Насосы и пожарные автомобили
Насосы и пожарные автомобили
XVII
- XVIII вв. подготовили почву для небывалого научно-технического прогресса.
Большие успехи науки позволили достичь значительных результатов и в создании
пожарно-технического оборудования. Начиная со второй половины XVIII в.,
появляется техника, изменившая тактику и способы борьбы с огнем. Меняется и
облик пожарных формирований. Начинается период повсеместного образования
профессиональных команд.
До
30-х годов XIX столетия ручные водозаливные (водоливные) трубы были основным
техническим средством тушения пожаров. Над их созданием работал ряд выдающихся
механиков того времени. Только в России использовалось свыше 20 типов ручных
насосов собственного производства.Тщательное хранение секретов производства,
отсутствие обмена информацией приводило к тому, что изобретатели независимо
друг от друга создавали несовершенные насосы.
Например,
насос английского производства 1766 г. и немецкий образца 1785г. объединял один
недостаток- вода из них выбрасывалась через стационарный ствол, который мог
вращаться только вокруг своей оси. А так как дальность действия водяной струи
этих насосов составляла примерно 6-7 метров, то приходилось их устанавливать на
минимальном расстоянии от очага пожара. По этой причине очень много воды
попадало на огонь. Большая ее часть разливалась бесцельно. В то же время еще в
1672 г. братья Ван дёр Хейде предложили заменить неудобную поворотную шейку
рукавами, при этом дальность действия водяной струи уже составляла примерно 10
метров.
Заливные
пожарные трубы (не насосы, а именно трубы, т.к. под трубой подразумевали
устройство только для тушения огня, тогда как термин “насос” употребляли для
обозначения механизма для перекачивания не только воды, но и других жидкостей)
не имели рукавов для всасывания воды из естественных водоисточников, а
снабжались специальными заливными ящиками, куда вода подавалась ведрами. Подача
воды на пожарах с помощью подобных насосов требовала больших затрат ручного
труда. Например, в середине XVIII в. для обслуживания одной трубы необходимо
былопримерно 50 человек. Из них 30 человек ведрами носили воду в короб, 12 - в
две смены качали коромысло насоса, и 8 - обслуживали выкидные рукава и ствол.
Различали
большие, средние и мелкие заливные трубы, производительность которых была
соответственно 18, 15 и 12 ведер в минуту (в литрах соответственно 216, 180 и
144 л/мин). В комплект большой и средней труб входили рукава длиной 40 м, а
малой - длиной 16 м. Малая труба - это одноцилиндровый поршневой насос,
переносимый двумя пожарными. Ее использовали для тушения огня на верхних этажах
зданий. Воду к ней подавали большой и средней трубами, первая из которых
устанавливалась возле здания и подавала воду в короб средней трубы. В
зависимости от местонахождения очага пожара средняя труба устанавливалась либо
на первом этаже, либо выше. А уже отсюда воду качали в короб малой трубы.
Позднее ведра заменили бочками, которые вместе с трубами перевозились на
повозках. Компоновка таких повозок была разной. В Венгрии, например,
трубно-бочечный ход запрягали парой лошадей, а насос размещали между сиденьем
кучера и бочкой. Такая компоновка имеет ряд недостатков.
Во-первых,
площадку для перевозки насоса целесообразно устраивать позади бочки-легче
снимать трубу с хода. Кроме того, при этом имеется возможность использовать для
перевозки людей и другого снаряжения три свободных стороны (слева, справа и
сзади). В Польше получили широкое распространение (особенно в малонаселенных
районах) одноконные двухколесные конно-бочечныехода. С их помощью доставляли
емкости, рассчитанные на 180 - 216л воды. Использовались также и
четырехколесные пароконные повозки с большой бочкой, вмещавшей 48 л воды. На
таких повозках перевозили также лестницы и пожарных. В России в XIX в. перевозку
людей и инструментов осуществляли на конных линейках, представляющих собой
четырехколесную рессорную повозку, в которую впрягали четверку или тройку
лошадей. В начальный период использования их изготовляли почти целиком из
древесины, а затем ряд элементов стали делать из металла. Это повысило
прочность линеек и сделало их более легкими. Этими и другими
усовершенствованиями добивались сокращения времени прибытия на пожары.
У
американских пожарных в 1882 г. использовался для перевозок трубо-линеечный ход.
В отличие от известных у этого хода больше диаметр колес, а под скамейками на
уровне задней оси предусматривалось место для ручной трубы. Такая компоновка
позволила перевозить больший набор пожарных инструментов.
Общей
деталью всех ходов являлась их яркая окраска. В начале XX в. конные хода
тщательно отделывали и использовали для покраски красные эмали. Отдельные
металлические части окрашивались в черный цвет, а деревянные детали покрывали
лаком. Германские мастера, например, украшали ободья двухметровых деревянных
колес, кузова и дышла ходов затейливым орнаментом и резьбой, сам насос
расписывали. Словом, конный ход своим обликом напоминал дворянскую карету.
Весь
пожарный обоз в начале XXI в. был выкатным. По тревоге повозки выкатывались
вручную на улицу; одновременно выводились из конюшен лошади. При этом способе
закладки обоза время сбора по тревоге составляло 90 - 105 секунд. С помощью
различных усовершенствований (подвесная сбруя и т.п.) время сбора было снижено
и составило 50 секунд. Эта работа требовала постоянных тренировок и была очень
тяжелой, так как типовой обоз пожарных команд был очень громоздким. Например,
обоз петербургской команды состоял из линейки для боевого расчета и инструмента
(отсюда название: линеечный или трубо-линеечный ход при наличии ручной трубы);
насосно-бочечных или бочечных ходов (40-ведерной бочки с ручным насосом или без
него) и повозки для багров (багорного хода). Позднее в состав обоза включили и
механические лестницы.
Работы
по модернизации поршневых насосов в конце XVIII -начале XX вв. не внесли
принципиальных изменений. Их дальнейшее усовершенствование касалось, в
основном, конструктивных элементов. Появляются шлифованные латунные поршни,
шаровые клапаны, заливные коробки из листового железа взамен деревянных, обшитых
медью и т.п. Например, в шестидесятых годах XIX столетия французская труба
имела чугунные цилиндры, резиновые шаровые клапаны, кожаные поршни. Российский
инженер Густав Лист, трубам которого неоднократно присуждались медали высшего
достоинства, отказался от применения кожаных клапанов и поршней, заменив их
медными. Это усовершенствование повысило надежность трубы и ее
работоспособность.
Основное
направление совершенствования переносных насосов - снижение их веса, что
позволяло ускорить подачу “первого ствола” при тушении пожаров в многоэтажных
зданиях. В 60-х годах прошлого века большой интерес вызвала новинка
-гидропульт, который предназначался для пользования населением. Печать того
времени уделяла гидропульту много внимания. Но как было показано выше, в 1450г.
в Вюрцбурге уже имелись устройства, имевшие с гидропультом больше общего,
нежели отличий. Поэтому можно говорить лишь о создании брандспойтов нового
поколения, их модернизации. Различали два вида гидропультов: гидропульт-ведро и
гидропульт-костыль. В отличие от брандспойта в его поршне имелся открывающийся
клапан. В верхней части насоса, ниже сальника для прохода штока поршня, имелся
штуцер, к которому присоединялся выкидной рукав с металлическим стволом. В
первом случае жидкость всасывалась насосом из ведра, а во втором - гидропульт
конструктивно не был соединен с резервуаром. Подобный насос использовался во
многих странах. Один из создателей гидропульта нового поколения - русский
механик Павел Зарубин, получивший в 1864 г. за этот насос золотую медаль
Экономического общества. Вот что он писал о своем изобретении: “Бесспорно, что
гидропульт по своему внешнему устройству есть такой ручной насос, удобнее
которого до сих пор не было, и что он может принести большую пользу каждому
домовладельцу, если случится тушить не вполне еще развившийся пожар...”
Подобные насосы применялись около ста лет.
В
XVIII - XIX вв. создается большое количество центробежных насосов различного
типа. Причем их конструкции зачастую не учитывали имеющихся достижений. Так
случилось, например, с Эйлером, предложившим худшую по сравнению с насосом
Папена конструкцию центробежного насоса. В 1838 г. русским инженером А.
Саблуковым вторично изобретается насос Папена. Основу его конструкции
составляет цилиндрический корпус, соединенный посредством патрубка с
резервуаром, наполняемым водой. Внутри корпуса устанавливалось четырехлопастное
колесо с радиальными лопатками. Принцип действия насоса был основан на
отбрасывании воды вращающимися лопатками от центра насоса к цилиндрическому
патрубку с выкидным отверстием. Все устройство насоса отличалось простотой, так
как в нем не было трущихся частей, кроме вала с насаженными на нем лопатками.
По мнению автора, преимущество подобных насосов перед поршневыми заключалось в
простоте конструкции, небольших габаритах, небольшими потерями на трении. Кроме
того, насосы могли работать при наличии в воде примесей песка и глины.
В
1851 г. на Всемирной выставке в Лондоне уже был представлен целый ряд
центробежных насосов, прошедших испытания. В таблице приведены их основные
технические характеристики.
Автор насоса
Похожие работы на - Насосы и пожарные автомобили
|