игр детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания.

«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений», - пишет известный исследователь игры Д.Б. Эльконин. [25;113]

Л.С. Выгодский отмечал, «Человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми».[5;48]

Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Перед дошкольной педагогикой и психологией ставятся другие проблемы и задачи. Появляются современные игрушки, новые педагогические технологии, обогащается сюжетно - ролевая игра.

Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких — либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Поэтому роль общества в развитии сюжетно-ролевой игры неоспорима. Как мы знаем, рождение сюжетно-ролевой игры произошло внутри предметной деятельности малышей. На рубеже старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка. Именно в этом возрасте у ребенка возникает отделение своих действий от действий взрослых, появляется осознание своего «Я», происходит усилие потребности активно действовать в предметном мире и при этом действовать, как действуют взрослые.

Могут ли реализоваться в полной форме без педагогического руководства эти новые потребности и психологические качества ребенка, может ли он самостоятельно, активно включиться в мир сюжетно - ролевой игры?

Жуковская Р.И. в своей работе «Воспитание ребенка в игре» отметила, что “Актуальность данной темы неоспорима, в  современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение сюжетно - ролевой игры признано. Но руководство подчас осуществляется не на должном уровне. Огромные возможности сюжетно-ролевых игр, как правило, не используются”. [7;29]

Люблинская А.А полагала, что «ключевой фигурой в руководстве сюжетно-ролевыми играми является воспитатель, поэтому темп и характер развития у детей дошкольного возраста сюжетно - ролевой деятельности зависит в первую очередь от педагогических кадров». [13;65]

Духовная культура и профессиональная грамотность педагога, руководящего сюжетно-ролевыми играми детей должна быть творческой.

Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно -профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках. Среди них наиболее важными являются следующие:

отношение к обучающимся и воспитывающимся детям: установка на понимание, сопереживание, на относительную самостоятельность и независимость детей, на выявление творческого потенциала каждого ребенка,

  отношение к организации коллективной деятельности:

установка на развитие коллективного творчества, на созидание общих сюжетно - ролевых игр, на соблюдение традиций и норм коллективных норм жизни,

  отношение педагога к   самому себя: установка   назаинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе,ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.

В.А Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они открывали в нем что - то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».  [22;108]  Эти слова подходят к воспитателю, руководящему сюжетно - ролевой игрой, он так же должен постепенно вводить детей в мир сюжетно - ролевых игр, развивать фундамент для игры, руководить тактично и умно.

Усова А.П. отмечала, что «сюжетно - ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста - способ научиться тому, чему их никто не сможет научить. Это способ исследования и ориентации вокружающим мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети начинают жить в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя экспериментируя и обучаясь. И педагог должен быть умелым и терпеливым проводником ребенку в этом мире». [24;94]

Она подчеркивала, что в воспитании детей дошкольного возраста на ряду с обучением на занятиях важное место должно занимать педагогическое руководство игрой и трудовой деятельностью. Вопросы игры интересовали А.П. Усову с первых шагов её научной деятельности. Она внесла большой вклад в создание педагогической концепции игры и педагогического руководства ею. Эта концепция получила глубокое психологическое обоснование в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, а вопросы педагогического руководства игрой разрабатывались А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.Б, Менджерицкой и другими. Игра ребенка социальна по своему происхождению, является формой усвоения общественного опыта и развивается под влиянием окружающих взрослых.

Соответственно такому пониманию природы и движущих причин развития детской игры  А.П. Усова резко выступила против невмешательства в деятельность ребенка и настаивала на том, что играми детей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если оно основывается на глубоком понимании природы игры и на знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры.  Удовлетворения потребностей и интересов дошкольников является более сложным и трудным делом, чем, например, обучение на занятиях, и это руководство требует глубоких знаний и большого педагогического мастерства. Здесь особое значение приобретают не прямые поучения, а косвенные методы педагогического воздействия, способы организации жизни и деятельности детского сообщества, для чего воспитателю необходимо проникнуться его настроениями и замыслами, обогащая содержание детской деятельности и совершенствуя формы коллективных взаимоотношений междус детьми в соответствии с задачами воспитания.

Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства А.П. Усова отвечает, что это руководство должно существенно отмечаться от руководства другими видами деятельности. Нельзя учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают навыкам счета или письма, необходимо управлять формированием этих взаимоотношений, организуя жизнь детей с учетом их возможностей и интересов, и самодеятельность детского коллектива и требуемого русло. Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора.

Нечаева В.Г. считала: «важнейшая задача педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми по-прежнему является создание таких условий, при которых дети могут играть самостоятельно. Для этого педагог должен систематически проводить организованную сюжетно-ролевую деятельность и принимать в них участие в качестве ведущего, формировать у детей умение включаться в игровые отношения, соблюдать правила игры, решать дидактические задачи в процессе разнообразных игровых действий».[16;84]

Таким образом, старший дошкольный возраст - возраст сюжетно-ролевых игр и если не будет профессионального, чуткого и тактичного руководства игровой деятельностью детей этот процесс не сможет развиваться и формироваться до нужных высот, не станет средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

1.3. Характеристика сюжетно-ролевой игры.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – “ракету”, очутиться на луне, при помощи палочки – “скальпеля” – сделать операцию. Такая свобода в реализациизамысла игры и полет фантазий позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его не посредственно связана  с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игр, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие им реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия ( крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и д.р. ) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые( игры в семью, детский сад ), производственные, отражающие профессиональный труд людей( игры в больницу, магазин, животноводческую ферму ), общественные( игры празднования Дня рождения города, в библиотеку, полет на луну ).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку завися от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работаютв порту, встречают туристов.

В истории человечества есть и “вечные” сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечения больных и др. Естественно эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отмечается и в самойжизни.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняетсяи содержание игр. Например, дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специальности будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач ( в зависимости от специализации действия ), при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально “схватывается” в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности ( с чем человек действует: “человек-предмет”). Затем по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться  взаимоотношения людей ( “человек-человек” ), а сами предметы легко заменяются ( кубик – кусок мыла, хлеб, утюг, машинка ) или только мысленно представляются ( “как будто у меня акваланг и я спускаюсь на дно океана” ).

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развития содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, подчеркнутыми за пределами учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящие время распространены игры в путешествия, в том числе и космические, расширилась сфера отображения труда взрослых: обслуживающий  труд в банке, на транспорте, служба охран правопорядка и др.

В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий ( положил голову на лошадку – уснул ) дети активно используют речевые комментарии ( “Все как будто поспали – и сразу идем в зал на праздник!”;Давайте так: мы уже прилетели в Африку! ). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

-усиление целенаправленности,а значит; и последовательности, связности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересом, чувствовали ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким –либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роль которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, под их представлениям, не соответствуют их полу.

 Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику,последовательность действий(есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться),сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).

Таким образом, сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Однако в целях развития интересной, творческой игры, формирование правильных взаимоотношений дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми, начиная с раннего возраста.

1.4. Своеобразие сюжетно-ролевой игры.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Творческая игра должна входить в плановую педагогическую работу как одно из важных средств воспитания.

Сюжеты детских игр развиваются на основе опыта, приобретенного при наблюдениях окружающей жизни, а так же знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, при просмотре детских телевизионных передач.В игре заложены больше возможности для самостоятельного применения детьми полученных ранее знаний.

Большое значение для обогащения содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр меняют те сведения и опыт, которые дети получают на занятиях, при ознакомлении с окружающими явлениями общественной жизни, в процессе формирования представлений о природе.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях, общественной жизни ( праздники, экспедиции, полеты в космос, жизнь в городе, селе, микрорайона ). Однако знания о различных общественных и природных явлениях не всегда носят отчетливый характер Этим можно объяснить необыкновенную любознательность ребенка, его стремление ближе соприкоснуться с этими явлениями.

Программное содержание знаний для детей старшей группы обеспечивает формирование ряда конкретных знаний, умений, способов, которые позволяют им перевести широкий круг имеющихся у них представлений и самостоятельную деятельность, в том числе и игровую.

В играх старших дошкольников при условии правильного воспитания ясно выражен замысел, развит сюжет, оформлены роли, ролевые правила и действия. Проведенные наблюдения показывают, что в этом возрасте ролевые игры более организованны и оформлены, чем игры трех – четырехлетних детей, и что они значительно живее и непосредственнее, чем в школьном возрасте.

Детская творческая игра существенно отличается от игры подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изображаемой самим ребенком сюжетной игры, он сам как бы “завоевывает”этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игр, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры.

Большинство подвижных и дидактических игр построено на определенных правилах, овладевая которыми ребенок учится  играть и таким образом развивается, воспитывается.

Творческие игры детей также построены на правилах, но отличны от дидактических и подвижных игр, где правила дают в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми той общественной жизни где дети первоначально овладевают именно в изображаемых ими играх, разумеется, по своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности.

Игры, придуманные детьми, построены на замысле. Замысел – не плод отвлеченной мечтательности ребенка, он является результатом наблюдения окружающего. Характерно, что, осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше вырисовывается значения правил в игре.

Так как творческие игры создаются на основе наблюдения окружающего, но они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет. Потому в играх ребенок усваивает нормы нравственности этого общества незаметно, без особых пояснений.

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников приобретают самостоятельный характер и открывают просмотр для собственных игровых замыслов детей. В этих условиях недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя тем для игр, так и разучивание определенных сюжетов или тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу.

Дошкольники должны уметь свободно применять в игре все средства игрового совмещения: условные игровые действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображениями предметами, использовать выразительный жест и слово. Речь занимает все большее место в игре детей, что позволяет ей заменить многие игровые действия, обозначить ролью и замысел игры: раскрыть в слове смысловую сущность сюжета, ролевых отношений и проявить в игре фантазию. Особое значение для развития игры в этом возрасте приобретают способы согласования замыслов, помогающие выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх детей. Это связано с умением, образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать. Основу таких умений дети получают на специальных занятиях по развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности в обучающих играх ( подвижных, дидактических, играх драматизациях ).

Таким образом, к пяти годам дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своевременное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры: выбирать тему игры, создавать предметно-игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения.

 1.5.Организация, методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

Руководствосюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру и правду игры.

Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащает содержание жизни детей, расширяет их представления о труде и быте взрослых, о взаимоотношения людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как - бы отстаивается в сознании детей.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры.

Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми..

По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекает к обсуждению игры, подчеркивает положительные взаимоотношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.

Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно - ролевыми играми детей своей группы, воспитания их коллективистских начал.

В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи: 1) развитие игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Тесная связь обучения и воспитания с жизнью, с
современностью, приобщение детей к трудовым традициям
народа обеспечивает идейную направленностьформирующихся у детей знаний об окружающей общественной жизни. Обучение детей на занятиях, экскурсии, прогулки, наблюдения за жизнью взрослых и сверстников в повседневной жизни обогащают детей живыми представлениями об окружающем, которые и отражаются в сюжетно-ролевых играх.

Педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов создает "материальную основу" игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в школу, почту, путешествие, космонавтов и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Но такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Обстановка в групповой комнате старших детей должна давать возможность изготовлять игрушки-самоделки.

Для правильного руководства играми необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре и т.д.

Используемые   воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямогоруководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.

Основные знания дети получают на занятиях. Но занятия имеют свою логику и не могут быть подчинены игровым интересам детей. Однако у воспитателя имеются другие возможности пополнить знания детей в связи с возникшей игрой: во время наблюдений на прогулках, в разговорах с детьми, при чтении книг, путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций в свободное от занятий время и т.д.

Для того чтобы содержание знаний об окружающей жизни нашло отражение в сюжетно-ролевых играх, процесс ознакомления с окружающим должен захватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям общественной жизни.

 Одним из приемов косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

Все имеющиеся игрушки и игровые материалы находятся в свободном пользовании детей. Но время от  времени воспитатель меняет обстановку в игровых уголках.

Приемом создания игровой обстановки следует пользоваться с большой осторожностью, чтобы не навязать детям игру вопреки их желанию. Но если игры детей продолжительное время не изменяются, необходимо, меняя обстановку, вызывать у детей новые игровые интересы.

Прямые приемы руководства(ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т.д. Основное условие их использования - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

Основная задача руководства играми старших детей -развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Сохраняется задача обогащения содержания игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу.Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Воспитатель время от времени предлагает новую тему игры (преимущественно отдельным группам детей, чьи игры становятся стереотипными). При этом воспитатель не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей.

Возникают устойчивые игровые группировки, при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру "посторонних", например обособление в игре мальчиков и девочек. В этих случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, воспитатель может оценить поведение играющих: оценить проявление резкости, себялюбии, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Беседы должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от воспитателя умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель направляет их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывает помощь в изготовлении недостающего, приучает к элементарному планированию игры, к самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может дать совет, задать вопрос, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и.т.д. В старших группах педагоги реже берут на себя ту или иную роль, но дети охотно принимают воспитателя в свою игру, если он способен искренне войти в роль.

1.6.Планирование руководства сюжетно-ролевыми играми.

 

Важноезначение игры для воспитания ребёнка давно признано педагогикой.Однако нельзя считать решённым вопрос о том, какое место должна занимать творческая игра в работе с детьми Можно ли и нужно ли включать игру в план педагогической работы? Может ли руководство игрой быть планомерным, то есть возможно ли предвидеть, во что дети будут играть и какие приёмы руководства понадобятся? Какова связь между игрой и обучением на занятиях?

На практике игра большей частью не связана с плановой педагогической работой, с обучением по программе. В игре по инициативе детей может отражаться содержание занятий, но это бывает далеко не всегда, и воспитатель не заботится об этом. Руководство игрой часто сводится к подбору игрушек, случайным приёмам воздействия на детей. Получается противоречие: игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, путь познания мира, плановая педагогическая работа не связана с игрой.

Некоторые педагоги, наоборот, упрощённо понимают связь игры с обучением. После экскурсии или чтения книги они дают детям материал для отражения в игре, сами предлагают тему игры, считая, что с приобретением новых знаний, впечатлений сразу же появляются новые сюжеты игр. В данном случае неправильно толкуется известное положение "игра -путь к познанию мира". Получается, что виденное или слышанное повторяется, закрепляется в игре, этим значение игры и исчерпывается. Однако на самом деле путь познания ребёнком мира с помощью игры сложный и многогранный, в нём развиваются все стороны личности.

Во многих случаях игра служит толчком к расширению знаний. В игре, в практической деятельности, ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы. Этим непременно должен воспользоваться воспитатель, чтобы расширить и углубить знания детей.

Руководство игрой должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитателя заключается в следующем: жизнь отражается в игре всё полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся осознанными и глубокими, фантазия играющих делается богаче, средства изображения разнообразнее; игра приобретает всё более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников, обдуманность, договорённость. Руководя игрой, воспитатель сохраняет самостоятельность детей, развивает их инициативу, фантазию.

Опираясь на эти положения, следует подходить и к планированию игры.

Творческая игра должна входить в плановую педагогическую работу, как одно из важных средств воспитания. Игра связана с обучением: занятия питают игру, дают ей содержание. В игре дети применяют знания и навыки; приобретённые на занятиях эти знания и навыки получают в игре дальнейшее развитие. Однако содержание игры не совпадает полностью с программой занятий, оно шире, и, уже программы. Невозможно и ненужно добиваться того, чтобы в игре отражалось содержание всех занятий. Игра - важный, но не единственный способ отражения впечатлений детей, освоения знаний. Не во всё можно играть.

Творческая игра не может подчиняться узко дидактическим задачам. Важно, чтобы в игре отражались и закреплялись основные идеи, которыми пронизано обучение и воспитание в детском саду. Невозможно определить заранее, во что дети будут играть, когда появится та или иная игра. Поэтому в календарном плане сюжетно - ролевая игра, как правило, не указывается, но при отборе программного материала на месяц планируется и она.

Практика показала, что планирование игры по отдельным разделам снижает внимание к играм, в которых отражались ранее полученные знания, впечатления от домашней жизни. Кроме того, хотя игра тесно связана со всеми разделами программы, она имеет и свои задачи на особый вид деятельности. Планирование игры определяется задачами воспитания, намеченными на данное время программным материалом. При планировании следует опираться на данные систематических наблюдений за детьми, изучение их игр.

В плане намечаются задачи, которые ставит воспитатель при руководстве сюжетно - ролевой игрой, и основные пути этого руководства. Планируется работа с коллективом детей и с отдельными детьми. Основной вопрос методики руководства сюжетно - ролевой игрой - влияние на её содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение. Опыт передовых воспитателей и специальные исследования показывают, что влияя на содержание игры, воспитатель выполняет задачи всестороннего развития ребёнка. Может ли это влияние быть плановым? В некоторой степени да. Внимательно наблюдая за детскими играми, воспитатель видит, какие из них полезны, и обдумывает, как способствовать их развитию - провести наблюдение, прочитать книгу или подобрать игрушки. Воспитатель намечает также, каким путём пробудить интерес к новой теме игры, связанной с полученными детьми знаниями (сюжет игры и время её проведения не определяются). Разумеется в течении месяца могут возникнуть новые игры, всего предусмотреть воспитатель не может. Например, в плане старшей группы на месяц указано: поддерживать начатые детьми игры в "уличное движение", "транспорт". Для этого сделать с детьми светофор, номера для трамваев, предложить построить улицу из настольного строительного материала. Добиться более интересного содержания игр в "детский сад": уточнить представления детей о работе повара, врача, медицинской сестры, сделать с детьми плиту, дать кукольную кухонную посуду. В плане следующего месяца пишется: для игры в улицу настольным строительным материалом добавить деревья из картона, трамваи, автобусы, троллейбусы, грузовики, сделанные детьми, картонные фигурки людей. Для отражения в игре экскурсии в библиотеку сделать маленькие книжки для кукол.

В своём рабочем плане педагог должен намечать и задачи воспитания у дошкольников коллективизма, дружбы. Всё это прекрасно осуществляется в игре: дети приучаются играть вместе - распределять роли, договариваться, согласовывать свои действия, считаться с товарищами, заботиться о них.

Большое внимание в плане должно уделяться индивидуальной работе с детьми, направленной на формирование характера ребёнка, его отношения к товарищам, развитие его творческих способностей.

Составляя перспективный план на месяц или квартал (практика показывает целесообразность такого планирования), воспитатель, руководствуясь программой, обдумывает, какие задачи могут быть решены с помощью сюжетно - ролевых игр и как это сделать. В плане намечаются наблюдения, зрелища, книги, которые вызывают у детей интерес к разным явлениям жизни и могут повлиять на содержание их игр: указывается, какой материал для игр на эти темы следует подготовить; какими приёмами изготовления игрушек, сооружения построек нужно научить детей за это время.

Таким образом, план на месяц помогает воспитателю в целом представить себе работу по руководству играми. От воспитателя не требуется внимательное наблюдение за детьми, постоянное обдумывание того, как своевременно применить тот или иной приём руководства, дать игре нужное направление.

Для правильного планирования руководства творческими сюжетно - ролевыми играми детей, воспитателю необходимо знать любимые игры детей, их содержание, знать, как объединяются дети в играх (кто с кем и в какие игры играет), насколько дети самостоятельны в игре, какие игрушки предпочитают, как развиваются игры детей от возраста к возрасту (как изменяется и обогащается их содержание, усложняется поведение детей в игре, нарастает их самостоятельность). Всестороннее изучение игр детей очень важно, так как планированию подлежит не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по её руководству. Воспитатель, планируя своё руководство играми, должен стремиться сохранять и развивать детскую самостоятельность в игре. При планировании руководства сюжетно - ролевыми играми указываются конкретные задачи педагогического воздействия: обогащение содержания, формирование у детей умений играть с игрушками, правильно строить отношения друг с другом в процессе игры, обучение детей новым игровым действиям, умениям построить сюжет, договориться по поводу игры, создать нужную обстановку и т. д. При этом воспитатель уделяет внимание не только коллективным, но и индивидуальным играм детей.

Включая в план задачи воспитания взаимоотношений и поведения детей в игре, воспитатель учитывает содержание игр детей и их игровые умения.

Планирование приёмов руководства (участие в игре, в сговоре, показ игрового действия, способа использования игрушки, совет, указание и др.) также возможно, если воспитатель хорошо знает игры детей своей группы (например, он может запланировать участие в играх определённой группы детей). Если игровые интересы детей не обогащаются, воспитатель может запланировать предложение новой темы, пользуясь при этом разнообразными приёмами (создание игровой обстановки или её элементов, внесение отдельных игрушек, рассказ об увиденной игре, рассматривание иллюстраций с изображениями играющих детей и т. д.). Основное условие предложения новой темы - наличие у детей соответствующих впечатлений.

 

 

 

Глава 2.  Сюжетно-ролевые  игры  детей  старшего  дошкольного

возраста и  руководство  воспитателя.

2.1.  Анализ  роли  воспитателя  в  организации  и  руководстве

  сюжетно-ролевыми  играми  детей.

Экспериментальная  работа  проводилась на  базе  детского сада № 3,  города Горячий  ключ  с  детьми  5  года  жизни,  в  течение  трех  месяцев.

   Задачи  констатирующего  эксперимента.

1.  Выявить место сюжетно-ролевых игр  в  режиме  дня, их  отражение  в  плане.

2.  Выявить  роль  воспитателя  в  организации  сюжетно-ролевых  игр,  задачи  и  приемы  руководства  по  обогащению  знаний  детей  и содержание  сюжетно-ролевых  игр.

Данные  задачи  решились  методами:

-   Анализ  плана  воспитателя,

-   Беседа  с  воспитателем.

-   Наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей.

1.  Целью  анализа  плана  воспитателя  было  выявить:

  -   какое  место  в  режиме  дня  занимают  сюжетно-ролевые  игры,

  -   какие  цели  руководства,

  -   как  обогащает  знания  детей  и  содержание  детских  игр.

Анализ  плана  воспитателя  за  месяц ( см. приложение №1)

  Беседа с  воспитателем.

Из беседы  с  воспитателем,  целью которой  было  выяснить  роль  педагога  в  руководстве  сюжетно-ролевыми  играми  детей  и  уровень  развития  сюжетно-ролевой  игры  у  детей  данной  возрастной  группы  было  выявлено,  что  развитие  сюжетно-ролевых  игр  находится  не на достаточно должном  уровне.  

Дети  не  могут  самостоятельно  организовываться  в  играх,  во  время  игр  часто  происходят  конфликты  на  почве  распределения  ролей  и  выполнения  взятой  на  себя  роли.  

Сюжеты  игр  очень  ограничены,  они  в  основном  касаются  только  бытовой  тематики.  Распределение  игровых  ролей  возможно  только  при  участии  педагога,  игровые  действия  скудны  и  однообразны.

Содержание  игр  отражает  лишь  внешнюю  сторону  человеческой  деятельности  или  отношение  людей  к  своей  работе.

  Дети  не  могут  самостоятельно  включать  в  игры  несколько  сюжетов  игр.

Дети  старшей  группы  не могут  использовать  в  полном  объёме  атрибуты  для  сюжетно-ролевой  игры,  самостоятельного  изготовления  атрибутов  к  сюжетно-ролевым  играм  детям  не  предлагается.

  В  групповой  комнате  и  на  веранде  создана  предметно-развивающая  среда,  которая  может  помочь  развитию  сюжетно-ролевой  игры, но игрового материала не достаточно.

Коллективные  отношения  детей  данной  возрастной группы несколько  напряжённые,  дети  разбиты  на  подгруппы,  которые  существуют  каждая  по  себе.

  Педагог  набрал  группу  детей  в  начале  учебного  года  и  поэтому  работа  по  формированию  коллективных  отношений  в  группе  и  развитии  сюжетно-ролевых  игр  только  начата.

  Анализ  уровня  развития  сюжетно-ролевой  игры  у  детей  старшего  дошкольного  возраста,  проведенный  в  результате  наблюдения  игр ( см.приложение № 2  ).

Наблюдение  проводилось  в  естественных  условиях,  за  самостоятельными  сюжетно-ролевыми  играми  детей  старшей  группы.

Таким образом,  на  основе  проведенного  исследования  видно,  что:

-  инициатором  сюжетно-ролевых  игр  в основном  становится  педагог,  он  распределяет  роли,  сам  придумывает  сюжет  игры,  в  результате  чего  дети  играют  без  инициативы,  не  включают  в  игры  элементы  творчества  и  воображения.

- общение  с  детьми  происходило  в авторитарном стиле,  воспитатель  мало  использует  поощрений,  мало  обращает  внимания  на  индивидуальные  особенности  детей  данной  группы.

- контакт  и  общение  у  детей  затруднены,  понимание  игровой  ситуации  и  реагирование  на  нее  не  всегда  адекватны.  Поведение  детей  не  достаточно  организованное.  Кругозор  детей  ограничен,  знания  даже  о  непосредственно  окружающем  отрывочны,  бессистемны.

- уровень  активности  и  самостоятельности  детей  в  игре  низкий,  при  выполнении  детьми  игровых  ролей  требуется  постоянная  внешняя  стимуляция. Интерес  к  игре  достаточно  прослеживается,  проявляют  любознательность  к  новым  игровым  действиям  и  правилам,  но  из-за  недостаточного  опыта  и  знаний  игры  быстро  угасают  или  не  могут  развернуться  в  полном  объеме.

- дети  могут  удерживать  цель  игры,  намечать  план  игры,  выбирать  адекватные  игровые  средства,  проверять  результат  свой  и  партнера  по  игре,  однако  в  процессе  игры  часто  отвлекаются,  могут  выйти  из  игры,  трудности  и  конфликты  в  играх  преодолеваются  только  с  помощью  педагога.

Дети  плохо  играют  с  атрибутами, совсем  не  используют  в  играх  предметы - заменители,  хотя  они  есть  в  наличии.

Хочется  отметить,  что в групповой  комнате  и  на  веранде  недостаточно  продуманы  уголки  для  игр,  нет  пространственно-развивающей  среды.

  Так  же  можно  отметить, что речь  детей не соответствует возрастным  нормам:  дети  затрудняются  в  поиске  слов,  в  выражении  мыслей,  в  речи  встречаются  отдельные  грамматические  погрешности,  она  недостаточно  выразительна.

Вывод: дети  не  обладают  уровнем  развития  сюжетно-ролевой  игры,  который  должен  соответствовать  данной  возрастной  группе,  то  есть  уровнем  длительного  общения  и  взаимодействия  на  основе  интереса  к  интеллектуальному,  нравственному,  художественному  содержанию  игры,  а  так  же  тем  движениям  и  действиям,  которых  она  требует.

Таким  образом,  возникла острая необходимость  проведения  формирующего  эксперимента.  

 

 

  Заключение.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Р. И Жуковская, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)

2. Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема обогащения сюжетно-ролевых игр актуальна для современного детского сада.

3. Повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр можно реализовывать на основе любых форм организации методической работы. В нашей работе такой формой было определено консультирование и анализ планов работы.

4. В результате проведенной методической работы с целью обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста выявлены положительные изменения: повышение интереса к профессиональной деятельности, улучшение эмоционального настроя в коллективе и в работе с детьми. Совершенствование методической подготовки по данной проблеме сказалось на улучшении их воспитательно-образовательной работы с детьми по организации сюжетно-ролевых игр, активизации работы с родителями.

Своеобразие игр требует от воспитателя большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Важно, чтобы воспитатель был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них “сверху”. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую либо роль или не берет. Только тогда наиболее успешно выполняется педагогическая функция взрослого. Дети очень высоко ценят такого рода “невмешательства”, хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участие в играх.

 

 



 

 

Приложение № 1

Анализ  плана  воспитателя  за  месяц.

Место в режиме дня. Название игры или деятельности воспитателя по обогащению знаний.

Цели руководства. Направления на формирование игровой деятельности направленные, на формирование взаимоотношений.

Участие воспитателя, форма детей организации.

Обогащение сюжетно-ролевых игр.

Прогулка. Организация сюжетно-ролевой игры <<Семья>>.

Продолжать учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли.

Воспитатель участия не принимал. Предложил атрибуты для игры. Помогал распределить роли.

Обогащение игры происходит за счет атрибутики, введение новых игровых ролей.

2 половина дня. Организация сюжетно-ролевой игры<<Больница>.

Закреплять умения и навыки детей в организации и развитии сюжета игры, выполнении ролей, выбранными детьми.

Предлагает проблемную ситуацию<<В группе заболели игрушки>>, помогает распределить роли, раскрыть цели выполнения данной роли.

Обогащение игры происходит за счет включение в игру проблемной ситуации, введение в игру сюжетно-ролевой игры<<Семья>>.

2 половина дня. Театр теней. По мотивам русской народной сказки <<Спор животных>>.

Развитие у детей творчества, расширение кругозора, развитие театральных умений и навыков.

Разучивание текстов, обучение детей навыкам и умениям театральной деятельности.

Обогащение игры происходит за счет взятой на себя роли сказочницы педагогом. Распределение ролей. Разделение детей на зрителей и исполнителей.

1половинаЧтение детям произведениядня. <<Самый лучший пароход>>.

Расширять знания детей о транспорте и труде взрослых на нем. Закреплять знания о профессиях и профессиональных качествах, которые нужны этим людям.

 

Обогащение происходит за счет художественного слова, включения в игру момента фантазирования, беседы.

2 половина дня. Сюжетно-ролевая игра <<Путешествие на корабле>>.

Введение новой игры. Формировать умение быстро и активно включаться в новый сюжет, распределять роли, умения выполнять взятую на себя роль до конца. Выполнять приказы капитана.

Педагог взял на себя роль боцмана, роль капитана выборная, остальные матросы и пассажиры.

Обогащение игры происходит за счет ранее прочитанного произведения и его обсуждения, за счет непосредственного участия педагога в игре.

2 половина дня. Сюжетно-ролевая игра <<Библиотека>>.

Воспитывать бережное отношение к книгам, развитие умение ухаживать за книгами (подклеивать, аккуратно складывать и т.д.). Задач на формирование детских взаимоотношений не запланировано.

Воспитатель организовал игру, в основном в ней принял участие девочки. Мальчики быстро утратили к ней интерес.

Обогащение игры не было, игра постепенно превратились в ремонт книг.

Прогулка. Экскурсия к автобусной остановке.

Продолжать показывать детям важность труда людей и разнообразие профессий (шофера). Развивать потребность участвовать в жизни взрослых людей, желание подрожать хорошим примерам.

Рассказ воспитателя о труде шофера автобуса. Вопросы к детям после экскурсии.

Обогащение сюжетно-ролевой игры <<Шоферы>> происходит за счет непосредственного наблюдения труда шофера, рассказа воспитателя, анализа экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 Анализ  уровня  развития  сюжетно-ролевой  игры  у  детей  старшего  дошкольного  возраста,  проведенный  в  результате  наблюдения  игр.  

Место в режиме дня, название, количество детей.

Как была организована игра. Условия для игры. Замысел игры, постановка игровых целей.

Роль и игровые действия и умения.

Развития сюжета.

Участие педагога в игре. Приемы организации и руководства игровой.

Прогулка.<<Путешествие на корабле>>. 10 человек.

Педагог организовал игру создав проблемную ситуацию. Условия: корабль на участке, атрибутика. Включить в игры большее количество ролей. Учить детей творчески подходить к выполнению своей роли.

Роли: капитан, боцман, матросы, мед.работник, пассажиры. Действия профессионального характера и использование бытовых. Общение между членами команды и пассажирами.

Развития сюжета не пошло. Дети выполнили стандартный набор действий, дети не знают, что дальше можно делать членам экипажа, игра распалась.

Педагог организовал игру, взял на себя роль боцмана. Разрешал конфликты между играющими. Не предпринял введения в сюжет нового игрового содержания.

2 половина дня.

<<Библиотека>>10 человек.

Игра организована педагогом. Организация библиотеки (читального зала). Ремонт книг.

Роли: библиотекари, читатели, мастера по ремонту книг. Библиотекари и мастера роли выполняли хорошо, читатели вскоре разбежались.

Сюжет угас, потому что не были введены  дополнительные линии.

Педагог направлял и руководил игрой, Распределил роли. Использовал поощрения. Заинтересовывающий момент.

2 половина дня.

Путешествие на корабле. 10 человек.

Игра организована педагогом, роли распределяли вместе с детьми путем обсуждения, предложенных кандидатур. Плавание к берегам Африки . Условия для игры были созданы. Игровые действия дети выполняли вяло, без творчество.

Роли были распределены неправильно, на ведущие роли попали дети, которые не могут развить сюжет, не знают правила поведения данной роли.

Развития сюжета не было, потому что дети плохо знают эту сторону взрослой жизни, не организованны.

Педагог руководил началом игры, после того как он покинул игру, игра распалась. Использовал заинтересовывающий момент, но не продумал развитие сюжета игры.

 

 

 

 

Приложение № 3

Уровни развития сюжетно-ролевой игры ( по Д.Б. Эльконину ).

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

  1

  2

3

  4

5

Основное содержание игры

Действия с определе-нными предметами, направленные на соучастника игры

В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному

Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры

Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям

Характер игровой роли

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения

Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения

Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвя-заны. Речь носит ролевой характер

Характер игровых действий

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций

Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны

Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры

Отношение к правилам

Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют

Нарушение последовательности действие не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятии ничем не мотивируется. Правило ясно еще не вычленяется, но оно уже может победить в случи конфликта непосредственное желание

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность , но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждать первое

 

Список  используемой литературы:

1.  Бондаренко А.К. Воспитание  детей  в  игре. – М.: “ Просвещение”, 2003.

2.  Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М.: “Педагогика”, 1998.

3.  Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных  учреждениях. – М.:” Просвещение” 1986.

4.  Воронова В.А. Творческие игры старших дошкольников. – М.:”Просвещение”, 1988.

5.  Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1989.

6.  Доронова Т.Н., Каробанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М.: издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2008.

7.  Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.:”Академия педагогических наук”, 1963.

8.  Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.:”Педагогика”, 1975.

9.  Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики. – М.:”Педагогика”, 1980.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:2008.

11.  Короткова И.А., Михайленко И.Я. Как играть с ребенком. – М.:”Просвещение”, 1990.

12.  Короткова И.А., Михайленко И.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2007.

13.  ЛюблинскаяА. А"Детская психология"Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.М., «Просвещение», 2008.

14.  Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. – М.:”Вэшэйная школа”, 1977.

15.  Менджерицкая Д.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. – М.: “Просвещение” 1982.

16.  Нравственное воспитание дошкольников. Под ред. В.Г. Нечаевой. -
М., 2005.

17.  Парамонова Л.А., Ушакова О.С. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М.: “Просвещение” 1987.

18.  Проблемы детской игры: психолого-педагогический аспект / Под редакцией Н.Н. Поддъякова, Н.Я, Михайленко. – М., 1997.

19.  РубинштейнС.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1998.

20.  Скоролупова О.А., Логинова А. В. Играем – играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: издательство скрипторий 2006.

21.  Старший дошкольный возраст в игровой деятельности: Сборник / Под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова – СПб.: “Детство - ПРЕСС”, 2006.

22.  СухомлинскаяВ.А.. "О воспитании"Москва, 2008.

23.  Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: “Просвещение” 1976.

24.  Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: “Просвещение” 1980.

25.  ЭльконинД.Б.Психология игры. – М.: “Педагогика” 1987.

Похожие работы на - Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!